Почему не повышают зарплату

Обновлено: 24.04.2024

Работал руководителем инженерно-аналитического центра, в подчинении 15 человек, периодически работники просили повышения зарплаты.

Требование с моей стороны всегда было одно: решение нетрадиционной или новой для сотрудника задачи. Де факто — повышение квалификации. При этом от прежних обязанностей его никто не освобождает.

Добиваемся одновременно двух вещей:

  • оптимизации времени на исполнение прежних задач,
  • решения новой задачи, развивающей как бизнес, так и сотрудника.

По факту имеем повышение квалификации и оптимальные рабочие процессы. Многие специалисты потом ушли на повышение закономерным образом.

Даниил Павлючков,
гендиректор Mailburn:

Для меня как руководителя весомыми аргументами могут стать следующие слова:

Кирилл Клюшкин,
операционный директор Alconost:

Разумеется, при этом важно, чтобы человек был лоялен, соответствовал нашему понятию качественного сотрудника и, самое главное, генерировал крутой результат.

Мы закладываем рост сотрудника и в свои ожидания по его обязанностям, и в его зарплату. На старте можно дать чуть ниже, но договориться через несколько месяцев вернуться к разговору об оплате снова.

Ведь если стартовая зарплата не очень большая, поднимать ее легко. И сотруднику для этого надо делать относительно небольшие шажки.

И это здорово мотивирует: растешь → видишь результат → растешь больше и быстрее. А если оклад и без повышения близок к психологическому максимуму, то от сотрудника для получения прибавки потребуется что-то качественно новое: расширить круг задач, взять на себя больше ответственности.

Постановка конкретных KPI у нас не работает. Обычно мы и так замечаем, тянет ли сотрудник и стремится ли делать больше, чем просят. И желание поднять зарплату возникает самостоятельно, как отражение того, что мы видим.

Андрей Куликовский,
директор по маркетингу Kideria:

Сотруднику нужно предложить конкретную схему, как он оптимизирует свои производственные издержки, сократив затрачиваемое на них время, и возьмет определенную нагрузку.

Не стоит объяснять необходимость повышения вашей зарплаты личными причинами. Всегда держите в голове, что это бизнес. Личность каждого важна, но невозможно учитывать каждое изменение в персональной жизни каждого сотрудника, особенно в большой корпорации, где их как минимум несколько тысяч.

Всегда используйте в качестве аргументов цифры. Вы сэкономили для компании ХХХ рублей, повысили узнаваемость бренда на YYY%, привели ZZZ новых клиентов либо сократили трудозатраты на AAA. Приходите с цифрами, и внимания к вашим аргументам будет намного больше. Также очень важен формат подачи цифр — пусть он соответствует специфике восприятия вашего руководителя.

Аналитику будет комфортно видеть в Excel, менеджеру проектов — информацию в формате, подобном, к примеру, Jira или MS Project.

Есть отличный пример, когда сотрудник креативного отдела принес своему менеджеру обоснование в виде инфографики. Его рассмотрели, результат был положительным, а про сам случай менеджер теперь порой рассказывает на конференциях, посвященных успешно выполненной инфографике.

Ирина Жебелева,
HR-менеджер PRT:

Зарплату повышают ценным сотрудникам. Соответственно, если вы хотите получить прибавку — увеличьте или наглядно продемонстрируйте свою ценность для работодателя.

Наглядная демонстрация: подготовьтесь к разговору заранее, подберите кейсы вашей успешной деятельности, с наглядными данными. Помните — платят за результат.

Увеличьте свою ценность: если результат вашей деятельность сложно измерим, но хочется профессионального и финансового роста. Да-да, работодатели ценят тех, кто ориентирован расти в первую очередь профессионально и, как следствие, финансово, а не только финансово.

Подумайте, что еще вы можете делать в этой компании? Возможно, вы можете помочь коллегам из соседнего департамента, попутно освоив азы новой профессии? Возможно, можете взять на себя какие-то дополнительные функции? Развить услугу или продукт, которых раньше не было?

1. Знания и квалификация.

2. Специальные навыки.

3. Мотивация и лояльность.

Это — своего рода квалификационная шкала. Сотрудник, желающий получить прибавку к заработной плате, может заявить о своем желании пройти процедуру оценки (аттестации), что позволит ему получить следующий ранг и, соответственно, повышение постоянной части заработной платы.

Кроме того, у нас действует переменная составляющая заработной платы, которая соответствует текущим успехам сотрудника (например, в текущих проектах). Переменная составляющая связана с постоянной (процент), но ее выплата приурочивается к достижению финансового результата для компании.

Катерина Гаврилова,
гендиректор DigitalHR:

Прежде всего надо понять, почему сотрудник хочет повышения зарплаты. Возможно, он в последние несколько месяцев стал выполнять больше работы, чем это было оговорено при устройстве в компанию. В таком случае надо грамотно оценить весь фронт работ и соответственно повысить зарплату. В такой ситуации ничего не изменится — сотрудника будет ждать заслуженная повышенная компенсация.

Отвечу на вопрос с позиции сотрудника. Повышение собственной зарплаты — это классическая продажа начальнику своей ценности.

Будьте проактивны. Попросите руководителя о встрече, скажите, что вы хотите обсудить важные рабочие вопросы, что у вас есть идеи и предложения. Во время беседы демонстрируйте лояльность руководству, заинтересованность в работе, готовность трудится на благо компании.

Предложите нечто ценное, что могло бы изменить деятельность компании к лучшему. Хорошо, если вы знаете, как привлечь новых клиентов, повысить эффективность рекламной компании или сократить производственные расходы. Продемонстрируйте свою готовность взяться за воплощение в жизнь этих смелых идей и действительно будьте готовы это сделать.

Не пытайтесь вести себя как обиженный сотрудник, которого не ценят. Не ссылайтесь на то, что зарплаты по рынку выше, что вам не хватает денег на жизнь, что вы хотите купить новую машину или вас пилит жена. Это никого не мотивирует платить вам больше.

Успешных вам переговоров!

Повышение зарплаты с 1 октября 2021 года коснулось чиновников, военнослужащих и других силовиков — денежное довольствие выросло на 3,7%. Дополнительно разработали документ, который изменит всю систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Прошло очередное повышение заработной платы бюджетникам в 2021 году — с 01.10.2021 на 3,7% выросли оклады:

  • у государственных чиновников;
  • прокуроров;
  • военнослужащих;
  • сотрудников полиции;
  • сотрудников ФСИН;
  • пожарных;
  • таможенников;
  • сотрудников федеральной фельдъегерской связи;
  • сотрудников бюджетных организаций, не упомянутых в майских указах Владимира Путина.

Медикам и педагогам и другим сотрудникам, которых включили в майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам в 2021 году, индексацию провели раньше — 01.01.2021, поэтому прибавку в октябре они не получили.

Госдума изменила систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Но повышение окладов госслужащим в 2021 году или с 1 января этим законопроектом не предусмотрено. Поправки вступят в силу с 01.01.2022 после их утверждения парламентом и подписания президентом.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.

Индексация окладов с 01.10.2021 и в 2022-2023 годах

  • в 2022 году — на 6,1%;
  • в 2022 году — на 6,5%;
  • в 2023 году — на 6,3%.

Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.

Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2021 года, Татьяна Голикова сообщила, кому прибавят зарплату с 1 октября 2021 года, — тем, кто не попал под действие президентского указа на 3,7%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:

  • недопустимо включать в состав МРОТ надбавки, доплаты, коэффициенты;
  • для медиков доля выплат по окладам в структуре заработной платы должна составлять не ниже 55%;
  • для работников культуры тот же показатель — не ниже 50%;
  • при определении размеров заработной платы работающим в дошкольных образовательных учреждениях следует пользоваться методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и показателями эффективности, утвержденными приказом Минобрнауки России № 73н от 13.12.2018.

С 01.09.2020 постановлением правительства РФ № 448 от 04.04.2020 ведены доплаты учителям, осуществляющим классное руководство, в размере 5000 рублей. Они продолжат действовать весь 2022 год.

Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение ЗП бюджетникам в 2021 году, пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5-10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.

Кто такие госслужащие и бюджетники

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ

Каждый сотрудник хотя бы раз в жизни просил повысить ему зарплату. А иногда руководителям приходится отказывать, когда у них просят прибавку к зарплате. Это всегда непростые разговоры, к которым нужно готовиться заранее. А помогут в этом советы HR-экспертов.


Как специалистам повысить себе зарплату


Мало кто может набраться смелости и конструктивно поговорить с руководителем о повышении зарплаты. Без шантажа, угроз, демонстрации офферов и так далее.

Но на самом деле это не так страшно и сложно, если следовать нескольким правилам:

1. Перед разговором четко сформулируйте аргументы, на которые будете опираться в процессе. Например, вы:

— стали брать на себя новые обязанности;

— нашли новых клиентов;

— внедряете что-то полезное в работу команды;

— обучаете младших сотрудников;

— перевыполняете план по KPI.

Эти и подобные примеры — повод поговорить с руководителем об увеличении зарплаты.

3. Иногда разговор нужно отрепетировать. Можно с друзьями, а можно просто проговорить всё перед зеркалом, чтобы от волнения слова не вылетели из головы. Будьте готовы к тому, что руководитель может не согласиться с вашим мнением и привести контраргументы, их тоже нужно заранее отработать.

4. Разговаривать с руководителем стоит наедине, а не при коллегах. В противном случае можно получить демонстративный отказ, ведь на следующий день все остальные сотрудники тоже захотят прибавку к зарплате.


Словом, хорошие результаты работы, подготовка к разговору и конструктивные аргументы творят чудеса.

К встрече лучше подготовиться. Подумайте:

— Какие достижения у вас были за последние 6–12 месяцев. Приведите примеры и укажите конкретные цифры, если они есть.

— Какие вопросы могут быть у руководителя и как вы будете отвечать на них.

Перед встречей можно потренироваться перед зеркалом.

Встречу лучше ставить заранее и выбирать время после обеда. Как правило, люди добрее после еды.

Вести себя стоит спокойно и уверенно, а формат встречи зависит от ваших отношений с руководителем и регламентов в компании. В любом случае не стоит шантажировать руководителя и угрожать уходом в другую компанию. Театральных постановок тоже лучше избегать. Чтобы не волноваться, представьте, что самое страшное может произойти. И поймите, готовы ли вы на такой риск и что будете делать в случае неудачи.

В целом во многих компаниях принято повышать зарплату сотрудникам раз в год, поэтому получить прибавку к зарплате можно в этот период.

Если прозрачного процесса по повышению зарплаты в компании нет, то подумайте, за что руководитель может платить вам больше денег. Возможно, вы:

— совмещаете несколько ролей в рамках одной должности;

— успешно внедрили новый процесс, который привел к росту показателей или сделал работу коллег легче.

Эти и подобные истории — повод поговорить с руководителем о повышении зарплаты.

Если вы подготовились к разговору и в компании нет финансовых проблем, то руководитель, скорее всего, согласится поднять вам зарплату. Вполне вероятно, что он уже в курсе ваших достижений и готов вас поощрить.

Если вы всё же получили отказ, спросите руководителя о причинах и обсудите, что можно сделать. Как вариант, договориться о конкретных результатах, зафиксировать сроки, а после этого повторно обсудить вопрос о повышении зарплаты.

Что делать руководителям, если они не могут поднять сотрудникам зарплату


Что точно стоит сделать

1. Даже если вы боитесь потерять ценного сотрудника, нельзя по первому требованию бежать и поднимать ему зарплату. Иначе завтра все остальные ваши сотрудники тоже захотят зарплату побольше.

2. Диалог о повышении зарплаты это двусторонний процесс: ты — мне, я — тебе. Можете предложить сотруднику подготовить отчет о проделанной работе за последние 3, 6 или 12 месяцев: рассказать о результатах, проанализировать эффективные решения и ошибки. А уже после этого разговаривать о зарплате.

3. Стоит составить план задач и целей на следующие 3 месяца и зафиксировать договоренности, при соблюдении которых вы сможете поднять сотруднику зарплату. И тут два варианта: либо сотрудник выполнит план (а вы сможете справедливо повысить ему зарплату), либо он не будет работать по плану, а значит, и о повышении зарплаты говорить рано.

Чего делать нельзя

2. Уходить от разговора. Удивительно, но я до сих пор встречаю руководителей, которые пытаются избежать подобных диалогов с сотрудниками и начинают от них прятаться (в буквальном смысле).

3. Обещать повысить заработную плату в каком-то ближайшем будущем (например, в следующем году). Подобные поступки руководителя демотивируют сотрудника и коллектив в целом, а это приводит к снижению эффективности в работе.

Что можно предложить взамен, если не можете поднять зарплату

— Один дополнительный выходной в месяц. В тот день, когда сотруднику он нужен. Очень часто работодатели бояться этой мотивации, а зря. В большинстве случаев сотруднику просто важно знать, что у него есть этот день. А пользуются данной привилегией (по моему опыту) лишь 27% сотрудников.

— Возможность иногда работать удаленно, если должность сотрудника позволяет это сделать.

— Подумать о партнерских программах, благодаря которым сотрудники смогут получать скидки в салонах красоты, фитнес-студиях и т. д

Стоит ли искать другие варианты: например, предлагать сотруднику новую должность

Для начала разберитесь, насколько сотрудник ценен для вашего бизнеса. Применимы ли его навыки и компетенции на другой позиции, где зарплата более высокая? Готовы ли вы вкладывать время и деньги в обучение сотрудника? Если ответы утвердительные, то можно смело пробовать этот вариант.

Кроме этого, можно рассмотреть:

— Доплату за наставничество. Например, к вам обратился менеджер по продажам и просит повышения. При этом должность руководителя отдела продаж занята. Предложите сотруднику стать наставником и помогать новым коллегам.

— Дополнительные задачи, за которые сотрудник будет получать надбавку. При этом задачи могут и не относиться напрямую к его должности, главное, чтобы сотрудник смог их выполнить.


Напоследок скажу: если в компании есть гибкая система мотивации, оклад и бонусы, то таких разговоров, как правило, не возникает в принципе.

Если прямо сейчас вы не можете повысить сотруднику зарплату, то нужен честный и конструктивный диалог: расскажите, почему не можете поднять зарплату, и обсудите, что нужно сделать сотруднику, чтобы это было возможно в будущем. Зафиксируйте договоренности и сдержите свое обещание, конечно же.

Можно обсудить систему нематериальной мотивации. Для этого нужно поговорить с сотрудником и выяснить его мотиваторы: например, обучение, дополнительные дни отпуска или выходные. Если говорить о материальной мотивации, можно подумать над KPI или премиями, но это отдельная большая тема, которая требует проработки. Ещё можно предложить сотруднику другую должность, если у него есть желание и нужные компетенции.

image_pdf
image_print

нарушений в части зарплаты на компанию могут быть наложены серьезные финансовые санкции, а должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ.

Поэтому сегодня наметилась тенденция на вывод заработной платы сотрудников из серой зоны в белую. Но такой переход важно совершить правильно, иначе может быть только хуже.

К чему это привело? Таким резким скачком благосостояния работников фирмы заинтересовались в налоговой инспекции. Однако в организации не смогли объяснить, откуда взялись резервы для повышения зарплаты более чем в 2 раза. Проверяющие решили, что раньше компания платила серую зарплату, и произвели доначисление налогов и страховых взносов за прошлый периоды. Астрономическая сумма едва не разорила фирму.

Порядок правильных действий

Основание для повышения зарплаты

Именно отсутствие убедительного основания для повышения заработной платы в примере выше подвело работодателя. Например, это могут быть такие обстоятельства:

  1. Увеличение объема работы, что вызвано расширением круга обязанностей сотрудников. Нужно отразить это в должностных инструкциях либо составить допсоглашения к трудовым договорам.
  2. Повышение спроса на квалифицированные кадры. Работодатель не хочет терять хороших сотрудников, поэтому решил поднять заработную плату.
  3. Рост инфляции. Компания заботится о своих работниках и поднимает им зарплату из-за того, что растут потребительские цены.
  4. Стабилизация бизнеса и улучшение финансового положения. Работодатель стремился к повышению зарплаты и раньше, но для этого не было возможности. Сейчас же прибыль компании выросла, и такая возможность появилась. Подкрепить это можно отчетом о финансовых результатах.

Увеличение дохода

Поэтапный рост

Не стоит повышать зарплату скачкообразно, как в указанном выше примере. Лучше запланировать этот процесс и разбить на несколько этапов. Можно установить лимит повышения, например, 20% в месяц.

При повышении заработной платы необходимо соблюсти все правила кадрового учета. Сотрудников следует уведомить о повышении оклада за 2 месяца, если предварительно не получено их согласия. Далее заключается дополнительное соглашение об увеличении заработной платы. Затем оформляется приказ, с которым необходимо ознакомить работника. После этого изменение вносится в штатное расписание.

Будет логично приурочить повышение заработной платы к внедрению новой системы оплаты. Например, можно ввести и прописать в локальных актах стимулирующие выплаты.

Карьерный рост

Еще один вариант — повышение сотрудника в должности с увеличением оклада. Проводить его нужно также поэтапно. Все изменения отражаются в штатном расписании.

Инициатором повышения может быть:

  1. Сотрудник. Ему нужно написать заявление на имя Гендиректора.
  2. Работодатель. Специалист по кадрам должен уведомить работника о грядущем повышении за 2 месяца.

Далее порядок документального оформления такой:

  • составляется приказ;
  • делается запись в трудовой книжке работника;
  • ставится пометка о его переводе на новую должность в личной карточке.

Следует ознакомить работника с его новой должностной инструкцией.

Карьерный рост

Популярные способы занижения заработной платы

Пытаясь сэкономить на НДФЛ и страховых взносах, чаще всего компании прибегают к таким схемам:

Все эти способы сэкономить на налогах и страховых взносах прекрасно отслеживаются специалистами ФНС.

К вам приходит сотрудник и просит повысить зарплату. Не то что бы он готов взять на себя больше работы, он и так зашивается. Он хочет получать больше, за то, что уже делает. Ему некомфортно с сегодняшней зарплатой. Как поступите?

Кадровики советуют не церемониться. Просто так повышать зарплату нельзя: денежная мотивация действует три месяца, а потом сотрудник снова сникнет. Поэтому повышение — только за новую нагрузку. Если сотрудник угрожает уходом — увольнять без разговора.

Это грамотные советы, которые не всегда легко применить в жизни. Чтобы разобраться глубже, мы провели опрос руководителей. Оказалось, руководители не так категоричны, как кадровики, и действуют в зависимости от ситуации или предусматривают ситуацию заранее:

Дмитрий Гудович

Алена Валовая

Работодатели обязаны индексировать зарплату, но как часто, определяют сами. В законе всё туманно, поэтому мало кто ему следует

Не смотреть на рыночную цену

Итак, сотрудник просит повысить зарплату. Первая мысль — посмотреть цену специалиста на рынке. Может, сотрудник правда мало получает и ему нужно доплатить. Или наоборот, обнаглел и его лучше уволить.

Проблема в том, что рыночная стоимость не имеет отношения к этому конкретному сотруднику. Он может работать за двоих или разбираться в своей работе лучше дорогого специалиста с рынка.

Вот две ситуации. Первая:

Бухгалтер Марина приходит к начальнику:

— Анатолий, привет! Я работаю год, со всем справляюсь, ни разу не получала штрафы от налоговой. Мне кажется, я заслуживаю прибавки.

— А сколько хочешь?

— Марин, ты загнула. На Хэдхантере по Саратову бухгалтеры даже меньше тебя получают, так что нет.

Марина уходит расстроенной и находит другой способ заработать: берет еще несколько фирм помимо основной работы. Основная работа страдает, но Марине не стыдно, она предупреждала. Если начальнику плевать, то и ей плевать.

— Анатолий, привет! Я работаю год, и со всем справляюсь. Я хочу получать больше: не тридцать тысяч, как сейчас, а сорок.

— Понятно. Марина, мне нравится, как ты работаешь, но я не готов ответить прямо сейчас. Я подумаю, что можно сделать. Зайди ко мне послезавтра, и мы поговорим.

Марина не получила то, что хотела, но видит, что руководителю не плевать. Через два дня она приходит, и они с Анатолием находят решение.

Сотрудники и так знают зарплаты по рынку. Тыкать им в это — не решит задачу, а только испортит отношения. Необязательно сразу бросаться повышать зарплату, но покажите, что вам не всё равно:

Пообещайте подумать. Вам не нужно отвечать тут же. Может быть, вы повысите зарплату, но не так, как просит сотрудник. Или дадите ему новых задач. Чтобы это решить, нужно время, поэтому попросите сотрудника зайти через два-три дня. Главное — он будет знать, что его вопросом занимаются.

Не выгоняйте. Если за повышением приходит наглый бездельник — отлично. Вы ему откажете и дадите повод для увольнения. Главное — будьте терпеливы: объясните, что не готовы повысить зарплату сейчас и в ближайшие полгода-год и даже не видите причин ее повышать. Либо он останется работать с прежней зарплатой, либо уволится. Хуже точно не будет.

Задача руководителя — сделать так, чтобы хороший сотрудник ушел спокойным. Даже если он не получит повышение, пусть знает, что это возможно в будущем и что его ценят и не хотят отпускать.

Выяснить причину

Плохой ответ

У меня долларовая ипотека

У меня на днях второй ребенок родится

Саша работает на такой же должности, но получает 45 000 рублей

Если не повысите зарплату, уйду к конкурентам

Хороший ответ

Я приходил в компанию работать со старыми клиентами, а теперь привожу еще новых. Я больше работаю, и думаю, зарплата уже не соответствует моей работе, поэтому хочу прибавку.

Последние полгода я выполняю планы продаж и в целом стал более сильным и опытным работником. Я готов взять на себя обучение новичков, чтобы мы продавали еще лучше. И за это я хочу больше получать.

Если я не дотягиваю до более высокой зарплаты, я готов нагнать. Чему мне нужно научиться, чтобы получать больше?

Мне некомфортно работать за прежнюю зарплату. Что я могу сделать, чтобы её увеличить?

Если сотрудник пришел с конкретным предложением по новой зарплате и обосновывает его — это хороший знак. В нашей культуре так не принято, принято жаловаться на низкую зарплату супругам, друзьям и родным, но только не начальнику. Поэтому представьте, сколько мужества потребовалось сотруднику. Видимо, и в работе он не жалуется на проблему, а решает ее.

Ипотека, дети, кредиты на машины — личные проблемы сотрудника, и не касаются компании.

Оценить бюджет

Бывает, руководитель не против повысить зарплату, но не может: бюджет сверстан, лишних денег нет.

Бюджет отдела на год 1 980 000 рублей.

Из них бухгалтеры вместе с налогами получают 1 560 000 рублей.

Марина получает в год 780 000 рублей вместе с налогами, а хочет получать больше. Компании зарплата Марины с прибавкой обойдется в 1 014 000 рублей в год.

Вместе с зарплатой второго бухгалтера и остальными расходами выходит 2 214 000 рублей.

Попробуйте калькулятор, который считает, сколько на самом деле стоит сотрудник: с зарплатой, налогами, отпуском и больничными

В такой ситуации руководители советуют три способа: закладывать запас на повышение зарплаты при найме, переходить на работу по подряду, переводить сотрудника на сдельную оплату.

С запасом на повышение просто. Руководитель нанимает менеджера на 35 000 рублей, но планирует повысить зарплату до 45 000 рублей через полгода, если он выполнит показатели. Деньги на повышение уже в плане. Это хороший способ, но если заранее такого не предусмотреть, он не сработает.

Если сотрудник открывает ИП, компания сможет платить больше без убытка для себя.

Трудовой договор

Компания платит 50 000 рублей

НДФЛ — 6500 рублей

Пенсионные взносы 30% — 15 000 рублей. Их платит компания

Сотрудник получает на руки 43 500 рублей. Компании он обходится в 65 000 рублей без отпускных и отгулов

Договор ИП

Компания платит 65 000 рублей

Налоги 6% — 3900 рублей в месяц

Страховые и пенсионные взносы в год — 23 153,33 рублей, в месяц — 1929,44 рублей

Сотрудник получает чистыми 59 170,56 рублей

Вариант кажется идеальным, но для сотрудника есть риски. По договору подряда он не получает больничные, ему не положен отпуск, а работу можно потерять за день. Поэтому на такие отношения сотрудник переходит только при полном доверии.

Для компании тоже есть риск. Сотрудник работал в штате, а теперь — как ИП. Налоговая может заподозрить, что компания уходит от налогов. Пока такие дела в судебной практике решаются в пользу компании, но лучше посоветуйтесь со своими юристами и бухгалтерами.

Еще один вариант — сдельная оплата. Сотрудник получает оклад и премию за показатели. Так у него появляется стимул работать лучше и повышается зарплата.

Директор уменьшает оклад и предлагает премию: 15 000 рублей за среднее время ответа десять минут, 20 000 — за пять. Кто не справляется — уходит, кто справляется — приносит прибыль компании и сам хорошо зарабатывает

Бывает, сотрудник хочет прибавку в 10 000 рублей, а компания может дать только пять. Не говорите, что денег нет, а разбейте повышение на два этапа. Сначала повысьте зарплату на пять тысяч и отметьте заслуги сотрудника. А потом договоритесь, при каких показателях повысите еще.

Сотруднику, который хочет не зарабатывать, а получать, откажется от сдельной системы, потому что придется много и хорошо работать. Это неплохо, выявите бездельника. Но обязательно спросите, почему сотрудник отказывается. Может, ему просто страшно, или он привык к конкретной сумме, потому что строго распределяет семейный бюджет.

Не вестись на манипуляцию

Если сотрудник приходит за повышением и готов обсуждать варианты, это нормально. Ненормально — если манипулирует. Чтобы не поддаваться на манипуляции, обратите внимание на такое поведение:

Сотрудник приходит не к прямому руководителю, а к главному шефу. Это значит, что-либо у них плохие отношения, либо сотрудник уже попробовал поговорить с руководителем и получил отказ. В любом случае узнайте, почему он пришел к вам, а потом переговорите с руководителем.

Отказывается обсуждать варианты: открывать ИП, брать новые задачи или работать с премией. Видимо, сотруднику не место в компании. Он хочет, чтобы для него напряглись, а сам не готов ничего менять.

КОРОЧЕ

Как действовать

Выслушать сотрудника. Пусть сам скажет, чего хочет

Манипуляторов и бездельников — увольнять, ценным сотрудникам — показывать их важность

Спрашивать о причинах повышения. Хорошо, если сотрудник рассказывает о работе и результатах. Плохо — о личных проблемах

Читайте также: