Отражены расходы по строительству согласно смете выполненных работ без ндс

Обновлено: 27.04.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу от 03.02.2018 федерального государственного казенного учреждения комбината "Патриот" управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу (далее - комбинат) на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2017 по делу N А62-7437/2016 Арбитражного суда Смоленской области

по заявлению учреждения к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (далее - казначейство) о признании недействительным пункта 3 предписания от 30.09.2016 N 63-1.10-12/145-3331,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу (далее - Управление Росрезерва по ЦФО), общества с ограниченной ответственностью "РегионТехСтрой" (далее - ООО "РегионТехСтрой"), общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Аграрный инвестиционный фонд" (далее - ПКФ "Аграрный инвестиционный фонд"),

решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017, заявленное требование удовлетворено. Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2017 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, комбинат просит постановление кассационной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таких оснований по результатам изучения обжалуемого судебного акта, доводов кассационной жалобы не установлено.

Как усматривается из судебных актов, на основании государственного контракта от 24.12.2013 N 9-118, заключенного между Управлением Росрезерва по ЦФО (государственным заказчиком) и ПКФ "Аграрный инвестиционный фонд" (генподрядчиком), и государственного контракта от 24.12.2013 N 170, (далее - контракт N 170) заключенного между комбинатом (представителем государственного заказчика) и ПКФ "Аграрный инвестиционный фонд" (генподрядчиком), на закрепленном за комбинатом объекте - холодильном комплексе осуществлялись строительно-монтажные работы по капитальному ремонту. Комбинату была делегирована часть функций государственного заказчика по приемке выполненных подрядчиком работ, их учету и оплате. Общая стоимость работ с учетом дополнительных соглашений к государственным контрактам определена в размере 825 920 000 руб.

Строительный контроль при выполнении генеральным подрядчиком работ по капитальному ремонту холодильного комплекса осуществлялся ООО "РегионТехСтрой" на основании заключенного с комбинатом государственного контракта от 17.03.2014 N 26 (далее - контракт N 26).

Кроме того, между комбинатом и ООО "РегионТехСтрой" был заключен государственный контракт от 02.06.2014 N 41 (далее - контракт N 41) на осуществление авторского надзора за строительством.

Казначейством проведена проверка правомерности расходования когмбинатом средств федерального бюджета по государственным контрактам NN 170, 26 и 41. По ее результатам выявлено, что комбинатом осуществлена оплата ПКФ "Аграрный инвестиционный фонд" непредвиденных расходов в сумме 20 321 108 руб. 30 коп. без их расшифровки в актах о приемке выполненных работ, а также без подтверждения понесенных фактических непредвиденных расходов подрядчиком. В адрес комбината вынесено предписание от 30.09.2016 N 63-1.10-12/145-3331, пунктом 3 которого комбинату предписано расшифровать и подтвердить фактически оплаченные непредвиденные расходы с предоставлением в казначейство подтверждающих документов.

Суд кассационной инстанции, признавая оспариваемый пункт предписания законным и обоснованным, руководствовался статьями 709, 746, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 4.33, 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 (в редакции приказа Минрегиона России от 01.06.2012 N 220).

Суд учел, что на момент истечения срока действия контракта N 170, т.е. на 25.12.2015, полный объем предусмотренных им строительно-монтажных работ не был выполнен. Комбинатом приняты акты выполненных работ на сумму 696 896 540 руб. 55 коп. На 01.01.2016 на балансе комбината образовалась дебиторская задолженность в сумме 51 775 650 руб. 50 коп., которая в период 01.06.2016 была уменьшена до 42 190 669 руб. 85 коп. в связи с продолжением исполнения сторонами обязательств по государственному контракту до полного завершения работ. При подписании актов о приемке в них включены непредвиденные расходы в размере 3% от стоимости выполненных работ, без их расшифровки, а также без подтверждения факта выполнения непредвиденных работ и несения непредвиденных затрат подрядчиком.

В кассационной жалобе комбинат ссылается на то, что цена государственного контракта определена в твердой сумме, по этой причине, расшифровка непредвиденных расходов при оплате выполненных работ не производится.

Суд кассационной инстанции, как следует из вынесенного им постановления, оценив обстоятельства дела, установленные судами, пришел к выводу о том, что оплата по государственному контракту осуществлялась комбинатом за фактически выполненные работы. Данное обстоятельство подтверждается также кассационной жалобой, где комбинат указывает, что расчеты производились на основании локальных смет за отдельные виды работ, выполненные подрядчиком на конкретном этапе исполнения контракта.

В таком случае, согласно пункту 4.33 МДС 81-35.2004 резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. Поскольку вопреки данному пункту комбинат производил оплату непредвиденных расходов подрядчика до полного завершения работ, требование казначейства о необходимости их расшифровки и документального подтверждения, по существу, направленное на обеспечение прозрачности расчетов между ПКФ "Аграрный инвестиционный центр" и комбинатом, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, является обоснованным.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

отказать в передаче кассационной жалобы федерального государственного казенного учреждения Комбината "Патриот" управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Расчет НДС в смете

НДС в смете — это налог, на все виды работ, материалов, оборудования и т.п., которые должен обязательно учитываться в сметной документации. По правилам принятым в сметном деле в России внутри сметы все затраты подсчитываются и указываются без НДС. И только в конце в итогах сметы он проставляется на всю сумму СМР. Данный налог в зависимости от законодательства может варьироваться от 0 до 20%.

НДС в смете

Смета с НДС

НДС в смете

Рисунок 1. Пример применения расценки в локальной смете

НДС в гранд смете

Рисунок 2. Итоги локальной сметы с НДС

Смета без НДС

Сметные формы без учета НДС при подведении итогов составляются довольно редко. Например, в случаях, если необходимо узнать стоимость лишь прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли. Также составление сметы без НДС возможно в случае, если и Заказчик и Подрядчик являются плательщиками налога по упрощенной системе налогообложения.

Смета с НДС, а подрядчик работает без НДС или по №44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Письмом Министерства Финансов Российской Федерации №24-03-07/61247 от 28.08.2018 г. предложено следующее: определение и дальнейшее обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), или цены контракта, заключенного с единственным подрядчиком (исполнителем, поставщиком), возможно с применением следующих методов:

  • метод анализа рынка (сопоставление рыночных тем);
  • нормативный метод;
  • метод тарифов;
  • метод проектно-сметный;
  • метод затрат.

Кроме того, Законом о контрактной системе предусмотрено, что цена контракта является твердой в течение всего срока действия контракта и изменению не подлежит. Таким образом, выводом является то, НДС в смете в 2019 году не может быть увеличен, если смета включена в контракт, заключенный до повышения ставки НДС.

В случае, если подрядчик находится на упрощенной системе налогообложения и не является плательщиком НДС, согласно письму №НЗ-6292/10 от 06.10.2003 г., существует возможность применения коэффициентов к накладным расходам (НР) и сметной прибыли (НР) при составлении сметной документации (форма сметы №4, КС-2, КС-3 и прочих). Однако следует отметить, что предприниматели на УСН в любом случае должны оплачивать НДС за услуги, строительные материалы, конструкции и изделия, включающие в свой состав налог на добавленную стоимость.

Остается открытым вопрос, как запросить смету без НДС на торгах, если подрядчик не является плательщиком НДС. Согласно Закону №44-ФЗ, как было упомянуто выше, цена контракта является твердой и изменению не подлежит. Таким образом, если в контракте указано, что смета включает НДС, то независимо от вида применяемой подрядчиком системы налогообложения контракт заключается на таких условиях. Представляется возможным при проведении торгов предоставлять сметную документацию в двух вариантах: с НДС и без НДС.

Смета на ПИР

Следует отметить, что стоимость строительства сложных объектов не всегда может быть корректно спрогнозирована с применением существующих справочников базовых цен. В связи с этим возможно произвести расчет, используя укрупненные показатели из специализированных сборников, или другими альтернативными способами, позволяющими точнее спрогнозировать финансовые затраты. В сметах на проектно-изыскательские работы, как правило, не учитывается налог на добавленную стоимость.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в случае, если объект строительства находится на территории Российской Федерации и если ни одна из сторон не является плательщиком на упрощенной системе налогообложения, то локальные сметы, сметы по форме №4, акты выполненных работ КС-2, КС-3 и прочие документы должны включать в себя ставку НДС 20%,

К сожалению, предыдущая Методика (МДС-35) уже определенное время не обновлялась. Законодательство (бюджетное, налоговое и др) претерпело изменения. Данные изменения были положены в основу новой Методики. Для единого понимания между контролирующими органами, заказчиками и подрядчиками Минстрой России разработал данную методологию с учетом современных изменений в законодательстве, включил все полномочия и все затраты, которые государственные заказчики и подрядные организации могут включать в стоимость строительства объекта капитального строительства в рамках законодательства.

Методика вступила в действие с 5 октября 2020 года.

Учет данных затрат предусмотрен законодательством (налоговым, бухгалтерским). Так как эти затраты не имеют никакого отношения к формированию сметной стоимости, они не предусмотрены этой Методикой. Их учет ведется в бухгалтерском учете.

Решение о дальнейшем использовании данных материальных ресурсов принимает заказчик и отражает это в условиях контракта. Это обычный гражданский оборот имущества, принадлежащий заказчику.

Вопрос. Начально-максимальная цена контракта формируется с учетом налога на добавленную стоимость. Вправе ли заказчик в рамках заключенного контракта с твердой договорной ценой не выплачивать подрядчику сумму, в размере НДС, если последний находится на упрощенной системе налогооблажения?

Данный вопрос уже не является предметом Методики.

Методика действует на этапе архитектурно-строительного планирования. Сметная стоимость - это план, который является основой для формирования начальной (максимальной) цены контракта государственных и муниципальных контрактов.

Заказчик должен понимать, что в торгах по определению подрядной организации для выполнения тех или иных работ могут участвовать организации, у которых не только общая система налогообложения, но, как и один из видов налогообложения - упрощенная система. Но, если речь идет об упрощенной системе налогообложения, где определенные затраты не облагаются налогом на добавленную стоимость, заказчик самостоятельно в проекте контракта, который он размещает в электронной системе, может определить такие условия (случаи), например, если приходит организация с упрощенной системой налогооблажения, то определенные затраты НДС не облагаются. Заказчик может эти моменты упустить в контракте, либо, если это очень важно для него - прописать.

Т.е. Приказ 841/пр (Порядок определения начальной максимальной цены контракта и методики составления сметы контракта) является инструментом при определении НМЦК. Порядок достаточно гибкий. Он учитывает максимально возможные вариации планирования НМЦК на основе проектно-сметной документации.

Заказчик может проводить торги не только на весь комплекс работ по смете, которая получила положительное заключение государственной экспертизы, но и на отдельные виды работ, в том числе на закупку оборудования.

Поэтому, в зависимости от того на какие виды работ заказчик в данном случае планирует провести торги, предполагая, что может прийти организация с упрощенной системой налогооблажения, он может прописать это в проекте контракта.

В случае, если в условиях контракта не прописаны условия изменения цены контракта из-за подрядчика с упрощенной системе налогооблажения, цена должна оставаться твердой.

Вопрос. Весь мир столкнулся с коронавирусом. В Методике достаточно оперативно появились указания на то, что эти затраты можно компенсировать. НОСТРОЙ дважды проводил мониторинг по фактическим затратам строителей. Сумма затрат варьируется, но в среднем она составляет в районе 300 рублей в сутки на одного человека.

Что, по Вашему мнению, строительные компании могли бы включать в сводно-сметный расчет из этих затрат? Мы ориентируемся на рекомендации Роспотребнадзора или на другие документы? И как быть с данными затратами, если контракты заключены до 5 марта 2020 года (до вступления новой Методики)?

Минстроем России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации, где будет указана стоимость таких затрат на одного работающего.

Минстроем России анализируются все затраты, необходимые не только в рекомендациях Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли, но и главного санитарного врача. Изучается специфика регионов, так как есть разовые мероприятия дорогостоящие и постоянные затраты, но не дорогостоящие. Т.е. перечень затрат, которые будут включаться в определение цены по затратам по короновирусу, а какие затраты будут включаться дополнительно к этой стоимости (те затраты, которые есть не во всех строительных организациях, но они дорогостоящие) еще до конца не определен. Данный вопрос находится в процессе работы в Минстрое России.

Такая цена составляет около 300 рублей на одно работающего в сутки.

Вопрос. Как в локальных сметных расчетах (сметах) должны округлятся результаты вычислений? Допускается ли погрешность в округлении при использовании разных программных комплексов? В программных комплексах отсутствуют рекомендованные в приложении № 2 Методики формы локальных смет.

Этот вопрос меньше всего должен интересовать сметчиков, так как уже давно сметы вручную не составляются. Существуют множество программных комплексов, где такие округления уже зафиксированы. Поэтому при использовании различных систем ни каких погрешностей быть не может.

Программистам остается прописать те формы, которые рекомендует Минстрой России. Переход на новые формы будет осуществляться по мере готовности программистов, по мере готовности заказчиков предоставлять документы по таким формам, а экспертизы - принимать по таким формам. Формы локальных смет носят рекомендательный характер.

Вопрос. Планируется ли разработать примеры заполнения рекомендуемых форм, которые включены в Методику?

Минстрой России планирует провести работу по разработке таких примеров в начале 2021 года. Так же, возможно, будут откорректированы уже предложенные формы с учетом пожеланий и вопросов, которые поступили от строительного сообщества.

Вопрос. В соответствии с Методикой стоимость материальных ресурсов в базисном уровне цен определяется путем деления текущей стоимости, принятой по прайс-листам или счетам поставщика на индекс пересчета стоимости из базисного уровня в текущий. Можно ли определять цену МТР по прайс-листу от декабря 2019 года?

Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости. Это оптимальный вариант.

Сейчас у нас рынок, причем такие условия, что цена не всегда соответствует той, которая должна быть. Минстрой России совместно с ФАС России и Минпромторгом России ведут ряд мониторингов в целях принятия превентивных мер, для исключения необоснованного роста цен поставщиков и производителей строительных ресурсов.

Цена должна быть текущей, но обоснованной. Для этого есть все инструменты, в том числе и мониторинг строительных ресурсов.

Вопрос. В случае, если:

а) . сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы до 05.10.2020, а контракт с подрядной организацией заключен после 05.10.2020 года;

б) . задание на проектирование составлено до 05.10.2020, а окончание работ по контракту на проектные работы после 05.10.2020.

Какая методика в таких случаях должна использоваться, если документ (МДС 81-35.2004) утратил силу?

Данный вопрос регулируется в рамках Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий), где четко прописано, что смета составляется и представляется на государственную экспертизу на дату принятия ее заказчиком. Лишь только изменения в эту смету (при повторной экспертизе) делаются на дату предоставления документов в экспертизу.

Первоначальная смета - на дату принятия заказчиком. Поэтому, какая сметно-нормативная база действовала на тот момент на такую дату смета и должна предоставляться в экспертизу.

По договоренности сторон сметная документация, составленная по МДС-35, может быть пересчитана в рамках новой Методики.

Вопрос. По сборнику ФССЦ-2001 стоимость материала выше, чем рыночная стоимость по прайс-листу. В этом случае требования заказчика о пересчете по прайс-листу обоснованы?

Все цены, включенные в федеральный реестр сметных нормативов определены в уровне цен 2000 года. Сравнивать эти цены с ценами, определенными в текущем уровне цен не предоставляется возможным.

Если заказчик (или любой строитель) начинает применять укрупненный индекс Минстроя России, который рассчитан непосредственно для объекта капитального строительства в целом, к отдельно взятому строительному ресурсу (заработной плате, машинам и механизмам), т.е. к какой-то определенной статье затрат, в нашем случае к материалам в ценах 2000 года - это некорректно. Это приводит либо к резкому завышению (на бумаге, не в реальности), либо к резкому занижению. Т.е. данные перемножения приводят к искажению.

Индексы, которые Минстрой России выпускает ежеквартально, предназначены исключительно для определения стоимости строительства объекта капитального строительства в целом и не предназначены для расчета по статьям затрат.

Вопрос. 1. Кто должен проводить конъюнктурный анализ (строитель, заказчик или проектировщик)? Не стоит ли это четко прописать в Методике?

Требования и порядок проведения конъюнктурного анализа установлены настоящей Методикой. Эти правила должны соблюдаться всеми.

Подпись обязательна, печать нет (законодательством предусмотрено, что печать не всегда обязательна).

Конъюнктурный анализ является основанием и подтверждением той или иной цены. При планировании строительства за счет бюджетных средств ссылка на веб-сайт производителя/поставщика не допустима (сегодня эта компания есть - ссылка есть, завтра этой компании нет).

Кто должен проводить конъюнктурный анализ зависит от условий договора. Если нет определенных расценок, сметных норм, то в рамках Приказа 2/пр их можно разработать, представить в Минстрой и в Главгосэкспертизу с обосновывающими документами.

В настоящее время осуществляется переход на ресурсно -индексный метод. Важную роль в новой системе будет играть Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). В ней будут производители и поставщики строительных ресурсов.

Сметные цены в информационной системе должны быть сформированы в 2022 году. Чем больше организаций, которые относятся к строительному сообществу (поставщики и производители строительных ресурсов) будут в этом перечне, который размещен в данной системе, чем активней они будут предоставлять свои цены, тем быстрее она наполнится, что в свою очередь поможет отойти от проведения конъюнктурного анализа.

В целях наполнения достоверной информацией ФГИС ЦС, отражающей реальную номенклатуру, используемую строительными компаниями, Минстрой России проводит агитационную работу по включению в перечень производителей и поставщиков строительных ресурсов.

Вопрос. В ряде регионов региональные центры ведут свои сборники по стоимости строительных ресурсов. Можно ли данные материалы использовать, как один из источников для конъюнктурного анализа, так как эти центры при формировании своих сборников проводят тот же самый анализ в своем регионе?

В настоящее время в регионах созданы региональные центры, которые осуществляют мониторинг цен строительных ресурсов и свои сборники они создают на основании мониторинга.

В сборнике региональных центров цены на строительные ресурсы усредненные. Конъюнктурный анализ в рамках Методики 421 - это цены производителей поставщиков.

Считаем, что данная информация может быть использована при обосновании цены строительного ресурса.

Вопрос. В федеральном реестр сметных нормативов (ФРСН) публикуются индексы к СМР. Какие индексы можно применять на отдельные виды работ, если контракт только на конкретный вид работ (ремонт кровли или усиление фундаментов)?

В методике расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной Приказом Минстроя России № 326/пр от 05.06.2019 указана методология разработки любых индексов, которые могут применяться при определении сметной стоимости.

Установлено, что применяется тот индекс к объекту, как указано в проектной документации.

На сегодняшний день существуют индексы только к объектам. Приступили к работе по разработке индексов по статьям затрат. Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой планирует разработку индексов на капитальный ремонт, но так как это достаточно трудоемкая и дорогостоящая работа Минстрой Росси просит принять участие в данной работе НОСТРОЙ.

Вопрос. Очень сложно получить информацию (прайс-листы, коммерческие предложения, счета) от производителей и поставщиков соответствующих строительных ресурсов. Методика требует обязательное наличие даты составления документа и сроков действия ценовых предложений, возможно ли внести изменения в Методику в части исключения даты в данных документах?

Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.

Вопрос. Строитель покупает материалы у поставщика, который не хочет идти во ФГИС. Подрядчик использует документы этого поставщика в конъюнктурном анализе, дает информацию о нем, Главгосэкспертиза видит этого поставщика, но при этом сам подрядчик не может заставить поставщика зарегистрироваться во ФГИС ЦС. Существуют ли какие-то меры поощрения или принуждения?

Каждый производитель обязан включиться во ФГИС ЦС. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1452 о мониторинге цен строительных ресурсов.

На сегодняшний день пока не предусмотрена административная ответственность, но в Плане мероприятий по совершенствованию ценообразования, который был и который новый (от 10.12.2020) разработка документов по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях осталась. Это в планах. Сегодня она пока не установлена, но планируется, что, если такая потребность останется (при низкой наполняемости ФГИС ЦС), то работа по изменениям в Кодекс будет проведена.

Сейчас показатель наполняемости информационной системы поднялся на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Возможно такая ответственность и не будет введена.

Кроме того, Минстрой России, Главгосэкспертиза совместно с Минфином России гармонизируют классификаторы ведомств, которыми пользуются те, кто осуществляет закупку, т.е вся строительная продукция в последующем постепенно будет иметь одинаковую кодификацию. Если мы покупаем какой-то строительный ресурс, то все будут прекрасно понимать, что это один и тот же ресурс, который в каталоге Минфина и в нашем классификаторе.

Вопрос. Для составления расчетно-калькуляционных цен в соответствии с пунктами 18 и 19 Методики указано возможное содержание статей затрат и описаны требования к обоснованию. На практике доказать наличие тех или иных затрат сложно. Возможно ли исключить данные пункты из Методики и предоставить свободу для рынка в этом плане (для обоснования того, что создается на месте - сложные и индивидуальные конструкции)?

Индивидуальность материальных ресурсов (нельзя купить, не стандартизировано, индивидуально, либо адаптировано), прописана в Методике 421.

Минстроем России готовятся предложения в Правительство РФ по индивидуальному оборудованию, которое по положительным результатам научных исследований НИОКР и ОКР будет включаться в сметную стоимость.

Методика не устанавливает ни каких понятий.

Перечень документов, которые необходимо составлять для прохождения государственной экспертизы установлены Постановлением № 87.

Методика определяет - как составлять, а не что составлять.

Вопрос. В какую главу сводно-сметного расчета включаются затраты по единовременной очистке территории строительной площадки (рабочей зоны) от снега, если начало выполнения работ по строительству объекта капитального строительства определен по графикам (производства работ, финансирования), условиями контракта в зимний период?

Методика устанавливает единые правила и не определяет правила для конкретных случаев.

Минстрой России не трактует правоприменительную практику и не рассматривает каждый конкретный случай. Необходимо пользоваться тем законодательством, которое есть. И, в случае, если существуют вопросы по контракту у заказчика и подрядчика, то все регулируется Гражданским кодексом РФ.

А также, можно обратиться с конкретным вопросом в Минстрой России, где постараются его исследовать.

Вопрос. Подготовлены изменения в Методику 421. Что ждать кардинального в связи с этими изменениями?

Минстрой России не делает ни каких кардинальных изменений - только дополнения.

В настоящее время Минстроем России подготовлены дополнения в существующую Методику 421. Самое главное и ожидаемое дополнение, это премия за ввод объекта капитального строительства досрочно, которое будет включаться в сметную стоимость на стадии планирования.

Такие коррелирующие взаимоувязанные изменения будут подготовлены в ряд актов.

Подборка наиболее важных документов по запросу Непредвиденные расходы подрядчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Непредвиденные расходы подрядчика

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 N 05АП-3285/2021 по делу N А24-5923/2020
Требование: О взыскании разницы между размером субсидии, подлежащим перечислению в соответствии с условиями соглашения, и размером фактически выплаченной субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Требование удовлетворено. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчик пояснил, что итоговый размер субсидии 5 209 443 рублей 10 копеек определен исходя из стоимости фактически выполненных работ, уменьшенной на сумму НДС (20%) и на сумму неподтвержденных "непредвиденных расходов" (2%). Основанием к вычету указанных сумм явилось непредставление заявителем документов, подтверждающих фактически понесенные непредвиденные расходы и документов, подтверждающих затраты, подлежащие возмещению НДС. Между тем, не смогла пояснить, на основании каких документов Управление пришло к выводу, что в состав стоимости фактически выполненных работ подрядчиком включены дополнительные 2% непредвиденных расходов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 743 "Техническая документация и смета" ГК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 743 ГК РФ и установив, что конкретные временные здания и сооружения не подлежали передаче заказчику, но их стоимость входит в твердую цену контракта и подлежит уплате подрядчику в случае исполнения им контракта; также в твердую цену контракта включены расходы на перевозку рабочих и непредвиденные затраты в размере 2 процентов от цены работ, апелляционный суд указал, что все эти расходы определены в процентном отношении к стоимости общестроительных работ и не конкретизированы в проектно-сметной документации и техническом задании к муниципальному контракту, в связи с чем правомерно взыскал стоимость выполненных работ по муниципальному контракту по строительству многофункционального культурного центра, придя к обоснованным выводам о том, что сдача спорных работ с указанием их видов и объемов не предусмотрена соглашением сторон и при наличии подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ на полную сумму контракта затраты на временные здания и сооружения, перевозку рабочих и непредвиденные затраты подлежат возмещению заказчиком.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Непредвиденные расходы подрядчика

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Во избежание убытков из-за отсрочки строительства жилых домов и несения непредвиденных расходов истец был вынужден обратиться к другому исполнителю-подрядчику для получения компетентного заключения о состоянии проектной (технической) документации и ее исправления (доведения до надлежащего состояния).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Определение цены и порядка оплаты работ в ИПС-договоре: сравнение условий типового договора Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) и российского законодательства
(Варавенко В.Е.)
("Международное публичное и частное право", 2020, N 3) Так, в Серебряной книге 2017 г. предусмотрены следующие категории денежных обязательств сторон: (i) компенсация заказчиком дополнительных расходов, возникших у подрядчика и не покрываемых ценой договора (например, оплата материалов и оборудования, приобретенных подрядчиком, в случае приостановки работ по распоряжению заказчика (п. 8.11 Общих условий), оплата дополнительных расходов подрядчика, вызванных непредвиденными событиями (п. 18.4 Общих условий)); (ii) компенсация подрядчиком дополнительных расходов заказчика, понесенных в связи с исполнением договора (например, оплата оборудования, электричества, воды, газа, предоставленных заказчиком (п. 2.6, 4.19 Общих условий), компенсация расходов заказчика на очистку строительной площадки (п. 11.11 Общих условий)); (iii) расчеты за выполненные работы в случае досрочного прекращения договора по инициативе одной из сторон или вследствие обстоятельств, не зависящих от воли сторон (п. 15.4, 15.5, 16.4, 18.6 Общих условий). Кроме того, Серебряная книга 2017 г. предусматривает ряд обязанностей сторон по проведению платежей в пользу третьих лиц, не являющихся участниками подрядного договора, в частности, каждая из сторон обязана оплатить деятельность адъюдикационной комиссии (Dispute Adjudication Board) по разрешению споров (п. 21.1, 21.2 Общих условий).

Нормативные акты: Непредвиденные расходы подрядчика

Читайте также: