По вине работника пенсионного фонда не вовремя назначили пенсию что делать

Обновлено: 16.05.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Российские пенсионеры внимательно следят за всем, что связано с их пенсионными выплатами. Любая задержка пенсии даже в один день может вызвать переполох у пожилых граждан. Поэтому вопрос своевременности поступлений от государства один из самых важных после увеличения размера выплаты и индексации.

  1. Как можно получить пенсию в 2020 году
  2. Почему могут задержать пенсию
  3. Что делать при задержке
  4. Подача жалобы и решение проблемы через суд
  5. Почему происходили задержки в июле 2020 года
  6. Оформление пенсии через банк
  7. Как переоформить пенсию на карту банка
  8. Как проверить поступление пенсии по карте

Почему возможна задержка пенсии, и как себя вести, если выплата не поступила на карту в положенный день или ее не принесли доставщики, расскажет Бробанк.

Как можно получить пенсию в 2020 году

В 2020 году пенсионер может выбрать один из двух способов получения пенсии:

  1. На почте. Пенсионеру перечисляют деньги в почтовое отделение, их можно забрать при личном посещении или заказать доставку по адресу проживания. Во втором случае почтальон принесет деньги в день начисления.
  2. На банковскую карту. Это наиболее удобный способ, на который понемногу переходит большинство пенсионеров. Особенно актуальным дистанционный вид с зачислением на карту стал в период карантина, когда личные контакты желательно свести к минимуму.

Чаще всего пожилые граждане оформляют пенсионные карты в Сбербанке. Однако много других российских банков также предлагают карты для пенсионеров. Иногда условия обслуживания и программы лояльности в других банках могут оказаться более привлекательными, чем в самом крупном банке страны.

Обязательное условие при оформлении пенсионной карты – её подключение к платежной системе МИР. А вот выбор банка, который выпустит карту, остается на усмотрении гражданина.

Использовать пенсионную карту можно, как и все стандартные дебетовые карты. С нее снимают деньги, оплачивают покупки в магазинах, проводят операции в терминалах. В большинстве банков пенсионеры автоматически или по желанию получают доступ к интернет-банку и мобильному приложению. Доступ к личному кабинету банка позволяет проводить любые операции, совершать платежи и переводы.

Причины задержки пенсии могут быть разными

В зависимости от того, куда поступает пенсия на карту или на почту, причины задержки выплат могут быть разными. Перед тем как решить, что пенсионные выплаты действительно задерживают, нужно разобраться с графиком выплат. То, в какой именно день поступает пенсия, зависит от места проживания. Иногда выплаты могут выпасть на тот день, когда в стране праздник или нерабочий день. В таком случае пенсию должны выплачивать раньше положенного по графику срока, в предшествующий рабочий день. Но бывает, что деньги поступают и после выходных и праздников.

Почему могут задержать пенсию

Если факт задержки установлен, можно выяснять причину, почему нет начислений. Предпосылок может быть много: от тяжелых экономических ситуаций до простого человеческого фактора. Наиболее распространенные причины, по которым задерживают выплаты пожилым людям:

Это наиболее частые причины задержки платежей пенсионерам. Чаще всего происходят просрочки в декабре и январе. В конце старого и начале нового года могут возникнуть технические неполадки или перебои с финансированием в связи с продолжительными праздничными днями.

Что делать при задержке

Если задержка произошла по одной из перечисленных причин, можно начинать действовать. Но не стоит паниковать раньше срока. При технических проблемах или ошибке в работе российских соцслужб деньги могут прийти уже на следующий день. Поэтому для начала стоит подождать не меньше 5-7 дней. Если и после этого деньги не поступили на банковскую карту, действуйте по инструкции:

  1. Обратитесь в отделение банка и возьмите справку о том, что пенсию не зачислили в определенный день. Сотрудники банка обязаны дать заверенную выписку по счету, из которой видно, что в текущем периоде не было пенсионных поступлений.
  2. С собранными доказательствами из банка отправляйтесь в отделение Пенсионного Фонда.

Поданные документы рассмотрят сотрудники ПФР. После проведения расследования вам сообщат, почему произошла задержка выплат. Кроме этого, сотрудники укажут новый срок, когда поступит пенсия. В большинстве случаев этого достаточно, деньги поступают в оговоренный период и проблема ликвидируется.

Подача жалобы и решение проблемы через суд

Если ответ от Пенсионного Фонда не поступает, можно подать жалобу:

  • в Пенсионный Фонд РФ;
  • в банковское учреждение;
  • или прокуратуру.

Иногда задержка пенсии происходит из-за того, что человек оформил новую карту

У каждой из инстанций срок на рассмотрение проблемы – 1 месяц. Жалобу можно оформить в свободной форме, но она обязательно должна содержать:

  • наименование организации, в которую подаете жалобу;
  • личные данные пенсионера: ФИО, адрес, номер телефона;
  • суть претензии: подробное описание ситуации;
  • требования к организации, при этом обязательно нужны отсылки на действующее законодательство;
  • дату заполнения претензии;
  • список документов, которые прилагаются к жалобе;
  • подпись.

Если и подача жалобы не принесла результатов, можно обращаться в суд. При написании иска лучше воспользоваться услугами юристов. Но и самостоятельно заполнить судебный иск можно с использованием образцов из интернета.

Почему происходили задержки в июле 2020 года

На официальном сайте Пенсионного Фонда было опубликовано предупреждение о вероятных задержках в выплате пенсии в июле 2020 года. Выдачу пенсионных платежей производят обычно с 3 по 23 число месяца. Тем, кто должен получать деньги 12 июля, выплаты перенесли на 13 июля, так как 12 число выпадало на воскресенье.

Это нередкая практика, поэтому массовых негативных реакций не вызвало. Сотрудники Пенсионного Фонда утверждали, что долгих задержек в этом случае быть не может. Обо всех просрочках при зачислении, которые могут быть, ПФР уведомляет граждан России на официальном сайте.

Также на сайте ПФР уточнили, что пенсионеры могут ознакомиться с точным графиком получения пенсии. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение Пенсионного Фонда, где сотрудники сообщат актуальную информацию. Если пенсионные выплаты поступают наличными на почте, график выдачи денег будет зависеть от рабочих часов отделения.

Оформление пенсии через банк

Теперь оформить пенсию, получить соцстраховку и проверить наличие начисленных налогов можно будет в отделениях банков, через интернет-банк или мобильное приложение. Такую возможность протестируют на эффективность в рамках эксперимента на протяжении 2021 года. Тестирование услуги проходит в нескольких регионах:

  • Башкирия;
  • Астраханская область;
  • Кировская область;
  • Московская область;
  • Санкт-Петербург.

Некоторые банки в этих регионах будут оказывать гражданам услуги ПФР, ФСС, ФНС и ФССП.

Сейчас гражданам нужно лично посещать отделения банка и Пенсионного Фонда. При этом примерно треть поданных заявлений не проходят в Пенсионном Фонде из-за ошибок в оформлении документов. Но до начисления первых пенсионных платежей гражданин может об этом даже не знать. С новой услугой пенсионеры смогут подать заявление и получить ответ от банка, приняли его документы или нет.

Но даже сейчас можно оформить выплаты дистанционно через сайт госуслуг или ПФР. В этом случае не надо приносить документы лично, так как используют те данные, которые работодатели переводят в Пенсионный Фонд. Но не для всех видов пенсий доступен онлайн-сервис. Например, для подтверждения рабочего стажа на Севере или для продления выплат по доверенности до сих пор нужно посещать отделение ПФР лично.

Задержка пенсии может быть вызвана техническим сбоем на стороне банка

В ходе эксперимента с включением в процесс банковских организаций граждане смогут оформить пенсии и получить необходимые сведения двумя способами: онлайн и офлайн. При офлайн оформлении нужно посетить офис банка, а при онлайн обслуживании – авторизоваться в мобильном приложении банка через сайт госуслуг. В эксперименте уже собираются принять участие такие банки как Сбербанк, Газпромбанк, Промсвязьбанк, Россельхозбанк, ВТБ и Совкомбанк.

Как переоформить пенсию на карту банка

Чтобы перевести пенсионные платежи на банковскую карту, нужно собрать:

  • гражданство РФ;
  • удостоверение пенсионера;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования – на нем должен быть указан СНИЛС;
  • документ, который подтвердит регистрацию в населенном пункте, где пенсионер получает выплаты.

После того, как соберете все необходимые документы, можно переходить к переоформлению пенсии:

  1. Посетите отделение банка, в котором хотите оформить пенсионную карту, с заявлением и необходимыми документами.
  2. Заключите договор на банковское обслуживание. В него обычно входит выдача пенсионной карты и открытие счета. Иногда включают выпуск дополнительной карты, прикрепленной к счету пенсионера, если он захочет предоставить доступ к средствам другим лицам.
  3. Сходите в отделение ПФР и заполните заявление о переводе пенсии на банковский счет. Обязательно укажите актуальные реквизиты для зачисления пенсии.

Учитывайте, что при переходе на пенсионную банковскую карту, сроки начисления пенсии могут измениться. Узнать точную дату получения пенсии можно в банке-эмитенте или в Пенсионном Фонде РФ.

Если пенсионер принимает решение о смене обслуживающего банка, новая дата поступления пенсионных выплат тоже может измениться. Кроме того в большинстве случаев придется еще раз проходить всю процедуру.

При задержке пенсии стоит уточнить причину этой ситуации в банке

В большинстве банков условия обслуживания для пенсионеров схожие. Но если речь заходит о перспективах сотрудничества, например, получении кредита или кредитной карты, следует изучить предложения в нескольких банках и выбрать самые выгодные.

Как проверить поступление пенсии по карте

Чтобы узнать, пришла пенсия на пластиковую карту или нет, воспользуйтесь одним из 3 вариантов:

Через личный кабинет банка пенсионер может платить за коммунальные услуги, переводить деньги, пополнять счет мобильного телефона или получать переводы от детей и близких. Кроме того любую пенсионную карту можно подключить к программе лояльности и получать бонусы или кэшбек по карте.

В общем порядке основанием для назначения страховой пенсии по возрасту является уведомление, которое ПФР в установленный срок направляет в адрес заявителя. При определенных условиях ПФР вправе отказать гражданину в назначении страховой пенсии. В каких случаях и в соответствии с какими основаниями Пенсионный фонд может отказать в пенсионных выплатах, можно ли оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

  • достижение гражданином пенсионного возраста;
  • наличие трудового стажа;
  • ИПК не ниже минимально необходимого показателя.

В случае, если одно (или несколько) из вышеперечисленных требований не выполнено, ПФР вправе отказать заявителю в назначении страховой пенсии по возрасту.

Информация об отказе в пенсии направляется гражданину в виде уведомления. В случае, если условия назначения страховой пенсии не выполнены, ПФР направляет на электронную почту заявителя (или представителя) уведомление с информацией об отказе, с указанием законных оснований. Срок подачи уведомления – в течение 15 рабочих дней с момента обращения гражданина за пенсией.


Отсутствие стажа

Наиболее распространенной причиной, по которой ПФР отказывает гражданину в назначении страховой пенсии по возрасту, является отсутствие у заявителя необходимого страхового стажа. Граждане, которые обращаются в ПФР за пенсией в 2018 году, должны иметь стаж минимум 9 лет.

При расчете стажа учитываются следующие периоды:

Основанием для подтверждения стажа является трудовая книжка с содержащимися в ней записями. Кроме того, подтвердить страховой стаж можно договорами гражданско-правового характера, актами выполненных работ в рамках таких договоров, справками, выданными муниципальными/государственными учреждениями в установленном порядке.

В случае, если на момент обращения за пенсией общий страховой стаж гражданина составляет меньше 9 лет, то в назначении страховой пенсии по возрасту ему будет отказано.


Показатель ИПК ниже установленного

Положениями Пенсионной реформы 2015 года в действующее законодательство введено новое понятие – индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Данный показатель рассчитывается на основании суммы страховых взносов, перечисленных гражданином в ПФР в течение трудовой деятельности.

Для приобретения права на страховую пенсию по возрасту в 2018 году гражданин должен иметь ИПК не ниже 13,8.

Согласно формуле расчета, размер ИПК повышается прямо пропорционально размеру уплаченных страховых взносов, сумма которых, в свою очередь, зависит от официального заработка будущего пенсионера. Таким образом, чем больше зарплата гражданина, тем больше ИПК он накопит в течение трудовой деятельности.

Аналогичное правило действует в отношении самозанятых лиц. Исключение составляют ИП, которые уплачивают страховые взносы за себя. Для данной группы предпринимателей размер взносов является фиксированным. Поэтому независимо от уровня дохода, ИПК для ИП, работающих самостоятельно, накапливается в установленном размере.

Расчет показателя ИПК производится сотрудниками ПФР на основании отчетов, предоставленных ФНС. Если по итогам расчетов значение ИПК будет меньше 13,8 (при обращении в ПФР в 2018 году), то заявителю будет направлено уведомление об отказе в назначении страховой пенсии.


Гражданин не достиг пенсионного возраста

Одним из оснований для обращения за страховой пенсией по старости является достижение гражданином пенсионного возраста. По состоянию на 2018 году для того, чтобы получить право на пенсионные выплаты гражданину должно исполниться 55/60 лет (Ж/М).


Недостоверность предоставленной в ПФР информации

В ряде случаев отказ ПФР в назначении страховой пенсии может быть связан с недостоверностью информации, предоставленной заявителем при обращении в Пенсионный фонд. Если ПФР будет установлено, что документы, поданные гражданином в ПФР, содержат недостоверные сведения, то в его адрес поступит отказ в назначении страховой пенсии.

Могут ли отказать в назначении страховой пенсии инвалиду?

Граждане с инвалидностью могут оформить страховую пенсию вне зависимости от возраста при соблюдении следующих условий:

  • наличие страхового стажа от 1-го дня;
  • документальное подтверждение присвоенной группы инвалидности.

Если инвалид не имеет стажа, то в назначении страховой пенсии по инвалидности ему будет отказано, вместо чего назначена социальная пенсия по инвалидности в фиксированном размере.

Кроме того, возможно приостановление выплаты пенсии, ранее назначенной в связи с инвалидностью в случае, если гражданин не явился на очередное переосвидетельствования МСЭ.

Как оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

Если гражданин получил от ПФР уведомление об отказе в назначении страховой пенсии, но считает это решение несправедливым и необоснованным, он вправе оспорить отказ в досудебном порядке либо обратиться с иском в суд.


Досудебный порядок

В случае если гражданин исправит все ошибки и несоответствия в течение 3-месячного срока с момент получения уведомления, ему будет назначена страховая пенсия в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем первоначального обращения.

Гражданин может доказать свое право на получение пенсии в досудебном порядке даже в случае, если им от ПФР получен официальный отказ в назначении выплаты. Это возможно при условии наличия документов, подтверждающих стаж, суммы взносов, перечисленных в ПФР, а также прочих бумаг, которые подтверждают право заявителя на страховую пенсию.


Судебная практика

Нередки случаи, когда после получения отказа от ПФР в назначении выплаты, заявитель не может урегулировать вопрос в досудебном порядке, в связи с чем вынужден обращаться в суд.

Решение вопросов о подтверждении права гражданина на получение страховой пенсии выноситься по результатам стандартного судебного производства. Для того чтобы отстоять свое право на пенсию, гражданину следует подать в суд иск, к которому приложить документы, подтверждающие право на пенсию (подтверждение стажа, перечисления взносов, т.п.). По итогам рассмотрения дела суд вынесет решение в пользу истца, либо подтвердить правомерность отказа ПФР в назначении выплаты.

Судебная практика последних лет показывает, что решения о подтверждении права на пенсию все чаще выноситься в пользу рядовых граждан. Таким образом, при наличии достаточного количества документальных оснований, гражданин имеет все шансы отстоять свое право на пенсию в суде.

Информация подготовлена с использованием материала Справочно-консультационного центра по пенсиям. Подробнее со статьей можно ознакомиться здесь.

Читайте также: