Подразумевает ли профессия врача духовное общение с пациентом

Обновлено: 28.05.2024

Основные трудности взаимодействия врача и пациента; барьеры общения. Коммуникативная компетентность, модели лечебного процесса.

Эта статья в формате видеолекции здесь.


Основные задачи, которые ставит перед собой врач, общаясь с пациентом:
- Установление контакта с больным;
- Диагностика болезни;
- План лечения;
- Оценка эффективности лечения.

Основные трудности, возникающие при общении с пациентом, представляют собой:
- Осознание пациентом угрозы здоровью (оптимистический настрой в отношении прогноза заболевания, когда пациент не осознает угрозу своему здоровью либо обратная ситуация, когда у пациента присутствует ипохондрическое состояние, которое усугубляет течение заболевания);
- Трудности, связанные с ограничением привычного нормального режима жизни;
- Заболевание как препятствие к реализации личных целей (вызывает негативные эмоции, которые сказываются на процессе общения с врачом);
- Возникновение у больного состояния психической напряженности как реакции на трудность (или опасность);
- Существенные изменением у пациента привычных параметров деятельности и общения.

Предпосылок для усугубления таких трудных ситуаций в медицине достаточно, и, если их не предупреждать, они реализуются в конфликты. В случаях неудовлетворенности медицинской помощью имеют место трудности взаимодействия между врачом и больным (по статистическим данным, у пациентов наибольшую неудовлетворенность вызывает работа регистратуры, отсутствие возможности записаться на прием к врачу через интернет, ожидание в очереди при записи на прием на определенное время, когда у врача нет возможности принять пациента именно в это время (не всегда удается уложиться в строго выделенные 15 минут на каждого пациента).

Это необходимо учитывать на всех этапах оценки качества медицинской помощи.

В целом качество медицинской помощи можно разделить на два основных направления:
- качество работы врача, а именно его коммуникативные навыки (профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций);
- организация медицинской помощи в поликлинике (работа главного врача и его компетенции как управленца).

Трудности взаимодействия врача и пациента находят свое выражение:
- в искажении восприятия (для каждого человека характерна избирательность внимания, что означает подсознательный выбор именно той информации, которая ему интересна, восприятие информации через собственные оценочные критерии; информация, которая не вызывает ни интеллектуального ни эмоционального отклика, человеком не воспринимается; в то же время вся воспринятая информация искажается человеком с учетом его психологических установок, эмоциональной оценки и личного опыта; таким образом, пациент непроизвольно искажает информацию, полученную от врача, с учетом доверия/недоверия врачу, понимания/непонимания того, о чем говорит доктор) ;
- в отсутствии понимания и оценки информации (в этой ситуации врач должен уметь говорить с пациентом на его языке и обладать навыком получения обратной связи от больного);
- в конкурирующем взаимодействии врача и больного вплоть до конфронтации (для предотвращения подобной ситуации всегда необходимо дать пациенту высказаться, выразить свою точку зрения, согласиться с его утверждением, но в дальнейшем инициативу по принятию решения брать в свои руки).

Профессионализм врача состоит из трех основных компонентов:
- Знание – это теоретическая парадигма, определяющая, что делать и зачем.
- Умение – дает представление о том, как делать.
- Желание – это мотивация: хочу делать.
Чтобы развить профессиональные навыки, необходимо сочетание Знания, Умения и Желания.

Для врача как профессионала важны такие ключевые моменты, как правильная диагностика, назначение адекватного лечения и получение определенного результата, а также наличие клинического мышления (позволяет врачу выстроить сотруднические отношения с пациентом).

профессиональная пирамида доктора

Врачи, владеющие коммуникативными навыками:
- могут поставить точный диагноз, особенно, если это касается психологических проблем пациента;
- могут научить пациента контролировать свое состояние и лечение;
- имеют более хорошие результаты лечения;
- обеспечивают большую безопасность для пациента;
- сталкиваются с меньшим количеством жалоб по поводу использования служебного положения.

Во врачебной практике также присутствуют различные виды общения. Рассмотрим их подробнее:
- Формальное общение - контакт масок (отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски – вежливости, учтивости, скромности, участливости);
- Малая заинтересованность мед.работника или пациента в результатах взаимодействия;
- Примитивное общение (когда оценивают человека как нужный или мешающий объект; цель обращения к врачу – получение дивидендов; от пациента зависит авторитет врача);
- Формально-ролевое общение (вместо знания личности собеседника ограничиваются знанием его социальной роли);
- Манипулятивное общение (извлечение выгоды путем специальных приемов; способ ипохондризации пациента; пациенты-манипуляторы);
- Деловое общение (учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения);
- Духовное общение (диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта).

Модель лечебного процесса с точки зрения всего вышесказанного (о том, что база компетенций врача – коммуникативные навыки, так как именно с них начинается общение врача и пациента), выглядит следующим образом: на входе пациент, его личностные качества и характеристики его заболевания; на выходе – лечение и результат; в процессе взаимодействия врача и пациента очень важным моментом является квалификация врача, лечебные и диагностические мероприятия, ресурсы (материальные возможности пациента и ресурсы лечебного учреждения).

Реальная модель лечебного процесса выглядит следующим образом - структура общения представляет собой 3 составляющие:
- коммуникативная (общение как обмен информацией);
- интерактивная (общение как взаимодействие);
- перцептивная (общение как восприятие, исключительно эмоциональная составляющая).

реальная модель лечебного процесса

В процессе коммуникации при передаче информации могут возникать различные помехи (например, плохое знание русского языка, запах пациента и т.д.), что может повлиять на восприятие информации врачом или пациентом.

Большую часть в общении людей занимает язык тела (55%), голос и используемые интонации (38%), в то время как сами слова - только 7%; таким образом, 93% в общении представлено именно невербальной коммуникацией.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТОМ

студент 2 курса 22 м/с группы

Лоскутов Виталий Андреевич

1. Введение . 3 стр.

2. Общение . 5 стр

2.1. Функции общения . 6 стр.

2.2. Типы общения .

2.3. Межличностное общение.

3. Психологические особенности общения медицинского работника с пациентом . 22 стр.

3.1. Понятие о личности .

3.2. Отношение пациента к болезни .

4. Заключение. 26 стр.

Список литературы . 28 стр.

Актуальность исследования:

определяется тем, что хорошее общение очень важно для успеха сестринского ухода. Принимая во внимание некоторые из тех задач, которые должна решать сестра - например, его переводе или выписке из больницы, до - послеоперационном уходе, обучении пациента и подготовке ко всем процедурам - сестра должна уметь налаживать, поощрять и поддерживать соответствующее общение с пациентами, делая это четко и ясно.

- научиться особенностям психологического общения с пациентами.

- развить внимание, наблюдательность, навыки самоконтроля.

Объект исследования: общения с пациентом

Предмет исследования: особенности общения с пациентом

Задачи работы:

1. Выяснить что такое общения?

2. Что включает в себя процесс, технология общения?

3. Назвать основные функции общения?

4. Назвать типы общения? Что такое межличностное общение?

"Жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек, а самая большая роскошь в этой жизни - роскошь человеческого общения".

Антуан де Сент - Экзюпери

Человек, как и всё живое существо, связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизненные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи в человеческом обществе является общение. В общении социальные отношения людей: общественные и межличностные. Общение - универсальная деятельность, в которой участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Таким образом, общение - сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющиеся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании, мнениями, взаимооценке. Сегодня человек воспринимается сестрой как социальное, психологическое и физическое создание, и основное внимание уделяется участию пациента в процессе ухода за ним. Уход, ориентированный на пациента, подразумевает содержательный уход, планируемый с участием самого пациента для того, чтобы максимально способствовать выздоровлению. Чтобы достичь этих целей, ориентированных на пациента, посредствам ухода и планирования, ориентированного на решение задач, очень важное значение, имеют хорошие навыки общения. Сестры должны развивать свои умения вести беседу. Чтобы помогать пациентам, ведя с ними содержательный разговор! Это общение начинается при первой встрече и продолжается на протяжении всего периода сестринского ухода за ним (например, при госпитализации пациента, его переводе или выписке из больницы, до- и после операционном уходе, обучении пациента и подготовке ко всем процедурам). Специальные навыки межличностного общения, возможно, являются наиболее важными навыками, которыми должна обладать медсестра во время работы. Путем диалога сестра помогает пациенту выражать свои желания, снижать напряжение и беспокойство, связанное с решением проблем, а также выбирать тот путь в жизни, который обеспечивает продвижение вперед.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности - например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.

Технология общения включает три главные части:

1 познание собеседника;

2 формирование доверительных отношений с ним;

3 собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.)

2.1 Функции общения

1. Познавательная или информативная (получение и обмен информацией)

2. Эмоциональная (улыбка - первый эмоциональный отклик, начальный момент появления общения, обмен эмоциями между партнерами)

5. Оказание влияния

6. Установление отношений

8. Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника)

2.3 Типы общения

Выделяют два типа общения: 1. Словесный (вербальный) - наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми.

2. Бессловесный (невербальный) при помощи неречевых средств (мимики, жестов, взгляда, интонации, положении партнеров относительно друг друга, внешний облик человека, позы, телесный контакт, одежда)

Духовное межличностное общение - это общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движения, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

3.Психологические особенности общения медицинского работника с пациентом

Медицина - это прежде всего, общение человека с человеком, медработника с пациентом. В основе отношений между медиком и пациентом лежат неотъемлемые права человека и уважение достоинства каждого. Пациента необходимо воспринимать как личность. Вспомним определение понятия "личность".

3.1. Понятие о личности

Личность - данный конкретный человек, со всей совокупностью его общественных отношений, индивидуальных психологических и физиологических реакций, зависящих от внутреннего, душевного мира человека. Личность понятие социальное.

Структура личности включает в себя:

1.характер и темперамент;

2. способности и потребности;

3. интересы и убеждения;

4. волевые особенности.

Все составные части личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве. Под влиянием болезни изменяются все составляющие структуры личности. Вся работа медицинского работника протекает в контакте с пациентом, и успешность этого контакта зависит от того, насколько медик сумеет разобраться в особенностях личности пациента. Болезнь, особенно серьезная, значительно меняет психику человека, его психологию. Для лучшего понимания состояния пациента и характера его переживаний медработнику необходимо выяснить его внешнюю и внутреннюю картину болезни, отношение к своему заболеванию, к медперсоналу. В клинике любого заболевания отчетливо проявляются две стороны: внешняя и внутренняя картина болезни.

3.2. Отношение пациента к болезни.

Какую же цену имеет болезнь для больного? Большей частью она бывает отрицательной, но иногда и положительной, будь - то сознательно или подсознательно. Важно знать о том отношении пациента к болезни и избрать соответствующий психологический подход. Отношение к болезни может быть следующим:

а) нормальным , т.е. соответствующим состоянию больного или тому, что было сообщено ему о болезни.

б) пренебрежительным , когда больной недооценивает серьезность заболевания, не лечится, не бережет себя, в отношении прогноза болезни проявляет необоснованный оптимизм. Такое отношение к своей болезни грозит быстрым прогрессированием болезни, ухудшением самочувствия, а иногда необратимыми изменениями в пораженном органе,

в) отрицающий , когда больной не обращает внимания на болезнь, не обращается к врачу, отгоняет от себя мысли о болезни и рассуждения о ней. Полезнее будет терпеливо относится к такому пациенту, разумно реагировать на его жалобы, внушать на выздоровление,

Возрастные особенности восприятия болезни.

В детском возрасте - большие психологические трудности возникают у детей и их родителей, когда они узнают о хроническом, часто неизлечимом заболевании. Очень важно помочь ребенку приспособиться к жизни в состоянии хронического заболевания, а это можно только через хороший контакт, терпимость и уважение к ребенку. Эмоциональное теплое отношение (быть медсестрой, воспитателем, матерью), отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение.

Подростковый возраст . Жалобы подростков формируются более четко, появляются чувства и сознания болезни. Одновременно могут проявиться и повышенная ранимость и восприимчивость к заболеванию, выражающиеся в тревожных опасениях, направленных в будущее. Отсюда фиксация на неприятных ощущениях, что может стать основой ипохондрических переживаний.

В среднем возрасте отходят на задний план первосигнальные переживания, равно как и состояние тревоги. На первый план выступает опасение последствий, связанных с дальнейшей работой, ситуацией в семье.

В старости - на восприятие болезни накладывает отпечаток боязнь одиночества в болезни и страх смерти. Старый человек часто отождествляет себя со своими сверстниками, которые постепенно умирают. Его опасения и неуверенность нередко усиливается поведением врача, мед.сестры, которая, правильно обследовав больного, не проявили к нему достаточного внимания и интереса. Тактика: поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, мотивация на выздоровление.

При общении с пациентом медработник должен уметь:

1. Установить правильный психологический контакт. С первой встречи надо создать впечатление приветливости, участие, готовности помочь. Доброжелательная, ровным, уверенным голосом проведенная с пациентом беседа, приносит успокоение, снимает напряженность.

2. Рассказать в доступной форме о болезни и лечении, но учитывая при этом содержание медицинской тайны.

3. Успокоить и одобрить пациента, находящегося в самом тяжелом состоянии.

4. Оградить ранимую психику пациента от воздействий отрицательных факторов, в том числе относящихся к лечебно-диагностическому процессу.

5. Хранить медицинскую и личные тайны пациента.

6. Уметь определить в беседе индивидуальные личностно-характерологические особенности пациента (характер, темперамент, способности, потребности)

7. Профессионально и грамотно строить взаимоотношения с родственниками пациента, с другими сотрудниками и коллегами медицинского коллектива, не допускать критики их в присутствии пациента.

При общении с пациентом медсестра должна соблюдать этику - нормы и принципы поведения, создать обстановку доверия между врачом и пациентом, способствовать повышению авторитета врача и медицинского учреждения. Забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. Успех понимающего общения зависит от способности медсестры к эмпатии.

Эмпатия (от англ. чувствование) - это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Быть в состоянии эмпатии - значит на какое - то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой собственный мир. Если такая способность теряется и у медсестры возникает состояние идентификации с эмоциональным состоянием пациента, то она теряет способность профессионально работать и ей самой требуется психологическая помощь. Чтобы пациент был искренним, открытым с медсестрой, он должен чувствовать искренность и с ее стороны. Только при полном сочувствии пациенту, при понимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским персоналом, что так необходимо для успешного лечения. Медсестра обязана быть выдержанной, приветливой, способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Общение между медсестрой и пациентом, а так же всех, кто участвует в сестринском процессе, должно включать понимание, терпение, честность, искренность, доверие, надежду и мужество.

Терапевтическое общение.

Терапевтическое общение - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента. Пример: "Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша? Можно применять местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако, мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвиться, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!"

Медсестра ставит цели терапевтического общения.

1. Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пациента пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например: что со мной? Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

2. Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб). Он страдает также от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия. Внешне проявления страха различны. От взволнованности и возбуждения до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия ("ушел в себя"). Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медработника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.

3. Вселение надежды и уверенности в улучшение самочувствия.

Терапевтические средства общения:

1. Пристальное внимание. Медсестра должна хорошо знать пациента. Не только его фамилию, имя, отчество. Важно узнать его как личность. Любой человек нуждается во внимание. Медсестре необходимо как можно больше общаться с пациентом; особенно в первое время, не оставлять его одного, рассказывать ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивать и одобрять его.

2. Терапевтическое прикосновение. Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить подавленного пациента. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающегося у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

3. Контакт глаз. Общение медсестры с пациентом начинается именно с визуального контакта. Уже при встрече взглядами компетентная сестра сообщает пациенту свою вовлеченность в его ситуацию и по его "глазному" ответу начинает выстраивать свое поведение.

Таким образом, при обращении пациентом возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей, правильное решение которой определяет очень многое. Пациент ждет от мед. работника помощи, понимания, облегчение страданий, медик изыскивает пути более рационального оказания ее. Чтобы это ощущение было полезным, продуктивным и оправдывало ожидания пациента, мед. работник должен иметь определенные знания и навыки в области медицинской психологии. При общении с пациентом медсестра должна знать и учитывать, что разные болезни вызывают те или иные отклонения в психике, что проявляется при общении с пациентом. Кроме того необходимо учитывать личностные особенности пациентов. Надо учитывать и считаться с изменениями психологического состояния в зависимости от возраста, пола, характера болезни, от применяемого лечения и коллектива в котором находится пациент.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Столяренко, Л.Д. Психология [Текст]: учебное пособие для студентов среднего профессионально образования / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2021. – 318 с.

2. Сухов, А.Н. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 240 с.

3. Сущенко, С.А. Социальная психология [Текст]: учебник для среднего профессионального образования / С.А. Сущенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 345с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М. Андреева.– 50-е изд., испр. и доп.– М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.

5. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 517 с.

6. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2007. – 301 с.

7. Бэрон, Р. Социальная психология группы [Текст]: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

8. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст]: учебник для вузов / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2007. – 624 с.

9. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько.– М.: Питер, 2009. – 221 с.

10. Крысько, В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии/ В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2008. – 416с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЕД.РАБОТНИКА С ПАЦИЕНТОМ

• Психологические особенности пациента в условиях лечебных
взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение
с психологическими особенностями медицинского работника.
Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут
быть врач, психолог, медсестра, социальный работник.

3. КОНТАКТ МЕЖДУ МЕД.РАБОТНИКОМ И ПАЦИЕНТОМ

• Цель контактов между медицинским работником и пациентом –
медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения
по отношению к другому.
• Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в
которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели
лечебного взаимодействия, можно предположить важность контактов в
системе взаимодействия медработник – пациент.
• Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании
помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У
медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать
с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую
профессию.

5. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

• Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного
взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как
коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс
подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по
общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует
отметить, что коммуникативная компетентность является
профессионально значимой характеристикой врача и медсестры.
Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден
обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность
важна и для самого больного.
• При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а
применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных
действий и осложнений.

• В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с
соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других
случаях больные высказывают большое число различных жалоб и
очень настороженно относятся к своему состоянию.

7. СОМАТОГЕННО И НЕВРОЗОПОДОБНАЯ СИМПТОМАТИКА

• Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у
тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём
состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием,
много неврозоподобных.
• Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную
боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную
потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные
нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной
степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с
гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц,
страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки.
• А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику
основного заболевания. В результате этого феномена больные люди
обращаются к специалистам различного профиля.

8. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

• 2.Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный
или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт,
если мешает – отталкивают.
• Подобный вид общения может встречаться в
рамках манипуляционного общения врача и пациента в случаях, когда
целью обращения к врачу становится получение каких-либо
дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального
экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование
примитивного вида общения может происходить по желанию врача – в
случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может
зависеть благополучие врача. Например, руководитель. Интерес к
участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за
получением желаемого результата.

• 3.Формально ролевое общение. Регламентированными
оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания
личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
• Подобный выбор рода общения со стороны врача может быть
обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у
участкового врача на приёме.

• 4.Деловое общение. Общение, учитывающее особенность
личности, характера, возраста, настроения собеседника при
нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные
расхождения.
• При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия
становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с
позиции собственных знаний, и он склонен директивно
принимать решения без согласования с другим участником
общения и заинтересованным лицом.

• 5.Духовное межличностное
общение.. Подразумевает
возможность затронуть в
беседе любую тему,
поделиться любой интимной
проблемой каждому из
участников общения.
• Диагностическое и лечебное
взаимодействие не
подразумевает такого
контакта, по крайней мере,
не предусматривает в силу
профессиональной
направленности исповедание
медработника.

16. ОБЩЕНИЕ МЕД.РАБОТНИКА И ПАЦИЕНТА

• Общение медработника и пациента, в принципе можно назвать
вынужденным общением. Так или иначе, но основным мотивом встреч и
бесед больного человека с медработником становится появление у одного из
участников такого взаимодействия проблем со стороны здоровья. Со
стороны врача и медсестры существует при этом вынужденность выбора
субъекта общения, которая обусловлена его профессией, его социальной
ролью. И если обращение пациента к врачу, обусловлено, как правило,
поиском мед помощи, то заинтересованность врача в пациенте объясняется
соображениями его профессиональной деятельности.
• Взаимодействие между пациентом и врачом не есть нечто навсегда заданное.
Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них
могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое
внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения
медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения.
И наоборот – положительные результаты лечения улучшают взаимодействие
между пациентом и медработником.

18. ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА.

• Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать.
• В процессе сбора анамнеза у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы.
При этом врачу необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить
главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного
недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта, в особенности,
когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую
роль в развитии болезни.
• Во время расспроса больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень
интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых,
ничего не значащих слов, потворства неразумным капризам и требованиям некоторых
больных. Иными словами, нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с
пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.
• Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение
врача или медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой
болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными
особенностями этих больных.

20. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА.

22. МЕДСЕСТРА И БОЛЬНОЙ, ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТОМ.

23. ТИПЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА:

25. В ОБЩЕНИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ СТОРОНЫ:

• Коммуникативная сторона общения состоит в обмене
информацией между людьми.
• Интерактивная сторона заключается в организации
взаимодействия между людьми для планирования и организации
совместной деятельности - например, нужно согласовать
действия, распределить функции или повлиять на настроение,
поведение, убеждения собеседника.
• Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и
понимания друг друга партнерами по общению.

26. ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ:

• 1 познание собеседника;
• 2 формирование доверительных отношений с ним;
• 3 собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.)

27. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

• 1. Познавательная или информативная (получение и обмен
информацией)
• 2. Эмоциональная или эмотивная (улыбка - первый эмоциональный
отклик, начальный момент появления общения, обмен эмоциями
между партнерами)
• 3. Регуляторная
• 4. Контактная
• 5. Оказание влияния
• 6. Установление отношений
• 7. Понимание
• 8. Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить
себя на место собеседника)

• Выделяют два типа общения:
• 1. Словесный (вербальный) - наиболее распространенное
средство выражения мыслей между людьми.
• 2. Бессловесный (невербальный) при помощи неречевых средств
(мимики, жестов, взгляда, интонации, положении партнеров
относительно друг друга, внешний облик человека, позы,
телесный контакт, одежда, рисунок)

• Для лучшего понимания состояния пациента и характера его
переживаний медработнику необходимо выяснить его внешнюю и
внутреннюю картину болезни, отношение к своему заболеванию, к
медперсоналу. В клинике любого заболевания отчетливо проявляются
две стороны: внешняя и внутренняя картина болезни.
• Внешняя, или объективная, картина болезни рассматривается как
совокупность клинических данных, полученных медицинским
работником при обследовании пациента. Это показатели осмотра,
аускультации, перкуссии, пальпации, лабораторных, аппаратных и
других исследований. Они наглядны, фиксируются документально и
имеют определенную динамику развития в различные периоды
заболевания.
• Внутренняя картина болезни (ВКБ) - это осознание, целостное
представление субъективных проявлений болезни.

• В структуре ВКБ принято различать несколько уровней: чувственный, или
сенситивный, - комплекс субъективных болезненных ощущений (зуд, тошнота,
головокружение и многие другие жалобы пациента).Субъективные ощущения
пациента носят динамический характер, они то снижаются, то набирают новую
силу, нередко связаны с положением тела, приемом пищи, физической нагрузкой.
• Эмоциональный - реагирование, переживание пациентом отдельных симптомов
или болезни в целом (снижение настроения, грусть, тоска). Чем острее ощущение
болезни, тем ярче будет ее эмоциональная окраска.
• Интеллектуальный - знание о болезни и ее реальная оценка, глубина осознания
остроты, тяжести, последствий заболевания. Знание интеллектуального уровня ВКБ
каждого пациента обеспечит правильный выбор тактики обследования и лечения.
• Отношение к болезни, мотивация к возвращению здоровья. Уровень отношения к
болезни и мотивация к возвращению здоровья играют важную роль в
формировании ВКБ.

31. ОТНОШЕНИЕ ПАЦИЕНТА К БОЛЕЗНИ

• а) нормальным, т.е. соответствующим состоянию больного или тому, что было сообщено
ему о болезни. Пациент проявляет активное партнерское участие в обсуждении своего
заболевания, в проведении диагностических процедур, лечебных манипуляций.
• б) пренебрежительным, когда больной недооценивает серьезность заболевания, не лечится,
не бережет себя, в отношении прогноза болезни проявляет необоснованный оптимизм.
Такое отношение к своей болезни грозит быстрым прогрессированием болезни, ухудшением
самочувствия, а иногда необратимыми изменениями в пораженном органе.
• в) отрицающий, когда больной не обращает внимания на болезнь, не обращается к врачу,
отгоняет от себя мысли о болезни и рассуждения о ней. Пациент не учитывает факта
предболезни, который является предвестником основного заболевания (склонность к
повышению артериального давления, легкую гипергликемию и др.).
• г) нозофобным, когда больной несозармерно боится болезни, повторно обследуется, меняет
врачей. Он понимает в большей или меньшей степени, что его опасения преувеличены, но
не может бороться с ними. Такой пациент все свое внимание сосредотачивает на
болезненных ощущениях, рассказывает о них с определенной эмоциональной окраской,
обращается за помощью к разным врачам и врачевателям

• д) ипохондрическим (уход в болезнь), когда больной догадывается или убежден в том, что
страдает тяжелым заболеванием или когда переоценивает серьезность менее тяжелой
болезни. Нозофобия и ипохондрия касается опасений и убеждений в заболеваний
сердечным инфарктом, злокачественными процессами, опухолями мозга и др. тяжелыми
заболеваниями
• е) нозофильным, связанным с определенным успокоением и приятными ощущениями при
болезни. Оно вытекает из такого факта, что больной не должен выполнять своих
обязанностей, дети могут играть и мечтать, взрослые - читать или заниматься каким-нибудь
делом. Семья внимательна к больному и больше заботится о нем.
• з) утилитарным, что является высшим проявлением нозофильной реакции. Оно может иметь
тройную мотивировку:
• - получение сочувствия, внимания и лучшего обследования;
• - выход из неприятной ситуации, как, например, заключение, военная служба, ненавистная
работа, обязанность платить алименты;
• - получение материальных выгод; пенсия, отпуск, свободное время, которое можно выгодно
использовать и в экономических целях.

• Аггравация - преувеличение признаков заболевания и
субъективных жалоб. Такое преувеличение может быть
полностью сознательным, но иногда скорее обусловлено
эмоциональными мотивами более глубокого происхождения:
страхом, недоверием, чувством одиночества, безнадежности,
ощущением, что врач не поможет.
• Симуляция - это притворство, с помощью которого стремятся
создать впечатление о болезни и ее признаках.
• Диссимуляция - это скрывание болезни и ее признаков.
Встречается значительно чаще, очень характерна в
психиотрической клинике при психозах.

35. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ БОЛЕЗНИ.

• В детском возрасте - на первое место выходит первосигнальная сторона болезни и ситуации вокруг нее: боль, боязнь боли
и всего неизвестного, отсутствие осознания болезни в целом, неумение формулировать жалобы, сильные эмоциональные
реакции на отдельные симптомы болезни, восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих, усиление
дефектов характера, воспитание ребенка в период болезни, чувство страха, тоски, одиночество в стенах лечебного
учреждения, вдали от родителей. Острое заболевание, особенно если оно переносится дома, в привычной обстановке, как
правило, не вызывает особых психологических проблем. Большие психологические трудности возникают у детей и их
родителей, когда они узнают о хроническом, часто неизлечимом заболевании.
• Подростковый возраст. Жалобы подростков формируются более четко, появляются чувства и сознания болезни.
Одновременно могут проявиться и повышенная ранимость и восприимчивость к заболеванию, выражающиеся в
тревожных опасениях, направленных в будущее. Отсюда фиксация на неприятных ощущениях, что может стать основой
ипохондрических переживаний.
• В среднем возрасте отходят на задний план первосигнальные переживания, равно как и состояние тревоги. На первый
план выступает опасение последствий, связанных с дальнейшей работой, ситуацией в семье.
• В старости - на восприятие болезни накладывает отпечаток боязнь одиночества в болезни и страх смерти. Старый человек
часто отождествляет себя со своими сверстниками, которые постепенно умирают, равнивают их заболевания со своими. Его
опасения и неуверенность нередко усиливается поведением врача, мед.сестры, которая, правильно обследовав больного, не
проявили к нему достаточного внимания и интереса. Деонтологическая тактика: поддержание у пациента ощущения
собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактичное, деликатное отношение, без фамильярности, приказного
тона, нравоучений, ориентация на двигательную активность, мотивация на выздоровление.

• У хронических больных наблюдаются более глубокие сдвиги и
психические изменения. Сама продолжительность болезни оказывает
неблагоприятное воздействие на подверженного страданиям человека.
Больные замыкаются в себе, занимаются и интересуются лишь собой.
Один больной может стать пессимистом, обидчивым, чувствительным,
завистливым, даже испытывать ненависть к чему бы то ни было.
Другой, наоборот, может быть равнодушным, бесчувственным ко
всему, холодным. Агрессивность у больных может быть явной и
скрытой. Явная форма ее проявления может быть словесной (больной
ругает все и всех) или выражается в поступках (бросает вещи).
Скрытая же агрессивность может выражаться в упрямстве,
придирчивости, забывчивости, неудовольствии, требовательности или
даже задиристости. В возникновении агрессии имеют значение
различные факторы: непонимание, не проявление должного внимания
к больному как со стороны близких, так и со стороны медработников.

37. ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТОМ МЕДРАБОТНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

• 1. Установить правильный психологический контакт. С первой встречи надо создать впечатление
приветливости, участие, готовности помочь. Доброжелательная, ровным, уверенным голосом
проведенная с пациентом беседа, приносит успокоение, снимает напряженность.
• 2. Рассказать в доступной форме о болезни и лечении, но учитывая при этом содержание медицинской
тайны.
• 3. Успокоить и одобрить пациента, находящегося в самом тяжелом состоянии.
• 4. Оградить ранимую психику пациента от воздействий отрицательных факторов, в том числе
относящихся к лечебно-диагностическому процессу.
• 5. Хранить медицинскую и личные тайны пациента.
• 6. Использовать слово как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор.
• 7. Уметь определить в беседе индивидуальные личностно-характерологические особенности пациента
(характер, темперамент, способности, потребности)
• 8. Профессионально и грамотно строить взаимоотношения с родственниками пациента, с другими
сотрудниками и коллегами медицинского коллектива, не допускать критики их в присутствии
пациента.

Врач может вызывать у пациента довольно многогранные реакции. Доминируют обычно надежда на выздоровление и доверие к профессионализму. В зависимости от личностных особенностей человека могут также присутствовать симпатия или антипатия, уважение, жажда привлечь внимание, стремление к человеческому общению и т.д. От того, сможет ли врач правильно интерпретировать эти эмоции, зависит успешность контакта с пациентом, что, в конечном счете, оказывает влияние на успех лечения.

Как говорить с пациентом?

Как говорить с пациентом?

В психологии принято деление людей по доминирующему типу восприятия информации на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Эта классификация помогает также и в понимании пациентов, так как ведущая рецептивная система оказывает значительное влияние на поведение человека в кабинете врача.

Кинестетики. Инструмент восприятия этих людей – собственное тело. Они обычно очень эмоциональны, имеют богатый запас жестов для выражения своих эмоций. Люди-кинестетики любят юмор и красивые метафоры, поэтому, объясняя их состояние, можно приводить яркие примеры, взывая к их воображению. Они больше полагаются на интуицию, а не на логику, и очень хорошо чувствуют эмоции других людей.

Как относиться к пациенту?

Как относиться к пациенту?

Профессия врача подразумевает сочувствие пациенту. Эта способность в медицинской психологии называется эмпатия. Для медика важно научиться уметь сопереживать, но при этом не переходить ту грань, за которой переживания становятся личными.

Отсутствие эмпатии. Врач, не обладающий эмпатией, не вызывает доверия пациентов. Они могут воспринимать его холодным, бездушным, стараться ограничить общение, что может негативно сказаться на результатах терапии.

Чрезмерная эмпатия. Чересчур сочувствующий врач может брать на себя лишний груз эмоций, принимая проблемы близко к сердцу, тратя много времени на выслушивание жалоб. Пациенты, видя чрезмерную эмоциональность доктора, могут подсознательно начинать преувеличивать свои проблемы, наслаждаясь получаемым сочувствием.

Как сопротивляться манипуляциям пациента?

Как сопротивляться манипуляциям пациента?

В отношении пациента к врачу важную роль, по мнению специалистов в области клинической психологии, играет манипуляция. Такой тип поведения чаще всего свойствен для пожилых пациентов, которые, благодаря своему жизненному опыту, считают, что знают о своем заболевании лучше врача. Они хотят получить от врача определенные назначения и с помощью манипуляции пытаются этого добиться, акцентируя внимание на нужных симптомах и преувеличивая их выраженность.

Признаки манипуляции распознать не всегда просто. Больше всего пациента выдает настойчивый тон повествования и пауза, во время которой он ожидает, что врач сделает то, чего хочет манипулятор. Если же этого не происходит, пациент повторяет свои аргументы, усиливая давление. Почувствовав это, врачу целесообразно остановить диалог, внести данные в карту, проанализировать ситуацию и принять решение о назначениях, основываясь на собственных рассуждениях.

Как преодолеть сопротивление пациента?

Как преодолеть сопротивление пациента?

Еще одна часто возникающая проблема, описываемая специалистами в области клинической психологии, сопротивление. При этом пациент по каким-то причинам противится тактике терапии, выбранной специалистом. Поводы для сопротивления у пациентов могут быть разные:

  • Несогласие с назначенным лечением. Обычно такое возникает, когда человек преувеличивает серьезность своего заболевания, считая назначенное лечение недостаточно серьезным. Возникают сомнения в компетентности доктора.
  • Собственное мнение. Некоторые пациенты, уже приходя к врачу, знают, какое хотят получить назначение. Если же врач назначил другое, они подсознательно хотят, чтобы терапия оказалась неэффективной, чтобы доказать ошибку врача. Такой пациент может настаивать на том, что ему стало хуже из-за принимаемого лекарства даже при наличии положительной динамики.
  • Предрассудки. Сегодня, когда темы медицины широко обсуждаются в прессе, на телевидении, в интернете, пациенты часто находят где-то информацию о вреде определенных препаратов или процедур. Предвзятое отношение к методу лечения, выбранному врачом, может оказать негативное влияние и на отношение и к самому специалисту.
  • Нежелание выздоравливать. Это чувство может возникать в разных ситуациях – кто-то хочет, чтобы о нем продолжали заботиться, кто-то не хочет идти на работу. Такие люди старательно убеждают себя в плохом самочувствии и сами верят в это. Врач может быть введен в заблуждение этим фальшивым плохим самочувствием.

Всех этих людей объединяет одно – сопротивление, которое выражается в отсутствии сотрудничества с врачом. Это довольно сложная ситуация, которую непросто переломить. В таких случаях целесообразно прибегнуть к помощи коллег – организовать консилиум, консультацию смежного специалиста, получить второе врачебное мнение. Это обычно помогает убедить пациента в правильности решения лечащего врача и дает почву для формирования доверительных отношений врач-пациент.

Если Вы пользуетесь какими-то еще лайфхаками, будем рады почитать их в комментариях к материалу.

Читайте также: