Плюсы работы помощником руководителя

Обновлено: 28.03.2024

В Москве личные помощники руководителей могут рассчитывать на средний оклад в размере 53000 руб. Их коллеги из Санкт-Петербурга зарабатывают около 40000 руб. в месяц. Средняя зарплата таких специалистов в Новосибирске и Челябинске составляет 30000 руб. Данные по другим городам, участвовавшим в исследовании, представлены ниже (см. таблицы).

Прежде чем стать личным помощником руководителя, соискателю необходимо отработать не менее 1 года в должности секретаря. Претенденты должны демонстрировать отличные коммуникативные навыки, грамотность в общении и письме, соблюдать деловой этикет. Необходимость присутствовать на переговорах наряду с первыми лицами компаний диктует и требования к внешнему виду кандидатов: предпочтение отдается соискателям, соблюдающим деловой дресс-код и умеющим выглядеть презентабельно. Личные помощники руководителей должны владеть компьютером, знать делопроизводство, иметь навыки ведения деловой переписки и опыт работы с большими объемами информации. Соискателям, делающим первые шаги на данном поприще, допустимо иметь как высшее, так и среднее специальное образование. Стартовый оклад начинающих специалистов в столице составляет от 30000 до 35000 руб., в городе на Неве – от 23000 до 27000 руб., в Новосибирске и Челябинске – от 17000 до 20000 руб.

В следующем зарплатном диапазоне ждут специалистов с опытом работы личным помощником руководителя более 1 года. Соискателям необходимо свободно владеть английским языком. Необходимо быть готовым к ненормированному рабочему дню и сопровождению руководителя в командировках. Зарплатные предложения для таких специалистов в Москве повышаются до 45000 руб., в северной столице – до 35000 руб., в Новосибирске и Челябинске – до 25000 руб.

На более высокий заработок могут рассчитывать личные помощники первых лиц компании, отработавшие в этой должности более 3 лет. Соискателям необходимо иметь законченное высшее образование. Оклад специалистов, соответствующих указанным требованиям, в Москве достигает 70000 руб., в Санкт-Петербурге – 55000 руб., в Новосибирске и Челябинске – 40000 руб.

Наиболее высокий доход предлагают своим личным помощникам директора крупных предприятий и иностранных компаний. Соискатели, желающие устроиться в такие организации, должны иметь солидный опыт работы (не менее 5 лет). Дополнительным плюсом станет знание второго иностранного языка. Максимальный заработок, предлагаемый личным помощникам руководителей, на сегодняшний день в Москве составляет 110000 руб., в Санкт-Петербурге – 85000 руб., в Новосибирске и Челябинске – 60000 руб.

Согласно исследованию рынка труда большинство соискателей должности личного помощника руководителя – молодые женщины с высшим образованием. Представителей сильного пола в данной сфере немного – 13%. Молодежь в возрасте до 29 лет составляет 65% претендентов. Высшее образование имеют 75% личных помощников руководителей. 27% специалистов свободно владеют английским языком.

Типичный функционал:
- планирование и контроль рабочего дня руководителя;
- встреча посетителей руководителя;
- ведение деловой переписки;
- организация и участие в совещаниях и переговорах, протоколирование;
- организация деловых поездок, командировок и участие в них;
- подготовка аналитических и справочных материалов, презентаций;
- выполнение письменных и устных переводов;
- курирование и контроль исполнения поручений руководителя.


Требования к позиции: тип занятости - полный рабочий день.

Уровень оплаты труда специалиста определяется благосостоянием компании, перечнем должностных обязанностей, опытом работы по специальности, уровнем развития профессиональных навыков.

Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить 4 основных зарплатных диапазона в зависимости от опыта и профессиональных навыков специалистов.

Анализ информации по уровням оплаты труда специалиста:
(без учёта бонусов, дополнительных льгот и компенсаций)

Каждый зарплатный диапазон характеризуется определённым типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.

Возможное пожелание: готовность к ненормированному рабочему дню / к сопровождению руководителя в командировках

Возможное пожелание: опыт работы личным помощником руководителя первых лиц компании

Спорим, что на вас, как помощника руководителя, уже неоднократно навешивали ярлыки.

Возможно, более точным описанием могло бы стать:
Стратегический партнер. Доверенное лицо. Бизнес помощник. Профессиональный решатель проблем.

Только задумайтесь – множество организационных инструментов, приложения для создания записей, платформы для переговоров и электронные ежедневники привели к тому, что руководители сейчас стали гораздо более независимыми, чем когда-либо прежде. На самом деле, сегодня руководству нужно гораздо меньше, а вовсе не больше, помощников.

Но все же, сейчас помощников руководителя можно считать более ценными сотрудниками, чем несколько десятилетий назад.

Как такое могло случиться?

Все очень просто. Функции помощника трансформировались – теперь он не столько оказывает поддержку руководителю, сколько выполняет более стратегические задачи. Современные руководители обращаются к помощникам не за решением административных вопросов, а для получения стратегического совета, технической поддержки и критического анализа ситуации. Предполагается, что помощники должны разбираться в таких обширных областях, как управление проектами, планирование мероприятий и внутрикорпоративные коммуникации.

Столь ответственная должность требует обладания определенными навыками на уровне эксперта. Поэтому не важно, собираетесь ли вы строить карьеру в роли помощника руководителя или планируете использовать эту должность в качестве трамплина к работе своей мечты, есть определенный набор необходимых навыков, который поможет впечатлить начальство и принести максимальную пользу коллективу.

Чрезвычайная изобретательность

Персональный Ассистент

Как часто руководитель просил вас делать невозможное?
Хороший помощник знает, что справляться с невыполнимыми задачами – это в порядке вещей. Для этого вам потребуется немалая смекалка и упорство, чтобы просто взять и сделать этот кошмар.

Проблема в том, что и в нормальной ситуации достать два места около поля на игру Лейкерс достаточно сложно. А ситуация была далеко не нормальной. Шла серия плей-офф. Это были самые редкие билеты в городе.
Я никогда не забуду, что она сделала, когда начальник вернулся в кабинет.

Она помедлила, перевела дух и немедленно взялась за работу. Она изучила все сайты с билетами, обзвонила компании по продаже билетов, проверила все объявления в электронных изданиях. Когда все оказалось напрасно, она позвонила своим знакомым помощникам – она просила об ответной услуге и обещала помощь в будущем.

Честно говоря, я до сих пор не знаю, как ей это удалось. Но я точно видел ее начальника и его гостя по телевизору в тот вечер, и они сидели у самого поля и веселились вовсю каждый раз, когда Коби забрасывал трехочковый.


Стрессоустойчивость

Персональный Ассистент

Давайте называть вещи своими именами – руководители попадаются не сахар! У большинства из них очень напряженная работа, и этот стресс может выливаться на вас.

Учебная тревога случается не каждый день, но вам просто необходимо уметь работать в самых стрессовых ситуациях, которые однажды обязательно случатся.

Возвращаясь к предыдущему примеру, помощнице удалось раздобыть билеты на игру не только благодаря смекалке – прежде всего, ей удалось успокоиться.

Она сохраняла хладнокровие, столкнувшись со сложной задачей, которую необходимо было выполнить в крайне сжатые сроки. У нее уже был подобный опыт, и она знала, что, если она успокоится и сосредоточится на том, что может контролировать – на собственных усилиях, она сможет добиться определенного результата.


Знакомство с последними технологиями

Персональный Ассистент

Еще одна роль, которую стоит добавить к длинному списку амплуа помощника руководителя, - персональный ИТ-специалист.

Помимо традиционных рабочих инструментов, таких как Microsoft Office или Google G-suite, современный помощник должен профессионально разбираться в бесконечных системах, приложениях и надстройках, которыми пользуются руководители. То есть, может потребоваться знание Slack, Calend.ly, Evernote, Hootsuite, Salesforce и Zuora – и это только некоторые из длинного списка программ.

При возникновении технических неполадок, у помощника редко есть время дожидаться, пока специалист по ИТ все починит. Возможность решать проблемы за начальника – абсолютно необходимый навык. Особенно, это характерно для небольших молодых компаний, где помощник руководителя – самая очевидная альтернатива ИТ-специалисту.


Масштабное мышление

Персональный Ассистент

Лучшие помощники становятся доверенными лицами и советниками своих руководителей.

Помните, что перед вами открыты возможности, которыми обладают очень немногие сотрудники компании. Вы общаетесь с персоналом любых уровней и, возможно, контактируете с самыми разными отделами.

Но чтобы служить резонатором для своего начальника, прежде всего, вам потребуется четкое понимание работы компании. Тогда из разрозненных элементов вы сможете создать общую картину целей компании.

Если вы не уверены, что до конца понимаете все нюансы работы своей компании и фирм-конкурентов, есть простой и приятный способ быстро во всем разобраться – обед!

Каждую неделю приглашайте на обед представителей разных отделов, чтобы лучше разобраться в их работе и роли отдела в общей миссии компании.
Подойдите к проблеме со всей дотошностью. Спрашивайте о самых больших достижениях отдела. И о самых сложных задачах. И о том, кто из конкурентов лишает их сна. О том, что бы они изменили в компании и в отрасли в целом, если бы имели волшебную палочку?

После разговора запишите два-три основных вывода и всегда держите их под рукой.

Это отличный способ не только наладить отношения внутри компании – вскоре у вас появится основательное понимание деятельности компании, которое необходимо для того, чтобы делиться ценными наблюдениями со своим начальником.


Беспощадная расстановка приоритетов

Персональный Ассистент

Хороший помощник помогает руководителю отгородиться от отвлекающих факторов и сосредоточиться только на самых срочных вопросах и наиболее производительной деятельности.

Проще говоря, помощники должны помочь начальникам расставить приоритеты, и в этом они не должны терпеть ни малейших возражений.

Для этого вам потребуется способность рассуждать здраво и уметь выделять те задачи, которые требуют внимания, и те, о которых лучше забыть. Но это не только ваша обязанность. Над расстановкой приоритетов вы работаете вместе со своим начальником. И со временем у вас будет получаться все лучше и лучше.

Самый важный первый шаг заключается в том, чтобы четко видеть стратегические цели. Проще говоря, нельзя расставить приоритеты, если у вас нет четкого понимания общих целей, которыми вы руководствуетесь.

Персональный Ассистент

Само собой разумеется, что организованность является обязательным качеством для помощника руководителя. Задачи, которые ставятся перед помощниками имеют сжатые сроки выполнения и постоянно меняются, поэтому нельзя терять драгоценные секунды на неорганизованность. Фактически, хороший помощник руководителя разрабатывает системы организации и совершенствует существующие запутанные процессы.


Стратегическая многозадачность

Персональный Ассистент

Да, мы знаем, что многозадачность – это миф. Наш мозг не способен справляться с более чем одной сложной задачей за раз.

Однако снова и снова мы слышим от помощников руководителей, что некоторая способность справляться с несколькими задачами одновременно является необходимой на этой должности.

Однако надо четко выделять задачи, требующие наибольшего внимания и выполнять их по очереди. Но при возможности, стоит совмещать их с деятельностью, требующей меньше внимания, чтобы максимально эффективно использовать время.

Как еще можно сделать больше работы за то же время? Вот, в чем фокус.

Просто выберите задачу, выставите таймер минут на 25 и сосредоточьтесь исключительно на работе, пока время не выйдет. Отдохните и повторите с начала. Постепенное увеличение времени поможет легче научиться сосредотачиваться.


Профессиональные навыки общения (и любовь к правде)

Персональный Ассистент

По тем же самым причинам, навыки общения являются исключительно важной составляющей профессии помощника руководителя. Помощники – это секретарь по связям с общественностью для своего начальника. Нередко ваши слова считаются равносильными словам руководства, поэтому отточенные навыки написания писем и знание этикета телефонных переговоров просто необходимо. Кроме того, вы должны уметь четко и ясно обрисовать ситуацию, а также время от времени проявлять настойчивость.

Многие помощники де-факто берут на себя обязанности по внутрикорпоративному общению, а также составляют письма от лица руководства. Такие письма могут быть адресованы целым отделам – даже целым компаниям – поэтому вам не обойтись без идеальных навыков письма.

Более того, общение – это основа. Большая часть навыков, перечисленных в этой статье не могут существовать отдельно от общения.

И не стоит забывать еще об одной вещи, когда речь идет об общении – хороший помощник знает, что всем заправляет правда.

Не забывайте, что руководство захочет испробовать на вас свои идеи или изучить вашу реакцию на выдвигаемые предложения. Но это возможно, только если вы высказываете свою настоящую точку зрения.

Вашему начальнику не нужен человек, который будет во всем с ним соглашаться. Он хочет (и ему это действительно нужно) услышать, что вы думаете на самом деле.

Поэтому говорите правду. Случается, что руководители живут в своем мире. И время от времени вам придется возвращать их к реальности.


Скорость и решительность

Персональный Ассистент

В быстро меняющемся мире помощников руководителя нет времени ходить вокруг да около. Хороший помощник обрисовывает ситуацию, собирает необходимую информацию, задает правильные вопросы и потом, что самое важное, действует.

Конечно, вы редко можете получить всю необходимую информацию. Но лучше всего действовать быстро и уверенно и сдвинуть работу с мертвой точки, чем сидеть и ждать дополнительных пояснений или, что еще хуже, разрешения.

Тренер в области принятия решений Нелл Макшейн Вулфхарт (Nell McShane Wulfhart) выделяет 4 шага, которые помогут принимать более быстрые и удачные решения. Вот что, по мнению Вулхарта, необходимо делать, когда вам предстоит принять важное решение:

  • Четко осознайте, чего вы на самом деле хотите
  • Не делайте выбор только потому, что “от вас этого ждут
  • Помните, что делать что-то лучше, чем не делать ничего
  • Тренируйте свою решительность


Толстокожесть и чувство юмора


Дело тут вот в чем. Несомненно, у вас ответственная работа. И у начальника, рядом с которым вы работаете дни напролет – тоже. Возможно, вы принимаете серьезные решения, которые влияют на будущее вашей компании и жизнь людей, которые с вами работают.

Но к концу дня вероятность принятия жизненно важных решений невелика. Очень важно уметь откладывать работу на будущее и иногда немного посмеяться над собой (и своим начальником).
Умение держать удар, выкинуть все из головы после тяжелого дня и отложить все проблемы на завтра поистине необходимо, если вы собираетесь стать идеальным помощником.

Дмитрий СТЕПАНОВ
ПРОДЮСЕР ФОРУМА
Форум Персональных Ассистентов 2021
IX Всероссийский Форум ассистентов, помощников и секретарей первых лиц компаний. Карьерная лестница, повышение квалификации и личностное развитие.



Рынок труда ассистентов

Число вакансий для ассистентов и секретарей растет. Сегодня вакансий помощника руководителя только на нашем сайте больше 400. Но кандидатов на эти должности стоит разделять по квалификации, будущим обязанностям и зарплате:

На эту работу ищут в основном молодых девушек (что противоречит законодательству, но здесь будем говорить о реальном положении на рынке труда). По наблюдениям Кристины Стецкой, качественные хорошие секретари — это взрослые и опытные женщины после 40.

2. Ассистент-помощник. Если мы говорим о профессионалах, то они помогают практически во всех вопросах руководителю 24/7, часто имеют образование смежное той области, которой руководит начальник.


Как раз о профессиональных ассистентах подробнее рассказывает Кристина Стецкая.

Что должен делать помощник

Помощник руководителя должен делать все, иногда может даже подписывать бумаги от имени руководителя. И здесь дело не в доверии руководителя к ассистенту, а в проверке и одобрении каждого его шага, настаивает Кристина:

Так что же конкретно должен делать помощник?

1. Вести все коммуникации

Как без искажений и прочих модификаций обеспечить ее своевременное поступление руководителю? Это уже вопрос профессионализма самого ассистента, который должен построить систему обмена данными таким образом, чтобы все вопросы решались своевременно, чтобы босса не дергать ежеминутно с необходимостью подписать документ, чтобы руководитель в идеале видел своего ассистента не чаще 4-5 раз в день: когда приходит и уходит из офиса, и еще два раза когда ассистент приносит и забирает документы на подпись.

Если стоит задача об оперативном информировании — она решается технически и банально: при помощи смс. Ассистент должен заранее получить наставления на счет того, о чем информировать надо сразу же:

Всю остальную информацию следует разделить на блоки и подавать ее в специально отведенные для этого периоды в рабочем графике.

2. Идеально отчитываться

Работа с топом — это колоссальный объем информации, и чтобы не было ошибки неправильно понять друг друга, нужно общаться в форме, которую можно проверить:


Любая проделанная работа ассистента должна быть оформлена в письменном виде в заранее подготовленных формах отчетов и подана на согласование. Следует выстроить систему отчетности по мере выполнения задания, дабы руководитель не держал в голове все свои задания и работало золотое правило: если помощник еще не отчитался, значит еще не выполнил.

Для такого формата работы от помощника требуется банальная организованность и дисциплинированность. А также психологическая подготовка — такой режим надо еще выдержать.

3. Контролировать происходящее и перестраховывать

Важная функция помощника — дополнительно перестраховывать руководителя, для этого важно быть также экспертом в нужной области, хорошо иметь за плечами юридическое образование:

Ассистент должен быть максимально комфортным для руководителя. Давать ощущение полного контроля над ситуацией. Эмпатировать и подстраховывать. Помнить о том, что руководитель может забыть, и обеспечить такой режим работы, при котором ни люди, ни дела не отвлекают шефа от достижения стратегических целей.

4. Быть незаметным

Деловой дресс-код должен выполняться неукоснительно. Идея делового стиля в том, чтобы одежда не отвлекала от делового настроя и не мешала сосредотачиваться на решении деловых вопросов.

Не носите туфли на высоких платформах, яркий маникюр и макияж, более 5 украшений (к коим относятся, в том числе, пуговицы, броши, браслеты, заколки, пряжки на обуви или на ремне), если вы — ассистент руководителя.



Что НЕ должен делать помощник

1. Разглашать какую-либо информацию

Никогда, никому, ни при каких обстоятельствах не распространяйте информацию, полученную во время работы личным помощником. А если вы уже не работаете помощником, тогда забудьте все:

2. Принимать решения

Ассистент ни в коем случае не должен принимать никаких решений, но обязан их готовить руководителю. Отсюда твердый вывод, что профессиональные ассистенты это и есть будущие руководители.

Где грань между ассистентом-рабом и ассистентом-будущим руководителем

Каждый раз, когда идем на новую должность — мы предельно не готовы. А грань у человека в голове и в его отношении к работе уверена Кристина Стецкая:

История Украины такова, что нас постоянно угнетали, мы были под чьим-то управлением. Мы привыкли, что кто правит тот и угнетает. Поэтому в нашем менталитете нет понятия руководителя-лидера. Work.ua хотелось бы, чтобы и подчиненные, и управленцы приходили к этому пониманию.

11 коментарів

Юрий Жихарев 14.03.2016, 17:28

"Если каждое новое задание воспринимать как вызов, рост, драйв, школу. " - то руководителя точно не получится. И даже специалиста не получится, ибо специальные знания еще нужны, уж не обессудьте. Просто будет девочка на побегушках, да ещё и, скорее всего, с манией величия (позиционирующая свою незначительную работу - краеугольным камнем крупной компании). А вообще просто и понятно написано. Хотя и очень существенными оговорками относительно практических специфик подобных должностей в этой стране.

Зорина Олейник 15.03.2016, 14:09

Если быть таким помощником, то зачем тогда нужны руководители. Описанные выше качества помощника - это просто золото, а не человек, если в жизни встречаются такие люди, то это большая редкость, поэтому их нужно ценить. Спрашивается, зачем тогда нужен руководитель, если есть такой ассистент, который "два в одном" может выполнять любую работу

Тимур Галиев 14.03.2016, 23:27
Ирина Тартачная 15.03.2016, 14:05

Последний абзац в статье испортил все впечатление. Нас постоянно не ГНЕТИЛИ, а угнетали; кто правит - тот не ГНЕТЕТ, а угнетает. Ассистента (корректора, редактора) сделавшего такие ошибки в русском языке я бы уволила в два счета.

Юрий Жихарев 15.03.2016, 21:12
Елена Валентиновна, Энергия-С, ООО 16.03.2016, 17:28

"Ассистент ни в коем случае не должен принимать никаких решений" и следующая фраза : "это и есть будущие руководители".
А я всегда думала, что руководители - это те люди, которые и принимают решения.

Елена Гелич 17.03.2016, 22:18
Елена Гелич 17.03.2016, 22:21

Я вообще считаю, что женщина должна идти на пенсию в 50 лет. Есть желание работать дальше- пусть работает. Или хотя бы, женщины рожденные в Советском Союзе должны и на пенсию идти в 55, как в СССР. Пусть молодые и амбициозные, учившиеся в Европе и Америке работают до 60 или 65. Мы уже устали.

Мира Ефремова 11.08.2016, 16:16

Я согласна с автором статьи. Самое главное - это то, как ты относишься к работе, таков и будет результат. Раньше я тоже относилась к работе, как к рабству. И каждое утро было новой пыткой. А все по тому, что я сама для себя определила такую роль. Быть помощником руководителя - это не легкий труд. В первую очередь, это означает стать отражением своего руководителя, его адвокатом и советником, можно сказать, "каменной стеной". Но если стремиться к результату, а не ждать пока настигнет рабочий коллапс, то работа ассистентом приобретает совершенно другой настрой.
В моем случае помогло обучение. В Киеве есть очень крутые курсы, которые обучают навыкам необходимым для ассистента. Решила пройти с целью приобретения новых навыков, узнать о инструментах, которыми пользуются профи, поверьте, а профи существуют и достигли они такого уровня, как раз благодаря "фишечкам", о которых гугл не расскажет.
Теперь я с гордостью говорю, что я превосходный помощник!

Дарья Начовная, менеджер сайта Work.ua 11.08.2016, 16:31

Мира, здравствуйте.
Спасибо, что поделились своей историей. Дальнейших Вам успехов в работе! Ну и удовольствия от нее же :)

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

После окончания университета я поехала в Москву. Планировала, что найду работу и останусь там навсегда. Собрала все — от носков до подушек и одеял, забила свой маленький хэтчбэк до потолка, взяла попутчика на сервисе поездок, чтобы сэкономить на бензине, и уехала.

Уже на следующий день у меня состоялось три собеседования, и на одном меня пригласили на стажировку помощником руководителя офтальмологической клиники. Для меня это была большая удача. Руководитель — известный офтальмолог, который оперировал звезд, в его расписании были встречи с артистами и интервью в известных журналах, а клиника находилась в хорошем районе прямо по пути на Рублевку. Мне приходилось ездить из одного конца Москвы в другой. Я простажировалась там три дня и ушла, потому что руководитель на меня ни разу не взглянул и не разговаривал со мной, персонал клиники постоянно на меня фыркал, а в первые 15 минут на моем первом в жизни рабочем месте одна докторка устроила мне скандал из-за того , что у нее закончилась бумага. Я никогда не горела желанием работать и оттягивала этот момент как могла, поэтому рабочее место для меня должно было быть в первую очередь эмоционально комфортным, а с таким ужасным отношением я не смирилась. Кстати, до сих пор помню брошюру о строении глаза, которую меня заставили выучить наизусть в первый день.

Остальное время в Москве я потратила на собеседования. Искала вакансии, близкие к моей специальности, но их было немного, а у меня не было опыта, я из глубинки, без жилья в Москве и связей — шансов найти что-то подходящее не было. Я откликалась на сайтах по поиску работы, ходила на все собеседования, куда приглашали. В основном это были вакансии в госструктурах — например, специалист в пенсионный фонд или в МФЦ, вакансии секретаря или помощника руководителя.

За три с лишним месяца в Москве я посетила около 100 собеседований. В день у меня было от одной до четырех встреч — максимум я успевала посетить, только если места были недалеко друг от друга. В 80% случаев я получала отказы, в 20% — отказывалась сама из-за маленькой зарплаты, которой не хватило бы даже на аренду квартиры, или из-за странных предложений. Например, однажды я откликнулась на вакансию секретаря директора, а на собеседовании оказалось, что нужны интимные услуги. Один раз попала к мошенникам, которые обещали устроить стюардессой на борт, но с условием оплаты обучения в школе стюардесс. Еще был офис микрозаймов, где надо было выдавать кредиты под огромные проценты.

В Москве я жила у родственников за оплату коммуналки, на расходы давали деньги родители. Все, на что их хватало, — проезд в метро, печенье из банана и овсянки на завтрак и гречка на ужин.

В итоге мои ресурсы иссякли, работы не было, и мне пришлось вернуться в Воронеж. Оказалось, что там проще найти работу: через два месяца после возвращения я устроилась помощником депутата. Собеседование прошла за пять минут: руководитель задал пару вопросов, посмотрел, так сказать, на адекватность, а на следующий день я уже вышла на работу.

Меня долго не оформляли официально, зарплату давали в конверте. Мы работали с 10:00 до 17:00. Ну как работали — сидели, это же чиновничий аппарат, в 17:01 в офисе уже гулял ветер. Хотя не все депутаты ленивые и толстые — есть идейные и преданные своему делу. Но работа была очень скучная: принеси, подай, сходи в магазин. Зато научили пользоваться дыроколом и офисным МФУ.

Зарплата была 10 000 Р , и этого хватало практически на все, плюс еще 5—7 тысяч давали родители. Я оплачивала коммуналку, заправляла машину, даже ходила к косметологу каждый месяц.

Пару раз я выполняла сверхурочную работу — расшифровку диктофонных записей заседаний. На это уходило от 12 до 20 часов, платили 1000 Р . Потом я поняла, что не готова 20 часов делать ерунду за такие деньги, и больше не бралась за это.

И все это на нервяках, потому что шеф кипел, просто если не так стоишь или громко дышишь. Там было регламентировано, что начальник должен услышать не больше двух гудков, когда звонит тебе. Я проработала там четыре месяца, ушла на сессию и уже не вернулась.


Статья пригодится тем, кто уже работает ассистентом руководителя либо выполняет эти функции в числе прочих, а также тем, кто только собирается стать на этот путь. Вы узнаете секреты профессии от человека, который провел в ней более 10 лет. С чего начинать на новом месте: что необходимо выяснить в первые дни работы, чтобы продемонстрировать боссу свою компетентность и сработать на опережение? Как выстроить отношения с коллективом, добившись уважения к себе лично и своей должности? И наконец, как выйти на новый уровень, если вы уже заскучали от ­однообразной монотонной работы?

Поэтому свои советы о том, как стать успешной в этой профессии, буду давать со знанием дела.

Зачем все это?

Для начала давайте разберемся, зачем стоит идти на позицию персонального ассистента.

Вы должны понимать, что идете служить другому человеку (во всех благородных смыслах этого замечательного слова). Относитесь к этому как к аскезе, если хотите. То есть в рабочее время Его интересы будут превыше ваших – вы станете Его тенью, а само рабочее время будет стремиться стать ненормированным.

Какие вопросы вы должны задать работодателю в первые дни работы?

Сразу оговорюсь, данные советы обобщены и носят исключительно рекомендательный характер. В связи с этим и применяться они должны в контексте конкретной профессии и конкретной должности – порой часть этих вопросов вашему будущему шефу вовсе бессмысленно задавать, ибо выполнение данных поручений просто не входит в ваши ­должностные обязанности.

Итак, при приеме на работу я бы предложила вам задать работодателю следующие блоки вопросов:

1. Тайм-менеджмент.

1.1. С какого времени руководитель планирует начинать свой рабочий день и рабочие встречи?

1.2. Есть ли константные рабочие встречи (например, с руководителями структурных подразделений), о которых вам необходимо знать и ­оповещать участников?

1.3. В какое время у руководителя обед, оно фиксировано, носит плавающий характер и может быть использовано для деловых переговоров?

1.4. Какое время дня лучше отводить на встречи по личным вопросам; в какое время руководитель занят и его лучше не беспокоить; до какого времени руководитель, как правило, назначает встречи?

1.5. Есть ли у руководителя постоянные личные задачи и встречи, о которых вам необходимо знать, чтобы контролировать регламент тайм-менеджмента: занятия спортом; необходимость забирать детей из садика / школы; руководитель живет за городом, и ему необходимо выезжать до определенного времени, дабы не провести в пробке весь вечер и т.д.

1.6. Для удобства планирования рабочего дня руководителя предлагаю использовать график еженедельных встреч. Естественно, данная таблица также носит рекомендательный характер и может быть изменена. В такой бланк можно заранее вписать плановые еженедельные встречи, выделив их цветом. А в график конкретной недели вам останется добавить только разовые встречи, т.е. переменную информацию. См. Пример 1.

2. Рабочие моменты.

Например: ежедневно к 11 часам вам необходимо подготовить дайджест основных бизнес-СМИ; распечатать курсы валют на текущий день; ежедневно контролировать исполнение бюджета совместно с ­финансовым директором и т.д.

2.2. В каких производственных совещаниях руководитель планирует использовать ваши филологические навыки переводчика. Данное понимание необходимо вам для того, чтобы заранее ликвидировать слабые места в вашем лексическом запасе по той или иной специфике.

2.3. Какие категории сотрудников / коллег могут быть допущены к руководителю в рабочем порядке, а кому следует записываться.

Спустя некоторое время вы сами уже будете знать / понимать / интуитивно чувствовать, каких сотрудников руководитель может принять в данное время, а каких имеет смысл перенести на другой день.

Пример 1. Бланк графика еженедельных встреч руководителя


2.4. Выясните, каким видам транспорта в командировках руководитель отдает предпочтение. На моей практике был шеф, который не летал самолетами в принципе; в этой связи всю логистику передвижений ­приходилось выстраивать, используя любые другие доступные средства.

Уточните предпочитаемый уровень классности средств передвижения: поезд – СВ (выкупается ли купе целиком, мужское ли, женское ли или вагон бизнес-сидячий и т.д.); самолет – бизнес или эконом (возможны варианты: при перелетах за границу в целях экономии вполне можно ограничиться эконом-классом, поскольку уровень самолетов и сервиса на борту достаточно высокий; а по стране имеет смысл брать исключительно бизнес-класс); автомобиль (машины представительского класса, минивэны, необходимость эскорта и т.д.)

2.5. Обсудите с вашим руководителем, какие посетители и телефонные звонки от каких людей могут носить исключительный характер и ­требуют его незамедлительного оповещения.

2.6. Желательно выяснить продолжительность вашего рабочего дня.

3. Личная жизнь руководителя.

Вопросы данного блока разумнее всего задавать не в первый день работы, а по мере проявления доверия руководителя к вашей персоне. Некоторые ответы вы обнаружите самостоятельно, на некоторые ­необходимо будет все же получить четкие ответы из уст босса.

3.1. Для организации туристических поездок вашего руководителя и членов его семьи вам обязательно понадобятся копии паспортов, свидетельства о рождении детей, фотографии, справки о размере заработной платы, возможно, для посещения экзотических стран – справки о состоянии здоровья.

Поэтому возьмите инициативу в свои руки и по возможности заранее продумайте необходимые пакеты документов. Я, например, всегда имею наготове пачку заявлений во всевозможные консульства и посольства, заверенные руководителем, и комплект разнокалиберных фотографий на разных фонах, различного формата.

3.2. Вам необходимо осведомиться у Руководителя о необходимости оплаты его рабочего / личного / жены / детей / папы / мамы мобильных телефонов.

Иногда бесконтрольность данного, на первый взгляд, элементарного вопроса может привести к стихийному бедствию. На моей практике, увы, был такой случай: бухгалтерия не оплатила, я не проконтролировала, итог – шеф на необитаемом острове без телефона и интернета, зато с огромным словарным запасом, который он с удовольствием продемонстрировал мне через 2 дня после подключения… Держите руку на пульсе. Особенно, если руководитель собирается долго находиться в зоне роуминга.

3.3. Как правило, первые лица и члены их семей используют в своем финансовом арсенале несметное количество пластиковых карт оплаты. По некоторым руководитель оплачивает покупки в Интернете, другие использует для оплаты представительских расходов, третьи – активирует только при заграничных поездках и т.д. В этой связи вам необходимо четкое понимание – какие карты в каких целях используются; в какой валюте; сроки действия карт; возможность их использования и точки представленности за границей. При необходимости можно задать вопрос о возможности пополнения вами карточки и возможности снятия наличных денег (поверьте, на практике бывают и такие случаи). В этой связи опять же потребуется доверенность на совершение определенных банковских операций.

Для удобства использования рекомендую создать сводный файл, в котором классифицировать карточки по видам (Visa, Master и т.д.), срокам действия, валютам покрытия (евро, доллары, рубли), принадлежности (личная карта руководителя, карта жены, детей и т.д.). Полагаю, такая система ­позволит оперативно ориентироваться в вопросах безналичных оплат шефа.

3.4 Для обобщения и систематизации огромного количества информации о руководителе, его визах, загранпаспортах, сроках страховок автомобиля, дома, дачи и т.д., предложите ему совместно с вами составить простую табличку, так называемый чек-лист, благодаря ежедневному просмотру которого, вы сможете избежать просроченных виз, неоплаченных страховок, забытых регулярных оплат и т.д. Более того, подобное предложение должно вызвать у руководителя позитивное отношение к вашей профессиональной смекалке и системному подходу к профессии.

Естественно, что каждый из этих блоков можно дополнять, увеличивать или уменьшать количество вопросов, исходя из специфики конкретной позиции. Я еще раз повторюсь, что данные тезисы – вовсе не постулаты и применяются в зависимости от рабочего места и требований руководителя. Но в любом случае, если вы проговорите на первой своей рабочей встрече хотя бы часть данных моментов, поверьте – ваш руководитель будет приятно удивлен вашим целостным пониманием профессии персонального ассистента и внимательным отношением к его скромной персоне. Для вас же данные ответы будут способствовать ­исключительному исполнению ваших служебных заданий.

Завоевание уважения коллектива к себе и должности

Должность помощника руководителя вовсе не означает, что круг вашего общения и ваших обязанностей замыкается только на исполнении поручений непосредственного руководителя. Например, секретарь-референт объединяет в себе функции ассистента еще нескольких управленцев. И каждый из них, естественным образом, считает, что вы – только его личный помощник! Особенно заметна подобная ситуация на небольших предприятиях, где нецелесообразно содержать большой штат референтов, канцелярию и отдел персонала. Поэтому все эти ­функции ­вменяются секретарю-референту.

Но что делать, когда ваш генеральный директор срочно попросил купить подарок компаньону, финансовый директор ждет ежедневный сводный отчет, и в это же время главный бухгалтер озадачил вас тиражированием баланса. За годы пребывания в профессии я определила для себя несколько основных правил, которые помогают мне успевать сделать ­несколько дел одновременно без ущерба для рабочего процесса.

Вы – наемный работник. И ваш работодатель – это непосредственный руководитель; чаще всего – генеральный директор, управляющий партнер и т.д., реже – руководитель отдела, департамента. И именно ему вы подчиняетесь напрямую, и именно его поручения должны выполняться в первую очередь. Поэтому планировать свой рабочий график и очередность выполняемых поручений лучше с осведомления руководителя. С одной стороны, ваш руководитель будет видеть, какими должностными обязанностями вы занимаетесь, с другой – вы всегда сможете самостоятельно регулировать очередность выполняемых функций, исходя из ­приоритетности ­задачи.

Нет ничего странного в том, что вы зайдете / позвоните / отправите смс с вопросом о том, насколько срочно руководителю необходимо выполнить поручение; в условиях многозадачности и наличии минимум 2-х руководителей – это нормальный рабочий режим, в котором вы ­расставляете приоритеты.

Ваши коллеги и руководители – это те люди, которые вовлечены в рабочий процесс так же как и вы. И так же как вы они радеют за результат общего дела. И все их поручения вам – это такие же задачи, от качества и быстроты исполнения которых также зависит успех компании (исключения мы рассмотрим в Правиле 3). То есть если при приеме на работу ваш руководитель оговаривал с вами возможность / необходимость исполнять функции помощника еще и финансовому, коммерческому директору и т.д., то это означает, что данные сотрудники имеют полное право попросить / потребовать у вас исполнения той или иной задачи.

Естественно, не нужно впадать в крайности. Нет необходимости докладывать каждый ваш шаг и каждую исполняемую задачу руководителю. Помощник должен быть достаточно самостоятельным и организованным в своей работе. Но, я вас уверяю, если 2-3 первых месяца в работе вы периодически будете задавать вопрос об очередности исполнения той или иной задачи, вам и вашему руководителю подобный регламент действий пойдет только на пользу. А также другие ваши косвенные руководители будут четко осознавать последовательность делегируемых вам задач.

В этом случае вам нужно научиться давать отпор подобным натискам. Ваше оружие в данной борьбе – не чеснок и осиновый кол, а вежливость, категоричность и улыбка. Именно данные атрибуты успешно обезоруживают подобных назойливых коллег, которые полагают, что такой молоденькой и проворной девочке не составит труда сделать часть его работы и помочь в решении личных задач. Основные фразы, которыми можно поставить на место зарвавшихся сотрудников:

Попытки перекладывания на ваши плечи чужих забот необходимо пресекать, чтобы они не отнимали ваше время и силы от выполнения непосредственных обязанностей. Подобные люди воруют время не только у вас, но и вредят успешности компании в целом.

Все умею и мне скучно!

Вариант 2. Поговорить с руководителем о возможных дополнительных функциях, которые вы могли бы на себя взять.

Вариант 3. Записаться на курсы. Это могут быть как занятия, посвященные усовершенствованию вашего профессионального уровня (английский, стенография, риторика и т.д.), так и занятия по интересам (танцы, вождение, фитнес).

Некоторые люди часто путают скуку на работе с общим эмоциональным упадком. В данном случае вселенская тоска на работе – это следствие, а не причина. Тогда повысить ваш жизненный тонус и разбавить однообразную жизнь поможет именно увлечение – хобби.

Вариант 4. Поменять работу. Поменять компанию, руководителя, профессию и т.д. При условии, что единственным негативным фактором, который омрачает ваше служение профессии, является скука, я бы рекомендовала ­использовать Вариант 4 только при полном провале Вариантов 2 и 3.

Читайте также: