Порядок работы президиума кассационного суда общей юрисдикции

Обновлено: 23.05.2024

Кассационное производство (cassatio - (лат.) отмена) — это самостоятельная ( исключительная) стадия гражданского судопроизводства, в рамках которой проверяется законность судебных постановлений, вступивших в законную силу

Т.е. посредством кассации проверяется, насколько правильно были применены и истолкованы нормы права .

При использовании норм, регулирующих производство в кассационной инстанции, суд руководствуется следующими источниками:

Значение кассации состоит в том, что посредством обращения к ней мы реализуем дополнительные конституционные гарантии относительно права на судебную защиту!

+ Более того, кассационная инстанция направляет судебную практику нижестоящих судов в определенное русло.

а) Доп. проверка законности постановлений

б) Возможность исправления судебных ошибок

Куда подаем кассационную жалобу?

Кас. жалоба (представление) подается в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Суд первой инстанции направляет жалобу вместе с делом непосредственно в суд кассационной инстанции в течении 3 дней.

В судебную коллегию ВС РФ жалоба подается непосредственно.

. примечание:

Важно знать, что в 2018 году ФЗ полностью изменил систему кассации

Теперь кассация представляет собой двухзвенную систему проверки судебных постановлений, где:

1-ое звено - кассационный суд общей юрисдикции ( прим. далее - Кас. СОЮ)

2-ое звено - Судебная коллегия ВС РФ (проверяет законность первой/аппел/кас инстанции)

Кассационное обжалование возможно только в случае, если стороны исчерпали все предоставляемые законом способы иного обжалования.

Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного решения

. Он производит рассмотрение в пределах доводов , содержащихся в кассационной жалобе, представлении. Но в интересах законности также может и выйти за пределы доводов , указанных в кассации.

. Не может проверять законность в той части доводов , в которой они не обжалуются

Что проверяем/исправляем на данной стадии?

Объектом кассационного обжалования в Кассационный суд общей юрисдикции (Кас. сою далее - прим.) являются:

Решения, вступившие в законную силу по первой инстанции Решения, вступившие в силу по апелляционной инстанции
1) судебные приказы и решения: - мировых судей - районных судов 1) апелляционные и иные определения - Районных судов
2) решения и определения судов субъектов РФ: - Верховных судов республик - Краевых, областных судов - Судов городов федерального значения - Суда автономной области - Судов автономных округов 2) апелляционные и иные определения Судов субъектов РФ: - Верховных судов республик - Краевых, областных судов - Судов городов федерального значения - Суда автономной области - Судов автономных округов

Объектом кассационного обжалования в Судебную коллегию ВС РФ являются:

P.S. Это учить не нужно, поскольку у нас вопрос про кассационное производство в суде общей юрисдикции. Просто прочитайте для общего развития ;)

Решения, вступившие в законную силу по первой инстанции Решения, вступившие в силу по апелляционной инстанции
1) Решения - Районных судов 1) апелляционные и иные определения - Судов суъектов РФ
- Судов субъектов РФ

ТОЛЬКО ЕСЛИ по данным решениям уже была рассмотрена кассационная жалоба ( представление) в Кассационном суде общей юрисдикции.

Определения кассационного суда общей юрисдикции

ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ тех определений, которыми не были изменены/отменены постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов

Таким образом, кассация для определения/решения мирового судьи в первой инстанции и вынесенного по его итогам апелляционного определения районным судом возможна только в КАССАЦИОННОМ СУДЕ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ




( второе звено кассации в виде проверки суд. решения в судебной коллегии ВС РФ недоступно!)

Определение Кас. СОЮ для вышеназванных решений становится окончательным.

Вступившие в законную силу решения, принятые военными судами:

По первой инстанции По апелляционной инстанции
1)Решения и определения - Гарнизонных военных судов 1) апелляционные и иные решения - Окружных (флотских) военных судов
- Окружных (флотских) военных судов - Апелляционного военного суда, если жалоба, представление были рассмотрены кассационным военным судом

Определения кассационного военного суда

Кто является субъектами кассационного обжалования?

Субъектами, имеющими право подать апелляционную жалобу, представление являются : (ст. 376)

- Лица, участвующие в деле, как подавшие, так и не подавшие кассационную жалобу, представление

- Другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями

. Если в рассмотрении дела участвовал прокурор, он имеет право подать представление о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений

В кассационный сою:

-ген прокурор РФ и его заместители обращаются в любой кассационный суд общей юрисдикции

-прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции - в соответствующий кас.суд общей юрисдикции.

В судебную коллегию ВС имеет право обращаться ген. прокурор и его заместители.

Кассационное представление может быть принесено указанными лицами даже если, прокурор не был привлечен судами первой и апелляционной инстанции к участию в деле, в котором его участие должно быть обязательным.

. Подать жалобу также может представитель при наличии следующих условий:

- имеется доверенность, подтверждающая возможность совершения такого рода действий

- Имеются и представляются в суд документы, подтверждающие статус адвоката и наличие высшего юр. образования либо ученой степени по юр.специальности

- Уполномоченный по правам человека также вправе вступать самостоятельным субъектом обжалования вступивших в законную силу судебных актов судов общей юрисдикции.

Какой срок подачи кассационной жалобы, представления?

Жалоба, представление (в кас. СОЮ) могут быть поданы в суд в срокне превышающий 3 мес со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления

В судебную коллегию ВС РФ срок составляет также 3 мес. , но со дня вынесения определения кассационным судом общей юрисдикции.

. Важно — указанные выше сроки могут быть восстановлены - но только по уважительным причинам.

Форма жалобы:

а) простая письменная

б) специальная форма, размещенная на официальном сайте суда в Интернете

Что должна содержать? (Ст. 378)

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой и (или) апелляционной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на основания, по которым обжалуются судебные постановления, с приведением доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление;

8) перечень прилагаемых к жалобе документов.

Кассационные жалоба, представление могут также содержать ходатайства, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения.

Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано соответствующим прокурором.

Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К кассационной жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера или о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты.

Документы, прилагаемые к кассационной жалобе, могут быть представлены в суд в электронном виде

Итак, суд получил жалобу/ представление, а что дальше?

Вопрос о принятии жалобы/ представления к производству решается судьей единоличномв пятидневный срок со дня поступления их с делом в суд кассационной инстанции

По результатам рассмотрения судья выносит определение:

Об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда О передаче кас. жалобы/представления для рассмотрения в судебном заседании
• если отсутствуют основания для пересмотра • Если все ок и есть основания для пересмотра

А если присутствуют ошибки по форме и содержанию жалобы (в соответствии со ст. 378 ГПК).

В таком случае судья кассационного суда выносит определение об оставлении кассационной жалобы, представления без движения

Если обстоятельства были устранены в срок, указанный в определении об установлении без движения, то жалоба считается поданной в день первоначального поступления в суд и принимается к производству

А если обстоятельства не устранены в срок, то суд возвращает жалобу, представление, без рассмотрения по существу.

+ Суд может возвратить жалобу, если жалоба, представление были поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции.

+ Если кассационные жалоба, представление поданы на судебный акт, который в соответствии с частью первой статьи 376 настоящего Кодекса не обжалуется в кассационный суд общей юрисдикции; (т.е. если не были исчерпаны другие установленные кодексом способы обжалования)

+ пропущен срок обжалования судебного постановления в кассационном порядке и в кассационных жалобе, представлении, поданных в кассационный суд общей юрисдикции, не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или в его восстановлении отказано;

+ поступила просьба о возвращении кассационных жалобы, представления;

+ кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности

. Также можно указать в кассационной жалобе или ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в кассационном суде ( прим.- на семинаре на это обращали внимание)

Срок рассмотрения : ст 379.4

Жалоба рассматривается в срокне более двух месяцев со дня поступления.

В связи с особой сложностью дела срок может быть продлен до 4 месяцевна основании мотивированного заявления судьи

Порядок рассмотрения: ст 379.5

Судебное заседание происходит по правилам рассмотрения судом первой инстанции

Но с особенностями.

1) судебное заседание не протоколируется

2) Рассматривается коллегиально: судья -председательствующий + двое судей , если иное не установлено ГПК

3) Неявка подавшего жалобу и других лиц, надлежаще извещенных, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие

4) Судья - докладчик - докладывает суть и содержание дела, далее лица участвующие в деле дают объяснения, по результатам рассмотрения выносится определение

5) . По решениям/определениям мирового судьи и апелляционным определениям районного суда, определениям районного и гарнизонного суда и вынесенным в порядке их обжалования определениям - рассматривается ЕДИНОЛИЧНО БЕЗ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ + такой же порядок по делам рассмотренным в прядке упрощенного производства

Какие результаты рассмотрения?

Суд может: или

1) Оставить постановление без изменения + жалобу без удовлетворения

(В 80% решений - самый распространенный исход)

( тоже распространенный вариант)

3) Отменить постановление полностью или в части, а заявление остается без рассмотрения ( Если, например, заявитель нарушил условия правомерного предъявления иска, а суд не обратил на это изначально внимание) или же вообще прекращается производство. В случае прекращения производства тому же лицу нельзя повторно обратиться по тем же основаниям в кас. суд.

4) Оставить в силе одно из принятых судебных постановлений

(нп. отменяется определение апелляционной инстанции -оставить в сили решение суда первой инстанции)

5) Может изменить или отменить решение, при этом самостоятельно принять новое решение (при ошибке толкования норм права и др )

6) Может оставить без рассмотрения по существу, нп если поступил отказ от рассмотрения кас. жалобы

Как это описывается в ГПК ст.390:

1) оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

3) отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса, или прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Отмена/ изменение судебных постановлений происходит из-за:

а) Несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела

б) Неправильное применение норм права:

• Неприменение закона подлежащего применению

• Применение закона, который не должен был подлежать применению

ФИНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ - определение

- Содержание обжалуемых постановлений

- В определении указываются выводы и мотивы - почему суд пришел к такому выводу

С момента распада СССР и до сегодняшнего дня в России продолжается судебная реформа. В ходе неё уже было затронуто множество правовых институтов, а также созданы новые. Ведётся деятельность по обновлению действующего законодательства и закреплению новых правовых норм, которые должны соответствовать новым требованиям времени. Так, данная работа посвящена анализу законопроекта Верховного Суда Российской Федерации о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Согласно законопроекту, они будут расположены по окружному принципу. Это означает, что апелляционное и кассационное производство будут проходить в разных городах. Таким образом, законодатели желают создать условия для более объективного рассмотрения дел в судах общей юрисдикции, уменьшить нагрузку на областные суды. Несмотря на положительную сущность этой законодательной инициативы, сделан вывод о том, что создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции будет существенно препятствовать реализации права на судебную защиту. В качестве негативных факторов грядущей реформы автором выделены большие расстояния до планируемых апелляционных и кассационных судов, небольшое количество планируемых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, существенный рост судебных расходов лиц, участвующих в деле. Сформулированы некоторые идеи по совершенствованию этой законодательной инициативы. В их поддержку автором приводится зарубежный опыт построения судебной системы.


2. Кулакова В.Ю., Мирзоян М.Э., Соловьев А.А. Гражданский процесс зарубежных стран (Франция и Англия). Учебное пособие для аспирантов. – М. : Проспект, 2017. // Доступ из сервиса Google Книги. (дата обращения: 02. 03. 18 г.)

Реформирование судебной системы современной России началось, по сути, с момента распада Советского Союза и продолжается до сих пор. Очередным новшеством в этом направлении стал законопроект от Верховного Суда Российской Федерации об учреждении апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции (далее – Законопроект).

Следует отметить, что впервые о таком способе реорганизации судебной системы заговорили в 2000 году. Тогда Государственная Дума приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Однако в дальнейшем эта законодательная инициатива не нашла поддержки и была свёрнута [1].

Сторонники Законопроекта в его защиту приводят положительный опыт работы арбитражных судов, система которых включает в себя, помимо арбитражных судов субъектов РФ, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды округов.

Отмечается, что границы и центры новых судебных округов будут расположены таким образом, что производство по одному и тому же делу и в апелляционной, и в кассационной инстанциях будут проходить в разных городах. По задумке реформы, это должно способствовать росту независимости судей и принятию ими справедливых, непредвзятых решений.

В течение долгого времени подвергалось критике размещение в судах областного звена сразу трёх инстанций – первой, апелляционной и кассационной. Это означает, что одно дело, по сути, может рассматриваться в рамках единого суда. И, несмотря на то, что, согласно требованиям процессуального законодательства, в каждой инстанции дело всегда рассматривается новым судьёй, на практике часто случается, что судьи одного суда неформально совещаются между собой перед принятием окончательного решения по делу. С учётом этого фактора, а также возможности определённого давления на судей областного звена со стороны государственных органов с целью принятия наиболее выгодного решения, и было решено выделить в судебной системе апелляционные и кассационные суды.

Такая инициатива кажется здравой и перспективной и в том плане, что её реализация позволит снизить нагрузку на суды субъектов. Так, например, согласно Законопроекту, полномочия президиума суда областного звена по рассмотрению дел в кассационном порядке отойдут к новым кассационным судам. За президиумами судов субъектов останутся только такие организационные полномочия, как утверждение составов судебных коллегий, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, регулирование вопросов работы аппарата суда [4].

Можно согласиться с тем, что более объективное рассмотрение дел будет обеспечено при выделении апелляционных и кассационных судов в отдельные инстанции, но вот возможностей добиться справедливого решения в таком суде будет уже не так много.

Согласно Законопроекту, планируется создать пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Но возникает вопрос, почему кассационных судов планируется создать больше, чем апелляционных? Известно, что через апелляционное производство проходит больше дел, чем через кассационное.

Какие другие возможные пути перестройки судебной системы можно предпринять?

В рамках данной работы хотелось бы предложить два возможных варианта совершенствования законодательной инициативы.

В некоторых зарубежных странах давно получила своё закрепление трёхзвенная судебная система. Такая судебная система будет достаточно понятной для простых граждан. Вначале каждое дело рассматривается по существу в районном суде, затем пересматривается в апелляционном порядке в суде субъекта, а кассационное производство проходит в верховном суде государства.

В России трёхзвенную судебную систему можно создать посредством включения мировых судей в систему районных судов. По сути, потери кадров среди мировых судей (или, во всяком случае, крупной потери) не будет, действующие мировые судьи не лишатся работы, только её место изменится. Возрастёт количество рассматриваемых районными судами дел, но и количество судей в штате отдельно взятого районного суда возрастёт тоже. Для дел, которые ранее были подсудны мировым судьям, можно оставить упрощённые процедуры рассмотрения, которые закреплены ГПК и УПК. Это будет разумно, так как дела, подсудные мировому судье по действующему законодательству, менее сложные по сравнению с теми делами, которые сейчас находятся в юрисдикции районного суда. Таким образом, будет решён давний спор противников и защитников существования мировой юстиции в современной России.

Представляется, что судебная система России могла бы выглядеть следующим образом: районные суды – первая инстанция, суды субъектов – апелляционная инстанция, Верховный Суд РФ – кассационная и надзорная инстанции.

До реформы в судебной системе Республики Казахстан существовала пятиступенчатая система правосудия, включавшая в себя следующие уровни: первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная [6]. Однако, несмотря на это, в судебной системе Казахстана уже существовали, по сути, три инстанции – районные и приравненные к ним суды, областные суды и Верховный Суд Республики Казахстан [3]. Большое количество ступеней рассмотрения и обжалования дел, а также сосредоточение нескольких инстанций в рамках одного суда усложняло рассмотрение дел, способствовало увеличения сроков судебного разбирательства, а также создавало сомнения в объективности и соответствия закону принимаемых судами решений.

Несомненно, модель арбитражных судов, которую хотят перенести и на суды общей юрисдикции, способствует наилучшему разрешению споров. Но стоит обратить внимание ещё и на то, что в арбитражном процессе лицами, участвующими в деле, зачастую являются юридические лица независимо от формы собственности, и что организациям не составит такой большой сложности оплатить расходы по участию своего представителя в судебном разбирательстве. А будут ли способны на оплату всех расходов обычные граждане в случае учреждения апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции?

Другим способом возможного улучшения ситуации, но уже в рамках Законопроекта, выглядит увеличение количества апелляционных и кассационных инстанций по сравнению с тем, что планируется Законопроектом. Более того, по нашему мнению, что если законопроект будет принят, то учреждение дополнительных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции – всего лишь вопрос времени. Однако такой способ решения проблемы повлечёт существенное увеличение расходов на содержание новой судебной системы. Стоит ли?

Инициатива создания апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и заслуживает одобрения. Однако определёно ясно то, что она ещё нуждается в изменениях и доработке.

Государственная Дума одобрила в окончательной редакции закон о создании в России обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов Федерации

Здание Государственной Думы

Также законом определяются полномочия, порядок образования и деятельности этих судов. Проект был разработан и внесен в ГД Верховным Судом РФ.

Ко второму чтению поправки в законопроект внес Председатель ГД Вячеслав Володин Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский - Саратовская область) совместно с Председателем СФ Валентиной Матвиенко, Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционные суды общей юрисдикции будут размещены в следующих городах:

— Первый апелляционный суд – в городе Москве;

— Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;

— Третий апелляционный суд – город Сочи;

— Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;

— Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;

— апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Кассационные суды общей юрисдикции расположат в следующих городах:

— Первый кассационный суд — в городе Саратове;

— Второй кассационный суд – город Москва;

— Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;

— Четвертый кассационный суд – город Краснодар;

— Пятый кассационный суд – город Пятигорск;

— Шестой кассационный суд – город Самара;

— Седьмой кассационный суд – город Челябинск;

— Восьмой кассационный суд – город Кемерово;

— Девятый кассационный суд – город Владивосток;

— кассационный военный суд – в городе Новосибирске.

Создаваемые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции предложено установить с момента вступления закона в силу и до 15 октября 2018 года.

Период образования новых апелляционных и кассационных судов устанавливается со дня официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года. Указывается, что кассационные и апелляционные суды считаются образованными с момента назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ и официально извещать об этом не позднее 1 октября 2019 года.

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

Кассационное производство (cassatio - (лат.) отмена) — это самостоятельная ( исключительная) стадия гражданского судопроизводства, в рамках которой проверяется законность судебных постановлений, вступивших в законную силу

Т.е. посредством кассации проверяется, насколько правильно были применены и истолкованы нормы права .

При использовании норм, регулирующих производство в кассационной инстанции, суд руководствуется следующими источниками:

Значение кассации состоит в том, что посредством обращения к ней мы реализуем дополнительные конституционные гарантии относительно права на судебную защиту!

+ Более того, кассационная инстанция направляет судебную практику нижестоящих судов в определенное русло.

а) Доп. проверка законности постановлений

б) Возможность исправления судебных ошибок

Куда подаем кассационную жалобу?

Кас. жалоба (представление) подается в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Суд первой инстанции направляет жалобу вместе с делом непосредственно в суд кассационной инстанции в течении 3 дней.

В судебную коллегию ВС РФ жалоба подается непосредственно.

. примечание:

Важно знать, что в 2018 году ФЗ полностью изменил систему кассации

Теперь кассация представляет собой двухзвенную систему проверки судебных постановлений, где:

1-ое звено - кассационный суд общей юрисдикции ( прим. далее - Кас. СОЮ)

2-ое звено - Судебная коллегия ВС РФ (проверяет законность первой/аппел/кас инстанции)

Кассационное обжалование возможно только в случае, если стороны исчерпали все предоставляемые законом способы иного обжалования.

Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного решения

. Он производит рассмотрение в пределах доводов , содержащихся в кассационной жалобе, представлении. Но в интересах законности также может и выйти за пределы доводов , указанных в кассации.

. Не может проверять законность в той части доводов , в которой они не обжалуются

Что проверяем/исправляем на данной стадии?

Объектом кассационного обжалования в Кассационный суд общей юрисдикции (Кас. сою далее - прим.) являются:

Решения, вступившие в законную силу по первой инстанции Решения, вступившие в силу по апелляционной инстанции
1) судебные приказы и решения: - мировых судей - районных судов 1) апелляционные и иные определения - Районных судов
2) решения и определения судов субъектов РФ: - Верховных судов республик - Краевых, областных судов - Судов городов федерального значения - Суда автономной области - Судов автономных округов 2) апелляционные и иные определения Судов субъектов РФ: - Верховных судов республик - Краевых, областных судов - Судов городов федерального значения - Суда автономной области - Судов автономных округов

Объектом кассационного обжалования в Судебную коллегию ВС РФ являются:

P.S. Это учить не нужно, поскольку у нас вопрос про кассационное производство в суде общей юрисдикции. Просто прочитайте для общего развития ;)

Решения, вступившие в законную силу по первой инстанции Решения, вступившие в силу по апелляционной инстанции
1) Решения - Районных судов 1) апелляционные и иные определения - Судов суъектов РФ
- Судов субъектов РФ

ТОЛЬКО ЕСЛИ по данным решениям уже была рассмотрена кассационная жалоба ( представление) в Кассационном суде общей юрисдикции.

Определения кассационного суда общей юрисдикции

ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ тех определений, которыми не были изменены/отменены постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов

Таким образом, кассация для определения/решения мирового судьи в первой инстанции и вынесенного по его итогам апелляционного определения районным судом возможна только в КАССАЦИОННОМ СУДЕ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ




( второе звено кассации в виде проверки суд. решения в судебной коллегии ВС РФ недоступно!)

Определение Кас. СОЮ для вышеназванных решений становится окончательным.

Вступившие в законную силу решения, принятые военными судами:

По первой инстанции По апелляционной инстанции
1)Решения и определения - Гарнизонных военных судов 1) апелляционные и иные решения - Окружных (флотских) военных судов
- Окружных (флотских) военных судов - Апелляционного военного суда, если жалоба, представление были рассмотрены кассационным военным судом

Определения кассационного военного суда

Кто является субъектами кассационного обжалования?

Субъектами, имеющими право подать апелляционную жалобу, представление являются : (ст. 376)

- Лица, участвующие в деле, как подавшие, так и не подавшие кассационную жалобу, представление

- Другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями

. Если в рассмотрении дела участвовал прокурор, он имеет право подать представление о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений

В кассационный сою:

-ген прокурор РФ и его заместители обращаются в любой кассационный суд общей юрисдикции

-прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции - в соответствующий кас.суд общей юрисдикции.

В судебную коллегию ВС имеет право обращаться ген. прокурор и его заместители.

Кассационное представление может быть принесено указанными лицами даже если, прокурор не был привлечен судами первой и апелляционной инстанции к участию в деле, в котором его участие должно быть обязательным.

. Подать жалобу также может представитель при наличии следующих условий:

- имеется доверенность, подтверждающая возможность совершения такого рода действий

- Имеются и представляются в суд документы, подтверждающие статус адвоката и наличие высшего юр. образования либо ученой степени по юр.специальности

- Уполномоченный по правам человека также вправе вступать самостоятельным субъектом обжалования вступивших в законную силу судебных актов судов общей юрисдикции.

Какой срок подачи кассационной жалобы, представления?

Жалоба, представление (в кас. СОЮ) могут быть поданы в суд в срокне превышающий 3 мес со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления

В судебную коллегию ВС РФ срок составляет также 3 мес. , но со дня вынесения определения кассационным судом общей юрисдикции.

. Важно — указанные выше сроки могут быть восстановлены - но только по уважительным причинам.

Форма жалобы:

а) простая письменная

б) специальная форма, размещенная на официальном сайте суда в Интернете

Что должна содержать? (Ст. 378)

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой и (или) апелляционной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на основания, по которым обжалуются судебные постановления, с приведением доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление;

8) перечень прилагаемых к жалобе документов.

Кассационные жалоба, представление могут также содержать ходатайства, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения.

Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано соответствующим прокурором.

Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К кассационной жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера или о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты.

Документы, прилагаемые к кассационной жалобе, могут быть представлены в суд в электронном виде

Итак, суд получил жалобу/ представление, а что дальше?

Вопрос о принятии жалобы/ представления к производству решается судьей единоличномв пятидневный срок со дня поступления их с делом в суд кассационной инстанции

По результатам рассмотрения судья выносит определение:

Об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда О передаче кас. жалобы/представления для рассмотрения в судебном заседании
• если отсутствуют основания для пересмотра • Если все ок и есть основания для пересмотра

А если присутствуют ошибки по форме и содержанию жалобы (в соответствии со ст. 378 ГПК).

В таком случае судья кассационного суда выносит определение об оставлении кассационной жалобы, представления без движения

Если обстоятельства были устранены в срок, указанный в определении об установлении без движения, то жалоба считается поданной в день первоначального поступления в суд и принимается к производству

А если обстоятельства не устранены в срок, то суд возвращает жалобу, представление, без рассмотрения по существу.

+ Суд может возвратить жалобу, если жалоба, представление были поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции.

+ Если кассационные жалоба, представление поданы на судебный акт, который в соответствии с частью первой статьи 376 настоящего Кодекса не обжалуется в кассационный суд общей юрисдикции; (т.е. если не были исчерпаны другие установленные кодексом способы обжалования)

+ пропущен срок обжалования судебного постановления в кассационном порядке и в кассационных жалобе, представлении, поданных в кассационный суд общей юрисдикции, не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или в его восстановлении отказано;

+ поступила просьба о возвращении кассационных жалобы, представления;

+ кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности

. Также можно указать в кассационной жалобе или ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в кассационном суде ( прим.- на семинаре на это обращали внимание)

Срок рассмотрения : ст 379.4

Жалоба рассматривается в срокне более двух месяцев со дня поступления.

В связи с особой сложностью дела срок может быть продлен до 4 месяцевна основании мотивированного заявления судьи

Порядок рассмотрения: ст 379.5

Судебное заседание происходит по правилам рассмотрения судом первой инстанции

Но с особенностями.

1) судебное заседание не протоколируется

2) Рассматривается коллегиально: судья -председательствующий + двое судей , если иное не установлено ГПК

3) Неявка подавшего жалобу и других лиц, надлежаще извещенных, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие

4) Судья - докладчик - докладывает суть и содержание дела, далее лица участвующие в деле дают объяснения, по результатам рассмотрения выносится определение

5) . По решениям/определениям мирового судьи и апелляционным определениям районного суда, определениям районного и гарнизонного суда и вынесенным в порядке их обжалования определениям - рассматривается ЕДИНОЛИЧНО БЕЗ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ + такой же порядок по делам рассмотренным в прядке упрощенного производства

Какие результаты рассмотрения?

Суд может: или

1) Оставить постановление без изменения + жалобу без удовлетворения

(В 80% решений - самый распространенный исход)

( тоже распространенный вариант)

3) Отменить постановление полностью или в части, а заявление остается без рассмотрения ( Если, например, заявитель нарушил условия правомерного предъявления иска, а суд не обратил на это изначально внимание) или же вообще прекращается производство. В случае прекращения производства тому же лицу нельзя повторно обратиться по тем же основаниям в кас. суд.

4) Оставить в силе одно из принятых судебных постановлений

(нп. отменяется определение апелляционной инстанции -оставить в сили решение суда первой инстанции)

5) Может изменить или отменить решение, при этом самостоятельно принять новое решение (при ошибке толкования норм права и др )

6) Может оставить без рассмотрения по существу, нп если поступил отказ от рассмотрения кас. жалобы

Как это описывается в ГПК ст.390:

1) оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

3) отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса, или прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Отмена/ изменение судебных постановлений происходит из-за:

а) Несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела

б) Неправильное применение норм права:

• Неприменение закона подлежащего применению

• Применение закона, который не должен был подлежать применению

ФИНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ - определение

- Содержание обжалуемых постановлений

- В определении указываются выводы и мотивы - почему суд пришел к такому выводу

Читайте также: