Порядок предоставления отпуска руководителю муниципального унитарного предприятия

Обновлено: 20.05.2024

  1. Должен ли руководитель изначально убыточного МУП быть привлечен к субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве?
  2. Должен ли собственник имущества изначально убыточного МУП, администрация муниципального образования (МО), быть привлечен к субсидиарной ответственности за доведение до банкротства?

Верховный Суд РФ в составе судей и Разумова И.В., Капкаева Д.В. и Самуйлова С.В., ответили на эти вопросы так:

  1. Нет, если у руководителя МУП есть разумный план выхода из кризиса, но только до тех пор, пока не станет очевидна бесперспективность этого плана.
  2. Да, если учредителю МУП было заведомо известно, что организация не имеет возможности вести нормальную предпринимательскую деятельность.

Фабула дела следующая, что, к сожалению, довольно типично для МУПов:

Кроме того, за реестром учтена сумма в размере 1,8 млн руб., а текущие платежи составили более 5 млн руб. (задолженность за поставленную тепловую энергию).

Как это принято у МУПов, средств, полученных от продажи принадлежащего должнику на праве хозяйственного ведения имущества, не хватило для погашения даже части текущих платежей, не говоря уже о реестре.

Закономерно конкурсный управляющий МУП обратился в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего бессменного с самого создания и до открытия конкурса руководителя МУП Алиева В.З. за неподачу заявления о банкротстве и собственника имущества МУПа (администрации МО) за доведение до банкротства (согласно действующей до 30.07.2017 ст. 10 Закона о банкротстве). В обоснование заявления положены следующие обстоятельства:

  • начиная с конца 4 кв. 2015 г., то есть практически с самого создания (!) МУП имел непогашенную кредиторскую заложенность по причине недостаточности денежных средств;
  • по данным бухгалтерского баланса за 2015 г. активов должника было недостаточно для погашения кредиторской задолженности;
  • администрация необоснованно применяла заниженный тариф, что послужило следствием возникновения у предприятия убытков.

Суды трех инстанций отказали в привлечении к ответственности Администрации МО, но признали обоснованными требования к бывшему руководителю. Верховный Суд РФ все отменил и вынес довольно противоречивое определение, направив дело на новое рассмотрение.

В моей картине мира суды нижестоящих инстанций верно привлекли к субсидиарной ответственности бывшего руководителя МУПа, хотя ВС выражает определенные сомнения относительно этого. На мой взгляд, не только Администрацию МО надо привлекать к ответственности за доведение до банкротства при создании убыточного МУП (что само по себе крайне важная для практики позиция), но и нельзя быть руководителем изначально убыточного МУПа и освобождаться от ответственности со ссылками на годами продолжающиеся безрезультатные попытки вывести его из кризиса.

Ниже ряд интересных моментов, которые мне хотелось бы отметить в этом определении:

  1. Ответственность собственника имущества МУП, Администрации МО

Начнем с позитивного. На мой взгляд, эта часть определения самая интересная и важная. По сути, первый раз вопрос о субсидиарной ответственности собственника имущества МУП привлек внимание Верховного Суда РФ. Раньше мы видели только отказы в передаче в коллегию, которые поддерживали практику создания и функционирования убыточных МУП.

Примеры из свежих дел, иллюстрирующих бесплодные попытки привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества МУПов:

Справедливости ради стоит отметить, что есть и положительные примеры, когда собственника имущества МУП привлекали к субсидиарной ответственности с прямо противоположными выводами:

  1. Признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества – меняет ли их специфика деятельности и при чем тут три месяца

При передаче дела в коллегию судья И.В. Разумов отметил доводы Алиева В.З. о том, что само по себе образование задолженности за поставленную в ноябре 2015 электроэнергию не является безусловным основанием для обращения руководителя предприятия в суд с заявлением о банкротстве последнего, а суды якобы не учли специфику деятельности предприятия. В определении о направлении дела на новое рассмотрение указано, что по итогам 2015 года, то есть спустя 2 месяца после начала деятельности, предприятие стало отвечать признаку недостаточности имущества, а 19.03.2016 на стороне Алиева В.З. возникла обязанность по подаче заявления о банкротстве возглавляемого им предприятия. Далее идут ссылки на специфику деятельности.

Во-первых, никакая специфика не должна влиять на установление признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества и на возникновение обязанности КДЛ обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Иначе возникает ситуация, что на МУП распространяются какие-то иные нормы, в отличие от других коммерческих организаций, что, конечно, необходимо искоренять (равно как в принципе указание на специфику деятельности МУП – коммерческое юридическое лицо может быть создано только для извлечения прибыли).

Это то, что в определении совсем не понравилось. С трудом верится, что направление неких писем на протяжении двух лет (2016 и 2017 гг.) в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области можно признать разумным планом восстановления платежеспособности с учетом того, что ни одна субсидия не была предоставлена и в итоге дело о банкротстве было возбуждено по заявлению кредитора. Если бы субсидии и были предоставлены, но на протяжении двух лет финансовое состояние не было бы восстановлено, то и в этом случае такой план вряд ли можно было бы признать обоснованным.

Интересно, как будет реализовано нижестоящими судами указание высшей судебной инстанции на необходимость сравнения действий Алиева В.З. со средним разумным руководителем МУП.

otpusk

Наступает пора отпусков и руководитель организации, как и все остальные работники, имеет право отдохнуть. У руководителя особый статус, и он обладает определенными полномочиями, которые предоставляются только ему. Так вот при оформлении отпуска руководителю у многих возникает ряд вопросов: кто будет исполнять функции руководителя во время его отпуска, как правильно оформить передачу полномочий и все ли полномочия передавать?

Как правильно оформить предоставление отпуска директору

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно графиком отпусков, в котором обязательно должен быть запланирован отпуск руководителя, дата начала которого в силу разных обстоятельств может быть впоследствии перенесена на другое время. Если директор принял решение об уходе в отпуск, возникает закономерный вопрос – должен ли он писать заявление на отпуск и если да, то на имя кого? Согласно статьи 123 ТК РФ о времени начала отпуска нужно предупредить работника за две недели до его начала, это распространяется и на руководителя организации. Но как показывает практика, эту норму трудового законодательства применяют крайне редко ввиду особого статуса руководителя. Чтобы определится с необходимостью написания заявления на отпуск, нужно заглянуть в Устав организации. Там могут быть прописаны обязанности руководителя по согласованию времени начала своего отпуска и его продолжительности с учредителями или советом директоров. Соответственно, если такая норма в Уставе не прописана, то руководитель не обязан писать заявление на имя вышестоящего руководителя.

Теперь об оформлении приказа на отпуск. Все опять же зависит от того, в чью компетенцию входит вопрос о предоставлении отпуска директору. Если он находится в компетенции учредителей организации согласно Устава, то предоставление отпуска оформляется решением уполномоченного органа (учредителем, общим собранием участников либо его представителем). Тогда приказ составляется в произвольной форме и подписывается уполномоченным учредителями лицом. Почему в произвольной форме? Потому что приказ, составленный по унифицированной форме Т-6, может подписывать только руководитель организации или лицо, исполняющее его обязанности.

Делегирование полномочий на время отпуска

Руководитель – первое лицо организации. Именно он совершает сделки от имени общества, утверждает штат, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Чтобы во время его отпуска жизнь в организации не остановилась, необходимо заранее делегировать свои особые полномочия.

Для начала директор должен издать приказ о временном исполнении обязанностей руководителя замещающим его работником. Такой приказ оформляется в свободной форме, главное отразить: на кого возлагаются обязанности и на какой срок.

Также следует оформить доверенность на передачу части или всех полномочий руководителя. Причем делегировать полномочия внутри организации можно и в соответствии с приказом (тогда в нем перечисляются все передаваемые полномочия), а вот для представления внешних интересов организации приказа недостаточно.

Доверенность от имени юридического лица лучше оформить на фирменном бланке, где указаны основные реквизиты организации, и заверить подписью руководителя. В ней указывают дату выдачи, срок действия (если срок не указан, то действует в течение года), четко прописанный перечень полномочий. Заверять нотариально такую доверенность необязательно.

Описанный выше способ оформления замещения директора подходит в том случае, когда в организации имеется штатный заместитель руководителя. У таких сотрудников обязанность по замещению руководителя на время его отсутствия прописана в трудовом договоре и в должностной инструкции. Ранее существовала законодательная норма (Разъяснения Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29.12.65г. № 30/39), прямо указывающая на необязательность доплаты штатному заместителю за выполнение обязанностей директора. Но в 2003г. данная норма была отменена Верховным судом РФ. Сейчас в вопросе доплаты нужно опираться на положения статьи 151 ТК РФ. Размер доплаты определяется по соглашению сторон (может быть изначально предусмотрена в трудовом договоре со штатным заместителем).

Другие способы оформления временного замещения руководителя

Однако в маленьких организациях не всегда имеются штатные заместители руководителя. В таком случае возлагать обязанности директора на кого-то из сотрудников (например, на одного из руководителей структурных подразделений) можно будет только с его письменного согласия согласно статье 60.2 ТК РФ в порядке совмещения должностей. Т.е. предварительно с потенциальным заместителем заключается дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей, в котором устанавливается срок выполнения дополнительной работы, её содержание и объем, а также размер оплаты. Затем издается приказ о временном исполнении обязанностей и при необходимости оформляется доверенность.

Помимо совмещения в ТК РФ предусмотрена и такая форма выполнения другой работы, как совместительство (внешнее или внутреннее). Однако такая форма замещения руководителя на практике не применяется.

Можно на время длительного отсутствия директора оформить ему заместителя по срочному трудовому договору. Естественно такой способ замещения не требует издания приказа о возложении обязанностей и оформления доверенности.

Ещё один вариант временно заменить директора — временно перевести на его должность одного из работников организации. Согласно статьи 72.2 ТК РФ, потребуется письменное согласие работника на временный перевод, затем заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, готовится приказ о временном переводе на должность директора на время его отсутствия и доверенность.

Если руководитель не назначил исполняющего обязанности на время своего отпуска

В таком случае можно говорить о том, что работа организации приостанавливается.В частности,

— для осуществления денежных операций нужна подпись первого лица организации в платежных документах;

— некому подписать и кадровые приказы о приеме, увольнении работников, приказы на отпуск и пр.;

— невозможным окажется и заключение различного рода сделок и контрактов.

Обращаю внимание, что если директор не оставил заместителя (умышленно или по какой другой причине), то за все происшествия, случившиеся в период его отсутствия, он сам будет нести материальную, административную и уголовную ответственность.

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Документы по охране труда от Правовой защиты

Информационный буклет по охране труда за 2020 год

Видео с семинара Правовой защиты

Полезная информация раз в месяц

Группа компаний "Правовая защита"
Владимир, 600001, проспект Ленина, 2
8 (800) 707-99-00 (бесплатный звонок по России)
Разработка сайта - Александр Дергунов

Лаборатория труда

Канал Правовой защиты в Ютубе
Группа в фейсбуке

Пиминова Наталья Юрьевна
Начальник отдела
по работе с клиентами

Читайте также: