Почему работу водителя автобуса нужно считать технологией оказания услуг 6 класс технология

Обновлено: 25.06.2024

От того, насколько сотрудник квалифицирован, нередко зависит здоровье, и даже жизнь окружающих его людей. Это в полной мере относится к работе водителей автобуса. Прием на соответствующую вакансию имеет особенности: для претендентов разработаны специальные требования, которые остаются актуальными не только на момент трудоустройства, но и процессе работы. Именно об этом идет речь ниже.

Обязательные документы при устройстве на работу

Предприятия и организации, в деятельности которых предусмотрена эксплуатация различных видов транспортных средств, обязаны организовать работу водителей так, чтобы она полностью соответствовала требованиям безопасности движения на дорогах (п. 1 Ст. 20 Закон № 196-ФЗ).

При устройстве на должность водителя претендент обязан предоставить стандартный пакет документов. Перечень его содержимого предусмотрен в Ст. 65 ТК. Он актуален для всех тех, кто претендует занять любую должность.

— будет работать по совместительству;

— впервые в жизни заключает трудовой договор.

Важно! Водитель автобуса не может работать по совместительству, если на основном месте работы он занимает аналогичную должность.

Дополнительные требования к водителям автобуса

Кандидат на должность водителя должен отвечать дополнительным требованиям, которые носят обязательный характер. Они включают:

  1. Возраст. Работать водителем автобуса имеет право только человек, достигший совершеннолетия.
  2. Наличие водительского удостоверения. При этом важен не только тот факт, что этот документ у претендента присутствует. В водительском удостоверении должна быть отметка о соответствующей категории транспорта, позволяющая управлять автобусами (категория D).
  3. Медицинская справка, которая подтверждает право претендента на вождение транспортным средством. Она должна быть у будущего сотрудника до того, как с ним подпишут трудовой договор.

Работодатель обязательно направляет водителя на прохождение предварительного медосмотра (Ст. 328 ТК). Соискатель проходит его или в клинике, с которой у предприятия имеется заключенный договор, или же в ином лицензированном медучреждении. Расходы на проведение осмотра должен покрыть работодатель.

Когда претендент на водительскую должность не желает пройти медкомиссию, в приеме на работу ему следует отказать.

Важно! Если водителю автобуса предстоит перевозить пассажиров, ему должно быть не менее 21 года.

Пошаговая инструкция приема претендента на водительскую должность

Последовательность приема водителя автобуса на работу можно описать так:

Шаги Содержание
1. Изучение нанимателем предоставленного пакета обязательных документов
2. Проверка наличия водительского удостоверения и необходимой категории, позволяющей водить автобус
3. Направление претендента на медкомиссию
4. Проведение устного собеседования. Его можно заменить письменным тестовым заданием
5. Ознакомление работника с локальными трудовыми актами
6. Подписание трудового договора
7. Издание соответствующего приказа по ф. Т-1 или по установленной в компании форме
8. Ознакомление водителя с приказом. Письменное подтверждение: сотрудник ставит свою подпись и пишет дату ознакомления
9. Заполнение личной карточки водителя (ф. Т-2)
10. Кадровик заносит в трудовую книжку водителя запись, которая содержится в приказе о заполнении вакансии. Проводится она через 5 дней

В трудовом соглашении разумно указать о:

  • особенностях разъездного характера работы;
  • наличии или отсутствии материальной ответственности (частичной или полной).

Важно! Оформление договора, который предусматривает полную материальную ответственность, обязательно и правомерно тогда, когда водитель автобуса параллельно работает как экспедитор.

Проведение собеседования с претендентом на должность водителя

С кандидатом на водительскую должность проводится собеседование. Минтранс обязал нанимателей его осуществлять.

По результатам собеседования оформляются итоговые листы. Компания должна сохранять их не менее 5 лет. По решению работодателя можно провести письменный тест.

Наниматель вправе потребовать от претендента заполнить анкету. В нее важно включить вопросы, ответы на которые позволят работодателю получить максимальную информацию о будущем работнике. Стандартного образца такого документа нет. Работникам организации необходимо разработать его самостоятельно, обязательно утвердить готовый бланк.

Типовая анкета состоит из нескольких блоков. Ниже приведены возможные их виды.

Пример блоков типовой анкеты для претендента на должность водителя автобуса:

Блоки Что в них содержится
1. Персональные данные претендента
2. Информация о полученном образовании и удостоверении водителя
3. Наличие опыта работы водителем
4. Сведения о семье и детях
5. На какую зарплату рассчитывает кандидат
6. Что ожидает получить, кроме дохода

К разработке анкеты необходимо отнестись внимательно. Нужно помнить, что некоторые вопросы попросту запрещены УК РФ. Нельзя требовать от кандидата ответа на то:

  • какой он национальности;
  • какую веру исповедует;
  • кто его родители;
  • насколько обеспечен материально.

Работодатель не может заставить претендента заполнить предлагаемую форму, если тот отказывается.

Важно! Нежелание кандидата ответить на вопросы анкеты не выступает основанием отказа в приеме на работу.

Вопрос 1. Работник предоставил при собеседовании ложную информацию. Имеет ли наниматель право уволить его, ссылаясь на эту причину?

Ответ. Если сотрудник при приеме на работу представил подложные документы, у нанимателя имеется право на его увольнение (п. 11 Ст. 81 ТК).

Вопрос 2. Обязательно ли проходить стажировку водителю автобуса, и кем она организуется?

Ответ. Стажировка обязательна тогда, когда человек ранее не работал на аналогичной должности, длительное время не применял свои практические навыки, прошел переподготовку. Организует ее прохождение работодатель. Требования и порядок стажировки регламентируются внутренним документом компании.

Распространенные ошибки при оформлении на работу

Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.

  1. Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
  2. Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.

Вопрос к эксперту

Ответ. Присваивать ли водителю классность и выплачивать ли соответствующую надбавку – решает работодатель. Ему следует учесть, что при установлении квалификации учитывается количество лет стажа работы сотрудника в конкретной организации. Класс повыше присваивают, если отработано непрерывно:

  • не менее 3 лет водителем 3-го класса 2-й класс;
  • минимум 2 года водителем 2-го класса 1-й класс.

При переходе на новое место работы классность аннулируется. Но наниматель вправе подтвердить ее, издав соответствующий приказ.

Руководитель отдела управления персоналом Макеева Н. Л.

Труд наемных водителей автобусов используется немалым количеством работодателей. Поэтому так важно владеть информацией об особенностях приема на работу данной категории сотрудников.

Нередко возникает ситуация, когда не на всех выезжающих в рейс автобусах хватает кондукторов. В связи с этим такие автобусы отправляются в рейс с одним только водителем, который самостоятельно обилечивает пассажиров, выполняя дополнительно функции кондуктора. Каковы особенности выполнения водителями данной функции на городском автобусном маршруте?

Обязанности водителя как кондуктора

Осуществление водителем на городском автобусном маршруте функций кондуктора предусматривается некоторыми отраслевыми нормативно-правовыми актами и официальными разъяснениями, в частности:

Водитель при работе на городских автобусных маршрутах без кондуктора должен знать инструкцию кондуктора и то, как исполнять обязанности водителя вместе с обязанностями кондуктора.

Для упрощения порядок работы водителя на городских автобусных маршрутах без кондуктора прописан в некоторых нормативных правовых актах, официальных разъяснениях, а иногда и в должностной инструкции водителя. Некоторые нормы Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом предусмотрены одновременно для кондуктора и водителя, работающего без кондуктора.

При работе на линии водитель должен громко и правильно объявлять название каждого следующего остановочного пункта, места пересадок; напоминать пассажирам о своевременной оплате проезда и провоза багажа; следить за порядком и соблюдением пассажирами правил пользования автобусом и наличием в кассах-копилках контрольных билетов и в случае необходимости заправлять их; производить продажу абонементных талонов и месячных проездных билетов (только на остановках).

Так как данная инструкция была разработана более 30 лет назад, ее необходимо применять в адаптированном для современных реалий варианте. Например, согласно п. п. 3.1 и 3.2 Порядка проезда пассажиров в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области, оборудованном автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажиров, по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам оплата проезда производится путем регистрации поездки по транспортной карте или социальной карте устройством считывания карт. Пассажир при входе в салон транспортного средства обязан передать кондуктору (водителю) транспортную карту или социальную карту и назвать конечную остановку пути его следования по маршруту.

Утвержден Распоряжением Минтранса МО от 23.11.2009 N 365.

Кондуктор обязан заключить с предприятием договор о полной материальной ответственности за передаваемые ему в подотчет проездные билеты и за полученную им денежную выручку (п. 2.4 Инструкции кондуктора автобуса ). Соответственно, договор о полной материальной ответственности нужно заключить и с водителем, выполняющим функции кондуктора.

Утверждена Приказом генерального директора ГП "Пассажиравтотранс" от 06.05.1996 N 81.

Документальное оформление трудовых отношений с водителем-кондуктором

Обратимся к ст. 60.2 ТК РФ, предусматривающей, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) за дополнительную плату и путем совмещения профессий (должностей). При этом срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Таким образом, работа водителя на городских автобусных маршрутах без кондуктора является по существу совмещением профессий (должностей). При этом организации необходимо получить письменное согласие у водителя, например в виде дополнительного соглашения к трудовому договору, даже если совмещение длится лишь один день. В дополнительном соглашении нужно отразить дополнительные обязанности, возлагаемые на водителя при отсутствии кондуктора, а также срок возложения таких обязанностей.

Также с водителем, как указано выше, нужно заключить договор о полной материальной ответственности в части, касающейся исполнения им функций кондуктора.

Вправе ли водитель обилечивать пассажиров во время движения автобуса?

С целью решения данного вопроса обратимся к п. 11.2 Примерной производственной инструкции водителя автобуса, в котором водителю предписано производить продажу абонементных талонов и месячных проездных билетов только на остановках. Эта норма корреспондирует с п. 4.9 данной Инструкции, запрещающим водителю в процессе управления автобусом на линии принимать пищу, вести посторонние разговоры, производить размен денег.

Таким образом, во время движения автобуса водитель не вправе обилечивать пассажиров. Делать это нужно только на остановках автобуса.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: