По каким показателям оценивается чистота воздуха в больничных помещениях

Обновлено: 18.05.2024

Чтобы получить коммерческое предложение, напишите запрос на e-mail или отправьте быструю заявку

Нормы минимального воздухообмена в учреждениях здравоохранения

Расчетная температура, кратность воздухообмена, категория по чистоте помещений

Кабинеты специализированного акушерско-гинекологического приема:

врача-гинеколога-эндокринолога профилактики и лечения невынашивания беременности

Кабинет для физиопсихопрофилактической подготовкибеременных к родам:

зал для группых занятий на 5-7 человек

Кабинет препатальной диагности:

ультразвукового сканирования, фоноэлектрокардиографии, кардиомониторного наблюдения, медико-генетического наблюдения

старшей мед. сестры

Отделение хирургической стоматологии:

комната временного пребывания больних после операции

Отделение ортопедической стоматологии:

* Примечание: Кратность воздухообмена — санитарный показатель состояния воздушной среды в помещении: отношение часового объема удаляемого или подаваемого воздуха к внутреннему объему помещения.
Кратность воздухообмена определяется СНиП (Строительными Нормами и Правилами) и зависит от назначения помещения, количества оборудования, выделяющего тепло, а также от того, сколько людей находится в помещении. Как правило, для жилых помещений необходимая кратность воздухообмена составляет единицу, в то время как для рабочих помещений (офис и др.) это значение должно составлять 2-3.

Помещения категории "Ч" (чистые помещения) - это помещения, в которых отсутствуют выделения резких запахов, влаговыделения, большие тепловыделения, микробные загрязнения и вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК. Помещения категории "ОЧ" (особо чистые) - это помещения, к которым предъявляются особые требования по обеспечению стерильности среды. Помещения категории "Г" (грязные) - это помещения, в которых присутствует хотя бы одна из вредностей, недопустимых для категорий "Ч" и "ОЧ".

Параметры микроклимата в помещениях стоматологических поликлиник с постоянным пребыванием врачей

Параметры микроклимата в помещениях стоматологических поликлиник с временным пребыванием врачей

Расчетный период года Температура воздуха, `С Относительная влажность воздуха, % Подвижность воздуха, м/с
Холодный переходный 17-25 Не более 75 0,2-0,3
Теплый Не более 25 Не более 65 0,2-0,5

Наименование
помещения
Максимальная
плотность
Норма воздухообмена по ASHRAE 62–1–2004 Норма воздухообмена по ASHRAE 62–1–1999 Норма воздухообмена по АВОК–1–2002* Примечания
м²/чел. м³/(ч •чел.) м³/(ч • м2) м³/(ч •чел.) м³/(ч • м2) м³/(ч •чел.) м³/(ч • м2)
БОЛЬНИЦА:
Палаты больниц 10 47 4,7 30 6* 80 16* * при плотн. 5
м²/чел.
Процедурные 5 28 5,6 30 6 60 12
Операционные 5 54 10,8 54 10,8 80 16

Мы - профессиональная инжиниринговая проектно-монтажная компания. На нашем сайте Вы можете получить коммерческое предложение и найти необходимую информацию.

Чтобы получить коммерческое предложение, напишите запрос на e-mail или отправьте быструю заявку

Получить коммерческое предложение

Получите коммерческое предложение по вашему объекту, отправив сейчас быструю заявку.

в медицине

Классификация чистых помещений в медицинских учреждениях

Таблица 1. Классификация помещений лечебных учреждений
Группа помещений Назначение
1 Высокоасептические операционные с однонаправленным потоком воздуха
2 Палаты интенсивной терапии с однонаправленным потоком воздуха
3 Операционные без однонаправленного потока воздуха или с однонаправленным потоком с меньшей площадью сечения, чем для помещений группы 1
Помещения с повышенными требованиями к чистоте без однонаправленного потока воздуха
4 Помещения, не требующие специальных мер защиты больного, персонала и других больных
5 Помещения для инфицированных больных (изоляторы)
Операционные для больных с гнойной инфекцией, больных с анаэробной инфекцией и др., в которых следует предусматривать зоны с однонаправленным потоком воздуха с сечением 3,0-4,0 м 2 .

Для большинства помещений лечебных учреждений, за исключением палат общего назначения и вспомогательных помещений, предусмотрены специальные требования к чистоте воздуха.

Таблица 2. Основные требования к чистоте воздуха в помещениях в оснащенном состоянии
Группа помещений Максимально допустимое число частиц в 1 м 3 воздуха (частиц с размерами 0,5 мкм) Класс чистоты помещения по ГОСТ ИСО 14644-1-2017
1 Зона операционного стола 3520 5 ИСО
Зона, окружающая операционный стол 35200 6 ИСО
2 Зона постели больного 3520 5 ИСО
Зона, окружающая постель больного 35200 6 ИСО
3 * 3520000 8 ИСО
4 нe нормируется
5 * 3520000 8 ИСО
* При наличии зоны с однонаправленным потоком воздуха требования к ней соответствуют требованиям к чистоте воздуха в зоне операционного стола (группа 1)

Для чего проводить аттестацию чистых помещений в медицинских учреждениях?

Проводить испытания чистых помещений медицинских учреждений по ГОСТ Р ИСО 14644-3-2007 необходимо для того, чтобы подтвердить, что чистые помещения после завершения строительства или реконструкции отвечают требованиям нормативной документации и могут эксплуатироваться в соответствии со своим назначением. Практика показывает, что в ходе испытаний могут быть выявлены и оперативно устранены несоответствия, связанные, например, с ошибками, допущенными при монтаже конструкций и фильтров чистых помещений, или неправильной регулировкой систем отопления, вентиляции и кондиционирования медицинского учреждения. Несоответствия, связанные с ошибками, допущенными при проектировании, к сожалению, оперативно устранить чаще всего невозможно.

Параметры, определяемые при аттестации чистых помещений в медицинских учреждениях

Кроме концентрации аэрозольных частиц и класса чистоты помещения, в помещениях лечебных учреждениях подлежат контролю и другие параметры: скорость однонаправленного потока воздуха, перепад давления между смежными зонами разного класса чистоты (или скорость вытесняющего потока воздуха), параметры микроклимата (температура и влажность), расход наружного (приточного) воздуха и кратность воздухообмена. Для помещений с однонаправленным потоком воздуха, воздух в которые подается через ламинарные потолки с финишными HEPA-фильтрами, также может выполняться контроль целостности установленной системы фильтрации.

Испытания чистых помещений в лечебных учреждениях:

  • Концентрация частиц с размерами > 0,5 мкм
  • Класс чистоты помещения (отдельно для помещения и зоны операционного стола при наличии однонаправленного потока воздуха)
  • Скорость однонаправленного потока воздуха при наличии ламинарной зоны
  • Температура воздуха
  • Относительная влажность воздуха
  • Стабильность поддержания температуры и влажности (при необходимости)
  • Перепад давления между зонами разных классов чистоты
  • Скорость вытесняющего потока воздуха
  • Целостность фильтров (при необходимости)

Как проводится аттестация чистых помещений в медучреждениях?

Как и при валидации на фармацевтическом производстве, обязательным испытанием в чистых медицинских помещениях является проверка соответствия класса чистоты помещения установленным требованиям. При этом контроль проводится по частицам с размерами > 0,5 мкм.

Измерение концентрации частиц для зоны с однонаправленным потоком воздуха проводится в плоскостях сечения потока, перпендикулярных к направлению движения потока воздуха на расстоянии 30 см от поверхностей фильтров (ламинаризаторов) и на расстоянии 30 см от верхней поверхности операционного стола (постели больного) и стола для инструментов. При этом, если предусмотрен контроль целостности фильтров методом сканирования, ГОСТ Р 52539-2006 допускает проводить измерения концентрации частиц только на расстоянии 30 см от верхней поверхности операционного стола (постели больного) и стола для инструментов.

Хотя проверка целостности установленной системы фильтрации не является обязательным испытанием по ГОСТ Р 52539-2006, мы рекомендуем проводить ее на начальном этапе аттестации помещения, поскольку это позволяет идентифицировать поврежденные и неправильно установленные фильтры, заменить их, и избежать проблем при измерении класса чистоты.

В операционных и других помещениях, где чистота воздуха обеспечивается при помощи однонаправленного потока воздуха, проводится измерение скорости однонаправленного потока и оценка его равномерности. В соответствии с ГОСТ Р 52539-2006 измерение скорости однонаправленного потока воздуха должно проводиться на расстоянии от 10 до 30 см от поверхности финишных фильтров:

Скорость однонаправленного потока воздуха определяется на расстоянии 10-30 см от поверхности фильтра (ламинаризатора). Точки измерения должны быть равномерно распределены по поперечному сечению потока воздуха на расстоянии не менее 0,5 м друг от друга. Число точек должно быть не менее четырех.

Поскольку методика определения скорости ламинарного потока, приведенная в ГОСТ Р ИСО 14644-3-2007, регламентирует проведение замеров на расстоянии от 15 до 30 см, измерения обычно проводятся на расстоянии 15 см от поверхности фильтров. В зависимости от применяемого способа разделения чистых зон с разными классами чистоты, может проводиться измерение перепадов давления между смежными помещениями или измерение скорости вытесняющего потока.

Контроль параметров микроклимата - еще один обязательный параметр испытаний чистого помещения в медицинских учреждениях. Измерения проводятся в течение часа на уровне поверхности операционного стола.

ГОСТ Р 52539-2006 регламентирует проведение измерений расхода воздуха и кратности воздухообмена в построенном состоянии, при этом ГОСТ Р ИСО 14644-3-2007 допускает совмещать аттестацию в построенном и оснащенном состояниях. На практике это означает, что нет необходимости отдельно проводить замеры расхода и кратности воздухообмена в построенном состоянии, а затем, после монтажа медицинского оборудования и мебели, - испытывать чистые помещения по остальным параметрам.

Отчет об испытаниях чистых помещений в медицине

Отчет об испытаниях чистых помещений в медицине включает в себя протоколы испытаний и при необходимости - акты испытаний со всеми первичными данными и расчетами.

Задачи проектирования систем вентиляции и кондиционирования воздуха в лечебно-профилактических учреждениях (в дальнейшем ЛПУ) остаются неизменно актуальными на протяжении нескольких десятилетий.

Поднимая вопрос о проектировании систем вентиляции ЛПУ, следует понимать, что специфика инженерных решений напрямую связана с особенностями рассматриваемых объектов, и требования к системам вентиляции и кондиционирования воздуха ЛПУ отличаются от предъявляемых к другим типам зданий нормативов. В статье приведены различные схемы организации воздухообмена помещений в зависимости от их назначения и планировочных особенностей.

Несмотря на то, что ЛПУ относятся к общественным зданиям [1], они выделяются в отдельную группу учреждений, к которым предъявляются иные требования в области проектирования инженерных систем. Опыт проектной работы, а также статистический анализ решений, мнений и востребованных вопросов специалистов в области проектирования медицинских учреждений позволяют сделать вывод, что процесс проектирования в данной области представляет достаточно серьезную проблему.

Лечебно-профилактические здания очень разнообразны по медико-технологическому назначению и представляют широкий спектр учреждений: специализированные, общеклинические и инфекционные больницы, родильные дома, поликлиники и диспансеры, реабилитационные, диагностические и стоматологические центры, медицинские научно-исследовательские институты, лаборатории, а также санатории, водолечебницы, санэпидстанции, виварии, подстанции скорой помощи, аптеки, производства лекарств в асептических условиях и даже молочные кухни, сауны и т.д.

Существенно изменились медицинские технологии, появились новые заболевания, что приводит к строительству медицинских объектов со специфической технологией организации вентиляции, например, больницы для ВИЧ-инфицированных, иммуннодефицитных больных и экстракорпоральных методов лечения. Такое разнообразие учреждений по типу оказываемой медицинской помощи приводит к наличию в объеме одного здания помещений с различными классами чистоты.

Допустимые уровни бактериальной обсемененности воздушной среды помещений лечебных учреждений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты

Класс Название помещения Санитарно-микробиологические показатели
Общее количество микроорга- низмов в 1 м 3 воздуха, КОЕ/м 3 Количество колоний Staphylococ- cus aureus в 1 м 3 воздуха, КОЕ/м 3 Количество плесневых и дрожжевых грибов в 1 дм 3 воздуха
до начала работы во время работы до начала работы во время работы до начала работы во время работы
Особо чистые (А) Операционные, родильные залы, асептические боксы для гематологических, ожоговых пациентов, палаты для недоношенных детей, асептический блок аптек, стерилизационная (чистая половина), боксы бактериологических лабораторий Не более 200 Не более 500 Не должно быть Не должно быть Не должно быть Не должно быть
Чистые (Б) Процедурные, перевязочные, предоперационные, палаты и залы реанимации, детские палаты, комнаты сбора и пастеризации грудного молока, ассистентские и фасовочные аптек, помещения бактериологических и клинических лабораторий, предназначенные для проведения исследований Не более 500 Не более 750 Не должно быть Не должно быть Не должно быть Не должно быть
Условно- чистые (В) Палаты хирургических отделений, коридоры, примыкающие к операционным, родильным залам, смотровые, боксы и палаты инфекционных отделений, ординаторские, материальные, кладовые чистого белья Не более 750 Не более 1000 Не должно быть Не более 2 Не должно быть Не должно быть
Грязные (Г) Коридоры и помещения административных зданий, лестничные марши лечебно-диагностических корпусов, санитарные комнаты, туалеты, комнаты для грязного белья и временного хранения отходов Не нормируется Не нормируется Не нормируется

Требования к системам вентиляции и кондиционирования воздуха

Существующая практика проектирования ЛПУ приводит к компактности, увеличению вместимости и этажности зданий, что не позволяет разобщить грязные и чистые помещения. Кроме того, в зданиях всегда имеют место перетекания воздушных потоков как между смежными помещениями в плане одного этажа, так и между этажами по высоте здания – через лестничные клетки, лифтовые узлы и другие вертикальные шахты.

Это приводит к взаимосвязи помещений между собой потоками воздуха и росту переноса инфекции между ними, с учетом того, что ВБИ передается чаще всего воздушным путем, и в 90% случаев – с потоками воздуха. Таким образом, медико-технологические, конструктивные особенности ЛПУ и санитарно-гигиенические условия воздушной среды определяют следующие требования к вентиляции ЛПУ и системам кондиционирования воздуха:

  • поддержание требуемых параметров микроклимата помещений (расчетной температуры, подвижности, относительной влажности воздуха);
  • поддержание требуемых санитарных и микробиологических параметров воздушной среды помещений (нормы кислорода, химической, радиологической и бактериальной чистоты воздуха помещений, отсутствие запахов);
  • исключение возможности перетекания воздуха из грязных зон в чистые при функционировании системы вентиляции ЛПУ;
  • создание изолированного воздушного режима палат, палатных секций и отделений, операционных и родовых блоков и других структурных подразделений ЛПУ с целью исключения переноса инфекции из помещений и обеспечения требуемого класса чистоты воздушной среды помещений;
  • препятствие образованию и накоплению статического электричества и устранение риска взрыва газов, применяемых при наркозах и других технологических процессах;
  • соответствие требованиям нормируемых значений уровня шума и вибрации от работы оборудования систем вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • обеспечение охраны окружающей среды от вентиляционных выбросов вредных веществ.

При этом также должны учитываться следующие неблагоприятные внешние и внутренние факторы:

  • качество наружного воздуха, используемого в приточных системах;
  • высокая тепловая нагрузка помещений, оснащенных технологическим оборудованием;
  • выделение вредных газообразных и аэрозольных химических веществ, применяемых для наркоза и дезинфекции, наличие интенсивных специфических запахов;
  • наличие источников внутрибольничной инфекции и возможных воздушных путей ее распространения.

Одним из основных способов исключения перетекания воздуха из грязных зон в чистые и создания изолированного воздушного режима основных структурных подразделений ЛПУ является правильная организация воздухообмена помещений, которая сводится к тому, чтобы задать воздушным потокам требуемое направление: из чистых помещений в менее чистые и грязные. Это возможно за счет устройства дисбалансов воздуха, подаваемых и удаляемых системами приточно-вытяжной вентиляции. Под дисбалансом обычно понимается разность между количеством подаваемого и удаляемого воздуха.

Ниже рекомендуются различные схемы организации воздухообмена помещений в зависимости от их назначения и планировочных особенностей.

Вентиляция ЛПУ — палатная секция

Как правило, согласно [2, 3], при палатах предусматривается устройство шлюза (входная группа с санузлом и душевой кабиной или без нее). Реже встречаются случаи, когда вход в палаты организован непосредственно из коридора секции. В основном это ранее построенные здания, подлежащие реконструкции, или современные проекты зарубежных авторов, работающих не по российским стандартам. Поэтому рассмотрим две планировки палат: с припалатным шлюзом и без него.

1. Палаты неинфекционные (для взрослых больных, детей и совместного пребывания матери и новорожденного ребенка)

Палаты со шлюзом, оборудованным санузлом и душевой кабиной (рис. 1)

Рисунок 1. Схема организации воздухообмена в палатах, оборудованных шлюзом с санузлом и душевой кабиной (план): а – палаты на 1–2 койки; б – палаты на 3–4 койки; 1 – палата на 1 койку; 2 – палата на 2 койки; 3 – палата на 3–4 койки; 4 – санузел; 5 – душевая кабина; 6 – шлюз припалатный; 7 – коридор палатной секции

В случае планировки палат с припалатным шлюзом движение воздуха должно быть организовано из палат и коридора в шлюз.

В палатах на 1–2 койки (рис. 1а) следует предусмотреть устройство притока с вытяжкой из шлюза (из санузла и душевой кабины) с преобладанием вытяжки над притоком. В дальнейшем превышение вытяжки над притоком в шлюз будем называть дисбалансом шлюза – Lшл. В соответствии с нормами [3], эту величину следует принимать в количестве 50 м 3 /ч. Это значение, которое обычно принимают проектировщики, не всегда достаточно для обеспечения стабильного движения воздуха в требуемом направлении. Поэтому по результатам исследований рекомендуемое значение Lшл может быть не менее 100 м 3 /ч.

где Lп пал – расход воздуха, подаваемого в палату, м 3 /ч;

Lтр – требуемое значение расхода воздуха, подаваемого в палату, определяемое по санитарной норме;

Lшл – дисбаланс шлюза, принимаемый 50 м 3 /ч;

Lу шл; Lу с.у; Lу д.к – нормативный расход воздуха, удаляемого из шлюза, санитарного узла и душевой кабины, соответственно, м 3 /ч.

По [5] Lу с.у = 50 м 3 /ч; Lу д.к. = 75 м 3 /ч.

Пример. Две палаты на 1 койку (рис. 1а): Lп пал = 80 м 3 /ч.

В шлюз перетекает Lпер пал = 80 х 2 = 160 м 3 /ч, Lу шл = 160 + 50 + 75 + 50 = 335 м 3 /ч.

В палатах на 3–4 койки (рис. 1б) следует устраивать приточно-вытяжную вентиляцию. Тогда количество приточного воздуха в палату составит Lп пал = Lтр, вытяжного – 50 % от объема притока. Остальной объем удаляемого воздуха компенсируется вытяжкой из санузла и душевой кабины с преобладанием вытяжки над притоком в палату на 50 м 3 /ч.

где Lу пал – расход воздуха, удаляемого из палаты.

Пример. Две палаты на 3 койки (рис. 1б):

Lтр = 80 м 3 /ч; Lп пал = 80 х 3 = 240 м 3 /ч; Lу пал = 0,5 x 240 = 120 м 3 /ч; Lу шл = 120 + 50 + 75 + 50 = 295 м 3 /ч.

В коридоре палатной секции следует устраивать приток воздуха, расход которого определяется по балансу выходящих в него помещений:

где m – число припалатных шлюзов, выходящих в коридор;

Lпом кор – дисбаланс других лечебно-вспомогательных помещений, выходящих в коридор.

Такая схема организации воздухообмена палат исключает перетекание воздуха из палат в коридор и из коридора в палаты.

Рисунок 2. Схема организации воздухообмена в палатах без шлюза (план): 1 – палата; 2 – коридор палатной секции

В случае, когда проектом шлюз не предусмотрен, перетекание воздуха нужно организовать из палат в коридор, как более грязное помещение. Для этого в палату следует подавать воздух в размере: Lп пал = Lтр = 100%, а удалять Lу пал = 0,5 Lп пал. Остаток приточного воздуха Lпер пал перетекает из палат в коридор. Расход воздуха, удаляемого из коридора: Lу кор = Lпер пал х m + Lпом кор, м 3 /ч.

Пример. Палатная секция состоит из десяти 2-коечных палат, 1 процедурной (Lп = 80 м 3 /ч, Lу = 120 м 3 /ч), 1 кабинета врача (Lп = 60 м 3 /ч, Lу = 60 м 3 /ч). Lп пал = 80 х 2 = 160 м 3 /ч (рис. 3). Найти объем вытяжки из коридора.

Lу пал = 0,5 х 160 = 80 м 3 /ч; перетекает в коридор Lпер пал = 80 х 10 = 800 м 3 /ч, дисбаланс процедурной Lпр = 120 – 80 = 40 м 3 /ч, кабинета врача – 0. Lу кор = 800 – 40 = 760 м 3 /ч.

Рисунок 3. Схема организации воздухообмена в палатной секции, состоящей из 10 палат: 1 – палата на 2 койки; 2 – процедурная; 3 – кабинет врача; 4 – коридор

2. Палаты психиатрические (рис. 4)

Особенность эксплуатации таких палат заключается в необходимости фиксирования дверных проемов в открытом положении. Приток в палаты осуществляется из коридора через дверные проемы, удаление непосредственно из палат: Lп пал = Lу пал = Lтр. В коридоре требуется подпор в 0,5-кратном размере.

Рисунок 4. Организация воздухообмена в психиатрических палатах (план): 1 – палата; 2 – шлюз при палате; 3 – коридор; 4 – открытая дверь; 5 – санузел; 6 – душевая кабина

3. Палаты для новорожденных, недоношенных и травмированных детей

Пример. Дано: полубокс из 4-х детских палат на 1 койку, объединенных общим шлюзом. Размер шлюза: длина 10 м, ширина 2 м, высота 3 м. Найти расход воздуха, подаваемого, удаляемого в полубоксе. Две палаты на 3 койки (рис. 1б): Lтр = 80 м 3 /ч; Lп пал = 80 х 3 = 240 м 3 /ч; Lп пал = 0,5 х 80 = 40 м 3 /ч; из шлюза перетекает в коридор Lпер пал = 80 – 40 = 40 м 3 /ч; объем шлюза Vшл = 10 х 2 х 3 = 60 м 3 /ч, Lшл = 1,5 х 60 = 90 м 3 /ч, Lп шл = 40 х 4 х 90 = 250 м 3 /ч.

Пример. Дано: полубокс из 3-х детских палат на 2 койки, припалатного шлюза с размерами: длина 7,5 м, ширина 2 м, высота 3 м. Найти расход воздуха, подаваемого, удаляемого в полубоксе: Lп пал = 80 х 2 = 160 м 3 /ч; Lу пал = 0,5 х 160 = 80 м 3 /ч; из палаты перетекает в шлюз Lпер пал = 80 х 3 = 240 м 3 /ч; объем шлюза Vшл = 7,5 х 2 х 3 = 45 м 3 /ч, Lу шл = 240 м 3 /ч, Lп шл 1,5 х 45 = 67,5 = 70 м 3 /ч.

Пример. Дано: полубокс из 3-х детских палат на 1 койку (рис. 6) и палатного шлюза размерами: длина 7,5 м, ширина 2 м, высота 3 м. Найти расход воздуха, подаваемого, удаляемого в полубоксе: Lп пал = 80 м 3 /ч; Lу пал = 0,3 х 80 = 24 м 3 /ч; из палаты перетекает в шлюз Lпер пал = 80 – 24 = 56 м 3 /ч; объем шлюза Vшл = 7,5 х 2 х 3 = 45 м 3 /ч, Lшл = 1,5 х 45 = 67,5 м 3 /ч. Lу шл = 56 х 3 + 67,5 = 235,5 = 240 м 3 /ч.

Рисунок 5. Схема организации воздухообмена в детских полубоксах (чистого) физиологического отделения (план): а) перетекание воздуха организовано из шлюза в палаты и коридор секции; б) перетекание воздуха организовано из палат в направлении убывания асептических требований; 1 – палата для новорожденного; 2 – припалатный шлюз

В коридоре палатной секции следует устраивать приток или вытяжку (определяется расчетом по балансу объединяемых коридором помещений) в количестве Lп(у) кор = Lшл х n + Lпом кор, где n – число шлюзов, выходящих в коридор, Lпом кор и дисбаланс всех помещений, объединяемых коридором, может быть положительным или отрицательным.

В коридорах палатных секций требуется устройство приточной вентиляции с кратностью воздухообмена 0,5 объема коридора. Допускается устройство одной приточной установки для вентиляции палатных секций и нейтральной зоны при условии подачи воздуха в нейтральную зону самостоятельным каналом непосредственно от приточной установки.

Рисунок 6. Схема организации воздухообмена в детских полубоксах обсервационного отделения (план): 1 – палата для новорожденных; 2 – припалатный шлюз

Литература

  1. СНиП 2.08.02–89*. Общественные здания и сооружения.
  2. СанПиН 2.1.3.1375–03. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров.
  3. Инструктивно-методические указания по организации воздухообмена в палатных отделениях и операционных блоках больниц.
  4. Инструктивно-методические указания по гигиеническим вопросам проектирования и эксплуатации инфекционных больниц и отделений.
  5. Пособие к СНиП 2.08.02–89* по проектированию учреждений здравоохранения. ГипроНИИздрав Минздрава СССР. М., 1990.
  6. ГОСТ ИСО 14644-1–2002. Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Ч. 1. Классификация чистоты воздуха.
  7. ГОСТ Р ИСО 14644-4–2002. Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Ч. 4. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию.
  8. ГОСТ Р ИСО 14644-5–2005. Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Ч. 5. Эксплуатация.
  9. ГОСТ 30494–96. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.
  10. ГОСТ Р 51251–99. Фильтры очистки воздуха. Классификация. Маркировка.
  11. ГОСТ Р 52539–2006. Чистота воздуха в лечебных учреждениях. Общие требования.
  12. ГОСТ Р МЭК 61859–2001. Кабинеты лучевой терапии. Общие требования безопасности.
  13. ГОСТ 12.1.005–88. Система стандартов.
  14. ГОСТ Р 52249–2004. Правила производства и контроля качества лекарственных средств.
  15. ГОСТ 12.1.005–88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
  16. Инструктивно-методическое письмо. Санитарно-гигиенические требования к лечебно-профилактическим учреждениям стоматологического профиля.
  17. МГСН 4.12-97. Лечебно-профилактические учреждения.
  18. МГСН 2.01-99. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению.
  19. Методические указания. МУ 4.2.1089-02. Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Минздрав России. 2002.
  20. Методические указания. МУ 2.6.1.1892-04. Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при проведении радионуклидной диагностики с помощью радиофармпрепаратов. Классификация помещений ЛПУ.

Технологически организация ЛПУ предполагает соседство помещений, которые относятся к разным классам чистоты и выполняют разные функции.

Соответственно, вентиляция ЛПУ должна быть продумана так, чтобы гармонично дополнить прочие факторы лечебного процесса:

  • обеспечить очистку и циркуляцию воздуха в соответствии с потребностями каждого типа помещения;
  • дать возможность поддерживать на необходимом уровне микроклимат всех помещений;
  • обладать низким уровнем шума.

Предлагаемые нами качественные и современные системы кондиционирования и вентиляции воздуха позволят обеспечить необходимую воздушную среду в помещениях любого типа.

Автор статьи – А. П. Борисоглебская, доцент Московского государственного строительного университета (МГСУ).

Палаты - место круглосуточного пребывания больных, поэтому они должны иметь достаточную площадь и кубатуру на одного больного с благоприятным тепловым, воздушным и световым режимом. В связи с этим в неинфекционных отделениях предусматриваются следующие оптимальные величины площади и кубатуры палаты:

· однокоечная палата без шлюза - 9 м2;

· однокоечная палата со шлюзом - 12 м2;

· в палатах на 2 койки и более - 7 м2на 1 койку;

· высота палат - не менее 3 м;

· кубатура на 1 койку - не менее 20 м3.

Гигиенические требования к внутренней планировке больниц (палатная секция). Основные функциональные помещения больничной (палатной) секции, их назначение, гигиенические требования к ним.

Основной единицей внутренней планировки отделений является палатная секция.

Больничная или палатная секция - это архитектурно-планировочное и функционально-структурное подразделение больницы, которым и определяется внутренняя планировка здания. Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Палатная секция является местом круглосуточного пребывания больных в условиях определенного режима, который принято называть лечебно-охранительным.

Сущность лечебно-охранительного режима заключается в том, чтобы устранить отрицательные факторы внешней среды (шум, температурный дискомфорт, больничные запахи, психологические травмы и т. д.) и мобилизовать положительные стороны, способствующие повышению психологического и соматического тонуса больных, скорейшему восстановлению их здоровья и трудоспособности.

Выполнению этого режима во многом способствует правильная с гигиенической точки зрения внутренняя планировка палатных секций. Палатная секция должна бытьнепроходимой. Количество коек в секции, кроме инфекционных и психиатрических отделений, должно быть не более 30, для детских отделений (дети в возрасте до 1 года) - 24, инфекционных и психиатрических - по заданию. Палаты каждой секции должны быть не более чем на 4 койки, при этом две палаты должны быть на 1 койку и не менее 2 палат - по 2 койки. Иными словами, в каждой секции на 30 коек рекомендуется 60 % палат на 4 койки, 20 % - на 2 койки и 20 % - на 1 койку.

Транспортные узлы (лифты) располагаются вне секции. Санитарные узлы (туалет, душ, ванна) должны быть максимально приближены к палатам. Должны быть разделены и максимально сокращены потоки грязного и чистого белья, больных и персонала.

Для каждой секции предусматриваются процедурная (перевязочная), пост медицинской сестры, помещения личной гигиены, дневного пребывания, смотровые и санитарные узлы.

Общие помещения (столовая, буфетная, кабинеты персонала и др.) размещаются между секциями в нейтральной зоне. Для профилактики внутрибольничных инфекций при выходе из нейтральной зоны в палатную секцию устанавливаются шлюзы, а в палатах - припалатные вентиляционные шлюзы. Кроме этих архитектурно-планировочных приемов для изоляции больных с инфекционной патологией используются палаты-боксы и полубоксы, имеющие только один вход из коридора.

Особенности планировки палатной секций инфекционных больниц (отделений). Устройство боксов и полубоксов, правила работы в них.

Для изоляции больных с инфекционной патологией используются палаты-боксы и полубоксы, имеющие только один вход из коридора.

Бокс является основной структурной единицей палатной секции в инфекционном отделении. Бокс предусматривают на 1 или 2 больных, площадь однокоечного бокса должна составлять 22 м 2 , двухкоечного - 26 м 2 . Если в боксированном отделении 25 % коек располагаются в боксах на 1 койку, а остальные - в боксах на 2 койки, такое отделение может принимать больных с различными инфекциями.




Для предотвращения внутрибольничных заражений наиболее надежен бокс, т. е. комплекс помещений (входной тамбур, санитарный узел с ванной, палата, шлюз) с отдельным наружным входом. Больной поступает в бокс через входной тамбур непосредственно с улицы. Шлюз связывает бокс с центральным коридором, через него персонал проходит к больному. В шлюзе размещаются умывальник, вешалка для халатов и шкаф для передачи пищи в бокс.

Полубокс состоит из тех же помещений, что и бокс, но не имеет входа с улицы. Больные поступают в полубоксы из коридора отделения. В секции, состоящей из полубоксов, могут находиться больные только с одинаковыми заболеваниями.

Инфекционная больница должна иметь приемное отделение, стационар, лечебно-диагностические кабинеты (рентген, операционная, реанимация, кабинет функциональной диагностики, физиотерапии, кабинет ректороманоскопии, родовой бокс), лаборатории, стерилизационную, аптеку, пищеблок, патологоанатомическое отделение, административно-хозяйственную службу, дезинфекционное отделение, очистные сооружения для обеззараживания сточных вод, службу санитарной обработки транспорта. Состав подразделений определяется коечной мощностью и назначением больницы.

Наилучшим вариантом планировки является полностью боксированное отделение.

Участок инфекц отделения должен быть изолирован от других корпусов, доступ на территорию людей ограничен. Обязательна проходная и справочная для посетителей.

Гигиенические требования к планировке хирургического отделения. Операционные блоки, особенности их устройства и эксплуатации.

Операционный блок- основная структурная единица лечебно-диагностического отделения. Планировка и режим работы операционного блока должны обеспечить максимальную асептику. Основным условием размещения операционного блока является его надежная изоляция от других подразделений и служб больницы при сохранении удобных связей с отделением анестезиологии, палатными отделениями хирургического профиля, центральным стерилизационным отделением. С этой точки зрения для операционного блока лучше выделять отдельную пристройку или крыло корпуса больницы. Можно также размещать операционный блок на верхнем этаже больницы и обязательно в тупиковой зоне (по горизонтали, по вертикали).

Операционные желательно проектировать на один стол, площадью 36-48 м 2 при высоте помещения не менее 3,5 м. Операционные, предназначенные для демонстрации, должны иметь смотровые галереи, купола и телевизионные установки. За последние годы в практике зарубежного строительства больниц появилась тенденция проектировать операционные залы без окон с целью защиты от шума и пыли. Однако персонал, работающий в таких помещениях с искусственным освещением, предъявляет жалобы на повышенную утомляемость и плохое самочувствие.

Отделение анестезиологии и реанимации предусматривается в многопрофильных больницах вместимостью 500 коек и более. Как правило, в крупных больницах создаются 2 подразделения - для вновь поступающих больных и для больных из операционного блока и других отделений больницы. Одно подразделение анестезиологииреанимации располагается на первом этаже при приемном отделении больницы, второе - в блоке лечебно-диагностических отделений, ближе к операционному блоку.

Основные структурные единицы отделения: реанимационная, предреанимационная (18 м 2 ), палаты интенсивной терапии, лаборатория срочных анализов (36-48 м 2 ), помещения для диагностической и лечебной аппаратуры и другие вспомогательные помещения.

При планировке отделения должно быть все предусмотрено для обеспечения лечебного и диагностического процесса: подводка кислорода и других лечебных газов, вакуума, электрического тока, воды к каждой койке, связь с центром наблюдения за больными; создана возможность размещения у койки того или иного оборудования.

Планировка и режим работы хирургического отделения должны обеспечитьмаксимальную асептику. Основным условием размещения операционного блока является его надежная изоляция от других подразделений и служб больницы при сохранении удобных связей с отделением анестезиологии, палатными отделениями хирургического профиля, центральным стерилизационным отделением. Операционную желательно проектировать на один стол, площадью 36-48 м2 при высоте помещения не менее 3,5 м.

Операционные блоки должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата, чистоту воздуха. При размещении операционного блока изолированно от других лечебных корпусов необходимо предусмотреть удобные утепленные переходы, соединяющие операционный блок с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями. Операционные для неотложной хирургии могут размещаться в составе приемных отделений.

При условии соблюдения зонирования помещений по чистоте, обеспечения нормативных параметров микроклимата и микробиологической чистоты воздушной среды, разделения технологических потоков, применения отделочных материалов, предназначенных для стерильных помещений, операционные блоки допускается не разделять на септические и асептические.

В операционные блоки предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора оперблока.В операционных предусматриваются автоматически закрывающиеся двери (доводчики, фотоэлементы, прочее). Лечебно-диагностическое оборудование в операционных по возможности должно крепиться на консолях. Для обучения студентов должна быть предусмотрена трансляция операций в другое помещение.

Операционные должны быть пронумерованы и функционально разделены с учетом необходимого оборудования и степени чистоты оперативного вмешательства.

В операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.

Для операционных блоков главным планировочным требованием является их изоляция при сохранении удобных функциональных связей с остальными подразделениями ЛУ. Операционный блок - это структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных помещений, предназначенных для проведения хирургических операций. Различают два вида операционных блоков в зависимости от специализации хирургических стационаров (отделений): общепрофильные и специализированные - травматологические, кардиохирургические, ожоговые и т. п. При этом в состав блока вводятся дополнительные помещения в зависимости от специализации стационаров.

В многопрофильной больнице должны быть предусмотрены септические и асептические операционные в соотношении 1:3.

Функциональное зонирование операционных блоков предусматривает выделение:

- стерильной зоны (собственно операционной);

- зоны строгого режима (предоперационной, послеоперационной палаты);

- зоны ограниченного режима (стерилизационной, гипсовой, рентгенодиагностической);

- общебольничной зоны, которая отделяется от зоны ограниченного режима шлюзом и санитарным пропускником. Последняя зона включает кабинеты персонала, помещения для хранения крови, гипса и т. д.

Такое строгое зонирование операционного блока предусматривает разделение "грязного" и "чистого" потоков для персонала, больных, инструментов, белья, аппаратуры и т. д. Конечным пунктом "чистых" потоков могут быть только операционные.

В операционной площадью 36 м 2 и высотой 3,5 м должен быть размещен только один операционный стол. Операционная такого объема обслуживает хирургическое отделение на 30 коек. В больницах скорой помощи предусматривается одна операционная на 25 коек. Площадь операционной для ортопедических, нейрохирургических отделений - 42 м 2 , кардиохирургических - 46 м 2 .

Послеоперационные палаты проектируются из расчета одной кровати на один операционный стол. При планировке палат реанимации и интенсивной терапии необходимо предусмотреть возможность непрерывного наблюдения за каждым больным с поста медицинской сестры и свободный доступ к койке больного со всех сторон.

Гигиенические требования к планировке детских отделений больниц и родильного дома. Гигиенический контроль за состоянием воздуха в палатах. Мероприятия по обеспыливанию и дезинфекции воздуха.

Планировка детских отделений должна исключать внутрибольничные заражения. Детские отделения изолированы от отделений взрослых и имеют самостоятельные подразделения (приемное, лечебно-диагностическое отделения). Детское отделение на 60 коек и более размещается в отдельном корпусе с самостоятельными подъездными путями и озелененным участком. В детских отделениях набор помещений в каждой секции необходимо предусматривать возможность самостоятельного функционирования на случай установления карантина в одном из блоков. Все палаты в отделениях для детей до 3 лет должны быть боксированными, не менее 40-50% боксированных палат выделяют для детей до 7 лет и не менее 10-20% - в отделениях для детей старше 7 лет. В детских отделениях устраивают открытые веранды со съемным остеклением из расчета 2,5 м 2 на 1 ребенка. Общая площадь веранд должна обеспечить одномоментное размещение на них 50% больных отделения.

Для приема детей в неинфекционные отделения должны быть предусмотрены боксы в количестве 5% от числа коек в отделении и приемно-смотровые боксы - 3% числа коек. Для детей старше 1 года вместимость палат должна составлять не более 4 коек, для детей до 1 года планируют палаты на 2 кроватки. Площадь на одну кроватку - не менее 6 м 2 . Помещения (спальня, комната отдыха - столовая, санузел) для матерей должны находиться вне отделения, количество мест в этих помещениях следует принимать равным 50% от числа коек для детей в возрасте до 3 лет (табл. 9.3).

Таблица 9.3.Площади помещений палатного отделения детской больницы

Помещения Площадь, м 2
Полубокс на 1 койку 9
Палата на 1 койку без шлюза 12
Палата на 2 и 4 койки 10
Процедурная 18
Столовая (для детей старше 3 лет) 25
Комната для игр (для детей в возрасте от 1 года до 6 лет) 25
Помещение дневного пребывания (для детей от 7 лет и старше) 2,5 на койку
Веранда отапливаемая (из расчета 50% детских коек в палатной секции) для больниц восстановительного лечения 3,5 на койку

Планировочные решения акушерского отделениядолжны обеспечить строгую изоляцию здоровых рожениц от больных, обеспечить поточность поступления рожениц в отделение, способствовать исключению внутрибольничного заражения. В акушерском отделении имеются физиологический и обсервационный блоки (так называемое второе, или сомнительное, отделение) для рожениц с повышенной температурой, гнойничковыми и другими заболеваниями.

В приемно-смотровых помещениях акушерского отделения устраивается фильтр, через который роженица проходит из вестибюля-ожидальной. Предусмотрены 2 смотровые: одна - для поступающих в родовое физиологическое отделение и в отделение патологии беременности и вторая - для поступающих в обсервационное отделение. После осмотра в комнате-фильтре, где проводят термометрию, сбор анамнеза и уточнение эпидемиологических данных, выявляют гнойничковые заболевания кожи, грипп, ангину и т.д., роженица направляется в смотровую. Из смотровой роженица попадает в помещение для санитарной обработки и затем в отделение.

Как физиологическое, так и обсервационное отделения имеют общую планировочную схему: предродовые палаты, родовой блок, палаты интенсивной терапии, послеродовые палаты, палаты для новорожденных. В каждом отделении предусмотрен самостоятельный набор лечебно-диагностических и вспомогательных помещений. Медицинский персонал строго закреплен за каждым отделением. В последнее время появилась новая тенденция в планировочном решении акушерских отделений - палаты на 1-2 родильницы с новорожденными совместно. Первые результаты работы таких отделений говорят о благоприятных условиях для родильниц и детей. С гигиенической точки зрения указанная планировка не вызывает возражения.

Помещения для выписки родильниц из послеродового физиологического и обсервационного отделения должны быть раздельными. Комната для одевания родильниц и новорожденных должна располагаться рядом с помещениями для посетителей.

Критерии чистоты воздуха:

· содержание патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в 1 м3 воздуха;

Правила организации воздухообмена в лечебно-профилактических организациях (ЛПО) нацелены на обеспечение нормируемых показателей воздушной среды и отражены в СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность . Документом предусмотрено разделение всех помещений ЛПО на 4 класса чистоты ( пп.6.8, 6.43 раздела 1; приложение 3 СанПиН 2.1.3.2630-10 ).

Помещения класса чистоты А

К помещениям класса А относятся операционные, послеоперационные, реанимационные залы (палаты), в том числе для ожоговых больных, палаты интенсивной терапии, родовые, манипуляционные-туалетные для новорожденных, помещения аптек для приготовления лекарственных форм в асептических условиях.

Помещения класса чистоты Б

Помещения класса Б — послеродовые палаты, в том числе с совместным пребыванием, палаты для недоношенных, грудных, травмированных новорожденных (второй этап выхаживания), палаты для ожоговых больных, палаты для лечения пациентов в асептических условиях, в т. ч. для иммунокомпрометированных, рентгеноперационные, в т.ч. ангиографические, стерилизационные при операционных (полностью), чистая и стерильная зоны ЦСО, процедурные и асептические перевязочные, процедурные бронхоскопии, малые операционные, помещения аптек: ассистентская, дефектарская, заготовочная и фасовочная, закаточная и контрольно-маркировочная, стерилизационная-автоклавная, дистилляционная, барозалы отделений гипербарической оксигенации.

Помещения класса чистоты В

Помещения класса В включают шлюзы в боксах и полубоксах инфекционных отделений, боксы палатных отделений, боксированные палаты, палатные секции инфекционного отделения, в том числе туберкулезные, палаты для взрослых больных, помещения для матерей детских отделений, шлюзы перед палатами для новорожденных, кабинеты врачей, помещения дневного пребывания пациентов, кабинеты функциональной диагностики, процедурные эндоскопии (кроме бронхоскопии), залы лечебной физкультуры, процедурные МРТ, процедурные с применением аминазина, процедурные для лечения нейролептиками.

Помещения класса чистоты Г

Допустимые уровни бактериальной обсемененности воздуха

Для каждого класса помещений предусмотрены допустимые уровни бактериальной обсемененности воздуха (таблица).

Класс Допустимые уровни бактериальной обсемененности воздуха
общее количество микроорганизмов в 1 м3 воздуха (КОЕ/м3) золотистый стафилококк легионеллы*
до начала работы во время работы
А не более 200 не более 500 отсутствует отсутствуют
Б не более 500 не более 750 отсутствует
В не нормируется не нормируется не нормируется
Г не нормируется не нормируется не нормируется

* При наличии централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха в целях профилактики внутрибольничного легионеллеза микробиологический контроль данных систем на наличие легионелл проводится 2 раза в год. Кондиционирующие установки небольшой мощности без увлажнения воздуха и сплит-системы контролю на легионеллы не подлежат ( п. 6.43 СанПиН 2.1.3.2630-10 ).

Для того чтобы обеспечить заданную (нормируемую) чистоту воздуха в тех или иных помещениях необходимо соблюдение следующих условий:

Основная часть перечисленных мероприятий закладывается на этапе проектирования и оснащения лечебно-профилактической организации (проект размещения структурных подразделений, проект вентиляционных систем и систем кондиционирования воздуха с учетом необходимости размещения фильтров очистки воздуха, расчет кратности воздухообмена для всех типов помещений, расчет и установка необходимого количества ультрафиолетовых бактерицидных облучателей для каждого помещения и т.п.). Однако даже при полном соответствии проекта ЛПО и его оснащения требованиям санитарных норм, неправильная эксплуатация, несвоевременная очистка и дезинфекция, а также замена конструктивных элементов и оборудования не позволяют обеспечить нормируемые показатели чистоты воздуха.

Вопросы организации воздухообмена, очистки и дезинфекции воздуха в лечебно-профилактических организациях

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.

Наиболее распространенные нарушения организации воздухообмена

Ниже приведены наиболее распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверок:

Мероприятию по обеспечению нормируемых показателей бактериальной обсемененности

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 (пп.6.5 и 6.36, раздел 1) проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования проводится один раз в год.

Учитывая тот факт, что для воздуховодов систем вентиляции и кондиционирования характерно нарастание микробной биопленки, очистка и дезинфекция систем вентиляции и кондиционирования должна обеспечивать эффективное разрушение имеющейся биопленки, а также препятствовать ее образованию. Кроме того, сами внутренние поверхности воздуховодов должны быть выполнены из гладких несорбирующих материалов, не иметь механических повреждений, нарушения герметичности и следов коррозии ( пп.6.34 — 6.36 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 ).

Одновременно с дезинфекцией воздуховодов проводится очистка и дезинфекция фильтров грубой и тонкой очистки воздуха (если другое не предусмотрено инструкцией по эксплуатации), а при выявлении механических дефектов — их замена. Фильтры высокой очистки (H11 — H14) дезинфекции не подлежат. Замена фильтров высокой очистки проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации не реже одного раза в полгода ( п.6.24, раздел 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 ).

После проведения ревизии, очистки и дезинфекции вентиляционных систем, а также замены фильтров высокой очистки целесообразно запланировать и провести генеральную уборку и заключительную дезинфекцию всех помещений ЛПО с последующей дезинфекцией воздуха воздействием аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствие людей с помощью специальной распыливающей аппаратуры (генераторы аэрозолей) ( п.11.12, раздел 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 ).

Помимо воздуховодов систем вентиляции и кондиционирования, очистке и дезинфекции подлежат помещения вентиляционных камер (не реже одного раза в месяц) и воздухозаборных шахт (не реже одного раза в полгода) — п. 6.36, раздел 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 .

Дезинфекция воздуха в помещениях ЛПО в штатном режиме (за исключением случаев проведения генеральных уборок с заключительной дезинфекцией) проводится с использованием бактерицидных облучателей, работающих на основе ультрафиолета и/или бактериальных фильтров (в том числе электрофильтров) ( п.11.12 раздел 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 ).

Бактерицидные облучатели устанавливают в помещениях классов чистоты воздуха А и Б; барозалах отделений гипербарической оксигенации; во всех стоматологических кабинетах и кабинетах амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов; в вытяжных вентиляционных системах инфекционных и противотуберкулезных отделений; в помещениях временного хранения и кладовых грязного белья; в боксах и боксированных палатах инфекционных отделений, а также в палатах для иммунокомпроментированных пациентов — при отсутствии механической приточно-вытяжной вентиляции ( пп.6.18 — 6.20, 6.24, 10.5.3, 10.9.3, 11.15, 11.16 раздел 1; п.4.6 раздел 5; п. 8.4 раздел 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 ). Эффективность инактивации микроорганизмов на выходе из бактерицидной установки для помещений класса А должна быть не менее 99%, класса Б — 95% ( п.6.24 раздел 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 ).

Соблюдение вышеперечисленных требований позволит обеспечить соблюдение нормируемых показателей бактериальной обсемененности воздушной среды и предотвратить потенциальную передачу возбудителей инфекций с аэрогенным механизмом передачи.

Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте также: