Подлежит ли возмещению вред причиненный противоправными действиями сотрудника овд

Обновлено: 24.04.2024

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

1. Ответственность сотрудника полиции выступает элементом его правового статуса. Положения рассматриваемой статьи Закона о полиции, как и аналогичной статьи Закона о милиции, носят преимущественно отсылочный характер, но более развернуты и конкретны.

Особо оговорено, что ответственность сотрудника полиции наступает независимо от замещаемой должности (часть 1 статьи 33). Иными словами, и подчиненный, и начальник в равной степени несут ответственность за свои противоправные деяния. Новеллой также является указание на ответственность за незаконные приказы и распоряжения. В широком плане приказы и распоряжения - это форма действия. Рассматривая поступки (поведение) и приказы (распоряжения) как разнопорядковые категории, законодатель тем самым акцентирует внимание на ответственности руководителей всех уровней, управленческие решения которых должны быть законными, принятыми в пределах предоставленных полномочий.

Как известно, в настоящее время установлена ответственность сотрудника органов внутренних дел за умышленное неисполнение приказа начальника, если в результате этого причинен существенный ущерб правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым интересам общества или государства (статья 286.1 УК РФ). Однако явно незаконный приказ или распоряжение не подлежат исполнению (часть 2 статьи 30 Закона о полиции). При этом речь идет именно о приказах и распоряжениях, носящих внутрисистемный (ведомственный) характер. Что касается взаимоотношений с иными субъектами права, то Закон использует в качестве операционного понятия термин "требование". "Законные требования сотрудника полиции, - гласит часть 3 статьи 30 Закона о полиции, - обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами".

Комментируемая статья урегулировала и непростой вопрос о порядке привлечения сотрудника органов внутренних дел к материальной ответственности.

2. Ответственность сотрудника полиции выражается в применении к нему в установленном порядке мер наказания (санкций), предусмотренных законом. Основанием ответственности выступает совершение правонарушения. Правонарушение сотрудника полиции - это его виновное действие или бездействие, которые не соответствуют требованиям правовых актов, противоречат им. Любые действия сотрудника, соответствующие требованиям закона, являются правомерными и не могут быть квалифицированы как правонарушения.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником полиции при выполнении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

Все правонарушения, совершаемые сотрудниками полиции, можно разделить на две большие группы: совершенные вне службы и совершенные в связи со служебной деятельностью. За правонарушения, совершенные вне службы, сотрудники полиции несут ответственность на общих с другими гражданами основаниях. На них в этом случае распространяются все виды юридической ответственности в полном объеме, за исключением административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.5 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы, за исключением административных правонарушений, посягающих на права граждан (статьи 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56), посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (статья 6.3), в области охраны собственности (статьи 7.29 - 7.32), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8), на транспорте (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места службы) (статья 11.16), в области дорожного движения (глава 12), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15), в области таможенного дела (глава 16), посягающие на институты государственной власти (статья 17.7), в области защиты Государственной границы Российской Федерации (статьи 18.1 - 18.4), против порядка управления (статьи 19.5.7, 19.7.2), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места службы) (статья 20.4), по которым несут административную ответственность на общих основаниях.

Правонарушения, совершаемые сотрудниками полиции на службе (по службе), представляют собой противоправные деяния (действия либо бездействие), выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих служебных (должностных) обязанностей. За эти деяния сотрудники милиции подвергаются дисциплинарной, уголовной и материальной ответственности.

3. Дисциплинарная ответственность представляет собой основной вид юридической ответственности сотрудника полиции. Она наступает за совершение должностных проступков (дисциплинарных правонарушений) и заключается в наложении на него властью прямых начальников дисциплинарных взысканий.

Перечень дисциплинарных взысканий, установленный Законом о службе в органах внутренних дел, является исчерпывающим и включает: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

Кроме перечисленных видов взысканий, в учебных заведениях МВД России применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения); лишения очередного увольнения из расположения образовательного учреждения, а также отчисление из образовательного учреждения.

Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарные взыскания на сотрудников органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им Министром внутренних дел Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц соответственно со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника полиции по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. При необходимости по решению руководителя может быть проведена служебная проверка.

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ. Дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора могут объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки.

В течение трех рабочих дней сотрудник органов внутренних дел должен быть ознакомлен под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются выходные и праздничные нерабочие дни, периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется соответствующий приказ, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

Применяемые к сотруднику органов внутренних дел меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника.

В трудовую книжку заносятся дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел, а также по желанию сотрудника - меры поощрения.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, - в течение одного месяца со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

4. Анализ уголовного законодательства позволяет выделить несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудники полиции вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей несут уголовную ответственность.

Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы. Такими деяниями признаются злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (статьи 285 - 293 УК РФ).

Другую группу образуют преступления против правосудия. Это деяния, предусмотренные статьями 299 - 304, 310 - 312, 315, 316 УК РФ: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие.

5. Материальная ответственность выполняет правовосстановительную функцию. Она наступает за служебный проступок, которым сотрудник полиции причинил вред имуществу органа внутренних дел.

Материальная ответственность выражается в возмещении сотрудником полиции причиненного им вреда (в виде денежной суммы либо равноценной вещи).

Сотрудник полиции привлекается к материальной ответственности при наличии следующих условий: имеет место реальный (прямой) ущерб; между проступком и наступившими вредными последствиями существует причинная связь; ущерб причинен виновным.

Реальный ущерб проявляется в утрате или повреждении имущества органа внутренних дел (полиции), расходах, которые он должен понести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишних денежных выплатах, произведенных органом по вине сотрудника.

К имуществу органа внутренних дел относятся транспортные средства, организационная и компьютерная техника, средства связи, специальная техника, инструменты, оружие, специальная одежда и другие предметы, выданные сотруднику в пользование.

Материальную ответственность, как установлено частью 4 комментируемой статьи, сотрудник полиции несет в соответствии с нормами трудового законодательства. Согласно трудовому законодательству (статьи 242, 245 ТК РФ) материальная ответственность работников может полной либо ограниченной.

Ограниченную материальную ответственность сотрудники полиции, виновные в нанесении ущерба, несут в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. В полном размере сотрудниками полиции возмещается ущерб в следующих случаях (статья 243 ТК РФ):

1) когда на сотрудника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении служебных обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий сотрудника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении сотрудником служебных обязанностей.

Ранее существовала и повышенная материальная ответственность сотрудников полиции. К примеру, ответственность в кратном размере была установлена за утрату табельного огнестрельного оружия. В настоящее время законодательство такой ответственности не предусматривает.

Ущерб возмещается двумя путями: а) удержанием из оклада денежного содержания по распоряжению начальника органа внутренних дел; б) обращением в суд.

По распоряжению руководства органа сотрудник возмещает ущерб в размере, не превышающем среднего месячного оклада денежного содержания. При этом распоряжение должно быть отдано не позднее одного месяца со дня окончательно установленного размера причиненного ущерба.

В остальных случаях возмещение ущерба производится путем предъявления иска в районный суд.

6. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В ранее действовавшем Законе о милиции предусматривалось, что такое возмещение происходит в рамках гражданского законодательства. Юридическая конструкция части 3 комментируемой статьи не привносит ничего нового в существующий порядок возмещения вреда, который предусмотрен действующим гражданским законодательством.

В гражданском праве под вредом понимается ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего или в умалении (ущемлении) нематериальных благ (жизни, здоровья, чести и т.д.). По общему правилу объем возмещения вреда должен быть полным. Это означает, что возмещению (компенсации) подлежат: а) реальный ущерб; б) упущенная выгода; в) затраты, которые лицо должно произвести (понесло) для восстановления нарушенного права; г) моральный (нематериальный) вред.

Особый режим возмещения вреда гражданину установлен для случаев, когда он причинен незаконными действиями органов дознания, к числу которых относится и полиция. В соответствии со статьей 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, в результате незаконных действий которых он причинен.

Привлекаются ли сотрудники полиции к административной ответственности по линии Федеральной Миграционной Службы?

Например за просроченный паспорт, да на общих основаниях как гражданин.

Согласно ст. 33 закона о Полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 15.Положения о службе в ОВД:

Ответственность сотрудника органов внутренних дел

1. За совершение преступления сотрудник органов внутренних дел несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. За совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. За нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 — 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

5. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

6. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

В отделе полиции ко мне было применено - истязания, пытки всякими способами ( палками , стульями , электрошокерами) . Выбивали показания , чтоб я взял на себя преступления. После отдела полиции меня сотрудники повезли в травпункт сняли побои и , оформили рапорт о том , что я при задержании оказал сопротивление, после травпункта снова привезли в отдел полиции , там еще сутки пробыл за последние сутки ко мне вновь применяли пытки , избиения . На следующий день меня госпитализировали в экстренном порядке в больницу ( уже тюремную) , там сотрудником больницы был составлен рапорт об обнаружении признаков преступления . Мной и моими родственниками было направленны заявления на привлечение к уголовной ответственности сотрудников полиции. Но мне отказывают уже два раза , прошло почти полтора года с того дня и , ничего не можем добиться . Следственные органы и прокуратура делают фиктивную отписку и пересылку из отдела в отдела - из органа в орган. Можете мне помочь ?

Добрый день! Дело в том, что 11 дней назад произошла кража(ст. 158 УК РФ). Из автомобиля, в котором предварительно был взломан, моего отца выла украдена сумочка, в которой находились документы( водительское удостоверение - свидетельство о регистрации автомобиля), а также там находились деньги в размере 9500 руб. Сотрудниками полиции не предпринимается никаких действий, а лица, совершившие преступление, уходят от ответственности. Сотрудники полиции только звонят и спокойно, как с друзьями, разговаривают с теми, кто совершил кражу. Дело в том, что преступники заявили, что в сумочке не было денег, а от документов они благополучно избавились. Куда я могу обратиться, чтобы заставить сотрудников полиции работать? Могу ли я в данной ситуации подать на компенсацию за причиненные мне неудобства. Ведь документы бесплатно не восстановятся. Что еще можно предпринять в такой ситуации? В качестве доказательств к делу прикреплена видеозапись, на которой отчетливо видно, кто и как совершил кражу. Заранее спасибо за ответ!

Помогите разобраться в халатном отношении работников полиции района Алтуфьево.В ночь с 24-25 февраля 15г у меня угнали автомобиль маркиBMW750il1992г,гос.ном.Т176НЕ77,не обнаружив утром машину я сразу обратился с заявлением в ОВД по Алтуфьевскому району.Мое заявление принял Самаракин Алексей Сергеевич(майор полиции)прочитав и выслушав меня он сказал мне :что искать мою машину не имеет смысла,и у него много другой важной работы!Возле моего дома откуда и была угнана машина находятся камеры видеонаблюдения,которые в установленный срок не были просмотрены сотрудниками ОВД(как мне ответили,что у них не хватило на это времени)т.е по горячим следам найти злоумышленников не получилось,Далее последовала тишина в течении 10 месяцев,8.11.15 вечером я увидел объявление на сайте"Авито"о продаже машины,в которой я узнал свой автомобиль.Я сразу позвонил Самаракину и сказал об этом,он сказал чтобы я позвонил по объявлению и под видом покупателя договорился о встрече и осмотре машины!9.11.15 я со своим знакомым забрал Самаракина,Пронина Эдуарда Николаевича(младший лейтенант)и еще одного оперативника(к сожалению не помню его ФИО)Мы поехали на осмотр данной машины в Московскую обл,город Лыткарино,приехав на место и осмотрев авто я узнал свою машину,о чем сообщил данным сотрудникам,Так же в салоне машины в присутствии Самаракина я увидел фото-брелок своего ребенка.детские игрушки своих детей и многое другое,Дальше без присутствия сотрудников полиции г.Лыткарино,без понятых и без описи автомобиля Самаракин сказал мне чтобы я вызвал эвакуатор(за свой счет)и мы забрали данную машину и продавца в ОВД Алтуфьево.Там нас всех допросил следователь Морозов Алексей.Спустя время была произведена экспертиза(перевоз авто с места хранения до эксперта и обратно за мой счет)которая показала что гос.номер установлен от другой марки машины,вин номер кузова переварен!Из документов продавец предоставил только ТС и то не на эту машину,а на bmw735 1991г.Итог:я не могу забрать свою машину из-за халатности Самаракина,Пронина,Морозова!У нас нет даже подозреваемого,и никто не ищет тех кто совершил это преступление!Они ссылаются на то что продавец не помнит где,как,когда и у кого купил данный автомобиль!"9.11.15 на осмотре машины я увидел что там отсутствует блок управления двигателя,спросив "продавца"он при оперативниках сказал что этот блок находится у него!Самаракин мне тогда сказал что блок у него заберут!Но сейчас "продавец" от своих слов отказывается,и сотрудники разводят руками!Если бы сотрудники не оставили бы на потом изъятие блока управления двигателя,то все смогли бы проверить машину по ВИН номеру,а теперь из-за халатной работы мы вынужденны искать деньги на юриста,для составления иска в суд!Для того чтобы через суд добиться возвращения машины!Кто этот человек,который продавал нашу машину,откуда она у него появилась?Почему на машине чужой гос.номер,почему ТС предоставлена от другой машины?Почему продавец не предоставил ПТС от этой машины?Почему сотрудники имеют право на безолаберное отношение к работе?Почему их начальство закрывает глаза на халатность?Почему сразу на месте нельзя было сделать все по закону?Мы уже к вам обращались с этой проблемой,но все спустили на тормозах!Они пишут отписки и нагло об этом заявляют мне!Как работает наша полиция?Я САМ НАШЕЛ СВОЮ МАШИНУ,а люди в погонах даже забрать как надо не смогли??Пожалуйста примите меры,у меня молодая,многодетная семья,и мы очень нуждаемся в личном автомобиле!Помогите наказать виновных!Пожалуйста помогите контролем!Заранее очень благодарю

Органы внутренних дел, следственные органы и их должностные лица несут ответственность за неправомерные действия или бездействие.

Правовые аспекты и характеристика субинститута ответственности должностных лиц органов внутренних дел и следственных органов

Согласно законодательству, регламентирующему порядок и условия налогообложения, в частности НК РФ, налоговые органы являют собой систему, основное направление которой – это осуществление контроля над своевременной уплатой налоговых платежей и сборов.

Представители налоговых структурных образований должны действовать в пределах своих полномочий и только в соответствии с законодательством РФ. При этом тот же нормативно-правовой акт четко определяет права и обязанности органов внутренних дел, а также следственных органов и их должностных лиц, которыми они наделены для выполнения своих служебных обязанностей.

Невыполнение законодательных предписаний, что влечет за собой неправомерные действия или бездействие должностных лиц, является основанием для привлечения последних к правовой ответственности.

Основанием для привлечения должностных лиц ОВД к юридической ответственности является совершение последними неправомерного действия или бездействия, последствия которого стали причиной нанесения налогоплательщику ущерба. При этом ущерб, нанесенный пострадавшему от правонарушения лицу, подлежит возмещению за счет средств из федерального бюджета.

Порядок возмещения вреда регламентирован НК РФ, а также другими специальными нормативно-правовыми актами. Право граждан на возмещение ущерба, нанесенного как должностными лицами органов внутренних дел, так и должностными лицами следственных органов, гарантировано российским законодательством.

При рассмотрении дел о возмещении ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий должностных лиц или их бездействий, расчет суммы, подлежащей компенсации осуществляется на основании предоставленных доказательств. При этом доказательства должны соответствовать законодательным требованиям допустимости и относимости.

В качестве доказательств возможно использование только тех документов, которые подтверждают непосредственно нанесение вреда и его размер. К тому же, для подтверждения этих сведений используются только те документы, основным предназначением которых является отображение расчетных операций. К примеру, это может быть смета затрат, разработанная для устранения недостатков услуг, работ и прочее.

За совершение неправомерных действий или в случае преступного бездействия должностных лиц законодательными актами РФ предусмотрено привлечение правонарушителей к таким видам ответственности: административной, дисциплинарной, уголовной, а также материальной и гражданско-правовой.

Виды юридической ответственности и основания привлечения к ней ОВД и следственных органов

Сотрудники ОВД могут принимать участие в проведении налоговыми органами контролирующих операций и проверок в случае их привлечения к делу путем направления соответствующего запроса.

В случае совершения представителями ОВД противозаконных действий во время реализации контролирующих и проверочных мероприятий, нарушители привлекаются к разным видам юридической ответственности.

Виды ответственности ОВД за неправомерные действия и преступное бездействие их сотрудников во время исполнения служебных обязанностей:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • материальная;
  • уголовная.

Основания для привлечения сотрудников ОВД и следственных органов к дисциплинарной ответственности

Основания для привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности - непосредственное нарушение служебных порядков и пренебрежение обязанностями, то есть меры дисциплинарного взыскания применяются в случае несоблюдения правил служебной дисциплины.

Общий порядок привлечения должностных лиц к данному виду ответственности, а также основания для назначения дисциплинарного взыскания регламентированы ТК РФ.

Непосредственно составы дисциплинарных правонарушений, при наличии которых допускается привлечение лица к соответствующей юридической ответственности, предусмотрены специальными актами правотворчества. Так, для представителей органов внутренних дел таковыми являются:

2. Соответствующие положения.

За совершение дисциплинарных проступков на сотрудников органов внутренних дел налагаются следующие виды наказаний:

  • вынесение выговора;
  • вынесение строгого выговора;
  • предупреждение;
  • снижение должностного лица, совершившего проступок, в звании;
  • понижение правонарушителя в должности;
  • лишение нагрудного знака;
  • крайняя мера дисциплинарного взыскания - увольнение.

Необходимый объем полномочий, позволяющий назначить меру дисциплинарного взыскания сотруднику ОВД, имеет лишь то должностное лицо, которое вправе принимать граждан на определенную должность.

Основания привлечения должностных лиц к административной ответственности

Основанием для наложения административного взыскания является совершение чиновником административного проступка. Данная норма закреплена и гарантирована КоАП РФ.

Виды проступков, влекущие за собой привлечение к ответственности и сопутствующее применение мер административного взыскания:

  • невыполнение либо исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей;
  • совершение неправомерных действий или бездействия, что повлекло за собой нарушение законных прав граждан;
  • отказ сотрудника внутренних дел в рассмотрении заявления гражданина или в приеме документа;
  • нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, а также несоблюдение сроков;
  • принятие необоснованного решения, которое нанесло ущерб гражданину.

Представленный перечень правонарушений не является исчерпывающим.

Полный список оснований, а также порядок привлечения должностных лиц к административной ответственности изложены в КоАП РФ.

Как правило, основной мерой административного взыскания в отношении должностных лиц является применение штрафных санкций, размер которых зависит от степени тяжести совершенного проступка, а также от других факторов, имеющих значение при определении наказания (повторность, размер ущерба, нанесенного правонарушением и т. д.).

Гражданско-правовая и материальная ответственность должностных лиц

Неправомерные действия или бездействие должностных лиц как внутренних органов, так и следственных, в результате совершения которых был нанесен ущерб гражданам, являются основанием для привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности.

Особенности привлечения должностных лиц к материальной и гражданско-правовой ответственности:

  • возмещение ущерба осуществляется за счет средств из государственного бюджета, должностное лицо при этом привлекается к материальной ответственности;
  • нарушитель, являющийся должностным лицом, не несет ответственности перед лицами, пострадавшими от его неправомерного действия или бездействия, поскольку, согласно законодательству, должностные лица не входят в число субъектов гражданских правоотношений;
  • возмещение вреда, причиненного незаконными действиями чиновника, происходит в порядке, установленном ГК РФ;
  • привлечение должностного лица к материальной ответственности не исключает возможности наложения на него меры административного взыскания или применения дисциплинарного наказания.

Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел и должностных лиц следственных органов

Уголовная ответственность наступает при совершении чиновником неправомерных действий, что произошло с помощью использования полномочий, которыми наделен нарушитель в силу своего служебного положения. Должностное лицо является специальным субъектом преступления.

Можно выделить несколько групп преступлений, за совершение которых возможно привлечение должностного лица к уголовной ответственности:

  • преступные деяния, объектом которых является нерушимость государственной власти, а также интересы госслужбы;
  • преступные деяния против правосудия;
  • общественно-опасные действия или бездействие, объектом посягательства которых являются права, интересы и свободы граждан.

В отличие от других видов юридической ответственности, привлечение к уголовной ответственности допускается только на основаниях, предусмотренных УК РФ.

Применение при назначении наказания других нормативно-правовых актов, равно как и использование аналогии права, недопустимо.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Если очевидно, что повреждения автомобилю причинены не в результате ДТП, то факт причинения материального ущерба необходимо оформить в территориальном органе МВД России (полиции). Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

1. Зафиксируйте наличие повреждений транспортного средства

Сразу после обнаружения повреждений транспортного средства обратитесь в полицию по телефону 112 или 02 для фиксации обстоятельств происшествия

Ожидайте приезда следственно-оперативной группы либо дежурного наряда (сотрудника), которые по прибытии проведут необходимые следственно-оперативные действия по выявлению лиц, причастных к причинению повреждений автомобилю, и свидетелей, а также по составлению схемы места происшествия, фиксации следов и т.п.

2. Обратитесь с заявлением в полицию

Обратитесь в территориальный отдел полиции с письменным заявлением о факте причинения вреда автомобилю. Для более быстрого рассмотрения дела заявление можно подать в отдел полиции, к территории которого относится место происшествия. В заявлении подробно укажите все известные обстоятельства происшествия (например, где, когда и кто припарковал автомобиль, где, когда и при каких обстоятельствах обнаружены повреждения на автомобиле).

При подаче заявления предъявите паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документы на автомобиль (свидетельство о регистрации транспортного средства), доверенность, если с заявлением в полицию обращается не собственник.

Сотрудники полиции обязаны принять и зарегистрировать ваше заявление, а затем выдать талон-уведомление — документ, подтверждающий факт подачи заявления (п. п. 23, 24 Инструкции; ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

При подаче заявления необходимо дать объяснения по факту случившегося и уточнить, насколько значительным для вас является причиненный ущерб, поскольку от этого зависит квалификация преступления.

Примечание. Значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее 5 000 руб. (примечание 2 к ст. 158 УК РФ).

Для определения размера причиненного ущерба сотрудникам полиции могут потребоваться соответствующие документы, например чеки на запчасти, заключение независимой экспертизы о стоимости восстановительного ремонта, заказ-наряд из автосервиса и т.п. При этом расходы на определение размера ущерба несете вы сами.

3. Получите решение по результатам рассмотрения заявления

В течение трех суток со дня поступления вашего заявления сотрудник полиции, проводящий его проверку, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела. При этом в ряде случаев по ходатайству лица, проводящего проверку, указанный срок может быть продлен до 30 суток (ч. 1, 3 ст. 144, ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Вам обязаны сообщить о решении, принятом по вашему заявлению (ч. 2 ст. 145 УПК РФ).

В случае возбуждения уголовного дела расследование проводится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Примечание. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано прокурору, руководителю следственного органа или в суд (ч. 5 ст. 148 УПК РФ).

4. Предъявите требование к лицу, причинившему вред вашему автомобилю

Если по результатам рассмотрения заявления было установлено лицо, причинившее вред автомобилю, о чем должно быть указано в вынесенном постановлении, вы вправе потребовать от виновника возместить причиненный вред (ст. 1064 ГК РФ). Порядок возмещения вреда следующий.

  1. Если возбуждено уголовное дело в отношении лица, причинившего вред автомобилю

После возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции вы вправе предъявить гражданский иск с требованием о возмещении имущественного вреда и компенсации морального вреда.

Госпошлину при этом уплачивать не нужно.

В случае неудовлетворения ваших требований в добровольном порядке вы вправе обратиться в суд с иском о возмещении имущественного вреда и компенсации морального вреда.

Читайте также: