Права детей на получение образования и совершенствование работы по развитию инклюзивного образования

Обновлено: 16.05.2024


Как создать настоящие инклюзивные условия для детей с инвалидностью и особенностями в развитии, чтобы они могли получать качественное образование и впоследствии найти достойную работу? Анализ проекта документа о развитии инклюзивного (интегрированного) образования, подготовленного МНО.

Проведение общественного обсуждения проектов постановления и концепции можно назвать значительным шагом к укреплению социальной защиты детей с инвалидностью, развитию образования и их вовлечению в общество. Вместе с этим, в проектах содержится ряд противоречий, и предлагаемые меры могут не отвечать полностью принципам инклюзивного образования.

Раздельные классы — это инклюзия или сегрегация?

Да, в отдельных странах подобный опыт уже был осуществлён. Идея заключалась в том, что созданные поначалу отдельные классы для детей с инвалидностью затем постепенно должны были объединиться с общими классами. Такой постепенный подход создаёт некие возможности для общения детей, но оставляет ограниченными их контакты за пределами учебного процесса, что противоречит принципам инклюзии.

Разные дети — разные потребности

Исходя из использованных терминов в проекте постановления остаётся неясным, какие именно формы инвалидности имеются в виду в проекте документа. У детей могут быть различные нарушения функций организма, то есть физические, умственные, психические или сенсорные (слух и зрение) расстройства и их сочетания. Для каждого расстройства характерны уникальные и индивидуальные потребности ребёнка.

Например, для ребёнка с ограниченными физическими возможностями потребуется оснащение здания школы пандусами и другими разумными приспособлениями; для ребёнка с нарушением зрения понадобятся учебники на языке Брайля и особые приспособления (Брайлевский прибор и грифель, Брайлевский дисплей и принтер), для глухих и слабослышащих детей — служба перевода на жестовый язык, для детей с особенностями в развитии и трудностями в обучении — услуги дополнительного индивидуального тьютора.

Если смешать ребёнка с аутизмом с развитой устной речью с детьми с другими формами аутизма, сочетающимися с интеллектуальными и психическими расстройствами, то это приведёт к ухудшению образования первого ребёнка. А что будет, если смешать ребенка с ДЦП, слабовидящего или слабослышащего с ребёнком с дислексией и диспраксией? Для каждого необходима индивидуальная образовательная программа с учетом различных потребностей ребенка.

Когда общеобразовательные школы станут инклюзивными?

Для детей с ограниченными физическими возможностями обучение в общеобразовательных школах в условиях инклюзии не может представлять никакой преграды, поскольку их умственный потенциал никоим образом не ограничен. Единственное препятствие для таких детей — это неприспособленность здания школы и негативное и дискриминирующее отношение руководства школы, учителей и родителей детей без инвалидности.

Многие дети с физическими ограничениями из-за невозможности посещать обычные общеобразовательные школы вынуждены получать некачественное образование на дому. Проблема здесь не в физическом состоянии ребёнка, а в отсутствии условий и доступности в школах.

После поступления в вузы на основе выделенной государством 2-процентной квоты студенты с I и II группами инвалидности столкнулись с рядом препятствий. Из-за отсутствия условий в учебных зданиях вузов для некоторых студентов с инвалидностью были созданы отдельные академические группы. Чтобы предотвратить эту проблему, в проекте постановления предусмотрено создание условий для студентов с инвалидностью в учебных зданиях и студенческих общежитиях.

Ведь общеобразовательные школы как раз являются объектами социальной инфраструктуры. Почему же тогда в нарушение закона в недавно построенных в Сергелийском районе Ташкента общеобразовательных школах не созданы условия для детей с инвалидностью?

Специализированное или инклюзивное образование?

В проекте постановления предусматривается, с одной стороны, создание отдельных классов в порядке эксперимента, и с другой — укрепление материально-технической базы специализированных учебных заведений. Специализированные школы-интернаты для детей с различными формами инвалидности по принципу разделения их от детей без инвалидности остались нам в наследие от предыдущей эпохи. И есть значительные недостатки такого подхода.

Во-первых, число таких школ-интернатов ограничено, и они не смогут принять всех детей с инвалидностью. Например, дети, проживающие в удалённых районах, вынуждены проживать вдали от своих семей в общежитиях школ-интернатов, расположенных в основном в городских центрах. Как бы качественно ни был поставлен учебный процесс, проживание вдали от дома может оказать отрицательное влияние на психическое развитие и воспитание детей.

Во-вторых, постоянное финансовое обеспечение за счёт бюджетных средств школ-интернатов, строительство новых специализированных школ и общежитий и выплата доплат сотрудникам спецшкол может привести к резкому повышению расходов. Создание в общеобразовательных школах условий для детей с инвалидностью послужит экономии бюджетов и развитию инклюзивного образования за счёт средств, направляемых сейчас на спецшколы.

Например, не будет потребности в специализированных школах-интернатах, если в общеобразовательных школах дети с нарушениями зрения будут обеспечены учебниками на основе азбуки Брайля и специальными приспособлениями, и занятия для них будут вести учителя с нарушениями зрения с высшим педагогическим образованием, которые в настоящее время сталкиваются с дискриминацией по признаку инвалидности во время трудоустройства в общеобразовательные школы.

Недостаток специальных ресурсов и кадров

По проекту постановления, предусмотрено обеспечение на необходимом уровне учеников специализированных учебных заведений учебниками, в том числе на основе азбуки Брайля — для детей с нарушениями зрения. Дефицит специальных учебников — это большая проблема, и для её решения запланировано при государственной поддержке повышение производственной мощности типографии Общества слепых для издания учебников.

В рассматриваемый проект положения не внесено создание штатной единицы тьютора, необходимой для обучения в условиях инклюзии детей с ограниченными умственными возможностями, имеющих дополнительные образовательные потребности (с аутизмом или расстройством аутистического спектра (РАС), синдромом Дауна, дислекскией и диспраксией, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и других особенностей в развитии). Вообще, в Узбекистане ещё не введена должностью тьютора, и педагогические вузы не готовят такие кадры.

Чем плох сугубо медицинский подход?

Но такой подход основан только на медицинской модели инвалидности, и предполагает, что проблема заключается в физических недостатках детей. Медицинская модель противоречит инклюзивному образованию, потому что основное внимание в ней уделяется не способностям и достижениям детей, а их физическому состоянию.

Выбор профессии и обеспечение достойной работой

Когда я беседовал с родителями детей, учащихся в специализированной школе №25 для детей с нарушениями речи Ташкента, они указали на одну большую проблему. Аттестат об окончании школы, где учатся их дети, резко отличается от аттестата об окончании общеобразовательной школы и является большим препятствием для дальнейшего профессионального обучения.

С таким аттестатом они не могут ни поступить в колледж, ни в вуз по 2-процентной квоте для абитуриентов с инвалидностью. В результате после окончания 9-летней спецшколы они остаются в четырёх стенах во всех смыслах. И усугубляющим проблему фактором является закрытие специальных профессиональных колледжей для людей с инвалидностью.

Документ, подтверждающий окончание обучения ребёнка с инвалидностью, обучавшегося в домашних условиях, также отличается от обычного аттестата об окончании школы. В этом документе список предметов и оценок сокращённый, в нём отсутствуют некоторые обязательные предметы. В результате дети, обучавшиеся на дому, могут столкнуться с преградами при поступлении в колледж, лицей или вуз.

Кроме того, при обучении в домашних условиях, даже при доплатах и компенсации дорожных расходов учителям, немало случаев, когда уроки на дому не проводятся. Это, в свою очередь, приводит к отставанию и отсутствию необходимых знаний и навыков у учеников на последующих этапах. Обучение на дому усиливает чувство одиночества у детей с инвалидностью и не даёт развиваться необходимым им социальным навыкам, повышая вероятность того, что в будущем человек также будет, сидя дома, изолирован от общества.

Правовые основы и механизмы внедрения инклюзии

Я верю, что в Узбекистане развитие инклюзивного образования служит интересам и государства, и общества, и детей с инвалидностью, а также их родителей. Учебный процесс в школах, колледжах, лицеях или высших учебных заведениях — это не только получение знаний, но и общение, формирование социальных навыков и в результате приобщение к социальной жизни. Это важный фактор изменения в положительную сторону отношения всего общества к детям и взрослым с инвалидностью.

Проект вёл отдельную работу с учителями и родителями в пилотных ресурсных центрах. К сожалению, несмотря на многочисленные успехи проекта, его результаты остаются без продолжения, а практика перевода детей с лёгкими формами инвалидности в общеобразовательные школы оказалась неустойчивой.

В-третьих, необходимо готовить профессиональные кадры для эффективного внедрения инклюзивного образования. Для обучения в общих школах детей с различными видами инвалидности и с особенностями в развитии, испытывающих затруднения в обучении, нужно готовить сопровождающих тьюторов и развивать поддерживающие услуги. В рамках общеобразовательных школ необходимо организовать службы поддержки, состоящие из социальных педагогов, психологов, сенсорной комнаты и ресурсного центра инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — это не коррекция и оздоровление в специально открытом отдельном классе для детей с инвалидностью. Это индивидуальные поддерживающие услуги для детей, исходя из их способностей, достижений и индивидуальных потребностей, и также обеспечение разумных приспособлений. Основная преграда для этого — недостаточная вера в потенциал детей с инвалидностью, что является следствием закрепившейся стигмы в сознании многих. Но мы должны помнить всегда: разнообразие приводит к развитию всех сфер жизни человека.

Читайте также: