Понятие правового государства как государства права было впервые сформулировано в работе

Обновлено: 23.05.2024

Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д.

На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724–1804) и Г. Гегеля (1770–1831).

Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIX в. оставалась полицейским государством.

Следует отметить, что концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов — Г. Ф. Шершеневича (1863–1912), П. И. Новгородцева (1866–1924), В. М. Гессена (1868–1920), С. А. Котляревского (1873–1940), Н. М. Коркунова (1853–1904) и др. В частности, Г. Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. С. А. Котляревский поддерживал идею обоюдной ответственности государства и личности, отделения одной власти от другой, а также существования независимого, пользующегося доверием народа суда.

Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социального правового государства.

В Конституции РФ 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового, что следует отнести к программным положениям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1 Развитие отечественного правового регулирования наследования земельных участков

§ 1 Развитие отечественного правового регулирования наследования земельных участков Земельные участки в дореволюционной России традиционно относились к недвижимому имуществу. Кроме того, регулирование наследственных отношений в течение долгого времени

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

§ 4. Основные принципы правового государства

§ 4. Основные принципы правового государства Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и

§ 73.2. Образование и развитие Бразильского государства

§ 73.2. Образование и развитие Бразильского государства Колониальное управление Крупнейшее впоследствии государство Латинской Америки Бразилия в XVI–XVIII вв. было частью Португальской колониальной империи. Португальские мореплаватели появились на побережье Южной

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод Свобода человека и право Важной чертой правопорядка Нового времени (наряду с принципом общественного, представительного государства — см. § 59) стало закрепление в праве принципов гражданской свободы — свободы

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений С эпохой Нового времени, с решением промышленных и торговых связей в обществе неизмеримо возросло общегосударственное значение правовой регламентации коммерческих отношений. Регулирование торговли

8. Развитие политике-правовых идей нестяжательской ориентации

§ 2. Послевоенное развитие итальянского государства

§ 2. Послевоенное развитие итальянского государства Крах фашистского режима. Образование республики и Конституция 1947 г. Разгром гитлеровских армий и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился одновременно мощным военно-политическим ударом по

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны Японское государство в условиях оккупационного режима. Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками,

31.2 Признаки правового государства

31.2 Признаки правового государства Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия,

В эпоху феодализма, начинающего разлагаться, идеи правовой государственности с точки зрения историзма излагались прогрессивными мыслителями того времени, в том числе Н. Макиавелли и Ж. Боденом. Первый из них видел смысл государств в возможности свободно использовать имущество и обеспечивать безопасность для каждого. Если рассматривать проблему государственных форм, то предпочиталась республика, которая в полной степени соответствовала требованию равенства и свободы.

С позиции Бодена государство определялось в качестве правового управления многими семействами и всем тем, что им принадлежит. Основной задачей государств Боден считал обеспечение для человека свобод и прав.

В период ранних буржуазных революций существенный вклад в разработку теорий правового государства стали вносить прогрессивные мыслители. Среди них можно выделить Спинозу, Локка, Монтескье, Дидро, Джефферсона и др. Например, Гроций в качестве цепи государства рассматривал охрану частной собственности с помощью правоустановлений, обеспечивающих для каждого человека свободное пользование собственным достоянием с согласия других лиц.

Один из первых Спиноза дает в теории обоснование демократического государства, связанное законами, но обеспечивающее настоящие права и свободы человека.

В своих научных трудах Гоббс дает обоснование необходимости формального равенства перед законом, незыблемости договоров, отстаивая понимание свободы человека в качестве прав делать все, что не запрещает закон.

Локк подчеркнул, что государство, формируемое с целью охраны естественных прав человека, должно устанавливать законы для устройства и учреждения собственности. Это возможно при использовании сил общества для их исполнения, а также для защиты от внешних нападений. В подобных государствах господствует закон, который способен обеспечивать естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальную свободу и равенство.

Основная идея учения Монтескье заключалась в теории разделения властей, которая, по мнению ученого, включала законодательную, исполнительную и судебную. Власти сосредоточены в разных органах и взаимно ограничивает (уравновешивает) друг друга.

В дальнейшем идея правового государства находит практическое воплощение в государственном формировании большей части цивилизованных государств.

Дидро дал основание правовым началам государственной власти в виде суверенности, которая построена на общественном договоре. Возникновение власти государства, по его мнению, происходит при возникновении продукта общественного договора, придающего обществу организованную политическую форму.

Зарубежные мыслители о правовом государстве

Обоснование и детальную разработку философской основы теории правового государства дал Кант. В его концепции центральную позицию занимает человек, личность. Философская концепция правового государства Канта существенно повлияла на последующее развитие политико-правовой мысли и практическое использование государственного построения цивилизованного общества.

Гегелем государство рассматривалось в контексте общей системы его функциональных философских представлений о мироздании. Его важнейшим элементом может являться философия права.

Ценность позиции Гегеля состояла в уменьшении роли принудительной, насильственной функции в государстве, где на первое место выступала четкая социальная и правовая направленность деятельности государства, включая ее глубокую нравственность, разумность и пользу для индивида и общества.

Марксом государство рассматривалось, как и право, исходя из сформулированной им классовой теории развития общества, в соответствии с которой государство и право исчезают вместе с исчезновением классов в случае установления диктатуры пролетариата. При анализе соотношения буржуазного государства и права, Маркс выдвинул доказательство, что юридический закон представляет собой продукт и отражение материальных производственных отношений в классовом обществе. Законодательством только фиксируются требования, которые диктуют экономические отношения. От него же зависит, насколько оно адекватно способно отражать в законе исторически сложившиеся отношения людей, которые соответствуют этому социально-экономическому строю.

В своем утверждении Маркс выдвинул идею правового государства. Он полагал, что свобода заключается в превращении государства из органа, который стоит над обществом, в орган, который полностью подчинен этому обществу.

Прогрессивной политико-правовой мыслью Западной Европы, которая была представлена Иерингом, Еллинеком, Ориу, Спенсером и др., сформировала элементы теории правового государства с точки зрения своего времени. Если отступить от субъективных оценок, то большая часть исследователей сошлись во мнении, что правовыми можно считать только такие государства, в которых законодатель также подчиняется закону, как и граждане.

Российские мыслители о правовом государстве

Отечественная правовая мысль также содержала идеи правового государства. Их можно подчеркнуть из трудов Писарева, Муравьева, Герцена, Радищева, Чернышевского и др. Большинство мыслителей подвергали беззакония феодализма критике.

В трудах русских правоведов и философов, работавших в предоктябрьский период (Коркунов, Чичерин, Котляревский, Муромцев, Гессен, Бердяев и др.), правовые воззрения в отношении государства стали предметом изучения истории политического и правового учения.

В послеоктябрьский период по причине объективных и субъективных факторов в нашей стране идеи правового государства поглотили требования революционного правосознания. Впоследствии их полностью исключили из реальной жизни.

В период тоталитаризма советская государственно-правовая наука не восприняла концепцию правового государства, считая ее буржуазной. Инерция властного отрицания и непризнания наукой многовековой теории, практики и опыта правовой государственности привели к серьезным социально-экономическим, культурно-духовным и национальным конфликтам в общественной жизни.

Последствием реформаторских процессов в последние происходили серьезные изменения, касающиеся научных взглядов на государство и право. Были точно определены новые подходы к оценена их роль в политической системе общества.

Если использовать научный арсенал прошлого и настоящего, практику и опыт построения правовой государственности в современных цивилизованных государствах, философия, российское правоведение, политическая и экономическая мысль намечают реальную основу и контуры будущего правового государства современного общества.

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Кем сформулировано понятие

Государство и право

Еще древние мыслители в своих трудах высказывали идеи об идеальном устройстве и организации государства с точки зрения права. И в этих поисках они заложили основы принципов и форм взаимодействия общества и страны, закона и власти.

Концепция правового государства развивалась на всем протяжении эволюции человеческого общества, с момента возникновения первых стран. Наверное, первым прообразом можно считать древнюю Месопотамию, где управление было выстроено на положениях свода законов Хаммурапи. Дальнейшее развитие концепция получила в Афинах, где властвовала демократия, а также в основных положениях римского права.

В средние века эта концепция продолжила формироваться под влиянием церкви и дополнялась нормами религиозного права. Но эпоха Возрождения несколько снизила влияние церкви: ряд философов и ученых заложили основы естественного права. Таким образом, примерно с середины 17 века это учение начало активно развиваться и исследоваться.

Само понятие правового государства, было введено К. Велькером, который впервые применил его в 1813 году. Спустя примерно 20 лет другой немецкий ученый Роберт фон Моль популяризировал его, прочно введя в научный лексикон.

Изучение роли личности в делах державы: в чем сущность правового государства

Схема идеальной модели государства.

Главные принципы

Чтобы разобраться, в чем сущность правового государства, обратимся к словарям. В соответствии с Толковым политическим словарем под данным термином понимается такое общественное устройство, в котором главенствуют нормы и фундаментальные принципы права. Основной задачей такой структуры является защита прав и свобод человека.

Само понятие и принципы правового государства не зависят от национального опыта, они универсальны и поэтому применимы к любому государственному устройству. Можно кратко перечислить важнейшие принципы, которые должны соблюдаться:

  • равноправие всех членов общества. Под равноправием понимается, что перед законом отвечают все граждане страны, независимо от своего социального статуса и материального положения. Даже статус законодателя не освобождает человека от ответственности перед ними. К этим категориям граждан могут применяться более весомые инструменты принуждения к исполнению, чтобы обеспечить их честность, непредвзятость и беспристрастность,
  • верховенство закона. В правовом государстве закон – это высшая юридическая сила. Нет ни одного человека или группы людей, организации или органа власти, которые могут выйти за его рамки,
  • защита гражданских прав. Концепция вытекает из основ естественного права, и в соответствии с ней каждый человек с самого рождения наделен некоторыми возможностями и свободами. Поэтому такая структура организации власти всемерно должна стремиться их соблюдать соблюдать,
  • выполнимость основных требований, которые устанавливает право. Это означает, что любой нормативный правовой акт должен быть доступен к ознакомлению, понятен и реален для выполнения. Одним из примеров реализации этого принципа является, например, принцип обратной силы закона, когда он применяется к событиям, которые произошли до его вступления. Принцип обратной силы действует, как правило, в случае смягчения наказания или улучшения ситуации.

Изучение роли личности в делах державы: в чем сущность правового государства

Принципы правового государства схема.

Для успешной реализации этих принципов наиболее важными условиями является наличие в системе государственного устройства таких моделей:

  • разделение властей, а самое главное, обеспечение независимости и неприкосновенности судебной власти,
  • разумное толкование законов,
  • гарантия справедливости работы судебной власти.

Говорить о том, является ли государство правовым, можно в том случае, если в его устройстве четко выделяются основные признаки. При этом все они соответствуют вышеназванным критериям. А это значит, оно должно отвечать следующим требованиям:

  • закон верховенствует во всех сферах,
  • четко соблюдается принцип разделения властей,
  • личность в государстве и оно само взаимно отвечают друг перед другом, а это значит, что гражданин не только наделен правами, но и имеет определенные обязательства,
  • права и свободы гражданина реальны и защищены как со стороны закона, так и со стороны общества,
  • закон реализуется стабильно, как и правопорядок в обществе.

Важно! Говоря о соблюдении прав и свобод, нельзя допускать беззакония и абсолютной свободы человека. Правовое государство, предоставляя ему свободу и защищая его интересы, также имеет инструменты принуждения граждан. Все такие инструменты находятся в рамках правового поля.

Значение для общества

В разные периоды истории и в разных странах особенности правового государства могли трактоваться по-разному. Так, например, даже сегодня есть страны с монархическим устройством, которые выстраивают структуры власти с учетом своей специфики.

К особенностям на современном этапе можно отнести:

  • некоторую размытость конституции в системе нормативно-правовых документов, состоящих из законодательных и подзаконных актов,
  • необходимость постоянно поддерживать демократию в обществе, потому что в своем современном виде оно склонно к бюрократизации и некоей узурпации власти,
  • формирование активного гражданского общества.

Значение правового государства заключается в установлении такого порядка, которое позволяет гражданам максимально полно реализовать свои права и свободы, не ущемляя при этом интересы других людей. При этом любые разногласия решаются на основе законодательных актов, требования которых разумны и выполнимы.

Это значит, что для гражданина выполнение требования законодательного акта и взаимодействие с другими членами общества не требует каких-то усилий, специальных знаний или определенных навыков. В этом и состоит ценность правового государства.

Поскольку одним из принципов является взаимная обязанность власти и личности, государство в своей идеальной форме способно обеспечить полную реализацию прав и свобод для своих граждан. При этом такие отношения будут выстраиваться на принципах взаимоуважения и равноправия.

Внимание! Европа и США достаточно преуспели в реализации этого принципа. Граждане этих стран, живут, уважая закон и выполняя его требования. Страна же, в свою очередь, стремится в полной мере удовлетворить потребности общества в целом и каждого индивида в отдельности.

Изучение роли личности в делах державы: в чем сущность правового государства

Но как бы ни было велико значение правового государства, эта конструкция явно несовершенна и неустойчива к внешним воздействиям.

В условиях глобализации и всеобщего проникновения культур, идей и традиций общества с развитой правовой системой могут испытывать потрясения из-за чрезмерной открытости.

Не все государственные образования являются правовыми в том смысле, в котором это трактует юридическая наука.

Например, некоторые страны Азии, Африки, Ближнего Востока: в них также действуют свои системы права и есть законодательные акты. Но их системы, а также общественные устои и нормы в корне отличаются от западных ценностей.

При столкновении двух различных систем возникают конфликты. Это в свою очередь вызывает желание более мягкой и демократичной системы вводить жесткие ограничивающие правила. И здесь уже возникает вопрос, насколько правовым остается государство, если не все граждане или жители страны в одинаковой степени равноправны и взаимообязаны перед законом.

В любом случае такие ситуации не означают провала концепции, это лишь очередное препятствие на пути ее эволюции.

Роль личности

Личность в правовом государстве является наивысшей ценностью. Только свободная личность способна в полной мере реализовать себя на благо своей страны. Поэтому институциональные структуры стремятся выстроить взаимоотношения на началах доверия и сотрудничества.

При этом государственное образование, признавая права и свободы личности, обязывает граждан подчиняться требованиям, установленным в нормативных правовых актах, наделяя ее обязанностями перед страной и другими членами общества. Государство стоит на страже прав каждого человека, соблюдая, чтобы не возникало конфликтов или ущемления прав одной личности за счет реализации интересов другой.

Правовое государство из ЕГЭ по обществознанию

amp,lt,span data-mce-type=bookmark style=display: inline-block, width: 0px, overflow: hidden, line-height: 0, >

Вывод

Правовое государство является концепцией такого устройства, которое призвано защищать и человека, и само государственное образование. Для этого административные структуры должны реализовать основные принципы. Выполнение этой задачи возможно при соблюдении верховенства закона и реализации принципа разделения властей. Это два основных понятия, на которых должна выстраиваться структура государственного механизма с тем, чтобы реализовать остальные принципы.

Читайте также: