Обязанности руководителя курсовой работы

Обновлено: 20.05.2024

2. Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе учебно-исследовательской деятельности.

Выбор формы курсового проекта или курсовой работы зависит от профиля подготовки студента в учебном заведении.

2.2 Курсовая работа - это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента, содержащий систематизированные сведения по определенной теме.

2.3 Целью выполнения курсового проекта (курсовой работы) является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.

2.4 3адачами выполнения курсового проекта (курсовой работы) являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по определенному комплексу учебных дисциплин.

2.5При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать способности к таким видам деятельности, как:

  • поиск требуемой информации по теме;
  • изучение и критический анализ полученных материалов;
  • систематизация и обобщение имеющейся информации;
  • самостоятельное определение путей решения поставленных задач;
  • оформление работы;
  • логическое обоснование и формулировка выводов, предложений и рекомендаций по результатам работы.

Специальные или дополнительные требования к выполнению работ могут быть определены соответствующими предметно-цикловыми комиссиями.

3.1 Студент выполняет курсовую работу по утвержденной теме в соответствии с планом-графиком под руководством преподавателя, который является его руководителем.

3.2 Руководитель осуществляет текущее руководство, которое включает:

  • систематические консультации с целью оказания организационной и учебно-методической помощи студенту;
  • контроль за выполнением работы в соответствии с планом-графиком;
  • проверку содержания и оформления завершенной работы.

3.3 Тематика курсовых работ определяется преподавателями, осуществляющих руководство работой студентов. Перечень предлагаемых тем (названий) работ с указанием руководителя доводится до сведения студентов в течение первых четырех недель текущего учебного года.

3.4 График выполнения курсовой работы согласуется с предметно-цикловыми комиссиями, выдающими задание на курсовые работы в этом же семестре, копия графика передается в методический кабинет.

4 Структура курсовой работы

4.1 В состав курсовой работы входят: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение и приложения

Весь объём курсовой работы – 25 страниц печатного текста

4.2 Основные этапы выполнения курсовой работы

  1. определение темы курсовой работы
  2. подбор литературы, справочников и др. источников по теме исследования
  3. изучение необходимых источников по теме
  4. обоснование актуальности темы курсовой работы
  5. анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изучаемого вопроса
  6. подготовка и проведение практического раздела курсовой работы
  7. оформление практического раздела курсовой (расчеты, графики, таблицы,
    схемы, диаграммы и т.д.), если работа носит практический характер
  8. подготовка и проведение эксперимента (его фрагмента), если работа носит
    опытно-экспериментальный характер
  9. анализ результатов эксперимента, описание его и формулировка выводов
  10. написание введения
  11. формулировка выводов
  12. написание заключения
  13. составление списка используемых источников
  14. подготовка и оформление приложений
  15. оформление титульного листа
  16. представление работы руководителю (для написания отзыва)
  17. подготовка к публичной защите курсовой работы

4.3 Основные компоненты курсовой работы

  • титульный лист 1 стр
  • содержание 1 стр
  • введение 1 стр
  • глава 1 – теоретическая 10 стр
  • глава 2 – практическая 10 стр
  • заключение 1 стр
  • список источников 1 стр
  • приложения

Приложения не входят в данный объём и имеют свою нумерацию !

4.4 Виды курсовых работ

По структуре курсовые работы могут быть:

а) реферативного характера

б) практического характера

в) опытно- экспериментального характера

Отличие их друг от друга заключается в следующем:

  • в курсовой работе реферативного характера в теоретической главе дается
    история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории и
    практике, исходя из сравнительного анализа изученной литературы;
  • в курсовой работе практического характера основная часть состоит из двух главили разделов. В первом разделе содержатся теоретические основы
    разрабатываемой темы.

Вторая глава является практической, в ней представлены анализ результатов проведённого исследования при помощи методов психолого-педагогического исследования и методик

- курсовая работа опытно-экспериментального характера предполагает
проведение эксперимента или его фрагмента, анализ его результатов и
рекомендации по практическому применению. Описание эксперимента
осуществляется во 2-м разделе основной части.

4.5 В содержании последовательно излагаются введение, названия глав, заключение, список источников, список приложений и иллюстраций. Обязательно указываются страницы, с которых начинаются все пункты плана (см. образец № 1).

Введение - это вступительная часть учебно-исследовательской работы. Она содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, цель, задачи исследования). При обосновании актуальности темы нужно показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения, степень новизны

При обосновании практической актуальности темы исследования необходимо показать оценку результатов педагогического процесса (например, недостатки в обученности и воспитанности детей, которые следует устранить), или оценка качества педагогического процесса (например, недостатки в воспитательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обучении и воспитанности детей).

Во введении также отражается краткая информация о замысле исследований. Не следует увлекаться ссылками на литературу и цитатами. Введение должно занимать одну страницу, необходимо перечислить кто занимался проблемой и какие методы исследования были использованы в исследовании (см. образец 2)

ТЕМА ► Как это назвать?

ПРОБЛЕМА______________ Что надо изучить, или проблема в чем?

АКТУАЛЬНОСТЬ__________________ ► Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

ЦЕЛЬ ► Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит

ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Для курсовой работы логическую последовательность ни в коем случае нарушать нельзя:

  1. актуальность
  2. проблема
  3. цель
  4. задачи
  5. кто работал по данной проблеме
  6. какие методы исследования были использованы

4.7.1 Основная часть делится на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. В структуре основной части должно быть выделено не менее двух разделов, а в их составе не менее двух подразделов и т.д.

  • расстояние от края страницы до границ текста: слева - 25 мм, справа –10 мм, сверху и снизу –15 мм;
  • абзацный отступ - 15 мм;
  • расстояние между текстом и рисунком, текстом и таблицей – 15 мм.

Текст выполняется на одной стороне листа с применением печатающих и графических устройств ЭВМ. Опечатки, описки и прочие неточности, обнаруженные в процессе подготовки текста, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием составом "штрих" и вписыванием на том же месте или между строк исправленного текста. Повреждение листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.

4.8 В "Заключении" приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В "Заключении" не допускается повторения разделов содержания, введения или основной части, в частности выводов, сделанных по главам. Заключение должно соответствовать основным пунктам задания на курсовую работу.

4.9 Библиографический список оформляется в виде последнего приложения в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.16, ГОСТ 7.34, ГОСТ 7.40, Общих требований к оформлению текстовых документов Омутнинского колледжа педагогики, экономики и права и должен удовлетворять следующим основным требованиям:

  • соответствовать теме курсовой работы и полноте отражения всех аспектов ее рассмотрения;
  • включать разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, методические, производственные и др.;
  • не должно быть морально устаревших документов.

Упорядоченный библиографический список должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой.

4.10 Оформление приложений осуществляется в соответствии с ГОСТ 2.105-95 и Общими требованиями к оформлению текстовых документов Омутнинского колледжа педагогики, экономики и права.

В приложении оформляется материал, дополняющий содержание курсовой работы. В приложении или приложениях могут быть:

  • графические материалы: графики, диаграммы, схемы;
  • таблицы;
  • конспекты уроков, занятий;
  • анкеты, тесты;
  • протоколы наблюдений, бесед;
  • продукты деятельности детей;
  • продукты деятельности родителей;
  • видео- и фотоматериалы;
  • авторские учебно-методические разработки

Если в документе есть приложения, то на них обязательно даются ссылки в основном тексте документа. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте пояснительной записки.

Все приложения имеют сквозную собственную нумерацию.

  1. Требования к оформлению текстовой части курсовой работы

5.2 Содержание текстовой части курсовой работы может быть представлено в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций. Текст курсовой работы должен отвечать основным формальным требованиям, куда входят:

  • четкость структуры;
  • логичность и последовательность;
  • точность приведенных сведений;
  • ясность и лаконичность изложения материала;
  • соответствие изложения нормам русского литературного языка.

4.3 Список источников составляет не менее 10-15 источников и оформлен в соответствии с требованиями к списку источников (см. Библиографическую запись – методическое пособие)

Пример: Список источников:

  1. Бароненко, В.А., Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента [Текст]/ В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006.
  2. Матвеева, А.Г., Лысенко, И.А. Долго ли до беды? [Текст] / А.Г. Матвеева, И.А. Лысенко. – М.: Минкапресс, 2000.
  3. Лаптев, А.П. Закаливайтесь на здоровье [Текст] / А.П. Лаптев. – М.: Медицина, 20121.
  4. Смолер, В.И. Рациональное питание [Текст] / В.И. Смолер. – Киев: Альфа, 2014.

4.4 Расстояние от края страницы до границ текста (для титульного листа): слева – 25 мм, справа – 20 мм, сверху - 20 и снизу – 20 мм (см. образец 3)

На титульном листе весь текст располагается по центру

4.5 Расстояние от края страницы до границ текста (для текста, начиная со второй страницы – Содержание): слева – 25 мм, справа – 10 мм, сверху - 15 и снизу – 15 мм (см. образец 1, 2)

Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15 мм

4.6 Текстовые документы выполняют с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ в текстовом редакторе, шрифт Times New Roman, размер 14, междустрочный интервал одинарный для титульного листа).

Для основного текста используется шрифт – Times New Roman, кегль-14, межстрочный интервал – 1,5.

4.7 Заголовки и ключевые слова выполняются в текстовом редакторе, шрифт Times New Roman, размер 16, курсив или жирность.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Не нумеруются заголовки разделов ″Содержание″ . Заголовки разделов, не имеющих номеров, центрируются.

При оформлении заголовков следует соблюдать следующие требования к их размещению:

  • расстояние между заголовком (сверху и снизу) и текстом должно быть не менее 2 интервала;
  • расстояние между заголовком раздела или подраздела и текстом 2 межстрочных интервала.
  • заголовок подпункта от текста отделяется 1 интервалом

4.8 Используются только арабские цифры.

В содержании цифры пишутся под цифрами.

Каждая глава и каждый параграф начинаются с новой страницы и обязательно имеют вывод.

Нумерация страниц документа должна быть сквозная, начиная с введения - с цифры 3

4.9 Приложения имеют свою нумерацию: например, Приложение 1, Приложение 2 …

Приложения представляют собой графики, диаграммы, таблицы, анкеты, разработки бесед, консультаций, конспектов занятий.

4.10 Обязательно в тексте должны иметься ссылки на используемую литературу

Если глава имеет параграфы, то нумерация их должна быть в пределах каждой главы, и номер параграфа должен состоять из номеров главы и собственно параграфа, разделенных точкой. В конце номера главы, параграфа точка не ставится, например: 1.1 …, 1.2 … и т.д.

Если глава имеет параграфы, пункты, то нумерация пунктов должна быть в пределах главы и номер параграфа и состоять из номеров главы, параграфа и пункта, разделенных точками, например: 1.1.1 …, 1.1.2 … и т.д.

4.12 Введение, содержание, главы основной части и параграфы, заключение, список источников, приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный с прописной буквы.

4.13 Подготовленные в соответствии с вышеуказанными требованиями страницы курсовой работы вкладываются в папку (или в специальные обложки) и переплетаются.

6.1 Допуск студента к защите курсовой работы.

6.1.1 Принятие решения о допуске студента к защите курсовой работы ocyществляется руководителем. Допуск студента к защите курсовой работы подтверждается подписью руководителя на титульном листе пояснительной записки с указанием даты допуска.

6.1.2 Курсовая работа может быть не допущена к защите при грубых нарушениях правил оформления работы.

6.1.3 Дата защиты курсовой работы определяется заместителем директора колледжа по учебно-методической работе.

6.2 При грубых отклонениях от требований курсовая работа возвращается автору на доработку.

6.3 Защита курсовой работы носит публичный характер и включает в себя: доклад студента, обсуждение и оценку комиссии.

6.3.1 В докладе студент освещает актуальность и значимость темы, цель и задачи; раскрывает сущность проблемы и свой вклад в ее решение, характеризует итоги проделанной работы, намечает перспективы работы над данной темой и пути внедрения результатов работы в практическую деятельность. Длительность доклада до 10 минут.

6.3.2 Порядок обсуждения курсовой работы предусматривает: ответы студента на вопросы членов комиссии и других лиц, присутствующих на защите; выступление руководителя; дискуссию по защищаемой курсовой работе.

7.1 Обязанности студента

7.1.1 Собирает и обрабатывает информацию по теме курсовой работы.

7.1.2 Изучает и практически анализирует полученные материалы.

7.1.3 Глубоко и всесторонне исследует проблему, выполняет необходимые расчеты, дает описание и профессиональную аргументацию своих вариантов решения задач.

7.1.4 Принимает самостоятельные решения с учетом мнений руководителя и консультантов.

7.1.5 Готовит наглядные образцы, сопутствующие средства представления результатов курсовой работы: слайды, видеоролики, презентации и т.д.).

7.1.6 Формулирует логически обоснованные выводы по результатам работы, предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в практику.

7.1.7 Несет полную ответственность за содержание курсовой работы.

7.1.8 Представляет выполненную курсовую работу в виде доклада перед комиссией, отвечает на вопросы, дает обоснование выбранных решений.

7.2 Обязанности руководителя курсовой работы

7.2.1 Формулирует название темы курсовой работы.

7.2.2 Оказывает студенту организационную и научно-методическую помощь через систематические консультации.

7.2.3 Контролирует ход выполнения работы в соответствии с планом-графиком.

7.2.4 Периодически информирует учебное отделение о выполнении графика работы.

− в соответствии с темой разработать и выдать студенту задание по выполнению курсовой работы;

− оказать студенту помощь в разработке оптимального графика работы;

− рекомендовать исходную теоретическую литературу и подсказать методику пополнения библиографии по теме;

− проводить регулярные консультации;

− проверять план курсовой работы, самостоятельно разработанный студентом;

− проверять курсовую работу по частям или в целом, но не более двух раз;

− указать автору на значимость теоретической аргументации, стилистические погрешности, орфографические (грамматические) ошибки;

− информировать кафедру о ходе выполнения курсовой работы студентом.

Обязанности студента

− получить от руководителя индивидуальное задание на выполнение курсовой работы по избранной теме;

− представить руководителю в установленные сроки самостоятельно разработанный предварительный план работы;

− в установленные сроки согласовать с руководителем и составить график выполнения работы с указанием сроков выполнения отдельных частей и глав;

− регулярно отчитываться перед научным руководителем о ходе работы;

− передать готовую курсовую работу на кафедру для анализа за 10 дней до защиты.

Порядок выполнения курсовой работы

1.3.1 Выбор темы и составление предварительного плана

Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой.

Студент либо выбирает тему из числа тем, предложенных кафедрой, либо может самостоятельно предложить тему курсовой работы с обоснованием её целесообразности.

Тематика курсовых работ на предстоящий учебный год утверждается на заседании кафедры, о чём в протоколе заседания делается соответствующая запись.

Требования к содержанию

И оформлению курсовой работы

Курсовая работа должна быть отпечатана на листах формата А4, переплетена и представлена на кафедру в бумажном и электронном вариантах.

Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:

Объём курсовой работы не должен превышать 40 страниц печатного текста с интервалом 1.15, шрифтом Times New Roman стандартного размера (14 кегль), с выравниванием текста по ширине листа и соблюдением следующих размеров отступа от края листа: слева – 25 мм, сверху – 20 мм, справа – 15 мм, снизу – 20 мм.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

− основной текст (главы, параграфы);

− список использованных источников и литературы;

Титульный лист должен содержать следующую информацию:

− наименование образовательного учреждения и кафедры;

− обозначение вида работы;

− наименование темы курсовой работы;

− фамилия, имя, отчество студента;

− название института (факультета) и полный номер учебной группы;

− фамилию, имя, отчество, учёную степень и звание научного руководителя;

− дату сдачи и защиты, оценку с подписью научного руководителя;

− название города, в котором находится учебное заведение;

− год написания работы (см. Приложение 1).

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, на которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно соответствовать заголовкам в тексте работы.

Введение в курсовое исследование предполагает наличие:

− краткого представления уровня разработанности темы в отечественном и зарубежном научном пространствах с указанием основных научных направлений и их представителей;

− краткого обоснования актуальности выбранной темы, теоретической и практической значимости;

− чёткого определения цели и задач работы;

− объекта и предмета исследования;

Основной текст курсовой работы может быть разбит на несколько глав, каждая из которых предполагает глубокий и тщательный анализ проблемы. Глава заканчивается краткими выводами, которые затем используются в заключении.

Особое внимание уделяется самостоятельности изложения материала. Следует помнить, что цитаты из теоретических источников представляют собой вспомогательный материал, поэтому их излишнее количество в тексте нежелательно.

В Заключении подводится итог работы. В выводах следует отразить результаты проведённого исследования, а также то новое, что автор внёс в разработку данной проблемы. Желательно указать перспективы дальнейшей разработки темы.

За Заключением следует список использованных источников и литературы. Он является одним из важнейших частей работы и, как и предыдущие части, отражает уровень научной зрелости автора исследования.

Вспомогательный и дополнительный материалы помещают в Приложении. Это заполненные копии анкет, таблицы, фотоматериалы и т.п.

Оценивание курсовой работы

Критериями оценивания курсовой работы являются:

− актуальность и степень разработанности темы;

− творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;

− полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;

− уровень владения методикой исследования;

− научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций;

− научный стиль изложения;

− соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков её исполнения.

Защита курсовой работы

Студент, по неуважительной причине не предоставивший в установленный срок или не защитивший курсовую работу, считается имеющим академическую задолженность.

Защита курсовой работы производится в присутствии научного руководителя.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Каждый выпускник должен самостоятельно подготовить дипломный проект. Конечно же, разобраться в теме будет непросто. Грамотно изложить свои мысли и ход исследования, оформить их - еще сложнее. На помощь студентам приходит специально назначаемое лицо – научный руководитель, который призван контролировать процесс создания ВКР. Это не значит, что он будет писать работу за кого-либо, искать источники информации, исправлять и пр. на плечах этого сотрудника ВУЗа лежат определенные права и обязанности.

Основные права и обязанности научного руководителя дипломного проекта

Каждый выпускник должен самостоятельно подготовить дипломный проект. Конечно же, разобраться в теме будет непросто. Грамотно изложить свои мысли и ход исследования, оформить их — еще сложнее. На помощь студентам приходит специально назначаемое лицо – научный руководитель, который призван контролировать процесс создания ВКР. Это не значит, что он будет писать работу за кого-либо, искать источники информации, исправлять и пр. на плечах этого сотрудника ВУЗа лежат определенные права и обязанности.

Научный руководитель выбирается студентом (в отдельных случаях назначается администрацией ВУЗа) и утверждается соответствующим приказом на кафедре.

Кто может быть выбран в качестве научного руководителя дипломного проекта?

Занять место научного руководителя, который будет курировать выпускника, и помогать ему при выполнении диплома, может далеко не каждый преподаватель ВУЗа.

На роль научного руководителя дипломной работы может быть назначен:

— преподаватели-практики, которые имеют за плечами ученую степень;

— практикующие специалисты, которые в должной мере знакомы с теоретическими аспектами и работают с ВУЗом.

Функции научного руководителя ВКР

Научный руководитель – это лицо, работающее в ВУЗе которое должно контролировать ход выполнения ВКР, индивидуального плана (задания) и пр.

На самом деле куратор выполняет следующие функции:

— избирательная: помогает выбрать наиболее интересную и актуальную тему исследования;

— планирующая: составляет для студента индивидуальное задание и план выполнения ВКР с конкретизацией срока сдачи материала на проверку, помогает составить план дипломной работы;

— консультирующая: по мере необходимости направляет студента в нужное русло в части выполнения диплома, помогает определить наиболее важные моменты, подобрать источники информации и др.

— проверочная: проверка диплома на соответствие установленным требованиям;

— оценочная: рецензирование ВКР.

В числе основных функций можно выделить наиболее важные: контрольная и контрольно-проверочная.

Рассмотрим подробнее права и обязанности научного руководителя дипломного проекта.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Права научного руководителя дипломного проекта

  1. Разрешить студенту сменить тему диплома, если сделать этот шаг позволяют сроки сдачи готового материала на кафедру, а деканат при этом не возражает.
  2. Разрешить выпускнику самостоятельно подбирать источники информации.
  3. Помогать при выборе темы исследования, отмечая все плюсы и минусы, а также уровень подготовки студента. Возможно, для кого-то придется подбирать более легкие темы, а кому-то можно доверить более серьезные работы.
  4. Принимать решение о допуске или недопуске ВКР к защите. Решение научного руководителя должно быть аргументировано и обосновано.
  5. Направлять ВКР на доработку, вносить коррективы в структуру и содержание исследования, если считает это нужным, направленным на совершенствование проекта.
  6. Устанавливать сроки сдачи материала (или его отдельных частей) на проверку.

Обязанности научного руководителя дипломного проекта

  1. Выдать задание на преддипломную практику и обозначить необходимость сбора конкретных данных, которые пригодятся для написания ВКР;
  2. Дать рекомендации относительно структуры и содержания работы, изучения методических рекомендаций;
  3. Посоветовать источники информации по выбранной теме, способы их обработки и преподнесения.
  4. Контролировать ход выполнения дипломного проекта, проверять ВКР на соответствие установленным требованиям;
  5. Изучить и дать рекомендации по совершенствованию материала;
  6. Проводить консультации в утвержденные кафедрой и деканатом время;
  7. Готовить студентов к защите ВКР: оценить их ораторские способности, доклад, презентацию, дать советы по совершенствованию;
  8. Информировать заведующего кафедрой и деканат об успехах выпускников в части написания ВКР.
  9. Готовит рецензию на ВКР, отмечая в ней все положительные и отрицательные стороны.

Фактически научный руководитель отвечает за своевременность и качество дипломного проекта, так как контролирует ход его выполнения студентом и дает советы по корректировке исследования с целью получения достойной оценки.

Научное руководство подготовкой студентами работ является составным элементом учебного процесса и представляет собой подпроцесс целенаправленного воздействия научного руководителя на студента для развития его личной инициативы по выведению новых знаний посредством подготовки курсовой работы. В результате научного руководства дается объективная оценка, как работе, так и навыкам и умениям студента самостоятельно организовывать свой труд. Каждой группе студентов назначается научный руководитель, который осуществляет учебный процесс (лекции, практики), и, одновременно, подготовку курсовой работы.

Обязанностями научного руководителя курсовой работы являются:

- выдача индивидуального задания на сбор практического материала в период прохождения производственной практики;

- оказание помощи в составлении и оформлении план (содержания) курсовой работы;

- выдача студенту задания на курсовую работу;

- оказание помощи при подборе литературы и рекомендация по подбору основной литературы;

- проведение консультаций со студентами по вопросам подготовки и оформления курсовой работы;

- осуществление контроля за написанием и оформлением курсовой работы.

3.5. Подбор и изучение литературных источников и
нормативных актов. Составление списка литературы

Курсовая работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Подбор и изучение литературы для выполнения курсовой работы является одним из важных этапов работы студента. Результат научного руководства на данном этапе - утверждение научным руководителем списка литературы, изученного и составленного студентом. Выполнение данных мероприятий для студента занимает до десяти дней.

В процессе оказания студенту помощи в подборе литературы по избранной теме научный руководитель решает следующие задачи:

- помогает студенту в работе с теми источниками, в которых информация по интересующему вопросу собрана системно;

- обеспечивает знакомство студента с изданиями, в которых анализируются дискуссионные вопросы темы;

- знакомит с правилами составления библиографического описания и требований к порядку оформления курсовой работы.

Для ознакомления студентов с литературой научный руководитель рекомендует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка тема выбранной курсовой работы.

Научному руководителю целесообразно придать процессу знакомства студентов с литературой следующую последовательность: нормативные акты по уровням, научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные.

Студент может самостоятельно по утвержденному кафедрой списку рекомендуемой литературы подобрать основные источники.

Литература по теме курсовой работы подбирается студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек, с использованием каталогов книг, указателей журнальных статей, специальных библиографических справочников, тематических сборников литературы, периодически выпускаемых отдельными издательствами.

Студент должен знакомиться с источниками в порядке обратном хронологическому, то есть следует изучить самые новейшие публикации, затем прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д..

Студенту рекомендуется использовать следующие литературные источники по исследуемым направлениям:

- кодексы Российской Федерации;

- федеральные законы Российской Федерации по вопросам учета, налогообложения и т.д.;

- указы Президента Российской Федерации;

- положения по бухгалтерскому учету, касающиеся объектов исследования;

- постановления исполнительных органов власти Российской Федерации;

- инструктивные и методические указания Министерства финансов и других ведомств.

Целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, статьи, публикуемые в журналах и газетах.

Изучение литературных источников рекомендуется начинать с изучения нормативно-законодательных актов РФ, в дальнейшем широко привлекая учебники, учебные пособия, монографии по выбранной теме.

Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей конференций различных вузов.

Возможно использование электронных документов, полученных при помощи глобальной информационной сети Интернет. Однако достоверность этой информации нуждается в проверке.

При изучении периодических изданий, прежде всего, необходимо использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Затем следует обращаться непосредственно к интересующим материалам в номерах.

Статистический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить при анализе данных, опубликованных в ежегодных статистических сборниках, официальных изданиях Банка России.

После глубокого изучения студентом подобранной литературы следует обратить внимание на два-три источника, в которых информация по планируемой к исследованию проблеме собрана наиболее системно и сжато. Изучение и анализ этих источников позволит студенту углубить теоретические знания. В завершении студенту следует обратить внимание на публикации, в которых рассматриваются дискуссионные вопросы, относящиеся к теме работы.

При использовании материалов различных авторов (статьи, монографии, учебники и т.д.) необходимо делать ссылки на источники. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные и необходимые высказывания, подтверждающие или отрицающие позицию автора. После каждой цитаты, приведенной в курсовой работе, должна быть сделана ссылка на автора и источник. При конспектировании следует сразу же делать ссылки на автора и источник информации (название, место и год издания, издательство, номер страницы). При выполнении курсовой работы студент использует нормативно-законодательные акты Российской Федерации, делая ссылки на список литературы.

Курсовая работа без ссылок на источники к защите не допускается.

Читайте также: