Почему уличные музыканты любят свою работу и в чем их проблемы

Обновлено: 28.03.2024

Работа вокалистом на улице (уличные выступления) - это самый честный, чистый и фундаментальный сценический опыт из всех возможных. Не претендую на абсолютную истину, а, наоборот, обращаю ваше внимание, что почти всё сказанное тут является субъективным опытом и наблюдением, и в большей степени относится именно к жанру “эстрада”.

Слово “estrade” на французском означает “помост”, а на итальянском “strada” - “улица”.

Что будет, если очистить от всех атрибутов выступление звезды современной эстрады? То есть: убрать всякую рекламу и любое упоминание об артисте, а также создание ему образа до выступления; исключить предварительные финансовые отношения, такие, как продажа билетов; исключить специальные световые и визуальные эффекты и другие элементы шоу, типа труппы танцоров; и так далее. что останется? Останется артист с его талантом и навыком, а напротив него - зритель. Просто случайный зритель, разум и чувства которого не затуманены созданными образами, который еще ничего не заплатил и может уйти в любой момент, когда только пожелает, более того, может даже не останавливаться. Поэтому, для артиста, выступающего на улице, в случайном месте, каждый задержавшийся зритель - это награда и подтверждение.

Каждая улыбка, каждая монета, каждый пританцовывающий или показывающий большой палец вверх - это знак от мира: “ты делаешь то, что надо!”. То же справедливо и в обратном: если зритель не задерживается и не реагирует, то что-то идёт не так. То есть, в данной парадигме между артистом и зрителем “любовь без обязательств”. Если она возникла - хорошо, на следующей песне угасла - “прости, прощай”.

Найти место для выступления довольно легко, хоть в последнее время законы становятся всё жестче во многих странах. Не нужно заранее договариваться с площадками. Любой свободный день можно использовать для оттачивания навыка публичного выступления. На Западе и в Европе даже звезды эстрады нередко выходят и выступают на улице. В России это большая редкость.

В каждой стране свои законы относительно уличных выступлений. Например, в Норвегии нельзя играть в закрытых помещениях типа переходов и станций метро, но можно играть в любом месте на улице с усилением звука. В Нидерландах можно играть почти везде (за исключением нескольких улиц), но без усиления. В некоторых городах, таких как Роттердам, требуется получить разрешение в администрации. В Финляндии можно играть почти без каких-либо ограничений, а в Дании, например, нельзя играть группой более 2-х человек. Важно понять, что законы эти вводятся не для притеснения музыкантов, а для спокойствия граждан. Поэтому, даже если вы нарушаете, но при этом ваше выступление мелодично и гармонично с окружающей обстановкой, то велика вероятность, что на это закроют глаза.


Сколько зарабатывают уличные музыканты

Мой небольшой опыт уличной игры ограничивается несколькими выступлениями в России и 53 дневным путешествием по 6 европейским странам, где играл почти каждый день, так как это и была цель эксперимента - выяснить, можно ли объехать европу на средства, заработанные таким способом.

Заработать можно в среднем от 15 до 100 евро за час в Европе и от 5 до 20 в России. Но заработанный опыт - бесценный.

Ответ категорически утвердительный. Даже в этом, относительно небольшом опыте, было пройдено несколько стадий трансформации: от стыда, стеснения и чувства, что ко мне отнесутся как к “попрошайке”, до ощущения себя светлой искрой в жизнях случайных прохожих, которые искренне рады испытать настоящую эмоцию, вызванную исполнением песен и принятию от них благодарности в виде улыбок, танцев, денег, знакомств и дружбы. Опыт такой интенсивности можно получить только гастролируя, при этом затраты сил на организацию несравнимо меньше.

Оборудование для уличных выступлений

Что касается оборудования: не раз видел просто поющих а капелла, то есть оборудования никакого. Второй вариант – под гитару. Ну, а если уж говорить о минимальном усилении, тогда комплект такой: гитара, микрофон, стойка для микрофона, провод jack, провод xlr и, собственно, мобильная колонка. Рекомендую Roland, модель street или cube. Работают от 6 и 8 пальчиковых батареек, их хватает до 10 часов игры.

Лайфхаки для уличного музыканта

  • Напоследок поделюсь несколькими практическими советами:
  • Настоятельно рекомендую ознакомиться с правилами города относительно уличных выступлений (в каждом городе могут быть свои правила).
  • С усилением звука зрителей больше, соответственно больше энергии, куража и, конечно, денег.
  • Контакт глазами со зрителем в разы увеличивает его эмоцию и, соответственно, вовлеченность и реакцию на ваш перформанс.
  • В каждом месте есть неписанные правила уличных музыкантов - будьте открыты, пообщайтесь с другими исполнителями. Бывает разный регламент по времени, очередности.
  • Не ставьте главной целью финансовую выгоду. Сама возможность играть на публике и есть основная выгода.
  • Меняйте места. Не выступайте в одном и том же месте раз за разом. Могут начать происходить странные события вплоть до конфликтов.
  • Выбирайте известные песни. Распознанная мелодия вызывает эмоции и чувства.

Выступления на улице - это прекрасный способ обкатать ваш материал, набраться опыта взаимодействия с публикой, проработать страхи и открыться. Это может стать прекрасным первым шагом на пути к большой карьере, ведь многие известные исполнители (Ed Sheeran, например) когда-то начинали именно так!

Если вы давно хотели попробовать себя в роли уличного музыканта, но сомневаетесь в своем голосе и возможностях, - приходите на обучение к нам в школу вокала. Наши преподаватели имеют опыт выступления как на сцене, так и на улице. Кроме уникальной методики обучения, которая дает самые быстрые результаты в вокале, вы также сможете получить бесценные советы и рекомендации, а также постоянную поддержку вашего куратора.

Подходит к концу весна, а значит, на улицах больших городов вновь будет много уличных музыкантов. Что это за люди? Почему они идут играть на музыкальных инструментах на улицу? Чем занимаются в холодное время года? Мы поговорили с Александром, жителем Владивостока, который решил стать уличным музыкантом в момент, когда относился к этой деятельности с пренебрежением. Что же изменилось? Он рассказал читателям журнала Reconomica о песнях, которые всем надоели, отличительных чертах владивостокских музыкантов и своём заработке.

Как я стал уличным музыкантом

Меня зовут Александр, мне 24 года.

С детства я любил музыку, уже к 7 годам стал учиться играть на гитаре. Со временем на базовом уровне освоил барабаны и фортепиано. Что касается образования, то с ним у меня не задалось — после двух лет обучения на специальности “Маркетолог” я отчислился. После этого был год службы в армии. Когда вернулся со службы, особых вариантов для заработка не имел. Подрабатывал в разных местах, пока не решился попробовать играть музыку на улицах.

До того как сам стал играть на улице, я относился к уличным музыкантам не очень хорошо — дело в качестве их игры на инструментах.

Очень часто я натыкался в социальных сетях на видеозаписи различных европейских парней и девушек, которые играли на улицах просто восхитительную и разнообразную музыку. Но после прогулки по моему городу я понимал, что местные музыканты играют одно и то же. Это повлияло на моё отношение к этому занятию.

уличные музыканты

После прогулки по моему городу я понимал, что местные музыканты играют одно и то же.

Первый раз с гитарой наперевес

Впервые я вышел на улицу в мае прошлого года. Было тепло, выходной день. Я направился на набережную (центр города) с гитарой наперевес и желанием заработать хотя бы 500 рублей. Выбрал себе место в тени, положил кепку для мелочи и стал играть.

Пою я не очень хорошо (по меркам больших музыкантов, на уровне местных певцов пою нормально), так что сначала просто играл на гитаре: играл песни “Nirvana”, “Red Hot Chile Peppers”, “Placebo” и прочую музыку из своего плейлиста. За два часа работы мне накидали значительное количество мелочи (визуально). После небольшой паузы я стал ещё и петь, поработал ещё часа три.

В первый же день я заработал 900 рублей. Учитывая то, что играл я часов пять, меня такая сумма вполне обрадовала.

Тогда я решил, что на следующих выходных я снова буду петь на набережной.

Уличный музыкант на набережной Владивостока

Со временем доходы увеличились. Это связано с тем, что я много общался с другими местными музыкантами, которые рассказали мне много фишек.

Советы местных музыкантов

К примеру, если кто-то из людей положил тебе бумажную купюру, то её нужно убрать в карман при первой возможности, так как отсутствие купюр призывает людей давать именно бумажные деньги.

К некоторым советам я не стал прислушиваться. Один из них — петь песни, которые все знают.

Дело в том, что если вы пройдёте по центру Владивостока и прислушаетесь к каждому уличному музыканту, то две песни вы услышите бесчисленное количество раз — это, конечно же, “Батарейка” и “Владивосток-2000”. Ещё несколько раз вы услышите “Гражданскую оборону” и другие старые хиты Ильи Лагутенко.

На набережной Владивостока

На набережной Владивостока.

Именно из-за того, что у меня в некоторой степени западный сет-лист, я стал зарабатывать больше денег в середине июля. Около половины моего дохода я получал от корейских туристов. Как известно, корейская молодёжь стремится быть на одной волне с американской, так что они легко узнают песни “The Killers” и Джастина Тимберлейка.

Пик дохода

Если пытаться расписать средний доход, то он плавно увеличивался. К середине июня я зарабатывал около 1 600 рублей в день. Конечно, нужно понимать, что каждый день были разные суммы: за выходной я мог заработать 2 300, а в понедельник — 400.

Мой график целиком и полностью зависел от погоды: в дождливые дни я отдыхал, в пасмурные работал по паре часов. Начинал я свой рабочий день тоже в зависимости от обстоятельств. Думаю, что в среднем я работал около 5 часов в день.

На пик дохода я вышел в конце июля. Примерно с 25 июля по 7-10 августа мой средний доход был около 4 500 рублей в день.

Мало того, что был пик по количеству туристов, ещё и радовала погода, которая каждый день была отличная.

Самый “дорогой” инструмент

У меня бывали случаи, когда человек подходил и засовывал мне в карман довольно солидные деньги: и 500 рублей, и 1 000. Однако теперь я знаю, что музыканты с другими инструментами зарабатывают больше.

Насколько мне рассказывали, самый “дорогой” инструмент — саксофон. Даже умение играть 4-5 простых мелодий приносит музыкантам сумму в два раза больше, чем гитаристам.

Недалеко от меня молодая девушка играла на скрипке. Она умела играть песен 5-6, но среди них была мелодия из заставки “Игры престолов”, старый хит группы One Republic “Apologies”. То есть она брала не количеством и не качеством игры (а оно страдало), а инструментом и правильным выбором музыки. Очевидно, что она зарабатывала больше меня. Возможно, ей помогало то, что она девушка 15-16 лет, из-за этого её больше хотелось поддержать.

скрипачка

Теперь я знаю, что музыканты с другими инструментами зарабатывают больше.

Мы несём культурную ценность

Прошлым летом многих предпринимателей выгоняли с набережной.

Что касается музыкантов, то сначала нас припугнули, однако потом в администрации города решили, что мы несём культурную ценность, так что от нас отстали.

Публика у меня разношерстная. Деньги кидают как взрослые лысые дяди с животиком, так и молодые симпатичные девушки. С некоторыми из них я даже знакомился благодаря гитаре. Так что, если вы хотите найти себе друзей (или ещё кого-либо) — игра на улице вам поможет. Один раз меня позвали играть на дне рождения, однако за два дня до праздника передо мной извинились и сообщили, что в моих услугах не нуждаются. Я не особо расстроился, так как слабо понимаю, зачем я нужен на празднике.

Теперь я иначе смотрю на деятельность уличных музыкантов, однако до сих имею претензии к своим коллегам. Странно видеть, как люди поют и играют одни и те же песни каждый день по несколько раз. Лично мне этого не понять.

Не хочу говорить, что играть на улице — это воплощение творческих амбиций (ведь это почти всегда не так), однако лично я получаю удовольствие от того, что делаю.

Во многом мне нравится этим заниматься именно из-за того, что в моей работе нет повторения одного и того же. Если я решил петь песни группы Misfits весь день, то никто не сможет мне это запретить, и я получу удовольствие.

Уличные музыканты

Уличные музыканты на набережной Владивостока.

Мои советы

Главный совет, который я дал бы тем, кто планирует играть на улице — делайте это в своё удовольствие. Никто не будет кидать вам много денег, если вы поёте с недовольным лицом.

Не подстраивайтесь под чужие вкусы, иначе работа очень быстро надоест. И не стесняйтесь играть в самых разных местах. Лично я сыграл на пяти точках, чтобы найти идеальную: с тенью, большой проходимостью людей и без громкой музыки из всяких заведений.

В этом году я начинаю свою работу на улице в самом конце мая. Хотел раньше, однако после увольнения с должности продавца-консультанта я решил дать себе пару недель отдыха перед трудным сезоном. Планирую в этом году играть ещё лучше, чем в прошлом. Больших планов на будущее я не строю — меня устраивает то, что есть сейчас.

Чтобы подзаработать в годы аспирантуры, я играл на улицах на саксофоне.

С тех пор прошло 5 лет, денег мне хватает, но я всё равно иногда это делаю. Я играл в 9 городах, при температуре от −20 до +50 °C. Сейчас наигрываю неплохой для провинции доход.

Если вы умеете играть на каком-нибудь инструменте и хотите подработать в свободное время, расскажу, как это сделать.

Кто такой аскер

Какие бывают уличные музыканты

В уличные музыканты идут разные люди: студенты, менеджеры, продавцы, рабочие, преподаватели и даже профессиональные музыканты. Для большинства из них аск — подработка или хобби, но есть и те, кто занимается этим на постоянной основе и живет только за счет игры на улице.

К уличным музыкантам я не отношу неформалов и бродяг — пьяных, с расстроенными инструментами и песнями русского рока. Поддержать таких людей можно, только если вы сочувствуете их похмелью.

Вольный скрипач Саша Саввин из Воронежа играет на Дне города в Липецке. Жители многих городов России могли слышать его игру на праздниках в своем городе. Фото Вадима Шерезданова

Это стыдно?

У многих музыкантов и далеких от музыки людей есть предубеждение насчет игры на улице: мол, это всё равно что побираться. Я так не думаю. Хороший музыкант поднимает людям настроение, подбадривает их, создает неповторимую атмосферу.

Мой опыт показывает, что большинство людей относятся к музыкантам либо нейтрально, либо положительно. Люди раздражаются, только когда музыкант плохо играет, его аскер со шляпой слишком настойчив или когда вы играете на одном и том же месте одно и то же каждый день.

Мне не стыдно играть на улицах, но, так как я играю недостаточно хорошо, мне порой стыдно за исполнение. Этого никто не замечает, но сам-то я всё понимаю.

Как и что играть

Прозвучит цинично, но ваше мастерство мало кому нужно: подлинных ценителей техники исполнения немного. Люди хотят услышать то, что знают, что вызывает у них эмоции, или то, что красиво звучит. Если играете импровизацию или малознакомые мелодии, то играйте их максимально амплитудно и эффектно.

Чтобы выступать на улице, не обязательно играть очень хорошо — достаточно среднего уровня. Если вы не фальшивите и попадаете в ритм, аск у вас может получиться неплохим. Но чем более крутой вы музыкант, тем больше шансов у вас зажечь прохожих и уйти с полным чехлом.

По моим наблюдениям, прохожие бросают деньги в чехол, когда вы их растрогали. Поэтому если хотите много зарабатывать, играйте популярные задушевные мелодии. В идеале — те, которые пришлись на нежную юность большей части ваших прохожих: музыкальные вкусы у обычных людей формируются именно тогда. Если сейчас вашим прохожим по 40—50 лет, значит, они росли под музыку восьмидесятых.

Если вы играете для себя и в свое удовольствие, мелодии можно подбирать какие угодно. Но и не ожидайте коммерческого успеха: люди в массе не такие ценители хорошей музыки, как они о себе думают.

Русский рок, конечно, хорошо, но играть только его просто моветон. Выучите основные советские хиты, популярные зарубежные мелодии. По моему опыту, на иноязычные песни народ откликается слабо. В моем случае хорошо заходили мелодии Кенни Джи, да и то потому, что он единственный известный поп-саксофонист.

Чтобы не надоесть людям и не устать самому, ваш репертуар должен быть хотя бы на час. В идеале на много часов. Повторяться можно: вас же не будут слушать всё время. Человек либо просто пройдет мимо, либо послушает пару песен и всё равно пройдет.

Какой инструмент лучше

Особо ценятся на улице классические и джазовые инструменты: скрипка, саксофон, труба, кларнет. По моим наблюдениям, самый удобный и выгодный для аска инструмент — это скрипка. Она маленькая и легкая, ее легко носить с собой. Она не замерзает в небольшой мороз — играть можно до минус 5-7, потом мерзнут пальцы. Она не слишком громкая (не то что саксофон!), но и не слишком тихая. На скрипке можно играть везде и всё. Она безумно красиво звучит, если вы умеете на ней играть, а если играть под минусовку, то вы будете звездой квартала.

Мы играем в одном месте с неплохим флейтистом, и народу определенно саксофон нравится больше, чем флейта. То же и с трубой. А вот скрипке я проигрываю — скрипка вне конкуренции.

Саксофон не уличный инструмент. На морозе на нем намерзает конденсат от дыхания, а сам инструмент не строит — попасть в ноты на нем становится сложно. Мне приходилось шить на саксофон чехлы, чтобы играть хотя бы при минимальном морозе. На жаре пересыхают трость (она крепится к мундштуку, из нее извлекается звук) и клапаны, поэтому летом более-менее сносно играть получается только утром или вечером.

Играть на улице можно на обычных акустических инструментах без аппаратуры. Но тогда вы сможете играть только в переходах или на очень тихих улицах, иначе вас просто не услышат. Если хотите наигрывать в разы больше и играть где угодно, потребуется звукоусиливающая аппаратура и колонка для аккомпанемента. Аппарат покажет, что вы серьезный музыкант, а не попрошайка, создаст ощущение представления, а не междусобойчика. По моим наблюдениям, игра под минусовку приносит примерно в два раза больше денег, чем без нее.

Инструмент и аппарат уличного музыканта Вовы: гитара, переносной усилитель, рюкзак для него, микрофон со стойкой

Если у вас несколько инструментов, не берите на улицу лучший вариант. Даже при самом бережном отношении на улице вы будете подвергать инструмент экстремальному воздействию. Жара, влажность, холод, пыль, гопники, в конце концов. Концертные инструменты лучше поберечь.

Мне безумно стыдно, но я плохо слежу за саксофоном. За 5 лет игры он меня не подводил, но изрядно пострадал. Увидев изоленту на нем, саксофонисты проклянут меня и будут правы

Помимо инструмента возьмите с собой тюнер. Полагаться на слух на улице не стоит. Если нужен, возьмите пюпитр. Еще отлично поможет плеер с минусом: даже если нет колонки, вы сможете слышать ритм в наушнике. Микрофон в идеале головной: так мобильнее. Если у вас нет автомобиля, то для аска выбирайте всё компактное: усилитель (он же комбик) должен помещаться в рюкзак и быть легким.

Если вы играете с группой, не надейтесь довезти всю аппаратуру на общественном транспорте — только на автомобиле!

Звать ли шляпника

Я не люблю аскеров со шляпами и считаю, что это дурной тон. Но это мое мнение, к деньгам оно не имеет отношения.

Со шляпником у вас всегда получится собрать больше, чем самому. Особенно если вокруг вас собирается толпа, чтобы послушать. Так часто бывает: люди стоят кружком, но никто не кидает деньги — все то ли стесняются, то ли ждут, чтобы сначала кинул кто-то другой. Так и стоят. Шляпник в этом случае спасает: он подходит к каждому, заглядывает в глаза и отказать ему уже как-то неудобно.

С другой стороны, со шляпником придется и делиться. Обычно договариваются на равные доли.

Шляпник должен быть веселым и интеллигентным. Навязчивые, грубые, наглые шляпники скорее отбивают желание давать деньги хорошему музыканту. По моему опыту, девушке со шляпой давали чаще, чем юноше, но предполагаю, что дело не в поле, а в харизме и улыбке.

Где и когда играть

Играть надо в местах, где много людей и где вы никому не мешаете: в переходах, на перекрестках, возле торговых центров, на оживленных улицах. Отдача в месте, где люди спешат на работу, обычно выше, чем в прогулочных местах.

Парки, центральные улицы — это для вечерней игры летом или в выходные. В будни аскер играет для тех, кто спешит на работу или с нее. Часто на периферии города аск лучше, чем в центре: для жителей отдаленных районов уличный музыкант может быть в новинку и приятной неожиданностью, в то время как мажоры из центра избалованы уличным искусством.

Вы можете играть в любое время дня. Ночью шуметь запрещено законом. Я люблю играть ранним утром — с 6 до 11 часов утра — или вечером, то есть до и после работы. Летом лучше играть на улице, а переходы поберечь на холода и непогоды.

Лучше выбрать место для аска заранее и сходить туда, чтобы всё проверить. Если там уже играет музыкант, следует поговорить с ним: во многих местах есть свой жесткий график, без договоренности случайному человеку не поиграть. При этом моральный приоритет на игру у ребят, которые играют на этом месте постоянно.

Если вы не робот, скорее всего, вы сможете играть не более 2—4 часов подряд. Больше можно, но тяжело. Максимум я играл 8 часов подряд и после этого с трудом говорил: связки и губы почти не слушались. Если нужно поиграть много, лучше разделите на два, а то и три раза: например, 2 часа утром и 2 часа вечером. Со свежими силами играется легче и отдача от игры больше.

Часто рядом с аскером сидят какие-нибудь попрошайки. Они ему не конкуренты, но лучше без них. А еще тут этический момент: если это старенькая бабушка, которая просит на еду, играть здоровому зажравшемуся парню рядом с ней становится неловко.

Игра в столицах

Я играл преимущественно в провинциальных городах Черноземья. В Москве и Петербурге тоже играл, но мало знаю о тамошних особенностях.

В Москве я играл на периферии в надземных переходах — никаких проблем у меня не было. В Петербурге играл на центральных улицах и на выходах у метро, во время разведения мостов. Проблем у меня тоже не возникло, но пришлось конкурировать с местными реально крутыми ребятами.

Полиция недружелюбно отнеслась ко мне на Невском, но мы договорились. Многие музыканты на улицах Петербурга — гости из других городов, полиции не привыкать. Для уличных музыкантов это своеобразная Мекка: считается, что каждый должен поиграть в Петербурге.

Проблемы с полицией и возможные сложности

Игра на улице сама по себе не запрещена законом, поэтому в провинциальных городах никаких проблем с полицией у меня не было. Нельзя играть только в метро.

Пункт 18.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ

п. 1 ст. 572 ГК РФ — тут описана суть договора дарения

Если музыкант не нарушает общественный порядок, не попрошайничает, не пьет алкоголь, не выглядит как бродяга, не играет слишком громко или ночью и ведет себя как адекватный человек, никакой законодательной причины, чтобы его прогнать и уж тем более задержать, нет.

Но это в теории. На практике к вам могут придраться.

Проблем с полицией у меня никогда не было. Но у полиции вашего города может быть другой настрой.

Гораздо больше мешают охранники торговых центров и переходов с торговыми точками. Вот эти ребята часто просят перейти в другое место, даже если ваша игра нравится продавцам и прохожим. Охранники любят чувствовать свою власть и выпроваживают музыкантов. У многих просто инструкции такие: начальство не любит музыкантов.

Играя на улице, вы начнете сталкиваться с нищими и пьяными людьми. Несмотря на внешний вид, как правило, эти ребята не агрессивны и не опасны. Просто не давайте им деньги: если поддержать их раз, они от вас уже не отстанут.

Сколько на этом можно заработать

Заработок уличного музыканта зависит от следующих условий: уровня игры и репертуара, проходимости места и его заигранности, удачи. В одном и том же месте при равных условиях один и тот же музыкант может наиграть как несколько сотен, так и пару тысяч. Предсказать сумму заранее нельзя.

Носите с собой визитки

Если у вас есть свои диски, они могут принести неплохой доход. Если нет — запишите. Для этого не обязательна дорогая студия, сделайте запись дома под минус. Народ вас поддержит.

Умиляет то, что отзывчивые и сердобольные прохожие оставляют в чехлах и шляпах музыкантов не только деньги. Чтобы поддержать музыканта или просто поднять ему настроение, люди делятся с ним тем, что у них есть: фруктами, пирожками, сладостями. Часто предлагают алкоголь.

В основном бросают пятерки и десятки. Пару лет назад за месяц я набирал внушительный мешок копеек, но сейчас на такой же объем у меня уходит пара месяцев, потому что эти монеты выходят из оборота. Примерно треть всего заработка состоит из купюр — полтинники и сотни, изредка купюры по 500 и 1000 рублей. Самая крупная купюра, брошенная мне в чехол, — 50 долларов. Это было в 2014 году.

Средний заработок нормального музыканта в провинциальном городе в будни — 300—700 рублей в час. Крутой парень с аппаратурой и минусом может наиграть за час 1000—2000 рублей. В праздничные дни, особенно в дни массовых гуляний, отдача от аска увеличивается в разы — до 5 тысяч в час. В День города можно заработать 10—30 тысяч.

Если играть постоянно, то выходит от 40 до 80 тысяч рублей в месяц. При особом напряге в летние дни можно сделать и больше. Рекорд моего знакомого музыканта — 120 тысяч рублей в месяц, но после этого он взял длительный отпуск. В Петербурге наиграть можно еще больше, но конкретные цифры сильно зависят от места, музыканта и его умения работать с аудиторией.

Аск может быть как подработкой, так и основной работой, но это занятие не из легких. Чтобы много заработать, надо очень неплохо владеть инструментом, обзавестись дорогой аппаратурой и много-много играть в любую погоду. Параллельно придется общаться с бездомными, хулиганами, полицейскими. Но это издержки. Если вам в кайф играть и веселить людей, то оно того стоит.

Где менять мелочь

Если наиграете много мелочи, встанет вопрос, как ее обменять. Можно поменять в любом магазине или ларьке — особо нужна мелочь в табачных киосках и аптеках. Но мне кажется, что проще накопить побольше и разом сдать всё в Сбербанк — нужно только взять паспорт и рассортировать мелочь по номиналу. Специальная машина посчитает всё быстро и точно — на всё у вас уйдет минут двадцать.

Диана Коротина

холод, быдло, заказы, разное бывало, начиная с 2005 года. Самое, что бесило и обижало меня вплоть до печальных последствий - сочетаемость моего нездоровья и именно этого вида заработка и непонимание этого людьми.
Вообще, неправильное истолковывание меня людьми и "коллегами по цеху".

Диана Коротина

В августе был один неприятный случай, вдобавок к остальному прожитому.
Мне нравилось работать в переходе, в котором, как все недоумевают, "никого нет, зачем ты тут играешь, кто тебе тут кинет хоть что-то?". Я это делала по нескольким причинам, потом перемещалась в другой. А в том мне нравился звук, да и добрые люди, оценивающие меня стольничком, все же там ходили. А во время и после чемпионата в переходе появились камеры и охранник (фан-зона была прямо над ним). И вот я как-то раз прихожу и вижу в переходе незнакомого виолончелиста, который наяривал невзирая на охранника, а я ведь считала, что тот погонит и меня и всех, кто придет играть. (Как мне позже сказали, охранник все же возмущался, но ничего не сделал). А у меня было времени в обрез, я прибежала поиграть свое время (все-таки я привыкла там очень тоненько играть и никого не беспокоить) и далее по делам. Игру не стоплю. Смотрю в его чехол - там не густо. Он останавливает игру и спрашивает что-то таким, кокетливо-издевательским тоном, нагло, короче. Но я не помню, что. В ответ я стала рассказывать, что в этом городе как местная в это время и ни в какое другое здесь почти каждый день играю я и он стоит играет в мое время. На что получила грубости, по содержанию говорящие про то, что как это так, какое еще время, кто стал тот и стал, и вообще он приезжий и все такое, сколько хочет по времени, столько и будет играть.

Все бы ничего, я бы пошла в другое место быстро, если бы только он не сказал эти вещи. В конце концов, 1) в чужой монастырь со своим уставом не ходят, 2) он реально, живя в своем городе, думал, что приедет и станет на любое место просто так и там никого по расписанию нет, в нашем городе что, нет уличных музыкантов, по его мнению? он что, совсем глупый?
и тогда я из принципа заставила его уйти (придумала, как, стреляная уже), еле сдерживая злость. А если бы он сказал "извините, я понял, в конце же концов я не знал, как тут у вас что", я бы не стала ему мешать, может, даже не стала бы уже и играть, потеряв заработок, ведь в тот день у меня реально было мало времени и я бы уже не успела.
Мне интересно, а он в курсе, что в Москве в метро, если бы он приехал, ему пришлось бы отвоевывать тем же методом красные разрешающие полукруги? и если б он занял чье-то место, у него бы были проблемы? да, у нас в Ростове этого пока нет (хотя в переходе на Горизонте там расписание еще как было и многие за него не на шутку дрались!), но думать, что в том переходе никто не играет (а еще и при отсутствии в нем прохожих в основном), очень недальновидно. В любом случае, я ни в своем, ни в другом городе ничье рабочее место не отнимала и аск никому не перебивала, мне это физически по здоровью невыгодно, кто бы это ни был. Потому что я знаю, что желающих играть на улице для денег много в любом городе, а он, видимо, нет. Я считаю, что настолько наглеть нельзя.

А еще он, уходя, пытался меня, неудачно, оскорбить тем, что он-то великий музыкант и свое еще заработает, а я вот типа такая попрошайка. Это все учитывая то, что я была в длинном красивом черном "академическом" вечернем платье, а не в лохмотьях. Но расстроил меня он меня тогда так сильно, что я и вправду дальше уже не смогла играть, меня трясло от произошедшего. Я стояла у стены и сама себя спрашивала, что же это творится, и держала флейту в руках. Глядя на это, мне кинули 50 рублей, и я все же сыграла пару мелодий, но потом ушла. здоровье важнее денег для меня.

простите, что я так длинно рассказываю, но накипело, а рассказать такое почти и некому. понимаю, мнения могут быть на это разные. Но разве вы тоже часто так делаете?((( я не верю. Надеюсь, что это не так.

Читайте также: