Права и индивидуальность человека это специфическая социальной работы

Обновлено: 25.04.2024

Определение социальной работы как профессиональной деятельности закреплено на международном уровне в 2001 г. Международной ассоциацией школ социальной работы (МАШСР) и Международной федерацией социальных работников (МФСР).

Социальная работа как профессиональная деятельность понимается:

· как форма работы, для вы­полнения которой специалист должен обладать знаниями, умениями, навыками в данной области, а также иметь соответствующие способности и особенности личности.

· как организация помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их реабилитация и интеграция.

· как удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

· как динамич­ная, развивающаяся профессия, опирающаяся на достижения социальных наук и результаты практики, представляющая со­бой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена обще­ства.

Сущность, цели и принципы социальной работы.

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Если конкретизировать, то сущность социальной работы можно свести в несколько определений:

· это совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным.

· это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать (т.е. выбрать наилучший из возможных вариантов) осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

· это средство и форма социального контроля в интересах общества или государства, во имя благородных или враждебных человеку целей с одной стороны. С другой стороны, жизнедеятельность человека представляет собой органическое единство различных про­цессов, сторон и явлений, которые в разное время при раз­ных обстоятельствах могут выходить на первый план или уступать приоритет другим процессам.

· это оказание помощи индивидам и различным группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные права весьма многогранны и обеспечива­ют социальное функционирование личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа, весьма обширны и разнообразны.

· это междисциплинарное направление научных знаний, изучающее содер­жание и закономерности этой деятельности.

· это обязатель­ный механизм функционирования благоустроен­ного современного социального государства.

Смысл (суть) социальной работы ясен — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их соци­альных прав и в компенсации физических, психи­ческих, интеллектуальных, социальных и иных не­достатков, препятствующих полноценному соци­альному функционированию.

Основная цель социальной работы – сохранение здоровья и жизни клиентов.

Цель деятельности со­циальной работы: предоста­вить возможность всем лю­дям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвра­щать дисфункции.

Принципы социальной работы.

Генеральные принципы: универсальности, охраны социальных прав, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности

Общефилософские принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, гносеологического и личностного подходов

Специфические принципы:

содержательные - гума­низм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение

психолого-педагогическе - эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекатель­ность), доверие

методические – преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность

организационные – всеобщность (относящийся ко всем), ком­плексность (совокупность, сочетание), посредничество (содействие соглашению, сделки между сторонами), солидарность (деятельное сочувствие, общность интересов, единодушие), субсидарность (вспомо­жение), т.е. пособие, материальная помощь.

Принципы, относящихся к личности социального работника и харак­теру его взаимоотношений с клиентом \Лавриненко И.М.\:

Социальный работник должен:

сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации

заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психоло­гическое, социальное и духовное состояние

вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство

видеть в клиенте индиви­дуальность

предоставлять клиенту со­временное видение его проблемы

основываться на знании возможностей клиента

побуждать клиента к мак­симальным усилиям по решению его проблем

способствовать макси­мальному самоопределению клиента

помочь клиенту приобре­сти навыки самоуправления возникающими ситуациями

работать с клиентом конфиденциально

постоянно оценивать про­гресс в деле изменения людей.

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране:

§ соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий;

§ равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг;

§ доступности социального обслуживания;

§ соблю­дения конфиденциальности в работе;

§ преемственности всех видов и форм социального обслуживания;

§ приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни;

§ профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации;

§ межведомственности и междисциплинарности;

§ территориальной организации социальной службы;

§ государственной поддержки до­бровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Этические принципы:

§ общие - гуманизм, коллективизм, единство слова и дела, терпимость, чест­ность, правдивость др.

§ специфические - соответ­ствие уровня квалификации функ­циональным обязанностям, эконо­мических требований по резуль­татам труда и его оплаты и т.п.

Субъекты и объекты социальной работы:

Субъект-объектные отношения подвижны. То, что в одном отно­шении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Со­циальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.

Поскольку социальный работник — всегда актив­ная сторона (субъектная), можно говорить о том, на что направлена его деятель­ность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектомсоциальной работы являютсяиндивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Известны разные точки зрения на этот вопрос. Несомненно, что если в обществе не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью будет лишь формальным актом. Гуманистические ценности должны быть признаны общественным сознанием, стать этико-аксиологической основой социальной практики. Только после этого станет возможным достижение провозглашенных гуманистических целей.

Г.П. Медведева, исследуя данный вопрос, предлагает иерархию высших этических ценностей, содержащую в себе ценность человека и общества как основу для иерархизации высших ценностей. Эта система включает, по ее мнению, последовательно ценности свободы, защищенности, справедливости, труда, коллективизма и равенства. В ее иерархии ценности человека и общества являются конечными (терминальными), в то время как ценности свободы, защищенности, справедливости, труда, коллективизма и равенства выступают как условия и средства, при наличии которых возможна реализация ценности человека и общества. В данном контексте они могут рассматриваться как инструментальные ценности.

Теперь рассмотрим классификацию М.В. Фирсовой.

Она выделяет несколько уровней ценностей социальной работы, основными из которых являются МЕТАУРОВЕНЬ и МАКРОУРОВЕНЬ[3].

Глобальные, общечеловеческие ценности

На метауровне профессиональные ценности рассматриваются в контексте глобальных целей и задач цивилизации.

- право на жизнь, кстати именно жизнь является основной ценностью всей работы в области социальной защиты;

- право на свободу (от пыток и жестокого обращения и наказания, от произвольного ареста, задержания или изгнания, от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, свободу перемещения и выбора места жительства);

- право на равенство и недискриминацию (уважение к человеку независимо от его пола, расы, цвета кожи, вероисповедания, политических убеждений и т.д.);

- социальная справедливость - удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных благ, доступ к услугам здравоохранения, образования, создание равных возможностей, социальная защита;

- солидарность – понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права, активная помощь уязвленным слоям населения;

- социальная ответственность – оказание помощи и предоставление услуг бедным и нуждающимся;

- обеспечение мира (как гармонии с самим собой, окружающей средой, другими людьми), урегулирование конфликтов мирным путем;

- поиск гармонии человека и природы, защита окружающей среды.

Итак, важнейшими профессионально значимыми ценностями социальной работы на метауровне являются: жизнь, свобода, равенство, справедливость, солидарность, ответственность, мир, гармония с природой.

Перейдем к следующему уровню – макроуровню.

Макроуровень характеризует ценности, значимые для деятельности социального работника как профессионала.

Профессионально значимые ценности социальной работы

К профессионально значимым ценностям социальной работы относятся:

- преимущество индивида по отношению к обществу. Социальный работник способствует возвращению клиента в общество его полноправным членом. Социальный работник не должен нарушать права и свободы клиента, но в то же время он стоит на страже общественных интересов, стремясь не допустить, чтобы свобода действий клиента принесла вред окружающим людям;

- конфиденциальность в профессиональной деятельности социального работника, которая включает:

- информирование клиента о целях получения у него информации и ее границах,

- согласование с клиентом вопросов обсуждения его проблем с третьими лицами в случае профессиональной необходимости, а также в научных целях;

- готовность отделить личные чувства и нужды от профессиональных отношений, так как основу профессионального взаимодействия социального работника с клиентом составляют ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм;

- стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям в соответствии с нуждами и предпочтениями клиента;

- готовность социального работника к передаче своих знаний и умений другим, что, несомненно, будет способствовать развитию общества, изменению курса социальной политики, законодательства, развитию учреждений социальной защиты и общественных институтов;

- уважение к индивидуальным и групповым различиям во взаимодействии с клиентом и оказание ему помощи независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, социального происхождения, возраста, семейного, имущественного или сословного положения, политических взглядов, умственных и физических недостатков;

- стремление к развитию самопомощи у клиента, что считают основной задачей социального работника;

- готовность этично, компетентно, профессионально действовать от имени клиента даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны соответствующих сторон;

- стремление к социальной справедливости, экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию всех членов общества, доступности необходимых ресурсов, услуг, возможностей для развития социальной справедливости;

- стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности, ответственность за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, престиж профессии.

Специалисты выделяют также и другие ценности социальной работы:

- соблюдение разумных интересов клиента. Социальный работник выступает от имени общества и выполняет задачу стабилизации и гармонизации отношений в обществе, которая достигается лишь тогда, когда отсутствует ущемление в правах социально незащищенных слоев населения. Социальный работник определяет приоритеты и оказывает содействие в решении жизненных проблем клиента;

- личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Социальный работник должен предвидеть результат своей деятельности, учитывать последствия, в том числе и отдаленные, принимаемого решения не только для клиента, но и для общества. В то же время соц. работник не может нести ответственность за поступки клиента, совершаемые им после утери связи с социальным работником;

- уважение права клиента на принятие решения на любом этапе совместных действий. Соц. работнику необходимо выяснить, каким представляется клиенту конечный результат их совместной деятельности, и предложить аргументированный вариант выхода из ситуации. Клиент имеет право самостоятельно решать свою судьбу и согласиться или отказаться от помощи;

- принятие клиента таким, какой он есть. Соц. работник не имеет права предъявлять своим клиентам одинаковые требования. Ему необходимо учитывать индивидуальность клиента, что даст ему возможность объективно оценить способности клиента, а также применить при необходимости методы психолого-педагогической коррекции личностных качеств клиента с целью его более полной социальной адаптации;

- конфиденциальность. Вся информация, которой владеет социальный работник в силу своей профессиональной деятельности, конфиденциальна, и он обязан уведомить об этом своего клиента. Сведения могут быть сообщены третьему лицу только с согласия клиента и только тому, кто может помочь в решении проблем клиента. Кроме того, необходимо уведомить лиц, которым сообщена информация, о ее конфиденциальности.

- доброжелательность. Она помогает верный тон в общении с клиентом, способствует улучшению обратной связи и откровенности со стороны клиента;

- бескорыстие. Соц. работник зачастую делает для клиента гораздо больше, чем это предписывается инструкцией. Соц. работник должен деликатно, но твердо отказаться от всех материальных благодарностей от клиента.

- честность и открытость во взаимоотношениях соц. работника и клиента. Это способствует доверительности со стороны клиента, положительно сказывается на эффективности оказания услуг клиенту. Соц. работник не должен скрывать негативную информацию или приукрашать ее. Необходимо в деликатной форме ознакомит клиента с результатами деятельности, объяснить ошибки и спрогнозировать совместное достижение поставленной цели;

- полнота информированности клиента о предпринимаемых действиях. Недостаток информации негативно сказывается на принятии решения клиентом и в конечном итоге – на качество оказываемой клиенту помощи. Достоинство клиента требует, чтобы он был полноправным участником процесса социальной работы, а не пассивным объектом воздействия;

- отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента. Социальный работник обязан уважать убеждения, взгляды, идеи, мнения своего клиента, даже если они не совпадают с его собственными.

Главное для социального работника – это оказание помощи клиенту, и этому должна быть подчинена вся его деятельность.

Специфическими ценностями социальной работы, ее ценностями-средствами являются:

– любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание;

– вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию;

– желание помочь и пожертвовать;

Важнейшей целью социальной работы в обществе является привнесение и утверждение в общественном и индивидуальном сознании гуманистических ценностей, их утверждение в государственной политике и практике.

Это можно делать по-разному. В частности, через воспитание гуманного отношения к животным.

В Германии, в пригородах г. Касселя, обитает много лягушек. Чтобы они не гибли на дорогах, вдоль автострады натянута сетка. А перед сеткой на определенном расстоянии друг от друга вкопаны ведра. Таким образом, лягушки, желающие пересечь автостраду, попадают в эти ведра. Что же происходит потом? Местные жители и туристы, гуляющие в окрестных лесах, увидев в ведре лягушку, берут ведро, переносят его через дорогу и выпускают лягушку на другой стороне, куда она и стремилась. Затем они возвращают пустое ведро на место. И такой неписаный закон эффективно работает уже не одно десятилетие, воспитывая в людях ответственность, любовь и бережное отношение к природе и ко всему живому, а также давая уверенность в защищенности и безопасности в обществе.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Для понимания социальной работы как необходимого вида социального конструирования важно признать человека ведущей силой социума и общественного развития.

Значимость и масштабность социальной работы определяются присутствием человека в качестве адекватного объекта деятельности, имеющего социальную и индивидуальную ценность, имеющего определенную самостоятельность, автономность, самодостаточность, требующего деятельности, которая обеспечила бы его формирование как социально положительного субъекта, подключенного ко всем видам общественной деятельности и отношений.

Сущность человека обуславливает его самореализацию, самоутверждение, функционирование как субъекта саморазвития, самосозидания, самодеятельности. Человек, выступая социально активной, ответственной, относительно автономной личностью, является главным субъектом и объектом социальной работы.

Важным субъектом и объектом социальной работы является общество – совокупность людей, взаимосвязанных необходимыми отношениями и естественной средой жизнедеятельности каждого отдельного человека.

Для понимания человеческого бытия важен принцип единства общего, особенного и единичного, в котором общее, особенное и единичное существенны в равной степени. Человек – индивид, нечто неделимое и единичное, отличающееся от других людей. Одновременно, человек – существ общественное. Только в обществе он может обособляться – его индивидуальность является социальным качеством.

Внешние человеческие проявления (поступки, действия, деятельность) могут быть отрегулированы всей совокупностью норм, присутствующих в обществе.

Человека нельзя рассматривать только как источник для реализации социальных отношений, он должен рассматриваться как реализатор собственной индивидуальности, вступающей в установленные в обществе отношения и раскрывающей благодаря им свою сущность. Основные проявления человека как особой личности, духовного и социального существа связаны с его жизнедеятельностью и членством в обществе, предопределены воздействие общества и могут считаться типичными.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальность и индивидуальность человека взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны, поэтому их необходимо учитывать в равной степени.

Влияние социальной работы на формирование личности человека

Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на содействие человеку в развитии, обретении, восстановлении его социальности и поддержании, развитии и восстановлении положительной компоненты его индивидуальности.

Основное направление социальной работы – воздействие на человека с целью развития у него качеств, обеспечивающих выработку объективно ценных и социально одобряемых форм его мышления и поведения, соответствующих гуманистическим представлениям о благе человека и общества, обуславливающих его деятельность.

В настоящее время это является причиной развертывания системной, осознанной, целенаправленной и комплексной деятельности по:

  • формированию и развитию личности человека;
  • социализации личности;
  • созданию оптимальных условий для развития и жизнедеятельности человека;
  • повышению субъективности индивида.

Реализация ценности человека – важнейшее основание социальной работы, предопределяющее ее роль, место, цели и задачи, содержание, сущность, основные формы и направления в обществе. При этом ценность человека выступает высшей ценностью.

Признание человека важнейшей составляющей социального развития требует: обращения к общим и особенным качествам и признакам индивида; признания неповторимости и уникальности личности; уважения чести, достоинства, индивидуальности; признания роли в общественном развитии; признания права на развитие, счастье, благополучие; соблюдения основных прав и свобод; признания права на выполнение обязанностей перед собой, семьей, обществом и т.д.

В каждый конкретно-исторический период любой человек нуждается в:

  • наиболее благоприятных условиях для реализации своей биологической, духовной и социальной сущности;
  • функционировании в обществе;
  • комфортном бытие;
  • установлении отношений, основанных на взаимном уважении, равенстве, справедливости;
  • содействии осуществления возможности выбора направления развития своей личности, основных потребностей, ценностных ориентаций, позитивных установок, образа жизни, видов собственной деятельности.

Человек в системе социальной работы

В дисциплинах, изучающих социальную работу человек может рассматриваться с различных своих аспектов:

Практика социальной работы с целью формирования оптимального уровня социальности у человека должна основываться на многомерности человека и исходить из перечисленных представлений о человеке, так как отдельные элементы каждого из них представлены в других.

Социальная работа в независимости от субъективного к ней отношения, необходима всему обществу, так как представляет человеку и обществу дополнительные возможности в реализации их творческих потенциалов. Оптимальный результат социальной работы – человек с решенной проблемой и общество с людьми, способными к нормальному развитию и социальному функционированию.

Принципы социальной работы позволяют обеспечить эффек­тивность социальной защиты и социальной помощи. Принцип — это основополагающая идея, главное требование, руководящее правило какой-либо деятельности.

Принципы социальной работы определяются общими гумани­тарными ценностями, или ценностями метауровня (Фирсов М. В., 2001), такими, как право человека на жизнь, свобода, равенство, справедливость, солидарность, социальная ответственность, обес­печение мира и отказ от насилия. На основе этих ценностей уточ­няются требования к работе с людьми и общностями, находящи­мися в трудной жизненной ситуации.

Для оформления принципов социальной работы необходимо выстроить образ нуждающихся, ставших клиентами социальных служб:

·существование возможности и права на самостоятельный вы­бор и принятие решения;

·наличие собственных сил, потенциалов самопомощи;

·существование сведений, разглашение которых может нанес­ти клиенту ущерб;

·принадлежность к определенным социальным группам, обус­ловливающая возможность дискриминации по тем или иным при­знакам (пол, возраст, этнокультурная принадлежность, вероиспо- ведование, политические взгляды, сексуальная ориентация и т.д.), существование прав на безоговорочное принятие и безоценочное отношение со стороны социального работника;

·неадекватное, провоцирующее конфликт поведение, вызван­ное острыми переживаниями своих проблем, наличие права на выражение своих чувств.

На этой основе формируется первая группа принци­пов: клиентоцентризм, опора социального работника на собствен­ные силы клиента, конфиденциальность, универсальность, толе­рантность. Социальная работа ставит клиента в центр своей систе­мы ценностей. Поэтому важнейшим среди других является принцип клиентоцентризма, т.е. уважения и защиты интересов и потребно­стей клиента социальной службы.

Принцип клиентоцентризма основан на праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий, даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам. Например, молодой человек имеет право употреблять или не употреблять наркотические вещества, в любом случае задача социальной работы — оказывать ему помощь и защищать его инте­ресы. Этот принцип предполагает содействие нуждающемуся в оформлении им запроса на социальную услугу, в самоопределе­

нии, ориентации в различных сферах жизнедеятельности. Прин­цип клиентоцентризма ограничивает деятельность социального работника реализацией права гражданина отказаться от социаль­ного обслуживания.

Принцип опоры на собственные силы клиента имеет два основа­ния: прагматическое и гуманистическое. Прагматическое основа­ние связано с ограниченностью общественных ресурсов, гуманисти­ческое — исходит из цели развития у человека субъектности в об­щении, в деятельности, т. е. таких качеств личности, как ответ­ственность, самостоятельность и рефлексивность. Реализация прин­ципа опоры на собственные силы предполагает развитие у клиен­та социальной службы способностей противостоять неблагоприят­ным воздействиям социальной среды.

Принцип конфиденциальности исходит из того, что клиент со­циальной службы является субъектом частной жизни, которая не должна предаваться широкой огласке. Более того, сама по себе трудная жизненная ситуация, переживания, связанные с теми или иными проблемами, представляют собой нежелательную для раз­глашения информацию. В свою очередь, социальный работник, про­водя диагностические мероприятия, анализируя жизненный путь человека, получает достаточно много различных сведений. Нераз­глашение их ни при каких обстоятельствах требует профессиональ­ной ответственности при работе с документами, самоконтроля при повседневном общении.

Принцип универсальности предполагает уважительное отноше­ние к клиенту вне зависимости от его пола, религии, националь­ности, расы, политических убеждений и т.д.

Реализация принципа универсальности предполагает отноше­ние к любому клиенту социальной службы как к неповторимой личности, оказание помощи на основе понимания социокультур­ного своеобразия, борьбу с любыми проявлениями дискримина­ции по половому и национальному признаку. Для социального ра­ботника следование принципу универсальности основывается на стремлении к высоким личным стандартам и готовности отделять собственные чувства от профессиональных отношений.

енте, а лишь конструктивную позицию, ведущую нуждающегося к позитивным изменениям в его жизни.

Вторая группа принципов — профилактической на­правленности, социального реагирования и проверки действен­ности вмешательства — имеет несколько иную природу, чем пре­дыдущие: они связаны со спецификой помощи.

Непосредственное реагирование в социальной работе также спо­собствует оптимизации помощи. Однако в ряде ситуаций положе­ние нуждающегося таково, что неоказание немедленной помощи увеличивает угрозу для его жизни, здоровья, будущего благополу­чия. Обстоятельствами, требующими скорейшего реагирования, являются: утрата способности к самообслуживанию у граждан по­жилого возраста, факты насилия по отношению к детям, угроза суицидального поведения и т. п.

Проверка действенности вмешательства необходима в связи с тем, что профессиональная помощь не гарантирует от возникно­вения рецидивов либо проявления других социальных болезней. Согласно данному принципу социальный работник уже после пе­ремен в жизни клиента должен держать в зоне внимания тех, кому некоторое время назад оказывались социальные услуги, осущест­влялись выплаты.

Важность третьей группы принципов — охраны со­циальных прав и максимизации социальных ресурсов — объясня­ется той ролью, которую в социальной работе играют обществен­ные и государственные ресурсы, и сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся.

Для каждого гражданина социальные права неотъемлемы, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации благодаря дополни­тельным правам (специальному правовому статусу) получают в свое распоряжение общественные ресурсы. В то же время возмож­ности государства, муниципалитета, социальной службы ограни­ченны и требуют рачительного отношения, привлечения потен­циала негосударственных и неформальных институтов помощи.

Другими словами, социальный работник не только ответстве­нен за соблюдение прав клиентов социальных служб, но и обязан содействовать при необходимости расширению этих прав, активи­зируя дополнительные ресурсы.

Чтобы понять, как практически реализуются принципы соци­альной работы, необходимо обратиться к ее специфическим

механизмам, таким как реабилитация (восстановления полно­стью или частично утраченного ресурса), внешнее замещение, пря­мая передача ресурсов.

Механизм реабилитации — это восстановление полностью или частично утраченного ресурса. Наиболее известны медицинская, профессиональная, социальная, психологическая, педагогическая реабилитация. По отношению к инвалидам медицинскую реабили­тацию принято рассматривать как совокупность восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и т.д. Про­фессиональная реабилитация инвалидов состоит из профессиональ­ной ориентации, профессионального образования, профессиональ­но-производственной адаптации и трудоустройства. Социальная реабилитация включает социально-средовую ориентацию и соци­ально-бытовую адаптацию. Психологическая реабилитация направ­лена на клиентов, переживших внутренний кризис (жертвы наси­лия, лица, утратившие близких, узнавшие о собственной неизле­чимой болезни, потерявшие работу, предрасположенные к суи­циду, жертвы других стрессогенных обстоятельств). Психологиче­ская реабилитация связана с восстановлением самооценки, обре­тением смысла существования, преодолением депрессии и т. п. Педагогическая реабилитация представляет собой восстановление способностей к обучению.

Механизм внешнего замещения предполагает временное замеще­ние отсутствующего ресурса. Примером действия механизма внеш­него замещения могут служить различные формы воспитания де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усынов­ление, опека и попечительство, приемная семья). В этом случае родителя, выступавшего в качестве носителя ресурсов и связую­щего звена между обществом и ребенком, заменяет усыновитель, опекун (попечитель) или приемный родитель. Конечно, любое замещение объективно суррогатно. Однако в лучших образцах усы­новление, опека и т. д. ничем в субъективном восприятии и реаль­ном взаимодействии ребенка и взрослого не отличаются от биоло­гического родительства. Внешнее замещение возможно в том слу­чае, если социальный работник представляет интересы клиента в тех или иных социальных организациях или институтах.

Механизм выращивания внутренних ресурсов в отличие от реаби­литации предполагает воздействие на те ресурсы, уровень которых на данный момент соответствует возрастной норме, его не нужно восстанавливать, однако его дополнительное развитие обеспечит успешность решения объектом социальной работы тех или иных жизненнытх задач. Развитие способностей клиента социальной служ­бы, создание условий для формирования социального опыта, ак­тивной жизненной позиции у несовершеннолетних являются важ­ной составляющей не только социального воспитания, но и соци­альной работы.

Механизм прямой передачи ресурсов действует при социальном обеспечении во всех его формах (пенсии, пособия, льготы) и при информировании (консультировании) клиентов учреждений со­циального обслуживания по юридическим, медицинским, психо­логическим вопросам.

Механизм резервирования ресурсов относится прежде всего к на­коплению финансовых средств и проявляется в социальном стра­ховании. Развитие страховой практики в пенсионном обеспечении, здравоохранении показывает, что государство заинтересовано во временной консервации ресурсов с целью использования их в со­ответствующих обстоятельствах. Эти обстоятельства называются страховым случаем. При заключении договора о страховании стра­хователь и страховщик определяют условия (страховой случай и его признаки), при которых первый выплачивает второму опреде­ленную сумму.

Читайте также: