Правовой статус и виды работ кадровой службы и каждого ее работника нормативно закрепляет

Обновлено: 28.04.2024


Кадровая служба организации
За работу по профилактике стрессов персонала в кадровой службе организации
отвечает …

2) штатный психолог
За работу по психологической поддержке персонала в кадровой службе
организации отвечает …

1) штатный психолог
К внешним коммуникациям кадровой службы организации относятся
коммуникации с …

2) налоговыми органами
К внешним коммуникациям кадровой службы организации относятся
коммуникации …

2) с консалтинговыми фирмами
К внешним коммуникациям кадровой службы организации относятся
коммуникации …

1) с профессиональными образовательными учреждениями
К внутренним коммуникациям кадровой службы организации относятся
коммуникации с …

3) руководителями структурных подразделений
К внутренним коммуникациям кадровой службы организации относятся
коммуникации с …

3) дирекцией организации
К внутренним коммуникациям кадровой службы организации относятся
коммуникации с …

1) финансовой службой организации
К организациям-посредникам, с которыми взаимодействует кадровая служба
организации при привлечении персонала, относятся …

рекрутинговые агентства
Кадровая политика – это …

1) совокупность целей и способов их достижения по кадровому направлению деятельности организации


Кадровая служба организации
Кадровая служба организации отвечает за деятельность организации на …

1) внутриорганизационном рынке труда
Кадровая служба организации представляет собой …

2) подразделение, отвечающее за кадровое направление деятельности организации
Кадровая служба организации является …

функциональным подразделением
Кадровая служба предоставляет сведения о списочной численности работников,
прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, сведения о приеме,
перемещении, увольнении …

2) в бухгалтерию
Корректировка проекта кадровой политики осуществляется …

1) руководителем кадровой службы организации
Лидер-разработчик инновационных проектов в области кадрового менеджмента,
требующих большого внимания и тщательной проработки, – это кадровый …

2) инноватор
Методика текущей оценки персонала разрабатывается …

1) кадровой службой организации
Наиболее эффективным подходом к разработке методики текущей оценки
персонала является разработка …

2) единой методики текущей оценки, дифференцированной по профессиональным категориям персонала
Наличие психолога в службе персонала организации малого бизнеса …

2) нецелесообразно
Наличие юриста в службе персонала организации малого бизнеса …

2) нецелесообразно
Нормативная численность персонала – это …

1) определенное и научно обоснованное число работников предприятия


Кадровая служба организации
Правовой статус и виды работ кадровой службы и каждого ее работника
нормативно закрепляет …

1) положение о службе и должностные инструкции
При заполнении трудовой книжки запись о приеме на работу должна …

4) содержать название организации в тексте записи о приеме на работу
Принятие ответственности за создание соответствующей организационной
структуры, обновление ее элементов, моделирование бизнес-процессов, а также
осуществление организационного аудита – это задачи …

2) стратегического партнера
Производственные подразделения предоставляют кадровой службе …

1) графики отпусков

2) расчеты потребности в рабочей силе

3) представления о поощрении
Процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью
устранения причин, сформировавших конфликт, и приведения поведения
участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами
взаимоотношений – это …

управление конфликтами
Работа кадровой службы организации по формированию политики мотивации
включает разработку …

3) новых методик оценки труда
Работа кадровой службы организации по формированию системы экономической
мотивации включает разработку новых … труда.

3) методик оценки
Работа кадровой службы по профилактике конфликтов состоит в …

1) выявлении и предотвращении конфликтов
Работа кадровой службы по профилактике стрессов состоит в …

1) выявлении и предотвращении стрессов
Работа по формированию и поддержанию корпоративного духа в организации
осуществляется …

2) штатным психологом


Кадровая служба организации
Работа по реализации кадровой политики осуществляется …

2) кадровой службой организации
Разработчик и реализатор творческих подходов в областях деятельности КС,
компетентный в специальных и технологических знаниях, – это кадровый …

1) технолог
Расширение используемого организацией перечня мотивационных инструментов
группового и индивидуального характера – это политика … поддержки персонала.

2) социальной
Роль кадровой службы в реализации политики психологической поддержки
заключается в …

1) формировании корпоративного духа
Руководитель кадровой службы имеет статус …

1) руководителя линейного подразделения
Сервисными структурами, с которыми взаимодействует кадровая служба
организации при регулировании численности персонала, являются …

1) государственные службы занятости
Система управления персоналом представляет собой …, в которой реализуются
функции управления персоналом.

2) систему
Совокупность личностных качеств, обеспечивающих работнику возможность
эффективно работать на определенном рабочем месте, – это …

2) личностные компетенции
Совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для
выполнения специалистом функциональных обязанностей на определенном
рабочем месте, – это …

1) профессиональные компетенции
Специалист, имеющий панорамное видение ситуации в организации, обладающий
практическими навыками в области управления персоналом и навыками эксперта,
– это кадровый …

3) консультант


Кадровая служба организации
Специалист, осуществляющий оперативную кадровую работу, – это кадровый …

2) исполнитель
Списочная численность – это …

число официально работающих на данном предприятии людей и числящихся в штате данного предприятия
Стадии процесса документирования, учета и отчетности в кадровой службе
располагаются в следующей последовательности:

1 . обновление учетных массивов, внесение изменений и дополнений в учетные персональные данные работников (ведение учетных массивов)

2 . составление регламентированной отчетности по кадрам и выдача справочной и справочно-аналитической информации по разовым запросам

3 . формирование учетных массивов информации
Стереотипная модель поведения, обусловленная профессиональной позицией,
задачами профессиональной деятельности и требованиями профессиональной
среды, – это …

3) профессиональная роль
Установите соответствие между типами документов и местами их хранения:

A . любые кадровые дела, папки с документами, картотеки, машиночитаемые документы, учетные журналы и книги учета
⟶ D . хранятся в кадровой службе в рабочее и нерабочее время в металлических постоянно запертых шкафах

B . массивы документов, закрепленные за конкретным работником
⟶ E . хранятся в личном шкафу у каждого работника кадровой службы

C . трудовые книжки, печати, штампы, бланки документов, ключи от рабочих шкафов работников
⟶ F . хранятся в сейфе руководителя кадровой службы
Утверждение проекта кадровой политики осуществляется …

3) первым руководителем организации
Фаза конфликта, в которой стороны стремятся по возможности достичь своих
целей путем переговоров, в ходе которых изменяют свои личные интересы на
общие, устраивающие обе стороны, – это …стадия.

1) компромиссная, или дипломатическая
Функцию утверждения программы повышения уровня стрессоустойчивости
персонала в организации исполняет …

2) штатный психолог


Кадровая служба организации
Целью деятельности кадровой службы организации по реализации политики
мотивации персонала является создание системы, обеспечивающей …

3) заинтересованность работников в добросовестном исполнении обязанностей
Целью деятельности кадровой службы организации по реализации политики
психологической поддержки персонала является создание системы,
обеспечивающей …

4) условия формирования и поддержания корпоративного духа
Целью деятельности кадровой службы организации по реализации политики
развития персонала является создание системы, обеспечивающей …

3) необходимый квалификационный уровень, уровень ответственности и лояльности работников
Целью деятельности кадровой службы организации по реализации политики
регулирования персонала является создание системы, обеспечивающей …

1) удовлетворение потребности организации в трудовых ресурсах
Целью деятельности кадровой службы организации по специальной подготовке
руководителей различного уровня является …

2) повышение квалификации руководителей для их дальнейшего продвижения
Член управленческой команды, отвечающий за разработку кадровой стратегии,
организационные механизмы ее обеспечения, – это кадровый …

1) стратег
Явочная численность – это …

2) число лиц списочного состава, вышедших на работу в данный день
(включая находящихся в командировках)


Положение о структурных подразделениях (департаментах, отделах, дирекциях) организации является локальным нормативным актом, который не обязателен с точки зрения трудового законодательства. Положения о структурных подразделениях помогают решать многие вопросы, связанные с организационным строительством, так как они закрепляют распределение ролей и функций между подразделениями внутри организации. В статье предложена пошаговая технология разработки положения о структурном подразделении, которая может быть использована в работе кадровика любого предприятия.

Типовой шаблон положения о структурном подразделении

Т ребования к содержанию положений могут быть определены внутренними документами организации (например, стандартом предприятия). Если таких документов в компании нет, то при разработке положения можно использовать типовой шаблон положения о структурном подразделении (см. Таблицу 1).

В любом случае при разработке положения необходимо исходить из того, что в нем должны быть указаны:

  • место в структуре организации (самостоятельное подразделение или входит в состав департамента, управления и т.д.),
  • какими документами в своей деятельности руководствуется (федеральными законами, Уставом, другими документами предприятия),
  • структура подразделения,
  • непосредственный руководитель подразделения,
  • основные задачи подразделения,
  • функции, права, ответственность подразделения.

Положение визируется руководителем подразделения и утверждается руководителем организации.

Пример 1. Пример типового шаблона положения о структурном подразделении


Рассмотрим этапы разработки положения о структурном подразделении на примере разработки положения о кадровой службе (см. Пример 2).

Положение о кадровой службе регламентирует порядок построения и функционирования системы кадрового менеджмента компании. Положение о кадровой службе устанавливает:

  • статус кадровой службы в иерархической структуре компании;
  • цели и задачи кадровой службы;
  • функции кадровой службы компании;
  • взаимоотношения кадровой службы с другими подразделениями компании;
  • права и ответственность сотрудников кадровой службы.

Этапы разработки Положения о кадровой службе

1. В первую очередь необходимо изучить типовые и примерные положения, а также ранее действовавшие организационно-правовые документы.

Особенно полезно изучить типовые образцы тем специалистам, которые работают во вновь созданных фирмах, в которых нет ранее действовавших документов и опираться в работе не на что.

2. Следует также изучить организационную и распорядительную документацию компании: учредительные документы, штатное расписание и др. Цель данного этапа заключается в определении места кадровой службы в компании, зон ответственности и полномочий.

3. Составление проекта Положения, определение его структуры и содержания разделов (см. Таблицу 2).

Цель данного этапа заключается в выяснении мнения руководства по поводу разрабатываемого документа, его назначения и принципиальных положений. Важнейшее условие развития кадровой службы компании – позиция высшего руководства, так как невозможно рассчитывать на успех, если высшее руководство не относит проблему управления людьми к числу ключевых приоритетов работы компании. К обсуждению нужно привлечь и руководителей ведущих структурных подразделений.

Часто в компаниях возникает ситуация непонимания менеджерами среднего звена круга задач и функций кадровой службы, так как они видят в ней лишь подразделение, основная задача которого – ведение кадрового делопроизводства. Поэтому их участие в обсуждении содержания Положения о кадровой службе поможет изменить сложившиеся стереотипы и представления.

5. Согласование и подписание документа.

Положение должно содержать визы согласования руководителей структурных подразделений, принимавших участие в обсуждении документа на стадии его разработки. Положение подписывает руководитель кадровой службы и утверждает руководитель компании. Сотрудники кадровой службы должны быть ознакомлены с Положением под расписку.

Положение является фундаментом, на котором строит свою работу кадровая служба. Оно закрепляет ее статус, полномочия и уровень ответственности и является базовым документом, на основании которого разрабатываются должностные инструкции сотрудников кадровой службы.


Под кадровым делопроизводством понимается организация порядка формирования документов, регламентирующих трудовые отношения в компании. Кадровым делопроизводством может заниматься как один человек, если штат компании небольшой, так и целый отдел кадровых специалистов в крупных компаниях.

Кадровая документация в компании состоит из:

  • бланков унифицированных форм;
  • положений и инструкций, разработанных самой компанией.

Вся кадровая документация визируется руководителем компании или уполномоченным сотрудником.

Какие документы кадрового делопроизводства бывают?

Всю кадровую документацию можно разделить на две группы:

1 группа: документы, которые регулируют взаимоотношения работодателя с каждым сотрудником по отдельности.

2 группа: документация, отражающая трудовые отношения в целом по всей компании.

К первой группе можно отнести следующую кадровую документацию:

Ко второй группе относятся:

  • График отпусков (Т-7).
  • Штатное расписание (Т-3).
  • Приказ об увольнении нескольких работников (Т-8а).
  • Распоряжение о командировании работников (Т-9а).
  • Приказ о поощрении сотрудников (Т-11А).
  • Табель учета рабочего времени (Т-12)
  • Документ, на основании которого осуществляется контроль количества отработанных часов и расчета ЗП (Т-13).
  • Журнал проверок воинского учета граждан.
  • Приказ об организации воинского учета.
  • Внутренние положения:
    • коллективный договор;
    • положение об охране труда;
    • положение о премировании;
    • правила внутреннего распорядка;
    • положение о командировках;
    • положение о коммерческой тайне;
    • положение об оплате труда;
    • положение об использовании личного транспорта в служебных целях;
    • прочее.

    Что из кадровой документации обязательно должно быть в наличии?

    В любой компании обязательными являются документы, которые отражают:

    • перемещение персонала: прием на работу, перевод на другую должность, увольнение;
    • отработанное время: учет отработанного времени, командировки, отпуска.
    • доход сотрудника: заработная плата, премии;
    • общую информацию о сотрудниках: их численность и должности;
    • обязательные правила, действующие внутри компании.

    Важно! С 08.01.2015 командировочное удостоверение и служебное задание вышли из перечня обязательных документов (постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595).

    Следует отметить, что в зависимости от специфики деятельности компании и работы конкретного сотрудника перечень обязательных документов может меняться. Рассмотрим на примерах.

    Пример 1. В компании некоторые сотрудники пользуются личным автомобилем для выполнения служебных заданий. Следовательно, в организации следует издать положение, в котором будет регламентирован порядок компенсации за использование сотрудником личного транспорта.

    Пример 2. В контракте с каждым сотрудником предусмотрен порядок выплаты премий. Таким образом, в компании не нужно формировать положение о премировании.

    Кто осуществляет контроль кадрового делопроизводства?

    Основным органом, отвечающим за контрольную деятельность по кадровому делопроизводству, признается Государственная инспекция труда.

    Помимо контрольной деятельности, инспекция выполняет функции:

    • защиты трудовых прав сотрудников;
    • уведомления компаний и их сотрудников об оптимальных способах соблюдения ТК РФ;
    • информирования компетентных органов о выявленных правонарушениях.

    Начиная проверку, контролирующий орган запрашивает всю кадровую документацию, на основании которой он проводит оценку соответствия кадрового учета действующему трудовому законодательству. Обнаружив какие-либо отклонения от нормы, привлекает работодателя к ответственности.

    ТК РФ предусматривает следующие виды ответственности за нарушение законодательства:

    • дисциплинарная (ст. 192 ТК РФ);
    • административная (ст. 5.7, 5.27–5.34, 5.39 КоАП РФ);
    • уголовная (ст. 143, 145, 145.1, 146, 147, 215, 216, 217 УК РФ);
    • гражданско-правовая (ст. 15, 151 и гл. 59 ГК РФ).

    Следует отметить, что, помимо трудовой инспекции, кадровую документацию вправе затребовать:

    • налоговые органы при выездных проверках;
    • военкомат в целях контроля ведения воинского учета.

    Как оформляется спецоценка рабочих мест?

    В компетенцию трудовой инспекции также входит выявление несоответствий в организации рабочих мест с существующими нормами. Данная процедура осуществляется на основании результатов специальной оценки. Спецоценку должны осуществлять все работодатели. Ее порядок регламентирует закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

    Важно! Проводить спецоценку нет необходимости по сотрудникам, которые осуществляют свою работу удаленно или в домашних условиях (п. 3 ст. 2 закона № 426-ФЗ).

    Для проведения спецоценки нанимается сторонняя компания. Перед началом процедуры она анализирует кадровую документацию: трудовые контракты, штатное расписание, положение об охране труда и прочие. Процедура проводится раз в 5 лет, но бывают случаи внеплановой проверки (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

    К документам, которые формируются во время оценки, относятся:

    • приказ о проведении специальной оценки, свидетельствующий о начале проверки;
    • приказ об утверждении графика проведения, регламентирующий последовательность;
    • декларация соответствия условий труда, отражающая соответствие нормам;
    • отчет с результатами.

    Ответственность за непроведение оценки предусмотрена по ст. 5.27.1 КоАП РФ: на должностных лиц и ИП налагается штраф 5 000–10 000 руб., на компании – 60 000–80 000 руб.

    Все ли компании обязаны вести воинский учет?

    В ходе воинского учета важное значение имеют следующие документы:

    • приказ об организации воинского учета;
    • журнал проверок воинского учета;
    • личная карточка Т-2.

    Проверка ведения воинского учета осуществляется каждые три года при численности до 500 человек. Если штат больше указанного количества, то контроль должен проводиться раз в год (п. 3 Приложения 1 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях).

    Ответственность за нарушение в порядке ведения воинского учета предусмотрена ст. 21.1–21.4 КоАП РФ. Например, в случае, если работодатель не осуществил подачу списка военнообязанных, наступает ответственность в виде штрафа в сумме 300–1 000 руб., а если не сообщил сотруднику о его вызове в военкомат – 500–1000 руб.

    Итоги

    Каждый работодатель должен следить за правильностью оформления кадровой документации. Вовремя и корректно оформленные документы позволяют избежать ответственности за нарушение трудового законодательства.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Руфина Хакимова

    Кто отвечает за кадровые документы организации

    Между тем при отсутствии того или иного документа кадрового учета возможны претензии со стороны проверяющих и штрафы для работодателя.

    Какие кадровые документы должны присутствовать в ООО?

    Единый перечень кадровых документов, которые должны оформлять все организации, законодательством не установлен. Но есть обязательные кадровые документы, которые могут запросить проверяющие из трудовой инспекции, прокуратуры, налоговой и других контролирующих ведомств.

    Разберемся, какие кадровые документы руководителю или собственнику компании необходимо проверить в первую очередь, т.к. они являются обязательными документами ООО.

    Список обязательных кадровых документов

    1. Трудовые договоры с сотрудниками
    2. Личные карточки работников
    3. Трудовые книжки
    4. Уведомление работников о выборе формы трудовой книжки
    5. Штатное расписание
    6. Должностные инструкции
    7. Правила внутреннего трудового распорядка
    8. График отпусков
    9. Положение о персональных данных
    10. Согласия на обработку персональных данных
    11. Положение об оплате труда
    12. Табель учета рабочего времени
    13. Расчетный листок и документ об утверждении его формы
    14. Приказы

    Трудовые договоры

    С каждым сотрудником должен быть заключен трудовой договор в письменной форме. Составить и подписать договор необходимо в течение 3 дней с начала трудовой деятельности. Трудовой договор составляется в 2-х экземплярах, и один из них отдается на руки работнику. В договоре прописываются место работы, должность, оплата, срок договора, продолжительность испытательного срока и т.д. Все изменения, касающиеся условий труда (например, увеличение зарплаты), фиксируются в дополнительном соглашении к трудовому договору.

    Важно!

    С целью экономии на страховых взносах многие работодатели заключают не трудовой, а гражданско-правовой договор. Как показывает практика, проверяющие с таким способом экономии давно знакомы, поэтому предельно внимательно изучают договоры с целью выявления подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. При выявлении нарушения будет штраф: для компании – до 100 тыс. руб., для ИП – до 10 тыс. руб.

    Личные карточки работников

    Заполняется на всех сотрудников. Карточку можно вести по унифицированной форме № Т-2 (утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 ), либо применять самостоятельно разработанную форму, утвержденную руководителем (при условии, что в ней содержатся все необходимые реквизиты). Личная карточка является обязательным кадровым документом. Но с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

    На практике многие организации продолжают вести Т-2 и не разрабатывают собственную форму, так как в программах учета она выгружается автоматически (информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

    Трудовые книжки

    Как правило, книжки ведет отдел кадров, руководитель компании либо своим приказом назначает ответственное лицо. Трудовая книжка является основным кадровым документом, подтверждающим стаж работника, и их обязаны вести все работодатели без исключения. Сотруднику, который нигде раньше не работал, трудовую книжку обязан завести и выдать работодатель по письменному заявлению работника. При выдаче работнику трудовой книжки работодатель взимает с него плату, размер которой определяется суммой расходов на ее приобретение (п. 47 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225 ).

    Важно!

    Наличие трудовых книжек и порядок их ведения проверяют трудовая инспекция и ПФР. За нарушение сроков выдачи книжки или некорректное ее заполнение предусмотрена материальная ответственность (ст. 234 ТК РФ)

    Помимо самих книжек в список кадровых документов, наличие которых в компании обязательно, входят книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладышей ( Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 ). При увольнении трудовая книжка выдается на руки сотруднику – в последний день его работы. Факт выдачи работнику трудовой книжки отражается в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. В графе 12 указывается дата выдачи книжки, а в графе 13 проставляется подпись работника.

    Уведомление работников о выборе формы трудовой книжки

    С 1 января 2020 года введен электронный формат трудовых книжек. До 31 октября 2020 года надо успеть уведомить работников о выборе формы трудовых книжек. Изначально дедлайн был 30 июня, но его перенесли из-за пандемии ( постановление Правительства от 19.06.2020 № 887 ). Уведомить надо всех штатных работников письменно. Рекомендуется выдавать бумажные уведомления в двух экземплярах: один работник оставляет у себя, а на втором ставит отметку о получении и возвращает работодателю. Готовый шаблон уведомления можно скачать здесь.

    ВАЖНО!

    До конца 2020 года сотрудник должен решить, оставить бумажную трудовую или нет. Свой выбор он должен подтвердить соответствующим заявлением. Если сотрудник согласен перейти на электронную трудовую книжку – верните ему бумажную книжку. Но не забудьте предупредить, при отказе от бумажной книжки изменить свое решение и обратно вернуться к ней не получится.

    Штатное расписание

    Важно!

    На практике штатное расписание очень может пригодиться при разрешении различных споров по поводу оплаты труда, при доказывании налоговой инспекции обоснованности расходов на привлечение персонала со стороны и др.

    Должностные инструкции

    С одной стороны, должностная инструкция не входит в обязательные документы кадровой службы, т.к. компания сама решает, разрабатывать ее или нет. С другой стороны, при возникновении спорных ситуаций с сотрудником она может очень пригодиться. Например, если сотрудник заявит, что его неправомерно привлекли к дисциплинарной ответственности, то без инструкции будет сложно что-либо доказать.

    Важно!

    Хотя должностные инструкции относятся к необязательным документам в кадровой работе, их все же лучше подготовить, так как с их помощью можно ограничить полномочия сотрудника. Например, в ней можно прописать обязанность менеджера по продажам согласовывать с руководством скидки покупателям и сделки свыше определенной суммы. Также с целью предотвращения мошеннических действий в инструкции нужно ограничить права доступа в программу учета компании.

    Правила внутреннего трудового распорядка

    В этом кадровом документе прописывают порядок приема и увольнения работников, права и обязанности сторон, режим работы, время отдыха, меры поощрения и взыскания и пр. (ст. 189 ТК РФ). Нового работника необходимо ознакомить с Правилами под роспись.

    График отпусков

    Является обязательным кадровым документом в силу статьи 123 ТК РФ. График составляет руководитель отдела кадров (если таковой имеется) и подписывается генеральным директором. Причем сделать это надо не позднее середины декабря, т.е. за две недели до наступления нового календарного года. С документом должны быть ознакомлены все работники. При составлении графика важно помнить, что при делении отпусков на части одна из частей должна быть не меньше 14 календарных дней.

    Положение о персональных данных

    Положение о работе с персональными данными сотрудников также входит в перечень кадровых документов, которые в обязательном порядке должны быть в любой компании (Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ, ст. 88 ТК РФ). В положении прописывается состав персональных данных, порядок их обработки и передачи третьим лицам, права и обязанности сотрудников при обработке и др. Положение составляется в произвольной форме, но в любом случае должен по своему содержанию соответствовать требованиям Закона № 152-ФЗ. Все сотрудники компании должны быть ознакомлены с Положением под роспись.

    Согласия на обработку персональных данных

    Нельзя обрабатывать персональные данные сотрудника, пока сотрудник не дал согласия на их обработку. Согласие должно быть получено в письменном виде от каждого работника.

    Штрафы за отсутствие согласия сотрудников на обработку данных

    За отсутствие согласия на обработку персональных данных предусмотрены штрафы: для компаний – от 15 до 75 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб. (ст. 13.11 КоАП РФ).

    Положение об оплате труда

    Положение об оплате труда составляется, когда в организации помимо окладов предусмотрены иные выплаты (например, премии, бонусы) или действуют разные системы оплаты труда. В Положении прописывают принципы оплаты труда, порядок индексации зарплаты, возмещения командировочных расходов, оплаты сверхурочных, условия выплаты премий и т. п. (ст. 135 ТК РФ). Все это, в принципе, может быть прописано и в правилах внутреннего трудового распорядка, но на практике условия оплаты труда выделяют в отдельное положение – так будет меньше вопросов при проверках контролирующих органов.

    Табель учета рабочего времени

    Компания ведет учет времени, отработанного каждым сотрудником (ст. 91 ТК РФ). Для этого используется табель учета рабочего времени – по форме № Т-12, Т-13 либо разработанный работодателем самостоятельно. На основании табеля начисляется зарплата и заполняются расчетные листки. То есть табель входит в основные кадровые документы организации.

    Расчетный листок и документ об утверждении его формы

    При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Поскольку унифицированной формы расчетного листка законодательством не предусмотрено, данная форма разрабатывается работодателем самостоятельно и утверждается приказом или другим внутренним кадровым документом.

    Приказы

    Различные неунифицированные формы приказов, которые составляются компанией самостоятельно, также можно включить в обязательные кадровые документы. Приказы по основной деятельности издаются по вопросам, связанным с работой организации как юридического лица (например, приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность, о сроках сдачи отчетности, об организации воинского учета и т. д.). Приказы по личному составу (как правило, унифицированные) издаются по вопросам, связанным с деятельностью организации как работодателя (о приеме на работу, о переводе, об увольнении, о премировании и т.д.).

    Доверив кадровые нормативные документы и в целом кадровый учет нашей компании, Вы сможете не отвлекаться на бумажные вопросы и спокойно заниматься бизнесом.

    Нужна консультация? Мы всегда готовы помочь вам с любым кадровым вопросом или документом по персоналу!

    Читайте также: