Особенности работы с обращениями граждан на примере общего отдела администрации района

Обновлено: 17.05.2024


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы в практике муниципального управления широкое распространение получает работа с обращениями граждан. Практика свидетельствует, что постоянная взаимосвязь власти с гражданами является важным условием для обеспечения эффективной работы администраций муниципальных образований. Анализ научной литературы показывает, что для более качественной работы администрации с гражданами необходимо совершенствование организации и порядка работы с обращениями граждан. Изучение и обобщение данного опыта и обуславливает актуальность рассматриваемой темы данной работы.

Теме организации работы с обращениями граждан уделено достаточное внимание в отечественной литературе. Так, в работах Н.Ю. Хаманевой, М.В. Карасевой, К.В. Подъячева, Э.Н. Давыдовой, В.Ф. Янковской, М.А. Мироновой особое внимание уделяется организации работы с обращениями граждан, порядку их рассмотрения. Обозначены проблемы, в работе с обращениями граждан, способы их устранения.

Объектом исследования являются органы местного самоуправления.

Предмет – организация работы с гражданами.

Целью данного исследования является изучение организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- исследование институциональных основ работы с обращениями граждан;

- определение основных форм и инструментов взаимодействия власти и общества;

- изучение правового регулирования правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан;

- исследование порядка рассмотрения обращений и приема граждан в администрацию муниципального образования город Краснодар;

- изучение организации приема граждан руководителями администрации;

- проведение анализа письменных обращений и личного приема граждан в органы местного самоуправления.

1 Научные подходы к определению демократических основ взаимодействия власти и общества

Институциональные основы работы с обращениями граждан

Постоянная взаимосвязь власти с гражданами является важным условием обеспечения эффективной работы администраций муниципальных образований. Постоянный учет и анализ обращений осуществляет институт обращений граждан в органы власти и местного самоуправления.

Таким образом, институты способны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равные возможности для участия в государственных и общественных делах.

Права граждан на обращения в органы государственной и муниципальной власти принадлежат человеку с рождения. Рассматривать обращения граждан, принимать по ним обоснованное и законное решение является обязанностью органов, должностных лиц, которые занимаются данным делом.

Институт обращений рассматривается, главным образом, в условиях юридической науки. Кроме правозащитной функции, обращения выполняют также контрольную и информационную функции. В научной литературе их рассмотрение представлено незначительным числом исследований. Вместе с тем, значительный потенциал социологического анализа имеет именно контрольная функция обращений граждан. Она позволяет определять направления развития взаимоотношений государства и общества, снять социальную напряженность, решить реальные проблемы граждан.

Использование института обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления является одной из форм участия граждан в процессе принятия политических решений.

В результате, обращения граждан в органы власти – это юридически оформленное требование гражданина или группы граждан, выражающего свои интересы.

Правозащитная функция является основной, ключевой. Она проявилась раньше остальных. Каждому гражданину в первую очередь важны его частные интересы и личные права. Изначально обращения представляли собой только лишь просьбы о милости и жалобы. Таким образом, целью являлись восстановление нарушенного права или получение некого нового права.

Следующая функция - коммуникационная или партиципаторная. Она служит каналом воздействия, является средством коммуникации между государством и гражданами, так как с помощью нее люди имеют возможность оказывать влияния на властные решения, участвовать в процессе их принятия. Коммуникационная функция уделяет внимание, в первую очередь, цели и содержанию, в то время как для правозащитной функции большое значение имеет сам факт обращения[3].

Коммуникационная функция, оказывает существенное влияние на демократизацию и модернизацию системы государственного управления в России.

Практика свидетельствует, что модернизация института обращений граждан должна состоять из двух ступеней. Первая ступень - совершенствование работы материально - технической, законодательной и технологической базы в органах власти, что приведет к большим успехам в реализации правозащитной и информационной функций. Это дает возможность наиболее эффективно контролировать работу. В этой связи, как на уровне государственной власти, так и местного самоуправления необходимо создать единую централизованную систему работы с обращениями граждан.

Большинство граждан нуждаются в защите своих интересов. Они снова и снова будут обращаться в органы государственного и муниципального управления, для того чтобы институты обращений граждан защищали их права.

Граждане стремятся получить защиту от государства, так как нуждаются в защите своих прав и интересов. Это связано с определенной степенью недоверия граждан органам государственной и местной власти. Об этом, в частности, свидетельствует большое количество писем, с которыми обращаются граждане в государственные органы и органы местного самоуправления в связи с нарушением своих прав[4].

Если рассматривать право граждан на обращения как правовой институт, то следует выделить несколько основных общеправовых принципов:

− принцип равной ответственности;

− принцип индивидуальности и коллективности;

Практика свидетельствует, что во всех, без исключения, органах местного самоуправления ведется постоянная работа с обращениями граждан[5].

Так, например, на имя Президента РФ приходит примерно миллион обращений, в том числе обращения по электронной почте. В аппарате Правительства России ежегодно поступает 600 тысяч письменных и устных обращений. Органы исполнительной власти субъектов РФ за год получают свыше 1,2 миллиона обращений. В аппаратах полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах за год рассматривают около ста тысяч обращений. Количество обращений в органы местного самоуправления более десяти миллионов[6].

Для эффективной работы с обращениями граждан органы государственного и муниципального управления проводят следующие мероприятия:

улучшение и усовершенствование форм и методов обучения сотрудников, которые отвечают за работу с обращениями;

проведение выездных приемов в отдаленных районах;

усиление работы, которая обеспечивает гласность и открытость деятельности;

создание мероприятий, направленные на увеличение просвещенности населения [7].

Таким образом, институт обращений граждан играет большую роль в жизни людей. Институт является важным источником информации, который необходим для решения государственных и общественных вопросов. Если бы граждане не имели возможности обращаться в органы власти, то государству было бы сложнее узнавать о проблемах населения, следовательно, решение их было бы не столь эффективно.

Основные формы и инструменты взаимодействия власти и общества

Организация работы с обращениями граждан – это одна из важнейших функций органов власти.

Рассмотрение обращений граждан реализовывается в соответствии с федеральными законами от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В данном законе определены основные формы, посредством которых осуществляется взаимодействие власти и общества.

К ним относятся письменные и устные обращения:

- письменные обращения – это обращения граждан в органы власти или органы местного самоуправления, изложенные в письменной форме (по почте, электронной почте, телеграммы, факсы);

- устные обращения – это обращения граждан должностному лицу государственного органа во время приема, встреч, через телефонную связь;

Обращения граждан также могут быть индивидуальные, коллективные, анонимные и повторные.

- Индивидуальные обращения – это обращения одного гражданина в органы власти.

- Коллективные обращения – это обращения двух или более граждан в органы власти.

- Анонимные обращения – это обращения граждан в органы власти или местного самоуправления, в которых не будут указаны его личные данные (фамилия, имя, отчество, место жительство и место работы), также может отсутствовать личная подпись гражданина.

- Повторные обращения – это обращения, которые адресованы в один и тот же государственный орган по одному и тому же вопросу [8].

Правом на обращение обладают такие субъекты, как:

гражданин РФ, который имеет гражданство Российской Федерации;

лицо без гражданства - не имеет гражданства РФ, а также доказательства о гражданстве иностранного государства;

иностранные граждане, которые не имеют гражданства Российской Федерации, но является гражданином иностранного государства.

Правом рассматривать обращения граждан обладают:

государственные органы – государственный аппарат, созданный для осуществления функций государства и наделенный властными полномочиями;

органы местного самоуправления – органы муниципального образования, решающие вопросы местного значения в целях обеспечения общественных интересов;

должностные лица – лицо, осуществляющее функции представителя власти, занимающее в государственных учреждениях должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей [9].

К основным видам обращений граждан относятся:

- заявление – обращение, в котором гражданин просит удовлетворить его законные интересы, не связанные с нарушением;

- жалоба – обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, связанные с нарушением прав человека, его законными интересами;

- предложение – обращение в органы власти, которые направлены на улучшение, усовершенствование работы органов власти. Предложения не связаны с нарушением прав человека [10].

Все формы обращения граждан в органы местного самоуправления можно представить на рисунке 1

Читайте также: