Последствия неявки заказчика за получением результата работы по договору бытового подряда

Обновлено: 09.05.2024

Форма, содержание и исполнение договора бытового подряда

В соответствии с общими правилами гражданского законодательства о форме сделок договор бытового подряда должен заключаться в про­стой письменной форме .

Согласно п. 4 Правил бытового обслуживания договор о выполнении работы оформляется в письменной форме (кви­танция, иной документ).

Вместе с тем договор о выполнении работы, который исполняется в присутствии потребителя, может быть оформ­лен также путем выдачи ему кассового чека, билета, жетона и т.п. В данном случае договор бытового подряда заключается в устной форме . В том случае, когда заказчик в оформленном письменно договоре бытового подряда присоединяется к условиями формуляров или иных стандарт­ных форм, предложенных подрядчиком, следует признать, что он при­обретает черты договора присоединения (ст. 428 ГК).

Соглашение гражданина с работником организации, выполняю­щей работы для потребителей, о выполнении соответствующей рабо­ты без надлежащего оформления вопреки установленным правилам не порождает прав и обязанностей между гражданином и этой орга­низацией, поэтому последняя не несет ответственности за неисполне­ние или ненадлежащее исполнение работы либо за утрату или повреж­дение переданного по такому соглашению имущества в соответствии с Законом о защите прав потребителей . В указанном случае имуще­ственную ответственность перед гражданином несет непосредствен­но лицо, обязавшееся выполнить работу.

К отношениям по договору бытового подряда применяются все ос­новные правила о договоре подряда с учетом особенностей, отраженных в § 2 гл. 37 ГК.

Специальные правила применяются здесь, когда речь идет о выполнении работ из материала подрядчика или заказчика.

Если работа по договору бытового подряда выполняется из мате­риала подрядчика , он оплачивается заказчиком при заключении дого­вора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком ра­боты (ст. 733 ГК). В соответствии с договором материал может быть предоставлен подрядчиком в кредит, в том числе с условием оплаты заказчиком материала в рассрочку. Изменение после заключения до­говора бытового подряда цены предоставленного подрядчиком мате­риала не влечет за собой ее перерасчета.

Если же работа по договору бытового подряда выполняется из ма­териала заказчика , то в соответствии со ст. 734 ГК в квитанции или ином документе, выдаваемых подрядчиком заказчику при заключе­нии договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон. Оценка ма­териала в квитанции или ином аналогичном документе может быть впоследствии оспорена заказчиком в суде. При разрешении спора, возникшего в связи с утратой или повреждением материала или вещи заказчика, необходимо иметь в виду, что цена материала, передавае­мого подрядчику, в соответствии со ст. 734 ГК определяется по соглашению сторон и указывается в квитанции или ином документе, вы­даваемом заказчику .

При выполнении работы полностью или частично из материала или с вещью, принадлежащей потребителю, подрядчик несет ответст­венность за сохранность этого материала или вещи, а также за правиль­ное его использование. В связи с этим ст. 35 Закона о защите прав по­требителей на него возлагаются обязанности по:

  • предупреждению потребителя о непригодности или недоброкачест­венности переданного им материала или вещи;
  • представлению отчета об израсходовании материала;
  • возврату его остатка.

Работа оплачивается заказчиком, как правило, после ее оконча­тельной сдачи подрядчиком. Вместе с тем с согласия заказчика рабо­та может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи подрядчику аванса (ст. 735 ГК).

Особенности выполнения отдельных видов работ установлены Пра­вилами бытового обслуживания (п. 16-22).

Так, например, пошив обу­ви осуществляется по эскизам, предложенным потребителем, а также по моделям из альбомов, журналов и образцам, имеющимся у подряд­чика. По желанию потребителя допускается замена фасона каблуков, фурнитуры, цветовых сочетаний и материалов, о чем должно быть ука­зано в договоре. При выдаче отремонтированной бытовой радиоэлек­тронной аппаратуры, бытовых машин и приборов подрядчик обязан осмотреть и продемонстрировать потребителю их работу. Включение, отключение или переключение бытовой радиоэлектронной аппарату­ры, бытовых машин и приборов должно осуществляться легко, плав­но, без задержек и повторных включений. Приборы, имеющие пита­ние от электрической сети, должны быть проверены на необходимую величину сопротивления электрической изоляции.

Сроки выполнения работ по договору бытового подряда

Согласно ст. 27 Закона о защите прав потребителей подрядчик обя­зан осуществить выполнение работы в срок, установленный прави­лами выполнения отдельных видов работ или договором бытового подряда. В договоре может предусматриваться срок выполнения ра­боты, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами.

В настоящее время установление сроков выполнения работы прави­лами является практически исключением. Подавляющее большинст­во действующих правил предусматривает, что сроки выполнения ра­бот определяются соглашением сторон в договоре. Срок выполнения работы может определяться датой или периодом времени, к которой должно быть закончено выполнение работы, датой или периодом вре­мени, к которой подрядчик должен приступить к выполнению рабо­ты, либо как датой (периодом времени), к которой подрядчик должен приступить к выполнению работы, так и датой (периодом времени), к которой должно быть закончено выполнение работы.

Если выполнение работы осуществляется по частям, в договоре должны предусматриваться частные сроки (периоды) выполнения ра­бот, которые призваны конкретизировать обязанности подрядчика, придать им большую четкость и определенность. По соглашению сто­рон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения от­дельных этапов работы (промежуточные сроки).

По соглашению сторон заказ может быть выполнен в срочном по­рядке. За срочность выполнения работы взимается надбавка к цене. В этом случае срок исполнения заказа исчисляется с момента (часа) приема заказа, указанного в договоре.

Особенности сдачи и приемки выполненных работ по договору бытового подряда

Особенности сдачи и приемки выполненных работ по договору бытового подряда:

  • при сда­че работы заказчику подрядчик обязан сообщить ему о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного ис­пользования результата работы, а также о возможных для самого за­казчика и других лиц последствиях несоблюдения соответствующих требований (ст. 736 ГК);
  • в слу­чае неявки заказчика за получением результата выполненной работы или иного уклонения заказчика от его приемки подрядчик имеет пра­во, письменно предупредив заказчика, по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную це­ну, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, внести в депозит в порядке, предусмотренном ст. 327 ГК (ст. 738 ГК).

Согласно п. 14 Правил бытового обслуживания потребитель обя­зан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с учас­тием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее ре­зультат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель дол­жен немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку. Потребитель, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора или иные недостатки, которые не мог­ли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недос­татки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты испол­нителем, обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по­сле их обнаружения.

Последствия нарушения обязательств из договора бытового подряда

См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Согласно ст. 737 ГК в случае обна­ружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, — ра­зумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества — пять лет) со дня приемки результата работы заказчик вправе по своему выбору

  • осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК прав либо
  • потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или воз­мещения понесенных им расходов на исправление недостатков свои­ми средствами или третьими лицами.

Аналогичные правила установ­лены и п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей.

Под существенными недостатками в выполненной работе и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует по­нимать такие недостатки, которые (п. 13 Постановления):

  • являются устранимыми;
  • либо не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени;
  • либо выявляются неоднократно;
  • либо появляются вновь после их устранения;
  • либо другие подобные недостатки .

В соответствии со ст. 739 ГК в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться правами, предоставленными покупателю в соответствии со статьями 503 - 505настоящего Кодекса.

В ст. 30 и 31 Закона о защите прав потребителей устанавливаются сроки удовлетворения требований потребителя в связи с выявленны­ми в выполненной работе недостатками.

Читайте также: