Порядок задержания и доставления правонарушителя работниками ведомственной охраны

Обновлено: 05.07.2024

проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах, состояние инженерно-технических средств охраны; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу возникновения пожаров, безопасности людей, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий;

производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений;

использовать транспортные средства собственников охраняемых объектов для преследования лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, и доставления их в орган внутренних дел.

Статья 12. Обязанности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны обязаны:

обеспечивать защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств;

осуществлять мероприятия по предупреждению нарушений пропускного и внутриобъектового режимов;

пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах;

осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты;

участвовать в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах;

участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

оказывать в пределах своей компетенции содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Глава IV. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Статья 13. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.

При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:

стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;

предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)

доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Применение физической силы

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Статья 15. Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

резиновые палки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части первой настоящей статьи;

слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части первой настоящей статьи;

наручники - в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 4 части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

служебные собаки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части первой настоящей статьи.

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.

Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Правовое регулирование применения мер принуждения

Частной охранной организации разрешено осуществлять такие основные услуги, как защита жизни и здоровья граждан и охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении клиента. При этом охранник, выполняя свои функциональные обязанности при выполнении услуг, оказывается перед опасностью, поэтому он наделён правами правоприменительной деятельности на принуждение.

Правоприменительная деятельность на принуждение может осуществляться как с применением предупредительных мер воздействия на правонарушителя, так и воздействия путём физического принуждения (силы).

Охранник осуществляет правоприменительную деятельность для предупреждения и отражения противоправных действий в соответствии с представленным ему законодательством права.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с предоставленном охраннику права на задержание правонарушителя, как с применением предупредительных мер воздействия, так и воздействия на волю правонарушителя физического принуждения.

Однако здесь следует подчеркнуть, что в соответствии с указанной статьей охранник имеет ограничения прав на применение силы. Статьёй 12 Закона охранникам, предоставлено право задерживать лиц, совершивших противоправные посягательства только на охраняемое имущество. А как быть в тех случаях, когда правонарушитель совершил, например, хулиганство на охраняемом объекте или другое правонарушение, не связанное с имуществом?

Исходя из данной статьи получается, что охраннику дается право задерживать не только тех лиц, которые посягали на охраняемое имущество, но и за другие виды посягательства.

При задержании лиц, посягающих, например, на жизнь, здоровье людей, общественный порядок и другие виды посягательства (а не на посягательство охраняемого имущества), их задержание осуществляется частными охранниками – на основании прав, предусмотренных главой 8 УК (Обстоятельства, исключающие преступность деяния).

Итак, применение предупредительных мер воздействия на правонарушителя осуществляются в случае, когда между охранником и правонарушителем происходит только устный диалог. Например, совет правонарушителю не сопротивляться задержанию, вынуть руки из кармана, поднять руки вверх, начать движение по приказу охранника без сопротивления и намерения убежать и т. д. и правонарушитель выполняет указанные предложения. В данном случае нет необходимости в воздействию на волю правонарушителя физическим принуждением.

Устное предупреждение может быть с демонстрацией оружия или огнестрельного оружия. Во многих фильмах, книгах и проч. очень часто конфликт решается простой демонстрацией огнестрельного оружия. В большинстве случаев, увидев пистолет, хам становится вежливым и понятливым, как правило, он выполняет требования охранника. Я как-то всегда был убежден, что применение оружия на остановку правонарушителя - есть нормальное дело, вполне одобряемое законом.

Речь идет только о применении меры принуждения при задерживании. Что же касается применения силы, то это можно считать следующей мерой принуждения, которая применяется только в случаях, при которых правонарушитель не выполняет законных требований охранника, связанных с превентивными мерами.

Вынувший оружие в США бездоказательно об совершенном правонарушении с угрозой жизни лицом, против которого было направлено оружие, будет отвечать перед судом за угрозу оружием, как о совершенном хулиганстве или злоупотреблении оружием.

Что касается угрозы нападения или мнимой угрозы применение оружия на предупреждение в отношении правонарушителя, на мой взгляд, целесообразно и необходимо прописать в нашем законодательстве право для частных охранников и граждан как гарантию личной безопасности, хотя бы гак как это прописано, например, для полиции или ведомственной охраны.

Это не на войне, когда противники ясны и цели определены. Как же при этом обезопаситься сотруднику частной охранной структуры или гражданам в применении оружия в указанном случае, где всегда трудно идентифицировать серьезность эпизода и намерения оппонента? Дожидаться, когда ударят по голове или вспорют живот? А если окажется, что нападавшие преступники при виде оружия отказались совершать преступление - ты уже виноват, что ли?

Воздействие на подозреваемого с использованием физического принуждения (силы) связано с тем, что при рассмотрении ситуации и, особенно при принятии решения на применение силы, необходимо учитывать не только принуждение, связанное с задержанием. Само задержание - это тоже применение силы на месте совершения правонарушения. Однако, следует заметить, что для задержания могут применяться дополнительно и другие меры принуждения. А это значит, что возникает необходимость определить эти меры принуждения. Так как таких мер принуждения много, то возникает необходимость их классифицировать. Такая классификация позволяет лучше понять способы применения мер принуждения при задержании правонарушителя на месте совершения правонарушения, позволяет исключить ошибки при принятии решения на их применение.

У частной охраны имеется три компонента воздействия на подозреваемого с использованием физического принуждения при задержании. Это физическая сила, оружие самообороны, специальные средства (спецсредства) и огнестрельное оружие.

Для перечисленных компонентов важно установить правомерные критерии использования охраной физического принуждения. Это возможно сделать, распределив применение силы по уровням, которые можно определить с помощью правоприменительной деятельности охраной, которая ей предоставлена законодательством на принуждение.

Для охранников, на мой взгляд, сегодня предусмотрено шесть уровней использования физического принуждения при задержании это:

физическая сила с причинением вреда задерживаемому,

применение специальных средств,

применение гражданского оружия (за исключением огнестрельного оружия),

применение служебного огнестрельного оружия сдерживающим огнём,

применение служебного огнестрельного оружия для причинения вреда здоровью правонарушителю огнём на поражение.

Первый уровень связан с применением физической силы. Фактически здесь происходит физический контакт. При физическом сопротивлении, когда правонарушитель не поддается уговорам и не желает подчиниться приказу охранника. Охранник, схватив правонарушителя рукой, ведет его, применяя физическую силу, чтобы отразить противоправные действия правонарушителя, например, правонарушитель в процессе задержания сопротивляется, лежит или сидит и не желает идти, и охраннику приходится его нести или звать на помощь, чтобы перенести. В данном случае применяется физическая сила.

Второй уровень связан с физическим сопротивлением правонарушителя и применением некоторых приемов. Это может быть заламливание руки правонарушителю назад при задержании, применение боевых приемов, связывание, с повреждением его автомашины или другого имущества, а также побои, телесные повреждения и применение других физических методов принуждения, принёсших повреждение здоровью задерживаемого.

Уровни применения силы при задержании не регламентированы законодательством о деятельности охранных структур. В данном случае задержание правонарушителя за совершение преступления осуществляется на основании ст.38 УК РФ.

Третий уровень может быть осуществлен с применением специальных средств. Это зависит от обстоятельств, при которых происходит задержание, или поведения самого правонарушителя.

Обстоятельства, когда охранник имеет право применить специальные средства при задержании, могут возникнуть уже на первом уровне, когда правонарушитель не оказывает физического сопротивления, но, например, ложится и не желает идти. Спецсредства применяются и тогда, когда правонарушитель пытается убежать. Здесь могут быть использованы наручники, применена физическая сила и т.д.

Использование наручников достаточно регламентировано, и в правоприменительной практике учитывается законность мер принуждения. Суды при принятии решения о правомерности применения мер принуждения учитывают необходимость в определенных ситуациях использовать наручники. Иногда при задержании, когда правонарушитель не оказывает никакого сопротивления, не пытается убежать, отсутствуют обстоятельства, при которых следовало бы применять наручники, но на всякий случай их применяют. В данном случае - налицо превышение мер, необходимых для задержания правонарушителя, хотя основания для задержания правонарушителя имелись, но применение силы, то есть наручников, явилось неправомерным действием.

В соответствии с Законом охранники применяют спецсредства - в случаях отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, жизни и здоровью охраняемых граждан при пресечении правонарушений, задержании лиц, их совершивших, преодоления сопротивления, пресечения неподчинения законным распоряжениям или требованиям, воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к определенным объектам иных действий, препятствующих выполнению возложенных на охранников обязанностей, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение обязанностей.

Четвёртый уровень применяется с использованием гражданского оружия. При задержании, как правило, не применяется, если у охранника имеются спецсредства. При отсутствии у охранника специальных средств на третьем уровне силы оружие самообороны применяется аналогично специальным средствам (за исключением огнестрельного оружия).

При пятом уровне используется огнестрельное оружие для сдерживания нападающего. Если предупреждающий огонь не оказал должного воздействия на правонарушителя, и он продолжает свои преступные действия, то охранник ведет огонь таким образом, чтобы не причинить смертельное или тяжкое телесное повреждение (по ногам, рукам и т.д.). Целью выстрела является выведение преступника из строя. Однако следует при этом помнить, что судебная практика допускает только один выстрел сдерживающего огня в невооруженного преступника. Обычно второй выстрел в невооруженного преступника сотрудники правоохранительных органов оценивают, как контрольный.

Шестой уровень - применение служебного оружия для причинения вреда здоровью правонарушителю предусмотрен ст.2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В статье обращено внимание на законные основания и указано, что лишение жизни допустимо только тогда, когда это обусловлено законным задержанием. Если подозреваемым совершено убийство, террористический акт или причинено тяжкое телесное повреждение, и охранник не может задержать его с применением других средств, то имеет право применять сдерживающий огонь, т.е. в перестрелке или в опережение возможного выстрела (преступник с обнаженным оружием проявляет агрессию).

В указанных двух последних уровнях применения силы охранник должен учитывать, что применение служебного оружия не должно быть связано с превышением мер, необходимых для задержания. Сила здесь применяется охранником в соответствии с Законом и ст.38 УК. При этом акт задержания в данных случаях часто переходит из обстоятельства задержания в обстоятельство необходимой обороны, что необходимо учитывать при документировании инцидента. В том случае, когда обстоятельство задержания переходит в обстоятельство необходимой обороны, охранник имеет право применить огнестрельное оружие на поражение в случаях отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности или отражается групповое или вооруженное нападение.

Принимая решение на применение силы, частный охранник обязан определить, на каком уровне он должен применить силу, учитывая при этом обстоятельства и категорию совершенного преступления (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое) или административное правонарушение. Охранник может оказаться в таких обстоятельствах, когда можно применять только специальные средства, или в такой ситуации - когда только огнестрельное оружие. И на решение вопроса о применении силы остаются доли секунды. Если охранник не готов, то может погибнуть или быть тяжело травмирован. Но применение более высокого уровня силы, чем требуется в данной ситуации, может привести его к превышению пределов самообороны.

В ч.2 ст.38 УК дается определение понятия превышения мер, необходимых для задержания. С объективной стороны такие действия характеризуются как явно, т.е. очевидно не соответствующие характеру и степени общественной опасности деяния, совершенного этим лицом, и, кроме того, как не соответствующие обстоятельствам и обстановке задержания, когда задерживаемому лицу причиняется явно чрезмерный вред. С субъективной стороны превышение определяется как умышленное действие, т.е. при превышении мер задержания лицо сознает чрезмерность и отсутствие явной необходимости предпринятых им действий для достижения цели задержания. Целью задержания является доставление в органы власти правонарушителя и пресечения его преступных действий. Причинение вреда задерживаемому лицу при превышении мер, необходимых для задержания, по неосторожности не рассматривается законом как преступление.

В тех случаях, когда лицо задерживается за совершение преступления, действия охранника не заканчиваются принятием решения на задержание. Далее возникает необходимость доставления правонарушителя в органы власти. В соответствии со ст.38 УК РФ, охранник имеет на это право, тогда как при задержании за совершение административного правонарушения такое право отсутствует. Право на доставление за совершенное административное правонарушение сегодня в соответствии со ст.27.2 КОАП РФ имеют только государственные правоприменительные органы, перечень которых имеется в КОАП РФ.

Большинство охранников добросовестно относятся к своим обязанностям, достаточно обучены, поэтому они используют силу разумно в зависимости от тяжести совершенного преступления или сложившейся обстановки, при которой произошло задержание. Однако имеются случаи неправомерного применения силы частными охранниками.

Обратим внимание читателя на неправомерное использование охранником силы. Неправомерное использование охранником силы можно разделить на два вида:

Ненужное использование силы - когда нет необходимости ее применять, т.е. не было совершено правонарушение или правонарушитель не оказывал сопротивления.

Чрезмерное использование силы - когда применяется больше силы, чем необходимо в определенной ситуации или при определенных обстоятельствах.

Практика показывает, что существует четыре основных причины неправомерного, ненужного или чрезмерного применения силы при задержании:

плохо поставлено обучение личного состава в охранной организации. Особое значение в обучении имеют вопросы, связанные с правоприменительной деятельностью и с правом охранника на принуждение. Практика показывает, что неправомерно применяют силу охранники тех организаций, в которых подготовка находится на низком уровне. В охранных структурах обучение правоприменительной деятельности должно быть непрерывным и на высоком уровне. У охранника может быть мало времени, чтобы оценить и принять правильное решение, когда он попадает в опасную или непредсказуемую ситуацию. И только опыт или обучение могут дать охраннику возможность правильным образом реагировать на возможную или явную угрозу, применяя адекватный правонарушению и обстоятельствам уровень силы;

случаи, при которых охрана может быть вовлечена в неправомерное применение силы. Примером этого может служить незаконность исполнения приказа (распоряжения) в момент его исполнения (ст.42 УК РФ). В таком случае исполнитель несет ответственность за вред, причиненный личности, обществу или государству вследствие исполнения незаконного приказа или распоряжения;

в ситуациях длительного или опасного преследования бывает, что эмоции вследствие избытка адреналина овладевают охранником, и он совершает неправомерное применение силы. Поэтому необходимо при обучении обращать особое внимание на эмоциональные и физические действия охранников во время применения силы;

использование власти в корыстных целях, что часто связано с противоправными действиями экономического характера, с получением взятки и другими негативными явлениями.

В заключение следует отметить значение изложенного перечня уровней силы для разработки стандартов применения мер принуждения со стороны сотрудников частных охранных организаций. Установленные объективные стандарты применения мер принуждения позволят повысить качество служебной подготовки силовых структур и объективность принятия решений судебных органов при рассмотрении ситуаций, связанных с применением мер принуждения.

Правовое регулирование применения мер принуждения

Частной охранной организации разрешено осуществлять такие основные услуги, как защита жизни и здоровья граждан и охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении клиента. При этом охранник, выполняя свои функциональные обязанности при выполнении услуг, оказывается перед опасностью, поэтому он наделён правами правоприменительной деятельности на принуждение.

Правоприменительная деятельность на принуждение может осуществляться как с применением предупредительных мер воздействия на правонарушителя, так и воздействия путём физического принуждения (силы).

Охранник осуществляет правоприменительную деятельность для предупреждения и отражения противоправных действий в соответствии с представленным ему законодательством права.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с предоставленном охраннику права на задержание правонарушителя, как с применением предупредительных мер воздействия, так и воздействия на волю правонарушителя физического принуждения.

Однако здесь следует подчеркнуть, что в соответствии с указанной статьей охранник имеет ограничения прав на применение силы. Статьёй 12 Закона охранникам, предоставлено право задерживать лиц, совершивших противоправные посягательства только на охраняемое имущество. А как быть в тех случаях, когда правонарушитель совершил, например, хулиганство на охраняемом объекте или другое правонарушение, не связанное с имуществом?

Исходя из данной статьи получается, что охраннику дается право задерживать не только тех лиц, которые посягали на охраняемое имущество, но и за другие виды посягательства.

При задержании лиц, посягающих, например, на жизнь, здоровье людей, общественный порядок и другие виды посягательства (а не на посягательство охраняемого имущества), их задержание осуществляется частными охранниками – на основании прав, предусмотренных главой 8 УК (Обстоятельства, исключающие преступность деяния).

Итак, применение предупредительных мер воздействия на правонарушителя осуществляются в случае, когда между охранником и правонарушителем происходит только устный диалог. Например, совет правонарушителю не сопротивляться задержанию, вынуть руки из кармана, поднять руки вверх, начать движение по приказу охранника без сопротивления и намерения убежать и т. д. и правонарушитель выполняет указанные предложения. В данном случае нет необходимости в воздействию на волю правонарушителя физическим принуждением.

Устное предупреждение может быть с демонстрацией оружия или огнестрельного оружия. Во многих фильмах, книгах и проч. очень часто конфликт решается простой демонстрацией огнестрельного оружия. В большинстве случаев, увидев пистолет, хам становится вежливым и понятливым, как правило, он выполняет требования охранника. Я как-то всегда был убежден, что применение оружия на остановку правонарушителя - есть нормальное дело, вполне одобряемое законом.

Речь идет только о применении меры принуждения при задерживании. Что же касается применения силы, то это можно считать следующей мерой принуждения, которая применяется только в случаях, при которых правонарушитель не выполняет законных требований охранника, связанных с превентивными мерами.

Вынувший оружие в США бездоказательно об совершенном правонарушении с угрозой жизни лицом, против которого было направлено оружие, будет отвечать перед судом за угрозу оружием, как о совершенном хулиганстве или злоупотреблении оружием.

Что касается угрозы нападения или мнимой угрозы применение оружия на предупреждение в отношении правонарушителя, на мой взгляд, целесообразно и необходимо прописать в нашем законодательстве право для частных охранников и граждан как гарантию личной безопасности, хотя бы гак как это прописано, например, для полиции или ведомственной охраны.

Это не на войне, когда противники ясны и цели определены. Как же при этом обезопаситься сотруднику частной охранной структуры или гражданам в применении оружия в указанном случае, где всегда трудно идентифицировать серьезность эпизода и намерения оппонента? Дожидаться, когда ударят по голове или вспорют живот? А если окажется, что нападавшие преступники при виде оружия отказались совершать преступление - ты уже виноват, что ли?

Воздействие на подозреваемого с использованием физического принуждения (силы) связано с тем, что при рассмотрении ситуации и, особенно при принятии решения на применение силы, необходимо учитывать не только принуждение, связанное с задержанием. Само задержание - это тоже применение силы на месте совершения правонарушения. Однако, следует заметить, что для задержания могут применяться дополнительно и другие меры принуждения. А это значит, что возникает необходимость определить эти меры принуждения. Так как таких мер принуждения много, то возникает необходимость их классифицировать. Такая классификация позволяет лучше понять способы применения мер принуждения при задержании правонарушителя на месте совершения правонарушения, позволяет исключить ошибки при принятии решения на их применение.

У частной охраны имеется три компонента воздействия на подозреваемого с использованием физического принуждения при задержании. Это физическая сила, оружие самообороны, специальные средства (спецсредства) и огнестрельное оружие.

Для перечисленных компонентов важно установить правомерные критерии использования охраной физического принуждения. Это возможно сделать, распределив применение силы по уровням, которые можно определить с помощью правоприменительной деятельности охраной, которая ей предоставлена законодательством на принуждение.

Для охранников, на мой взгляд, сегодня предусмотрено шесть уровней использования физического принуждения при задержании это:

физическая сила с причинением вреда задерживаемому,

применение специальных средств,

применение гражданского оружия (за исключением огнестрельного оружия),

применение служебного огнестрельного оружия сдерживающим огнём,

применение служебного огнестрельного оружия для причинения вреда здоровью правонарушителю огнём на поражение.

Первый уровень связан с применением физической силы. Фактически здесь происходит физический контакт. При физическом сопротивлении, когда правонарушитель не поддается уговорам и не желает подчиниться приказу охранника. Охранник, схватив правонарушителя рукой, ведет его, применяя физическую силу, чтобы отразить противоправные действия правонарушителя, например, правонарушитель в процессе задержания сопротивляется, лежит или сидит и не желает идти, и охраннику приходится его нести или звать на помощь, чтобы перенести. В данном случае применяется физическая сила.

Второй уровень связан с физическим сопротивлением правонарушителя и применением некоторых приемов. Это может быть заламливание руки правонарушителю назад при задержании, применение боевых приемов, связывание, с повреждением его автомашины или другого имущества, а также побои, телесные повреждения и применение других физических методов принуждения, принёсших повреждение здоровью задерживаемого.

Уровни применения силы при задержании не регламентированы законодательством о деятельности охранных структур. В данном случае задержание правонарушителя за совершение преступления осуществляется на основании ст.38 УК РФ.

Третий уровень может быть осуществлен с применением специальных средств. Это зависит от обстоятельств, при которых происходит задержание, или поведения самого правонарушителя.

Обстоятельства, когда охранник имеет право применить специальные средства при задержании, могут возникнуть уже на первом уровне, когда правонарушитель не оказывает физического сопротивления, но, например, ложится и не желает идти. Спецсредства применяются и тогда, когда правонарушитель пытается убежать. Здесь могут быть использованы наручники, применена физическая сила и т.д.

Использование наручников достаточно регламентировано, и в правоприменительной практике учитывается законность мер принуждения. Суды при принятии решения о правомерности применения мер принуждения учитывают необходимость в определенных ситуациях использовать наручники. Иногда при задержании, когда правонарушитель не оказывает никакого сопротивления, не пытается убежать, отсутствуют обстоятельства, при которых следовало бы применять наручники, но на всякий случай их применяют. В данном случае - налицо превышение мер, необходимых для задержания правонарушителя, хотя основания для задержания правонарушителя имелись, но применение силы, то есть наручников, явилось неправомерным действием.

В соответствии с Законом охранники применяют спецсредства - в случаях отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, жизни и здоровью охраняемых граждан при пресечении правонарушений, задержании лиц, их совершивших, преодоления сопротивления, пресечения неподчинения законным распоряжениям или требованиям, воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к определенным объектам иных действий, препятствующих выполнению возложенных на охранников обязанностей, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение обязанностей.

Четвёртый уровень применяется с использованием гражданского оружия. При задержании, как правило, не применяется, если у охранника имеются спецсредства. При отсутствии у охранника специальных средств на третьем уровне силы оружие самообороны применяется аналогично специальным средствам (за исключением огнестрельного оружия).

При пятом уровне используется огнестрельное оружие для сдерживания нападающего. Если предупреждающий огонь не оказал должного воздействия на правонарушителя, и он продолжает свои преступные действия, то охранник ведет огонь таким образом, чтобы не причинить смертельное или тяжкое телесное повреждение (по ногам, рукам и т.д.). Целью выстрела является выведение преступника из строя. Однако следует при этом помнить, что судебная практика допускает только один выстрел сдерживающего огня в невооруженного преступника. Обычно второй выстрел в невооруженного преступника сотрудники правоохранительных органов оценивают, как контрольный.

Шестой уровень - применение служебного оружия для причинения вреда здоровью правонарушителю предусмотрен ст.2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В статье обращено внимание на законные основания и указано, что лишение жизни допустимо только тогда, когда это обусловлено законным задержанием. Если подозреваемым совершено убийство, террористический акт или причинено тяжкое телесное повреждение, и охранник не может задержать его с применением других средств, то имеет право применять сдерживающий огонь, т.е. в перестрелке или в опережение возможного выстрела (преступник с обнаженным оружием проявляет агрессию).

В указанных двух последних уровнях применения силы охранник должен учитывать, что применение служебного оружия не должно быть связано с превышением мер, необходимых для задержания. Сила здесь применяется охранником в соответствии с Законом и ст.38 УК. При этом акт задержания в данных случаях часто переходит из обстоятельства задержания в обстоятельство необходимой обороны, что необходимо учитывать при документировании инцидента. В том случае, когда обстоятельство задержания переходит в обстоятельство необходимой обороны, охранник имеет право применить огнестрельное оружие на поражение в случаях отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности или отражается групповое или вооруженное нападение.

Принимая решение на применение силы, частный охранник обязан определить, на каком уровне он должен применить силу, учитывая при этом обстоятельства и категорию совершенного преступления (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое) или административное правонарушение. Охранник может оказаться в таких обстоятельствах, когда можно применять только специальные средства, или в такой ситуации - когда только огнестрельное оружие. И на решение вопроса о применении силы остаются доли секунды. Если охранник не готов, то может погибнуть или быть тяжело травмирован. Но применение более высокого уровня силы, чем требуется в данной ситуации, может привести его к превышению пределов самообороны.

В ч.2 ст.38 УК дается определение понятия превышения мер, необходимых для задержания. С объективной стороны такие действия характеризуются как явно, т.е. очевидно не соответствующие характеру и степени общественной опасности деяния, совершенного этим лицом, и, кроме того, как не соответствующие обстоятельствам и обстановке задержания, когда задерживаемому лицу причиняется явно чрезмерный вред. С субъективной стороны превышение определяется как умышленное действие, т.е. при превышении мер задержания лицо сознает чрезмерность и отсутствие явной необходимости предпринятых им действий для достижения цели задержания. Целью задержания является доставление в органы власти правонарушителя и пресечения его преступных действий. Причинение вреда задерживаемому лицу при превышении мер, необходимых для задержания, по неосторожности не рассматривается законом как преступление.

В тех случаях, когда лицо задерживается за совершение преступления, действия охранника не заканчиваются принятием решения на задержание. Далее возникает необходимость доставления правонарушителя в органы власти. В соответствии со ст.38 УК РФ, охранник имеет на это право, тогда как при задержании за совершение административного правонарушения такое право отсутствует. Право на доставление за совершенное административное правонарушение сегодня в соответствии со ст.27.2 КОАП РФ имеют только государственные правоприменительные органы, перечень которых имеется в КОАП РФ.

Большинство охранников добросовестно относятся к своим обязанностям, достаточно обучены, поэтому они используют силу разумно в зависимости от тяжести совершенного преступления или сложившейся обстановки, при которой произошло задержание. Однако имеются случаи неправомерного применения силы частными охранниками.

Обратим внимание читателя на неправомерное использование охранником силы. Неправомерное использование охранником силы можно разделить на два вида:

Ненужное использование силы - когда нет необходимости ее применять, т.е. не было совершено правонарушение или правонарушитель не оказывал сопротивления.

Чрезмерное использование силы - когда применяется больше силы, чем необходимо в определенной ситуации или при определенных обстоятельствах.

Практика показывает, что существует четыре основных причины неправомерного, ненужного или чрезмерного применения силы при задержании:

плохо поставлено обучение личного состава в охранной организации. Особое значение в обучении имеют вопросы, связанные с правоприменительной деятельностью и с правом охранника на принуждение. Практика показывает, что неправомерно применяют силу охранники тех организаций, в которых подготовка находится на низком уровне. В охранных структурах обучение правоприменительной деятельности должно быть непрерывным и на высоком уровне. У охранника может быть мало времени, чтобы оценить и принять правильное решение, когда он попадает в опасную или непредсказуемую ситуацию. И только опыт или обучение могут дать охраннику возможность правильным образом реагировать на возможную или явную угрозу, применяя адекватный правонарушению и обстоятельствам уровень силы;

случаи, при которых охрана может быть вовлечена в неправомерное применение силы. Примером этого может служить незаконность исполнения приказа (распоряжения) в момент его исполнения (ст.42 УК РФ). В таком случае исполнитель несет ответственность за вред, причиненный личности, обществу или государству вследствие исполнения незаконного приказа или распоряжения;

в ситуациях длительного или опасного преследования бывает, что эмоции вследствие избытка адреналина овладевают охранником, и он совершает неправомерное применение силы. Поэтому необходимо при обучении обращать особое внимание на эмоциональные и физические действия охранников во время применения силы;

использование власти в корыстных целях, что часто связано с противоправными действиями экономического характера, с получением взятки и другими негативными явлениями.

В заключение следует отметить значение изложенного перечня уровней силы для разработки стандартов применения мер принуждения со стороны сотрудников частных охранных организаций. Установленные объективные стандарты применения мер принуждения позволят повысить качество служебной подготовки силовых структур и объективность принятия решений судебных органов при рассмотрении ситуаций, связанных с применением мер принуждения.

Читайте также: