Основные формы и методы работы классного руководителя по профилактике правонарушений
Обновлено: 16.05.2024
Презентация на тему: " Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних." — Транскрипт:
1 Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
3 Задачи ОУ: - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования; - выявление семей, находящихся в социально-опасном положении; - обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; - осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
4 Цель профилактической работы МАОУ СОШ 20 Создание оптимальных условий, направленных на комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе в рамках единого профилактического пространства школы
6 Функционал классного руководителя в направлении профилактической работы Организационная работа: выявляет детей, находящихся в социально опасном положении; создает и пополняет банк данных на учащегося и его семью обеспечивает связь образовательного учреждения с семьёй; изучает и анализирует степень удовлетворённости участников образовательного процесса жизнедеятельностью классного коллектива, образовательного учреждения; составляет характеристики на учащегося ходатайствует о постановке и снятии с ВШУ участвует в работе Совета профилактики. уведомляет родителей о приглашении на Совет профилактики уведомляет родителей о постановке на ребенка на ВШУ отвечает за ведение документации внутришкольного учёта.
7 Работа с обучающимися : O организует в классе образовательно - воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося ; O изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития O контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося ; O анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по педагогической помощи и поддержке детей ; O способствует вовлечению несовершеннолетних в кружки и секции, O проводит профилактические беседы с детьми.
9 1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин: Активизация деятельности классного руководителя в отношении обучающихся, прогуливающих уроки. Беседа классного руководителя с обучающимся индивидуально, а также на классном часе. Активное вовлечение обучающегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса. Своевременное информирование родителей этих обучающихся (телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому). Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком. Беседа социального педагога, психолога с прогульщиком. Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы.
10 2. Работа с семьей по профилактике правонарушений учащихся Ознакомление обучающихся с правилами поведения школьника. Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения. Консультирование обучающихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др. Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.). Приобщение к общественной жизни класса и школы. Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и других специалистов. Организация работы родительского комитета с отдельными семьями. Посещение обучающегося на дому. Постановка на внутришкольный учет. Приглашение родителей на заседание совета профилактики школы. Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.
11 3. Повышение уровня культуры обучающихся, правовой грамотности. Знакомство обучающихся с правилами поведения в школе, в общественных местах, законами, кодексами. Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали, правовой грамотности Организация дежурства по классу и школе, организация самоуправления в классе. Включение в план воспитательной работы посещения музеев, театров, библиотек и т.д.. Привлечение обучающихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.
12 4. Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании. Пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня культуры обучающихся. Просветительская работа среди обучающихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.). Индивидуальная беседа с обучающимся, замеченными в распитии спиртного или курении. Информирование родителей этого ученика. Рекомендация обращения к специалистам, обследование обучающегося у нарколога.
13 5. Организации занятости обучающихся. Вовлечение во внеурочную занятость обучающихся и последующий контроль Организация летней занятости обучающихся Выявление семей, ограниченных в материальных средствах. Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты населения. Помощь в определении обучающихся в летний оздоровительный лагерь (санаторий), ЛДП. Помощь в трудоустройстве подростков в период летних каникул. Организация малозатратных форм занятости обучающихся.
14 6. Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. 1. Список органов самоуправления класса и поручений учащихся. 2. Список занятости учащихся класса в свободное время (посещение кружков и секций). 3. Социальный паспорт класса. 4. Состав родительского комитета. 5. Тематика родительских собраний на учебный год. 6. Списки учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ОППН по форме: Ф.И.О. ученика, число, месяц, год рождения, домашний адрес, сведения о родителях, за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках и секциях, шеф - наставник. 7. Тетрадь ( журнал) учета индивидуальной работы с подростками девиантного поведения, состоящими на внутришкольном учете и неблагополучными семьями по форме: дата, форма работы, результат. 8. Карточки учета на подростков, состоящих на учете (вместо документов, обозначенных в п.7 и п.8).
Система работы в школе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Направления деятельности социального педагога и взаимодействие с классным руководителем в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению правонарушений.
Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток. Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности.
В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Что же толкает детей на правонарушение?
К с ожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много:
1. Процессы, происходящие в обществе ( Н есовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений; безработица; пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации; доступность табака, алкоголя, наркотиков).
2. Состояние семьи , ее атмосфера (неполная семья, материальное положение семьи (как бедность, так и богатство); низкий социально-культурный уровень родителей; злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками. попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ. чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей. Асоциальное поведение родителей. Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей.
По данным социального паспорта 2019-2020 учебного года более 50% обучающихся воспитываются в семьях с низким материальным достатком. 32% от общего количества семей составляют семьи, где не работает один родитель. Имеются семьи, где не работают оба родителя ( 3 семьи). Примерно 16 % обучающихся воспитываются в многодетных семьях, 52% обучающихся из неполных семей.
К внутренним факторам риска относятся : умственная отсталость, ощущение ребенком собственной ненужности, неадекватная самооценка, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
В основе преступного поведения учащихся нашей школы четко прослеживается отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся — правонарушителей. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. Таких детей, попавших под влияние антиобщественных элементов, склонных к правонарушениям, относят к “группе риска”.
Анализируя склонности к преступному поведению, прослеживается значимость недостатков, упущений семейного воспитания и такие факторы, как неблагополучие семьи. Неблагополучные семьи – это семьи, где царит конфликтная атмосфера, это семьи, где отношением и поведением прививают грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие отрицательные качества. Родители, однако, проявляют неумение, а подчас и нежелание воспитывать своих детей. К сожалению, сокращение количества учащихся, стоящих на всех видах учета, происходит за счет изменения места обучения или в связи с окончанием обучения в школе. Хотя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит в школе систематический характер по следующим направлениям:
а) профилактическая работа;
б) организация досуговой деятельности;
в) работа с родителями;
г) правовой всеобуч;
д) организация каникул;
е) работа с детьми девиантного поведения;
ж) охрана детства, опека и попечительства.
В школе реализуется комплекс мер, направленных на повышение социального- правового статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей. Большое внимание уделяется просвещению родителей, как при индивидуальной работе, так и при участии в родительских собраниях.
В целях раннего выявления девиантного поведения и социального неблагополучия в семьях, с целью коррекции поведения подростков, коррекции детско-родительских отношений мною проводятся беседы-консультации с классными руководителями, с подростками и их родителями. Ежедневно ведется учет посещаемости детей, состоящих на различных формах учета. Ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики с приглашением учащихся и родителей. Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения учащихся, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации родителям по воспитанию детей. Важно повысить ответственность родителей за исполнение своих обязанностей: заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. В работе с неблагополучными семьями и лицами, уклоняющимися от воспитания своих детей, применяются меры общественного и правового воздействия, ОУ осуществляет тесное сотрудничество с КДН и ЗП.
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в образовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН, внутришкольном учете.
СХЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
- защита жизни и здоровья детей;
- профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
- пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
- пропаганда культурно-семейных ценностей;
- оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.
ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
- координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
- сотрудничество с организациями и службами г. Щигры и Щигровского района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
- осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
• индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
• последовательности;
• аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СЛУЖБАМИ И ВЕДОМСТВАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ
Классный руководитель совместно со специалистами образовательной организации, с участием сотрудников органов внутренних дел, составляет план индивидуальной профилактической работы с учащимся, который утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Решение о постановке учащегося на внутришкольный учет, план индивидуальной профилактической работы доводятся до сведения родителей учащегося (законных представителей).
На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карточка с указанием даты и основания постановки на учет. Заполнение карточки производится классным руководителем по мере проведения мероприятий согласно плану индивидуальной профилактической работы, но не реже одного раза в месяц. Все рекомендации, данные администрацией, социально - психологической службой образовательной организации, результаты индивидуальной профилактической работы должны, быть отражены в личной карте учащегося.
Доступ к данным личной карты носит локальный характер. Данные могут быть представлены для ознакомления администрации общеобразовательного учреждения, родителям (законным представителям) учащегося, являются открытыми для медицинского работника, психолога, другим должностным лицам в соответствии с законодательством.
Учащийся лично или вместе с родителями (законными представителями) в течение срока пребывания на внутришкольном учете приглашается на заседание педагогического совета, Совета профилактики общеобразовательного учреждения для контроля за реализацией плана индивидуально-профилактической работы.
В ОО ИМЕЕТСЯ НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТРАЖАЮЩАЯ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
• банк данных ОО об учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН и КДН и семьях, находящихся в социально - опасном положении;
• социальный паспорт ОО и классов;
• акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемых и учеников, находящихся в социально - опасном положении;
• справки о посещении семей;
• справки по итогам рейдов;
• журнал индивидуальной работы с учениками и родителями;
• информация о занятости ребят, состоящих на школьном учете и в ПДН, во внеурочное время и каникулярное время.
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989;
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
Законы Российской Федерации:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашем обществе особенно остра. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Чрезвычайной проблемой является ухудшение физического и психического здоровья молодежи в результате злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами.
Все это и много другое в комплексе составляют как причины, так и условия совершения подростками правонарушений. Устранение таких причин и условий - является немаловажной составляющей профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Согласно данному Закону образовательная организация:
выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе;
- принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
- выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей;
- обеспечивает организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлекает к участию в них несовершеннолетних;
- осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
Центральное место в воспитательном процессе всегда традиционно отводится классному руководителю, его задачей становится координация работы всех элементов воспитательной системы, установление взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, психолога, коллективом учащихся и воспитанником. От работы классного руководителя зависит успешность реализации всех воспитательных задач, пути решения которых лежат в организации благоприятной атмосферы и стиля взаимоотношений, в создании педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения, в формировании познавательной и воспитательной урочной и внеурочной творческой деятельности.
Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер, включает несколько компонентов и начинается с изучения каждого обучающегося и его семьи.
В начале каждого учебного года создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи.
1.Главное в работе классного руководителя:
- создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
- анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений.
Каждый обучающийся моего класса имеет общественное поручение. Ежедневно проводим классные пятиминутки после уроков, где каждый ответственный рассказывает о посещаемости в классе, успеваемости, о поведении на уроках, совместно обсуждаем возникшие конфликты, ищем пути решения. Также рассматриваем ситуации успеха, у кого что получилось, кому что удалось. Пытаемся анализировать свои результаты.
3. Следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений является контроль посещаемости занятий. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в противоправную и преступную деятельность.
Поэтому, веду контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.
Система дополнительного образования нашей школы, проведение запланированных мероприятий в основном решают проблему занятости школьников во внеучебное время.
- Кирилл А., Алеша Ч. участвовали в празднике, посвященном Дню учителя;
- Иван Ш., Кирилл А, Софья Б. пиринимали участие в мероприятии по ПДД для начальных классов;
- Иван Ш., Кирилл А, Софья Б., Александр Т, Вадим И. – в патрулировании пешеходного перехода в районе школы – интерната;
Наш класс принимает активное участие в различных акциях, организованных в классе и школе.
Так,1 октября в День пожилого человека ребята нашего класса посетили двух женщин пожилого возраста, поздравили с праздником, оказали посильную помощь по дому, пообщались за чаепитием.
Организую коллективную творческую деятельность, посредством которой происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, дети учатся взаимодействовать, сотрудничать, искать точки соприкосновения. Ребята с удовольствием принимали участие в изготовлении коллажа по ПДД, подарков к Дню пожилого человека.
С целью сплочения классного коллектива, налаживания добрых взаимоотношений с прошлого года в классе появилась традиция чествовать именинников с чаепитием, поздравлениями, конкурсами.
Данные меры, на мой взгляд, способствуют развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение.
5. Пропаганда здорового образа жизни – следующее звено воспитательной работы классного руководителя. Моя задача в данном направлении, формирование привычки к ЗОЖ, заинтересовать подростков разнообразными увлечениями. Важно показать ребятам, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного.
За первую четверть в рамках профилактики правонарушений в классе проведены следующие мероприятия:
Организуя с обучающимися разъяснительную работу о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, стараюсь опираться на реальные факты, делая упор на статьи закона. Надеюсь, это помогает ребятам осознать, что всегда присутствуют ответственность и неминуемое наказание за любой совершенный поступок.
Особое внимание в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности уделяется работе с социально неблагополучными семьями и детьми из этих семей.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы:
1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.
Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
8. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
В конце мая 2018 года ученик моего класса совершил противоправное действие и был поставлен на учет КДН по месту жительства, о чем в школу пришло письмо. С сентября ученик поставлен на внутришкольный учет. В связи с этим приходится уделять этому ребенку особое внимание, держа его под постоянным контролем. Совместно с социальным педагогом для него разработана индивидуальная воспитательно-образовательная программа.
Поддерживаю постоянную связь с родителями, не только, когда ребенок в школе, но и во время пребывания дома.
Для этого стараюсь изучить и иметь полную информацию о семье, которая может быть:
- педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);
- педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);
- конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);
- асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);
- криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).
Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:
- проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;
- какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;
- как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);
- каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.
Таким образом, профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Надо отметить, что в организации профилактической работы наряду с классным руководителем особо важным является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Только совместные усилия, работа в системе всего коллектива будут способствовать успеху в этом направлении.
-75%
Читайте также: