Особенности социальной работы с осужденными несовершеннолетними

Обновлено: 22.04.2024


Аннотация
В статье раскрываются особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных в условиях пенитенциарного учреждения, приводится их социально-педагогическая характеристика, выявляется специфика применения некоторых средств исправления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии.

Gorina Elena Evgenevna 1 , Kapustin Kirill Vyacheslavovich 2 , Yershov Sergey Vladimirovich 3
1 Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service, Senior Lecturer of Department of Penitentiary Pedagogy, Psychology and Social Work, PhD in sociology, senior lieutenant of internal service
2 Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service, Lecturer of Crime Detection Department, captain of internal service,
3 Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service, 5th year Cadet, second lieutenant of internal service


Abstract
The features of process of correction of the minors condemned in the conditions of penal institution reveal in article, their social and pedagogical characteristic is provided, the specifics of application of some cures of the minors condemned come to light.

Современная пенитенциарная система России состоит из разных видов исправительных учреждений, в число которых входят и исправительные колонии для содержания несовершеннолетних осужденных. Безусловно данные исправительные учреждения обладают спецификой ввиду содержания в них несовершеннолетних, исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении которых, во многом отличается от других категорий специального контингента.

В настоящее время в составе Федеральной службы исполнения наказания России функционируют 36 воспитательных колоний, расположенных в 36 субъектах Российской Федерации. Из них 33 колонии – для содержания несовершеннолетних осужденных мужского пола и 3 колонии (в Белгородской, Рязанской и Томской областях) – для содержания несовершеннолетних осужденных женского пола. На 1 января 2015 года в данных исправительных учреждениях отбывали наказание 1776 осужденных, в том числе 95 осужденных женского пола. [1]

Стоит отметить, что в последние годы в России наметилась устойчивая тенденция к снижению количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности и, соответственно, содержащихся в воспитательных колониях. Согласно статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2011 году было осуждено 38287 несовершеннолетних, в 2012 году – 32572 несовершеннолетних, в 2013 году – 29200 несовершеннолетних, в первом полугодии 2014 года – 10065 несовершеннолетних. [2] В это же время в воспитательных колониях ФСИН России содержалось: в 2011 году – 3004 человек, в 2012 году – 2354 человек, в 2013 году – 2021 человек, в 2014 году – 1774 человека. [3]

На наш взгляд, данную тенденцию можно объяснить, с одной стороны, низкой рождаемостью в России в период с 1993 года по 2006 год включительно, названный отечественными социологами и демографами периодом демографической ямы, а с другой – гуманизацией политики уголовных наказаний в отношении лиц, совершивших преступления, и в особенности, в отношении таких категорий, как женщины и несовершеннолетние.

Деятельность исправительных учреждений и правовое положение осужденных в России регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом. Одной из приоритетных целей функционирования уголовно-исполнительной системы законодатель определил исправление осужденных, уделив особое внимание средствам исправления. В действующем уголовно-исполнительном законодательстве России их выделено шесть: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. [4]

Безусловно, необходимость исправления осужденного особенно остро ощущается именно в воспитательных колониях, т.к. воспитание будущего поколения, в т.ч. и его представителей с девиантным и даже делинквентным поведением, обеспечение перехода представителей данной социальной группы из состояния маргинальности в социальные группы, обеспечивающие стабильное развитие страны, [5] на протяжении всей истории человечества остается одной из наиболее приоритетных задач.

Построение процесса исправления личности на высоком качественном уровне предполагает выявление специфических социально-педагогических характеристик воспитуемого объекта. В отношении осужденных принято выделять социально-демографическую, криминологическую и социально-психологическую характеристики.

Социально-демографическая характеристика предполагает выявление возраста, особенностей семейного воспитания и уровня образования несовершеннолетних осужденных.

Из статистических данных ФСИН России следует, что из 1774 несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, основную массу составляют осужденные в возрасте от 16 до 17 лет включительно (1242 человека). [6]

Основным агентом социализации личности является семья. Социологи, педагоги, психологи и другие специалисты, конфликтные отношения между родителями, насилие, агрессию, алкоголизм, наркоманию, асоциальный образ жизни, отсутствие обоих или одного из родителей определяют как наиболее деструктивные факторы, обусловливающие резко негативное влияние на становление личности ребенка. Социально-демографическая характеристика несовершеннолетних осужденных подтверждает это.

Более половины несовершеннолетних осужденных воспитывались в неполных семьях. Наблюдается увеличение доли несовершеннолетних, воспитывающихся в детских домах. Только треть несовершеннолетних осужденных воспитывались в полных семьях, которые в свою очередь имеют ряд неразрешенных социальных проблем – физическое, психическое, сексуальное насилие над одним из супругов или детьми; алкоголизм или наркомания родителей и, как следствие, безнадзорность детей; высокая криминальная зараженность семьи (наличие неоднократных судимостей родителей, создание криминальной династии и т.д.) и др.

Другим социальным институтом, отвечающим за становление личности в обществе, является образование, и связанные с ним агенты социализации – детские сады, школы, учреждения среднего и высшего профессионального образования – выполняют соответствующие функции. Вместе с тем, наблюдается снижение уровня образования несовершеннолетних осужденных. В воспитательную колонию несовершеннолетний может попасть не ранее четырнадцатилетнего возраста, при этом уровень его образования соответствует уровню начальной школы. В последнее десятилетие появились такие несовершеннолетние осужденные, которые вообще не получали образования, т.е. уголовно-исполнительная система столкнулась с последствиями такого явления конца 90-х ХХ века – начала 00-х годов ХХI века, как безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних при отсутствии действенной государственной системы решения этой проблемы. Статистические данные ФСИН России подтверждают это – за 2014 год из общего числа несовершеннолетних осужденных до поступления в исправительное учреждение 259 человек нигде не учились и не работали. [6]

Отсутствие или недостатки семейного воспитания и образования обусловили развитие таких качеств у несовершеннолетних осужденных, как низкие духовно-культурный и образовательный уровни, непосредственным образом предопределяющие поступки несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, следует назвать такие негативные социальные явления, характеризующие несовершеннолетних осужденных, как распространение алкоголизма, наркомании и социально значимых заболеваний (главным образом, ВИЧ, туберкулез). Из общего количества несовершеннолетних осужденных, поступивших в воспитательные колонии ФСИН России в 2014 году – 1296 человек имели различные заболевания, из них: 125 человек страдали наркоманией, 71 человек – алкоголизмом, 840 человек имели разные психические отклонения, 9 человек имеют ВИЧ-заболевание. [6]

Криминологическая характеристика несовершеннолетних осужденных предполагает выявление основных составов, причин и особенностей совершения преступлений. Из общего количества осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, градация по составам преступлений выглядит следующим образом: отбывают наказание за кражу – 17 %; за грабеж – 16 %; за разбой – 13,1 %; за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 12,1 %; за изнасилование – 9,6 %; за убийство – 8,7; за прочие преступления – 23,5 %. Ранее отбывали наказание в воспитательных колониях – 47 человек. Ранее имели условную судимость, обязательные или исправительные работы 49 %
от несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы. [1]

Отечественные криминологи отмечают увеличивающуюся жестокость совершения насильственных преступлений несовершеннолетними. Определенное влияние в данном направлении специалисты усматривают в увеличении роли интернета, компьютерных игр, мультфильмов и фильмов, пропагандирующих жестокость и асоциальные формы поведения. Подавляющее число подобных преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что является следствием увеличения доли несовершеннолетних осужденных, имеющих алкогольную или наркотическую зависимость.

В большей степени, чем другим возрастным группам осужденных, несовершеннолетним свойственна коллективность совершения преступлений и распространение криминальной субкультуры, объяснение чему можно найти в их социально-психологической характеристике.

Качества личности, определяющие социально-психологическую характеристику несовершеннолетних осужденных, условно можно разделить на две группы:

- общие, свойственные подросткам в силу возраста и развития;

- специфические, свойственные именно тем подросткам, кто отбывает наказание в виде лишения свободы.

Ко второй группе следует отнести высокую криминализацию сознания; низкий духовно-нравственный уровень, самым тесным образом связанный с проблемами допенитенциарной социализации (о чем упоминалось выше) и вытекающие отсюда нравственная неустойчивость, лживость, грубость, превалирование собственных интересов, безответственность, неадекватность реагирования на определенные ситуации, неразвитость моральных саморегуляторов и др. При этом также наблюдаются отрицательное отношение к труду и нежелание изменить асоциальный образ жизни и свойственные последнему поступки.

Анализируя процесс исправления несовершеннолетних осужденных, упомянем, что в воспитательных колониях, как и в других исправительных учреждениях ФСИН России уголовно-исполнительным законодательством установлен определенный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).

В виду содержания в воспитательных колониях несовершеннолетних процесс исполнения наказания и правовое положение осужденных отличается от основной массы специального контингента, содержащегося в местах лишения свободы.

В отличие от других исправительных учреждений ФСИН России в воспитательных колониях устанавливаются 4 вида условий отбывания наказания, в соответствии с которыми определяется объем прав и свобод осужденного в исправительном учреждении, а именно: строгие, обычные, облегченные и льготные, в то время как в других исправительных колониях действуют 3 вида условий (строгие, обычные, облегченные).

Считаем целесообразным рассмотреть именно льготные условия отбывания наказания, поскольку в действующем уголовно-исполнительном законодательстве они предусмотрены только для несовершеннолетних осужденных.

Осужденному, отбывающему наказание в льготных условиях, разрешается расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на его лицевом счете без ограничения, а так же иметь шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии и краткосрочные свидания без ограничения их количества.

Несовершеннолетнему осужденному, отбывающему наказание
в льготных условиях, может быть предоставлено право по постановлению начальника воспитательной колонии проживать в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации исправительного учреждения. В этом случае ему также разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

Следует отметить, что для несовершеннолетних осужденных предусмотрены специфические меры поощрения и взыскания по сравнению с взрослым специальным контингентом. Отличными мерами поощрения несовершеннолетних осужденных являются: предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии; предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников; досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Отличными мерами взыскания несовершеннолетних осужденных по сравнению с взрослым специальным контингентом являются: лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца или водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу. [4]

При исполнении наказания в воспитательных колониях большое внимание уделяется образовательному процессу. Такое положение обусловлено тем что, у лиц, прибывающих в воспитательную колонию очень низкий уровень знаний, а в некоторых случаях вообще их полное отсутствие. Несовершеннолетние осужденные, не имеющие основного общего образования, в обязательном порядке зачисляются в общеобразовательную школу. Зачисление проводится на основании имеющихся в личных делах осужденных документов об образовании. Если документы отсутствуют, то проводится аттестация, на которой присутствует весь педагогический коллектив воспитательной колонии. На основании заключения аттестационной комиссии воспитанник зачисляется в школу в соответствующий его уровню знаний класс.

Еще одним средством исправления несовершеннолетних осужденных является привлечение общественности. В каждом исправительном учреждении для содержания несовершеннолетних действует попечительский совет. Основной целью совета является оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. [7]

Если говорить о воспитательной работе, то наиболее актуальными направлениями, исходя из их социально-педагогической характеристики несовершеннолетних осужденных, являются:

- правовое: способствует приобретению знаний об особенностях взаимоотношений личности и государства, возможностях самого осужденного в трудовой, семейной, жилищной сферах жизнедеятельности, в сфере социальной защиты и социального обеспечения;

- трудовое: обеспечивает приобретение знаний и навыков выбора будущей профессии в соответствии с интересами рынка труда (тот факт, что российская система профориентации несовершеннолетних не всегда отвечает требованиям отечественного рынка труда, еще больше увеличивает актуальность данного направления [8]), взаимодействия с работодателем, способствует получению необходимых умений и навыков по определенной профессии;

- политическое: позволяет вовлекать несовершеннолетних в обсуждение глобальных и общенациональных проблем, развивает способность к логическому мышлению и рассуждению, способствует формированию патриотических установок личности;

- патриотическое: значительным образом расширяет круг знаний об истории собственной страны, особенностях ее существования и развития, способствует формированию духовно-нравственных качеств;

- религиозное: способствует формированию духовно-нравственных качеств личности, обусловливает приобретение навыков саморегуляции и самокритики, расширяет знания о традициях народностей, проживающих на территории страны, профилактирует распространение экстремизма в среде несовершеннолетних осужденных;

- духовно-нравственное: способствует воспитанию нравственных чувств, обучению несовершеннолетних этическим нормам, формированию морально-нравственных качеств, принимаемых социумом;

- физическое: способствует приобщению несовершеннолетних осужденных к занятиям физической культурой и спортом, дисциплинирует, укрепляет здоровье;

- формирование основ здорового образа жизни: помимо предыдущего направления включает в себя укрепление у несовершеннолетних осужденных целевых установок трезвого образа жизни, профилактики заболеваний, передающихся половым путем, личной гигиены, здорового питания и т.д.

- семейное воспитание: особенно актуально в женских колониях, способствует формированию нравственных идеалов в сфере полового поведения воспитанниц, обучению основам взаимного общения в семье, особенностям ролевого распределения обязанностей внутри семей;

- нравственно-эстетическое: также наиболее актуально в женских воспитательных колониях, способствует развитию у осужденных чувства красоты, обеспечивает приобретение ими знаний о различных видах искусства, формирует стиль и манеру поведения и т.д.

Таким образом, в данной статье рассмотрены основные особенности процесса исправления, организуемого в воспитательных колониях ФСИН России. Безусловно, несовершеннолетние осужденные представляют собой специфический специальный контингент. Возраст обусловливает особую актуальность организации на высоком уровне воспитательной работы с ними. В данном направлении делаются попытки реформирования уголовно-исполнительной системы: воспитательные колонии планируется перепрофилировать в воспитательные центры, во главу угла которых ставится социально-педагогическая составляющая. Данный проект испытывает ряд трудностей, в том числе законодательного характера: так, по настоящий момент не внесены необходимые изменения в уголовно-исполнительный кодекс РФ, обеспечивающие правовое положение данного вида пенитенциарных учреждений. Однако можно говорить о том, что без построения комплексной системы исправления невозможно обеспечить эффективное сопровождение процесса ресоциализации личности несовершеннолетнего осужденного.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Вилкова Алевтина Владимировна, ученый секретарь ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, подполковник внутренней службы.

Литвишков Владимир Михайлович, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор.

Воспитательная работа, являясь основным средством исправления несовершеннолетних осужденных, направлена на нравственное, эстетическое, правовое, физическое совершенствование их личности. Эффективность ее проведения зависит от профессиональной деятельности воспитателя.

Ключевые слова: воспитательная работа, нравственное воспитание, правовое воспитание, нравственное просвещение, массово-воспитательные мероприятия.

Educational work with juvenile convicts

A.V. Vilkova, V.M. Litvishkov

Vilkova Alevtina V., Scientific Secretary of Federal Government Institution Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor, Lieutenant Colonel of Internal Service.

Litvishkov Vladimir M., Professor of the Legal Psychology and Pedagogics Department of the Academy of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

Educational work, as a basic tool to repair juvenile offenders, focused on moral, aesthetic, legal, physical improvement of their personality. The effectiveness of its implementation depends on the professional activity of the teacher.

Key words: education, moral education, legal education, moral education, public educational activities.

Эффективность исправления несовершеннолетних осужденных во многом определяется состоянием воспитательной работы в колонии.

Под воспитательной работой следует понимать организацию воспитательных воздействий на осужденных с учетом индивидуальных особенностей личности, совершенного преступления, условий отбывания наказания. Воспитательную работу логично определить как профессиональную деятельность воспитателя. Воспитательная работа включает организацию массово-воспитательных мероприятий, работу с отдельными группами и категориями осужденных, взаимодействие сотрудников колонии между собой в сфере создания нормального психолого-педагогического климата в коллективе воспитанников, использование его воспитательного потенциала.

Воспитательная работа в колонии строится с учетом индивидуальных особенностей осужденных, ее содержание составляют нравственное, эстетическое, правовое, физическое и другие направления процесса воспитания.

Нравственное воспитание как составная часть воспитательной работы осуществляется в воспитательной колонии по следующим направлениям:

  1. воспитание необходимых знаний о нормах морали нашего общества (моральное образование);
  2. осознание этих норм и превращение их в убеждения личности;
  3. превращение позитивных знаний и убеждений в навыки и привычку поведения (формирование нравственных чувств).

Отмеченные направления представляют собой единый процесс воспитательной работы.

Основным содержанием первого направления является освещение и разработка рациональных способов доведения этических категорий до сознания личности. Этот процесс учеными выделяется в самостоятельный информационный метод, который помогает организовать систематическое целенаправленное просвещение воспитанников. В этих целях активно используются беседы воспитателей с воспитуемыми, читательские конференции, лекции на этические темы.

Большое значение в моральном образовании осужденных имеет личный пример сотрудников. Так, например, осужденные отмечают, что для них примером положительного подражания в поведении являются в первую очередь учителя общеобразовательной школы и преподаватели, мастера профессиональных училищ, мастера производства, воспитатели.

Действенность нравственного просвещения во многом предопределяется целенаправленностью, хорошо продуманной организацией воспитательной работы. Отсутствие четкой системы просвещения приводит к тому, что осужденный, не получив необходимой информации из официальных источников, "восполняет" этот пробел в аморальной среде.

Исследования показывают, что 18% осужденных получают информацию о нормах поведения - как правило искаженную - от других осужденных.

При организации нравственного воспитания осужденных необходимо учитывать, что в системе их взглядов и норм поведения нарушена взаимосвязь функций: познавательной (знание норм нравственности), оценочной (осознанное восприятие нравственных норм, их личное соотношение с общественно значимыми), нравственно-волевой саморегуляции в повседневном поведении. Отсутствие должной взаимосвязи структурных функций в нравственном самосознании осужденных осложняется еще и тем, что содержание многих нравственных норм (ответственность, честность, добросовестное отношение к труду) носит искаженный характер. Поэтому педагогическое управление нравственным просвещением осужденных должно быть направлено на нейтрализацию субъективно-извращенных понятий норм нашей морали, на формирование потребности познания морали честного образа жизни.

Процессу превращения знаний в осознанные нравственные убеждения мешает устойчивый негативный стереотип поведения в преступной среде, которая порой довлеет над человеческими убеждениями и чувствами. Поэтому формирование нравственных убеждений осужденных проходит в процессе переубеждения, разубеждения в различных сферах деятельности: труде, быту, общении. Только в общественно полезной деятельности осужденный вырабатывает личностную оценку нравственным поступкам, людям и их действиям. Только через личностную оценку вырабатывается система нравственных убеждений личности.

В условиях ВК очень важно, чтобы полученные знания о морали находили подтверждение в частных проявлениях нравственного поведения в процессе трудовой деятельности в первичных коллективах осужденных, на отдыхе, в учебе. Отдельные положительные поступки осужденных должны находить одобрение и обобщение до теоретических понятий морали.

Нравственные убеждения осужденных - это не только доказательство разума, раздумий, анализа и сопоставлений, но и результат эмоциональных переживаний, чувств.

У значительной части осужденных нравственные чувства не развиты или приглушены; отсутствие сострадания к чужому горю, жалости к потерпевшему в результате совершенного преступления. Эгоизм, бравада, напускная жестокость к другим людям проявляются в поведении осужденных, характеризующихся в условиях ВК отрицательно.

Поэтому при организации нравственного воспитания необходима система мероприятий, формирующих у осужденных этические чувства. Побуждение осужденных к оценке своего поведения и проступков, а также других лиц дает возможность формировать как отдельные нравственные чувства, так и их систему.

Эстетическое воспитание в процессе воспитательной работы - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, переживать и оценивать прекрасное в жизни, природе, искусстве, способной жить и творить по законам красоты. В данном случае в настоящее время очень важно, чтобы у осужденных воспитывался эстетический вкус. Развитость эстетического вкуса характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне они постигают эстетические ценности жизни и искусства.

Существенным компонентом в проявлении эстетического вкуса является эстетический идеал - социально обусловленное, формируемое с учетом возрастных особенностей представление человека о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве. Он проявляется в трудовой практике, в чувствах, в переживаниях и т.п. В искусстве эстетический идеал находит свое наиболее концентрированное выражение в художественных образах. Эстетический идеал служит одновременно и критерием оценки прекрасного в жизни и искусстве. Характер идеала личности осужденного - главный показатель уровня ее способности эстетического восприятия и вкуса.

Эстетическая культура в качестве своего необходимого компонента предполагает определенный уровень развития чувств. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное состояние, возникающее в процессе восприятия эстетического своеобразия явлений действительности или произведений искусства. Именно вследствие активности эстетического чувства возникает эстетическое наслаждение, способное в свою очередь оказывать воздействие на духовное развитие личности.

Эстетически воспитанный человек не только способен воспринимать, ценить красоту в жизни и искусстве, но и сам умеет творить по законам красоты.

При организации воспитательной работы в области эстетического воспитания необходимо иметь в виду личностные особенности осужденных. Как известно, большинство осужденных - люди малокультурные, с огрубевшими чувствами, неправильными или искаженными представлениями о жизни, взглядами на искусство. В этой связи органической частью жизни и деятельности осужденных должен быть их организованный отдых, умелое использование свободного времени, что имеет большое значение в их эстетическом развитии.

Основными задачами эстетического воспитания несовершеннолетних осужденных являются:

  • развитие эстетических и художественных знаний, борьба с "эстетикой" воровских законов и традиций;
  • воспитание умения воспринимать прекрасное в природе, реальной действительности и личной жизни, в искусстве;
  • воспитание эстетического чувства, способности правильно понимать и ценить прекрасное и возвышенное;
  • формирование эстетических потребностей, возникающих на почве конкретной трудовой деятельности и взаимоотношений с другими людьми;
  • воспитание эстетических вкусов, содержащих оценку тех или иных предметов или явлений как красивых или некрасивых, гармоничных или дисгармоничных, совершенных или несовершенных, то есть устойчивую систему эстетических симпатий и предпочтений, а также и антипатий, конкретизирующих и "расшифровывающих" эстетические потребности;
  • формирование эстетических идеалов, дающих представление о критериях прекрасного, определяющих социальную направленность эстетического вкуса и способствующих созданию у осужденных правильных представлений о смысле жизни, социально значимых перспектив после освобождения;
  • повышение общей культуры осужденных;
  • развитие творческих способностей, умений и навыков, необходимых для того, чтобы строить жизнь по законам красоты.

Повышение правосознания и правовой культуры осужденных - одна из задач правового воспитания, которая решается в процессе воспитательной работы.

Осуществление правового воспитания осужденных способствует быстрейшему их исправлению, подготовке к жизни на свободе.

Под правовым воспитанием осужденных понимается процесс формирования у них сознательного отношения и глубокого уважения к законам, выработки устойчивой привычки их точного исполнения.

Важнейшими условиями успешности правового воспитания несовершеннолетних осужденных является хорошее знание законов администрацией воспитательной колонии и правильное их применение.

Правовое воспитание несовершеннолетних осужденных предусматривает решение следующих основных задач: 1) разъяснение законов; 2) показ справедливости и гуманности российских законов; 3) ознакомление осужденных с их обязанностями и правами, разъяснение необходимости строгого их исполнения, а также последствий нарушения; 4) привитие уважения к законам и правилам внутреннего распорядка, содействие воспитанию привычки их добровольного использования; 5) разоблачение версий и невиновности, и якобы неправильности осуждения, высказываемых отдельными осужденными; 6) разъяснение принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление.

В ходе правовой пропаганды осужденные получают информацию о нормах права, которая в наибольшей степени влияет на осознание необходимости соблюдения законов.

Влияние правовой пропаганды на формирование правосознания осужденных значительно повышается, когда к ее осуществлению привлекаются работники, имеющие соответствующую юридическую подготовку.

Многие осужденные наиболее убедительную правовую информацию получают на диспутах и конференциях на правовые темы. Для того чтобы повысить их эффективность, следует более тщательно подбирать вопросы для обсуждения. Необходимо также обращать внимание на их организационно-методический уровень. По окончании диспута или конференции нужны квалифицированные выводы и обобщения, с тем чтобы осужденные поняли суть обсуждаемых правовых норм и осознали необходимость их соблюдения.

Во многих ВК созданы постоянно действующие консультации на правовые темы. Оборудованы специальные кабинеты для проведения юридических консультаций, в которых имеется вся необходимая справочная литература.

Одним из направлений воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными является физическое воспитание, под которым понимается процесс организации физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, формирование моральных качеств, нравственно-правовых мотивов поведения, отношений и деятельности.

Физическая культура и спорт способствуют воспитанию у осужденных общественно полезных качеств, необходимых в жизни и трудовой деятельности, формируют у них навыки социально значимой деятельности, воспитывают самостоятельность, самодисциплину, осмысленность, осмотрительность, экономичность.

Физическое воспитание выполняет также профилактико-гигиеническую функцию.

Физическое воспитание в местах лишения свободы выступает и как средство борьбы с гиподинамией, то есть недостаточностью движения у осужденных к лишению свободы.

При организации физкультурно-спортивных мероприятий в ВК следует иметь в виду, что работоспособность подростков и их поведение зависят не только от уровня развития физических сил, но и от уровня волевых качеств, развивающихся в процессе физического воспитания, которые проявляются и формируются при преодолении различных трудностей.

К одной из важнейших задач физического воспитания осужденных относится воспитание у них морально-волевых качеств: силы воли, смелости, решительности, инициативности, навыков коллективных действий, организованности, сознательной дисциплины, четкости в работе, привычки к соблюдению правил общежития и гигиены.

Вовлечение несовершеннолетних осужденных в физкультурно-спортивные мероприятия и игры не только способствует их физическому развитию, преодолению чувства усталости, эмоций страха, неуверенности и подавленности, но и имеет определенное сублимирующее значение, то есть содействует переключению энергии на полезные дела.

Таким образом, перед физическим воспитанием осужденных стоят задачи: сохранить и укрепить их здоровье, выработать и развить у них трудовые навыки, закалить физически, дабы потом развить у них трудовые навыки, закалить физически, с тем чтобы после отбытия срока наказания каждый из них смог включиться в трудовой коллектив и вести жизнь честного трудового человека.

Основными средствами физического воспитания осужденных являются гимнастика и спорт.

Специально подобранными формами, средствами и методами воспитатели направленно развивают у осужденных определенные качества, соответствующие их возрасту, полу и состоянию здоровья.

В физическом воспитании осужденных необходим строго индивидуальный подход.

Физическое воспитание лиц, содержащихся в ВК, осуществляется в форме: утренних физических зарядок; физических зарядок в рабочее время (производственная гимнастика); занятий в различных спортивных кружках и секциях; индивидуальных самостоятельных тренировок; тренировок в различных спортивных командах; спортивных игр и участия в физкультурно-спортивных соревнованиях; лекций и докладов на физкультурно-спортивные и санитарно-гигиенические темы.

Таким образом, воспитательная работа, являясь основным средством исправления несовершеннолетних осужденных, направлена на нравственное, эстетическое, правовое, физическое совершенствование их личности. Эффективность ее проведения зависит от профессиональной деятельности воспитателя.

Литература

  1. Вилкова А.В. Асоциальная семья как социально-педагогическая причина, отрицательно влияющая на развитие нравственных ценностей подростков, совершающих правонарушения // Мир политики и социологии. 2013. N 10. С. 116 - 119.
  2. Зинин Г.Ю. Значение судимости в процессе исполнения наказаний // Российский судья. 2014. N 9. С. 46 - 47.
  3. Зинин Г.Ю. Институт судимости в системе предупреждения рецидива преступлений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. N 2. С. 9 - 11.
  4. Зинин Г.Ю. Судимость как конечная стадия реализации уголовной ответственности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 3. С. 16 - 20.
  5. Митькина А.В. Основные тенденции развития теории и практики исправления несовершеннолетних осужденных (середина XX в. по настоящее время) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. N 4. С. 20 - 24.
  6. Митькина А.В. Семейное воспитание: традиции и новации // Нижегородское образование. 2009. N 1. С. 138 - 142.
  7. Митькина А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных: дис. . канд. пед. наук. Рязань, 2003.
  8. Митькина А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных: автореф. дис. . канд. пед. наук / Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина. Рязань, 2003.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Воспитательные колонии являются учреждениями, в которых концентрируются наиболее социально запущенные подростки. Состав несовершеннолетних в учреждениях весьма сложен в криминальном, социальном и педагогическом плане. Социальный портрет несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы, выглядит следующим образом:

подавляющее большинство воспитанников приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;

значительное количество несовершеннолетних находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;

почти у всех несовершеннолетних выявлены различные хронические заболевания;

многие несовершеннолетние нигде и никогда не учились (подавляющая часть воспитанников не получила образования, соответствующего возрасту - некоторые не умеют ни читать, ни писать);

у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;

каждый десятый подросток - сирота или оставшийся без попечения родителей;

еще больший процент составляют дети из неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни;

у многих несовершеннолетних отмечена задержка психического развития (практически треть подростков - с различными отклонениями в психическом развитии).

В составе пенитенциарной системы России функционируют 64 воспитательные колонии, 3 из них предназначены для содержания осужденных женского пола. С воспитанниками работают более 10 000 специалистов, в том числе социальные работники.

Отбывая наказание в ВК, осужденные не могут быстро избавиться от вредных привычек, которые в некоторых случаях перерастают в болезнь. Они любыми способами пытаются достать сигареты, алкоголь, наркотические вещества.

При организации социальной работы с несовершеннолетними осужденными следует учитывать и еще одну важную проблему - притеснение в их среде.

Характеризуя социальную работу с несовершеннолетними осужденными, прежде всего, необходимо остановиться на проблеме их социального сопровождения. Приоритетными задачами воспитательных колоний являются вопросы социального сопровождения осужденных на всех этапах отбывания наказания.

Социальное сопровождение осужденных начинается с момента поступления воспитанника в ВК, проводиться непрерывно до его освобождения, строиться на принципах гуманности, доступности, адресности, добровольности, конфиденциальности, профилактической направленности, стимулирования воспитанника.

По прибытии в ВК проводится социальная диагностика воспитанника, выявляются его образовательный, культурный уровень, чем он занимался до осуждения, его социальные связи с внешней средой, другие социальные проблемы. Получив информацию, намечается план работы, даются рекомендации сотрудникам, которые непосредственно будут с ним контактировать.

Социальное сопровождение предполагает социальную защиту прав и интересов осужденных, содействие в подготовке к освобождению, бытовое и трудовое устройство после освобождения.

Этому способствуют обучение в школе, профессиональном училище, приобретение трудовых навыков на предприятии. В настоящее время в ВК оборудуются компьютерные классы, обновляется материально-техническая база.

Во многих ВК воспитанники показывают хорошие знания при поступлении на заочное отделение в колледжи, институты, университеты и иные учебные заведения. Стоит заметить, что от профессиональной подготовки во многом зависит дальнейшая судьба воспитанника, в частности, его трудоустройство после освобождения.

С момента прибытия воспитанников в карантин специалисты по социальной работе участвуют и в проведении психологического сопровождения осужденных, которое проводится сотрудниками психологической лаборатории. Эта работа осуществляется в тесном контакте с сотрудниками других служб: медико-санитарной частью, оперативным отделом, отделом по воспитательной работе и др. В карантине проводится психодиагностика осужденных, на всех составляются характеристики-рекомендации, которые включаются в личные дела, дневники индивидуальной работы. При распределении осужденных по отделениям учитываются индивидуальные личностные качества, уровень образования и психологическая совместимость. В период адаптации осужденных проводится обязательное ежемесячное консультирование по инициативе психолога и социального работника. Результаты адаптации обсуждаются с членами воспитательных звеньев.

Социальное и психологическое консультирование ведется в ВК как по заявке сотрудников, так и по просьбе самих осужденных. Обращаются в основном с такими проблемами, как разрешение межличностных конфликтов, взаимоотношение и статус в коллективе, эмоциональное напряжение, вопросы общения, переписки с родными.

Основные задачи социально-психологического тренинга с осужденными, готовящимися к освобождению:

создание и коррекция представлений о себе;

познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению к ним;

развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;

прояснение и формирование жизненных планов;

формирование коммуникативных навыков;

развитие жизненных умений: устанавливать контакт с людьми, решать вопросы трудового и бытового устройства, разрешать конфликтные ситуации.

В настоящее время в ВК имеются все условия для занятия спортом (спортзалы, спортивные площадки). Рекомендуется регулярно проводить дружеские встречи по волейболу, баскетболу и иным игровым видам спорта с командами населенных пунктов, в которых находятся ВК, а также летние спартакиады, смотры строя и песни и т. д.

Кроме того, специалистами по социальной работе накоплен положительный опыт совместной работы со священнослужителями. Во многих колониях имеются молельные комнаты, в которых совершаются таинства крещения, исповеди. Проводятся занятия в воскресных школах.

Большое значение имеет для социальной подготовки воспитанников к освобождению применение такого поощрения, как право выхода за пределы ВК в сопровождении родителей и право посещения мероприятий в сопровождении сотрудника ВК. Свободное общение с родными в непринужденной обстановке является мощным положительным импульсом для воспитанника. В настоящий праздник превращается для воспитанников проведение родительской конференции - дня открытых дверей. Посетив мероприятие с сотрудником, воспитанник еще долго вспоминает этот день, обсуждает все, что увидел: город, одежду, цены в магазине. У многих осужденных после этих рассказов появляется желание добиться подобного поощрения.

Кроме того, традицией являются коллективные выезды воспитанников за пределы ВК по итогам трудового соревнования.

На последнем этапе процесса социальной работы с воспитанником социальному работнику следует зачислять его в школу подготовки к жизни на свободе с целью дать комплекс знаний, необходимых после освобождения. Это подготовка документов к освобождению, порядок трудового устройства, получение документов, регистрация по месту жительства, действия воспитанника при обращении в центр занятости населения и т. д.

Занятия в школе подготовки к жизни на свободе проводят: специалист по социальной работе, инспектор по трудовому и бытовому устройству, психологи, сотрудники спецотдела, оперативного отдела, бухгалтерии, учителя, приглашаются сотрудники центра занятости населения и Федеральной миграционной службы.

Особое внимание следует уделять осужденным сиротам и оставшимся без попечения родителей. Им оказывается помощь путем установления контактов с местной администрацией с целью обеспечения их рабочими местами и жилплощадью. Также при освобождении нуждающиеся воспитанники обеспечиваются одеждой и обувью.

Таким образом, можно сделать вывод, что основным содержанием социальной работы в воспитательной колонии является социально-педагогическая составляющая, направленная на ресоциализацию несовершеннолетних граждан нашей страны.


This article discusses characteristics of the processes of social adaptation and rehabilitation of juvenile offenders by the example of PKU Arzamasskaya VC. Particular attention is paid to the description of career guidance, the implementing agency.

Keywords: social rehabilitation, adaptation, career guidance work, juvenile offenders

Социальная реабилитация воспитанника — это мероприятия по восстановлению утраченных его социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения. Социальная работа в ВК начинается с момента прибытия воспитанника и нахождения его в карантине. С первых дней пребывания с каждым осужденным специалист по социальной работе, изучив его личное дело, проводит личную беседу, в ходе которой выявляет индивидуальные потребности и способности каждого, его душевное состояние и близость с родными. В ходе ознакомительной беседы устанавливаются мотивы совершенного преступления, отношение к содеянному, степень признания вины и раскаяния, оценка справедливости вынесенного приговора. По воспитанникам, относящимся к категории сирот, социальные работники в обязательном порядке связываются с комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, выясняются нужные сведения по закрепленной жилплощади и по назначению пенсии по случаю потери кормильца или инвалидности. [1]

В адаптационный период предусматриваются и проводятся еженедельные беседы с каждым осужденным. Для чего предоставляется им возможность обращения к специалисту по социальной работе по мере поступления вопросов, встречается с новичком и решаются все интересующие его проблемы, устанавливаются социально-полезные связи и круг лиц, способных оказать осужденному моральную и психологическую поддержку. При наличии родственников приоритетной является работа по установлению контактов осужденного с ними. В рамках работы с новичком выясняется, имеет ли он право на получение пенсии или иного социального пособия, при положительных результатах ему оказывается помощь в сборе пакета документов на назначение и перевода пенсии по случаю потери кормильца и инвалидности. Осуществляется контроль за своевременным перечислением денежных средств осужденного. Также выявляются категории осужденных, нуждающиеся в социальной помощи. К ним относятся сироты и лица, оставшиеся без попечения.

Осуществляется тесное взаимодействие с органами опеки и попечительства. По мере поступления сирот в ВК, в органы опеки предоставляются сведения о каждом воспитаннике, оставшемся без попечения родителей и сирот, а именно делаются запросы в органы опеки и попечительства по месту жительства воспитанников, запрашиваются распоряжения о закреплении жилплощади, о подтверждении статуса сироты или оставшегося без попечения и все необходимые документы для назначения пенсии (свидетельство о рождении, о смерти родителей, копии паспортов и др.). При угрозе потери жилплощади или обмена с ухудшением жилищных условий, также принимаются меры по защите прав несовершеннолетних и сохранению их жилплощади. После получения всех документов на каждого воспитанника заводится папка — досье, которая используется в дальнейшей работе на всем пребывании воспитанника в колонии. Вся полученная информация передается в органы опеки для занесения в региональный банк данных. [2]

Проводится работа по подготовке лиц к освобождению, отбывающих наказание в ВК, которая включает в себя проведение беседы с каждым воспитанником, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе.

За шесть месяцев до освобождения воспитанника, группа социальной защиты направляет запросы в:

 Федеральные службы занятости населения о трудоустройстве подростка после освобождения с указанием имеющихся у воспитанника специальностей и его уровень образования;

 в органы местного самоуправления, в ОВД — о возможности проживания после освобождения;

 главам администрации, где указывается социальный статус подростка и проблемы, связанные с освобождением социально незащищенных категорий воспитанников.

Цель исправительного воздействия на осужденных состоит в том, чтобы к моменту освобождения каждый осужденный получил ответы на все интересующие его вопросы, знал свои права и обязанности. Способствовать формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать и помогать им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения.

При освобождении из мест лишения свободы воспитаннику разъясняется:

 необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации,

 недопустимость совершения новых преступлений,

 обязанность прибыть к избранному месту жительства в семидневный срок в органы внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу.

Перед освобождением родители, родственники воспитанников заблаговременно ставятся в известность о дате освобождения (в ходе беседы сообщается точная дата освобождения и вопрос встречи воспитанника в день освобождения). В случае невозможности приезда родственников все подростки, не достигшие 16 летнего возраста, доставляются сотрудниками ФКУ Арзамасская ВК до места жительства.

В течение трех лет сотрудниками ГСЗ осуществляются контроль за жизнеустройством их воспитанников, поддерживают информационный обмен с комиссией по делам несовершеннолетних и управлением внутренних дел. Подросток находится под контролем комиссии до 18 лет. При освобождении из колонии воспитанника не достигшим совершеннолетия, информация о его освобождении и просьба оказать содействие и помощь в дальнейшем жизнеустройстве направляется в УВД, КДН. Полученная информация регистрируется в журнале учета освобождаемых, приобщается в наблюдательные дела, а также используется для анализа состояния рецидивной преступности в воспитательной работе с осужденными. Таким образом, взаимодействие Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ФКУ Арзамасская ВК ГУФСИН по Нижегородской области положительно сказывается на совместной работе и результатах по решению вопросов воспитанников, повышает социальную активность осужденных и помогает их социальной адаптации после освобождения.

По прибытию в колонию воспитанники направляются в ПУ, где они проходят обучение по специальностям: штамповщик, слесарь механосборочных работ, каменщик, оператор швейного оборудования. После приобретения профессии, воспитанники трудоустраиваются в учебно-производственные мастерские, которые функционируют на базе основного производства колонии.

Многолетние дружеские отношения связывают Арзамасскую колонию для несовершеннолетних с АФ ННГУ, а раннее Арзамасский педагогический институт. Многие сотрудники, в своё время окончили данный ВУЗ, связи с ним не утратили, а работая в колонии ещё больше упрочили их. Взаимодействие помогает развивать у осужденных социально-разумное мировоззрение, формировать активную жизненную позицию, вырабатывать умение противостоять негативному влиянию окружающий среды после освобождения, прививать практические навыки к условиям жизни на свободе.

Подростки с нетерпением ждут встреч, концертов студентов, простого общения с ними. Они добиваются возможности вновь встретиться с ними. Это поднимает состояние дисциплины среди осужденных, снижает количество нарушений, улучшает психологический климат в учреждении. Даже состояние самых замкнутых воспитанников улучшается на фоне данного взаимодействия. В результате такого взаимодействия студенты, преподаватели, сотрудники колонии видят в воспитанниках не только лиц преступивших закон, но ещё и личности, которые требуют к себе человеческого отношения.

Каждый год 3 декабря проходит мероприятие, посвященное Всемирному Дню инвалидов. В этот день организовывается и проводится значительное и важное мероприятие для воспитанников-инвалидов всей колонии. После конкурсов и викторины каждому воспитаннику-инвалиду вручаются подарки.

Социальная адаптация и реабилитация осужденных носит многоплановый характер. В нее влечены как государственные, так и общественные структуры, которым в ФКУ Арзамасская ВК социальные работники отводят определенное значение.

  1. Журавлев, В. Л. Основы, принципы и организация процесса воспитательно-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных / В. Л. Журалев // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних: сб. науч. ст. — М.: Права человека, 2000. — С. 65–86.
  2. Михайлов, А. П. Некоторые особенности процесса социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях / А. П. Михайлов // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2005. — № 3. — С. 156–158.

Основные термины (генерируются автоматически): освобождение, воспитанник, орган опеки, осужденный, работа, социальная работа, воспитательная работа, местное самоуправление, социальная адаптация, швейное оборудование.

Читайте также: