Правила оформления курсовой работы в ворде поля

Обновлено: 27.05.2024

Оформление курсовой работы оказывает сильное влияние на итоговую оценку. Несмотря на то, что каждое учебное заведение может выдвигать свои требования, существуют общие положения, которые необходимо строго соблюдать. Это ГОСТ 7.32–2001, а также ГОСТ 2.105–95. Но не все студенты знакомы со стандартами оформления, что в конечном итоге негативно влияет на защиту курсовой.

Оформление титульного листа курсовой

Вид титульного листа и его структура являются одинаковыми для проектов по любым специальностям. Информацию, кроме данных о руководителе и учащемся, следует выровнять по центру, используется 14-й или 16-й шрифт. Название самого исследования должно браться в кавычки.

Как же выглядит титульник курсовой работы? Он должен содержать следующие пункты:

наименование учебного заведения;

данные о студенте и преподавателе;

город и год написания проекта.

Более подробно о том, как оформлять титульный лист курсовой, вы можете посмотреть на образце ниже:



Оформление оглавления курсовой работы

Этот раздел отражает план исследования и содержит описание остальных глав: введения, теоретической и практической части, заключения, библиографического списка и приложения.

Все главы пишутся с новой строчки, имеют порядковый номер и указание страниц, на которых расположены. Между названием и номером листа используется заполнитель, чаще всего точки.



Правильное оформление текста в курсовой работе

Чтобы грамотно оформить основную часть, лучше обратиться к преподавателю и взять четкие требования у него. Можно изучить методичку, поскольку иногда правила кафедры могут не совпадать с тем, что прописано в ГОСТах.

Весь материал должен быть понятным и легко воспринимаемым. Недопустимо нарушение полей и выравнивания, обязательно соблюдение красной строки и междустрочного интервала.

Чаще всего подобную работу выполняют в Microsoft Word. Программа позволяет настроить корректное отображение исследования на любом компьютере и в дальнейшем качественно распечатать его.

Формат А4, книжная ориентация.

Согласно ГОСТу, соблюдается такой размер полей в курсовой работе: правое – 10 мм; левое – 30 мм; для нижнего и верхнего – 20 мм.

Выравнивание по ширине.

Абзацный отступ составляет 1,5 см.

Одинарный или полуторный интервал между строками.

Черный цвет текста.

Заголовки располагаются по центру листа.

Нумерация проставляется, начиная со второй страницы, то есть с оглавления, внизу.

Печать курсовой работы выполняется в одностороннем формате.

Шрифт используется Times New Roman. Кегль может быть как 12-м, так и 14-м. С примером в курсовой и другими нюансами можно ознакомиться, просмотрев данное видео:


Правила оформления заголовков

Заголовок отражает суть раздела и других частей проекта. К нему относятся все структурные единицы исследования – от введения до заключения и приложений.

Основные правила оформления курсовой работы:

использование в заголовках заглавных букв (ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ);

размещение только по центру страницы;

никаких знаков препинания в конце (исключение – несколько предложений в заголовке);

каждый заголовок располагается на новом листе;

запрет на перенос.

Если вы работает в Word, удобно использовать следующий шаблон:

Подпункты и подзаголовки оформляются с соблюдением абзацев. Название пишется с прописной буквы. Никаких точек и подчеркиваний.



Как делать нумерацию страниц

Все страницы проекта нумеруются согласно ГОСТ 7.32 – 2017. Можно выделить следующие требования:

использование арабских цифр;

сквозной принцип проставления по всему тексту;

размещение внизу листа, в центре, без точки;

нумерация включает в себя и титульный лист, но цифра на нем не проставляется;

за одну страницу принимаются картинки и таблицы, размещенные на листе А3.

Однако требования вузов часто могут отличаться, что прописывается в методических рекомендациях. Узнать нюансы, посмотреть примеры проставления нумерации в курсовой можно на видео ниже:


Использование сокращений и аббревиатур

Все сокращения в тексте выполняются в соответствии с ГОСТ 7.12–93. Их наличие недопустимо в заголовках и других более мелких структурных единицах. При употреблении термина более трех раз следует в скобках указать его краткую форму. В первом упоминании он пишется полностью, а затем только его сокращенный вариант.

Если автор использует собственные сокращения, то должен быть составлен их перечень, который размещается между списком использованной литературы и приложениями. Нельзя писать одно и то же слово по-разному или чередовать полную и краткую форму.

Допускается применение общепринятых аббревиатур, которые облегчают восприятие основного текста (например, с. – страница; гг. – годы; макс. – максимальный; т.е. – то есть; др. – другие). Все единицы измерения используются в сокращенном виде согласно СИ: м, мм, кг и т. д..

Оформление цитирования в курсовой работе

Правильное оформление цитат имеет большое значение для всего курсового проекта. В первую очередь важно понимать, что злоупотребление прямым цитированием является признаком некачественного исследования и снижает его уникальность. Большие цитаты допустимы только в том случае, если необходимо проанализировать отрывок из литературы.

Что же касается вида цитат в тексте, то следует придерживаться следующего порядка:

Непрямые. Такое цитирование имеет простой вид и позволяет не использовать его дословно. Можно изложить основную мысль своими словами. Например, по мнению Кудрова В. М., процесс возрастания капитала определяет характер экономической деятельности при капитализме.

Прямые. Необходимо соблюдать несколько нюансов:

цитата пишется в кавычках;

перед ней в предложении ставится двоеточие;

если цитирование идет сначала, то после него необходима запятая и тире. Дальнейший текст пишется с маленькой буквы;

если цитата размещается в середине предложения, то она обособляется с двух сторон;

если требуется неполное цитирование, то опущенные слова заменяются многоточием.



Правила оформления ссылок и сносок

Ссылки предназначены для того, чтобы привести читателя к первоисточнику, в котором размещена более подробная информация. Они могут идти сразу после взятого отрывка или указывать на источник в конце исследования. Закрываются в квадратные скобки и содержат номер книги и страницу. Например, [13; c 234].

Сноски являются дополнительной информацией ко всему тексту. Их размещают внизу страницы и отделяют горизонтальной линией от основного текста.


Использование формул в курсовой

Сколько бы ни было вставлено формул, необходимо грамотно их оформить. Для этого следует учесть требования ГОСТ 7.32 – 2001 и ЕСКД. В общем виде правила их размещения следующие:

формула располагается после того, как была упомянута. Она пишется на отдельной строке. При использовании нескольких формул между ними должна ставиться запятая;

нумерация выполняется арабскими цифрами. Сама формула пишется слева на листе, а номер справа и заключается в круглые скобки;

сохраняется межстрочный интервал;



Графическое оформление курсовой работы

Практически все выпускные работы содержат иллюстрации, к которым по ГОСТ 7.32-2001 относятся не только рисунки, но и разного рода схемы и чертежи, фотографии и графики, диаграммы и многое другое. Для их оформления существуют единые правила.

Подпись графиков

недопустимость перегрузки графика информацией;

основной фон не должен быть залит цветом. Это позволит сохранить четкость изображений при печати;

в случае большого количества векторов можно менять их толщину, использовать пунктир для повышения наглядности.

Диаграммы



Схемы

Они должны быть наглядными, хорошо читаемыми и соответствовать всем рисункам, которые были размещены в проекте. В тексте работы нужно сделать отсылку на них.

Рисунки (фотографии)

Относительно этих элементов существуют следующие требования:

изображения могут быть и цветными, и ч/б;

внизу и вверху картинка отделяется пустой строкой о основного текста;

иллюстрация не может завершать раздел, после нее обязательно наличие текста или краткого пояснения;

нумерация может быть сквозной или в пределах раздела.

Таблицы в курсовой работе

Внешний вид таблиц должен отвечать всем имеющимся требованиям. В их числе:

12-й шрифт написания текста внутри таблицы;

наличие сноски в том случае, если таблица была взята из источника;

Если в проекте используются слишком объемные таблицы, занимающие несколько страниц, то их необходимо перенести в приложение. Образец оформления в курсовой работе представлен ниже:



Как оформить приложения для курсовой

Без подобного рода вспомогательных материалов редко обходится исследование. Они размещаются после списка использованных источников.Требования к оформлению будут следующими:

каждому приложению выделяется отдельный лист;

обязателен информативный заголовок, который размещается по центру страницы и не требует в конце знаков препинания;

для нумерации используются прописные русские буквы и латиница;

Прошивка курсовой (брошюрование и оформление обложки)

Прошивка исследования является заключительным этапом работы. Весь материал должен быть последовательно сброшюрован – от титульного листа до приложений. Обязательно прикладываются отзыв преподавателя и отчет по проверке уникальности.

Материал помещается в папку с мягкой обложкой без пружин и прозрачных файлов. Важно, чтобы название проекта сразу читалось, поэтому стоит отдать предпочтение переплету с прозрачной обложкой. Он подписывается студентом, проставляется дата. Помимо этого, необходимо приложить и электронный вариант исследования на диске.

Теперь вы знаете, как правильно оформить курсовую работу. Применив данные знания на практике, сможете сдать отличный проект.

Допуск к защите и итоговая оценка за курсовую зависят не только от её содержания и актуальности, но и от правильного оформления. Работы с не правильными полями, шрифтом и интервалами регулярно возвращают студентам на переработку. Поэтому оформление курсовой работы по ГОСТу повышает шансы на отличную оценку и лёгкую защиту без лишней мороки. Рассказывам, что и как нужно оформлять, а в конце делимся полезным чек-листом, с которым вы ничего не упустите.

Почему важно оформить курсовую по стандартам

Требования к оформлению курсовой работы меняются каждый год. Соответствующие ГОСТы курсовых и дипломов выходят регулярно с небольшими изменениями. Если ваш вуз ответственно относится к правилам оформления, придётся искать самый актуальный стандарт, и оформлять курсовую именно по нему.

Нередко бывает, что в университете принят свой стандарт для курсовых. Лучше узнать об этом до начала работы. Даже если ваш научный руководитель не рассказал сам о стандартах, не значит, что их нет: лучше заранее зайти на кафедру и попросить актуальный пример оформления курсовой.

Если в вашем вузе достаточно мягкие правила, или если преподаватель не проверяет электронную версию документа, к небольшим отклонениям в оформлении могут отнестись снисходительно. Но обычно в случае, если курсовая оформлена не по стандартам, её возвращают студентам на доработку и переоформление. Чаще всего это касается оформления титульного листа и списка литературы. Но особенно серьёзно к соблюдению формальностей стоит отнестись студентам, чьи курсовые потом отправятся на проверку комиссии. Это может произойти, если попытка сдать эту курсовую уже не первая. В таком случае любое отклонение от стандартов и ГОСТов грозит пересдачами и сниженной оценкой.


Правила оформления для разных разделов курсовой работы

В правилах оформления курсовой по ГОСТу есть как общие, которые касаются всей работы, так и частные, которые относятся только к одному из её уникальных разделов. Общие правила:

  • размер шрифта: 12 или 14 пт;
  • грифт: Times New Roman;
  • размер межстрочного интервала: 1,5;
  • отступ красной строки: 1,25 сантиметра;
  • расположение заголовков: по центру строки;
  • левое поле: 3 сантиметра;
  • правое поле: 1 сантиметра;
  • верхнее и нижнее поля: 2 сантиметра;
  • выравнивание текста: по ширине.

Это те правила, которые распространяются на всю курсовую работу. Они практически не меняются от ГОСТа к ГОСТу, но могут отличаться от принятых в вашем вузе.

Титульный лист

Самая первая страница, дальше которой при наличии ошибок никто просто не будет проверять вашу работу. Вот что должен включать в себя титульный лист курсовой работы:

  • название вашего высшего учебного заведения;
  • название кафедры;
  • тему курсовой работы;
  • наименование дисциплины;
  • ФИО студента, написавшего работу;
  • ФИО и должность научного руководителя;
  • город и год сдачи курсовой работы.

Всю информацию, кроме имён, нужно выровнять по центру. По размеру шрифта и отступам на титульнике стандартов нет. Просто следите, чтобы вся информация была видна и легко читалась.

Содержание

Здесь должны быть перечислены все основные разделы вашей курсовой работы, начиная с введения. Напомним, титульный лист считается первой страницей, хоть на нём цифра и не ставится. Таким образом, содержание будет располагаться на второй странице, а первый раздел, который будет в нём обозначен (введение) — на третьей. После введения должны быть указаны все главы с параграфами, при этом каждый следующий параграф указывается с новой строки. Есил параграф делится на более мелкие подпараграфы, то они не указываются в содержании. Проследите за тем, чтобы все разделы имели разное название. После глав располагаются заключение, список использованной литературы и приложение.

Если не знаете, как в Word или другом текстовом редакторе оформить содержание, воспользуйтесь нашими универсальными инструкциями.


Введение

Особых правил оформления введения нет, зато имеются конкретные требования к содержанию. Именно в этой части вы должны доказать актуальность выбранной темы, степень её важности и изученности. Здесь же нужно показать задачи, стоящие перед вами во время написания курсовой, правильно поставить цели, и описать все использованные методы исследований.

Главы

Стандарты оформления текста здесь такие же, как и во всей курсовой работе. Не забудьте, что после заголовков идёт такой же полуторный интервал, как и в основном тексте.

Текст курсовой работы делится на главы, которые начинаются с новой страницы и имеют порядковый номер. Каждая глава, в свою очередь, может делиться на параграфы, которые также нумеруются в пределах одной главы.

Заключение

В заключении стоит пройтись по поставленным во введении целям и сформулировать выводы. Расскажите, чего удалось добиться во время работы над курсовой. А если планируете развивать тему в будущем, оставьте небольшой задел на последующие исследования. Для большей наглядности каждый вывод начинайте с новой строки.

Список литературы

ГОСТ на список литературы для курсовой работы — головная боль для всех студентов. В каждом источнике должны быть указаны автор, название издания, год выпуска, город и издательство, количество страниц. Более того, источники должны идти в строго определённом порядке:

  • сначала указываются нормативно-правовые акты;
  • затем — отечественная монографическая литература;
  • после этого в алфавитном порядке указываются использованные журналы, статьи и любая публицистика;
  • в самую последнюю очередь отмечается иностранная литература на её родном языке.

Старайтесь использовать только актуальные источники литературы: последние редакции правовых актов, современные энциклопедии, монографии, изданные в последние 4-5 лет. Научные статьи и профильные журналы смотрятся в списке литературы серьёзнее, чем учебники из вузовской библиотеки. Кроме того, использование редких узкоспециализированных изданий повысят уникальность вашей работы.

Кстати, очень упрощает работу использование электронных библиотек. Оттуда можно взять готовый сгенерированный код каждого издания. Так вам не придётся писать самостоятельно каждую строчку с указанием издательства, года, города и количества страниц. Ну или можете воспользоваться нашим онлайн-конструктором списка литературы.

Приложение и иллюстрации

Все иллюстрации должны иметь уникальный порядковый номер. Если в работу необходимо вставить формулу, её следует указать на отдельной строке в виде буквенного выражения, а уже после расшифровать. Кстати, у формул тоже должны быть свои порядковые номера, указанные в скобках справа от уравнения.

В приложение выносятся большие иллюстрации и таблицы, которые займут слишком много места в тексте курсовой. Правила те же: подпись и порядковый номер. Кстати, объём приложения не учитывается в подсчёте страниц курсовой работы, поэтому нет смысл растягивать фотографии и таблицы и помещать их по одной на лист.

Что ещё нужно знать при оформлении курсовой

Всё описанное выше — это ГОСТы на оформление курсовых работ на 2021 год. Если на вашей кафедре приняты другие стандарты оформления, то лучше следовать именно им. Но, в случае отсутствия требований, вы точно не ошибётесь, если последуете этим стандартам. Однако размер шрифта и отступы полей — это не всё, о чём следует помнить при написании курсовой работы.

Уникальность

Сейчас все письменные студенческие работы проверяют на наличие плагиата. Чтобы избежать низкой уникальности и не переделывать готовую курсовую, пользуйтесь следующими правилами:

  • чем новее литература — тем меньше шансов, что её кто-то использовал;
  • редкие и неизвестные издания — отличный источник уникального текста;
  • собственноручно подготовленный перевод иностранной литературы подарит вам абсолютно уникальные цитаты;
  • если не обойтись без заимствований чужого текста — меняйте формулировки и порядок слов.

Объём

Традиционным считается следующий объём для разных частей курсовой работы:

  • введение: от 2 до 5,
  • основная часть: от 15 до 40,
  • заключение: 3-5 страниц.

Таким образом, с учётом титульника, содержания и списка литературы курсовая может занять от 22 до 50 страниц и даже больше. Никаких ГОСТов на объём курсовой работы не существует, так что о желаемом количестве страниц уточните у своего научного руководителя. Но не стоит лить воду и искусственно растягивать текст за счёт многочисленных цитат или повторения материала. Лучше короткая, но информативная курсовая работа, чем талмуд бесполезного текста. Приложение может занимать пару страниц, может быть растянутым на 15–20 листов, а может и вовсе отсутствовать. Всё зависит от того, как много иллюстраций и дополнительных материалов вам необходимо показать в своей курсовой.

Читайте также: