Один из ваших подчиненных заявил что он не испытывает удовлетворения от своей работы

Обновлено: 14.05.2024

Вы палатная медсестра. В Вашей палате находится больная Х., 1939 года рождения.

Наследственность отягощена сердечно-сосудистыми заболеваниями. Имеет начальное образование. До 56 лет работала, с 57 лет на пенсии, живет с мужем. Имеет сына, дочь и внучку, проживающих отдельно.


  1. Прокомментируйте состояние и поведение больной.

  2. Охарактеризуйте возрастные особенности данной пациентки.

  3. Какие закономерности самооценки пожилых проявились в данном примере?

  4. Как следует правильно организовать общение с этой больной?

  5. Укажите возрастную задачу данного периода. От чего зависит продуктивность ее решения?

Вы палатная медсестра. В вашей палате на лечении по поводу гипертонической болезни находится больная С., 1933 года рождения.

Из разговоров с ней вы узнали, что росла она в обстановке дружной семьи. Окончила школу, затем политехнический институт, работала успешно. С 55-летнего возраста на пенсии. К выходу на пенсию отнеслась положительно, переключилась на домашние дела.

Замужем за военным. Много ездила по стране. Муж – военный пенсионер. Отношения с мужем хорошие, материально обеспечены.

Имеет взрослую дочь и внучку, которые живут с зятем отдельно. Отношения с дочерью стали портиться после ее замужества и рождения ребенка. В последние годы сохраняется стойкая конфликтная ситуация.


  1. Прокомментируйте состояние и поведение больной.

  2. Охарактеризуйте возрастные особенности данной пациентки.

  3. Какие изменения в психике и личности происходят в пожилом и старческом возрасте? Почему?

  4. Укажите возрастную задачу пожилого возраста и пути ее продуктивного решения.

  5. С какими психологическими проблемами сталкивается человек в пожилом возрасте?

  1. Укажите приблизительный возраст ребенка.

  2. Укажите стадию развития речи, перечислите закономерности данной стадии, подтвердите примерами.

  3. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности ребенка данного возраста. Как влияет ведущая деятельность на развитие речи ребенка?

  4. Определите зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.

  5. Составьте план развивающих занятий для ребенка данного возраста.

Николай, 13 лет, учится посредственно. Но во всем, как говорят учителя, виновата невнимательность.

При воспроизведении стихотворения забывает слова, при перемножении неверно ставит запятую.

Однажды Вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше общаться с подчиненными. Одна из точек зрения Вам понравилась больше всего. Выберите ответ, который, на Ваш взгляд, наиболее соответствует Вашей точке зрения:

а) "чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности";

б) "все это мелочи. Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено";

в) "успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его";


  1. Объясните ваш выбор.

  2. Дайте определение понятия "стиль руководства".

  3. Укажите факторы, влияющие на стиль руководства.

  4. Перечислите черты эффективного руководства.

  5. Что такое ситуативный стиль управления и в чем его преимущества?

Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу:


  1. Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?

  2. Какой психический процесс является ведущим в дошкольном возрасте?

  3. Укажите ведущую деятельность и новообразование этого периода.

  4. Дайте определение социальной ситуации развития. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в дошкольном возрасте.

  5. Укажите возрастную задачу возраста от 3 до 6 лет по классификации возрастных периодов Э. Эриксона.

  1. Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?

  2. Укажите центральную линию развития ребенка раннего возраста.

  3. Какими особенностями характеризуются мотивационные процессы ребенка данного возраста?

  4. Укажите механизмы организации и управления поведением ребенка в раннем возрасте.

  5. Укажите стадию и закономерности развития речи в данном возрасте.

Миша (2 года 5 месяцев) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.


  1. Что недоучитывают мама Миши и мама Коли?

  2. Охарактеризуйте психические процессы ребенка раннего возраста.

  3. Какой психический процесс является ведущим?

  4. Укажите ведущую деятельность ребенка в возрасте от 1 до 3 лет.

  5. Какие новообразования в развитии ребенка появляются к окончанию периода раннего детства?

При работе с понятиями по специальным медицинским дисциплинам, предлагают находить:

а) понятие более широкое по отношению к данному (отнести к роду);

б) существенный признак, отличающий данный вид от других видов, принадлежащих к тому же роду (видовое отличие);


  1. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения этих способов организации мыслительной деятельности.

  2. Какие формы мышления Вам известны?

  3. Перечислите операции мышления.

  4. Охарактеризуйте основные этапы формирования умственных действий по теории П. Я. Гальперина.

  5. Какие, на Ваш взгляд, методы обучения наиболее эффективны в средних специальных медицинских учебных заведениях?

Вы начальник отдела. После реорганизации вашего учреждения вам необходимо срочно перекомплектовать несколько подотделов согласно новому штатному расписанию.

По какому пути Вы пойдете и почему? Выберите ответ, который, на ваш взгляд, наиболее подходит к ситуации перекомплектации кадров:

а) возьметесь за дело сами, изучите все списки и личные дела сотрудников, предложите свой проект на собрании коллектива;

б) предложите решать этот вопрос отделу кадров;

в) во избежание конфликтов предложите высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создадите комиссию по комплектованию новых подотделов;


  1. Обоснуйте свой выбор.

  2. Что такое делегирование полномочий?

  3. Перечислите основные правила делегирования полномочий.

  4. Укажите мотивы, препятствующие делегированию полномочий.

  5. Какие методы коррекции мотивационной сферы будете использовать Вы как будущий руководитель?

Вы недавно работаете начальником отдела крупной организации. На эту должность вы перешли из другой организации. Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва два часа. Идя по коридору, вы видите трех сотрудников вашего отдела, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимание. Возвращаясь через 20 минут, видите ту же картину.

1. Как вы себя поведете? Выберите ответ, который на ваш взгляд, будет отражать вашу точку зрения:

а) остановитесь, дадите понять сотрудникам, что вы новый начальник отдела. Вскользь заметите, что их беседа затянулась и пора браться за дело;

б) спросите, кто их непосредственный начальник, вызовете его к себе в кабинет;

в) сначала поинтересуетесь, о чем идет разговор, затем представитесь и спросите, нет ли у них каких – либо претензий к администрации. После этого предложите пройти в отдел на рабочее место;

г) прежде всего, представитесь, поинтересуетесь как обстоят дела в их отделе, как загружены работой, что мешает работать. Возьмёте этих сотрудников на заметку.

2. Представьте характеристику сильных и слабых сторон авторитарного стиля руководства.

3. Представьте характеристику сильных и слабых сторон демократического стиля руководства.

4. Представьте характеристику сильных и слабых сторон попустительского стиля руководства.

5. Охарактеризуйте позицию руководителя при различных стилях руководства.
Задача №20


  1. Выделите черты, характеризующие темперамент.

  2. Выделите черты характера.

  3. Дайте сравнительный анализ акцентуации характера и психопатии.

  4. Какой тип акцентуации (или психопатии) представлен в данном примере.

  5. Укажите ошибки воспитания, приводящие к акцентуациям характера.

  1. Чем может быть обусловлено такое поведение девушки?

  2. Укажите динамику самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Какие особенности личности Юли связаны с возрастом, а какие – с характером?

  3. Укажите особенности эмоционально-мотивационной сферы в юношеском возрасте.

  4. Как можно помочь Юле?

  5. Укажите структуру самосознания.

  1. Как вы будете добиваться того, чего вы хотите?

  2. Что такое самопрезентация ?

  3. Дайте определение понятия "имидж" и укажите, какие психологические закономерности следует учитывать при формировании имиджа.

  4. Охарактеризуйте этапы работы над имиджем.

  5. Дайте определение понятия "аттракция".

  1. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения этого способа организации мыслительной деятельности.

  2. Из какого вида мышления по генетической классификации он вытекает?

  3. Что такое навык? Какие виды навыков Вы знаете?

  4. Перечислите и объясните закономерности овладения деятельностью.

  5. Как мышление влияет на научение?

Вы палатная медсестра. Больная Н., 1935 года рождения, находится на лечении в отделении онкологии, где Вы и работаете. Постоянно ищет с Вами контакта. Наследственность отягощена злокачественными опухолями. Закончила институт. Была замужем, имеет взрослого сына. С мужем уже 30 лет как разведена: пил. Очень общительная, энергичная женщина, веселая, следит за собой. Ее девиз – я самая умная и красивая. Всю жизнь проработала в одной организации. Болеет давно. Неоднократно оперировалась.

1. Прокомментируйте состояние и поведение больной.

2. Охарактеризуйте возрастные особенности данной пациентки.

3. Укажите особенности мотивационной и эмоциональной сфер пациентки.

4. В чем заключаются особенности общения пожилых людей?

5. Укажите динамику самооценки в пожилом и старческом возрасте.
Задача №25


  1. Осуществите психологический анализ направленности личности нового работника и спрогнозируйте его поведение в новом коллективе.

  2. Укажите закономерности и показатели профессиональной адаптации нового сотрудника.

  3. Укажите показатели социальной адаптации нового сотрудника.

  4. Что такое психологический климат коллектива?

  5. Перечислите характеристики благоприятного психологического климата.

В отдел менеджмента по персоналу крупной коммерческой фирмы потребовался новый работник. После длительного отбора взяли перспективного молодого человека с университетским образованием, имеющего также дополнительный диплом курсов менеджмента по персоналу. Главный менеджер этого отдела – опытная и энергичная женщина, однако с непрофильным образованием (высшим экономическим). Новый сотрудник, узнав это, начал проявлять по отношению к ней пренебрежение, относиться "свысока", считая ее непрофессионалом. Собственным образованием и ус­пехами в работе очень гордится, хотя практический опыт имеет небольшой. Главный менеджер отдела оказывается в затруднительной ситуации: ей нужно "приструнить" молодого человека, но при этом она боится потерять авторитет у остальных сотрудников и действительно оказаться в чем–то некомпетентной.

Читайте также: