Особенности работы со справочно правовыми системами

Обновлено: 19.04.2024

В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.

Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы — это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.

Справочные правовые системы (СПС) — необходимое средство в правоохранительной деятельности при работе с правовой информацией.

СПС позволяют:

1) работать с большими объемами информации, которые могут постоянно пополняться;

2) использовать архивы правовых документов;

3) использовать поисковые средства в режиме реального времени;

4) использовать различные средства телекоммуникаций, включая электронную почту, Интернет, компьютерные сети.

Сейчас имеется много СПС, хотя широкое распространение получили всего несколько.

Основными характеристиками СПС можно считать:

1) объем информационных ресурсов;

2) метод формирования пользовательской базы;

3) скорость поиска информации (документов, фактов, указаний);

4) актуальность информации;

5) оперативность поступления новой информации;

6) аутентичность документов оригиналу;

7) возможности юридической обработки документов;

8) возможности удаленного доступа к СПС;

Поиск в СПС осуществляется по названию органа, принявшего документ (решение, приказ, постановление); по названию документа, по дате принятия, по типу документа. После нахождения документ посылается на печать или в файл на компьютере пользователя.

Если какой-либо документ отсутствует в информационной базе СПС, его можно заказать и получить в виде ксерокса или файла. Информационно-поисковая система СПС написана на языке С++, использует мощные поисковые средства, оригинальный формат базы данных и способы индексации.

Поиск правовых документов осуществляется по следующим данным:

1) вид документа;

2) регистрационный номер документа;

3) наименование органа, принявшего документ;

4) название документа;

5) ключевые слова. (Под ключевыми словами понимаются несколько, обычно не более 20, слов и словосочетаний, по которым можно понять, чему посвящен документ);

6) название рубрики документа;

7) дата принятия документа;

8) дата и номер регистрации документа в Министерстве юстиции и регистрационный номер;

9) статус документа;trp>

10) слова и словосочетания из текста документа.

Из полученной информации пользователь может создать собственный информационный банк на своем компьютере. Недостающие документы всегда можно дополнительно заказать из СПС.




При этом возможны два типа ссылок: прямые ссылки , на которые ссылается просматриваемый документ, и обратные ссылки , которые ссылаются на просматриваемый документ. При запросах пользователю передаются только новые и измененные документы.

Необходимо отметить, что юридическая информация на магнитных носителях обычно не имеет юридической силы и обязательно требуется ссылка на печатное издание. Отметим, что в США имеются прецеденты использования Википедии (виртуальный словарь, расположенный в Интернете и редактируемый пользователями), как юридической информации для вынесения приговоров в судах.

Требуемые ссылки помещаются в базах данных СПС. Информация в базах данных справочных информационных систем может служить только для справок, на нее нельзя ссылаться в суде. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неполноты или неточности данных в базах данных СПС законодательно не регламентируется и пока решается разработчиками СПС.

Поэтому СПС пока следует рассматривать лишь как удобное, но не всемогущее вспомогательное средство в юридической деятельности.

Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

  • в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
  • в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
  • в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
  • в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: развитие законодательства за последние годы сформировало нормативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

Здесь несколько Интернет-ресурсов РФ в области правовой информатики.

Портал федеральных органов государственной власти (рис. 2.2 ).

Компьютерные преступления

Под компьютерными преступлениями понимаются предусмотренные законом общественно-опасные деяния с использованием компьютерной техники. С компьютерными преступлениями тесно связана информационная безопасность.

Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны.

Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных.

Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных.

Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п.

Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа.

Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.

Преступления, связанные с компьютерами, можно разделить на две категории (табл. 7.1). В первой категории компьютер и (или) компьютерная информация является объектом преступления.

Компьютерная информация — это информация на машинном носителе или передаваемая по каналам связи в форме, доступной компьютеру). К этой категории относятся хищение или нанесение ущерба техническим средствам и информации, несанкционированный вредоносный доступ к компьютерной системе и информационным ресурсам. Во второй категории компьютер служит орудием преступления.

Таковы, например, осуществляемые с помощью компьютера:

- государственный, коммерческий, промышленный шпионаж;

- распространение компрометирующей информации, фальсификация результатов голосования и т.п.

Обе категории преступлений тесно взаимосвязаны: например, компьютер может служить орудием несанкционированного доступа к другому компьютеру.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Занятие 59 для инфоурока.doc

Дисциплина: Информатика

Тема занятия: Работа с правовой поисковой системой

Вид занятия: практическое занятие

Цели занятия:

- учебная : дать общее представление о справочно-правовых системах, рассказать какие СПС существуют;

- воспитательна я: развивать умение работать с новым материалом и кратко конспектировать новый материал.

1. Общие сведения о СПС

2. Примеры СПС

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПС

Любая организация в своей повседневной деятельности опирается на нормативные акты: Федеральные и Областные законы, Указы Президента, подзаконные акты министерств и ведомств, - в настоящее время ежемесячно их издается несколько тысяч.

Даже если нужный документ удалось вовремя найти, этого обычно недостаточно. Для решения какой-то конкретной проблемы требуется еще установить все взаимосвязи найденного документа с другими нормативными актами, регулирующими данную сферу.

Ориентироваться в лавине новостей законодательства трудно даже опытному юристу. А что делать бухгалтеру, экономисту или руководителю? Ежедневно они принимают ответственные решения, требующие владения правовой информацией, для изучения которой может не хватать ни времени, ни квалификации.

Десятки тысяч предприятий, в том числе сами контролирующие органы, решают для себя эту проблему, пользуясь справочными правовыми системами (СПС).

Компьютерные справочно-правовые системы (СПС) появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система Credoc , заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако Credoc не предполагала прямой связи пользователя с правовой базой для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок ожидания составлял от 2 до 8 дней.

Разработка первой справочной правовой системы началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой Data Corp, которая была куплена в следующем году компанией Mead Corporation и в 1973 году Mead Data Central запустила первую в мире сетевую правовую систему Lexis (сейчас LexisNexis ). В отличие от электронного каталога Credoc американская система была полнотекстовой, то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами, а также предоставляла дополнительную информацию к ним, более того, стал возможен поиск по контексту и датам. В 1980 году в Lexis было включено британское законодательство, с 1981 года — и британские судебные прецеденты. В это же время система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 года - Австралии. На сегодняшний день число пользователей американской компании LexisNexis в более чем 60 странах мира превышает 650000. Она считается самой популярной в мире компанией, специализирующейся на распространении разнообразной юридической информации в режиме On-Line.

Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.

Компьютерные справочные правовые системы (СПС) помогают Больше узнать о российском законодательстве и умело использовать полученные знания. С ними работают юристы, бухгалтеры, финансовые специалисты, топ-менеджеры многих организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты и даже школьники. СПС стали обязательным инструментом современного профессионала.

Справочная правовая система - это компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию по законодательству с комментариями, совмещенную с компьютерными средствами поиска и анализа этой информации.

Хорошая справочная правовая система (СПС) - это еще и удобное средство анализа большого объема информации, позволяющее быстро найти оптимальное решение любой проблемы, связанной с налогообложением, особенностями функционирования банковской системы, спецификой работы таможенных органов и пр. на основе действующего законодательства.
Лучшие СПС не только дают возможность получить тексты документов, но и содержат консультации по применению тех или иных норм, раскрывают косвенные связи между документами.

Справочно-правовые системы за короткий срок получили широкое распространение за счет:

  • Компактность хранения всех необходимых в работе документов, аналитических материалов, а так же комментариев и консультаций.
  • СПС - это удобный инструмент поиска нужных документов. Пользуясь справочной системой, можно легко найти необходимый документ, даже не обладая сведениями о его реквизитах.
  • справочные правовые системы позволяют эффективно решать многие практические задачи , возникающие в работе различных специалистов: бухгалтеров, юристов, руководителей. Например, бухгалтеру, имеющему СПС, не обязательно копировать и вручную заполнять формы бухгалтерской и налоговой отчетности. Адвокат имеет возможность оперативно найти необходимые ему законы или примеры из судебной практики. Руководитель моментально может принять важное решение, узнав в СПС специфику выполнения той или иной нормы права в конкретном регионе.
  • Благодаря оперативному обновлению информации СПС помогает в нужный момент времени быть в курсе всех изменений в законодательстве.
  • Одной из наиболее важных особенностей справочной системе является юридическая обработка документов, благодаря которой можно быстро составить полную подборку документов по изучаемой теме, сэкономить свои силы и время на работе по поиску, систематизации и анализу правовой информации, поскольку данная работа уже проделана разработчиками конкретной СПС.

ПРИМЕРЫ СПС

На сегодняшний день наиболее распространены следующие СПС: Гарант, КонсультантПлюс, Кодекс.

Направление деятельности — производство и поддержка компьютерной правовой системы ГАРАНТ, информационно — правовое обслуживание предприятий, общественных объединений и организаций.
Более 250 партнеров компании обслуживают сотни тысяч пользователей в 200 городах России.

Компьютерная справочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. В настоящее время новая версия системы — ГАРАНТ Платформа F1 — является одним их основных инструментов принятия решения по правовым вопросам для многих бухгалтеров, юристов, руководителей, других специалистов в России и за рубежом.

Полный объем информационного банка системы ГАРАНТ более 1 500 000 документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение составляет около 7 000 документов.

Система ГАРАНТ — это специализированные правовые блоки по всем разделам федерального законодательства и 137 правовых блоков по законодательству субъектов Федерации. В системе ГАРАНТ представлено законодательство 83 регионов Российской Федерации, а также практика 10 Федеральных Арбитражных Судов.

Специалисты отмечают следующие качества системы:

Современный интерфейс системы ГАРАНТ интуитивно понятен, элементы его внешнего вида и управления обеспечивают максимальное удобство в работе.

Каждому пользователю системы обеспечены следующие услуги:

Сегодня с системой ГАРАНТ работают структуры федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, банки, аудиторские и консалтинговые фирмы, промышленные предприятия, учебные заведения, специалисты различных предприятий и организаций. Постоянными партнерами компании являются более 500 органов власти федерального и регионального уровней. Среди них — Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, иные органы исполнительной власти Российской Федерации, высшие органы власти Москвы и других субъектов Федерации. Результатом такого сотрудничества стало заключение договоров об информационном обмене, проведение совместных акций, организация интернет-конференций и интернет-интервью, создание серии совместных разработок и многое другое.

ГАРАНТ является средством массовой информации, о чем имеет соответствующее Свидетельство Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл. 77–2137 от 3 декабря 1999 года. Среди клиентов компании ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы мира — Price Waterhouse Coopers, Deloitte Touche, Ernst Young, KPMG.

Компания "Консультант Плюс" , образованная в 1992 году, является разработчиком компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс.

СПС Консультант Плюс представляет собой удобное справочное средство для работы с нормативной информацией. Информационный Банк (ИБ) системы включает в себя тексты законодательных и нормативных актов по российскому законодательству. Система КонсультантПлюс содержит миллионы документов.

Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны.

ИБ постоянно пополняется как новыми нормативными актами, так и новыми редакциями нормативных актов. Режим гипертекста или перекрестных ссылок между документами Информационного Банка облегчает работу по отслеживанию их юридической взаимосвязи. Папки позволяют длительно хранить сформированные подборки документов.

СПС Консультант Плюс состоит из набора информационных разделов. Информация , включённая в систему , структурирована по разделам ; в настоящее время в СПС КонсультантПлюс существуют следующие разделы:

ü финансовые и кадровые консультации;

ü консультации для бюджетных организаций;

ü комментарии законодательства;

ü международные правовые акты;

ü правовые акты по здравоохранению;

ü технические нормы и правила.

Интерфейс программы

При запуске программы появляется Стартовое окно, в котором можно выбрать действие по работе с программой:

- воспользоваться полем Быстрый поиск;

- открыть карточку поиска по всем имеющимся разделам;

- открыть Правовой навигатор для поиска документов по интересующим вопросам, если реквизиты документов не известны;


.

Если стартовое окно закрыто, то его можно вызвать командой Файл – Меню (Стартовое окно).

ПРИМЕР: Открыть Карточку поиска. Рассмотреть интерфейс главного окна системы.


Структура окна данной программы стандартная:

ü Строка заголовка;

ü Панель инструментов – содержит крупные кнопки с подписями, позже мы рассмотрим их назначение;

ü Рабочая область программы – состоит из карточки поиска с полями, название которых соответствует основным реквизитам документов и количества найденных документов в соответствии с введенным запросом.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА ДОКУМЕНТОВ

Поиск документов в системе КонсультантПлюс осуществляется через заполнение соответствующих полей закладки Карточка поиска известными реквизитами.

Поля заполняются с помощью выбора нужного слова в словаре. Открыть словарь любого поля – выделить поле и нажать Enter или щелкнуть мышью по названию поля.

Очисть поле – выделить и нажать Delete , очистить несколько полей сразу – Ctrl + Delete .

Построить список документов - F 9.

1. Найти все ЗАКОНЫ, построить список (в списке есть действующие документы, недействующие, с внесенными изменениями)

2. Найти все ДОГОВОРА, ПОСТАНОВЛЕНИЯ;

3. Найти все документы номера, которых начинаются на 199;

Открыть нужный документ – выделить в списке и нажать Enter . Выйти из текста документа – Esc , выйти из списка документов – Esc .

Если известна точная дата принятия документа, то используется закладка Выбрать из словаря или поле Точно закладки Задать.

Если известен интервал времени, то используется переключатель Диапазон дат закладки Задать.

1. Найти все документы принятые 10.11.2021;

2. Найти все законы, принятые в ноябре 2020 года;

3. Найти все документы принятые в первом квартале 2021 года:

4. Найти все документы принятые во втором полугодии 2020 года.

Быстро найти все документы на заданную тему можно с помощью поля Тематика.

1. Найти все документы на тему Охрана труда;

2. Найти все документы на тему Изобретение;

3. Найти все документы на тему Налог:


4. Найти все документы, принятые Минобразованием РФ; Правительством РФ – поле Принявший орган.

Во многих словарях для расширения зоны поиска используется символ *.

1. Найти все документы, в названии которых встречается слово НАЛОГ; а затем слово НАЛОГ с любым окончанием;

2. Найти все документы, в названии которых встречается слово АКЦИЯ; а затем слово АКЦИЯ в любом падеже;

Для выбора нескольких слов в словаре используют операторы.

Для задания сложных выражений используют следующие логические операции;

\И; \ИЛИ; \РЯДОМ; \КРОМЕ

Для поиска словосочетаний используется условие РЯДОМ.


1. Найти все документы, в названии которых встречаются слова НАЛОГИ и ЛЬГОТЫ с любым окончанием:

2. Найти все документы, в названии которых встречается словосочетание ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ с любым окончанием.


3. Найти все документы, в тексте которых встречается словосочетание АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО с любым окончанием. Построить список, открыть текст первого документа.


Чтобы найти все действующие документы используется поле Поиск по статусу.

1. Найти все действующие законы, принятые в 2007 году;

Если известны все реквизиты документа, то быстрее всего его можно найти, заполнив поля Номер и Дата.

Найти и открыть текст следующих документов:

3. Конституция РФ;

Кодексы можно найти двумя способами:

1. Через карточку поиска (Вид документа - кодекс);

2. Через кнопку Кодексы на панели инструментов.

Найти и открыть текст Налогового кодекса (часть 1) и Бюджетного кодекса.

Рассмотрим внимательно панель инструментов программы КонсультантПлюс. Она содержит несколько полезных кнопок:

Быстрый поиск – обеспечивает быстрый поиск документов по всем разделам;

Найти статью 20 Лесного кодекса РФ:


Правовой навигатор – поиск документов по интересующему вопросу, когда не известны реквизиты;

Найти с помощью Правового навигатора материалы по ставкам налога:


Путеводители - материалы по актуальным темам;

Пример: Найти путеводитель по НДС.

Словарь терминов – словарь финансовых и юридических терминов;

Пример: Найти определение понятий – налог, ценная бумага.

Пример: просмотреть курсы доллара и евро в текущем году.

Обзоры – обзоры новых документов, включенных в КонсультантПлюс.

Пример: просмотреть анонс журналов издательства Главная книга.

Пресса и книги – поиск документов в прессе.

Пример: найти материалы по бухгалтерской отчетности организации


История поисков – история поисковых запросов, чтобы запрос отобразился в Истории поисков, необходимо построить список найденных документов – F 9.

Домашнее задание: повторить изученный материал.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.

Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы — это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.

Справочные правовые системы (СПС) — необходимое средство в правоохранительной деятельности при работе с правовой информацией.

СПС позволяют:

1) работать с большими объемами информации, которые могут постоянно пополняться;

2) использовать архивы правовых документов;

3) использовать поисковые средства в режиме реального времени;

4) использовать различные средства телекоммуникаций, включая электронную почту, Интернет, компьютерные сети.

Сейчас имеется много СПС, хотя широкое распространение получили всего несколько.

Основными характеристиками СПС можно считать:

1) объем информационных ресурсов;

2) метод формирования пользовательской базы;

3) скорость поиска информации (документов, фактов, указаний);

4) актуальность информации;

5) оперативность поступления новой информации;

6) аутентичность документов оригиналу;

7) возможности юридической обработки документов;

8) возможности удаленного доступа к СПС;

Поиск в СПС осуществляется по названию органа, принявшего документ (решение, приказ, постановление); по названию документа, по дате принятия, по типу документа. После нахождения документ посылается на печать или в файл на компьютере пользователя.

Если какой-либо документ отсутствует в информационной базе СПС, его можно заказать и получить в виде ксерокса или файла. Информационно-поисковая система СПС написана на языке С++, использует мощные поисковые средства, оригинальный формат базы данных и способы индексации.

Поиск правовых документов осуществляется по следующим данным:

1) вид документа;

2) регистрационный номер документа;

3) наименование органа, принявшего документ;

4) название документа;

5) ключевые слова. (Под ключевыми словами понимаются несколько, обычно не более 20, слов и словосочетаний, по которым можно понять, чему посвящен документ);

6) название рубрики документа;

7) дата принятия документа;

8) дата и номер регистрации документа в Министерстве юстиции и регистрационный номер;

9) статус документа;trp>

10) слова и словосочетания из текста документа.

Из полученной информации пользователь может создать собственный информационный банк на своем компьютере. Недостающие документы всегда можно дополнительно заказать из СПС.




При этом возможны два типа ссылок: прямые ссылки , на которые ссылается просматриваемый документ, и обратные ссылки , которые ссылаются на просматриваемый документ. При запросах пользователю передаются только новые и измененные документы.

Необходимо отметить, что юридическая информация на магнитных носителях обычно не имеет юридической силы и обязательно требуется ссылка на печатное издание. Отметим, что в США имеются прецеденты использования Википедии (виртуальный словарь, расположенный в Интернете и редактируемый пользователями), как юридической информации для вынесения приговоров в судах.

Требуемые ссылки помещаются в базах данных СПС. Информация в базах данных справочных информационных систем может служить только для справок, на нее нельзя ссылаться в суде. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неполноты или неточности данных в базах данных СПС законодательно не регламентируется и пока решается разработчиками СПС.

Поэтому СПС пока следует рассматривать лишь как удобное, но не всемогущее вспомогательное средство в юридической деятельности.

Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

  • в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
  • в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
  • в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
  • в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: развитие законодательства за последние годы сформировало нормативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

Здесь несколько Интернет-ресурсов РФ в области правовой информатики.

Портал федеральных органов государственной власти (рис. 2.2 ).

Компьютерные преступления

Под компьютерными преступлениями понимаются предусмотренные законом общественно-опасные деяния с использованием компьютерной техники. С компьютерными преступлениями тесно связана информационная безопасность.

Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны.

Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных.

Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных.

Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п.

Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа.

Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.

Преступления, связанные с компьютерами, можно разделить на две категории (табл. 7.1). В первой категории компьютер и (или) компьютерная информация является объектом преступления.

Компьютерная информация — это информация на машинном носителе или передаваемая по каналам связи в форме, доступной компьютеру). К этой категории относятся хищение или нанесение ущерба техническим средствам и информации, несанкционированный вредоносный доступ к компьютерной системе и информационным ресурсам. Во второй категории компьютер служит орудием преступления.

Таковы, например, осуществляемые с помощью компьютера:

- государственный, коммерческий, промышленный шпионаж;

- распространение компрометирующей информации, фальсификация результатов голосования и т.п.

Обе категории преступлений тесно взаимосвязаны: например, компьютер может служить орудием несанкционированного доступа к другому компьютеру.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Занятие 59 для инфоурока.doc

Дисциплина: Информатика

Тема занятия: Работа с правовой поисковой системой

Вид занятия: практическое занятие

Цели занятия:

- учебная : дать общее представление о справочно-правовых системах, рассказать какие СПС существуют;

- воспитательна я: развивать умение работать с новым материалом и кратко конспектировать новый материал.

1. Общие сведения о СПС

2. Примеры СПС

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПС

Любая организация в своей повседневной деятельности опирается на нормативные акты: Федеральные и Областные законы, Указы Президента, подзаконные акты министерств и ведомств, - в настоящее время ежемесячно их издается несколько тысяч.

Даже если нужный документ удалось вовремя найти, этого обычно недостаточно. Для решения какой-то конкретной проблемы требуется еще установить все взаимосвязи найденного документа с другими нормативными актами, регулирующими данную сферу.

Ориентироваться в лавине новостей законодательства трудно даже опытному юристу. А что делать бухгалтеру, экономисту или руководителю? Ежедневно они принимают ответственные решения, требующие владения правовой информацией, для изучения которой может не хватать ни времени, ни квалификации.

Десятки тысяч предприятий, в том числе сами контролирующие органы, решают для себя эту проблему, пользуясь справочными правовыми системами (СПС).

Компьютерные справочно-правовые системы (СПС) появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система Credoc , заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако Credoc не предполагала прямой связи пользователя с правовой базой для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок ожидания составлял от 2 до 8 дней.

Разработка первой справочной правовой системы началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой Data Corp, которая была куплена в следующем году компанией Mead Corporation и в 1973 году Mead Data Central запустила первую в мире сетевую правовую систему Lexis (сейчас LexisNexis ). В отличие от электронного каталога Credoc американская система была полнотекстовой, то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами, а также предоставляла дополнительную информацию к ним, более того, стал возможен поиск по контексту и датам. В 1980 году в Lexis было включено британское законодательство, с 1981 года — и британские судебные прецеденты. В это же время система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 года - Австралии. На сегодняшний день число пользователей американской компании LexisNexis в более чем 60 странах мира превышает 650000. Она считается самой популярной в мире компанией, специализирующейся на распространении разнообразной юридической информации в режиме On-Line.

Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.

Компьютерные справочные правовые системы (СПС) помогают Больше узнать о российском законодательстве и умело использовать полученные знания. С ними работают юристы, бухгалтеры, финансовые специалисты, топ-менеджеры многих организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты и даже школьники. СПС стали обязательным инструментом современного профессионала.

Справочная правовая система - это компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию по законодательству с комментариями, совмещенную с компьютерными средствами поиска и анализа этой информации.

Хорошая справочная правовая система (СПС) - это еще и удобное средство анализа большого объема информации, позволяющее быстро найти оптимальное решение любой проблемы, связанной с налогообложением, особенностями функционирования банковской системы, спецификой работы таможенных органов и пр. на основе действующего законодательства.
Лучшие СПС не только дают возможность получить тексты документов, но и содержат консультации по применению тех или иных норм, раскрывают косвенные связи между документами.

Справочно-правовые системы за короткий срок получили широкое распространение за счет:

  • Компактность хранения всех необходимых в работе документов, аналитических материалов, а так же комментариев и консультаций.
  • СПС - это удобный инструмент поиска нужных документов. Пользуясь справочной системой, можно легко найти необходимый документ, даже не обладая сведениями о его реквизитах.
  • справочные правовые системы позволяют эффективно решать многие практические задачи , возникающие в работе различных специалистов: бухгалтеров, юристов, руководителей. Например, бухгалтеру, имеющему СПС, не обязательно копировать и вручную заполнять формы бухгалтерской и налоговой отчетности. Адвокат имеет возможность оперативно найти необходимые ему законы или примеры из судебной практики. Руководитель моментально может принять важное решение, узнав в СПС специфику выполнения той или иной нормы права в конкретном регионе.
  • Благодаря оперативному обновлению информации СПС помогает в нужный момент времени быть в курсе всех изменений в законодательстве.
  • Одной из наиболее важных особенностей справочной системе является юридическая обработка документов, благодаря которой можно быстро составить полную подборку документов по изучаемой теме, сэкономить свои силы и время на работе по поиску, систематизации и анализу правовой информации, поскольку данная работа уже проделана разработчиками конкретной СПС.

ПРИМЕРЫ СПС

На сегодняшний день наиболее распространены следующие СПС: Гарант, КонсультантПлюс, Кодекс.

Направление деятельности — производство и поддержка компьютерной правовой системы ГАРАНТ, информационно — правовое обслуживание предприятий, общественных объединений и организаций.
Более 250 партнеров компании обслуживают сотни тысяч пользователей в 200 городах России.

Компьютерная справочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. В настоящее время новая версия системы — ГАРАНТ Платформа F1 — является одним их основных инструментов принятия решения по правовым вопросам для многих бухгалтеров, юристов, руководителей, других специалистов в России и за рубежом.

Полный объем информационного банка системы ГАРАНТ более 1 500 000 документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение составляет около 7 000 документов.

Система ГАРАНТ — это специализированные правовые блоки по всем разделам федерального законодательства и 137 правовых блоков по законодательству субъектов Федерации. В системе ГАРАНТ представлено законодательство 83 регионов Российской Федерации, а также практика 10 Федеральных Арбитражных Судов.

Специалисты отмечают следующие качества системы:

Современный интерфейс системы ГАРАНТ интуитивно понятен, элементы его внешнего вида и управления обеспечивают максимальное удобство в работе.

Каждому пользователю системы обеспечены следующие услуги:

Сегодня с системой ГАРАНТ работают структуры федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, банки, аудиторские и консалтинговые фирмы, промышленные предприятия, учебные заведения, специалисты различных предприятий и организаций. Постоянными партнерами компании являются более 500 органов власти федерального и регионального уровней. Среди них — Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, иные органы исполнительной власти Российской Федерации, высшие органы власти Москвы и других субъектов Федерации. Результатом такого сотрудничества стало заключение договоров об информационном обмене, проведение совместных акций, организация интернет-конференций и интернет-интервью, создание серии совместных разработок и многое другое.

ГАРАНТ является средством массовой информации, о чем имеет соответствующее Свидетельство Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл. 77–2137 от 3 декабря 1999 года. Среди клиентов компании ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы мира — Price Waterhouse Coopers, Deloitte Touche, Ernst Young, KPMG.

Компания "Консультант Плюс" , образованная в 1992 году, является разработчиком компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс.

СПС Консультант Плюс представляет собой удобное справочное средство для работы с нормативной информацией. Информационный Банк (ИБ) системы включает в себя тексты законодательных и нормативных актов по российскому законодательству. Система КонсультантПлюс содержит миллионы документов.

Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны.

ИБ постоянно пополняется как новыми нормативными актами, так и новыми редакциями нормативных актов. Режим гипертекста или перекрестных ссылок между документами Информационного Банка облегчает работу по отслеживанию их юридической взаимосвязи. Папки позволяют длительно хранить сформированные подборки документов.

СПС Консультант Плюс состоит из набора информационных разделов. Информация , включённая в систему , структурирована по разделам ; в настоящее время в СПС КонсультантПлюс существуют следующие разделы:

ü финансовые и кадровые консультации;

ü консультации для бюджетных организаций;

ü комментарии законодательства;

ü международные правовые акты;

ü правовые акты по здравоохранению;

ü технические нормы и правила.

Интерфейс программы

При запуске программы появляется Стартовое окно, в котором можно выбрать действие по работе с программой:

- воспользоваться полем Быстрый поиск;

- открыть карточку поиска по всем имеющимся разделам;

- открыть Правовой навигатор для поиска документов по интересующим вопросам, если реквизиты документов не известны;


.

Если стартовое окно закрыто, то его можно вызвать командой Файл – Меню (Стартовое окно).

ПРИМЕР: Открыть Карточку поиска. Рассмотреть интерфейс главного окна системы.


Структура окна данной программы стандартная:

ü Строка заголовка;

ü Панель инструментов – содержит крупные кнопки с подписями, позже мы рассмотрим их назначение;

ü Рабочая область программы – состоит из карточки поиска с полями, название которых соответствует основным реквизитам документов и количества найденных документов в соответствии с введенным запросом.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА ДОКУМЕНТОВ

Поиск документов в системе КонсультантПлюс осуществляется через заполнение соответствующих полей закладки Карточка поиска известными реквизитами.

Поля заполняются с помощью выбора нужного слова в словаре. Открыть словарь любого поля – выделить поле и нажать Enter или щелкнуть мышью по названию поля.

Очисть поле – выделить и нажать Delete , очистить несколько полей сразу – Ctrl + Delete .

Построить список документов - F 9.

1. Найти все ЗАКОНЫ, построить список (в списке есть действующие документы, недействующие, с внесенными изменениями)

2. Найти все ДОГОВОРА, ПОСТАНОВЛЕНИЯ;

3. Найти все документы номера, которых начинаются на 199;

Открыть нужный документ – выделить в списке и нажать Enter . Выйти из текста документа – Esc , выйти из списка документов – Esc .

Если известна точная дата принятия документа, то используется закладка Выбрать из словаря или поле Точно закладки Задать.

Если известен интервал времени, то используется переключатель Диапазон дат закладки Задать.

1. Найти все документы принятые 10.11.2021;

2. Найти все законы, принятые в ноябре 2020 года;

3. Найти все документы принятые в первом квартале 2021 года:

4. Найти все документы принятые во втором полугодии 2020 года.

Быстро найти все документы на заданную тему можно с помощью поля Тематика.

1. Найти все документы на тему Охрана труда;

2. Найти все документы на тему Изобретение;

3. Найти все документы на тему Налог:


4. Найти все документы, принятые Минобразованием РФ; Правительством РФ – поле Принявший орган.

Во многих словарях для расширения зоны поиска используется символ *.

1. Найти все документы, в названии которых встречается слово НАЛОГ; а затем слово НАЛОГ с любым окончанием;

2. Найти все документы, в названии которых встречается слово АКЦИЯ; а затем слово АКЦИЯ в любом падеже;

Для выбора нескольких слов в словаре используют операторы.

Для задания сложных выражений используют следующие логические операции;

\И; \ИЛИ; \РЯДОМ; \КРОМЕ

Для поиска словосочетаний используется условие РЯДОМ.


1. Найти все документы, в названии которых встречаются слова НАЛОГИ и ЛЬГОТЫ с любым окончанием:

2. Найти все документы, в названии которых встречается словосочетание ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ с любым окончанием.


3. Найти все документы, в тексте которых встречается словосочетание АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО с любым окончанием. Построить список, открыть текст первого документа.


Чтобы найти все действующие документы используется поле Поиск по статусу.

1. Найти все действующие законы, принятые в 2007 году;

Если известны все реквизиты документа, то быстрее всего его можно найти, заполнив поля Номер и Дата.

Найти и открыть текст следующих документов:

3. Конституция РФ;

Кодексы можно найти двумя способами:

1. Через карточку поиска (Вид документа - кодекс);

2. Через кнопку Кодексы на панели инструментов.

Найти и открыть текст Налогового кодекса (часть 1) и Бюджетного кодекса.

Рассмотрим внимательно панель инструментов программы КонсультантПлюс. Она содержит несколько полезных кнопок:

Быстрый поиск – обеспечивает быстрый поиск документов по всем разделам;

Найти статью 20 Лесного кодекса РФ:


Правовой навигатор – поиск документов по интересующему вопросу, когда не известны реквизиты;

Найти с помощью Правового навигатора материалы по ставкам налога:


Путеводители - материалы по актуальным темам;

Пример: Найти путеводитель по НДС.

Словарь терминов – словарь финансовых и юридических терминов;

Пример: Найти определение понятий – налог, ценная бумага.

Пример: просмотреть курсы доллара и евро в текущем году.

Обзоры – обзоры новых документов, включенных в КонсультантПлюс.

Пример: просмотреть анонс журналов издательства Главная книга.

Пресса и книги – поиск документов в прессе.

Пример: найти материалы по бухгалтерской отчетности организации


История поисков – история поисковых запросов, чтобы запрос отобразился в Истории поисков, необходимо построить список найденных документов – F 9.

Домашнее задание: повторить изученный материал.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: