Перечислите особенности системы источников трудового права
Обновлено: 28.06.2024
Источники трудового права представляют собой формы выражения норм трудового права.
Эти формы могут быть различными в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт.
Таким образом, источником трудового праваназывается закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.
Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.
Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.
Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.
Источники принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы (иерархии). В этой связи среди источников трудового права следует различать: международные акты; Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.
По сфере действия источники следует подразделять на: федеральные (акты органов РФ); региональные (акты субъектов РФ); территориальные (акты органов местного самоуправления) и локальные (акты конкретных организаций – коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
■ трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права,
■ иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
■ указами Президента Российской Федерации;
■ постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
■ нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
■ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.
В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового законодательства, применяется ТК РФ.
Основным источником является Конституция РФ,которая закладывает основы организации и регулирования труда. Конституционное право выступает основополагающим для трудового. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.
Общеправовые принципы - это ключевые идеи, которые положены в основу правовой системы в целом. Базовыми принципами, отражающими социальное назначение права в обществе, выступают:
Эти принципы закреплены в Конституции РФ и являются наиболее значимыми для трудового права.
(Ст. 7 К РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Закреплено равенство всех граждан.
В статье 4 Трудового кодекса на основе ст. 37 Конституции РФ заложен принцип запрета принудительного труда.
1. Конституция РФ провозглашает базовые права человека в сфере труда, которые составляют основу соответствующих институтов трудового права. К их числу относятся:
- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- право на защиту от безработицы;
- право на отдых (ст. 37).
Кроме перечисленных прав, ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Положения ст. 37 выступают в качестве исходных начал правового регулирования трудовых отношений. Законодательство о труде направлено на развитие этих начал и создание системы гарантий трудовых прав работника.
Среди положений ст. 37 необходимо выделить провозглашение свободы труда и запрещение принудительного труда.
Свобода труда выступает в качестве межотраслевого принципа правового регулирования общественных отношений, связанных с применением труда .
В силу ст. 10 ТК РФ принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.
Напомним, что норма об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения появилась в Трудовом кодексе после подписания Россией международно-правовых актов. В частности, Всеобщей декларации прав человека (1948), которая провозгласила право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированном Россией в 1966 году, а также в Европейской социальной хартии (пересмотренной) (1996).
Помимо закрепления основных трудовых прав и принципов трудового права, нормы Конституции РФ имеют значение для построения системы источников трудового права. Так, ст. 15 Конституции РФ включает в правовую систему страны общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Для трудового права это положение очень важно, поскольку значительная часть прав человека - это трудовые права, такие как право на труд, право на отдых, на объединение и т.д. Эти права и механизм их реализации нашли отражение как в международных пактах, декларациях, так и в многосторонних международных договорах - конвенциях Международной организации труда. Признание их непосредственно действующими на территории РФ - свидетельство интеграции России в международное сообщество и доказательство ее приверженности общегуманистическим идеалам.
Международно-правовое регулирование труда — это установление системы стандартов по регулированию трудовых и связанных с ними отношений посредством международно-правовых средств.
Основными субъектами международно-правового регулирования труда являются Организация Объединённых Наций и Международная организация труда (МОТ). МОТ образована в 1919 году и объединяет 175 государств.
МОТ осуществляет свою деятельность через три основных органа: Международную конференцию труда (высший орган); Административный совет (исполнительный орган) и Международное бюро труда (постоянный секретариат МОТ, являющийся центром всей деятельности, которую осуществляет организация). [1]
Субъектами международно-правового регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе являются различные объединения государств: Европейский совет, Содружество Независимых Государств (СНГ), Союз Беларуси и России.
Источниками международно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств (Европы, Америки и т. п.), двусторонние и многосторонние договоры.
Важнейшими актами международного права является Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти документы закрепляют права на труд, на благоприятные условия труда, на справедливое и равное вознаграждение за равный труд, на социальное обеспечение и т. д.
Ратифицирована 61 конвенция МОТ.
Конвенция № 122 "О политике в области занятости" (1964 г.).
Конвенция № 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" (1973 г.).
Конвенция № 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (1975 г.).
Конвенция № 148 "О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" (1977 г.).
Конвенция № 149 "О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала" (1977 г.).
Конвенция № 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация" (1978 г.).
Конвенция № 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981 г.).
Конвенция № 156 "О работниках с семейными обязанностями" ("О равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями") (1981 г.).
Конвенция № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983 г.).
Локальные нормативные акты. Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.
Например, ст. 190 ТК предусматривает, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В тех случаях, когда законодательство или иные нормативные правовые акты не требуют учета мнения представителей работников, локальный акт может быть принят единолично работодателем. К подобным актам традиционно относят должностные инструкции, положение о персонале и некоторые другие.
По соглашению между участниками системы социального партнерства в коллективном договоре или соглашении может быть установлен иной порядок принятия локальных нормативных актов, а именно утверждение по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК).
В отличие от коллективных договоров и соглашений, которые заключаются после проведения коллективных переговоров и действуют в течение определенного срока (до трех лет), процедура принятия локальных актов не установлена, они могут быть как срочными (с указанным сроком действия), так и постоянными (без указания срока действия).
Основным назначением локальных актов является конкретизация законодательства о труде с учетом организации труда и условий конкретного предприятия (организации), повышение гарантий, предоставленных работникам законом и подзаконными актами, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.
К важнейшим локальным нормативным актам относятся:
- локальные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 162 ТК);
- графики сменности, которые определяют чередование работников по сменам, устанавливают продолжительность смен, их количество, продолжительность междусменного перерыва. Принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 103 ТК);
- локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда (положения об оплате труда). Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК);
- правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, общие правила выполнения работы, соблюдения пропускного режима, прохождения медосмотров и т.п. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. ст. 189 и 190 ТК);
- должностные инструкции. Утверждаются единолично руководителем организации, если иное не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Содержат квалификационные требования, права и обязанности работника, выполняющего работу по данной должности;
- инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 212 ТК).
На практике получил распространение и такой локальный нормативный акт, как положение о персонале. Обычно оно принимается руководителем организации, в которой не заключается коллективный договор.
Вся система источников трудового права и ее особенности предопределены спецификой предмета и метода данной отрасли права. В этой системе источников есть акты общего и специального трудового законодательства с различной сферой действия, акты федеральные и субъектов Федерации и органов местного самоуправления, акты законодательные и договорные, локальные. Трудовой кодекс четко определил в ст. 5 субординацию (подчинение) источников трудового права. Он предусмотрел, что трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса и иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации, актов органов местного самоуправления и локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать трудовому праву, не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ по трудовому праву не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам и указам Президента РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (Министерства труда и социального развития РФ и др.) не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Трудовое законодательство субъектов Российской Федерации не должно противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным актам федеральных органов исполнительной власти.
Трудовое законодательство органов местного самоуправления и локальные нормативные акты трудового права не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральному трудовому законодательству и трудовому законодательству соответствующего субъекта Федерации.
В случае противоречия между Трудовым кодексом и иными федеральными законами по трудовому праву применяются положения Кодекса.
Если же новый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
Разграничение в создании источников трудового права полномочий между Федерацией и ее субъектами предусмотрено ст. 6 ТК, которая отнесла к компетенции Федерации создание минимума гарантий закрепляемых ею основных трудовых прав работников. Повышение этих гарантий отнесено к компетенции субъектов Федерации.
Как видно из приведенной ранее классификации, виды источников трудового права могут быть различными. Это не только законы и подзаконные нормативные акты, но и социально-партнерские соглашения и коллективные договоры. Последние как регуляторы труда также относятся к источникам, хотя это и не нормативные акты, издаваемые органами власти и управления. Но они содержат нормативные договорные положения социальных партнеров, в том числе представителей органов исполнительной власти при трипартизме (трехсторонние соглашения). Все указанные акты объединены единой системой источников трудового права, последовательно располагаясь в ней по динамике развития трудового отношения по соответствующим институтам данной отрасли. Следовательно, система источников трудового права строится по системе данной отрасли, которая, в свою очередь, построена по предмету правового регулирования труда. Под системой источников как целого комплекса понимаются не только состав этого комплекса, но и последовательность расположения источников внутри данной системы, их взаимосвязь и субординация, т. е. подчинение содержания одного источника другому — высшему. В случае же их расхождения действует нормативный акт трудового законодательства более высокого иерархического уровня. В системе источников российского трудового права находятся и соответствующие международные акты по труду ООН, МОТ, ратифицированные нашей страной. Рекомендуется знать и акты Европейского сообщества, поскольку Россия является его членом.
Под источником права принято понимать:
- материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле);
- основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле).
Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники — это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и др., регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними или производные от них отношения. Однако к источникам трудового права, с учетом особенностей их формирования, относятся и акты, принимаемые работниками и работодателем (их представителями). Следует иметь в виду, что таким источником является коллективный договор в его нормативной части либо локальные нормативные акты, действующие у работодателя и принятые в установленном законом порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения различного уровня (от генерального и регионального до отраслевого либо территориального соглашения).
Источником трудового права называется нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права, это форма выражения норм трудового права. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.
Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.
Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.
Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде , которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.
Виды источников трудового права
1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
- международные договоры;
- Конституция РФ;
- законы (в т.ч. ТК РФ);
- подзаконные акты.
2. по сфере их действия:
- федеральные;
- субъектов РФ (областные, краевые);
- муниципальные;
- локальные (акты конкретных организаций – коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).
3. по органам, принявшим нормативный акт:
- законодательной власти;
- исполнительной власти;
- органов местного самоуправления;
- и т.д.
4. по форме акта:
- законы;
- указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
5. по содержанию и целевой направленности:
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права,
- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- указами Президента Российской Федерации;
- постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).
В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового законодательства, применяется ТК РФ.
1) практика – как многократное и единообразное повторение соответствующего поведения физических или юридических лиц, обеспеченная социальным (в том числе государственным) принуждением;
2) соглашения государств, юридических и физических лиц, содержащие нормы трудового права;
3) деятельность правотворческих органов (в том числе органов государственной власти), управомоченных юридических и физических лиц, выражающаяся в принятии нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Система форм и источников трудового права в РФ может быть представлена в следующей таблице.
Таблица 3.1. Система форм и источников трудового права в России
В теории государства и права выделяются четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный (правовой) обычай и нормативный договор[78]. Не вызывает сомнений тот факт, что нормативные правовые акты и нормативные договоры являются формами трудового права России; в науке и на практике возникает проблема отнесения судебного прецедента и санкционированного обычая к формам трудового права России. Законодатель не разрешил данную проблему; ни судебный прецедент, ни санкционированный обычай не упоминаются в ТК РФ. Это объясняется тем, что Российская Федерация является страной, входящей в романо-германскую правовую систему, где нормативный правовой акт (закон) является основополагающей формой права, в отличие от стран англосаксонской правовой системы (США, Англия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), где судебные решения и обычаи являются наиболее важными формами права. В учебниках по трудовому праву указывается на существование научной дискуссии о роли судебного прецедента и санкционированного обычая в российской правовой системе[79]. Особое внимание уделяется вопросу о значении актов Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ;
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Статья 6 данного Федерального конституционного закона устанавливает, что решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих постановлений:
1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;
2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ;
Верховный Суд РФ осуществляет принадлежащее ему в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает положения по совершенствованию законодательства РФ по вопросам своего ведения (п. 6 ст. 2).
Верховный Суд РФ в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения (п. 7 ст. 2). Пленум Верховного Суда РФ рассматривает материалы и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ (п. 3 ст. 5).
8. Обзор Верховного Суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
10. Определение Верховного Суда РФ от 05 сентября 2014 г. № 37-КГ14-4;
12. Определение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2016 г. № 51-КГ16-10.
Относительно актов Европейского Суда по правам человека можно сказать следующее. С одной стороны, они обязательны в отношении государств – участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г., которые являлись стороной в споре; для иных государств, не участвовавших в деле, решения Европейского Суда по правам человека обязательны в части содержащегося в них официального (нормативного) толкования конвенционных положений. Прецедентно-обязывающая сила таких решений вытекает из того обстоятельства, что толкование международного договора органом, юрисдикция которого признана государствами-участниками, является неотъемлемым элементом юридического содержания договорных норм, которые не могут применяться в отрыве, а тем более вопреки данному толкованию. Именно в таком двойственном качестве – как акты казуального решения споров о соответствии Конвенции о защите прав человека и основных свобод действий российских национальных властей и как акты официального (нормативного) толкования конвенционных положений – решения Европейского Суда по правам человека входят в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в состав правовой системы РФ[81]. Однако у специалистов в области трудового права имеется иное мнение: в актах Европейского Суда по правам человека осуществляется толкование Конвенции, что является интерпретацией общепризнанных правовых принципов. Для трудового права это не имеет серьезного значения, поскольку основные трудовые права закреплены не Конвенцией, а Европейской социальной хартией (пересмотренной) 1966 г.[82]
Разделяя позиции ученых о невозможности отнесения актов высших судов РФ к формам трудового права, необходимо указать на мнение Е. А. Ершовой, полагавшей, что постановления Европейского Суда по правам человека, Постановления Конституционного Суда РФ и акты Пленума Верховного Суда РФ являются специфическими прецедентами обязательного или необязательного толкования международного трудового права или российского трудового права, а не самостоятельными формами международного трудового права либо российского трудового права[83]. При этом следует иметь в виду, что на практике суды достаточно часто используют акты судов вышестоящих инстанций при рассмотрении и вынесении решения по тому или иному делу.
Особенности системы форм трудового права проявляются в следующем:
1. Имеются специфические формы трудового права, отсутствующие в иных отраслях права (коллективный договор, соглашение, локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права);
2. С принятием ТК РФ произошли качественные изменения, связанные с уточнением полномочий государственных органов в сфере регламентации трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 5, 6 ТК РФ) и касающиеся усиления возможностей договорного способа регулирования (ст. 8, 9 ТК РФ)[84];
3. Трудовое законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ), в силу чего массив нормативных правовых актов в сфере труда делится на акты федерального и регионального уровня[85], и на практике возникает проблема определения пределов нормотворчества в сфере труда на уровне субъектов Российской Федерации;
4. Действует принцип неухудшения положения работника: акт меньшей юридической силы не может уменьшать уровень трудовых прав работника по сравнению с вышестоящим актом[86] (ст. 5 ТК РФ);
5. В настоящее время в систему форм трудового права включаются законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ; они применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ (ч. 1 ст. 423 ТК РФ).
Читайте также:
- Какие профессии будут востребованы в будущем
- Как должно выполнено отключение для обеспечения безопасности работ на токоведущих частях
- Как передать в фсс сведения по больничным листам пилотный проект
- Правовое обеспечение публичной власти магистратура кем можно работать
- Код 02 в больничном листе что означает