Почему поэт называет поле и труд крестьянина вековым наследством крестьянские дети

Обновлено: 18.04.2024

Поэма начинается с повествования об истории, случившейся с лирическим героем. Он отправился поохотиться, утомился бродить по лесам и болотам, в результате чего забрёл в сарайчик и забылся крепким сном.

Проснувшись поутру, лирический герой стал внимательно прислушиваться к звукам окружающей природы и заметил, что его внимательно разглядывает местная крестьянская детвора. Разновозрастные ребятишки пристально смотрели на героя сквозь щели сарая.

Герой не стал пугать мальчишек, а решил прислушаться к их диалогу: крестьянские дети активно обсуждали его внешность и решали: перед ними находится барин или простолюдин? Затем, мальчишки, внезапно чего-то испугавшись, бросились врассыпную, а наш герой предался приятным воспоминаниям о годах своего детства.

Мы узнаём: в младенчестве он любил играть с крестьянскими детьми. Они вместе много проказничали, беззаботно проводя время. Одновременно с приятными мыслями о детских забавах с крестьянской ребятнёй, герой задумывается и об обратной стороне медали – он рассуждает о том, что эти дети с самого рождения обречены на нищую, беспросветную жизнь, адский труд и зависимое положение.

В памяти лирического героя всплывает случай из детских лет. Он, будучи ещё ребёнком, видел, как маленький крестьянский мальчишка, вместе со своим отцом, пилили дрова. Малыш был вынужден заниматься таким тяжёлым физическим трудом, так как в семье не было иных помощников мужского пола.

В результате раздумий и воспоминаний, герой приходит к однозначному выводу о том, что никто не имеет права омрачать крестьянским детям их детство. Он подзывает к себе свою охотничью собаку и крестьянских мальчишек, желая их развеселить, продемонстрировав, какие команды умеет исполнять его четвероногий друг. Это представление вызывает у ребят массу восторженных эмоций.

История создания

История написания поэмы непосредственно связана с детскими годами автора. Некрасов имел несчастье родиться и вырасти в семье отца – помещика, отличающегося крайней жестокостью и бессердечием не только к крестьянам, но и к членам собственной семьи – жене и многочисленным детям.

Будучи ещё ребёнком, Некрасов видел издевательства отца над крепостными крестьянами и жалел их. Юный Коля часто играл с крестьянской детворой: ему нравилось их весёлое общество. Именно поэтому, Николай Алексеевич смог так живописно и ярко описать в поэме забавы крестьянских ребят.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру поэмы, так как в нём имеются такие жанровые маркеры, как сюжет и лирические отступы. Поэтический размер – амфибрахий четырёхстопный. Рифмовка использована перекрёстная, при этом некоторые строки вообще не рифмуются. Рифма женская/мужская.

Композиция

Поэма построена в формате монолога – рассуждения романтического героя о незавидной судьбе крестьянской детворы. В начале произведения Некрасов представляет вниманию читателей вступительный эпизод, объясняющий, что именно подтолкнуло романтического героя к подобным размышлениям.

Вступительная часть написана автором в форме разговора нескольких участников – полилога. Произведение, с семантической точки зрения, делится на несколько частей:

  1. Первая часть – повествование о наблюдении за барином (лирическим героем), отдыхающим в сарае после охоты.
  2. Вторая часть – рассуждения о позитивной стороне крестьянского существования.
  3. Третья часть – размышления об отрицательной стороне жизни крестьян.
  4. Четвёртая часть – заключение.

Образы и символы

С целью донесения до читателей основной мысли поэмы, Некрасов создал следующую палитру ярких образов:

Темы и настроение

Основная тема произведения – жизнь крестьянских детей и их родителей. Данная тема имела широкую популярность в литературе конца 19 века, когда жил и творил Некрасов.

После прочтения поэма оставляет настроение светлой грусти. Автор ощущает свою личную вину перед бесправными крестьянскими детьми за то, что, когда они вырастут, он уже не будет так беззаботно резвиться с ними, а будет ими управлять, решая их судьбу. Такое чудовищное право автору даёт его социальное происхождение. Поэт желает многое изменить, но не способен сделать этого в силу множества объективных причин.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем: детские годы крестьянских детей наполнены беззаботностью и весельем, множеством ярких впечатлений от общения с первозданной природой, но без обучения грамотности и наукам в будущем их ожидают невесёлая участь и трагическая судьба.

Средства выразительности

С целью реализации идеи произведения и полноценного раскрытия темы, Некрасов использует следующие выразительные средства:

История написания

Стихотворение тесно связано с биографией поэта, детство которого прошло в ярославском имении Грешнево недалеко от Волги. При усадьбе был сад, обнесенный высоким забором. Проделав в нем лазейку, будущий поэт зазывал к себе крестьянских детей и играл с ними в часы, когда отца не было дома. Часто через этот лаз он убегал в поле, где вместе с друзьями бегал по лесу и купался в реке. Счастливое детство оказало большое влияние на дальнейшее творчество Николая Алексеевича.

Николай Алексеевич Некрасов

Описание сюжета

Крестьянские дети

Автор писал, что в определенных ситуациях он по-хорошему завидовал босоногим крестьянским детям. Им доставалось мало материнской ласки, никто не учил их наукам. Ребята рано взрослели, но жили весело и дружно, в каждом деле находили удовольствие. Сходив в лес за грибами, они нашли и принесли домой ежика. Угостив его молоком, занялись каждый своим делом. Кто-то нянчил сестру, а кто-то понес отцу в поле квас.

Постепенно в повседневных хлопотах пролетело лето. Отошла грибная пора, и ребятишки поспешили собрать чернику, малину, орехи в ближайшем лесу. Одновременно они наблюдали за изменениями в природе. Когда юные крестьяне подрастут, будут помогать родителям обрабатывать землю, сеять, собирать урожай. Работая наравне с родителями, они почувствуют свою силу и сноровку.

Однако судьба ребят незавидна. В отличие от барских детей, они не могли рассчитывать на качественное лечение, из-за чего многие умирали в раннем детстве. У простых крестьян не было средств, чтобы учить ребятишек, да и необходимость тяжело работать с малых лет — это не благо.

Встреча автора и мальчика Власа зимой

Автор искренне желал юным крестьянам как можно дольше оставаться беззаботными. Он познакомил ребят со своим псом Фингалом, который выполнял удивительные трюки. Однако приближалась гроза, и детям пришлось разбежаться по домам.

Жанр и основная идея

Произведение относится к жанру поэма. Это подтверждают лирические отступления, которые использует автор. В композиции выделяют следующие основные части:

Жизнь крестьянских семей

  1. Рассказ барина о встрече с детьми.
  2. Рассуждения о положительных моментах в жизни маленьких крестьян.
  3. Размышления о тяжелой доле, которая ждет ребят.
  4. Свободное общение с мальчиками, которое прерывает приход грозы.

Основная идея произведения заключена в демонстрации тяжести жизни простых людей. Автор привлекает внимание к их бесправному положению, учит ценить труд народа. У детей есть только несколько лет счастливой жизни, прежде чем повзрослеть и столкнуться с голодом, тяжелым трудом, безысходностью.

Некрасов с любовью относится к ребятишкам и понимает, что самостоятельно он не сможет изменить ситуацию. Но рассказать о ней всему миру он может.

Анализ стихотворения

Пример сочинения по произведению

Несмотря на тяжесть затрагиваемой темы, поэма Некрасова полна оптимизма и веры в лучшее. По итогам ее изучения школьники пишут сочинение о жизни крестьянских детей. План для написания работы:

  1. Мир детства, описанный в поэме.
  2. Тяжелая доля крестьянских ребят.
  3. Получение образования как путь к лучшей жизни.

Тяжелая жизнь простого народа — актуальная проблема во все времена. Не обошел ее стороной и Николай Алексеевич, хорошо знакомый с особенностями крестьянского быта и нравами. В детстве поэт часто проводит время с крестьянскими девочками и мальчиками, бегал с ними к речке, играл в прятки в лесу. Осознавая сложное положение в своих семьях, детвора не только радостно играла, но и много помогала родителям.

Собирают грибы и ягоды в лесу

Собрать грибы и ягоды, отнести обед в поле отцу и старшему брату, успокоить младшую сестру — все это входило в обязанности подросших ребят. Неважно, какая погода на дворе — дождь, или мороз, им приходилось помогать взрослым: возить дрова, участвовать в сборе урожая, выполнять другие посильные поручения. Проходило детство, они становились взрослыми, заводили семью и так же, как родители, боролись за существование.

То было хорошего в жизни таких ребят? Только детство, а впереди — безысходность. У родителей не было средств, чтобы выучить и вылечить их, дать достойное приданое, вывести в люди. Об этом и задумывается автор поэмы. В строках, наполненных нежностью и любовью, не чувствуется обреченности. Однако они побуждают задуматься о том, что без образования человек не сможет достичь многого. Только учеба смогла бы изменить жизнь героев поэмы и открыть новые перспективы.

Стихотворение Некрасова побуждает задуматься о том, что где-то есть другая жизнь со своими трудностями и невзгодами. Несмотря на это, люди не унывают и продолжают заниматься тем, к чему приучены. Не имея возможностей изменить что-либо, они радуются каждой минуте и находят счастье в мелочах.

Отзывы читателей

Знакомое с детства стихотворение Некрасова. Несмотря на оптимистичную подачу информации, всегда жалела ребятишек, о которых пишет автор. Ничего хорошего в их судьбе не будет только из-за происхождения. Теперь думаю — а что впереди у сегодняшнего поколения? Похоже, такое же бесправие. Только нет талантливых поэтов, чтобы описать современную ситуацию.

Это стихотворение — одно из моих любимых в творчестве Некрасова. С удовольствием учила отрывок, в котором описан эпизод встречи автора и малыша Власа в мороз. Еще приравняла эту ситуацию к себе. Нас у мамы четверо. С 12 лет мы со старшей сестрой работаем расклейщиками объявлений и помогаем ей воспитывать братьев. Стараемся учиться, но знаем, что хорошее образование платное. Так что у нас в семье дела такие же, как и у ребятишек в поэме. Только на современный лад.

Некрасов поднимал вопросы жизни простого народа, как и многие другие писатели и художники. Только судьба крестьян во все времена была незавидна. Земля — кормилица, и человек труда должен быть в почете. На деле — тяжелая каждодневная работа и необходимость терпеть невзгоды. Хорошо, что сейчас земледельцам помогают механизмы, облегчают их нелегкий труд. Ну а их дети повторяют судьбу родителей. Редко кто выбивается и достигает каких-то значимых высот.

Цели : познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. А. Некрасова, развивать умение выразительного чтения и анализа поэтического текста; воспитывать вдумчивого и внимательного читателя.

I. Организационный этап урока.

Создание эмоционального настроя, постановка целей.

Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.

Первичное знакомство с текстом стихотворения и обмен впечатлениями от услышанного.

Комментарий: желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан учителем. В том случае если чтение будет доверено учащемуся, необходима подготовительная индивидуальная работа.

Учитель . Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением?

1. Беседа по вопросам .

– Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

– Чем закончилось неожиданное представление?

– Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?

Примечание . На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется постепенно, по ходу анализа.

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом

Читатель из дворян, из общества образованных
людей

Обращение к крестьянским детям

Гражданин,
который думает
о будущем народа

Встреча охотника с крестьянскими детьми

После того как таблица заполнена, учителю нужно сделать вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.

2. Погружение в текст . (Комментированное чтение.)

Вопросы для анализа :

– Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

– Кого автор называет балованными детками?

– О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.)

– Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!

Вологжанин – житель города Вологды.

Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду.

Портной – мастер по шитью одежды.

Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

– Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе. (Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)

– Как вы думаете, почему?

– Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку – только из рассказов путешествующих, странников.)

– Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)

– Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

– Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

– Найдите противопоставление в строках стихотворения:

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

– Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?

– Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследствоэто лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

– Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

2. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей.


Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.

Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.

Введение в поэму через сюжет

Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.

Композиция

Композиция произведения оригинальная. Построено оно в форме монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление написано в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как дети наблюдают за уснувшим барином, размышление о позитивных сторонах судьбы крестьян, размышление о ее негативных проявлениях, концовка. Монолог лирического героя разделен на строфы с разным количеством стихов.

Размышления автора

Будни крестьянских детей

чудны крестьянские дети некрасов


Ванюшу отец позвал к работе, и парень с удовольствием помогает ему в поле с хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после сидит верхом на телеге с соломой и чувствует себя царем. Другая сторона медали, что у детей нет права выбора будущего, и этим обеспокоен Некрасов. Крестьянские дети не учатся и счастливо растут, хотя им приходится трудиться.

Понравилась ли вам поэма? Если да, то чем? Что больше всего запомнилось из неё? Почему?

Скажите, с каким чувством рассказывает Некрасов о крестьянских детях? Найдите в поэме слова и выражения, которые помогают нам почувствовать его отношение к детям. Можно ли сказать, что автор любуется ими, любит их?

Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей … Он любуется глазами детей и восклицает:

В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты!

А как дети поначалу относятся к поэту? Почему? Какие слова и показывают это отношение? Найдите их.

Что было со мною, — всему подивились И мой приговор изрекли: — Такому· то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!

И видно не барин: как ехал с болота, Так рядом с Гаврилой …

А почему дети перестают бояться незнакомца? Благодаря чему они нашли общий язык с ним?

Я сам наслаждался, валяясь на сене, Их шумным весельем.

Все ли части поэмы можно назвать смешными? Почему? А какие можно?

Переходим к анализу главной части поэмы. Некрасов рисует коллективный портрет крестьянских детей. При этом он пользуется множеством художественных приёмов, и один из его любимых и выразительных – сравнение.

Найдите в поэме те сравнения, с помощью которых он создаёт этот коллективный портрет.

Откуда взять все эти сравнения? Что их объединяет? (Все сравнения взяты из мира природы. )

Почему для описания крестьянских детей Некрасов использует сравнения именно из мира природы?

Крестьянские дети растут и живут среди лугов) полей) лесов, они хорошо знают грибы, ягоды, травы, птиц:

Ух, жарко! .. До полдня грибы собирали) Вот из лесу вышли — навстречу как раз Синеющей лентой, извилистой, длинной, Река луговая: спрыгнули гурьбой И русых головок над речкой пустынной. Что белых грибов на полянке лесной! Река огласилась и смехом и воем: Туг драка — не драка, игра — не игра … А солнце палит их полуденным зноем. Домой, ребятишки! обедать пора. Вернулись: у каждого полно лукошко, А сколько рассказов! Попался косой, Поймали ежа, заблудились немножко И видели волка… у, страшный какой! Ежу предлагают и мух, и козявок, Корней молочко ему отдал своё — Не пьёт! отступились … Кто ловит пиявок На лаве, где матка колотит бельё, Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку) Кто тащит на пожню ведёрко кваску; А тот, подвязавши под горло рубашку, Таинственно что- то чертит по песку; Та в лужу забилась, а эта с обновой Сплела себе славный венок: Всё беленькой, жёлтенькой, бледно-лиловой, Да изредка красный цветок. Те спят на припёке, те пляшут вприсядку. Вот девочка ловит лукошком лошадку: Поймала, вскочила и едет на ней.

Сравнения помогают сделать портрет ребятишек очень живым, ярким, запоминающимся.

Что ещё позволяет нам увидеть этих ребятишек? (Описание их действий, забав, занятий, живая разговорная речь.)

Какими же предстают перед нами дети?

Они любознательны и любопытны, любят интересные рассказы, хорошо знают лесные дорожки, растения и обитателей леса, жизнерадостны, самостоятельны, трудятся вместе с родителями.

Чём схожи портреты этих мальчишек?

Обоих мы видим в труде вместе с родителями. Можем мы доказать, что труд для них не наказание, не повинность, что они гордятся участием в труде родителей? Ванюша внимательно следит за работой родителей в поле, старается им помогать:

Он видит, как поле отец удобряет, Как в рыхлую землю бросает зерно, Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растёт, наливает зерно. Готовую жатву подрежут серпами, В снопы пере вяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят-колотят цепами, На мельнице смелют и хлеб испекут. Отведает свежего хлебца ребёнок И в поле охотней бежит за отцом.

Мальчик ощущает важность и необходимость своего участия в заготовке хвороста: от этого зависит тепло в избе. Он горд, что ему поручили такое важное дело, и потому он не идёт, а шествует, как шествуют важные лица, государственные деятели, цари. В этом смысле они похожи с Ванюшей.

Что поражает поэта в фигурке встреченного в зимнем лесу мальчика?

Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах … а сам с ноготок!

Какие из этих синонимов выражают восхищение? А в каком синониме выражена оценка самого себя мальчиком?

Что помогает нам понять этот синонимический ряд?

Благодаря ему, мы понимаем, что маленький ребёнок не должен заниматься тяжёлым физическим трудом в зимнем лесу, что занимается он им не от хорошей жизни, а потому, что больше некому это делать, и в шесть лет мальчик чувствует себя взрослым, он рано становится самостоятельным.

Почему у Некрасова картина, увиденная им на опушке леса, вызывает ощущение чего- то ненастоящего, театрального?

На эту картину так солнце светило, Ребёнок был так уморительно мал, Как будто всё это картонное было, Как будто бы в детский театр я попал. Но мальчик был мальчик живой, настоящий, И дровни, и хворост, И легонький конь, И снег, до окошек деревни лежащий, И зимнего солнца холодный огонь — Всё, всё настоящее русское было …

Какие мысли рождает у поэта эта встреча?

Те честные мысли, которым нет доли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви!

Вдумаемся в следующие строчки: Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните своё вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой — И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной! ..

Как вы думаете, почему для характеристики родной земли, которую олицетворяет поле, поэт выбрал эпитет скудное?

Это земля предков, это родина, она хранит традиции, культуру, историю рода, народа … В ней покоится прах предков, в неё со временем уйдут и те, кто сейчас играет на воле. Главное, чтоб они любили эту землю, несмотря ни на что, учили любить её своих детей. Только так и сохраняется род, народ, родина.

Самый яркий персонаж поэмы

Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением.

Завершение сюжетной линии

Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.

Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.

Идея стихотворения

Некрасов на охоте


Всё произошло летом 1861 года, когда успешный литератор приехал в свою деревню Грешнево отдохнуть и походить на охоту. Охота была настоящей страстью Николая Алексеевича, доставшейся ему от отца.

В их помести, где рос маленький Коля, была огромная псарня. Вот и в этом походе писателя сопровождал пёс Фингал. Охотник с собакой долго бродил по болотам и уставшие вышли, вероятнее всего, к дому Гаврила Яковлевича Захарова, что стоял на Шоде. Охотник сделал привал в сарае и заснул на сене.

Присутствие охотника было обнаружено деревенскими детьми, которые опасались подходить близко, но из любопытства не могли пройти мимо.

Эта встреча навеяла на Николая Алексеевича воспоминания о собственном детстве. Ведь несмотря на своё дворянское происхождение, и запреты отца не водиться с деревенскими детьми, он был очень дружен с крестьянами. Ходил с ними в лес, купался в реке, участвовал в кулачных боях.

Да и теперь выросший Некрасов был очень привязан к родной земле и её людям. В своих рассуждениях о судьбах простых людей, он часто думал о будущем и о детях, которым жить в этом будущем.

Работа над созданием стихотворения длилась всего два дня. После автор внёс только несколько небольших дополнений.

Это одно из произведений писателя, где людское горе не хлещет через край.

Наоборот, поэма пропитана умиротворением и счастьем, пусть и недолгим.

Поэт не рисует иллюзий относительно будущего детей, но и не утяжеляет стих слишком печальными предсказаниями.

Образ природы в стихотворении

поэма крестьянские дети некрасов


Уже с первых строк автор тонет в ворковании голубей и щебетании птиц. Затем сравнивает цвет детских глаз с цветами в поле. Образ земли преследует поэта в лесу, когда он собирает грибы. Из леса ведет читателя к реке, где купается детвора, из-за чего вода будто смеется и воет. Их жизнь неотделима от природы. Дети плетут венки из бледно-желтых цветов, их губы черные от черники, набившей им оскомину, они встречаются с волком, подкармливают ежа.

Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.

Тяжелая жизнь некрасовских детей

Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь.



Уважение к работе прививается с детства. Смотря на то, как их родители уважительно относятся к полю, дети им подражают.

История создания

История создания произведения тесно связана с детством Н. Некрасова. Всем известно, что он вырос в имении отца-помещика. Барский сын не стыдился играть с крестьянскими детьми, наоборот, ему очень нравилось такое веселое общество. Николай Алексеевич принимал участие во всех забавах ребят, поэтому он так ярко описал их в поэме.

Освещение образовательного вопроса

Кроме этого, возникает проблема образования в поэме, которую поднимает Некрасов. Крестьянские дети лишены возможности учиться. Они не знают книг. И рассказчик волнуется за их будущее, ведь знает, что только Богу известно, вырастет ребенок или умрет.

содержание крестьянские дети некрасов


Но рядом с бесконечной работой дети не теряют жажды к жизни. Они не разучились радоваться мелочам, что попадаются на их пути. Их будни полны ярких, теплых эмоций.

Поэма — ода простым детям. После ее опубликования в 1861 году весь богатый мир узнал — чудны крестьянские дети. Некрасов возвысил простоту бытия. Он показал, что во всех уголках страны живут люди, которые, несмотря на свой низкий социальный статус, отличаются человечностью, порядочностью и другими благодетелями, о которых уже начали забывать в крупных городах. Произведение имело фурор. А его актуальность остается острой и по сей день.

Анализ стихотворения

Читайте также: