Основные формы и методы организации работы органов социального обеспечения

Обновлено: 17.05.2024

от 16 января 2002 года N 3

В целях совершенствования работы по приему граждан в органах по труду и органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок

Приложение
к постановлению Минтруда России
от 16 января 2002 года N 3

Методические рекомендации по организации работы
по приему граждан в органах по труду и органах социальной защиты
населения субъектов Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях совершенствования организации работы по приему граждан в органах по труду и органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

1.2. Рассмотрение устных обращений граждан осуществляется при их приеме в органах по труду и органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (далее - Учреждение) или обращении по справочному телефону.

1.3. Прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Учреждения, ведут специалисты структурного подразделения Учреждения, в обязанности которого входит работа с обращениями граждан. В случаях, требующих вмешательства руководства Учреждения, граждане могут обращаться на прием к руководителям структурных подразделений Учреждения, заместителям руководителя и руководителю Учреждения.

1.4. Прием граждан рекомендуется осуществлять в отдельном, специально отведенном помещении Учреждения.

2.1. Запись граждан на прием осуществляют специалисты структурного подразделения Учреждения, в обязанности которого входит работа с обращениями граждан. Порядок приема утверждается руководителем Учреждения.

2.2. На каждого гражданина, обратившегося на прием, рекомендуется заводить карточку учета посетителя (КУП), в которой указывается дата приема, фамилия, имя, отчество гражданина, а также фамилия специалиста, проводящего прием. Карточка учета вводится в персональную электронно-вычислительную машину и обрабатывается автоматизированным способом информационно-поисковой системой (ИПС).

III. Организация приема граждан

3.1. Граждане приглашаются специалистом структурного подразделения Учреждения, в обязанности которых входит работа с обращениями граждан, на прием в порядке очередности.

Специалист, выслушав посетителя, изучив представленные документы и материалы, дает разъяснения в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Сведения о результатах приема вводятся в базу данных ИПС.

3.2. На личном приеме гражданин имеет право подать письменное обращение по существу поднимаемых им вопросов и получить на него соответствующий ответ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для рассмотрения таких обращений.

На письменных обращениях граждан, обратившихся на прием, указывается дата и делается отметка "с приема", затем они направляются в соответствующее структурное подразделение Учреждения для регистрации и рассмотрения.

3.3. При необходимости для рассмотрения поставленных заявителем вопросов могут быть приглашены специалисты соответствующих структурных подразделений Учреждения.

IV. Организация приема граждан руководством Учреждения

4.1. Прием граждан руководством Учреждения рекомендуется осуществлять в соответствии с графиком, который доводится до сведения посетителей через информационные стенды и справочный телефон Учреждения.

4.2. Запись граждан на личный прием к руководству Учреждения рекомендуется осуществлять после всестороннего рассмотрения в структурных подразделениях Учреждения поставленных заявителями вопросов.

4.3. Оформление всех материалов для личного приема руководством производится структурным подразделением Учреждения, в обязанности которого входит работа с обращениями граждан.

4.4. Материалы, подготовленные к приему, предварительно докладываются руководителю или заместителям руководителя Учреждения.

4.5. Учет материалов (при помощи ИПС) по приему граждан руководством Учреждения и контроль за исполнением решений, принятых по результатам приема, возлагается на структурное подразделение Учреждения, в обязанности которого входит работа с обращениями граждан.

4.6. Информация о мерах, принятых по обращениям граждан на личном приеме, направляется на ознакомление руководителю, осуществлявшему прием. После рассмотрения материалов руководителем, если по ним не поступает дополнительных поручений, они списываются "в дело" и снимаются с контроля.

V. Организации работы специалиста, осуществляющего справочные телефонные консультации

5.1. Работа специалиста, осуществляющего справочные телефонные консультации, предназначена для оказания гражданам оперативной, квалифицированной, бесплатной помощи информационного характера.

5.2. Специалист, осуществляющий справочные телефонные консультации, работает в структурном подразделении Учреждения, в обязанности которого входит работа с обращениями граждан.

5.3. Специалист, осуществляющий справочные телефонные консультации:

оказывает оперативную информационную помощь гражданам по их запросам;

по возможности осуществляет консультирование граждан по вопросам, относящимся к ведению Учреждения;

направляет граждан в организации, где их вопросы должны решаться по принадлежности;

фиксирует ежедневно все телефонные обращения в специальном журнале;

ежемесячно проводит анализ причин и характера телефонных обращений граждан.

VI. Аналитическая работа

6.1. Анализ причин и характера устных обращений граждан в Учреждение рекомендуется проводить специалистами структурного подразделения Учреждения, в обязанности которого входит работа с обращениями граждан, (ежемесячно, ежеквартально и по итогам года) с использованием данных ИПС.

6.2. Для изучения характера и причин обращений граждан, принятых в Учреждении, ежеквартально рекомендуется проводить их анализ по следующему примерному перечню вопросов:

общее число поступивших обращений;

число повторных обращений;

характер обращения (предложение, заявление, жалоба);

категория заявителя (пенсионер, работающий, безработный, учащийся и т.д.);

результаты рассмотрения обращения (разъяснено, направлено на рассмотрение, взято на контроль, списано в дело).

При анализе обращений особое внимание рекомендуется уделять тем жалобам, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан, а также выявлены недостатки в деятельности Учреждения.

6.3. На основании результатов проведенного анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин, порождающих обращения граждан.

6.4. Руководитель структурного подразделения Учреждения, в обязанности которого входит работа с обращениями граждан, информирует руководство Учреждения о наиболее актуальных и остро стоящих вопросах приема граждан.

VII. Основные требования по оборудованию и оснащению техническими средствами помещений для приема граждан (с учетом возрастных и физиологических особенностей лиц, обращающихся на прием)

7.1. В целях обеспечения нормальных условий приема граждан необходимо создать доступную среду жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Выделяемое в Учреждении помещение для приема граждан должно максимально соответствовать требованиям комплекса нормативных документов для обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

7.2. Помещение для приема граждан рекомендуется оборудовать необходимыми информационными, организационно-техническими и другими средствами, соответствующими оборудованием и мебелью. В их числе могут быть:

подъемники для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

пандус для инвалидов на колясках;

лестницы, коридоры, холлы, кабинеты с достаточным освещением;

половые покрытия с исключением кафельных полов и порогов;

перила (поручни) вдоль стен для опоры при ходьбе по коридорам и лестницам;

современная оргтехника и телекоммуникационные средства (компьютер, факсимильная связь и т.п.);

стенды со справочными материалами и графиком приема;

функционально удобная, подвергающаяся влажной обработке мебель (в кабинетах и холлах);

периодическая печатная продукция социальной направленности (газеты, журналы и т.п.)

7.3. В целях создания безопасных условий для работы специалистов структурного подразделения Учреждения, в обязанности которого входит работа с обращениями граждан, в помещении для приема граждан рекомендуется организовать милицейский пост, а также оборудовать помещение тревожной сигнализацией.

Читайте также: