Перспективна ли профессия учителя

Обновлено: 04.05.2024

Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей. Так, например, П. И. Пидкасистый трактует профессию как род трудовой деятельности человека, являющийся обычно источником существования и требующий наличия комплекса определенных теоретических знаний, практических навыков и умений, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях [22, с.8].

Ещё Ян Амос Коменский(1592 - 1670) находил должность учителя настолько превосходной, как никакая другая под солнцем. Он требовал, чтобы с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Я. А. Коменский к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его. Ведь несмотря на всю её сложность, это уникальная, неповторимая, особенная профессия. Тогда возникает вопрос: почему же мы, несмотря на высокие требования к профессии и её сравнительную непрестижность, выбираем её.

Что нас привлекает в профессии учителя? Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями: это, вероятно,

-стремление к постоянному общению, любовь к детям, стремление жить активно, в вечном движении;

-тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);

-умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;

-желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.

Педагогическую профессию из ряда других профессий типа "человек-человек" выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Деятельность педагога по общественным функциям, личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, учёного. Профессия эта отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение учителя в обществе. Содействуют формированию человека как создателя всех материальных и духовных ценностей и как основой духовной ценности общества, учителя непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Современное общество предъявляет повышенные требования к учителю любого образовательного учреждения. Школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка ребёнка к процессу обучения и воспитания. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы учитель изучал индивидуальные особенности детей и соответственно строил процесс воспитания.

Педагог прежде всего должен быть профессионалом. Профессионализм - это не просто высокий уровень знаний и умений человека в конкретной деятельности, но и системная организация сознания человека. Неотъемлемым компонентом профессионализма является творчество, которое проявляется в поиске и нахождении нового. [13, с.3]

П. П. Блонский прямо связывал творчество учителя с пониманием психологии ребенка. В развитие понятия о творческой деятельности учителя большой вклад внес С. Т. Шацкий, считавший, что процесс обучения должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, ищущим. В своих трудах педагог выполнил тщательный анализ внешней ("предметной") и внутренней ("человеческой") сторон учителя и ученика. Первая формируется в процессе педагогической деятельности, под влиянием среды и образа жизни. Вторая, собственно творческая, образуется в результате соединения деятельности педагога, влияния среды и образа жизни с собственной деятельностью воспитанника, его личных интересов, потребностей, положительных эмоций. [13, с.4] Творчество проявляется не только в постановке педагогических задач, но и в характере принимаемых решений. Это и разработка учебных заданий разной степени трудности, определенные меры помощи ученикам с разной подготовкой, поэтапная отработка у учащихся умения самостоятельно выполнять все более сложные задания, и владение многообразными техническими приемами реализации конструктивно-методических схем в конкретных педагогических ситуациях. Практическая деятельность учителя - это искусство. И от того, насколько творчески подойдёт педагог к выполнению свой работы.ю зависит во многом конечный результат.

Не менее остро стоит вопрос о подготовке такого учителя, который способен в условиях массовой школы обеспечить высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании.

Учитель, чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия, выполнять педагогические функции. Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических, усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В основе профессиональной педагогической деятельности лежит: равная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта, - целеполагание. Цель – ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель - результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знаниях учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и так далее нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование. Оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная (проектировочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь целя, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Сотрудничество, о котором уже шла речь, - нормальное решение организационной задачи в современных условиях.

Сущность информационной функции ясна, как говорят математики, из определения. Учитель - главный источник информации для обучаемых. Он знает все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. На завершающем эталеаналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли и так далее. Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей - от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера.

За педагогической профессией закрепились две социальных функции - адаптивная и гуманистическая (человекообразующая).

Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации.

Н. В.Клюевой выделены главные группы способностей:

1) Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей и тому подобное.

3) Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.

6) Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли [11].

В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком – круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. А. С.Макаренко справедливо подчеркивал: Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса [7].

Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов [5].

Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причём не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

Педагогическая профессия является и очень сложной профессией, так как требует большого напряжения физических, эмоциональных и нравственных сил; предъявляются высокие требования со стороны общества, родителей и детей. Никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жильё, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и так далее.

Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. Должность учителя ответственна и высока, от учителей зависит благополучие каждого ребёнка и всего человечества.

Таким образом, каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его личностным качествам; успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств, взаимосвязанных между собой. Профессия педагога в современном обществе обязывает оного обладать определённым набором личных и морально-деловых качеств, которые способствуют формированию безупречной деловой репутации учителя. Важнейшими для педагога являются: способность делать учебный материал доступным для учащихся; понимание учителем ученика; творчество в работе; педагогическое волевое влияние на детей; способность организовывать детский коллектив; интерес к детям; содержательность и яркость речи; ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связывать учебный предмет с жизнью; наблюдательность по отношению к детям; педагогическая требовательность.

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Учитель - профессия будущего

Учитель русского языка и литературы,

Кашина Татьяна Георгиевна

Сегодня наш разговор пойдёт о профессии учителя, которая, с одной стороны, является массовой, всем известной, с другой стороны, по ряду причин утратила свой престиж. Попытаемся ответить на вопрос, зависит ли престиж профессии человека от него самого.

Так что же преобразует учитель?

Он преобразует ум и знания ребёнка, ведя его от незнания к знанию; его чувства, пробуждая и развивая у него отношение к прекрасному, доброму ,вечному; он пробуждает и развивает его стремление к творчеству; он развивает его нравственные качества: чувство собственного достоинства, ответственность, честность, порядочность; укрепляет его волю и способность самостоятельно действовать, принимать решения и др.

Чем ярче и сильнее проявляется преобразовательская склонность, тем с большей вероятностью можно предположить, что она может стать мотивом выбора профессии учителя.

На выбор педагогической профессии могут повлиять проявившиеся способности именно к этому виду деятельности. Наличие способностей - предпосылка успешной деятельности. Осознание способностей к какому-либо виду деятельности также может стать мотивом выбора профессии.

Учёный-психолог В.А.Крутецкий, обобщив данные других исследователей, выделил шесть специальных (педагогических) способностей.

1. Дидактические способности, которые обычно высоко ценят учащиеся разного возраста и которые проявляются в умении ясно , выразительно излагать материал, организовывать активную деятельность своих слушателей, пробуждать интерес к предмету, использовать разнообразные методы и приёмы обучения, предвосхищать возможные трудности в учебном материале, создавать условия для их преодоления.

Данная точка зрения часто дискутируется, её оппоненты считают, что любить ребёнка должны родители, а учителя - учить, при этом они должны быть объективными, беспристрастными и независимыми от эмоций. Но это позиция условна, потому что в каждом человеке сочетаются интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы его внутреннего мира.

Таким образом, выбор профессии учителя, так же как и других профессий, может быть обусловлен стремлением человека реализовать свои склонности и специальные способности, а может быть, и талант. Но особенно важен в педагогической деятельности талант быть классным руководителем!

Деятельность его сложна и каждый день приносит многообразные чувства и переживания: заботы, радости, огорчения, проблемы, которые требуют неотложного решения.

Классные руководители бывают разные: строгие, добрые, заботливые и не очень. Но всех их объединяет искреннее желание помочь своим воспитанникам, уберечь их от ошибок, предостеречь их от неприятностей, добиться с ними успеха. Содержание, формы взаимодействия классного руководителя с воспитанниками определяются многими факторами: особенностями образовательного учреждения, класса, возраста, потребностями учащихся и родителей, должностным статусом и функциями воспитателя, наконец, личностными качествами. Ведь не напрасно говорят, что настоящий классный руководитель - это человек, которому можно доверить детство.

Чем занимается классный руководитель?

Он изучает склонности, интересы, характеры воспитанников. Это помогает ему понять детей, создать благоприятные условия для развития каждого, решить проблемы общения с одноклассниками, учителями, родителями.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность детского коллектива: познавательную, трудовую, досуговую, спортивную, творческую и др. При этом педагог стремиться стать помощником, советчиков в их организации, а детей побуждает к активности и самодеятельности. Во всех видах совместной деятельности он отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей.

В центре внимания классного руководителя - воспитание духовности, привитие общечеловеческих норм нравственности - ориентира в жизни детского сообщества, регуляторов культуры общения, критериев человеческих поступков.

В зависимости от возраста учеников классный руководитель выполняет разные роли: в младшей школе он - опекун, гувернёр; в основной и старшей - куратор, друг, наставник. Но всегда отношения между воспитанниками и классным руководителем должны выстраиваться на основе сотрудничества, сотворчества.

Кроме этих целей и мотивов выбор профессии учителя может быть продиктован значимостью общения в педагогической деятельности. Интерес к этой стороне деятельности, в особенности интерес к общению с детьми, может стать побуждением к выбору учительской профессии.

Иногда учительскую профессию выбирают, исходя из интереса к определённой области знаний, представленной к определённым предметам. И это очень важно. Любить предмет - это не значит любить профессию учителя. Но любовь к предмету реализуется в умении его преподавать, передавать эту любовь ученикам.

Мотивом выбора учительской профессии иногда становится желание и потребность продолжить семейную традицию. Такие люди обычно знают педагогический труд не понаслышке, а изнутри. Они лучше других видят перспективы профессии, её специфику, содержание, радости и трудности.

Тем, кто планирует свою деятельность в сфере образования, важно владеть знаниями о правах и обязанностях педагогов в образовательном учреждении. Вот основные документы, которыми регулируется труд учителя:

Кто допускается к педагогической деятельности?

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую компетенцию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

Психологи называют более 50 личностных свойств учителя, главные из которых - любовь к детям, справедливость, честность, порядочность и др. Человеку важно обладать профессиональными свойствами, которые обеспечивают пригодность к профессии учителя. Какие требования предъявляют современные учащиеся основной школы к учителю? Чаще всего назывались такие требования: должен много знать - 78% учащихся; быть чутким и внимательным - 73%; интересно, от души объяснять - 69%; быть готовым оказать помощь - 61%; обладать терпением и весёлым характером - 60%; не должен жаловаться родителям - 59%.

Есть ли ограничения при приёме учителей на работу?

Да, есть. К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда.

Есть ограничения и по медицинским показаниям - дефекты речи, выраженные физические недостатки.

Каким должен быть современный учитель?

Сила разума, светлый, высокий ум дают учителю возможность проникать в глубь человеческой души, постигать сущность человека. Ответственная любовь к детям позволяет ему разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, преодолевать отчуждение. Особенность эмоциональной сферы учителя - способность сопереживать и сочувствовать, разделять чувства своих учеников, влиять на их эмоциональную жизнь. Но многие из вас охотно рассказывают о другой, очень стойкой, зависимости успеваемости по предмету - от отношения к учителю, его преподающему. Рассказ, обычно бесхитростный и простой, повествует о том, как интерес к предмету прямо определялся симпатией к учителю. И эти симпатии будут поддерживаться теми новациями, что идут в нашу новую школу.

Сегодня много говорят о модернизации новой школы. Считается, что расходы на образование должны соотноситься с успеваемостью учащихся. Среди учителей и родителей бытует мнение, что чем больше денег тратится на образование, тем выше его качество. Практика же показала, что хотя расходы на школы увеличивались из года в год на протяжении 10 лет, успехи учеников значительно не улучшались.

Исследование динамики забывания информации по окончании обучения свидетельствует, что быстрее всего забываются знания, полученные по магнитофонной записи: через месяц остаётся менее 20%. За это же время знания, полученные от учителя, сохраняются на 50%.

В конце 90-х гг. XX века учёные Англии попробовали определить зависимость качества обучения школьников от оснащенности школ компьютерами. Прямой зависимости выявить также не удалось.

В толковом словаре русского языка модернизация определяется как обновление, изменение соответственно современным требованиям.

Что же будет обновляться, изменяться?

Главная идея обновления - обеспечение современного качества образования, приведение его в соответствие с актуальными потребностями личности, общества, государства.

Обновление образования осуществляется с учётом развития учащихся на разных ступенях школьной жизни.

На каждом возрастном этапе - начальной, основной, старшей школы - в центре внимания учителя - личность ученика, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, раскрытие и реализация его личностного потенциала, развитие творческих способностей, определение образовательной траекторией для каждого.

Выбрав в профессию учителя, вы сможете работать с учащимися разных ступеней школьного образования.

Старшая школа в первую очередь школа профильная, в связи с чем она строится на основе расширения возможностей выбора учащимися индивидуальной образовательной программы. Профильное обучение ориентировано на реализацию интересов, склонностей и способностей учащихся, создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями. Выпускники школы будут трудиться в мире, устроенном уже иначе. Для их успешной социализации в этом мире усиливается внимание к экономическим, правовым знаниям, знаниям истории, русского, родного и иностранного языков, обеспечению компьютерной грамотности. Предусматривается совершенствование текущей и итоговой аттестации старшеклассников, повсеместное введение ЕГЭ.

Модернизация всех возрастных ступеней образования осуществляется с учётом требования будущего. Обновленная модель школы должна удовлетворять запросы и личности, и общества, развиваться в опережающем режиме, т.е. школа должна уже сегодня учитывать социально-экономические потребности страны через 5-15 лет.

Сделайте для себя вывод: готовы ли вы участвовать в таком масштабном преобразовании школы в качестве учителя? Каждый ли учитель способен участвовать в этих процессах? Могут ли эти преобразования поднять престиж учительской профессии?

1. Брудный Д.Л. Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. – М.: Политиздат, 1991. – 350 с.

2. Воскресенская М.А. Я становлюсь учительницей. – Л.: Лениздат, 1987. – 160 с.

3. Хозе С.Е. В учительском строю: Единомышленники и соавторы педагога. – М.: Педагогика, 1990. – 208 с.

4.Дорофеева Е. Последний звонок.// Воспитание школьников. № 2, 1996г. – с. 57-61.

5. Чкариули Т. День учителя.//Воспитание школьников. №5, 2001г. – с. 59-61.

8. Каиров И.А. Педагогический словарь. Том II. Изд – во АПН Академии педагогических наук. – М.: 1960г. – 766 с.

9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:Азбуковник,1998г. – 944 с.

10. Шойхер В.Ю. Антология мудрости. – М.: Вече, 2005г. – 848 с.

11. Боголюбов Л.Н.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. – М.: Просвещение, 2009. – 416 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Профессии будущего

Предлагаю для помощи в профориентационной работе презентацию к классному часу.

"Профессия будущего"

В современном мире множество профессий. какая профессия по душе? Куда пойти учиться? Какие знания могут пригодиться?Урок по профориентации в 9 классе .


Профессии будущего

В презентации рассказывается о профессиях будущего, ею можно воспользоваться при проведении классных часов по профориентации.


Футурология педагогики: разбираемся, где пролегают фронтиры сферы образования и какие новые профессии появятся в ближайшие двадцать лет.

Всего через пару десятилетий ученики будут бояться, что электронный ассистент донесёт тьютору, что они недостаточно усердно занимались, а брейн-тренер будет спорить с лайфстайл-тренером о распределении нагрузок.


Образование будущего по версии 1950-х годов

Какими именно будут педагогические профессии будущего, к чему себя готовить, на кого учиться будущим педагогическим специалистам? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, какие сегодняшние тенденции — самые важные. Мы предлагаем немного пофантазировать, основываясь на анализе перспективности направлений внутри педагогики.

Автоматизация и удалённое обучение

Временем, которое ученики и учителя тратят на дорогу в школу, можно распорядиться куда интереснее

Есть ли необходимость в том, чтобы учитель находился в одном помещении с учеником во время занятий? При хорошо организованной трансляции с отличным качеством звука и высоким разрешением ничего из рассказа преподавателя не потеряется. Онлайн-обучение и смешанное обучение набирают обороты уже сегодня.

Таким образом, представление о необходимости физического присутствия в классе обусловлено только устоявшейся традицией. Исключение могут составить разве что спортивный тренер или преподаватель балетной школы, которым нужно помогать ученику с правильной осанкой и позицией. А вот для разбора ошибок в примерах, объяснения физических законов или демонстрации опытов достаточно виртуального присутствия — тем более, что не у всех есть возможность провести опыт с реактивами дома.


Со времен таких массивных компьютеров как IBM 7094 изменилось многое

Онлайн-курсы, цифровые ресурсы, сервисы и приложения, онлайн-конференции, вебинары и личные виртуальные уроки в режиме реального времени — вот инструментарий виртуального образования, который будет развиваться и совершенствоваться.

Новая профессия: куратор онлайн-платформы

Составляет онлайн-курсы для удаленного обучения, адаптируя требования конкретных дисциплин к онлайн-среде, администрирует работу платформы, решает коммуникационные проблемы между учителем и учеником.

Открытые образовательные ресурсы

Благодаря обилию информации в сети фокус педагогического внимания смещается с фактологии на методологию

Интернет — огромный и постоянно обновляющийся учебник, который всегда окажется актуальнее самой новой книги, выпущенной в типографии. Проблема в том, что без маяков и навигационных карт мы можем просто утонуть в море информации.

Знание не уникально, не может быть кем-то монополизировано и никому не принадлежит. Сегодняшний школьник вполне способен почерпнуть знания по всем предметам из открытых источников. Если он читает материалы в сети и смотрит видеокурсы, путешествие по страницам учебника вместе с учителем только дублирует информацию и тратит время обоих. Зато учитель может помочь сформировать критерии поиска, научить отделять зёрна от плевел и предложить эффективный метод освоения материала.


Кроме всего прочего, информация, которая встречается ученику во время поисков, может быть не только недостоверной, но и вредоносной — здесь возникает запрос поддержание безопасности психики и техники.

Новая профессия: инструктор по интернет-серфингу

Формирует критическое и логическое мышление, помогает отделить важное от неважного, объясняет, каким ресурсам можно доверять, а каким нет, учит медиаграмотности и сетевой безопасности.

Новая профессия: веб-психолог

Понимает особенности сетевой среды и интернет-социализации детей и подростков, помогает в преодолении таких проблем, как интернет-травля, кибербуллинг и столкновение с травмирующим контентом.

Развитие и сопровождение талантов

Персональное курирование ученика позволит выявить его склонности — не в ущерб другим областям

Часто первоклассник понятия не имеет, что должен принадлежать к одной из этих категорий. Но сегодняшняя школа ему объясняет — как правило, прививая неприятие к той или иной области знания, так что другая оказывается выбранной по остаточному принципу. То, что естественно-научные предметы вызывают у конкретного человека больше интереса, чем гуманитарные, не значит, что о вторых нужно забыть. Скорее, речь может идти о том, чтобы использовать дисциплины и подходы, вызывающие живой отклик, в качестве инструмента для освоения всего остального.


Так в начале 1960-х воображала будущее компания Motorola

Задача личного куратора — разобраться в чужих потребностях и талантах и поддерживать ученика, следя за его прогрессом. Для этого не обязательно быть преподавателем всех дисциплин сразу. Нужно видеть картину в целом и иметь общее представление об учебном материале. От такого специалиста требуется на протяжении долгого периода сопровождать образовательный маршрут, участвовать в формировании образовательной программы, помогать с определением перспективные для ученика направления и рекомендовать область карьерного развития.

Новая профессия: междисциплинарный тьютор

Курирует персональную траекторию ученика, участвует в решении частных образовательных проблем, коммуницирует с составителем индивидуального плана и учителями-предметниками.

Индивидуализация и персонализация

Индивидуальный план обучения на основании потребностей и интересов

Сегодня школьный учитель концентрируется на своем предмете, не особенно задумываясь о прочих. Примерно такой же является ситуация в высшем образовании. Тем не менее, во многих зарубежных и некоторых отечественных вузах студенты могут выбрать набор дисциплин, самостоятельно рассчитать соотношение часов и составить себе программу.


Позволять ребёнку концентрироваться на интересном — не то же самое, что разбаловать

Новая профессия: разработчик образовательных траекторий

Создает образовательные маршруты, составляет индивидуальные планы, выступает стратегом, работая в содружестве с тьютором-тактиком.

Новая профессия: электронный ассистент

Работа с психофизиологией учёбы

Темп нашей жизни рождает запрос на достижение максимальной продуктивности и сохранение здоровья


Изучение мнемотехник может набрать такую же популярность, как фитнес

Иногда оказывается, что для того, чтобы запомнить количество информации, которое кажется нереальным, нужны только регулярные тренировки, понимание общих принципов работы памяти и знание методик, например, интервального повторения. Также существуют мозговые тренажёры — Lumosity, Elevate, NeuroNation. Это приложения и сервисы, предназначенные для развития скорости, интеллекта и концентрации.

Впрочем, исследователи нейротехнологий скептически относятся к сервисам для брейн-фитнеса, которые существуют сейчас. Упражнения по развитию реакции, внимания и скорости мышления применяются человечеством уже сотни лет. Однако практика целенаправленного улучшения когнитивных функций в школе пока что тоже массированно не применялась.

Есть основания предполагать, что через несколько десятилетий в почёте будут развитие когнитивных способностей, устного счёта и скорости чтения, технологии запоминания и изучение интеллектуальной производительности. Вооружившись специальными устройствами и программами, специалист по брейн-фитнесу будет помогать ученикам прокачивать способности мозга.

Новые профессии: брейн-тренер

Учит достижению концентрации и продуктивности, проводит упражнения для мозга, дает образовательно-психологические рекомендации, работает с нейроинтерфейсами.

Новые профессии: лайфстайл-тренер

Физрук будущего, чьи компетенции не заканчиваются спортзалом — составляет план тренировок, проверяет показатели носимых гаджетов, дает рекомендации по питанию и сну, курирует регулярные зарядки.

Геймификация и образовательные игры

Игровые технологии мотивируют на обучение, привносят дух соревновательности и дают освоить конкретные навыки

Благодаря играм ученики с большим интересом осваивают новые области знания и получают возможность моделировать и испытывать на себе разные ситуации. Это помогает определиться с профессиональными склонностями и интересами. Игры, позволяющие создавать сложные структуры, помогают развитию креативности, а кооперативные, социальные и бизнес-игры способствуют коллективному решению задач и развитию эмоционального интеллекта.

Видеоигры обладают очевидными преимуществами, в образовании уже сейчас используются инструменты, связанные с геймингом и высокими технологиями? а в дальнейшем эта тенденция будет только развиваться. Некоторое перегревание темы и критика после первых восторгов вызвали к жизни более серьёзный, системный подход к геймификации — вместе с пониманием, что игры представляют собой инструмент образования, а не замену учёбе.


Всем, кто до сих пор считает игры чем-то несерьёзным, советуем взглянуть на симуляторы для лётчиков и врачей

Возможно, рано или поздно все учебники превратятся в игровые среды. Что же до ролевых социальных игр и живых квестов, то заниматься этим прямо сейчас на массовом уровне мешает только отсутствие традиции. Это означает, что кто-то должен заниматься разработкой и внедрением образовательных игр, виртуальных симуляторов, игровых онлайн-миров, создавать сценарии событий и кейсов, задавать условия, вести учеников по игре и давать им советы в качестве NPC (неигрового персонажа).

Новая профессия: техник образовательных игровых сред

Занимается разработкой, тестированием и внедрением образовательных игр онлайн, в дополненной и виртуальной реальности.

Новая профессия: игротехник/игромастер

Сценарист игр, адаптирует учебную программу к сценарию и механикам, превращая её в историю с интересными заданиями и достойными целями для игроков.

Ориентированность на практику

Наибольшую пользу знание приносит тогда, когда для чего-то используется

Когда единственным стимулом решать задачу является то, что её проверят, это слабая мотивация. Однако если построить учебный план так, чтобы решение задач было необходимо для конкретных целей, не сделать этого станет невозможно по механике. Задания выполняются, а знания усваиваются, когда служат условием для дальнейшего движения. С этой точки зрения ориентированность на практику — полезный тренд.

В связи с этим станут востребованы специалисты, которые имеют опыт реализации успешных некоммерческих и коммерческих проектов, в разработке которых использовался материал конкретных дисциплин. Акценты при этом расставляются так, что изучение теории поддерживает практику.


Если полвека назад журналисты оказались правы насчёт единого мирового рынка труда, то и наши прогнозы могут сбыться

В связи с этим станут востребованы специалисты, которые имеют опыт реализации успешных некоммерческих и коммерческих проектов, в разработке которых использовался материал конкретных дисциплин. Акценты при этом расставляются так, что изучение теории поддерживает практику.

Новая профессия: специалист по проектам

Помогает создавать проекты, связанные с конкретными техническими, экономическими, социальными, природоохранными и прочими разработками учащихся.

В сухом остатке

Итак, образование будущего вскоре сможет победить ряд ограничений — например, расстояние. С онлайн-курсами и вебинарами учиться у преподавателей из разных частей страны или мира не составит труда.

Симуляторы, тренажеры и видеоигры рано или поздно вытеснят привычные средства. Опасаться тут нечего, но также важно понимать, что технологии являются только инструментом учебного процесса, а не его заменой. Чем больше вокруг нас роботов и компьютеров, тем больше отвественности, креативности и системности мышления требуется от специалистов — иначе они не будут конкурентоспособны.

Развитие технологий неизбежно вдохнёт новую жизнь в физкультуру, причём занятиями в зале будет не отделаться. Забота о физическом здоровье станет комплексной, тесно переплетаясь с практиками по повышению когнитивной продуктивности и психологического комфорта.

Так выглядят прогнозы в области сферы образования, основанные на том, какие тренды сегодня выходят на первый план. Может показаться, что всё это сюжеты для фантастических романов, однако будущее в стиле sci-fi уже наступает.

Читайте также: