Оплата труда понятие государственные гарантии порядок сроки и место выплаты

Обновлено: 23.05.2024

Работодатель обязан освободить сотрудника от работы на время исполнения государственных или общественных обязанностей с сохранением за ним места работы (должности).

Обоснование. Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Вопрос:

Должен ли работодатель оплачивать время, когда работник исполняет государственные или общественные обязанности?

Нет, работодатель не обязан оплачивать время, в течение которого работник исполняет государственные или общественные обязанности.

Обоснование. В соответствии с ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения.

Вопрос:

Сотрудник вызван в суд в качестве арбитражного или народного заседателя. Какие выплаты и компенсации ему положены?

Если сотрудник вызван в суд в качестве арбитражного или народного заседателя, ему выплачивается компенсационное вознаграждение, а также возмещаются командировочные расходы. Все эти выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 70‑ФЗ арбитражному заседателю выплачивается компенсационное вознаграждение (за счет средств федерального бюджета) за количество рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, в размере 1/4 части должностного оклада судьи соответствующего арбитражного суда субъекта РФ, но не менее пятикратного МРОТ.

Народному заседателю за время его участия в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает (за счет средств федерального бюджета) компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного суда (ст. 11 Федерального закона № 37‑ФЗ). При этом указанное компенсационное вознаграждение не облагается НДФЛ.

оплата найма жилья по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, – 550 руб. в сутки;

оплата найма жилья при отсутствии подтверждающих документов – 12 руб. в сутки;

суточные – 100 руб. за каждый день нахождения в команди-
ровке.

Вопрос:

Сотрудник исполняет обязанности в качестве присяжного заседателя в суде. Какие выплаты и компенсации ему положены?

Если сотрудник вызван в суд в качестве присяжного заседателя, ему выплачивается компенсационное вознаграждение, а также возмещаются командировочные расходы в порядке и размерах, которые установлены законодательством для данного суда. Все эти выплаты производятся за счет средств федерального бюджета.

Обратите внимание:

Поскольку в ст. 11 Федерального закона № 113‑ФЗ говорится о среднем заработке по основному месту работы, работодателю, чей работник исполняет такие обязанности, необходимо подготовить справку о среднем заработке, которую работник представляет в соответствующий суд для расчета вознаграждения.

Вопрос:

Сотрудник был вызван в суд в качестве свидетеля, эксперта или переводчика. Какие выплаты и компенсации ему полагаются?

Работодатель должен сохранить за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, средний заработок по месту работы на время их отсутствия в связи с явкой в суд.

Выплата денежных сумм, причитающихся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, производится после выполнения ими своих обязанностей.

Обоснование. Согласно ч. 1 ст. 107 АПК РФ экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Кроме того, в данной статье сказано следующее:

эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Специалисты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если они не являются советниками аппарата специализированного арбитражного суда. Размер вознаграждения эксперта определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом;

переводчик получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению арбитражного суда. Размер такого вознаграждения определяется судом по соглашению с переводчиком;

за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой в суд;

свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени. Порядок и размеры выплаты данной компенсации устанавливаются Правительством РФ.

К сведению:

В настоящее время действует Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований КС РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 (далее – Положение № 1240).

Вопрос:

Сотрудника вызвали в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору или в суд в качестве свидетеля, потерпевшего или понятого. Какие выплаты и компенсации ему положены?

В этом случае сотруднику возмещают недополученную им заработную плату, а также командировочные расходы. Все эти компенсации производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на соответствующий год судам и государственным органам, наделенным полномочиями по проведению дознания и предварительного следствия.

Обоснование. Исходя из п. 32 Положения № 1240 выплата денежных сумм работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям и понятым в возмещение недополученной ими заработной платы (денежного содержания (денежного довольствия)) за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд по уголовному делу, либо участие в рассмотрении гражданского дела производится в порядке, предусмотренном п. 25 – 29 Положения № 1240, при представлении справки с места работы о среднем дневном заработке указанных лиц, а также копии трудовой книжки.

Выплаты осуществляются исходя из фактических затрат времени на исполнение указанными лицами обязанностей, их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания, а в случаях с военнослужащими и приравненными к ним лицами – исходя из фактических затрат времени на исполнение ими обязанностей и размера месячного денежного довольствия.

К сведению:

Неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по уголовному (гражданскому) делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

Кроме того, потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалистам, переводчикам и понятым оплачиваются:

расходы на проезд к месту осуществления процессуальных действий и обратно к месту жительства, работы или месту временного пребывания (п. 2 – 5 Положения № 1240);

расходы на проживание вне места постоянного жительства и суточные (п. 6 – 9 Положения № 1240).

Вопрос:

Сотрудник вызван в налоговый орган в качестве свидетеля, переводчика, специалиста, эксперта или понятого. Какие выплаты и компенсации ему полагаются?

Если работник учреждения вызван в налоговый орган в качестве свидетеля, за время его отсутствия по месту основной работы за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Переводчикам, специалистам и экспертам выплачивается вознаграждение только в том случае, если поручаемая налоговым органом работа не входит в круг их служебных обязанностей.

Обоснование. Согласно ст. 131 НК РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в осуществлении налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ.

К сведению:

В настоящее время действуют Постановление Минтруда РФ от 18.02.2000 № 19, которым утверждены нормы выплаты денежного вознаграждения переводчикам, специалистам и экспертам, привлекаемым для участия в осуществлении налогового контроля, а также Постановление Правительства РФ от 16.03.1999 № 298, которым установлены порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в осуществлении налогового контроля.

Вопрос:

Педагогические работники принимают участие в проведении ЕГЭ. Какие выплаты и компенсации им положены?

Педагогическим работникам, принимающим участие в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация, размер и порядок осуществления которой устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований субъекта РФ, выделяемых на проведение такого экзамена.

Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований субъекта РФ, выделяемых на проведение ЕГЭ.

Вопрос:

Работник является донором. Какие выплаты и компенсации ему полагаются?

За работником сохраняется средний заработок только за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха, период же медицинского обследования не подлежит оплате работодателем.

Вопрос:

Сотрудник направлен на военные сборы и медицинское освидетельствование, связанное с этими сборами. Какие выплаты и компенсации ему положены?

Если сотрудник направлен на военные сборы и медицинское освидетельствование, ему выплачивается средний заработок, возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и проездом в другую местность и обратно, а также командировочные расходы. При этом все они являются расходными обязательствами РФ.

медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопроса, в частности, о призыве на военные сборы, а также исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, – освобождение от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Кроме того, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и проездом от места жительства (работы, учебы) и обратно, и командировочные расходы;

прохождения военных сборов – освобождение от работы или учебы с сохранением места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 53‑ФЗ гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и проездом в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона № 53‑ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом положением о военных сборах и порядком компенсации расходов.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

Комментарии к ст. 130 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 133 ТК МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

2. В ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изм.) установлен МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый

для регулирования оплаты труда, а также для определения

размеров пособий по временной нетрудоспособности

Срок, с которого

размер оплаты труда Сумма минимального

(руб., в месяц) Нормативный акт,

размер оплаты труда

с 1 января 2009 г. 4330 ст. 1 Федерального закона

от 24.06.2008 N 91-ФЗ

с 1 сентября 2007 г. 2300 ст. 1 Федерального закона

от 20.04.2007 N 54-ФЗ

с 1 мая 2006 г. 1100 ст. 1 Федерального закона

с 1 сентября 2005 г. 800 ст. 1 Федерального закона

с 1 января 2005 г. 720 ст. 1 Федерального закона

с 1 октября 2003 г. 600 ст. 1 Федерального закона

от 01.10.2003 N 127-ФЗ

с 1 мая 2002 г. 450 ст. 1 Федерального закона

от 29.04.2002 N 42-ФЗ

с 1 июля 2001 г. 300 ст. 1 Федерального закона

от 19.06.2000 N 82-ФЗ

с 1 января 2001 г. 200 ст. 1 Федерального закона

от 19.06.2000 N 82-ФЗ

с 1 июля 2000 г. 132 ст. 1 Федерального закона

от 19.06.2000 N 82-ФЗ

3. В Великобритании, например, требование Закона о равной оплате 1970 г., выражающее принцип равных возможностей (equal opportunities), заключается в том, что мужчины и женщины, занимающие одинаковую должность, должны получать равную плату за одинаковую работу или работу, которая считается эквивалентной. Работа расценивается как эквивалентная, если работодатель провел исследование в целях оценки работы его служащих с точки зрения требуемой квалификации, затрат труда и степени ответственности, по результатам которого работа женщины получила ту же оценку, что и работа, выполняемая мужчиной, или если независимый эксперт, назначенный судом по рассмотрению производственных конфликтов (industrial tribunal), признал обе работы равноценными.

4. Перечень оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя приведен в ст. 138 ТК.

5. Ограничение оплаты труда в натуральной форме установлено в ст. 131 ТК: доля выплаты в неденежной форме не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы.

6. В основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 - 2030 гг. приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации дается следующий прогноз развития отношений по оплате труда.

Ежегодный рост реальной заработной платы в 2011 - 2020 гг. составит 7,6 - 9,7%, в целом по экономике к 2020 г. она возрастет по сравнению с 2007 г. в 3,3 раза. Реализация инновационного сценария даст импульс более высоким темпам роста заработной платы в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности. В результате этого снизится резкое превышение уровня оплаты труда в сырьевых производствах и финансовой деятельности по сравнению с другими отраслями. Разрыв в заработной плате по группе обрабатывающих производств по отношению к заработной плате по группе добычи полезных ископаемых сократится с 2,3 раза в 2006 г. до 1,5 раза в 2020 г., по финансовой деятельности по сравнению со средней по экономике - с 2,7 до 1,9 раза соответственно.

В долгосрочной перспективе, до 2020 г., по инновационному сценарию будет обеспечено постепенное сближение среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетном секторе экономики. Если в 2006 г. средняя заработная плата в образовании и здравоохранении составляла соответственно 66 и 76% от среднероссийской, то к 2020 г. это соотношение увеличится как минимум до 90%.

В среднесрочной перспективе, до 2011 г., предусматривается увеличение реальной заработной платы работников бюджетной сферы не менее чем в 1,5 раза (в свете реализации задачи, поставленной в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2005 г.). Это будет обеспечиваться соответствующей индексацией оплаты их труда и реализацией дополнительных мер по повышению заработной платы в рамках национальных проектов в сфере здравоохранения и образования.

Росту оплаты труда в бюджетной сфере будет способствовать и проведение реформы системы оплаты труда в бюджетных отраслях. В процессе реформирования предусматривается осуществить переход на формирование системы оплаты труда с учетом видов экономической деятельности, предусматривается переход соответствующих учреждений в новые организационно-правовые формы.

В структуре доходов населения по инновационному сценарию предусматривается повышение доли официальной заработной платы с 37,6% в 2007 г. до 42,4% в 2020 г. Увеличится также доля социальных трансфертов - к 2020 г. более чем на 15% по сравнению с 12,6% в 2007 г., что связано с ростом в структуре населения доли лиц старших возрастов. Большую часть социальных трансфертов составят пенсионные выплаты.

Читайте также: