Основные формы и методы социальной работы с осужденными

Обновлено: 13.05.2024

Понятие и задачи воспитательной работы с осужденными

Воспитательная работа с осужденными является одним из ведущих средств исправления осужденных.

Правовой основой воспитательной работы с осужденными является Уголовно-исполнительный Кодекс РФ, Конвенция о защите прав человека, Конституция РФ.

Воспитательная работа – это комплекс педагогически обоснованных методов, средств и приемов, направленных на преодоление и исправление личностных деформаций осужденных, развитие интеллектуальной, духовной и физической сферы, формирование правопослушного поведения и успешной социальной адаптации после освобождения.

Основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:

  • исправление осужденных;
  • формирование у каждого осужденного уважительного отношения к человеку и его личности;
  • формирование уважительного отношения к окружающему обществу и принятым в нем нормам поведения и существования;
  • формирования традиций человеческого общежитие и их соблюдение;
  • повышение культурного и образовательного уровня.

Направления воспитательной работы с осужденными

Основными направлениями воспитательной работы с осужденными являются:

  1. Нравственное воспитание – направлено на ознакомление осужденных с нравственными человеческими ценностями, их принятие и формирование на основе собственной личности, установление твердой жизненной позиции.
  2. Правовое воспитание – направлено на формирование элементарной правовой культуры, правосознания и уважительного отношения к закону, воспитание позиции беспрекословного и точного соблюдения установленных законов и норм. Правовое воспитание имеет большое значение, так как в основном от него зависит исправление и становление осужденного на путь исправления в дальнейшем, предупреждение и профилактика совершения правонарушений.
  3. Трудовое воспитание – направлено на формирование у осужденных трудовых навыков и умений, воспитание психологической готовности к труду, уважительного отношения не только к собственному труду, но и к труду других людей. Трудовое воспитание предусматривает привлечение осужденных к трудовой деятельности, в процессе которой они должны понять, что единственной верный и честный образ жизни – это трудовой. Только трудом можно и нужно добиваться желаемых целей.
  4. Физическое воспитание – направлено на сохранение и укрепление здоровья осужденных, формирование у них устойчивых навыков ЗОЖ. Физическое воспитание организуется чаще всего в рамках досуговой деятельности, в форме спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.
  5. Иные направление относятся – экономическая, социально-политическая, экологическая и эстетическая воспитательная работа.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках исправительных учреждений вопросами организации воспитательной работы с осужденными занимаются сотрудники учреждений (психологическая служба, сотрудники воспитательного аппарата). С этой целью создается необходимая материально-техническая база (комнаты по воспитательной работе, клубы, библиотеки и т.д.), имеющая необходимое оснащение, в том числе и методическое.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

Воспитательная работа с осужденными осуществляется в трех основных формах:

  1. Массовые формы – направлены на охват всего контингента, отбывающего наказания в исправительном учреждении (лекции, концерты, тематические вечера и т.д.). Чаще всего данная форма используется для того чтобы быстро донести до осужденных необходимую информацию, охватить воспитательным воздействием как можно большее количество осужденных, подвести итоги, решить вопросы, которые требуют массового внимания и усилий.
  2. Групповые формы – являются наиболее распространенными и часто используемыми. Групповая форма воспитательной работы охватывает группу осужденных, чаще всего – это один конкретный отряд. Так же групповые формы могут применяться с группой осужденных, в которую входят лица имеющие проблемы с дисциплиной, либо проходящие подготовку к освобождению и т.п.

Индивидуальная форма – одна из наиболее эффективных форм воспитательной работы. Содержание индивидуальной формы:

  • изучение взаимоотношений между осужденными, выявление проблем;
  • установление неформального лидера в коллективе (группе, отряде);
  • изучение личности каждого осужденного;
  • составление индивидуальных планов работы с осужденными;
  • организация работа по формированию навыков самовоспитания и самосовершенствования;
  • воспитательная работа по подготовке осужденных к освобождению и т.д.

Ведущее место в организации воспитательной работы с осужденными принадлежит психологической службе исправительного учреждения. Основная часть мероприятий воспитательного характера возлагается на начальника отряда. Именно поэтому очень важно ставить на данные должности лиц, имеющих педагогическое, психологическое или юридическое образование, а также имеющих опыт работы с осужденными.

При организации и реализации воспитательной работы используются разнообразные психолого-педагогические методы:

  • убеждение: наставления, поучения, пример и т.д.;
  • организация поведения: показы, требования, объяснения, упражнения, поручения;
  • торможение и коррекция отрицательного поведения: внушения, осуждения, порицания, наказания;
  • стимулирование: одобрения, поощрения, похвалы, одобрения и т.д.

В настоящее время ведущее место в воспитательной работе с осужденными имеет самодеятельность. Основными задачами самодеятельности является:

  • оказание посильной помощи осужденным в развитии духовной, нравственной и физической культуры;
  • поддержка полезной и значимой инициативы осужденных;
  • позитивное влияние на становление осужденных на путь исправления;
  • организация интересного и продуктивного досуга;
  • оказание содействия администрации исправительного учреждения в поддержании порядка и дисциплины среди осужденных;
  • оказание помощи в формировании здорового взаимодействия между осужденными;
  • оказание социальной помощи осужденным и их семьям.

Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.


В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.

Ключевые слова: пенитенциарная система, осужденные, социальная помощь, поддержка, технологии социальной работы, федеральная служба исполнения наказаний, некоммерческие организации, реабилитационные и адаптационные центры.

Согласно требованиям статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации [6].

Всего в УИС проходят службу более 1,5 тыс. социальных работников, которые осуществляют социальную диагностику осужденных, выявляют лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, осуществляют социальное сопровождение осужденных.

Сотрудники групп социальной защиты осужденных совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения составляют социальную карту на каждого осужденного, оказывают индивидуальную помощь, информируют и консультируют осужденных по вопросам пенсионного и социального обеспечения, организуют и проводят работу по их подготовке к освобождению, оказывают содействие в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождающимся из мест лишения свободы.

Сотрудниками ежегодно оказывается содействие в оформлении более 44,5 тыс. паспортов и 31,3 тыс. других документов. Более 7,8 тыс. осужденным ежегодно оказывается помощь в восстановлении социально полезных связей с родственниками [8].

В течение 2017 года от осужденных к лишению свободы в адрес администрации исправительных учреждений поступило 217 тыс. заявлений по социальным проблемам, из них в отношении 212 тыс. принято положительное решение.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют более 270 региональных нормативных правовых документов, регулирующих вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской или иной помощи. В субъектах Российской Федерации функционируют 634 центра социальной реабилитации на 20061 место [8].

Социальную работу с данными категориями лиц необходимо организовывать непосредственно в исправительных учреждениях для подготовки к осовобождению и непосредственно с вышедшими из мест лишения свободы.

Социальная работа в местах лишения свободы.

Практика показала, что осуществление в местах лишения свободы психологической и социальной работы благотворно сказывается на эффективности воспитательного процесса, способствует оздоровлению морально-психологического климата в среде осужденных, успешной подготовке их к освобождению и дальнейшей интеграции в общество. Сегодня назрела необходимость законодательно закрепить эти направления в виде средств исправления.

В ситуации, при которой с отрядом численностью в 100–150 человек работает только один начальник отряда, не приходится говорить об индивидуальном подходе к осужденным. При новой системе в центре исправления будут работать пять сотрудников на 200 осужденных. Реализация на практике данной модели позволит добиться того, что осужденный не будет предоставлен сам себе, будет постоянно занят под присмотром сотрудников.

Правозащитник заявил, что президентский совет должен в полной мере поддержать обе идеи ведомства — и законодательного закрепления психологической и социальной работы в виде средств исправления, и экспериментальную модель центров исправления осужденных. Он подчеркнул, что поддерживает саму концепцию, при которой максимальное количество сотрудников ФСИН приближается к решению основных задач исполнения наказания, но как это выглядит в реальности, станет ясно только после того, как правозащитники оценят модель лично.

Бабушкин предложил ввести аккредитацию для общественных некоммерческих объединений и организаций, участвующих в социальной работе с осужденными с целью создания условий для работы этим организациям в исправительных учреждениях. Это, по его словам, реализация второй функции ОНК — участие в оказании помощи осужденным и учреждениям. Бабушкин предложил также ввести обязательное обучение осужденных компьютерной грамотности и заявил о том, что необходимо добиваться соблюдения 40-часовой рабочей недели в местах лишения свободы и того, чтобы осужденные отбывали срок как можно ближе к месту проживания.

Социальная работа с вышедшими из мест лишения свободы.

Только что вышедшие из тюрем граждане отличаются повышенной социальной уязвимостью, часто не имеют жилья, документов и даже возможности переодеться в гражданскую одежду (в связи с ее отсутствием).

Недавно освободившимся из мест заключения гражданам НКО оказывает следующие виды помощи:

– предоставление одежды для только что освободившихся из тюрьмы или СИЗО;

– покупка билетов до места проживания;

– помощь в решении проблем с жильем — исковые заявления в суд, поиск жилья и т. п. (часто некоммерческие общественные организации (НКО) начинают помогать в этом вопросе еще за 3–6 месяцев до освобождения);

– предоставление бесплатного жилья: временное проживание в реабилитационном центре или других местах;

– различная материальная помощь: продуктовые сертификаты, лекарства, канцелярские принадлежности, предметы гигиены;

– помощь в оформлении временной регистрации;

– юридическая и адвокатская помощь; правозащитная деятельность в отношении бывших заключенных, гражданско-правовые вопросы — наследство, семейные вопросы; подготовка и сопровождение документов в Европейский Cуд г. Страсбург (Франция); срочное общественное расследование и собирание доказательств [5, c.219].

Руководители социальных учреждений отмечают важность успешной социальной адаптации бывших заключенных через учебу и/или работу, организацию содержательного досуга, оказание профессиональной психологической и медицинской помощи и налаживание семейных контактов. В этом направлении данной целевой группе предоставляются следующие услуги:

– помощь в восстановлении в учебных заведениях после выхода из колонии;

– оплата обучения на курсах профподготовки (человек сам выбирает курс, они его оплачивают);

– помощь в трудоустройстве (работа с центрами занятости по месту освобождения, трудоустройство на различные предприятия);

– решение проблем с детьми/родителями: помощь в сохранении/восстановлении контакта; поиск детей по детским домам и патронажным семьям;

– оплата медицинских услуг [5, c.221].

Некоторые НКО оказывают психологическую и материальную помощь родственникам бывших заключенных (детям, пожилым родителям), а также проводят для них праздники.

Многие организации имеютсобственные реабилитационные центры и соответствующие программы реабилитации, важными элементами которых являются психологическое сопровождение, здоровый образ жизни (запрет на курение и употребление спиртного и наркотических веществ) и трудотерапия. Наличие такого центра считает важным большинство опрошенных организаций. Чаще всего бывшие заключенные живут в центре до того, как получат специальность, найдут работу и/или создадут семью (иногда до 10 лет). В центре запрещается курить, употреблять спиртное и принимать наркотические вещества.

В реабилитационно-адаптационном центре малого предпринимательства бывшие заключенные получают навыки ведения бизнеса, компьютерной грамотности и психологическую помощь, если это необходимо. По окончании курса проводится конкурс написанных учениками бизнес-планов. Для лучших учеников приобретается что-либо для их будущего бизнеса: например, теплица для подсобного хозяйства или оборудование для парикмахерской/коррекции ногтей. В течение 2-х лет можно прийти в Центр и проконсультироваться со специалистами по вопросам развития своего дела, поэтому многие выпускники центра пытаются за это время начать свой бизнес [2].

Таким образом, проблема реабилитации бывших заключенных имеет очень большое значение для нашего общества, так как уголовно-исполнительная система призвана защищать граждан, а вместо этого она ожесточает тех, кто попадает в исправительные заведения, и в результате примерно 70 % из них опять совершают преступления. Необходимо изменить ту ситуацию, которая существует сейчас, а именно, когда люди выходят из тюрем и часто оказываются никому не нужны.

Этому должна способствовать специальная государственная программа для бывших заключенных, основными элементами которой должны стать:

– комплексная помощь тем из них, которые столкнулись с множеством проблем после освобождения: с отсутствием жилья, документов, работы, семьи, какой-либо поддержки;

– преодоление основных проблем бывших заключенных — их полной консервации, потери социальных навыков и неконкурентоспособности — этому, в частности, способствует трудотерапия и профессиональная психологическая помощь.

Общественные организации и государство должны вместе реализовывать основную задачу при реабилитации бывших заключенных — учить их решать свои проблемы самостоятельно, а не за счет других граждан, что поможет им начать новую жизнь и стать полноценными членами общества.

Основные термины (генерируются автоматически): место лишения свободы, социальная работа, заключенная, осужденный, Российская Федерация, бабушкин, пенитенциарная система, социальная защита осужденных, уголовно-исполнительная система, Центр.

Характеристика методов социальной работы, вообще, а социальной работы с осужденными, в частности, представляет собой весьма сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы направления профессиональной деятельности.

В настоящее время существуют различные классификации методов социальной работы. Анализ научных источников и практика деятельности исправительных учреждений позволяет нам выделить и рассмотреть следующие основные методы деятельности социальных служб исправительных учреждений России: социальную диагностику, социальную терапию, социальное страхование.

Социальная диагностика применительно к УИС – это анализ состояния социальных объектов (осужденных, их групп и общностей, исправительного учреждения в целом) и процессов, происходящих в их среде с целью выявления проблем функционирования. Суть диагностики в социальной работе в пенитенциарной системе – получение достоверной информации об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях, взаимовлияниях и многообразии.

Социальная диагностика включает в себя совокупность различных приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать и мобилизовать личностные ресурсы клиента в процессе его ресоциализации, возможности ближайшего социального окружения (семьи, родственников, друзей, родителей) участвовать в исправлении клиента, самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности (производственной, учебной, общественной, досуговой и т.д.). Таким образом, социальная диагностика изучает жизнедеятельность клиента (осужденного) в повседневной жизни ИУ и выявляет изменения в ней в период всего срока отбывания наказания.

Сотрудник социальной службы ИУ выявляет причины возникновения трудной жизненной ситуации клиента (осужденного), которому необходима помощь. В ходе проведения социальной диагностики выявляются объективные и субъективные факторы возникновения трудной жизненной ситуации – осуждения и связанных с этим последствий – утратой личностью независимости в реализации своих потребностей.

К объективным факторам относятся: неблагоприятные экономические условия проживания до осуждения; смерть близких родственников или их полное отсутствие; низкий уровень материальной обеспеченности семьи, отсутствие постоянного места работы и жительства и пр.

Субъективные факторы: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческая позиция; безответственность; асоциальные нормы и ценности, которыми руководствуется клиент; конфликтные отношения с социальным окружением и родственниками; нежелание встать на путь исправления.

В ходе специальной диагностики сопоставляется соотношение объективных и субъективных факторов. Если второе преобладает, что чаще всего встречается в практике пенитенциарной социальной работы, то процесс разрешения трудной жизненной ситуации будет весьма длительным и сложным.

Исходя из факторов, можно прогнозировать варианты поведения клиентов. В научных источниках и практике социальной работы выделяют конструктивные и неконструктивные варианты стратегии поведения. Конструктивный способ являет собой достижение цели за счет собственных усилий, обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (сотрудникам ИУ, представителям общественных, благотворительных, правозащитных организаций, осужденным положительной направленности). Данный способ решения проблемы предполагает изменение своего отношения к возникшей ситуации – самому факту осуждения (снятие состояния неразрешимости, трагедии; формирование позитивного отношения к жизни, перспективам).

Неконструктивные стратегии поведения – различные способы защиты – объяснение своей трудной ситуации виной других людей, обстоятельств, невезения и пр.; импульсивное поведение, эмоциональные срывы; нежелание идти на контакт с сотрудниками ИУ и специалистами социальной службы. Как показывает практика, неконструктивный вариант поведения осужденных весьма распространен в российских исправительных учреждениях.

Задача социального работника – помочь клиенту в выработке конструктивного решения проблемы с привлечением других специалистов, учреждений и организаций.

В практике пенитенциарной работы используется несколько форм социальной диагностики: сбор первичной информации, ознакомление с документами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.

На начальном этапе диагностики (в карантине) изучается личное дело осужденного, анализируется информация о его поведении, установках, планах от сотрудников различных отрядов и служб ИУ, других осужденных, при возможности – от родственников отбывающего наказание. При необходимости отдельные позиции уточняются в ходе общения с самим клиентом.

Распространенной и хорошо зарекомендовавшей себя на практике формой социальной диагностики является диагностическая беседа. Она позволяет получить достоверную информацию, при необходимости – откорректировать ее, уточнить отдельные предположения. Необходимым условием для успешной реализации рассматриваемой формы диагностики является наличие у специалиста социальной службы умений располагать к себе осужденных независимо от возраста, социального статуса, характера совершенного преступления, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Особой формой проведения диагностики является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию об осужденном, его психологических особенностях, состоянии здоровья, его отношении к окружающим, конкретной ситуации и пр. Результаты наблюдений фиксируются в карте ресоциализации осужденного.

Анкетирование предназначено для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц, например у представителей различных отделов и служб ИУ. Необходимо соблюдение следующих требований: вопросы анкеты должны быть короткими и понятными, расположенными в логическом порядке и пр.

Диагностический тест нацелен на получение более углубленной информации с помощью вопросов, проективных рисунков, геометрических фигур и других материалов. В практике ИУ специалистами социальных служб во взаимодействии с психологами используются тесты, определяющие уровень тревожности осужденных, склонности к суициду, стрессоустойчивости.

Корреляция как форма социальной диагностики выявляет взаимную связь, взаимовлияние проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Она позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между событиями в ИУ, особенностями поведения осужденных. Как показывает практика, без корреляционного анализа бывает затруднительно определить, какова причина и следствие того или иного негативного явления, поведения, конфликтной ситуации в ИУ.

Важным и эффективным методом социальной работы с осужденными является социальная терапия.

Исходя из определений приведенных в различных источниках, социальную терапию в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания можно определить как систему целенаправленного воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику осужденных (групп осужденных) с целью их социального и психологического оздоровления, устранения тех устойчивых нарушений в социальном функционировании, которые и привели их к совершению преступления.

Социальная терапия в УИС выполняет следующие основные функции:

а) лечебную (оказание помощи осужденным в решении проблем со здоровьем совместно с сотрудниками медицинской службы и работниками учреждений здравоохранения по месту дислокации исправительного учреждения и за его пределами);

б) социального развития (включение осужденных в активную групповую и общественную деятельность, организация процесса совместного развития, положительно влияющего на социальное здоровье клиента);

Исходя из функций, выделим задачи социальной терапии в УИС. К ним относятся: исправление, корректировка поведения осужденного; предупреждение различного рода дисфункций, которые возникают в процессе отбывания наказания; самоутверждение личности осужденного.

Как правило, социальная терапия в пенитенциарных учреждениях осуществляется в двух основных формах: индивидуальной и групповой.

Индивидуальная терапия применяется в работе с клиентами, разрешение социальных проблем которых требует конфиденциальности (физическое притеснение, семейные неурядицы, трудноизлечимые и неизлечимые заболевания и пр.), а также с теми, кто не желает участвовать в групповой терапии.

Групповая терапия – форма воздействия, направленная на помощь клиентам в преодолении их эмоциональных нарушений или социального неблагополучия, в составе групп под руководством специалиста по социальной работе и (или) психолога. Состав группы 6-8 человек. Могут выделяться группы: учебные (получение образования (общего и профессионального), в том числе и дистанционным методом, высказывание различных мнений, обсуждение личностных проблем и пр.); совместной деятельности (занятия спортом; участие в работе самодеятельных организаций исправительного учреждения; художественное творчество).

Применяется в социальной терапии в УИС и психотерапевтическая форма воздействия, а именно: релаксация; конструктивный спор, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, анонимное обсуждение истории болезни и прочее.

Остановимся кратко на видах социальной терапии, наиболее распространенных в социальной работе с осужденными.

Трудовая терапия – позволяет организовать совместную деятельность лиц, отбывающих наказание, снять состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания, тревожность, связанные с изоляцией от общества, родных и близких людей. Основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека.

Терапия самовоспитания включает самооценку, самоизучение, переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлой жизни и поведения; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Проводится под руководством и с участием специалиста по социальной работе и психолога, привлекаются к этой работе и начальники отрядов и члены совета воспитателей отрядов.

Психодрама – один из видов групповой терапии в ИУ. В этом виде социальной терапии клиент демонстрирует себя в различных ролях, изображая свое поведение в разного рода стрессовых ситуациях социального плана, или играет роли своих антиподов. Такой вид социальной терапии дает возможность осужденному влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, увереннее владеть собой в различных ситуациях. Используется на протяжении всего периода отбывания наказания, особенно эффективен на этапе подготовки к освобождению.

Исповедь – вид социальной терапии, используемой с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимоотношениях с социальной средой. Предполагает общение специалиста по социальной работе и клиента один на один. Этот вид, используемый в абсолютном большинстве мировых религий, доказал свою эффективность и продуктивность. Требует высокой профессиональной подготовленности специалиста по социальной работе.

Социальная коррекция – деятельность сотрудника социальной службы ИУ по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального характера у осужденных, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. Выделяется несколько приемов социальной коррекции в социальной работе с осужденными.

а) Восстановление. Этот прием предполагает воссоздание тех качеств клиента, которые преобладали до появления отклонений. Среди этих качеств применительно к осужденным можно перечислить следующие: отца, сына, мужа, производственника, творческой личности и др.

б) Компенсирование. Сущность рассматриваемого приема заключается в усилении тех качеств или той деятельности клиента, которые могут заменить утраченное в связи с отбыванием срока наказания. Например, в результате осуждения клиент не сможет вернуться на прежнее место работы, а в месте отбывания наказания приобрел новую специальность, востребованную на свободе.

в) Стимулирование – направлено на актививизацию положительных качеств личности, деятельности клиента, формирование у него общепринятых ценностных ориентаций, установок, создание положительного эмоционального фона. Уголовно-исполнительное законодательство представляет широкий спектр стимулирования осужденных: перевод на улучшенные условия содержания, предоставление свиданий, отпусков, условно-досрочное освобождение и пр.

Учитывая специфику социальной работы в УИС, целесообразно рассмотреть еще один вид социальной терапии – посредничество.

Сотрудники социальной службы исправительных учреждений в ходе своей профессиональной деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными учреждениями и организациями, которые способствуют оказанию помощи и поддержке лицам, отбывающим уголовные наказания. Посредническая деятельность осуществляется в тех случаях, когда субъект социальной работы не может разрешить проблему клиента самостоятельно или в своем исправительном учреждении. В этом случае специалист по социальной работе оказывает содействие клиенту в получении им помощи (услуги) в учреждениях или организациях, которые могут разрешить проблему.

Организационно в посреднической деятельности специалиста по социальной работе можно выделить три этапа:

Определение проблемы клиента, оценка возможности ее решения непосредственно в ИУ;

Выбор учреждения (организации, специалиста), способного наиболее эффективно разрешить проблему;

Оказание помощи клиенту в установлении контакта, а также (по возможности) организация встречи осужденного с представителем организации (учреждения).

В системе методов пенитенциарной социальной работы важное место занимает социальное страхование. Необходимость страхования социальных рисков обусловлена обязательным обеспечением социальной защиты граждан, в том числе и осужденных. Обязательное государственное социальное страхование осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду формирует, кроме прочего, и побудительные мотивы к производственной деятельности в период отбывания наказания.

Необходимо отметить, что государственными пособиями по обязательному страхованию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации обеспечивается только осужденные к лишению свободы, занятые на производстве ИУ. Упомянутым документом установлено, что для осужденных установлены следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности (исключение составляют несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания); осужденным женщинам – по беременности и родам; единовременное пособие осужденным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель); единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении).

Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанной с утратой трудоспособности. Размер рассматриваемого пособия составляет от 60 до 100 процентов заработка осужденного, при этом за полный календарный месяц не может превышать сумму, равную 85-кратному МРОТ.

Правительством России установлено семь положений, при которых пособие по временной нетрудоспособности не выдается.

Следует отметить, что названным Постановлением существенно усилена социальная защита осужденных женщин, беременных и имеющих детей. Пособие и отпуск по беременности и родам осужденным женщинам назначается в тех же размерах и сроках, установленных для этой категории граждан. Установлено, что пособие по беременности и родам не выдается только за время принудительного лечения по определению суда. Единовременное пособие при рождении ребенка у осужденной женщины начисляется в том же порядке, что и для женщин на свободе.

Таким образом, можно констатировать, что обязательное государственное страхование, хотя касается не всех категорий осужденных, в нашем государстве существует. Очевидно, назрела необходимость обязательного государственного страхования и осужденных, которых в силу объективных обстоятельств невозможно трудоустроить на производство ИУ, которые заняты в общественно-полезном труде.

Подводя итог изложенного, можно сделать вывод о том, что методы социальной работы с осужденными, базируясь на общих социальных методах, имеют свою специфику, находятся в стадии наработки и развития, что предполагает творчеству и инициативу сотрудников социальных служб ИУ в их практической реализации.

Характеристика методов социальной работы, вообще, а социальной работы с осужденными, в частности, представляет собой весьма сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы направления профессиональной деятельности.

В настоящее время существуют различные классификации методов социальной работы. Анализ научных источников и практика деятельности исправительных учреждений позволяет нам выделить и рассмотреть следующие основные методы деятельности социальных служб исправительных учреждений России: социальную диагностику, социальную терапию, социальное страхование.

Социальная диагностика применительно к УИС – это анализ состояния социальных объектов (осужденных, их групп и общностей, исправительного учреждения в целом) и процессов, происходящих в их среде с целью выявления проблем функционирования. Суть диагностики в социальной работе в пенитенциарной системе – получение достоверной информации об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях, взаимовлияниях и многообразии.

Социальная диагностика включает в себя совокупность различных приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать и мобилизовать личностные ресурсы клиента в процессе его ресоциализации, возможности ближайшего социального окружения (семьи, родственников, друзей, родителей) участвовать в исправлении клиента, самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности (производственной, учебной, общественной, досуговой и т.д.). Таким образом, социальная диагностика изучает жизнедеятельность клиента (осужденного) в повседневной жизни ИУ и выявляет изменения в ней в период всего срока отбывания наказания.

Сотрудник социальной службы ИУ выявляет причины возникновения трудной жизненной ситуации клиента (осужденного), которому необходима помощь. В ходе проведения социальной диагностики выявляются объективные и субъективные факторы возникновения трудной жизненной ситуации – осуждения и связанных с этим последствий – утратой личностью независимости в реализации своих потребностей.

К объективным факторам относятся: неблагоприятные экономические условия проживания до осуждения; смерть близких родственников или их полное отсутствие; низкий уровень материальной обеспеченности семьи, отсутствие постоянного места работы и жительства и пр.

Субъективные факторы: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческая позиция; безответственность; асоциальные нормы и ценности, которыми руководствуется клиент; конфликтные отношения с социальным окружением и родственниками; нежелание встать на путь исправления.

В ходе специальной диагностики сопоставляется соотношение объективных и субъективных факторов. Если второе преобладает, что чаще всего встречается в практике пенитенциарной социальной работы, то процесс разрешения трудной жизненной ситуации будет весьма длительным и сложным.

Исходя из факторов, можно прогнозировать варианты поведения клиентов. В научных источниках и практике социальной работы выделяют конструктивные и неконструктивные варианты стратегии поведения. Конструктивный способ являет собой достижение цели за счет собственных усилий, обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (сотрудникам ИУ, представителям общественных, благотворительных, правозащитных организаций, осужденным положительной направленности). Данный способ решения проблемы предполагает изменение своего отношения к возникшей ситуации – самому факту осуждения (снятие состояния неразрешимости, трагедии; формирование позитивного отношения к жизни, перспективам).

Неконструктивные стратегии поведения – различные способы защиты – объяснение своей трудной ситуации виной других людей, обстоятельств, невезения и пр.; импульсивное поведение, эмоциональные срывы; нежелание идти на контакт с сотрудниками ИУ и специалистами социальной службы. Как показывает практика, неконструктивный вариант поведения осужденных весьма распространен в российских исправительных учреждениях.

Задача социального работника – помочь клиенту в выработке конструктивного решения проблемы с привлечением других специалистов, учреждений и организаций.

В практике пенитенциарной работы используется несколько форм социальной диагностики: сбор первичной информации, ознакомление с документами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.

На начальном этапе диагностики (в карантине) изучается личное дело осужденного, анализируется информация о его поведении, установках, планах от сотрудников различных отрядов и служб ИУ, других осужденных, при возможности – от родственников отбывающего наказание. При необходимости отдельные позиции уточняются в ходе общения с самим клиентом.

Распространенной и хорошо зарекомендовавшей себя на практике формой социальной диагностики является диагностическая беседа. Она позволяет получить достоверную информацию, при необходимости – откорректировать ее, уточнить отдельные предположения. Необходимым условием для успешной реализации рассматриваемой формы диагностики является наличие у специалиста социальной службы умений располагать к себе осужденных независимо от возраста, социального статуса, характера совершенного преступления, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Особой формой проведения диагностики является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию об осужденном, его психологических особенностях, состоянии здоровья, его отношении к окружающим, конкретной ситуации и пр. Результаты наблюдений фиксируются в карте ресоциализации осужденного.

Анкетирование предназначено для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц, например у представителей различных отделов и служб ИУ. Необходимо соблюдение следующих требований: вопросы анкеты должны быть короткими и понятными, расположенными в логическом порядке и пр.

Диагностический тест нацелен на получение более углубленной информации с помощью вопросов, проективных рисунков, геометрических фигур и других материалов. В практике ИУ специалистами социальных служб во взаимодействии с психологами используются тесты, определяющие уровень тревожности осужденных, склонности к суициду, стрессоустойчивости.

Корреляция как форма социальной диагностики выявляет взаимную связь, взаимовлияние проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Она позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между событиями в ИУ, особенностями поведения осужденных. Как показывает практика, без корреляционного анализа бывает затруднительно определить, какова причина и следствие того или иного негативного явления, поведения, конфликтной ситуации в ИУ.

Важным и эффективным методом социальной работы с осужденными является социальная терапия.

Исходя из определений приведенных в различных источниках, социальную терапию в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания можно определить как систему целенаправленного воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику осужденных (групп осужденных) с целью их социального и психологического оздоровления, устранения тех устойчивых нарушений в социальном функционировании, которые и привели их к совершению преступления.

Социальная терапия в УИС выполняет следующие основные функции:

а) лечебную (оказание помощи осужденным в решении проблем со здоровьем совместно с сотрудниками медицинской службы и работниками учреждений здравоохранения по месту дислокации исправительного учреждения и за его пределами);

б) социального развития (включение осужденных в активную групповую и общественную деятельность, организация процесса совместного развития, положительно влияющего на социальное здоровье клиента);

Исходя из функций, выделим задачи социальной терапии в УИС. К ним относятся: исправление, корректировка поведения осужденного; предупреждение различного рода дисфункций, которые возникают в процессе отбывания наказания; самоутверждение личности осужденного.

Как правило, социальная терапия в пенитенциарных учреждениях осуществляется в двух основных формах: индивидуальной и групповой.

Индивидуальная терапия применяется в работе с клиентами, разрешение социальных проблем которых требует конфиденциальности (физическое притеснение, семейные неурядицы, трудноизлечимые и неизлечимые заболевания и пр.), а также с теми, кто не желает участвовать в групповой терапии.

Групповая терапия – форма воздействия, направленная на помощь клиентам в преодолении их эмоциональных нарушений или социального неблагополучия, в составе групп под руководством специалиста по социальной работе и (или) психолога. Состав группы 6-8 человек. Могут выделяться группы: учебные (получение образования (общего и профессионального), в том числе и дистанционным методом, высказывание различных мнений, обсуждение личностных проблем и пр.); совместной деятельности (занятия спортом; участие в работе самодеятельных организаций исправительного учреждения; художественное творчество).

Применяется в социальной терапии в УИС и психотерапевтическая форма воздействия, а именно: релаксация; конструктивный спор, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, анонимное обсуждение истории болезни и прочее.

Остановимся кратко на видах социальной терапии, наиболее распространенных в социальной работе с осужденными.

Трудовая терапия – позволяет организовать совместную деятельность лиц, отбывающих наказание, снять состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания, тревожность, связанные с изоляцией от общества, родных и близких людей. Основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека.

Терапия самовоспитания включает самооценку, самоизучение, переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлой жизни и поведения; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Проводится под руководством и с участием специалиста по социальной работе и психолога, привлекаются к этой работе и начальники отрядов и члены совета воспитателей отрядов.

Психодрама – один из видов групповой терапии в ИУ. В этом виде социальной терапии клиент демонстрирует себя в различных ролях, изображая свое поведение в разного рода стрессовых ситуациях социального плана, или играет роли своих антиподов. Такой вид социальной терапии дает возможность осужденному влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, увереннее владеть собой в различных ситуациях. Используется на протяжении всего периода отбывания наказания, особенно эффективен на этапе подготовки к освобождению.

Исповедь – вид социальной терапии, используемой с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимоотношениях с социальной средой. Предполагает общение специалиста по социальной работе и клиента один на один. Этот вид, используемый в абсолютном большинстве мировых религий, доказал свою эффективность и продуктивность. Требует высокой профессиональной подготовленности специалиста по социальной работе.

Социальная коррекция – деятельность сотрудника социальной службы ИУ по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального характера у осужденных, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. Выделяется несколько приемов социальной коррекции в социальной работе с осужденными.

а) Восстановление. Этот прием предполагает воссоздание тех качеств клиента, которые преобладали до появления отклонений. Среди этих качеств применительно к осужденным можно перечислить следующие: отца, сына, мужа, производственника, творческой личности и др.

б) Компенсирование. Сущность рассматриваемого приема заключается в усилении тех качеств или той деятельности клиента, которые могут заменить утраченное в связи с отбыванием срока наказания. Например, в результате осуждения клиент не сможет вернуться на прежнее место работы, а в месте отбывания наказания приобрел новую специальность, востребованную на свободе.

в) Стимулирование – направлено на актививизацию положительных качеств личности, деятельности клиента, формирование у него общепринятых ценностных ориентаций, установок, создание положительного эмоционального фона. Уголовно-исполнительное законодательство представляет широкий спектр стимулирования осужденных: перевод на улучшенные условия содержания, предоставление свиданий, отпусков, условно-досрочное освобождение и пр.

Учитывая специфику социальной работы в УИС, целесообразно рассмотреть еще один вид социальной терапии – посредничество.

Сотрудники социальной службы исправительных учреждений в ходе своей профессиональной деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными учреждениями и организациями, которые способствуют оказанию помощи и поддержке лицам, отбывающим уголовные наказания. Посредническая деятельность осуществляется в тех случаях, когда субъект социальной работы не может разрешить проблему клиента самостоятельно или в своем исправительном учреждении. В этом случае специалист по социальной работе оказывает содействие клиенту в получении им помощи (услуги) в учреждениях или организациях, которые могут разрешить проблему.

Организационно в посреднической деятельности специалиста по социальной работе можно выделить три этапа:

Определение проблемы клиента, оценка возможности ее решения непосредственно в ИУ;

Выбор учреждения (организации, специалиста), способного наиболее эффективно разрешить проблему;

Оказание помощи клиенту в установлении контакта, а также (по возможности) организация встречи осужденного с представителем организации (учреждения).

В системе методов пенитенциарной социальной работы важное место занимает социальное страхование. Необходимость страхования социальных рисков обусловлена обязательным обеспечением социальной защиты граждан, в том числе и осужденных. Обязательное государственное социальное страхование осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду формирует, кроме прочего, и побудительные мотивы к производственной деятельности в период отбывания наказания.

Необходимо отметить, что государственными пособиями по обязательному страхованию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации обеспечивается только осужденные к лишению свободы, занятые на производстве ИУ. Упомянутым документом установлено, что для осужденных установлены следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности (исключение составляют несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания); осужденным женщинам – по беременности и родам; единовременное пособие осужденным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель); единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении).

Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанной с утратой трудоспособности. Размер рассматриваемого пособия составляет от 60 до 100 процентов заработка осужденного, при этом за полный календарный месяц не может превышать сумму, равную 85-кратному МРОТ.

Правительством России установлено семь положений, при которых пособие по временной нетрудоспособности не выдается.

Следует отметить, что названным Постановлением существенно усилена социальная защита осужденных женщин, беременных и имеющих детей. Пособие и отпуск по беременности и родам осужденным женщинам назначается в тех же размерах и сроках, установленных для этой категории граждан. Установлено, что пособие по беременности и родам не выдается только за время принудительного лечения по определению суда. Единовременное пособие при рождении ребенка у осужденной женщины начисляется в том же порядке, что и для женщин на свободе.

Таким образом, можно констатировать, что обязательное государственное страхование, хотя касается не всех категорий осужденных, в нашем государстве существует. Очевидно, назрела необходимость обязательного государственного страхования и осужденных, которых в силу объективных обстоятельств невозможно трудоустроить на производство ИУ, которые заняты в общественно-полезном труде.

Подводя итог изложенного, можно сделать вывод о том, что методы социальной работы с осужденными, базируясь на общих социальных методах, имеют свою специфику, находятся в стадии наработки и развития, что предполагает творчеству и инициативу сотрудников социальных служб ИУ в их практической реализации.

Читайте также: