Порядок проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними

Обновлено: 25.06.2024

При поступлении в учреждение образования документа (заявления несовершеннолетнего либо его родителей, опекунов или попечителей; приговора, решения, постановления или определения суда, постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел), являющегося основанием для проведения индивидуальной профилактической работы (далее - ИПР) в установленном законодательством порядке, директором в течение 1 рабочего дня издается приказ о проведении индивидуальной профилактической работы (Приложение 1).

Заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе) совместно со специалистами социально-педагогический и психологической службы (далее – СППС), классным руководителем в течение 10 календарных дней организует:

- изучение особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего, в отношении которого проводится ИПР(составление информации);

- проведение консультаций с несовершеннолетним и его родителями;

- проведение психологической и социально-педагогической диагностики, выражающейся в оценке индивидуально-психологических свойств, качеств личности несовершеннолетнего и направленной на выявление его психологических проблем и факторов социальной среды, влияющих на поведение и состояние несовершеннолетнего.

Педагог-психолог при проведении диагностики обязан использовать комплекс диагностических методик, направленнных на изучение акцентуаций характера, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего; уровня обучаемости; уровня тревожности и сниженного настроения (субдепрессии); оценку склонности к агрессивному поведению; изучение ценностных ориентаций; диагностику мотивации учения и внеучебных интересов; изучение направленности личности (интересов и склонностей), изучение межличностных взаимоотношений в классном коллективе, особенностей семейного воспитания и др.

Педагогу социальному при проведении социально-педагогической диагностики рекомендуется использовать как педагогические методы (наблюдение, анализ, изучение личности подростка, его родителей (законных представителей), а также социального окружения), так и социологические (анкетирование, проектирование, интервью, социальное проектирование).

- информация об организации ИПР с несовершеннолетним рассматривается на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики) в течение 14 календарных дней со дня поступления в учреждение образования документа, являющегося основанием для проведения ИПР.

Материалы о проведении индивидуальной профилактической работы с обучающимися (ФИО) содержат:

- основание для проведения индивидуальной профилактической работы, (далее ИПР);

- приказ руководителя УО о проведении ИПР;

- заключение по результатам первичной диагностиики;

- информация учреждения образования, характеризующая образ жизни и поведение несовершеннолетнего (актуальная информация о занятости, успеваемости, психолого-педагогическая характеристика и др.);

- лист учета работы, проводимой педагогом социальным (приложение 3);

- входящая информация из органов, учреждений о несовершеннолетнем (копии постановлений КДН, информация ИДН и др.);

- программа индивидуальной профилактической работы (далее – программа) (приложение 2) является системообразующим компонентом процесса ИПР с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), разрабатывается с учетом характера совершенного противоправного деяния, диагностики личности несовершеннолетнего, опираясь на полученные результаты подбираются методы, формы и средства оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи несовершеннолетнему. При составлении программы следует учитывать особенности возраста несовершеннолетнего, специфику психофизического развития. Важно учитывать особенности протекания возрастных кризисов, в частности подросткового, проявлениями которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям.

Программа должна предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке программы принимают участие социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители (в учреждениях общего среднего образования), и иные заинтересованные. К разработке проекта программы целесообразно привлекать законных представителей несовершеннолетнего, которые наряду с педагогами являются участниками реализации ее мероприятий.

В течение пяти календарных дней после составления программы учреждение образования знакомит родителей (законных представителей) несовершеннолетнего с ее содержанием (под подпись) и предоставляет им выписку из программы.

Индивидуальные и групповые занятия с несовершеннолетним должны проводиться не реже 1-2 раз в неделю, длительность занятия — от 45 минут до 1 часа.

Групповые занятия (консультации, семинары) для родителей (законных представителей) проводятся не реже 1 раза в месяц, длительность занятия зависит от применяемой методики и составляет от 45 минут до 2 часов.

Консультации специалистами СППС проводятся с целью предоставления несовершеннолетнему, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам информации по вопросам, связанным с развитием и поведением ребенка. Консультации проводятся по мере необходимости, продолжительность их составляет не менее 30 минут.

Считаем необходимым включать в программу порядок взаимодействия учреждений образования и инспекции по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) в случае отсутствия учащегося на учебных занятиях.

Учреждение образования в течение дня обязано информировать ИДН по месту фактического проживания об отсутствии на занятиях учащегося, с которым субъектами профилактики проводится ИПР.

Программа предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов.

Промежуточные и итоговые результаты реализации программы рассматриваются на заседании совета профилактики по необходимости, но не реже 1 раз в квартал. К заседанию совета профилактики ответственные готовят информацию о реализации мероприятий программы, достигнутых результатах, в случае их отсутствия или низкой эффективности ИПР – вносят предложения по внесению дополнений в программу.

В случае принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего, в отношении которого повторно в течение одного года рассматриваются материалы по фактам потребления им наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива (с которым на данный момент реализуется программа), необходимо организовать работу в соответствии с нормативными правовыми актами и инструктивно-методическим письмом, регулирующими вопросы комплексной реабилитации. Обращаем внимание, что при разработке предложений по мероприятиям первичной, основной, завершающей индивидуальной реабилитационной программы целесообразно включать мероприятия программы ИПР, которые не выполнены на день разработки, для направления их в СПЦ либо в детское интернатное учреждение.

Одновременно специалисты СППС учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний и где в отношении него проводится ИПР, передают копии программы, психологической характеристики обучающегося, аналитических справок о результатах проделанной работы, иные материалы специалистам СПЦ (детского интернатного учреждения), которые будут сопровождать комплексную реабилитацию.

О проведении индивидуальной профилактической работы

На основании (документ, являющийся основанием для проведения ИПР)

  1. Создать комиссию для изучения условий жизни и воспитанию несовершеннолетнего, в отношении которого, ведётся индивидуальная профилактическая работа в составе: ______________.
  2. Педагогу-психологу _____:,
    1. изучить особенности семейного воспитания несовершеннолетнего ________________.

    Срок исполнения –__________.

    1. провести консультации с несовершеннолетним и его родителями с целью выявления проблем и особенностей взаимоотношений между членами семьи, условий и путей для восстановления потенциала развития и саморазвития личности несовершеннолетнего.
    1. провести диагностики, направленные на изучение акцентуаций характера, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего; уровня обучаемости, уровня тревожности и сниженного настроения, оценку склонности к агрессивному поведению; изучение ценностных ориентаций; диагностику мотивации учения и внеурочных занятий.
    1. Педагогу социальному________:
      1. провести социально-педагогические, социологические диагностики, направленные на изучение личности несовершеннолетнего, его окружение.
      1. с учётом результатов диагностик, особенностей возраста несовершеннолетнего разработать программу индивидуальной профилактической работы.
      1. рассмотреть на заседании совета профилактики проект программы индивидуальной профилактической работы, при необходимости внести необходимые дополнения или изменения, установить периодичность анализа реализации мероприятий программы.
      1. ознакомить родителей несовершеннолетнего с содержанием программы под подпись и предоставить им выписку из программы.

      3.5. обеспечить качественный анализ выполнения мероприятий программы с учётом сравнительной динамики позитивных изменений в поведении несовершеннолетнего.

      Срок исполнения – 1 раз в квартал.

      4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе.

      Программа индивидуальной профилактической работы

      Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего __________________________________________________________________________

      Адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего

      Сведения о его родителях (законных представителях)

      Категория несовершеннолетнего, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа__________________________________________________

      Номер и дата поступления документа, являющегося основанием для проведения ИПР______________________________________________________________________

      Выявленная проблемная ситуация: ___________________________________________

      Читайте также: