Определите зависимость между природными компонентами в природной зоне и оформите результаты работы
Обновлено: 24.03.2023
осознание целостности мира и многообразия взглядов на него;формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;использование знаний о специфике взаимодействия между компонентами природы для сохранения природной среды будущим поколениям.
Развивающие.Формирование межпредметных УУД.
Познавательные УУД:
нахождение достоверных сведений в источниках географической информации; анализ и обобщение тематического материала, представленного в символьном и графической форме; формулирование выводов; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
определение цели, проблемы и деятельности; планирование деятельности; формирование алгоритма действий; самостоятельное исправление ошибок.
Коммуникативные УУД:
изложение своего мнения, аргументируя его; создание текстовых, графических объектов для решения задач общения; осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Личностные УУД:
осознание своих эмоций; адекватное выражение и контролирование их.
Обучающие.Формирование предметных УУД:
чтение и анализ тематических карт; выявление и объяснение особенностейвзаимодействия между компонентами природы в одном из природных комплексов; формулирование вывода об особенностях взаимодействия между компонентами природы в одном из природных комплексов
Методы: частично-поисковый (практическая работа, беседа), репродуктивный (рассказ).
Тип урока. Урок-практическая работа
Формы организации обучения на уроке. Индивидуальная, индивидуально-фронтальная.
1.Организационно-мотивациооный этап
Здравствуйте ребята! Можете присаживаться.
На протяжении последних уроков вы проходили материк Южная Америка. Давайте вспомнимсамые, самые выдающие природные объекты материка:
- Наивысшая точка Южной Америки (г. Аконкагуа 6960 м)
- Самая протяженная горная система в мире(Анды 9000 км)
- Самая большая низменность в мире (Амазонская св. 5 млн. км кв)
- Самый крупный остров (о. Огненная Земля 47,9 тыс. км кв)
- Самый большой речной остров в мире (о. Маражо 48 тыс. км кв)
- Самая протяженная река (Амазонка 6437 км)
- Самое высокогорное судоходное озеро в мире (оз. Титикака 3812 м)
- Самый высокий водопад в мире (Анхель 1054 м)
- Самая полноводная река в мире (Амазонка средний расход 220 тыс. м куб в сек)
- Самое большое озеро (Маракайбо 13 512 км кв)
2.Актуализация знаний
На каждом материке, в том числе и Южная Америка вы изучали компоненты природной среды. Какие? (Рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир, почвы)
Сегодня нам предстоит выявить как взаимосвязаны компоненты природы на материке, но для начало давайте вспомним, что такое природно-территориальный комплекс (ПТК)? (ПТК - это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории)
3.Учебно-деятельностный этап.
Мы вспомнили как взаимосвязаны компоненты природы и теперь должны выявить как взаимосвязаны компоненты природы на материке Южная Америка на примере сельвы, льяноса и компаса. Для этого мы выполним практическую работу. Откройте рабочие тетради на стр. 6-8, вам необходимо заполнить 2 схемы и установить взаимосвязь между компонентами сельвы, льяноса и компаса, а также заполнить таблицу. Обязательно необходимо сделать вывод вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и о зависимости качества природных компонентов о географического положения природного комплекса.
Ученики выполняют практическую работу, а учитель контролирует её выполнение
Практическая работа № 11
Выявления взаимодействия между компонентами природы в одном из природных комплексов материк с использованием карт атласа.
Цель работы: сформировать знания о взаимосвязи компонентов природного комплекса; формирование умение комплексного использования различных карт атласа.
Задание 1 С помощью стрелок покажите на рисунках 5, 6 взаимосвязь природных компонентов в природных комплексах влажных-экваториальных лесов и саванн.
Приведите примеры природных компонентов, составляющих природный комплекс влажных экваториальных лесов и саванн.
Растительность
Многоярусный лес (Сейба, дынное дерево, какао, гивея, различные виды пальм, орхидеи, лианы)
Красно-желтые ферраллитовые
Влажные экваториальные леса (Сельва)
Осадки – до 3000 мм в год
Экваториальный
Равнинный (Амазонская низменность)
Состояние поверхности
Переувлажнена, заболочена
Животный мир
Цепкохвостные обезьяны, ленивцы, тапир, капибара, ягуар, колибри, попугаи, туканы, много земноводные и пресмыкающихся (змея анаконда), много жуков, муравьев, бабочек
Субэкваториальный
Растительность
Травянистая с редколесьем (кебрачо, бародочи)
Красно-бурые
Животный мир
Мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду
Равнинный (Бразильское нагорье)
Задание 2 Охарактеризуйте и сравните между собой природные комплексы, сформировавшиеся на территории материка Южная Америка. Сделайте вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и о зависимости качества природных компонентов географического положения природного комплекса, заполните таблицу 4.
Природные компоненты комплекса и природные условия влияющие на их формирование
Название природных комплексов
Географическое положение
Север материка
Центральная часть материка
Юго-восточная часть материка
Природные условия
Рельеф (равнины, горы)
Равнинный (Оринокская низменность)
Приподнятый (Бразильское нагорье)
Равнинный (Ла-Платская) низменность
Средняя t ° C .
Количество осадков
Субэкваториальный (лето+24°С, зима +26°С 2000мм)
Субэкваториальный (лето+24°С, зима +26°С 1800мм)
Субтропический (лето +27°С, зима +12°С, 300мм)
Природные компоненты
Почвы (основные типы)
Красно-бурые
Красно-бурые
Красновато-черные
Внутреннее воды (реки, озёра)
Тип растительности (видовой состав)
Травянистая с редколесьем (маврикиева пальма, злаковое разнотравье)
Травянистая с редколесьем (кебрачо, бородачи)
Травянистая (ковыли, дикое просо)
Животный мир (видовой состав)
Мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду
Мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду
Пампасская кошка, пампасский олень
Общий вывод: Все компоненты природного комплекса взаимосвязаны, т.е под действием однообразных факторов формируются схожие ПТК. В связи с этим на материке широко представлены травянистые ландшафты, в основном, из-за чередованием сухого и влажного сезонов.
Читайте также: