Основные обязанности работников отрасли энергетика

Обновлено: 07.05.2024

I. Общие положения

1.1. Должностная инструкция регулирует следующие параметры, касающиеся деятельности инженера-энергетика: должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения и связи по должности.
1.2. Инженер-энергетик относится к категории специалистов.
1.3. Инженер-энергетик назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.4. Инженер-энергетик подчиняется непосредственно главному энергетику.
1.5. Во время отсутствия инженера-энергетика его права и обязанности возлагаются на других специалистов службы главного энергетика, о чем генеральным директором компании выпускается соответствующее распоряжение.
1.6. На должность инженера-энергетика назначается лицо, имеющее высшее образование (бакалавриат) и прошедшее дополнительное повышение квалификации по проведению энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения. К работе допускаются лица, имеющие группу по электробезопасности в электроустановках до и (или) выше 1000 вольт III-V, допуск к специальным работам (работы на высоте, работы без снятия напряжения, испытания оборудования повышенным напряжением), прошедшие аттестацию при работе на технологически опасных объектах.
1.7. Инженер-энергетик должен знать:
• законодательные и нормативно-методические документы в области:
— электроэнергетики и измерений электротехнических характеристик,
— энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
— энергоаудита;
— измерений параметров энергоресурсов и сред,
— измерений параметров тепла, воздуха, воды,
— стандартизации и технического регулирования;
• приборы и измерительную технику для проведения электротехнических, теплотехнических измерений, практику измерений;
• правила и методы обработки результатов электротехнических, теплотехнических измерений;
• электротехническое, теплоэнергетическое, санитарно-техническое оборудование и системы;
• нормы и правила работы на энергоустановках, на оборудовании санитарно-технических систем;
• требования электробезопасности и охраны труда, в том числе в сфере энергетического обследования теплотехнического, санитарно-технического оборудования и систем;
• экономическую теорию в инженерно-технических решениях;
• теорию организации и управления;
• теорию организации производственных процессов;
• основы трудового и гражданского права;
• расчет параметров теплоэнергетических ресурсов и сред;
• приборную базу для проведения измерений параметров воздуха и воды;
• системы газоснабжения, теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
• системы водоснабжения и водоотведения;
• измерительные приборы и методику измерений параметров воздушной и водной сред, метрологию;
• расчет параметров воздушной и водной среды;
• современные типы энергетического оборудования и систем;
• правила заполнения энергетического паспорта и составления отчета по результатам энергетического обследования;
• методику расчета показателей эффективности энергетического оборудования и систем;
• приборы учета энергоресурсов и воды;
• принципы, процедуры (правила) и методы проведения аудитов;
• методы идентификации, анализа и оценки риска, методы воздействия на риск;
• стандарты в области проведения аудита систем менеджмента;
• правила и принципы разработки проектных документов;
• правила ведения производственно-технической документации;
• технический английский язык в области энергетики;
• правила делового общения и переписки.
1.8. Инженер-энергетик должен уметь:
• планировать проведение работ по энергетическому обследованию электротехнического оборудования и систем;
• читать схемы по электротехническому, теплотехническому, санитарно-техническому оборудованию и системам;
• подключать измерительные приборы к оборудованию и системам;
• обеспечивать выполнение правил электробезопасности и требований охраны труда при проведении работ по энергетическому обследованию объекта капитального строительства, его теплотехнического, санитарно-технического оборудования и систем, газоснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения и водоотведения;
• соблюдать требования по электробезопасности;
• экономически обосновывать технические решения по замене электротехнического, теплотехнического, санитарно-технического оборудования на энергосберегающие варианты и определять сроки окупаемости;
• разрабатывать и анализировать техническую, проектную и отчетную документацию, сопроводительные документы:
— на электротехническое оборудование и системы,
— на теплотехническое оборудование и системы с учетом энергетической эффективности,
— на санитарно-техническое оборудование и системы с учетом энергетической эффективности;
• определять необходимые точки подключения измерительной аппаратуры для проверки характеристик технических средств и мониторинга параметров процессов;
• рассчитывать электроэнергетические и теплоэнергетические показатели, характеристики оборудования и систем на объекте;
• снимать показания измерительных приборов и приборов учета и анализировать их;
• анализировать результаты измерений и делать выводы об эффективности работы электрооборудования и систем;
• определять экономическую эффективность проводимых и предлагаемых энергосберегающих мероприятий;
• определять на основе нормативов продолжительность снятия показаний с измерительных приборов и приборов учета требуемых параметров и характеристик;
• определять условия и порядок подключения измерительной аппаратуры для снятия характеристик и параметров, в том числе энергоресурсов и сред;
• составлять разделы энергетического паспорта и отчета по результатам энергетического обследования оборудования теплотехнических, санитарно-технических систем;
• рассчитывать параметры, энергетические показатели оборудования санитарно-технических систем;
• рассчитывать энергетические показатели различных видов оборудования и систем, объемы потребления энергоресурсов и воды;
• применять методы автоматизированной проверки энергетических паспортов с использованием программного обеспечения;
• определять потери энергоресурсов и воды в оборудовании, системах и сетях;
• применять принципы, процедуры (правила) и методы проведения аудита;
• планировать и организовывать внутренний аудит в соответствии с процедурой внутреннего аудита системы энергетического менеджмента организации;
• документировать результаты аудита и формировать аудиторские отчеты;
• обеспечивать конфиденциальность и сохранность информации, полученной в процессе внутреннего аудита системы энергетического менеджмента строительной организации;
• оценивать риски при планировании внутреннего аудита системы энергетического менеджмента строительной организации;
• применять программное обеспечение для расчета и оценки уровня риска;
• осуществлять разработку и актуализацию регламентов, стандартов, положений, методик, инструкций системы энергетического менеджмента организации;
• организовывать согласование и утверждение регламентов, стандартов, положений, методик, инструкций системы энергетического менеджмента организации;
• вести производственно-техническую документацию;
• соблюдать правила делового общения и деловой переписки.
1.9. Инженер-энергетик руководствуется в своей деятельности:
• законодательными актами РФ;
• Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
• приказами и распоряжениями генерального директора;
• настоящей должностной инструкцией.

II. Должностные обязанности инженера-энергетика

Инженер-энергетик выполняет следующие должностные обязанности:

• обеспечение бесперебойной работы, безопасной эксплуатации, ремонта и модернизации энергетического оборудования и электрических сетей;
• контроль работы инженерных систем здания (теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации, вентиляции и т.д.);
• контроль учета и расхода электроэнергии;
• проведение энергетического аудита;
• разработка проектной документации, ведение производственно-технической документации;
• участие в испытаниях и приемке энергоустановок и сетей в эксплуатацию;
• организация эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.

III. Права инженера-энергетика

Инженер-энергетик имеет право:

3.1. Запрашивать у главного энергетика информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей, разъяснения и уточнения по выданным поручениям.
3.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора, касающимися исполняемых должностных обязанностей, с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
3.4. Информировать главного энергетика о нарушениях трудового законодательства в компании.
3.5. Разрабатывать и вносить на рассмотрение главного энергетика предложения по организации труда в рамках своих должностных обязанностей.
3.6. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним разъяснения.

IV. Ответственность инженера-энергетика

Инженер-энергетик несет ответственность:

4.1. За невыполнение, несвоевременное или халатное исполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальности информации.
4.3. За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

V. Взаимоотношения и связи по должности

5.1. Инженер-энергетик работает в режиме нормированного рабочего дня по графику 40-часовой рабочей недели, утвержденному генеральным директором компании.
5.2. Под руководством главного энергетика планирует свою работу на отчетный период.
5.3. Представляет главному энергетику отчет о проделанной работе за отчетный период.
5.4. Получает от главного энергетика нормативно-правовую информацию и знакомится с ней под роспись.
5.5. Доводит до сведения главного энергетика информацию, полученную на совещаниях различного уровня.
5.6. Оперативно взаимодействует с другими специалистами службы главного энергетика в целях повышения качества работы службы.
5.7. Исполняет должностные обязанности других специалистов службы главного энергетика во время их отсутствия в соответствии с распоряжением генерального директора компании.

VI. Заключительные положения

6.1. Сотрудник знакомится с должностной инструкцией под роспись при приеме на работу до подписания трудового договора.
6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, другой — у сотрудника.
6.3. Сотрудник знакомится под роспись с изменениями в должностной инструкции, касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав, ответственности и оформленными соответствующим распоряжением генерального директора компании.

С инструкцией ознакомлен:

Рост тарифов, относительная недоступность сетевой инфраструктуры, перекосы в ценовом регулировании в отношении технологического присоединения и услуг по передаче электрической энергии, повсеместное нарушение качества услуг в сфере электро-, теплоснабжения, неопределенность в вопросах ценообразования в отношении нефти и газа (и продуктов их переработки) на внутреннем рынке России (в том числе, по причинам снижения доходов от их реализации на внешних рынках) привели к устойчивому росту интереса потребителей к развитию малой (распределенной) генерации.

Ключевой целью внедрения распределенной генерации потребителями является экономия на стоимости потребляемых энергоресурсов, прежде всего электрической энергии и услуг по ее передаче по электрическим сетям.

Однако на практике потребителям не всегда удается достичь желаемого экономического эффекта вследствие следующих причин:

- неверно согласованное в договоре оказания услуг условие об уровне напряжения (с целью определения и применения тарифов на услуги по передаче электрической энергии) в случае опосредованного технологического присоединения к электрическим сетям через объект по производству электрической энергии;

- некорректно выбранная схема присоединения объекта по производству электрической энергии к электрическим сетям потребителя электрической энергии;

- юридические "барьеры" при реализации произведенной с использованием собственного объекта по производству электрической энергии иным потребителям;

- правовые коллизии, связанные с публичностью договора технологического присоединения в отношении объекта по производству электрической энергии;

- законодательный запрет на совмещение видов деятельности в пределах ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности;

- тарифные ограничения в случае реализации электрической и тепловой энергии потребителям (в том числе, входящим в одну группу лиц) в энергосистемах, не имеющих соединения с Единой энергосистемой России и не относящимся к технологически изолированным энергетическим системам.

Справедливо заметить, что все перечисленные выше пункты не имеют правового значения в случае создания объекта по производству электрической энергии исключительно для собственных нужд без его синхронизации с внешней энергосистемой – в данном случае потребитель полностью отвечает за процесс производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии, самостоятельно несет правовые риски, связанные с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Тем не менее для большого количества потребителей электрической и тепловой энергии принципиальное значение имеет надежность и бесперебойность энергоснабжения, чего не всегда удается достичь в случае использования собственных объектов генерации.

Выявленные в результате анализа правоприменительной практики по вопросам эксплуатации объектов по производству электрической правовые решения (применение которых позволяет минимизировать риск возникновения спорных ситуаций в указанной сфере деятельности) могут быть объединены в три основные группы.

1. Требования к объектам по производству электрической энергии, включая:

- различия в правовом регулировании в части установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии;

- вопросы оперативно-диспетчерского управления в отношении генерирующих объектов;

- требования по обеспечению учета производимой с использованием собственного генерирующего оборудования электрической энергии;

- условия реализации электрической энергии, произведенной с использованием собственного генерирующего оборудования.

В части права на реализацию электрической энергии на розничных рынках необходимо учитывать, что в силу подп. "и" п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.05.12 № 442 (далее - ПП № 442) производитель электрической энергии имеет право на реализацию электрической энергии на розничном рынке электрической энергии и мощности (РРЭМ) при непревышении установленной генерирующей мощности 25 МВт.

Согласно п. 64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Положения), утвержденных ПП № 442 на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности), заключенных им в письменной форме на предусмотренных указанным пунктом условиях в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности того гарантирующего поставщика, в зоне деятельности которого расположены точки поставки, в которых исполняются обязательства по поставке электрической энергии (мощности) таким производителем.

Для энергопринимающих устройств, в отношении которых с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке заключен договор, указанный в п. 64 Положений, также должен быть заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком, в границах зоны деятельности которого расположены указанные энергопринимающие устройства.

Следовательно, потребитель электрической энергии для целей приобретения электрической энергии у производителя обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи) с гарантирующим поставщиком, в том числе в случае непосредственного присоединения как к объекту генерации, так и к сетям сетевой организации.

Объем покупки электрической энергии (мощности), поставляемой гарантирующим поставщиком по такому договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), определяется гарантирующим поставщиком как сумма за расчетный период величин превышения фактического почасового объема потребления электрической энергии (мощности) энергопринимающими устройствами над почасовым объемом продажи электрической энергии (мощности), определенным гарантирующим поставщиком в порядке, установленном п. 65 Положений, за тот же час по договору, указанному в п. 64 данного документа.

Почасовой объем продажи электрической энергии (мощности) для каждого часа по указанному в п. 64 Положений договору определяется гарантирующим поставщиком на основании показаний указанных в таком договоре приборов учета, установленных в отношении объекта по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, переданных каждой стороной договора гарантирующему поставщику в сроки, установленные в п. 161 и 164 данного документа, как минимум из величин, определенных указанным пунктом Положений.

Таким образом, расчет потребителя электрической энергии с гарантирующим поставщиком при наличии у такого потребителя двух договоров, по которым осуществляется покупка электрической энергии, осуществляется с применением расчетного способа определения объема поставленной электрической энергии.

При этом необходимо учитывать, что гарантирующий поставщик вправе (но не обязан) приобретать электрическую энергию у производителя на РРЭМ.

Устойчивая судебная практика по вопросам взыскания с гарантирующих поставщиков неосновательного обогащения в результате поступления в сеть "излишков" электрической энергии в пользу производителей на РРЭМ пока не сложилась.

В части оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике производителю на РРЭМ необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.09 № 114 Правил отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и обеспечения функционирования технологической инфраструктуры розничного рынка субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе, относятся организации, соответствующие одному из следующих критериев:

- субъект электроэнергетики осуществляет деятельность по производству электрической энергии с использованием принадлежащей ему на праве собственности или на ином законном основании электростанции, входящей в соответствующую технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему, установленная генерирующая мощность которой составляет не менее 5 МВт;

- хозяйствующий субъект осуществляет деятельность по производству, передаче и купле-продаже электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании входящих в соответствующую технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими ему энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, если средняя мощность поставки электрической энергии указанной электростанции составляет не менее 25 МВт.

Таким образом, заключение возмездного договора оперативно-диспетчерского управления для производителя с установленной генерирующей мощностью менее 25 МВт не требуется.

Вместе с тем в соответствии со ст. 16 Закона № 35-ФЗ, субъекты электроэнергетики[1] и потребители электрической энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств которых влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы, заключают с системным оператором (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах – с иным субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике) безвозмездные соглашения, которыми устанавливается порядок осуществления технологического взаимодействия системного оператора или иного субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с указанными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем)[2].

2. Технологическое присоединение к распределительным устройствам объектов по производству электрической энергии, включая:

- основания и критерии для технологического присоединения;

- публичность договора технологического присоединения;

- особенности определения платы за технологическое присоединение;

- возможность возмещения расходов в случае технологического присоединения.

Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 23.2. Федерального закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.11 № 1178 (далее – Основы ценообразования), абзацу 3 п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 861 (далее – Правила ТП), источником компенсации затрат, связанных с развитием объектов электросетевого хозяйства, является тариф на услуги по передаче электрической энергии.

В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Таким образом, производитель электрической энергии на розничном рынке лишен возможности компенсировать затраты, связанные с развитием собственного электросетевого хозяйства, что приводит к возникновению некомпенсируемых убытков.

Наконец, в силу п. 5 Правил ТП № 861, допускается технологическое присоединение к распределительным устройствам электростанции, при этом в силу императивных требований ст. 23.1. Федерального закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию подлежит только плата за технологическое присоединение к объектам Единой энергетической системы России и к электрическим сетям территориальных сетевых организаций. С юридической точки зрения распределительные устройства электростанции не относятся к указанным объектам.

Договор технологического присоединения должен включать в себя условие о размере платы за присоединение, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Отсутствие статуса сетевой организации у производителя электрической энергии при технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства смежной сетевой организации порождает коллизии при технологическом присоединении таких объектов – производитель электрической энергии может уклоняться от заключения договора технологического присоединения с сетевой организацией.

Отсутствие отдельных (исключительных) правил для расчета платы за технологическое присоединение при присоединении к объектам генерации порождает споры касательно:

- обязательности (публичности) заключения договора технологического присоединения производителем электрической энергии;

- возможности рассматривать производителя электрической энергии в качестве "смежной сетевой организации" при технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства сетевой организации;

- возможности установления платы за технологическое присоединение к объектам по производству электрической энергии;

- включения в плату за технологическое присоединение к объекту по производству электрической энергии затрат на развитие сетевой инфраструктуры;

- возможности привлечения производителя электрической энергии к ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты конкуренции в случае отказа в технологическом присоединении.

Следует отметить, что в отношении указанных вопросов в настоящее время сложилась противоречивая судебная практика.

Решение данных вопросов содержится в принятом Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении проекте Федерального закона № 632833-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", в рамках которого предлагается:

- наделить сетевые организации исключительным правом присоединения к распределительным устройствам электростанций;

- включить условие об обязательности (публичности) договоров технологического присоединения для производителей электрической энергии;

- предоставить возможность включения в плату за технологическое присоединение к объектам по производству электрической энергии стоимости затрат на развитие сетевой инфраструктуры производителя электрической энергии.

3. Особенности применения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе:

- критерии выбора уровня напряжения (при опосредованном присоединении к электрическим сетям);

- наличие электрических связей (при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии).

Пункт 81 Основ ценообразования № 1178 императивно предусматривает, что потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:

- расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме;

- нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;

- при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.

Нормы аналогичного содержания содержатся в п. 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных. Постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 861 (далее – Правила НД).

Следует учитывать противоречивую судебную практику по спорам между потребителями и сетевыми организациями, возникшим в результате согласования в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии уровня напряжения, отличного от императивно предусмотренного действующим законодательством показателя (в случае опосредованного присоединения через объекты по производству электрической энергии).

Справедливо отметить, что в отдельных случаях суды, рассматривая схожие дела, занимают иную, основанную на императивных требованиях действующего законодательства позицию.

Тем не менее потребителям электрической энергии следует учитывать данные обстоятельства при заключении (пролонгации) договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учет указанных выше правовых особенностей на стадии принятия решения о необходимости создания и эксплуатации объектов по производству электрической энергии позволит минимизировать риски финансовых потерь для владельцев указанных объектов в будущем.

[1] В том числе и производители на РРЭМ.

[2] Аналогичное условие содержится в подп. 3 п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.04 г. № 861.

Нам в ближайший месяц требуется назначить ответственного за электрохозяйство, ему, соответственно, нужно пройти аттестацию на 4 группу (сейчас имеет 3 группу действующую). Ростехнадзор в п. 12 дополнительных разъяснений по вопросам применения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях разрешительной деятельности в 2020 году" написал, что до октября не проводит аттестацию по электробезопасности и что отсутствие проверки знаний в этот период не будет являться нарушением обязательных требований. Верно ли, что мы можем назначить ответственного за электробезопасность без проведения аттестации уже сейчас, а провести аттестацию в октябре, когда Ростехнадзор начнет это делать? Будет ли назначение ответственного за электрохозяйство без нужной группы по электробезопасности нарушать требования других законодательных актов в части обучения персонала и может ли быть вменено как нарушение при последующих проверках со стороны ГИТ?

2. Первичная аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится не позднее 3 месяцев с даты: назначения на соответствующую должность; перевода на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; заключения трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

3. Имеющаяся аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики продлевается до 1 октября 2020 г. и считается действующей.

4. Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, проверка знаний требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения до 1 октября 2020 г. не проводятся.

Вопрос от 05.02.2019:

Есть офисное здание. Мощность 470кВА. Какое количество сотрудников ответственных за электрохозяйство необходимо назначить?

Ответ: Согласно пункту 1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года №6, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя.

У Потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться.

Вопрос от 02.08.2019:

Допускается ли совмещать обязанности ответственного за электрохозяйство и персонала, обслуживающего электроустановки? Если да, то при проведении всех мероприятий с административно-техническим персоналом, имеющим права оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала в соответствии с п.1.4.5.1. ПТЭЭП, необходима выдача двух удостоверений проверки знаний правил работы в электроустановках (1. допущен в качестве административно-технического персонала, 2. допущен в качестве оперативно-ремонтного персонала) или достаточно одного с указанием "Допущен в качестве административно-технического персонала с правами оперативно-ремонтного"?

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:

Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя и относятся к административно-техническому персоналу.

При подготовке к работам в электроустановках с административно-техническим персоналом проводятся все мероприятия, предусмотренные п. 1.4.5.1 ПТЭЭП.

Вопрос от 06.02.2018:

Прошу дать разъяснения по пунктам 1.2.4. и 1.2.3. "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя" у организаций не занимающихся производственной деятельностью.

Имеет ли права директор организации возложить на себя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок?

Обязательно ли должен быть назначен ответственный за электрохозяйство из числа административно-технического персонала?

Необходимо ли назначать заместителя ответственного за электрохозяйство?

Допускается ли назначать ответственного за электрохозяйство и заместителя ответственного за электрохозяйство из числа работников работающих по совместительству?

Руководствуясь требованиями пункта 1.2.3. ПТЭЭП, пункта 1.2.4. ПТЭЭП и изложенной в Вашем обращении информацией, директор, как руководитель, не имеет право возложить на себя по письменному согласованию с органом государственного энергетического надзора ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок путём оформления соответствующего заявления-обязательства, а обязан назначить ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов. Назначение заместителя ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов в Вашей организации так же обязательно.

Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей допускается назначение ответственного за электрохозяйство из числа специалистов принятых на работу по совместительству, с учетом требований пункта 1.4.29.

Вопрос:

Что нужно сделать для оформления заявления-обязательства, согласованного с местным органом Госэнергонадзора, об ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок потребителя в жилом многоквартирном доме?

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:

В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение №1 к настоящим Правилам) без проверки знаний

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации

Если деятельность Потребителя не попадает под данное определение и соответствует условиям п. 1.2.4 ПТЭЭП, для согласования возложения на руководителя Потребителя ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок, необходимо представить в управление Ростехнадзора следующие документы:

  • письмо (заявление) на имя руководителя Управления о согласовании возложения ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок на руководителя Потребителя;
  • заявление-обязательство руководителя Потребителя о возложении на себя, ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок по установленной форме, заполненное заявителем и подписанное лицом, проводившим инструктаж по обеспечению безопасной эксплуатации электроустановки (смотреть примечание 1);
  • копию правоустанавливающих документов;
  • копию принципиальной однолинейной электрической схемы с конкретным указанием электроприемников, назначением помещений и расчетом электрических нагрузок;
  • копию акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;
  • копию технических условий на технологическое присоединение;
  • копию протоколов приемо-сдаточных или профилактических испытаний электроустановки.

В соответствии с п. 1.4.7 ПТЭЭП инструктаж по обеспечению безопасной эксплуатации электроустановок проводится в специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах, учебно-тренировочных центрах и т.п.).

Письмо Минэнерго РФ от 24.02.2004 N 32-01-05 "О разъяснении п. 1.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей"

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

ПИСЬМО от 24 февраля 2004 г. N 32-01-05

О РАЗЪЯСНЕНИИ П. 1.2.4 ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В связи с поступающими запросами о практике применения ст. 1.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), касающейся возложения ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок организаций (Потребителей), не занимающихся производственной деятельностью, на их руководителей, Госэнергонадзор разъясняет.

Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ) определяет производственную деятельность, как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (статья 209). При этом к услугам, подпадающим под определение "производственная деятельность", относятся услуги производственного характера, выполняемые с применением средств труда, в процессе выполнения которых не создается новая продукция, но изменяется качество уже имеющейся, созданной продукции (классификация видов услуг приведена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст и Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (с изменениями N 7/2003, утв. Госстандартом России 01.07.2003).

Потребители, оказывающие отдельные виды услуг непроизводственного характера, такие как: услуги учреждений культуры; туристские и экскурсионные услуги; услуги физической культуры; услуги правового характера; услуги торговли и др. - могут подпадать под действие статьи 1.2.4 ПТЭЭП. В этом случае по согласованию с местным органом госэнергонадзора ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может быть возложена на руководителей Потребителей путем оформления соответствующего заявления-обязательства.

Право согласования заявления-обязательства о возложении ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок (Приложение 1 к ПТЭЭП) решением начальника ФГУ Госэнергонадзора может представляться начальникам подчиненных Филиалов ФГУ.

Руководитель Департамента С.А.МИХАЙЛОВ

Вопрос:

В управление поступило обращение о форме письма для согласования ответственного за электрохозяйство по совместительству?

Ответ: В соответствии с пунктом 1.4.29. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года № 6 (далее - Правила), допускается не проводить по согласованию с органами госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, при одновременном выполнении следующих условий:

  • если с момента проверки знаний в комиссии госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более 6-ти месяцев;
  • энергоемкость электроустановок, их сложность в организации по совместительству не выше чем по месту основной работы;
  • в организации по совместительству отсутствуют электроустановки напряжением выше 1000 В.

Обращаем Ваше внимание, что указанное требование Правил распространяется на работников организаций, исполняющих обязанности ответственных за электрохозяйство, на работников рабочих профессий оно не распространяется.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность энергетика [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

1.2. Энергетик назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Энергетик относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Энергетик подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.5. На должность энергетика назначается лицо, имеющее соответствующую квалификацию: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

1.6. Энергетик отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Компании.

1.7. Энергетик должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по эксплуатации энергетического оборудования и коммуникаций;
  • организацию энергетического хозяйства;
  • перспективы технического развития предприятия;
  • технические характеристики, конструктивные особенности, режимы работы и правила технической эксплуатации энергетического оборудования;
  • Единую систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации оборудования;
  • организацию и технологию ремонтных работ;
  • методы монтажа, регулировки, наладки и ремонта энергетического оборудования;
  • порядок составления заявок на энергоресурсы, оборудование, материалы, запасные части, инструменты;
  • правила сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта;
  • основы технологии производства продукции предприятия;
  • требования организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации энергетического оборудования;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт по эксплуатации и ремонту энергооборудования;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда.

1.8. Энергетик в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия энергетика его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Энергетик обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Обеспечивает бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, воздухопроводов и газопроводов.

2.2. Определяет потребность производства в топливно-энергетических ресурсах, готовит необходимые обоснования технического перевооружения, развития энергохозяйства, реконструкции и модернизации систем энергоснабжения.

2.3. Составляет заявки на приобретение оборудования, материалов, запасных частей, необходимых для эксплуатации энергохозяйства, выполняет расчеты с необходимыми обоснованиями мероприятий по экономии энергоресурсов, потребности подразделений предприятия в электрической, тепловой и других видах энергии, участвует в разработке норм их расхода, режима работы подразделений предприятия, исходя из их потребностей в энергии.

2.4. Контролирует соблюдение норм расхода топлива и всех видов энергии.

2.5. Составляет графики снижения энергетических нагрузок в часы максимальных нагрузок энергосистемы и обеспечивает их выполнение в пределах определенной для подразделения предприятия величины, проводит паспортизацию установленных на предприятии энергетических, электрических и природоохранных установок.

2.6. Участвует в испытаниях и приемке энергетических установок и сетей в промышленную эксплуатацию, в рассмотрении причин аварий энергетического оборудования и разрабатывает мероприятия по их предупреждению, созданию безопасных условий труда.

2.7. Организует проверку и испытания средств релейной защиты и автоматики.

2.8. Осуществляет технический надзор за контрольно-измерительными, электротехническими и теплотехническими приборами, применяемыми на предприятии, а также обеспечивает подготовку котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, электроустановок и других объектов энергохозяйства для приемки в эксплуатацию, проверки и освидетельствования органами государственного надзора.

2.9. Осуществляет контроль за соблюдением инструкций по эксплуатации, техническому обслуживанию и надзору за энергооборудованием и электрическими сетями.

2.10. Участвует в разработке и внедрении стандартов и технических условий на энергетическое оборудование.

2.11. Подготавливает необходимые материалы для заключения договоров на ремонт оборудования с подрядными организациями.

2.12. Осуществляет контроль за выполнением капитальных и других ремонтов энергооборудования.

2.13. Изучает и обобщает передовой отечественный и зарубежный опыт по рациональному использованию и экономии топливно-энергетических ресурсов, способствует его внедрению, а также развитию творческой инициативы и активности работников.

2.14. Обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда при эксплуатации и ремонте энергетических установок и электрических сетей.

2.15. Подготавливает отчетность по утвержденным формам и показателям.

В случае служебной необходимости энергетик может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Энергетик имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности энергетика, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции энергетика.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Вносить на рассмотрение руководителя Компании представления о назначении, перемещении и увольнении работников подчиненных подразделений; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

3.7. Пользоваться иными правами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Энергетик несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы энергетика осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы энергетика является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы энергетика определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

6. Право подписи

6.1. Энергетику для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.

Читайте также: