Права и обязанности технического инспектора труда профсоюза

Обновлено: 16.05.2024

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Комментарии по статье 370 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" одним из основополагающих прав профсоюзов является их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

В комментируемой статье определены важнейшие направления деятельности профсоюзов по реализации их защитной функции. В их числе прежде всего указано на деятельность профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и четко определены меры по устранению работодателями выявленных нарушений.

2. Право профсоюзов на осуществление указанного контроля реализуется через систему создаваемых общероссийскими профсоюзами и их объединениями правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, полномочия которых определяются положениями, утверждаемыми соответствующими профсоюзами и их объединениями. В положениях указываются широкие полномочия профсоюзных инспекторов труда, конкретизирующие и дополняющие предусмотренные комментируемой статьей.

Постановлением Исполкома ФНПР от 22.05.2002 утверждено Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда, в котором предложено общероссийским, межрегиональным профсоюзам, территориальным объединениям организаций профсоюзов в целях повышения эффективности правозащитной работы, укрепления мотивации профсоюзного членства принять все меры по созданию и укреплению правовой инспекции труда. Правовая инспекция труда призвана добиваться решительных действий в организациях по отстаиванию прав членов профсоюза (работников), а также в органах исполнительной власти, суда, прокуратуры, государственной инспекции труда; распространять методы коллективной защиты и самозащиты работников; способствовать активному применению предусмотренных законодательством санкций к представителям работодателей, органам и должностным лицам, злостно нарушающим права работников и профсоюзов.

Вести ФНПР. 2002. N 5 - 6.

3. В задачи профсоюзной инспекции входит, в частности, отстаивание интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзов, а также при выработке коллективных договоров и соглашений по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзная правовая инспекция труда наделена правами и обязанностями, обеспечивающими реализацию ее основных функций, предусмотренных соответствующим Положением. Профсоюзные правовые инспектора имеют право:

проводить проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; законодательства о профсоюзах, выполнения обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

направлять работодателям, их представителям, должностным лицам организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников, контролировать выполнение их представлений об устранении выявленных нарушений;

принимать участие в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также в связи с изменениями условий труда.

Профсоюзные правовые инспектора труда во время проверок обязаны быть объективными и руководствоваться только законом, они обязаны:

укреплять авторитет профсоюзов, соблюдать дисциплину труда, своевременно выполнять поручения руководства;

Профсоюзные инспектора труда принимают участие в рассмотрении трудовых споров, а также в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Они принимают участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также наделены правом обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

На должность профсоюзных правовых инспекторов труда назначаются юридически подготовленные лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее 3 лет.

Профсоюзные правовые инспектора труда по поручению руководителя соответствующего профсоюзного органа представляют, ведут переговоры, защищают интересы работников и профсоюзов в органах государственной власти, местного самоуправления, объединения работодателей, внебюджетных фондах и иных органах, участвуют в разрешении коллективных трудовых споров по просьбе членской организации. Они взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, структурами федеральной инспекции труда по формированию единой правоприменительной практики, проведению совещаний, семинаров, совместных проверок соблюдения трудового законодательства.

Наряду с правовой инспекцией труда действует также техническая инспекция труда, Положение о которой утверждено Постановлением Исполкома ФНПР от 28.08.2002 . Оно определяет основные направления деятельности, права и обязанности технической инспекции труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства по охране труда и окружающей среды, страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за соблюдением прав и законных интересов работников в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности, в которых работают члены профессионального союза. В Положении подробно изложены функции технических (главных технических) инспекторов, обеспечивающие решение задач, возложенных на технические инспекции труда. Так, они имеют право беспрепятственно посещать организации, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, для проверки соблюдения норм трудового права, выполнения условий коллективного договора, соглашения и направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений действующих норм об охране труда. Они наделены также правом предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

Солидарность. 2002. N 38.

Технические (главные технические) инспекторы труда оказывают помощь членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда и представляют их интересы в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.

Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.


Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Запрет на работу в опасных условиях

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Новые обязанности и права

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Учет микроповреждений

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Риск-ориентированный подход

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Служба охраны труда на предприятии

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Обязательные медосмотры

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Новое положение о проверках работодателей

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

от 4 октября 2016 года N 5-3

В целях оказания практической помощи организациям Профсоюза в осуществлении ими профсоюзного контроля при проведении проверок и приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации ранее утвержденных Рекомендаций (постановление Президиума ЦК Профсоюза от 17.03.2009 N 14-14) отделом правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза подготовлены новые Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений.

Данные Рекомендации переработаны с учетом последних изменений внесенных в действующее законодательство Российской Федерации в том числе с учетом законодательства о специальной оценке условий труда и предназначены для практического применения в работе всех организаций Профсоюза.

Президиум Центрального комитета профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации

постановляет:

2. Руководителям региональных организаций Профсоюза:

2.1. Использовать настоящие Рекомендации в практической деятельности в целях повышения эффективности работы правовых, технических инспекторов труда ЦК Профсоюза и иных представителей профсоюзных организаций по защите прав и интересов работников медицинских организаций.

2.3. Активизировать практическую деятельность по защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза, в том числе путем укрепления инспекций труда ЦК Профсоюза.

2.4. Укреплять взаимодействие с государственными органами надзора и контроля в целях предупреждения и оперативного устранения нарушений норм трудового права, соглашений и коллективных договоров.

2.5. Развивать институт оперативного информирования членов Профсоюза о работе правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза.

2.6. На заседаниях президиумов комитетов региональных организаций Профсоюза рассматривать итоги работы правовых и технических инспекторов труда ЦК Профсоюза.

2.7. Довести до правовых и технических инспекторов труда ЦК Профсоюза настоящие Рекомендации.

3. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н.Пахомов) довести настоящее постановление до руководителей региональных организаций Профсоюза для использования в практической деятельности.

Приложение
к постановлению
Президиума ЦК Профсоюза
от 4 октября 2016 года N 5-3

Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений

Основными задачами правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза является - осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюза (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей и их представителей и других лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников, а также профсоюзных организаций.

I. Общие положения

1. Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений (далее - Рекомендации) разработаны на основании Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федерального закона от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также в соответствии с положениями о правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза, утвержденных Президиумом ЦК Профсоюза с учетом обобщения итогов проведения проверок инспекторами труда Профсоюза по соблюдению работодателями норм трудового законодательства.

2. Настоящие Рекомендации определяют порядок проведения проверок учреждений здравоохранения (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав (далее - трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права) профсоюзным представителем или инспекторами труда, а также примерный перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении соответствующих проверок.

3. Проверки соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводятся с целью:

- выявления нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- предупреждения нарушений прав и законных интересов работников учреждений здравоохранения всех форм собственности;

- обеспечения защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников, являющихся членами Профсоюза;

- принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников учреждений здравоохранения и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

4. В своей деятельности профсоюзный представитель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Уставом Профсоюза работников здравоохранения РФ, Положениями о правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза и настоящими Рекомендациями.

II. Планирование и порядок проведения проверки инспектором труда (профсоюзным представителем)

5. Председатель региональной организации Профсоюза обеспечивает формирование ежегодных (полугодовых) планов проведения инспекторами труда ЦК Профсоюза мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе с учетом тематических проверок, утверждаемых Президиумом ЦК Профсоюза.

Планы по проведению проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, могут корреспондироваться с планами работы государственной инспекции труда, органов прокуратуры, органов управления в сфере здравоохранения, а также других государственных органов надзора и контроля.

Планирование мероприятий на предстоящий год, осуществляемых в целях соблюдения работодателями трудового законодательства необходимо начинать в четвертом квартале года, предшествующего плановому, с учетом анализа результата по ранее выявленным нарушениям. Особое внимание при планировании проверок уделять оптимизации медицинских организаций в ходе реформирования здравоохранения в соответствующем субъекте РФ (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

6. По истечении полугодия подводятся итоги работы инспектора труда, анализируются полученные результаты и намечаются задачи на следующее полугодие. Итоги проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, обсуждаются на заседаниях выборных коллегиальных органах Профсоюза, а также могут обсуждаться на совещаниях или совместных с органами государственного надзора и контроля коллегиях.

7. В целях обеспечения учета и контроля проводимых проверок ведется соответствующий журнал, в котором производится запись о проведенном мероприятии, (дата, время, правовые основания, цели, задачи и предмет мероприятия, выявленные нарушения, составленные протоколы, выданные представления, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего(-их) данное мероприятие и его (их) подпись (приложение* к Рекомендациям).

8. Проверки проводятся на основании поручений (постановлений, распоряжений) выборных коллегиальных или единоличных органов организаций Профсоюза (председателя) (приложение N 2 к Рекомендациям).

9. В поручении (постановлении, распоряжении) о проведении проверки указываются:

- номер и дата поручения (постановления, распоряжения) о проведении проверки;

- наименование органа, по поручению (постановлению, распоряжению) которого проводится проверка;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(-ых) на проведение проверки;

- наименование юридического лица, в котором проводится проверка;

- сроки, цели, задачи и предмет проверки;

- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

10. Поручение (постановление, распоряжение) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется инспектором труда, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица (медицинской организации) одновременно с удостоверением инспектора труда ЦК Профсоюза или внештатного инспектора труда.

О времени посещения медицинской организации целесообразно предварительно договориться с руководителем, уведомив его о том, присутствие каких специалистов и служб организации и какие данные потребуются при проверке, договориться об освобождении на время проведения проверки не освобожденного от работы председателя первичной профсоюзной организации.

11. В случае направления письменного уведомления работодателю в нем указываются: основание проведения проверки, дата проведения проверки, фамилия, имя, отчество инспектора труда (в том числе внештатного), уполномоченного на проведение проверки, контактный телефон и др.

12. При посещении медицинской организации инспектору труда следует представиться руководителю организации, председателю первичной профсоюзной организации и, при необходимости, ознакомить их с правами и полномочиями инспектора труда (в том числе внештатного), разъяснить основные цели, задачи и предмет проверки, попросить дать поручения соответствующим службам организации о подготовке необходимых документов для проверки.

В ходе проверки желательно не только работать с документами, но и встретиться с работниками, выслушать их жалобы и заявления, при необходимости взять объяснения должностных лиц по тем или иным фактам допущенных нарушений.

Одновременно необходимо поставить в известность председателя региональной организации Профсоюза (заместителя председателя) о факте воспрепятствования инспектору труда в проведении проверки.

При проведении проверки инспекторами труда (профсоюзным представителем) в случае отказа руководителя учреждения здравоохранения предоставить доступ к информации, содержащей персональные данные работника, необходимо разъяснить руководителю требования, относящиеся к передаче персональных данных работника.

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" для осуществления своей уставной деятельности профессиональные союзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.


Согласно
ст.370 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условии коллективных договоров, соглашений. Действия представителей работников профессионального союза в части, касающейся запроса и получения от работодателя документов, содержащих персональные данные работников, необходимых для осуществления профессионального контроля за соблюдением трудового законодательства, подпадают под исключение, предусмотренное п.1 ч.2 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и не требует согласия указанных лиц на обработку их персональных данных.

Представители профессионального союза, получившие документы, содержащие персональные данные работника, обязаны соблюдать требования конфиденциальности и безопасности при их обработке, а также обеспечить их использование только в целях, для достижения которых они были предоставлены.

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 88 ТК РФ работодатель обязан передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"), и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением
работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров,
соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении
выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах
рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий
коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их
объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые
наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими
профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций
профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации,
могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые
действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением
соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно
посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и
форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного
профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок
соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных
договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий
взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение
государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными
органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции
по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют
право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные
для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными
предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Комментарий к Ст. 370 Трудового кодекса РФ

1. Профессиональный союз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Основное предназначение профсоюзов - осуществление защиты прав и интересов своих членов, их представительство перед работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Однако профсоюзы представляют не всех наемных работников. В тех случаях, когда работодатель, по мнению профсоюза, нарушает субъективные права работников, предусмотренные как законодательством, так и коллективными договорами, соглашениями, профсоюз осуществляет представительство и защиту прав только членов соответствующего профсоюза (ст. 11 указанного Федерального закона).

2. Право на выполнение контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений предоставлено непосредственно профсоюзам, которые самостоятельно определяют, какие именно органы и (или) лица будут выполнять данную деятельность.

Профсоюзный контроль могут осуществлять: а) профсоюзные органы, действующие в конкретной организации (у работодателя); б) профсоюзные представители (доверенные лица), в том числе руководители профессионального союза, объединения профессиональных союзов, профсоюзной организации, профорганизаторы, другие лица, уполномоченные на это уставом профессионального союза, объединения профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа; в) профсоюзные уполномоченные по охране труда, общественные инспекторы выборного профсоюзного органа; г) инспекции труда профсоюзов.

3. В целях профессионализации контрольной деятельности профсоюзами могут создаваться специализированные органы: правовые инспекции труда профсоюзов и технические инспекции труда профсоюзов. Правом на создание таких инспекций наделены общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ.

Структура и полномочия инспекций определяются соответствующим профсоюзом или объединением профсоюзов (организаций профсоюзов) самостоятельно и закрепляются в положениях о данных инспекциях. Межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ, принимает положение об инспекциях труда профсоюзов согласно типовому положению, принятому соответствующим общероссийским объединением профсоюзов.

Правовые инспекции труда профсоюзов укомплектовываются специалистами в области права и осуществляют контроль за соблюдением законодательных положений и условий договоров о труде, а также оказывают методическую помощь иным лицам и органам, входящим в систему профсоюзного контроля. Технические инспекции труда профсоюзов состоят из специалистов, обладающих познаниями в области технологических проблем организации труда, и по общему правилу осуществляют контроль за соблюдением технологических норм, правил по охране труда.

4. В целях проведения контроля профсоюзным инспекторам труда предоставляется право посещать любых работодателей (как организации, так и работодателей - физических лиц). Особый порядок посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда законом не установлен, поэтому следует руководствоваться правилами инспектирования организаций, установленными применительно к деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда (см. ст. 360 ТК РФ и комментарий к ней). Процедуры посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда могут также определяться коллективными договорами, соглашениями.

Сфера деятельности профсоюзных инспекторов труда ограничена работодателями, с которыми состоят в трудовых отношениях члены профсоюза (члены профсоюзов, входящих в объединение профсоюзов), создавшего соответствующую инспекцию труда. Профсоюзные инспекторы труда вправе проводить у данных работодателей проверки соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения.

5. Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, имеют право требовать от работодателя устранения выявленных нарушений. Требование об этом обязательно для рассмотрения работодателем в недельный срок, в течение которого работодатель должен принять решение о необходимости удовлетворения требования профсоюза, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщить об этом органу (лицу), выдвинувшему соответствующее требование, либо представить данному органу (лицу) мотивированный отказ в удовлетворении требования.

В случае отказа работодателя от устранения выявленного нарушения представители профсоюза вправе обратиться в орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо по поручению работника - в суд для разрешения индивидуального трудового спора.

Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Процедура рассмотрения таких обращений определяется административным и уголовно-процессуальным законодательством. При установлении фактов нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде, допущенных руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями, работодатель обязан применить к указанным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (см. ст. 195 ТК РФ и комментарий к ней).

Читайте также: