Осуществляют ли общественные объединения содействие в работе учреждений исполняющих наказания

Обновлено: 13.05.2024

1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

2. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать.

3. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

4. Для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Попечительский совет при исправительном учреждении осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. В состав попечительского совета при исправительном учреждении могут входить представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане. Порядок формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срок полномочий, компетенция и порядок деятельности указанного попечительского совета определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Комментарий к статье 23

1. Статья 1 Конституции РФ провозглашает, что Россия - это демократическое федеративное правовое государство. Это означает, что осуществление государственной власти в таком государстве должно находиться под контролем гражданского общества. Гарантируя возможность осуществления контроля, Конституция РФ в ст. 30 закрепляет право каждого на объединения и основополагающие принципы деятельности общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений, ее обеспечение и ограничение осуществляются согласно принципам и нормам международного права. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 02.02.2006) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; N 6. Ст. 636.

Комментируемая статья предусматривает три основных вида участия общественных объединений: 1) содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания; 2) участие в исправлении осужденных; 3) контроль деятельности указанных учреждений.

Особенно деятельно участие общественных объединений осуществляется в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: свыше 350 различных общественных организаций, как российских, так и зарубежных, активно и конструктивно содействуют работе пенитенциарной системы России в решении поставленных перед нею задач. Формы такого участия самые разнообразные: оказание благотворительной финансовой помощи, направленной на улучшение условий отбывания наказания осужденными, соответствующих международным стандартам, их материального и бытового обеспечения; безвозмездная поставка медикаментов и медицинского оборудования, книг, видеофильмов, главным образом учебного и просветительского характера; непосредственное участие в восстановлении нравственного и духовного здоровья лиц, отбывающих лишение свободы или содержащихся под стражей, и др. Все это свидетельствует о реальном воплощении принципа демократизма, закрепленного в ст. 8 УИК РФ, в правоприменительную деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлена бланкетная норма, на основании которой правовое регулирование участия общественных объединений должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день продолжает формироваться необходимая база нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений, которую помимо ранее названных составляют:

- Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2007) , устанавливающий в ст. 2 среди целей Общественной палаты осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Деятельность Общественной палаты направлена на обеспечение взаимодействия граждан с органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления для учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод. На основании ст. 20 названного Закона при федеральных органах исполнительной власти должны быть созданы общественные советы, порядок образования которых в зависимости от подчиненности определяется Президентом РФ или Правительством РФ;

СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277; 2006. N 1. Ст. 6; 2007. N 27. Ст. 3216.

- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 24.07.2007) , согласно ст. 4 которого в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Указанные органы и учреждения проводят индивидуальную и профилактическую работу, в том числе и в отношении несовершеннолетних, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В п. 3 ст. 5 указанного Закона установлено, что такая работа может проводиться и с другими категориями несовершеннолетних для оказания им социальной помощи или реабилитации;

СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 216; 2003. N 28. Ст. 2880; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2004. N 49. Ст. 4849; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2005. N 17. Ст. 1485; 2006. N 2. Ст. 174; 2007. N 27. Ст. 3215; N 30. Ст. 3808; N 31. Ст. 4011.

- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в ред. от 25.02.1993) . Согласно ст. 1 названного Положения одной из главных задач комиссий является осуществление контроля за условиями содержания и воспитательной работы с отбывающими уголовные наказания несовершеннолетними осужденными. Данное Положение продолжает действовать на всей территории Российской Федерации, хотя многими ее субъектами разработаны и приняты собственные нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности. Например, в ст. 7 Закона города Москвы от 13.04.2005 N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" комиссии наделены правом ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетним и применении к нему мер поощрения;

Ведомости РСФСР. 1967. N 23. Ст. 536; Ведомости РФ. 1993. N 12. Ст. 429.

Ведомости Московской городской Думы. 2005. N 5. Ст. 67.

- Положение об Общественном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Приказом Минюста России от 29.01.2007 N 14 . Общественный совет в соответствии с названным Положением призван обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и Минюста России для решения наиболее важных вопросов в сфере выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в рамках деятельности министерства.

Бюллетень Минюста России. 2007. N 3.

Общественный совет вправе выдвигать и поддерживать гражданские инициативы, направленные на реализацию функций Минюста России. Совет вправе вырабатывать рекомендации Минюсту России, в том числе при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в России.

По согласованию с министром юстиции РФ члены Совета вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерства и иных мероприятиях, проводимых в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Минюста России.

Как видим, специальных задач, непосредственно направленных на оказание помощи учреждениям и органам, исполняющим наказания, Совет не ставит. Однако Общественный совет вправе содействовать учреждениям и органам, исполняющим наказания, в дальнейшей гуманизации условий отбывания наказания, получении образования и воспитании осужденных, их материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении, обеспечении взаимодействия с государственными органами власти по отстаиванию гражданских прав и законных интересов осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Созданы и оказывают помощь и содействие органам и учреждениям, исполняющим наказания, общероссийская общественная организация "Попечительский совет уголовно-исполнительной системы", Общественный совет Федеральной службы исполнения наказаний, Российский детский фонд, Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным, независимый благотворительный фонд поддержки осужденных "Фатум" и др.

Однако до настоящего времени не принят Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", хотя законопроект подготовлен еще в 2000 г. и прошел первое чтение в Государственной Думе в 2003 г. Названный Закон призван конкретизировать деятельность общественных объединений применительно к учреждениям и органам, исполняющим наказания, закрепив ее на уровне федерального закона.

1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 07.12.2011 г. N 420-ФЗ)

2. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать. (В редакции Федерального закона от 07.12.2011 г. N 420-ФЗ)

3. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 23

1. Действующее уголовно-исполнительное законодательство к числу основных средств исправления осужденных, наряду с другими, относит общественное воздействие. К общественности относятся легитимные общественные и религиозные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане. Часть 1 комментируемой статьи определяет, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Тем самым общественность призвана оказать существенную помощь сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, прежде всего в воспитании осужденных.

2. Уголовно-исполнительное законодательство (ст. 142 УИК РФ) на сегодняшний день определяет только две формы содействия общественности, и то лишь применительно к воспитательным колониям, - попечительский совет и родительский комитет (см. комментарий к указанной статье).

Однако это не означает, что общественность отстранена от участия в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В настоящее время созданы и активно работают общероссийская общественная организация "Попечительский совет уголовно-исполнительной системы", общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы. Их деятельность регламентирована соответствующими Положениями.

Так, согласно Положению об Общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, утвержденному Приказом ФСИН России от 26 января 2007 г. N 32, основой целью Совета является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.

Одним из главных направлений работы Совета выступает координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию УИС и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.

3. Определенное содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, оказывают представители общественных, прежде всего неправительственных, правозащитных организаций. На территории России действуют как международные (Международная тюремная реформа, Международная амнистия и др.), так и общероссийские (общероссийское общественное движение "За права человека", Московская Хельсинская группа и др.), а также межрегиональные (Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, Центр содействия международной защите и др.), региональные (Нижегородское общество прав человека, Пермский региональный правозащитный центр) и местные (Серпуховское общество попечителей пенитенциарных учреждений, Краснокамский правозащитный центр и др.) правозащитные организации. Правозащитники ведут переписку с осужденными, представляют их интересы в различных государственных органах, в том числе в судах, при нарушениях прав и свобод, посещают исправительные учреждения, встречаются с осужденными, оказывают благотворительную помощь, бесплатно рассылают правовую литературу, осуществляют общественный контроль за деятельностью персонала исправительных учреждений.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство в достижении цели исправления определенное место отводит служителям культа, которые могут посещать исправительные учреждения не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе (см. комментарий к ст. 14 УИК РФ). Во многих исправительных колониях построены культовые сооружения. Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы заключили договоры с руководителями традиционных для всей России и отдельных регионов конфессий, на основе которых развивается взаимовыгодное сотрудничество.

4. Привлечение общественности к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, не должно создавать ситуации многовластия и безответственности в такой важной государственной сфере. Поэтому законодатель весьма осторожно очертил это, безусловно, прогрессивное средство воздействия на осужденных.

Проект федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", подготовленный во исполнение ст. 23 УИК РФ и принятый Государственной Думой в первом чтении, определяет следующие основные направления содействия общественных объединений деятельности мест лишения свободы: 1) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных; 2) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных; 3) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; 4) обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; 5) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации; 6) укрепление материально-технической базы мест лишения свободы.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает правовую основу общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Органы общественного контроля в отличие от субъектов государственного контроля не наделены властными полномочиями и действуют, как правило, опосредованно - либо через соответствующие государственные органы, либо апеллируя к общественному мнению. Предметом общественного контроля является соблюдение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести общественные наблюдательные комиссии, Общественную палату РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан.

Основными формами контрольной деятельности являются посещения (визитирование) учреждений, исполняющих наказания, мониторинг соблюдения прав и свобод осужденных, переписка с осужденными и их родственниками, рассмотрение жалоб граждан на действия администрации, направление запросов в учреждения и органы, исполняющие наказания, в прокуратуру и другие компетентные органы.

6. Общественные наблюдательные комиссии планируется создать в каждом субъекте Федерации. В практике имеется прецедент, когда Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ в уголовно-исполнительное законодательство уже внесен этот новый субъект контроля, но компетенция общественных наблюдательных комиссий и их членов должна быть определена в Федеральном законе "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", проект которого в настоящее время еще обсуждается в Государственной Думе.

7. С 1 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". Одной из главных задач этого института гражданского общества является осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Прошедшее после создания время показало, что Общественная палата уделяет особое внимание контролю за правоохранительными органами, в том числе за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Для этого в соответствии со ст. 16 Закона Общественная палата наделяется определенными полномочиями. Наличие контрольных полномочий Палаты позволяет упорядочить и повысить действенность общественного контроля в сфере исполнения уголовных наказаний, расширить его социальную базу. Механизм формирования новых органов контроля позволяет участвовать в осуществлении контрольной деятельности различным институтам гражданского общества.

Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (ст. 20) предусматривает создание при федеральных органах исполнительной власти общественных советов. Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы создан 1 февраля 2007 г. из представителей общественности, науки и бизнеса. К контрольным полномочиям членов Совета, в частности, относятся: информирование руководства ФСИН России о нарушениях прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, обсуждение этих вопросов на заседании Совета; запрос сведений о деятельности учреждений и органов ФСИН России по соблюдению прав человека; посещение учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

В настоящее время при 72 территориальных органах ФСИН России действуют общественные советы по проблемам деятельности УИС. Члены этих советов обладают аналогичной контрольной компетенцией.

8. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" возложил на Комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации выполнение новых задач, связанных с осуществлением общественного контроля как за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта указов Президента РФ по вопросам помилования, так и за условиями содержания осужденных. Положительным примером является деятельность Комиссии по правам человека на территории Кировской области, члены которой регулярно посещают исправительные учреждения, принимают реальные меры по улучшению содержания осужденных, обеспечению их прав и свобод.

9. Правом контроля во время посещений учреждений, исполняющих наказания, согласно ст. 24 УИК РФ и ст. 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обладают главы органов местного самоуправления и депутаты муниципальных образований в пределах соответствующих территорий.

10. Основным направлением контрольной деятельности общественных структур в сфере исполнения уголовных наказаний является наблюдение и проверка соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных. Общественные объединения, и в первую очередь неправительственные правозащитные организации, осуществляют разносторонний контроль в указанной сфере. Обычно он реализуется в рамках договоренностей с руководством пенитенциарной системы, которому во многих случаях представляются результаты контроля. При необходимости общественные объединения могут использовать для защиты прав осужденных все установленные механизмы.

Некоторые отличия есть в организации контроля религиозных объединений, здесь его предметом является деятельность персонала по обеспечению конституционного права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. Соблюдение этого права проверяется священнослужителями при проведении религиозных обрядов в учреждениях, исполняющих наказания.

11. Большим контрольным потенциалом обладают средства массовой информации. Телевидение и радио, периодические печатные издания и Интернет активно формируют общественное мнение о деятельности администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Материалы, раскрывающие недостатки и содержащие обоснованную критику, не только привлекают внимание должностных лиц органов управления уголовно-исполнительной системы, но и иных субъектов контроля, чем оказывается позитивное воздействие на общее положение дел в уголовно-исполнительной системе.

12. Особое место среди субъектов общественного контроля занимают граждане. В основе их контроля лежит конституционное право человека и гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Этот вид контроля осуществляется гражданами по собственной инициативе, без каких-либо официальных полномочий. Он базируется на положениях Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Прямой непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, осуществляют как сами осужденные, так и иные граждане, участвующие в уголовно-исполнительных правоотношениях. Результаты контроля могут быть реализованы через государственно-правовые и международные механизмы защиты гражданами своих прав или через обращения в средства массовой информации.

1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

2. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать.

3. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

4. Для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Попечительский совет при исправительном учреждении осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. В состав попечительского совета при исправительном учреждении могут входить представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане. Порядок формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срок полномочий, компетенция и порядок деятельности указанного попечительского совета определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Комментарии к ст. 23 УИК РФ

1. Статья 1 Конституции РФ провозглашает, что Россия - это демократическое федеративное правовое государство. Это означает, что осуществление государственной власти в таком государстве должно находиться под контролем гражданского общества. Гарантируя возможность осуществления контроля, Конституция РФ в ст. 30 закрепляет право каждого на объединения и основополагающие принципы деятельности общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений, ее обеспечение и ограничение осуществляются согласно принципам и нормам международного права. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 02.02.2006) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Комментируемая статья предусматривает три основных вида участия общественных объединений:

  • содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания;
  • участие в исправлении осужденных;
  • контроль деятельности указанных учреждений.

Особенно деятельно участие общественных объединений осуществляется в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: свыше 350 различных общественных организаций, как российских, так и зарубежных, активно и конструктивно содействуют работе пенитенциарной системы России в решении поставленных перед нею задач.

Формы такого участия самые разнообразные:

  • оказание благотворительной финансовой помощи, направленной на улучшение условий отбывания наказания осужденными, соответствующих международным стандартам, их материального и бытового обеспечения;
  • безвозмездная поставка медикаментов и медицинского оборудования, книг, видеофильмов, главным образом учебного и просветительского характера;
  • непосредственное участие в восстановлении нравственного и духовного здоровья лиц, отбывающих лишение свободы или содержащихся под стражей, и др.

Все это свидетельствует о реальном воплощении принципа демократизма, закрепленного в ст. 8 УИК РФ, в правоприменительную деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлена бланкетная норма, на основании которой правовое регулирование участия общественных объединений должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день продолжает формироваться необходимая база нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений, которую помимо ранее названных составляют:

  • Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2007), устанавливающий в ст. 2 среди целей Общественной палаты осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Деятельность Общественной палаты направлена на обеспечение взаимодействия граждан с органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления для учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод. На основании ст. 20 названного Закона при федеральных органах исполнительной власти должны быть созданы общественные советы, порядок образования которых в зависимости от подчиненности определяется Президентом РФ или Правительством РФ;
  • Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 24.07.2007), согласно ст. 4 которого в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Указанные органы и учреждения проводят индивидуальную и профилактическую работу, в том числе и в отношении несовершеннолетних, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В п. 3 ст. 5 указанного Закона установлено, что такая работа может проводиться и с другими категориями несовершеннолетних для оказания им социальной помощи или реабилитации;
  • Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в ред. от 25.02.1993). Согласно ст. 1 названного Положения одной из главных задач комиссий является осуществление контроля за условиями содержания и воспитательной работы с отбывающими уголовные наказания несовершеннолетними осужденными. Данное Положение продолжает действовать на всей территории Российской Федерации, хотя многими ее субъектами разработаны и приняты собственные нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности. Например, в ст. 7 Закона города Москвы от 13.04.2005 N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" комиссии наделены правом ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетним и применении к нему мер поощрения;
  • Положение об Общественном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Приказом Минюста России от 29.01.2007 N 14. Общественный совет в соответствии с названным Положением призван обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и Минюста России для решения наиболее важных вопросов в сфере выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в рамках деятельности министерства.

Общественный совет вправе выдвигать и поддерживать гражданские инициативы, направленные на реализацию функций Минюста России. Совет вправе вырабатывать рекомендации Минюсту России, в том числе при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в России.

По согласованию с министром юстиции РФ члены Совета вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерства и иных мероприятиях, проводимых в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Минюста России.

Как видим, специальных задач, непосредственно направленных на оказание помощи учреждениям и органам, исполняющим наказания, Совет не ставит. Однако Общественный совет вправе содействовать учреждениям и органам, исполняющим наказания, в дальнейшей гуманизации условий отбывания наказания, получении образования и воспитании осужденных, их материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении, обеспечении взаимодействия с государственными органами власти по отстаиванию гражданских прав и законных интересов осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Созданы и оказывают помощь и содействие органам и учреждениям, исполняющим наказания, общероссийская общественная организация "Попечительский совет уголовно-исполнительной системы", Общественный совет Федеральной службы исполнения наказаний, Российский детский фонд, Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным, независимый благотворительный фонд поддержки осужденных "Фатум" и др.

Однако до настоящего времени не принят Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", хотя законопроект подготовлен еще в 2000 г. и прошел первое чтение в Государственной Думе в 2003 г. Названный Закон призван конкретизировать деятельность общественных объединений применительно к учреждениям и органам, исполняющим наказания, закрепив ее на уровне федерального закона.

Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Это положение уголовно-исполнительного закона о допуске общественности к участию и контролю за деятельностью государства в сфере исполнения наказаний является проявлением принципа демократизма, закрепленного в ст. 8 УИК РФ.
3. Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" определено, что общественный контроль осуществляют общественные наблюдательные комиссии, члены общественных наблюдательных комиссий, а содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания - общественные объединения. Основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются:1) посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля;2) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;3) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля (решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер);
4) направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека, в Общественную палату, общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам;
5) взаимодействие по вопросам, относящимся к ее деятельности, с органами государственной власти Российской Федерации, государственными органами, не являющимися органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации, общественными наблюдательными комиссиями, образованными в других субъектах Российской Федерации, и иными субъектами по своему усмотрению;6) участие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;
7) проведение мероприятий (общественных обсуждений, слушаний) по вопросам своей деятельности.4. Члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе посещать места принудительного содержания в уведомительном, а не разрешительном, беседовать с содержащимися там лицами, принимать и рассматривать их жалобы, запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии, обращаться к соответствующим должностным лицам.5. Общественные объединения оказывают содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе. Они также оказывают содействие и администрации учреждения, исполняющего наказания, в целях исправления осужденных к лишению свободы. Для оказания содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, общественные объединения обязаны согласовывать с администрациями мест принудительного содержания планируемые мероприятия, сроки их проведения и указывать персональные данные (фамилия, имя, отчество) участвующих в них представителей общественных объединений. 6. Основными формами содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, являются:1) участие в решении вопросов их трудового, жилищно-бытового устройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения; 2) участие в обустройстве лиц, находящихся на иждивении, подвергнутых административному аресту, подозреваемых и (или) обвиняемых, осужденных к лишению свободы, в случаях, если указанных лиц необходимо поместить в медицинские учреждения или учреждения социального обслуживания либо они нуждаются в постороннем уходе;3) участие в обеспечении их свободы совести и вероисповедания;4) оказание содействия администрации места принудительного содержания в создании новых рабочих мест для осужденных к лишению свободы, размещении производственных заказов

Читайте также: