Оформление трудовых отношений при реорганизации путем выделения

Обновлено: 17.05.2024

Совершение некоторых ошибок при реорганизации в форме выделения может повлечь признание недействительной регистрации созданного юридического лица. Разберем эти ошибки, чтобы добросовестные субъекты могли избежать их совершения и минимизировать риск негативных последствий.

Мы проанализировали судебную практику признания недействительной регистрации коммерческих организаций, созданных в результате реорганизации хозобществ в форме выделения. Это позволило сформировать топ-лист основных нарушений, которые в 2017–2018 гг. повлекли отмену реорганизации по искам кредиторов.

Ошибка 1. Нарушение порядка уведомления кредиторов

Это наиболее распространенное основание, по которому кредиторы обращаются в суд с иском о признании недействительной регистрации субъектов хозяйствования, созданных в результате реорганизации хозобществ
в форме выделения.

Чтобы защитить права кредиторов при реорганизации хозобщества, Закон предоставляет им право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства должником – реорганизуемым хозобществом,
и возмещения убытков.

Чтобы дать возможность реализовать данное право, реорганизуемое хозобщество или орган, принявшие решение
о реорганизации, в течение 30 дней обязаны письменно уведомить кредитора. Тот, в свою очередь, может в течение
30 дней с даты направления ему такого уведомления предъявить реорганизуемому хозобществу письменное требование .

Рассмотрим, в каких случаях суд может сделать вывод, что реорганизуемое хозобщество нарушило порядок уведомления кредиторов и, злоупотребив правом на реорганизацию, уклонилось от исполнения обязательства.

1. Хозобщество не уведомило кредиторов.
Очевидно, что в случае, если реорганизуемое хозобщество не составило и не направило уведомления кредиторам, они не имеют возможности реализовать гарантированное Законом право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства.

2. Хозобщество уведомило кредиторов в течение 30 дней с даты принятия решения о реорганизации. Но к моменту, когда они получили уведомления, регистрация правопреемника уже состоялась.

На практике довольно часто встречаются случаи, когда хозобщество направляет уведомления в срок, установленный Законом, но кредиторы получают их уже после регистрации правопреемника. Формально требования Закона не нарушаются. Однако кредиторы не имеют возможности реализовать гарантированное Законом право. Поэтому такое уведомление суд признает злоупотреблением должником своим правом.

Если согласно разделительному балансу хозобщество передало кредиторскую задолженность правопреемнику до истечения 30-дневного срока с момента направления уведомления, кредиторы не могут реализовать гарантированные им Законом права.

4. Хозобщество уведомило кредитора по ненадлежащему адресу.

Ошибка 2. Отсутствие цели осуществлять предпринимательскую деятельность

Основная цель деятельности коммерческих организаций – извлечение прибыли. Факты, подтверждающие,
что у созданного в результате реорганизации лица отсутствует намерение осуществлять предпринимательскую деятельность, могут свидетельствовать о стремлении должника с помощью реорганизации уклониться от исполнения обязательств перед кредиторами.

К таким фактам можно отнести:
— отсутствие исполнительного органа. Это может подтверждаться отсутствием сведений об исполнительном органе в налоговых органах, регистрирующем органе;
— неосуществление созданным субъектом хозяйственной деятельности. Может выражаться в непредставлении в налоговые органы налоговых деклараций, отсутствии: движения денег по счету; сведений о наличии в штате работников, обладающих необходимой квалификацией; основных средств, без которых невозможно осуществлять заявленный при госрегистрации вид деятельности;
— отсутствие субъекта по адресу, указанному при регистрации. Может подтверждаться в том числе фактом возврата судебной корреспонденции, фотографиями объекта недвижимости, по которому находится юридический адрес субъекта;
— неперечисление реорганизованным хозобществом созданному субъекту денег, которые поступили от дебиторов после регистрации правопреемника хозобщества.

Ошибка 3. Необеспечение обязательств активами в результате реорганизации

Это влечет невозможность исполнить требования кредиторов. Такая ситуация возникает, когда создаваемому лицу передается кредиторская задолженность, не обеспеченная в должной мере активами. Бывает и обратная ситуация: создаваемому лицу передаются все ликвидные активы или их бо́льшая часть. В то же время у реорганизуемого хозобщества остается не обеспеченная активами кредиторская задолженность.

Но даже если согласно разделительному балансу кредиторская задолженность обеспечивается активами, распределение активов и обязательств может нарушать права и законные интересы кредиторов. Так происходит, когда задолженность перед кредиторами обеспечивается нереальной к взысканию дебиторской задолженностью.
О ее неликвидности могут свидетельствовать в том числе следующие факты:
— у дебиторской задолженности истекли сроки исковой давности;
— дебиторы на момент реорганизации находятся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства);
— дебиторы не подтверждают наличия задолженности перед реорганизованным субъектом в полном объеме либо частично;
— дебитор не может исполнить обязательства перед другими кредиторами, поскольку имеет задолженность по налогам и сборам, иным обязательным платежам. Это может подтверждаться в том числе информацией на сайте МНС.

Ошибка 4. Непроведение инвентаризации

При реорганизации юридического лица перед составлением разделительного баланса обязательно проведение инвентаризации его активов и обязательств .

Оформленные надлежащим образом по итогам инвентаризации документы свидетельствуют, что хозобщество перед составлением разделительного баланса проверило наличие и состояние активов и обязательств, дало им оценку. Отсутствие таких документов в совокупности с иными фактами может свидетельствовать о формальном подходе к реорганизации должностных лиц реорганизованного субъекта.

Ошибка 5. Нарушения при составлении разделительного баланса

Такие нарушения могут свидетельствовать о намерении реорганизуемого хозобщества уклониться от исполнения обязательств перед кредиторами. В числе основных нарушений выделим следующие:
— в разделительном балансе нет положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного хозобщества (в том числе по обязательствам, оспариваемым сторонами) в отношении всех его кредиторов и должников ;
— хозобщество составило и утвердило разделительный баланс до истечения срока, предоставленного кредиторам для реализации их прав;
— хозобщество включило в разделительный баланс обязательства перед кредитором, от которого в установленный Законом срок поступило требование прекратить или исполнить обязательство досрочно.

В заключение отметим, что наличие какого-либо из вышеперечисленных нарушений при реорганизации не означает, что суд безусловно удовлетворит требования кредитора. Суд оценивает представленные доказательства в совокупности и выясняет, повлекли ли допущенные нарушения для кредитора негативные последствия.

Так, неуведомление кредитора суд может и не признать злоупотреблением правом со стороны реорганизованного субъекта, если созданное в результате реорганизации лицо погасило задолженность перед этим кредитором.


Реорганизация путем выделения ООО позволяет собственникам компании создать на его базе новую (или даже несколько), не закрывая при этом основной. В нашей статье вы найдете информацию о причинах, по которым учредители могут принять решение о необходимости реорганизации, а также о порядке и правилах проведения данной процедуры.

Реорганизация ООО (общая информация)

Под реорганизацией ООО путем выделения понимают последовательность действий, по итогам выполнения которых у общества-донора появляется 1 или несколько вспомогательных предприятий, но оно не прекращает свое существование и продолжает работу. При этом в ЕГРЮЛ вносятся изменения, свидетельствующие о появлении новых экономических субъектов, обладающих определенными правами и обязанностями. Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ, право на осуществление реорганизации предоставляется учредителям (участникам) общества.

Производится реорганизация ООО путем выделения в том случае, если:

  • внутренняя структура управления предприятием стала чрезвычайно громоздкой и сложной, при этом выделение организаций позволит существенно оптимизировать его деятельность;
  • общество ведет свою деятельность в принципиально разных сферах, что усложняет процедуру ведения документооборота и бухучета внутри фирмы;
  • между учредителями возникли разногласия, которые не позволяют им осуществлять дальнейшую совместную деятельность;
  • появилась потребность в финансовом оздоровлении предприятия, работающего в убыток.

Особенностью такого способа реорганизации юр. лица является то, что вновь созданные компании не являются правопреемниками общества-донора в отношении имеющихся у него налоговых обязательств, штрафных взысканий, а также пеней. Обязанность по выплате имеющихся у головной организации задолженностей такого рода может быть возложена на созданные организации лишь в том случае, если имеется соответствующее решение суда, вступившее в законную силу (на это указывают положения п. 8 ст. 50 НК РФ).

Пошаговая инструкция по реорганизации ООО путем выделения

Чтобы произвести реорганизацию предприятия, по итогам которой у существующего общества появятся вспомогательные организации, учредителям ООО необходимо выполнить следующие действия:

1. Выполнить инвентаризацию имущества, по итогам проведения которой собственники общества получат актуальную информацию о текущей стоимости имеющихся у них активов.

2. Подготовить передаточный акт. В нем, согласно п. 4 ст. 58 ГК РФ, должна быть приведена информация о правах и обязанностях, передаваемых каждому из создаваемых предприятий.

3. Провести общее собрание участников. На нем необходимо узнать мнение всех учредителей компании, определить сроки, на протяжении которых процедура реорганизации будет завершена, а также установить порядок раздела капитала общества. Решение, принятое в ходе собрания, оформляется в виде протокола.

4. Согласно абз. п. 1 ст. 60 ГК РФ, в течение 3 дней с момента принятия такого решения необходимо уведомить о нем регистрационный орган, в роли которого выступает налоговая служба.

  • заявление, составленное по форме Р12001;
  • учредительные документы создаваемого предприятия (или предприятий);
  • передаточный акт;
  • квитанцию об уплате пошлины в государственный бюджет;
  • документ, подтверждающий факт передачи сведений о застрахованных работодателем лицах в Пенсионный фонд.

Итогом осуществления данной процедуры становится внесение налоговым органом сведений о вновь образовавшихся предприятиях в ЕГРЮЛ. Учредителям компании выдаются выписки из реестра, которые документально подтверждают данный факт.

Решение о реорганизации ООО в форме выделения

В том случае, если у общества имеется несколько учредителей, решение о реорганизации ООО путем выделения оформляется в виде протокола собрания. Точная форма такого документа действующим законодательством не определена, поэтому секретарь мероприятия может составить его самостоятельно, указав в нем следующие сведения:

  • наименование юр. лица (полное и сокращенное);
  • наименование документа;
  • дату и место его составления;
  • время начала и окончания собрания;
  • Ф. И. О. участников мероприятия;
  • суммарное количество голосов, принадлежащих участникам общества, присутствовавшим на собрании;
  • сведения о председателе и о секретаре собрания;
  • перечень вопросов, представленных на повестке дня (о реорганизации общества, порядке и условиях выделения новых компаний, утверждении уставных документов создаваемых предприятий, утверждении передаточного акта, избрании руководства новых предприятий);
  • результаты проведенного голосования.

Документ должен быть подписан всеми участниками собрания, в том числе его председателем и секретарем.

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В силу универсального правопреемства при проведении реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к правопреемнику. Любое юридическое лицо, участвующее в реорганизации, имеет свой персонал, а значит, является плательщиком страховых взносов и налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц. Реорганизация не является основанием для расторжения трудовых отношений с персоналом — в большинстве своем они продолжаются автоматически, но в таких условиях у реорганизуемой компании возникает много вопросов по поводу страховых взносов, НДФЛ и выплате пособий.

Правовые основы реорганизации юридических лиц

Помимо этого, допускается и смешанная реорганизация юридического лица, то есть одновременное сочетание перечисленных выше форм, например, реорганизация в форме преобразования с одновременным присоединением к другой организации.

При этом не запрещена и реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если возможность такого преобразования предусмотрена самим ГК РФ или другим законом.

Решение о реорганизации обычно является добровольным, принимаемым учредителями (участниками) компании или органом юридического лица, уполномоченным на такие действия учредительным документом.

В то же время в случае дробления бизнеса при определенных обстоятельствах реорганизация может осуществляться и в принудительном порядке — по решению уполномоченных государственных органов или суда.

Реорганизация юридического лица всегда сопровождается появлением правопреемника (одного или нескольких), к которому в порядке универсального правопреемства переходят права и обязанности реорганизованной фирмы.

В соответствии со ст. 58 ГК РФ:

  • при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу;
  • при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица;
  • при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом;
  • при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом;
  • при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По общему правилу организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации фирмы-правопреемника, создаваемой в результате реорганизации.

Исключение составляет только реорганизация в форме присоединения, при проведении которой присоединяющая к себе компания считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что деятельность присоединяемой организации прекращена.

Трудовые отношения с работниками при реорганизации организаций

Итак, в большинстве своем результатом реорганизации юридического лица, как правило, является прекращение деятельности одних и создание новых организаций.

При этом, как уже было отмечено, реорганизация не является основанием для расторжения трудовых отношений с работниками компании, на что прямо указывает ст. 75 ТК РФ. Следовательно, трудовые отношения с работниками реорганизуемых фирм, согласных работать в новых условиях хозяйствования, сохраняются и по завершению данной процедуры.

Трудовой договор с работником при реорганизации фирма-работодатель вправе расторгнуть в единственном случае — если работник не желает продолжать работу в условиях нового работодателя. Причем это касается всех компаний, участвующих в реорганизации, как тех, которые перестанут существовать по мере ее завершения, так и тех, кто продолжит свою работу.

При отказе работника продолжать работу после реорганизации трудовой договор с ним прекращается по желанию работника, но по специальному основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Таким образом, в основном при реорганизации (в любой форме) трудовые отношения с персоналом компании продолжаются автоматически, а значит, новый работодатель, так же как и его правопредшественник, начисляет и выплачивает работникам заработную плату, а также производит иные выплаты в рамках трудовых отношений.

Страховые взносы при реорганизации

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых вносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ). Расчетным периодом в соответствии с п. 1 ст. 423 НК РФ признается календарный год.

Следовательно, с начисленных нарастающим итогом с начала календарного года выплат нужно начислить и уплатить страховые взносы.

Для плательщиков страховых взносов — организаций, устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС) и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ).

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено главой 34 НК РФ (п. 3 ст. 421 НК РФ).

  • на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ подлежит индексации с 01.01.2019 в 1,061 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 865 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2019;
  • на ОПС с учетом размера средней, заработной платы в РФ на 2019 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного п. 5 ст. 421 НК РФ на 2019 год в размере 2,1, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 150 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2019.

В настоящее время действуют следующие тарифы страховых взносов:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование — 22% с выплат, не превышающих предельную базу, 10% — с выплат сверх базы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование — 5,1% со всех облагаемых выплат.
  • взносы на взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу. Выплаты сверх предельной базы взносами не облагаются;
  • взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5% в зависимости от основного вида деятельности.

Глава 34 НК РФ не дает ответа на этот вопрос. Минфин России в Письме от 20.06.2017 № 03-15-06/38248 привел следующие разъяснения в отношении определения базы для начисления страховых взносов при реорганизации юридического лица в форме преобразования. В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ и, как уже было сказано, база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Исходя из положений п. 3 и 7 ст. 55 НК РФ, расчетный период для реорганизованной организации заканчивается в день завершения реорганизации, и, соответственно, с выплат и вознаграждений, начисленных данной организацией в пользу физических лиц в данном расчетном периоде, реорганизованная организация должна исчислить и уплатить страховые взносы, подлежащие уплате по итогам расчетного периода.

Пунктом 4 ст. 57 ГК РФ определено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Таким образом, при реорганизации путем преобразования создается новая организация.

Исходя из положений п. 5 ст. 58 ГК РФ, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

База для начисления страховых взносов не является предметом передачи правопреемнику прав и обязанностей согласно процедуре, предусмотренной ГК РФ.

Кроме того, НК РФ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов.

Учитывая изложенное, при реорганизации юридического лица в форме преобразования расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания организации до окончания календарного года и, соответственно, при определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации, в том числе для применения тарифа по страховым взносам на ОПС сверх установленной предельной величины выплат физическим лицам.

При этом у вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.

Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 30.10.2018 № 03-15-06/77801, где также сообщается, что согласно п. 3.5 ст. 55 НК РФ при прекращении организации путем реорганизации последним расчетным периодом для такой организации является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации.

Таким образом, организация, реорганизованная в форме преобразования в течение календарного года, должна представить расчет по страховым взносам за период с 1 января по день государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации. При этом вновь созданная в результате реорганизации в форме преобразования организация представляет за себя расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетный) периоды со дня создания до конца календарного года, в котором она создана.

Для справки: форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

НДФЛ при реорганизации

Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном названной статьей. Как отмечает Минфин России в Письме от 23.05.2018 № 03-04-06/34866, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 НК РФ).

При этом вновь возникшее юридическое лицо является правопреемником в части уплаты налога на доходы физических лиц за те налоговые периоды, обязанность по уплате НДФЛ за которые не исполнена реорганизованным юридическим лицом до завершения реорганизации. Следовательно, созданная в результате реорганизации в форме преобразования организация является новым самостоятельным юридическим лицом, признаваемым налоговым агентом в отношении производимых ею выплат.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета:

  • документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу (далее — справка2-НДФЛ), если иное не предусмотрено п. 4 ст. 230 НК РФ.

Указанный документ представляется налоговым агентом ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для справки: форма справки 2-НДФЛ, формат, порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@.

Справка 2-НДФЛ по данной форме представляется налоговыми агентами в налоговый орган начиная с представления сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года;

  • расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее — расчет 6-НДФЛ). Данный расчет представляется в налоговую инспекцию за первый квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • Для справки: форма расчета 6-НДФЛ, формат, порядок его заполнения и представления утверждены Приказом ФНС России от 14.10.2015№ ММВ-7-11/450@.

Справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

И только в том случае, если в течение года число физических лиц, которым налоговый агент выплатил доходы, не превысило 25 человек, справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ могут представляться им в налоговую инспекцию на бумажных носителях, что следует из п. 2 ст. 230 НК РФ.

Заметим, что на лиц, признаваемых налоговыми агентами в соответствии со ст. 226.1 НК РФ, не распространяется общий порядок представления в налоговый орган справок 2-НДФЛ (п. 2, 4ст. 230 НК РФ).

Они подают в инспекцию по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов.

Указанный документ подается по той же форме и в том же порядке и сроки, которые установлены ст. 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

Сведения, указанные в абзаце 1 п. 4 ст. 230 НК РФ, в отношении операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, представляются налоговым агентом только по итогам налогового периода, в котором им производится исчисление налога, нарастающим итогом за период с начала действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.

В случае неисполнения реорганизованной (реорганизуемой) организацией (независимо от формы реорганизации) до момента завершения реорганизации обязанностей, предусмотренных ст. 230 НК РФ, сведения, предусмотренные п. 2 и 4 названной статьи, подлежат представлению правопреемником (-ми) в налоговый орган по месту своего учета (п. 5 ст. 230 НК РФ).

При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из правопреемников при исполнении обязанностей, предусмотренных ст. 230 НК РФ, определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.

В части предоставления имущественных вычетов организациями-правопреемниками имеет смысл ознакомиться с мнением финансистов, приведенным в Письме Минфина России от 25.08.2011 № 03-04-05/7-599.

Из данных разъяснений следует, что если работник не смог воспользоваться имущественным вычетом в предшествующей компании, то оставшуюся часть вычета он может получить у работодателя — правопреемника. Для этого работнику нужно обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у другого налогового агента.

К указанному заявлению следует приложить справку 2-НДФЛ, выданную реорганизованной компанией по доходам работника с начала налогового периода до даты прекращения деятельности фирмы — предшественника.

Налоговики установят остаток имущественного вычета работника и выдадут тому уведомление о подтверждении права последнего у нового налогового агента. В части выплаты различных пособий, выплачиваемых работникам, отметим, что, так как при реорганизации трудовые отношения не прекращаются, выплаты социальных пособий производятся в обычном порядке — до даты завершения реорганизации их выплачивает организация — предшественник, а после — компания-правопреемник.

Сокращение служащих при реорганизации государственного органа

Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства. Порядок реорганизации юридического лица закреплен в ст. 57 – 60 ГК РФ. Однако реорганизация государственных органов имеет свои нюансы и практически всегда сопровождается сокращением численности или штата. В статье рассмотрим, что такое реорганизация государственного органа и в каком порядке происходит сокращение его служащих при этом.

Реорганизация юридических лиц.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Осуществляется реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут и сочетаться.

Реорганизация может проходить с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Гражданским кодексом или другим законом преду­смотрена возможность преобразования юридического лица одной из организационно-правовых форм в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Ограничения реорганизации юридических лиц устанавливаются законом. Для некоторых компаний (например, кредитных, страховых, клиринговых) особенности реорганизации определены законами, регулирующими деятельность в соответствующей сфере.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица:

  • в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц – осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда;
  • в форме слияния, присоединения или преобразования – может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правопреемство в результате реорганизации согласно ст. 58 ГК РФ осуществляется следующим образом:

При слиянии юридических лиц

При присоединении одного юридического лица к другому

Последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица

При разделении юридического лица

Его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц

К каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой формы

Права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей

Реорганизация государственных органов.

Государственный орган – это юридически оформленная действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством. При этом государственные органы, создаваемые для выполнения властных функций, также являются юридическими лицами.

Государственный орган может быть создан путем его учреждения вновь в случае, если предоставляемые ему властные функции являются новыми и ранее не выполнялись никаким другим государственным органом или путем реорганизации в формах преобразования, слияния, присоединения, выделения и разделения.

На основании Указа № 314 можно выделить несколько способов реструктуризации:

  1. Упразднение государственного органа. Указом № 314 были упразднены, например Министерство по антимонопольной политике, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство культуры РФ, Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социального развития РФ и т. д.

При этом их полномочия были переданы вновь созданным органам, например:

  • Министерству здравоохранения и социального развития РФ переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития;
  • Министерству культуры и массовых коммуникаций переданы функции упраздненных Министерства культуры и Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Некоторые полномочия передавались уже существующим органам, например, при упразднении Федеральной службы железнодорожных войск РФ ее функции были переданы Министерству обороны РФ.

Упразднение госоргана осуществляется по правилам ликвидации с образованием ликвидационной комиссии, составлением и представлением вышестоящему государственному органу ликвидационного (а в некоторых случаях разделительного) баланса и внесением записи о прекращении существования юридического лица в связи с его ликвидацией в ЕГРЮЛ.

При этом прекращение существования прежних и создание новых органов сопровождается передачей прав и обязанностей в порядке правопреемства.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, упразднение государственных органов, сопровождающееся передачей прав и обязанностей другим государственным органам, не может быть признано ликвидацией с точки зрения гражданского законодательства. Данные отношения скорее можно квалифицировать как реорганизацию юридического лица в виде присоединения, разделения, разделения с последующим присоединением, преобразования с частичным слиянием или присоединением функций, полученных в результате разделения или выделения других органов.

  1. Преобразование государственного органа. Например, Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах были переданы Министерству финансов РФ. В ЕГРЮЛ были внесены записи о прекращении существования юридического лица в связи с реорганизацией и о создании юридического лица путем реорганизации.

Порядок преобразования государственных органов обычно соответствует положениям гражданского законодательства о реорганизации юридических лиц. Однако в силу п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование должно сопровождаться изменением организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица. А в данном случае организационно-правовая форма – финансируемое собственником учреждение – остается неизменной. Изменение разновидности органа государственной власти (министерство, служба, агентство) не может считаться изменением организационно-правовой формы, поэтому, по сути, в подобных случаях не могут применяться положения гражданского права о реорганизации юридического лица в форме преобразования.

  1. Передача части функций от существующих государственных органов вновь образуемым органам государственной власти. Например, созданной Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ были переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства РФ.

Подобные способы реструктуризации рассматриваются как создание юридического лица без принятия прав и обязанностей в порядке правопреемства.

Как видим, реорганизация государственного органа осуществляется по‑особому и не всегда соответствует положениям ГК РФ. В частности, предусмотрена такая форма ликвидации, как упразднение, когда полномочия от упраздняемого органа переходят к другому – вновь созданному или уже существующему органу. И в этом случае можно сказать, что произошла реорганизация в форме слияния. В любом случае считаем, что со стороны законодательства данная ситуация требует специальной нормативно-правовой регламентации.

Как бы то ни было, и при упразднении, и при реорганизации в любой форме без сокращения служащих не обходится. Как оно происходит – расскажем далее.

Порядок сокращения гражданских служащих.

К сведению:

Если в государственном органе трудились работники, не являющиеся госслужащими, сокращение происходит в соответствии с нормами Трудового кодекса.

В силу ч. 1 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, продолжаются в случае предоставления такому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом государственном органе. При этом необходимо учитывать:

  • уровень его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
  • уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащих, замещающих сокращаемую должность или должность в упраздняемом органе, предупреждает представитель нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.

В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правилами.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, предоставляется преимущественное право на замещение должности гражданской службы.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ в течение двухмесячного срока уведомления о сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со ст. 48 Закона № 79‑ФЗ. По результатам такой аттестации служащим, обладающим преимущественным правом на замещение должности, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Вакансии в другом госоргане.

При поиске необходимо учитывать категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности, область и вид его профессиональной служебной деятельности, уровень его квалификации, профессионального образования и стаж государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему под подпись уведомление, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание:

Расходы, связанные с проведением собеседования (на проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод. При этом служащему может быть поставлено условие о прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по выбранной должности государственной гражданской службы, которое будет осуществлено за счет бюджетных ассигнований, выделенных этому госоргану.

Увольнение служащего.

При отказе служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 в связи с сокращение в связи с реорганизации или по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ в связи с упразднением госоргана.

Увольнение служащего оформляется приказом, в качестве основания которого указываются реквизиты нормативного акта государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомления о прекращении служебного контракта, предложения о переводе на другую должность или уведомления об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под подпись.

Обратите внимание:

Представитель нанимателя вправе расторгнуть со служащим контракт и до истечения двухмесячного срока с его письменного согласия, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ).

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31‑П [1] ), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25‑П [2] , ст. 261 ТК РФ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращение штата в связи с реорганизации или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Что касается остальных служащих, которые не подлежат увольнению, их следует уведомить о предстоящей реорганизации, в результате которой, скорее всего, изменятся некоторые условия служебного контракта, заключить дополнительные соглашения к контрактам, а запись о реорганизации внести в трудовые книжки.

Читайте также: