Правовое обеспечение общественной безопасности кем можно работать в рб

Обновлено: 25.05.2024

Системная работа государственных органов всех уровней, иных организаций и граждан по укреплению общественной безопасности и дисциплины способствовала снижению гибели и травматизма людей.

В результате совместных усилий, предпринятых в течение последних лет, жизнь граждан страны стала более безопасной и комфортной. Значительно снизился уровень преступности, постепенно нормализуется ситуация с авариями на дорогах, уменьшилось количество пожаров и других чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем существующие проблемы в обеспечении общественной безопасности и дисциплины полностью не решены. Люди продолжают гибнуть от внешних причин. Страна много теряет от бесхозяйственности, расхлябанности, пьянства, наркомании. Деятельность по обеспечению общественной безопасности и укреплению дисциплины требует дальнейшего совершенствования.

Основными причинами происшествий, повлекших гибель людей, являются безответственное отношение граждан к личной безопасности, а также невыполнение руководителями организаций независимо от форм собственности своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, соблюдению требований пожарной и промышленной безопасности, производственно-технологической дисциплины и недостаточный контроль со стороны руководителей государственных органов за деятельностью подчиненных организаций. Органами государственного надзора, профессиональными союзами вскрываются многочисленные факты несоблюдения элементарных норм охраны труда, исполнительской и трудовой дисциплины.

Одной из главных причин гибели людей, которой вполне можно было избежать, остается человеческий фактор, основанный на низкой культуре населения в области знания и соблюдения мер безопасности, а также на отсутствии необходимых навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

В целях дальнейшего укрепления общественной безопасности и дисциплины, создания дополнительных условий для безопасной жизнедеятельности населения:

1. Руководителям государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности:

1.1. одним из основных критериев оценки выполнения настоящей Директивы считать обеспечение здоровых и безопасных условий труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, формирование правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях;

1.2. в целях исключения чрезвычайных происшествий и производственного травматизма обеспечить систематический контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью, путем проведения освидетельствований и (или) медицинских осмотров, в том числе с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах;

1.3. для повышения безопасности транспортной деятельности неукоснительно проводить в установленном порядке предрейсовые и иные медицинские обследования водителей, а также обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, не допуская к участию в дорожном движении неисправный транспорт;

1.4. обеспечить безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за:

  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
  • нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;

1.5. своевременно и качественно проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, повышать эффективность работы по информированию работников о состоянии охраны труда на рабочих местах, существующих рисках для их здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда;

1.6. для повышения безопасности производственной деятельности исключить случаи допуска работников к работе на оборудовании, имеющем неисправности, либо при отсутствии его испытаний, осмотров, технических освидетельствований;

1.7. совершенствовать формы и методы взаимодействия с местными Советами депутатов, профессиональными союзами и иными общественными организациями по вопросам охраны труда;

1.8. при эксплуатации производственных, жилых, общественных зданий и сооружений обеспечить безусловное выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в том числе по их техническому состоянию, своевременному обслуживанию, проведению обследований, содержанию прилегающих территорий и ведению соответствующей технической документации;

1.9. при проведении культурно-зрелищных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований и иных массовых мероприятий планировать и реализовывать совместно с заинтересованными комплекс мер по обеспечению порядка их проведения и общественной безопасности. Персональную ответственность за обеспечение порядка проведения таких мероприятий возложить на их организаторов и руководителей организаций, на балансе которых находятся объекты, служащие местом проведения этих мероприятий, а персональную ответственность за обеспечение общественного порядка – на руководителей органов внутренних дел.

2. Совету Министров Республики Беларусь:

2.1. до 1 января 2016 г. совместно с заинтересованными государственными органами и организациями изучить вопросы и принять меры по:

  • повышению ответственности работников за личную безопасность и собственное здоровье, безопасность окружающих в процессе выполнения работ, расширению полномочий должностных лиц на осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда;
  • возложению персональной ответственности на руководителей организаций, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, по соблюдению дисциплины, в том числе в нерабочее время при производстве работ вахтовым методом и проживании рабочих на территории строящихся объектов;
  • совершенствованию системы экономических стимулов и санкций, способствующих соблюдению требований безопасности;
  • усилению персональной ответственности руководителей (нанимателей) соответствующих организаций за качество разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта, поддержания в надлежащем состоянии, реконструкции и модернизации объектов производственного и социально-бытового назначения, а также за неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины;
  • усилению контроля за своевременным прохождением работниками обязательных медицинских осмотров с целью снижения риска профессиональных заболеваний;
  • укреплению безопасности дорожного движения и дисциплины его участников, снижению гибели и травматизма людей в результате дорожно-транспортных происшествий, совершенствованию механизма профилактики детского травматизма на дорогах, обустройству их участков с потенциальным риском дорожно-транспортных происшествий необходимыми средствами безопасности;
  • ужесточению требований к производителям алкогольной продукции в части повышения ее качества, повышению их персональной ответственности за выпуск и реализацию непищевой спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям законодательства;
  • выработке механизма и единых подходов органов государственного управления по организации работы, направленной на поэтапное сокращение потребления населением алкогольной продукции;

2.2. до 1 февраля 2016 г. обеспечить разработку порядка обследования строительных конструкций наиболее важных промышленных объектов и общественных зданий (в первую очередь с массовым пребыванием людей), в том числе с использованием инструментальных методов, предусмотрев возложение обязанности осуществлять такое обследование на собственников указанных объектов;

2.3. при подготовке проекта Государственной программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы предусмотреть в нем основные направления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

3. Государственным органам:

3.1. совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями независимо от форм собственности обеспечить ежегодное обследование:

  • объектов социально-бытового и социально-культурного назначения с принятием собственниками (организациями, осуществляющими эксплуатацию имущества и управление им) безотлагательных мер по обеспечению безопасной эксплуатации строений, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, в части выполнения ремонтных работ либо вынесения решений по их сносу и утилизации;
  • неиспользуемых капитальных строений, зданий, сооружений, подвальных и чердачных помещений, технических подполий и этажей, вспомогательных помещений с инженерным оборудованием многоквартирных жилых домов, а также принятие собственниками (организациями, осуществляющими эксплуатацию имущества и управление им) мер по ограничению доступа в данные строения (помещения) посторонних лиц и обеспечению их эксплуатации в соответствии с установленными требованиями;

3.2. принять меры по разработке и реализации на отраслевом и территориальном уровнях комплексных планов мероприятий по обеспечению безопасности производственной деятельности и осуществлять мониторинг их реализации.

4. Работникам организаций независимо от форм собственности немедленно принимать меры по безопасной остановке оборудования, приспособлений, транспортных средств с извещением своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя в случае неисправности такого оборудования, средств защиты, ухудшения состояния своего здоровья.

5. Следственному комитету, Министерству здравоохранения на постоянной основе проводить анализ причин и условий гибели граждан, по результатам которого вносить необходимые предложения о принятии дополнительных мер по устранению либо минимизации таких причин и условий.

6. Министерству информации, республиканским и местным средствам массовой информации обеспечивать систематическое освещение в государственных средствах массовой информации, в том числе путем создания (расширения) постоянных рубрик и программ, вопросов обеспечения общественной, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, последствий нарушений производственно-технологической дисциплины, безопасности перевозки опасных грузов, охраны труда, а также вопросов безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни и вовлечения граждан в занятия физической культурой и спортом, последствий для здоровья табакокурения, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции.

7. Министерству транспорта и коммуникаций, Министерству внутренних дел:

7.1. совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ежегодно проводить семинары по вопросам организации работы по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта со специалистами государственных органов и организаций, ответственными за указанное направление деятельности;

7.2. совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом принять меры по безусловному выполнению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене. Обеспечить постоянную оценку уровня безопасности пассажирских перевозок.

8. Министерству труда и социальной защиты, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству внутренних дел на основе анализа результатов работы по контролю (надзору) соответственно за безопасными условиями труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасностью, защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, последствиями нарушений производственно-технологической дисциплины, состоянием общественной безопасности ежегодно планировать комплекс мер по профилактике выявленных нарушений.

9. Государственному комитету по стандартизации, Министерству архитектуры и строительства обеспечить контроль за соблюдением проектными организациями обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при проектировании объектов. При выявлении фактов несоблюдения таких требований принимать меры по прекращению действия квалификационных аттестатов организаций и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения.

10. Облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 января 2016 г. выработать и обеспечить реализацию на подведомственной территории комплекса мер по укреплению производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, безопасности производственной деятельности. Результаты этой работы ежегодно рассматривать на заседаниях исполкомов.

12. Федерации профсоюзов Беларуси рекомендовать повысить эффективность общественного контроля за соблюдением производственно-технологической дисциплины и безопасности производственной деятельности.

13. Местным Советам депутатов рекомендовать активнее участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций, обеспечении общественной, промышленной, пожарной безопасности, безопасности транспортной деятельности, улучшении условий и охраны труда, формировании здорового образа жизни населения, в том числе при подготовке и утверждении региональных программ, концепций (планов мероприятий) по указанным направлениям деятельности, осуществлении контроля за их выполнением и утверждении отчетов об их исполнении.

14. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому в трехмесячный срок разработать и по согласованию с Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь утвердить соответственно республиканский и местные планы мероприятий по реализации положений настоящей Директивы с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения.

15. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, организацию и координацию данной деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, – на Совет Министров Республики Беларусь, а на территориальном уровне – на облисполкомы и Минский горисполком.

16. Государственному секретариату Совета Безопасности Республики Беларусь ежегодно до 1 марта докладывать Президенту Республики Беларусь о результатах деятельности государственных органов и иных организаций по выполнению настоящей Директивы.

В процессе обучения формируются умения и навыки, связанные с обеспечением правопорядка, стабильности гражданского оборота, правовой определенности законов в сфере частного права. При этом большое внимание уделяется приобретению у обучающихся навыков разработки и составления юридических документов, навыков ведения договорной работы и ведения переговоров, навыков ведения претензионно-исковой работы, навыков комплексного юридического сопровождения деятельности компании, навыков представления интересов физических и юридических лиц в различных инстанциях.

Согласно Атласу новых профессий программа направлена на выпуск сетевых юристов, юристов в области консалтинга, юристов-адвокатов, корпоративных юристов, юристов в нефтегазовой промышленности и других секторах.

Основные дисциплины

  • Гражданское право;
  • Защита трудовых прав и трудовые споры;
  • Коммерческое право;
  • Конкурентное право;
  • Корпоративное право;

Отличительные особенности

Все учебные корпуса нашего института находятся в центре города (г. Саратов, улица Радишева, 89). У нас есть свой бассейн, спортивный зал, электронный тир.

Иногородним студентам предоставляется комната в общежитии.

Сфера профессиональной реализации

  • Уникальный преподавательский состав, среди которых доктора юридических наук, заслуженные юристы, представители и руководители государственных органов;
  • Современные методики обучения (тренинги, деловые игры, мастер-классы);
  • Оснащенные аудитории: зал судебных заседаний, лаборатория для проведения занятий по криминалистике.

А так же в зависимости от выбранной специализации предполагаются следующие места работы выпускников:

  • пограничные войска;
  • органы внутренних дел;
  • органы внешней разведки;
  • структура обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц;
  • налоговая служба;
  • службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • формирования гражданской обороны;
  • органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
  • службы обеспечения безопасности средств связи и информации;
  • таможня;
  • органы охраны здоровья населения;
  • государственные органы обеспечения безопасности личности, общества, государства.

Востребованность на рынке труда

Специалист по кибер безопасности - специалист, который расследует киберпреступления. Отлично разбирается в криминалистике, проведении расследований, поиске подозреваемых. Обладает аналитическими навыками и умением программировать. По сути профессия киберследователя есть и сейчас, но в будущем потребность в таких специалистах значительно возрастет. Границы между виртуальностью и физическим миром постепенно размоются, а это значит, что общество в цифровом пространстве будет организовано примерно по тем же принципам, что и в реальности – включая государственные границы и контроль со стороны правительств. Профессия появится до 2020 г.

Корпоративный юрист обеспечивает законность деятельности организации, обеспечивает безопасность сделок и работы с контрагентами, отстаивает интересы организации. Он должен помогать развивать бизнес, делать так, чтобы это было в рамках закона, эффективно, приносило прибыль.

Корпоративному юристу приходится заниматься юридическим сопровождением самых разных видов деятельности компании в нескольких направлениях.

Корпоративным правом — широким спектром проблем, связанных с ценными бумагами, уставными документами, проведением собраний акционеров.

Трудовым законодательством – трудовыми договорами, приказами, инструкциями, анализом всех документов в области трудовых отношений.

И огромным блоком вопросов, связанных с заключением договоров.

Кроме того если при возбуждении уголовного дела компанию представляет адвокат, то в гражданских делах представительством интересов фирмы в суде занимается корпоративный юрист.

Корпоративный юрист участвует в ведении переговоров, особенно с иностранными партнерами. Кстати, по этой причине сейчас очень ценятся юристы, хорошо владеющие английским языком, а лучше — еще каким-либо европейским.

Наконец, на корпоративном юристе лежит большая доля ответственности за отношения с органами государственной власти, налоговой службой, антимонопольной службой, таможней.

Можно выделить следующие направления специализации юристов, работающих именно с бизнесом.

Во-первых, это юристы-адвокаты. Они состоят в Коллегии адвокатов. Адвокатский статус позволяет им участвовать в судах по уголовным делам — это основное его преимущество.

Во-вторых, корпоративные юристы. Они занимаются юридическим сопровождением всей деятельности коммерческой фирмы или госструктуры.

В-третьих, есть юристы, работающие в сфере юридического консалтинга. Если корпоративные юристы работают в компании и занимаются обслуживанием исключительно ее интересов, то юристы, занимающиеся консалтингом, состоят в штате специализированных фирм, которые приглашаются компанией для решения определенных специализированных или просто сложных вопросов. Те, кто работает в юридическом консалтинге, занимаются обычно более узкой сферой: таможенным законодательством, строительством, определенными вопросами налогообложения.

Есть еще так называемые вольные, или вольно практикующие юристы. Они не являются членами Коллегии адвокатов, не состоят в штате организаций, но как частные лица оказывают юридические услуги.

В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение. Право работника на безопасный труд - одна из важнейших гарантий в области труда, установленных Конституцией Республики Беларусь.

Отличительная черта политики в области охраны труда в Республике Беларусь - это активное влияние государства на процессы в сфере охраны труда через доступные ему механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день в республике создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне.

Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь "Об охране труда", который был принят в 2008 году.

На основании данного закона создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда, определяющая роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных условий труда на всех уровнях: от республиканского уровня до конкретных организаций, должностных лиц и работников. Она позволяет комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая необходимые условия для реализации права на работу в безопасных условиях труда, а также на защиту работником своих прав и получение соответствующих компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, формируемая за счет взносов работодателей, обеспечивает социальную защиту работников, получивших производственную травму или профессиональное заболевание.

В республике на законодательном уровне урегулированы вопросы обучения работников и руководителей по вопросам охраны труда, проведения медицинских осмотров работающих, предоставления средств индивидуальной и коллективной защиты, расследования несчастных случаев на производстве.

Осуществляется мониторинг вредных условий труда путем проведения в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда. Работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляются компенсации по условиям труда: право на повышенную оплату труда, сокращенный рабочий день, дополнительный трудовой отпуск.

Для отдельных категорий работников предусмотрена возможность более раннего выхода на пенсию - на 5 и 10 лет. В этих целях с 2009 года в республике специальным законом введена система профессионального пенсионного страхования, основанная на дополнительных взносах работодателей в зависимости от наличия у них рабочих мест с вредными условиями труда.

В целях обеспечения прав граждан на безопасный труд в Республике Беларусь с 1993 года введен институт государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

В настоящее время его осуществляет специально созданный надзорный орган - Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В решении вопросов охраны труда активно участвуют и социальные партнеры. Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах" наделил профсоюзы правами по защите прав работников на безопасные условия труда в рамках общественного контроля.

Меры по обеспечению безопасного труда являются неотъемлемой частью общей системы управления организацией. В этой работе учитываются особенности конкретного предприятия, те риски, с которыми связаны осуществляемые на нем производственные процессы.

Учесть данные особенности и обеспечить комплексную работу по управлению рисками в области охраны труда призвана система управления охраной труда. Закон Республики Беларусь "Об охране труда" обязывает нанимателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда.

С 2005 года в Республике Беларусь действует национальный стандарт СТБ 18001 "Системы управления охраной труда. Требования", устанавливающий основные требования к системе управления охраной труда в организации. В 2009 году с учетом общепризнанных международных стандартов он изложен в новой редакции.

Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи - сокращение производственного травматизма. В Республике Беларусь в этом вопросе удалось достичь положительных результатов.

По сравнению с показателями 1991 года в 2020 году:

  • количество работников, получивших травмы на производстве, сократилось в 12 раз;
  • показатели смертельного травматизма снизились практически в 4 раза;
  • коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом на 100 тыс. работающих снизился с 8,7 в 1991 году до 3,1 в 2020 году и находится на уровне европейских стран.

В то же время современное развитие требует новых идей и концепций, делая акцент на профилактику. В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.


Основная часть. Установленная статьей 21 Конституции Республики Беларусь обязанность государства гарантировать права и свободы граждан Республики Беларусь, закрепленные в Конституции, законах и приобретенные международными обязательствами государства, является общей правовой нормой, возглавляющей систему конституционных гарантий социальных прав граждан. Очевидно, что без четко регламентированной законодательной системы гарантий реализация социальных прав гражданами останется по сути лишь красивым декларируемым лозунгом. Каковы же эти гарантии, и как видится система гарантий социальных прав граждан, отраженных в Конституции страны и в сущности общественного строя?

В науке конституционного права под гарантиями понимаются правовые и иные средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Как известно, конституционные права и свободы обладают наивысшей юридической силой и обеспечиваются всем государственным и общественным строем, а также системой гарантий, закрепленных нормами права.

Конституционно-правовая природа социальных прав граждан, а также механизм и способы обеспечения их реализации, всегда являлись объектом пристального внимания ученых- правоведов. В числе авторов, обращавшихся к данной проблематике можно выделить таких известных и авторитетных ученых как Н.С. Бондарь, А.И. Бобылев, Г.А. Василевич, А.А. Головко, Е.А. Лукашева, Т.К.Миронова, В.А. Патюлин, Н.В. Путило, Ф.М. Рудинский, Ю.А. Тихомиров и многих других.

Анализ научных публикаций указанных авторов позволяет обратить внимание на некоторую разнородность в определении понятия и сущности указанной группы прав. Так, Н.С. Бондарь отмечает, что социальные, экономические и культурные права в качестве отличительных признаков обладают:

– единством материального (экономического и социально-культурного) содержания; другие права не зависят непосредственно от отношений собственности и поэтому реализуются в политических отношениях;

– выступают как права – гарантии, то есть выполняют гарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам;

– имеют общесоциальную направленность, выступают инструментом утверждения гуманизма и социальной справедливости;

– требуют детальной конкретизации социально-экономических конституционных прав в текущем законодательстве [4, с.179].

Вместе с тем все указанные авторы едины во мнении, что социальные права, как и иные группы прав граждан, представляют собой юридически гарантированные возможности самореализации в обществе с одновременной обязанностью государства по их обеспечению. Реальность этим правам придает закрепление их на конституционном уровне.

Являясь, согласно статье 3 Конституции Республики Беларусь, единственным источником государственной власти, народ устанавливает основные экономические, политические и социальные гарантии своего естественного существования путем принятия Конституции страны, в которой закрепляются экономические, политические и социальные основы организации общества, механизм государственной власти и управления, права и обязанности граждан. Данные конституционные институты призваны по своему характеру обеспечить жизнь каждого человека. В случае же, если они не выполняют или не надлежащим образом выполняют возложенную на них роль, народ непосредственно или Глава государства – Президент вправе инициировать усовершенствование вышеуказанных институтов путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь (статья 138 Конституции Республики Беларусь). Таким образом, можно определить следующую систему общих (материальных) гарантий социальных прав граждан, закрепленных Конституцией Республики Беларусь:

I. Политические гарантии.

Наиболее общей политической гарантией социальных прав граждан, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией Республики Беларусь в систему определенных экономических, политических, социальных и духовных институтов, обеспечивающих социальные права граждан, а именно:

– государственный суверенитет Республики Беларусь (ст.1);

– демократическое устройство государства (ст.4);

– правовой характер государственной власти (ст.6);

– признание приоритета принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства (ст.8);

– закрепление многопартийной политической системы общества (ст.5);

– государственная защита прав и свобод гражданина Республики Беларусь как на территории страны, так и за ее пределами (ст.10);

– установление равного правового статуса на территории страны граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства (ст.11);

– предоставление на территории Республики Беларусь права убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (ст.12);

– осуществление государством миролюбивой внешней политики (ст.18).

II. Экономические гарантии:

– наличие территории Республики Беларусь как естественного условия существования народа (ст.9);

– многообразие форм собственности на территории республики (ч.1 ст.13);

– предоставление равных прав и условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, независимо от форм собственности (ч.2 ст.13);

– государственная защита интересов хозяйствующих субъектов всех форм собственности (ч.2 ст.13);

– осуществление регулирования экономической деятельности со стороны государства в интересах человека и общества (ч.5 ст.13).

III. Социальные гарантии:

– конституционное закрепление статуса человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности и цели общества и государства (ч.1 ст.2);

– улучшение социально-экономического уровня жизни трудящихся путем обеспечения участия их в управлении предприятиями, организациями и учреждениями (ч.8 ст.13);

– недопущение социального и национально-расового противостояния людей на территории республики (ч.1 ст.14);

– применение принципа социального партнерства в социально-трудовой сфере (ч.2 ст.14).

IV. Духовные гарантии:

– обязательства государства по сохранению историко-культурного и духовного наследия, свободному развитию культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (ст.15);

– свобода вероисповедания (ст.16);

– запрет на деятельность религиозных и общественных организаций, их органов и представителей, которая направлена против гражданского согласия в обществе либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности (ч. 3 ст. 16).

Закрепленные в Конституции основные (материальные) гарантии чрезвычайно важны для надлежащего обеспечения социальных прав граждан. Не случайно они закреплены в I разделе Конституции Республики Беларусь. Практическая же реализация основных (материальных) гарантий социальных прав граждан осуществляется с помощью специальных (юридических) средств.

Именно от специальных (юридических) средств обеспечения социальных прав граждан зависит степень их гарантированности. Соглашаясь с вышеприведенной формулировкой Н.В. Витрука, позволим себе дополнить этот перечень. На наш взгляд, наряду с пределами прав, закрепленных в правовых нормах, гарантиями выступают и сами правовые нормы. В частности, специальной (юридической) гарантией социальных прав граждан является само их закрепление в Конституции страны, подкрепленное дополнительно гарантиями защиты со стороны государства от любых противоправных посягательств.

Гарантии защиты со стороны государства социальных прав граждан от любых противоправных посягательств предполагает участие в защите органов государства: законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, правоохранительной системы, наличие развитой правовой базы государства. Деятельность каждого государственного органа, общественных и религиозных объединений, политических партий, должностных лиц должна быть сфокусирована на обеспечении этих наиболее приоритетных прав граждан.

Таким образом, сущность и содержание социальной политики Республики Беларусь напрямую зависит от наличия социальных гарантий, представляющих собой обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых материальных, духовных и культурных потребностей.

На сегодняшний день приоритетным направлением социальной политики Республики Беларусь является модернизация социальной сферы, прежде всего путём реализации государственных программ в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, недопущения серьезного имущественного расслоения общества и значительного повышения благосостояния населения, стимулирования рождаемости. Государство, принимая на себя значительные социальные обязательства, через систему конституционных социальных гарантий вынуждено стремиться к более высокой организации социальной жизни своих граждан, что в конечном итоге дает нам основание заявить о реальном, а не декларативном социальном характере государственного устройства Республики Беларусь.

Список использованных источников

1. Артемова, В.Н. Права человека. Проблемы гармонизации международного и национального законодательства / В.Н. Артемова, О.П. Мариков, И.И. Потеружа. – Минск: Право и экономика, 1997. – 37с.

2. Патюлин, В.А. Личность: ее права и свободы в советском социалистическом государстве / В.А. Патюлин // Сов. гос-во и право. –1966. – № 2. – С. 100–101.

3. Гулиев, В.Е. Социалистическая демократия и личные права / В.Е. Гулиев, Ф.М. Рудинский. – М.: Юрид. лит., 1984. – 192 с.

4. Бондарь, Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе / Н.С. Бондарь. – Ростов н/Д.,1996. – 240 с.

5. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М., 1997. – 702 с.

6. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России / Л.Д. Воеводин. – М.,1997. – 294 с.

7. Козлов, А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы / А.Е. Козлов. – М., 1990. – 160 с.

8. Путило, Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Н.В. Путило. – М., 1999. – 21с.

10. Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности / Е.А. Ануфриев. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1971. – 152 с.

12. Трайнин, И.П. Советское государственное право / И.П. Трайнин, И.Д. Левин, М.П. Карева и др. – М.: Юриздат, 1948. – 496 с.

13. Патюлин, В.А. Государство и личность в СССР: (Правовые аспекты взаимоотношений) / В.А. Патюлин. – М.: Наука, 1974. – 246 с.

14. Лепешкин, А.И. Курс советского государственного права: В 2 т. / А.И. Лепешкин. – М.: Госюриздат,1961. – Т.1. – 559 с.

15. Кучинский, В.А. Основные права и обязанности граждан Белорусской ССР / В.А. Кучинский. – Минск: Наука и техника, 1978. – 120 с.

16. Советское государственное право: Учеб. для вузов / Под ред. С.С. Кравчука. – М.: Юрид. лит., 1980. – 629 с.

17. Витрук, Н.В. Система прав личности / Н.В. Витрук // Права личности в социалистическом обществе: сб. ст. / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев и др. – М.: Наука, 1981. – Гл. 3. – С. 86–113.

В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение. Право работника на безопасный труд - одна из важнейших гарантий в области труда, установленных Конституцией Республики Беларусь.

Отличительная черта политики в области охраны труда в Республике Беларусь - это активное влияние государства на процессы в сфере охраны труда через доступные ему механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день в республике создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне.

Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь "Об охране труда", который был принят в 2008 году.

На основании данного закона создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда, определяющая роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных условий труда на всех уровнях: от республиканского уровня до конкретных организаций, должностных лиц и работников. Она позволяет комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая необходимые условия для реализации права на работу в безопасных условиях труда, а также на защиту работником своих прав и получение соответствующих компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, формируемая за счет взносов работодателей, обеспечивает социальную защиту работников, получивших производственную травму или профессиональное заболевание.

В республике на законодательном уровне урегулированы вопросы обучения работников и руководителей по вопросам охраны труда, проведения медицинских осмотров работающих, предоставления средств индивидуальной и коллективной защиты, расследования несчастных случаев на производстве.

Осуществляется мониторинг вредных условий труда путем проведения в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда. Работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляются компенсации по условиям труда: право на повышенную оплату труда, сокращенный рабочий день, дополнительный трудовой отпуск.

Для отдельных категорий работников предусмотрена возможность более раннего выхода на пенсию - на 5 и 10 лет. В этих целях с 2009 года в республике специальным законом введена система профессионального пенсионного страхования, основанная на дополнительных взносах работодателей в зависимости от наличия у них рабочих мест с вредными условиями труда.

В целях обеспечения прав граждан на безопасный труд в Республике Беларусь с 1993 года введен институт государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

В настоящее время его осуществляет специально созданный надзорный орган - Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В решении вопросов охраны труда активно участвуют и социальные партнеры. Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах" наделил профсоюзы правами по защите прав работников на безопасные условия труда в рамках общественного контроля.

Меры по обеспечению безопасного труда являются неотъемлемой частью общей системы управления организацией. В этой работе учитываются особенности конкретного предприятия, те риски, с которыми связаны осуществляемые на нем производственные процессы.

Учесть данные особенности и обеспечить комплексную работу по управлению рисками в области охраны труда призвана система управления охраной труда. Закон Республики Беларусь "Об охране труда" обязывает нанимателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда.

С 2005 года в Республике Беларусь действует национальный стандарт СТБ 18001 "Системы управления охраной труда. Требования", устанавливающий основные требования к системе управления охраной труда в организации. В 2009 году с учетом общепризнанных международных стандартов он изложен в новой редакции.

Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи - сокращение производственного травматизма. В Республике Беларусь в этом вопросе удалось достичь положительных результатов.

По сравнению с показателями 1991 года в 2020 году:

  • количество работников, получивших травмы на производстве, сократилось в 12 раз;
  • показатели смертельного травматизма снизились практически в 4 раза;
  • коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом на 100 тыс. работающих снизился с 8,7 в 1991 году до 3,1 в 2020 году и находится на уровне европейских стран.

В то же время современное развитие требует новых идей и концепций, делая акцент на профилактику. В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Читайте также: