Он понимал что для выполнения задания которое ему поручили нужно будет отложить отпуск

Обновлено: 14.05.2024


Комплект из семнадцати карточек для индивидуальной работы по теме "Сложноподчиненное предложение".

Распределите, сложноподчиненные на группы: 1) с определительным придаточным предложением, относящимся к существительному; 2) с местоимённо-определительным придаточным.

1) Тот, кто думает прожить счастливо без долга гражданина, достоин осуждения. 2) Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя! З) (Не, ни)когда (не)забывай о тёплой и ласковой колыбели, из которой ты вылетел, как птенец. 4) Только тот может стать настоящим человеком, кто смотрит вперёд. 5) У тебя есть место, где ты родился, вдохнул воздух своего Отечества, открыл глаза и увидел мир. 6) Готовь себя к тому, чтобы в нужный момент подняться на вершину доблести и победить. 7) То, что сделали фашисты и что они намеревались сделать, нельзя (не, ни)забыть, (не, ни)простить.

Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните члены предложения. Составьте схемы предложений.

1) Что с возу упало то пропало. 2) Кто в море не бывал тот горя не видал. З) Кто едет скоро тому в дороге не споро. 4) Что посеешь то и пожнёшь. 5) Кто ветром служит тому дымом платят. 6) Кто вчера солгал тому и завтра не поверят. 7) В ком правды нет в том добра мало. 8) Тот истый герой кто за правду горой. 9) Кто кашу заварил тот и расхлёбывай. 10) С кем поведёшься от того и наберёшься.

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите рамкой определяемые слова в главном предложении. Члены предложения подчеркните. Сделайте вывод, в каких случаях определительное придаточное предложение может отделяться от определяемого слова другими словами.

1 ) Он вынул из вещевого мешка мандолину и заботл..во обтёр её куском замши котор..й хранил специально для этого. 2) Почтальон с тяжёлой сумкой нёс почту к вилле с прикрыт..ми ставнями в котор..й жил зам..чательный человек нашего времени - Горький. З) Крымский вечер стоял над те(р, рр)асой и кипарисы спускались к морю (бледно) голубому и (серовато) жемчужному каким оно бывает в тихие летние вечера в Ялте.

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите, вид придаточных предложений. На полях составьте схемы предложений.

1. Словно как мать над сынов..й могилой стон..т кулик над равниной уныл..й. 2. Алексей так обрад..вался майору как будто он (не)сколько лет не видел его. 3. Ноги не двигались будто магнит держит подмётки башмаков. 4. Словно бе..конечньте клубки воздушн..й пряжи наматываются ре..т и круж..тся пчёлы. 5. Волны звучат так ласково точно просят пустить их погрет(?)ся к костру. 6. Глаза ломило будто кто(то) наж..мал на них (по)верх век пальцами. 7. Сенечка сморщ..вает своё крошечное личико словно ему дали понюхать уксусу и нач..нает плакать. 8. Они так обрадовались моему возвращению что не стали меня бранить. 9. Было светло так что можно было читать у окна.

Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, используя данные заготовки. В придаточных предложениях выделите основу и подчеркните как члены предложения союзные слова.

О б р а з е ц . Поезд, в котором. .— Поезд, в котором ехал Матвеев, возвращаясь из экспедиции, пришёл в город ранним утром.

Город, откуда; скала, над которой; колхоз где; завод, который; инженер, с которым.

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте вывод о месте придаточного цели.

1. Чтобы мне не ударить в грязь лицом перед новыми знакомыми мама велит мне надеть новое платье. 2. В походах находим мы счастье морское и мужеству учимся на корабле готовы надолго лишит(?)ся покоя чтоб людям спокойней жилось на земле. З. Медле(н, нн)ыми осторожными шагами чтобы не упасть она поднялась по облед. нелому мосту. 4. Фрося зазвала к себе домой новую подругу чтобы умыт(?)ся и почистит(?)ся. 5. Выб..раясь из сада он поскользнулся и чтобы удержат(?)ся схватился рукой за колышек забора. 6. Чтоб не стоять на месте она медле(н, нн)о пошла (во)круг клумбы глядя себе под ноги. 7. Дойдя до квартиры шестнадцать она тор…пливо дёрнула за звонок чтобы я снова не постарался остановить её. 8. Взрывают весе(н, нн)ие плуги корявую кожу земли чтоб осенью снежные в(?)юги пусты(н, нн)ый простор зам. .ли. 9. У крыльца Саше пришлось задержат(?)ся чтобы погладить подбежавшую к ней ветровскую собаку.

Перепишите текст. Главные предложения заключите в квадратные скобки, а придаточные — в круглые. Указательные слова и союзы подчеркните. Какое значение придают предложению указательные слова?

1 . Я не усп..ваю ответить, потому что в класс вл..вается большая группа девочек. 2. Тёму особе(н, нн)о трогала перемена в отце, потому что с ним отец был всегда строже и суров. .е, чем с другими. 3. Быть может, я уд..влялся его умелой игре только (от)того, что никогда прежде не видел, как играют на бильярде. 4. Написать приветствие поручили мне, и (при)том в самый короткий срок, потому что до прибытия гостей. надо было ещё переписать текст. 5. Полюбил я седых журавлей их курлык. .ньем в тощие дали, потому что в просторах полей они сытных хлебов не видали. 6. Я понимаю то потому, что дядя Миша разб..редил мне душу своим пением. 7. Ничего домой не принесу, и..ходив пригорки и тропинки, потому что нынче я в лесу без ружья и даже без корзинки. 8. Тёма шёл по главной аллее, потому что в каретнике надо было взять для петли во..жи. 9. (От)того что выпавший ночью снег точно бы покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло, как в оп..рационной.

Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

1. Едва лишь возкикло солнце тени косо брызнули по сторонам. 2. У Тёмы мелькнула только одна мысль чтобы Таня не успела вырвать стакан. 3. Мама приказала чтобы ты непр. .ме(н, нн)о стакан молока выпил. 4. Федотов поздоровался и когда телега с(?)ехала на берег вошёл на паром. 5. Тот кто видел хоть однажды, этот край и эту гладь тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать. 6. Постройка лодей подвигалась непропорц. онально труду какой затрачивался на неё друзьями. 7. В ту минуту как я берусь за медное дверное кольцо я вижу маленькую стройную фигурку. 8. Нам не хотелось чтобы родные, и знакомые посме. вались над нашим добрым щедрым без оглядки отцом. 9. Сквозь шелестевшие ветви просвечивало солнце будто деревья роняли на землю золочё(н, нн)ые листья. 10. Старики пускай себе дерутся коли им это весело.

Разберите предложения. Составьте их схемы, укажите вид придаточных.

1. Дни бегут быстро, вприпрыжку, как шаловливые дети. 2. До самого неба со всех сторон шла степь как золотое море. З. Слова кипели смутно на устах, как бьется пена в тесных берегах. 4. Как близкого друга, прибрежный гранит целует волна озорная да слышно, как тихо над рейдом летит широкая песня морская. 5. Механик остался сидеть за столом, как сидел в ожидании приезда посетителя. 6. Она принарядилась так, как принаряжались девушки в девятнадцатом году. 7. Веют белые султаны, как степной ковыль. Мчатся пестрые уланы, подымая пыль. 8. Услышав, как хлопнула калитка, Лёлька подбежала к окну. 9. Я видел, как ураган валил пятисаженный сухостой.

Перепишите текст, расставляя знаки препинания и обозначая основу в главных и придаточных предложениях. В каких случаях главный член придаточного предложения выражен неопределённой формой глагола? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на то, кто производит действие в главном и придаточном предложениях.

1. Вместе с сан..тарами и ране(н, нн)ыми я пробрался назад в лесок чтобы покурить. 2. Он подошёл к плите чтобы бросить в огонь спичку. З. Он показал рукой чтобы она поставила машинку к нему (по)ближе. 4. Я сунул листок в карман и выскочил на лестницу (не)захватив даже картуза чтобы меня не задержали. 5. Чтобы как(нибудь) спасти положение я на правах старого знакомого хозя. .в предл. .жил брату прочесть что(нибудь) вслух. 6. Егор Данилыч не успел ничего купить нам и попросил у наших родителей позволения подарить нам по целковому чтобы мы сами купили для себя конфеты или игрушки. 7. Я сяду заниматься чтобы не терять времени. 8. Чтобы развлечь брата Санька достал собаку.

Перепишите текст, заключая главные предложения в квадратные, а придаточные в круглые скобки. Расставьте знаки препинания. Подчеркните средства связи. На полях укажите вид придаточных предложении.

1. Обдум… вая в подробностях свой план Данилов пришёл к заключению, что прямо в гавани сесть на корабль не удаст(?)ся. 2. 51 забыла даже когда в кино была. З. За окном было так темно что он сидел с закрытыми глазами. 4. Я понял кому был обязан мой приятель своим умением спорить остро и колко. 5. За толстым стеклом двинулись назад деревья знакомой рощи куда они ходили с мамой пешком за грибами. 6. Всякий раз когда мне случалось гостить на даче в Старожиловке дело не обходилось без чего(кибудь) нового занятного. 7. Ра. .сказывали будто изредк. . он заходит в городской клуб. 8. Бездо(н, нн)ое небо переливалось словно по звёздной пыли шёл ветерок. 9. Натянул как будто струны ветер снасти и запел словно песе(н, нн)ым бурунам, уступать не захотел.

О б р а з е ц : Фруктовый сад заложили в те годы, когда мы ещё не учились в школе.

1. Вновь я п..сетил тот уголок земли, где я пр. .вёл изгнанником два года незаметных. 2. Была та смутная пора когда Россия молодая [. ..] мужала с гением Петра. З. Сделалась такая метели что он ничего не видел. 4. Непутевый ветер давно умчался в сторону заката чтобы д. .гнать солнце. 5. Егорушка решил з. .крыть глаза и ждать когда все кончится. 6. В пр..роде нет пр..град которые мешали бы человеку подчинить землю своей воле.

Спишите, р…асставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните указательные слова.

1) Я пройду тихонько (в)доль заборов (в)доль деревьев тех что хранят с. .яние и ш..рох голоса и смех. 2) Сивчуком ок. .зался тот старик который показ. .вал Антонине дорогу на ма (с, се) ив. З) Потом прибежал тот круглолиц..й паренек с которым Антонина ст. лкнулась в дверях конторы. 4) Это был тот знаменитый артист которого она вид. ла на сцене в прошлом году. 5) Мы пошли по пляжу в ту сторону куда поехал Игорь.

Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, используя данные элементы.

О б р а з е ц. Парад (какой?), на (который). .— Парад юных физкультурников, на который собрались все жители поселка, продемонстрировал большие достижения спортсменов.

1) Деревня (какая?), из (которой) . . 2) Рассказ (какой?), с (которого) . . З) Стена (какая?), на (которой). . 4) Тепло- ход (какой?), на (который). . 5) Лужайка (какая?), на (которой). . 6) Магистраль (какая?), по (которой). . 7) Машина (какая?), (которой). . 8) Окно (какое?), из (которого).

Спишите, расставляя знаки препинания. Определяемое существительное в главном предложении и союзное слово заключите в рамку, Сделайте вывод о место определительного придаточного предложения по отношению к главному.

О б р а з е ц. Вспоминаю маленькую сейчас лежит глубокий снег.

1) Зам. .рая слуш. .ю весну что т. .чёт по ст. .белькам зелёным. (2) Полёт в. .ршат свой листья по спирали и покр. .вают мокрые мостки где женщины весь день бельё ст. .рали. 3) В ож..дании п..хоты которая вс..гда сильно опазд. .вала м. .торные кат. .ра пошли в разведку. 4) Видал я предст. .вления, каких у вас на сцене нет. 5) у меня сохранился снимок который сделал Тёмин на сталинградской переправе. 6) Настало чарующ. .е время года когда мы уже в натуре вид. .м саврасовский воздух .м грай его пернатых натурщ…ков.

Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания.

О б р а з е ц. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили.— Город. где я родился. . .

1 ) Дом в котором поселились строители был окруж. .н тайгой в которой было много дичи. 2) Год в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями которые (не)возможно забыть. З) Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все спали. 4) Завод на который направили молодого специалиста выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5) Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и ставя взятые в скобки слова в нужной форме. Определяемое слово выделите рамкой.

Читайте также: