Обязанности работодателей пригласивших иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности

Обновлено: 08.05.2024

Иногда работодатель заинтересован в том, чтобы принять на работу иностранных граждан. Оно и понятно: труд их не так дорог, да и в квалификации они порой не уступают нашим соотечественникам. Но не все, кто хотел бы, решаются на такой шаг, поскольку наслышаны о сложностях оформления документов для трудоустройства иностранцев.

Впрочем, не все так страшно. В статье изложим общий порядок получения разрешения на работу иностранному лицу, обратим внимание на документы, которые необходимо предоставить ФМС, и назовем причины, по которым в выдаче разрешения на работу может быть отказано.

Разрешение на работу: основные понятия.

Разрешение на работу может быть выдано иностранному гражданину на срок временного пребывания или на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранца в Россию (ст. 13.1Закона №115-ФЗ). Однако ст. 13.2 установлены исключения из данного правила для высококвалифицированных специалистов – разрешение на работу для них выдается на срок действия заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года, с правом многократного продления.

А что происходит с разрешением на работу, если иностранный сотрудник хочет сменить место работы? В таком случае на основании п. 7.6 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ он обязан в течение семи рабочих дней обратиться в территориальный орган ФМС для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу.

Необходимо помнить, что в силу ст. 13 Закона №115-ФЗ временно пребывающие в России иностранные граждане могут работать только в том субъекте РФ, на территории которого им выдано соответствующее разрешение. Но из этого правила Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 №564н сделаны исключения. Так, согласно данному документу временно пребывающие в России иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в следующих случаях:

  • при направлении в служебную командировку (продолжительность трудовой деятельности иностранца вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу);
  • если работа выполняется в пути или носит разъездной характер (общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов указанного в разрешении на работу субъекта РФ не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения).

К сведению: Приказом Минздравсоцразвития РФ № 564н утверждены перечни профессий (должностей), по которым временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут выполнять трудовые функции вне пределов субъекта РФ, где им разрешена работа.

Кому не нужно разрешение на работу?

Порядок получения разрешения на работу, установленный Административным регламентом , не распространяется на иностранных граждан:

Документы, необходимые для получения разрешения на работу.

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Россию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в ФМС или ее территориальный орган следующие документы:

  1. Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина. Форма такого заявления утверждена Приказом ФМС РФ от 25.12.2006 №370.
  2. Цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм.
  3. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника. Обратите внимание: срок действия документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления о выдаче разрешения ( п. 49 Административного регламента ).
  4. Копию документа об образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.
  5. Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 №188.
  6. Сертификат об отсутствии у иностранца заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
  7. Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого работника.
  8. Копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Если же разрешение на работу предполагается получить для иностранца, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, вышеуказанный перечень дополняется следующими документами:

  • миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Россию или отметкой территориального органа ФМС о выдаче ему указанной миграционной карты;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ.

Сертификат об отсутствии ВИЧ.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 №1158 установлены требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции. Сертификат должен содержать:

  • паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; № паспорта или документа, его заменяющего; страна постоянного или преимущественного проживания);
  • сведения о планируемом периоде пребывания в Российской Федерации;
  • информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).

Такой сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования.

Основания для отказа в выдаче разрешения.

В некоторых случаях даже при правильно собранных и оформленных документах в выдаче разрешения на работу иностранным гражданам может быть отказано.

Иностранцам, в том числе прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом ФМС в случаях, если иностранный гражданин:

  • выступает за насильственное изменение основ конституционного строя России, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или ее граждан;
  • финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
  • в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ, депортировался либо передавался иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии;

К сведению: реадмиссия – это разрешение государства на повторный въезд лица (своего гражданина, гражданина третьей страны или лица без гражданства), который незаконно въехал или пребывал в другом государстве.

  • представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
  • осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Обратите внимание: разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, если он не достиг совершеннолетия, и в случае привлечения работодателем иностранных граждан к трудовой деятельности сверх численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников данному работодателю или заказчику работ (услуг) (п. 30.3 Административного регламента).

  • имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
  • неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан;
  • выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
  • находится за пределами России более шести месяцев;
  • является больным наркоманией;
  • не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
  • страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 № 188);
  • прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, и в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу не представил в территориальный орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции;
  • прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, и в течение 15 рабочих дней с даты досрочного расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) не заключил нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Помимо указанных выше случаев в выдаче разрешения на работу может быть отказано в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.

Порядок получения разрешения.

Напомним, что для получения разрешения на работу иностранным гражданам работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в ФМС или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом и перечисленные выше.

Обратите внимание, что порядок получения разрешения на работу для иностранного работника его работодателем установлен в отношении иностранцев, которые прибыли в Россию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.

Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Россию в порядке, не требующем получения визы, выдается лично при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность.

Срок принятия решения о выдаче разрешения на работу составляет 30 дней со дня подачи всех необходимых документов. Этот срок может быть увеличен, если для принятия решения о выдаче разрешения требуется экспертиза документов. Однако в любом случае, даже с учетом такой проверки, срок принятия решения не может превышать 45 дней со дня подачи документов.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем высокую степень защиты от подделок.

Продление срока действия разрешения на работу.

Законом № 115-ФЗ установлено, что срок действия разрешения на работу может быть продлен. Для этого иностранный гражданин должен не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия разрешения представить в территориальный орган федеральной миграционной службы:

  • заявление о продлении срока действия разрешения. Форма данного заявления предусмотрена Административным регламентом;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ;
  • сведения о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу. Форма такого документа утверждена Приказом ФМС РФ от 20.07.2010 № 223;
  • документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;

К сведению: если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его постановку на учет по месту пребывания, но при этом сведения о его постановке на миграционный учет присутствуют в государственной информационной системе миграционного учета, то непредоставление указанных документов не является основанием для отказа в продлении разрешения на работу.

  • документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается в течение трех рабочих дней со дня представления иностранным гражданином заявления с приложением всех необходимых документов. Отметим, что оно принимается без учета квот на выдачу таких разрешений. Отказ в продлении возможен только в случае непредставления указанных документов.


Прием на работу иностранных граждан в 2021 - 2022 годах имеет ряд нюансов, несоблюдение которых может привести к штрафу. Как правильно принять иностранца? Какие документы нужны для оформления договора с иностранным работником? В каких случаях нужно уведомлять миграционную службу? Каковы особенности оформления высококвалифицированных специалистов? Мы подготовили для вас удобную таблицу-шпаргалку, которая подскажет порядок действий в каждом конкретном случае.

Прием на работу иностранных граждан в 2021 - 2022 годах

Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.

    Отдельная категория иностранцев — высококвалифицированные специалисты, чья работа в России будет оплачиваться в размере:

    • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
    • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

    В Путеводителе по кадровым вопросам эксперты КонсультантПлюс детально разъяснили правила приема иностранных граждан на работу. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

    Также на порядок приема на работу влияет то, из какого государства приехал работник и установлен ли с этим государством визовый режим. Визу нужно получать гражданам большинства территориально удаленных от РФ стран (например, США, Канады, стран Евросоюза). Из ближайших стран в визовом порядке приезжают эстонцы, латыши, грузины. Перечень стран с указанием необходимости получения визы для посещения России приведен в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

    Нужно ли уведомлять ФМС (УФМС России) о принятии временно пребывающего гражданина Киргизии на работу? Предусмотрена ли ответственность за прием на работу без заключения трудового договора и уведомления УФМС России? Ответы на эти вопросы есть в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в материал.

    Таким образом, именно от статуса иностранца и страны приезда зависит перечень документов, которые он должен будет представить в компанию при трудоустройстве и ваше взаимодействие с госорганами как работодателя.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомлять миграционную службу (с апреля 2016 года полномочия ФМС переданы МВД России) о трудоустройстве иностранного сотрудника необходимо всегда (за редким исключением, о котором расскажем далее). Нарушение этого правила чревато для компании штрафом в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. (в худшем случае приостановлением деятельности), а ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

    Уведомление оформляйте на бланке из приказа МВД России от 30.07.2020 №536. Вы можете скачать его бесплатно, кликнув по картинке ниже:

    Образец уведомления есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.

    Согласно ст. 65 ТК иностранный работник должен предоставить работодателю разрешение на работу или патент при трудоустройстве. Проверять подлинность этих документов работодатель не обязан. Но если выяснится, что сотрудник предоставил поддельные документы, работодателя могут оштрафовать за привлечение к труду иностранца с нарушением требований миграционного законодательства (письмо Минтруда от 04.12.2018 №.14-2/В-966). Поэтому рекомендуем проверить документы на подлинность с помощью специального сервиса ГУ МВД.

    Прием на работу гражданина Белоруссии в 2021 - 2022 году

    В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

    Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

    При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

    • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
    • сведения о регистрации;

    ВНИМАНИЕ! Граждане Белоруссии, прибывшие на территорию РФ, освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания в течение 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения). По истечении указанного срока пребывающий в РФ гражданин Белоруссии подлежит постановке на миграционный учет в общем порядке, установленном действующим законодательством.

    • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
    • документы об образовании.

    Напомним, что с 2019 года СНИЛС в виде зеленой заламинированной карточки больше не оформляется. Что должен предоставить сотрудник вместо СНИЛС, узнайте в материале "СНИЛС отменили - что взамен?"

    Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

    По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье.

    Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

    Прием на работу иностранных граждан в 2021 - 2022 годах: таблица

    Для того чтобы вам было проще ориентироваться в правилах трудоустройства иностранцев, мы подготовили специальную таблицу. В ней вы найдете основные нюансы приема на работу граждан в зависимости от их статуса и страны пребывания.

    Прием на работу иностранных граждан в 2017–2018 годах: таблица

    ВАЖНО! Неисполнение норм трудового и миграционного законодательства чревато для компании крупными штрафами — до нескольких сотен тысяч рублей. Ответственный сотрудник работодателя штрафуется в меньшем размере. Сумма штрафа зависит от того, какую обязанность работодатель не выполнил. При этом наказание выносится не за сам проступок, а за каждого неверно принятого на работу сотрудника.

    Как ужесточилась ответственность работодателей за работу иностранцев без заключения с ними трудового договора, узнайте из этой публикации.

    Итоги

    В последние годы мобильность трудовых ресурсов значительно выросла. Люди уже не ограничивают поиск работы территориальными границами родного государства. В последние годы чиновники сделали многое, чтобы упорядочить миграционное законодательство и снизить поток нелегальной рабочей силы.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    img_top2

    Постановлением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары от 3 апреля 2019 года, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019 года, Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года и даже Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года работодатель был признан виновным в том, что не уведомил органы МВД России о совершении указанных манипуляций, поскольку указанные манипуляции, по мнению перечисленных инстанций обязывают работодателя каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор.

    Итак, позиция, которую заняли органы МВД России:

    1. Работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомить территориальный орган МВД России в субъекте Российской Федерации (полицейский Главк в регионе), на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о поручении ему работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о заключении трудового договора, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность

    2. Работодатель обязан каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор в каждой из указанных ситуаций (в то время как основания для прекращения (расторжения) прежнего трудового договора отсутствуют).

    Позиция Конституционного суда: закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. Это означает, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения, а также мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). При этом закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно (как распространяющийся на деяния, прямо им не запрещенные)

    При этом абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - возлагает на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

    Заключение, изменение и прекращение (расторжение) трудовых договоров с иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим в качестве общего правила распространение на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем норм, установленных российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права

    В то же время в период действия трудового договора может возникнуть необходимость поручить работнику иную оплачиваемую работу у того же работодателя (работу по другой должности, профессии, специальности) и (или) изменить иные условия ранее заключенного с ним трудового договора:

    - работнику может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) (части первая и вторая статьи 60.2);

    - работодатель вправе переводить работника на другую работу, что предполагает постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре),

    - работодатель вправе переводить работника в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1);

    Во всех указанных случаях отдельный (новый) трудовой договор между работодателем и работником не заключается.

    Приведенные законоположения в полной мере распространяются и на трудовые отношения с участием работников, являющихся иностранными гражданами. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо специальных правил изменения условий заключенных с такими лицами трудовых договоров, за исключением особенностей временного перевода иностранного гражданина на другую работу в случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 (статья 327.4), которые, по смыслу соответствующих норм, касаются лишь работников, являющихся иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента.

    Таким образом, поручение иностранному гражданину работы у того же работодателя, не предусмотренной трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, и (или) работы по адресу, отличающемуся от указанного в заключенном с этим работником трудовом договоре, предполагает лишь изменение условий трудового договора и осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

    Вместе с тем, Конституционный Суд заключает, что при этом сторонами трудового договора во всяком случае должны быть соблюдены установленные в отношении иностранных граждан в соответствии с федеральным законом ограничения на осуществление отдельных видов трудовой деятельности (часть четвертая статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации), в том числе запрет на осуществление трудовой деятельности за пределами субъекта РФ, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, а также по профессии, должности, виду деятельности, не указанным в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность) [1]

    Соответственно, предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (часть 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации), федеральный законодатель исходил из того, что абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

    Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), названным Федеральным законом не предусмотрена.

    Соответственно, бездействие работодателя, который привлек иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора, однако впоследствии не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

    Конституционный Суд постановил пересмотреть ранее принятые судами решения.

    Вывод: Работодатель не обязан заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор всякий раз, когда изменяется трудовая функция работника или он в рамках заключенного трудового договора осуществляет трудовую функцию по адресу, отличающемуся от того, где он начинал ее осуществлять при заключении договора и, соответственно, уведомлять органы МВД России о данных фактах.

    Уведомления подаются только по факту заключения и прекращения (расторжения) договора, заключенного с иностранным гражданином.

    Единственное – необходимо соблюдать ограничения, установленные для отдельных категорий иностранных граждан.

    Какие это запреты:

    1. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе по профессии (должности), не указанной у него в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность);

    2. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе за пределами того субъекта Российской Федерации, где ему разрешено работать (касается иностранных граждан, получивших патент, разрешение на работу, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников).

    [1] Пункты 4.2 и 5 статьи 13, абзацы первый и второй пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

    Большинство работодателей привлекают к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан, из стран Содружества Независимых Государств, а именно граждан: Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Молдавии.

    Работодатели, при найме иностранных граждан, обязаны учитывать определенные нормы и правила, в целях соблюдения миграционного законодательства и избежание нарушений и штрафов.

    Рассмотрим, порядок привлечения иностранных граждан из стран СНГ, к осуществлению трудовой деятельности на основании патента.

    Основы

    Это означает, что работодатель имеют право осуществить прием на работу иностранного гражданина, исключительно при наличии у каждого иностранного гражданина патента на осуществления трудовой деятельности.



    Например: Если организации, находиться в г. Москва, то она имеете право принять на работу иностранного гражданина получившего патент исключительно в г. Москве.

    Также важно отметить, что согласно ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина патента, если такой патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы, патент, - влечет наложение административного штрафа:

    --- на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

    --- на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

    --- на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.



    Таким образом, принимая на работу иностранного гражданина из стран Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Молдавии, работодатель в обязательном порядке необходимо убедиться в наличии у данного иностранного гражданина действующего патента полученного в том же регионе, в котором находиться ваша организация (в котором ИГ будет осуществлять трудовую деятельность).

    Оформление трудового договора с иностранным гражданином.

    Согласно статье 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации, между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 указанного Кодекса, - срочный трудовой договор, а именно:

    Срочный трудовой договор заключается:

    --- на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;

    --- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

    --- для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

    --- с лицами, направляемыми на работу за границу;

    --- для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

    --- с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

    --- с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

    --- для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;

    --- в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

    --- с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

    --- с гражданами, направленными для прохожденияальтернативнойгражданской службы;

    --- в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

    По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

    --- с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек);

    --- с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным впорядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;

    --- с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные врайонах Крайнего Севераи приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

    --- для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

    --- с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

    --- с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

    --- с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

    --- с лицами, получающими образование по очной форме обучения;

    --- с лицами, поступающими на работу по совместительству;

    При заключении трудового договора иностранный гражданин должен представить управляющей компании, в которую он устраивается на работу, помимо документов, предусмотренных статьей 65 Трудового кодекса, еще и следующие документы:

    --- договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином;



    Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца.

    При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

    Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

    В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

    Важно отметить, что при заключении трудового договора, иностранные гражданене предъявляют документа воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

    В документе трудового договора заключенного с иностранным гражданином, работодатель должен указать дополнительные сведения согласно ст. 327.2 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно сведения о выданном патенте.

    Также, наряду с условиями, предусмотренными частью второй статьи 57 Трудового кодекса, обязательным для включения в трудовой договор с иностранным работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

    Уведомление УФМС о заключении либо расторжении (прекращение) трудового договора.

    К сведению

    Данное уведомление может быть направлено в территориальный УФМС как на бумажном носителе, так и путем отправки электронного документа (уведомления) через Интернет либо через единый портал государственных и муниципальных услуг.

    В случае не уведомления, либо нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального УФМС о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранными гражданами, прибывшими на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, влечет наложение административного штрафа:

    --- на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

    --- на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

    --- на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

    После получения уведомления, УФМС осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

    Таким образом, работодатели желающей принять на работу иностранных граждан из стран Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Молдавии необходимо убедиться в наличии действующих патентов, полученных в регионе в котором находиться ваша организация. Заключить трудовой договор, с соблюдением норм указанных выше, и в обязательном порядке уведомить об этом территориальный УФМС, в противном случае по отношению к Вам может быть применена мера административного наказания в виде штрафов либо приостановки деятельности.


    При этом, корреспондируя свободе труда иностранных граждан, законодатель возложил на российских работодателей ряд обязанностей и ограничений по привлечению к трудовой деятельности иностранцев на территории Российской Федерации.

    Проблемы, вызванные незнанием действующего законодательства или невнимательностью к процедуре трудоустройства и дальнейшего сопровождения трудовой деятельности, с которыми сталкиваются российские работодатели, использующие труд иностранных граждан, зачастую приводят к финансовым потерям, обусловленным привлечением к ответственности и значительностью штрафов, установленных КоАП РФ, а также иным проблемам в части внутреннего кадрового делопроизводства, бухгалтерского и налогового учета.

    Специфика трудовой деятельности иностранцев, по общему правилу, заключается в необходимости наличия таких условий как достижение иностранным гражданином восемнадцатилетнего возраста и наличия у него разрешения на работу или патента, а у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

    Важно знать, что для каждого из вышеназванных разрешительных документов установлены свои условия процедуры получения и использования.

    Так Патент и разрешение на работу является важными документами, подтверждающими право иностранца на труд в Российской Федерации.

    На основании разрешения на работу осуществляется трудоустройство тех иностранцев, которые прибыли в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Процедура получения разрешения, в отличие от патента, является более сложной.

    Следует также отметить, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

    1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

    2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации;

    3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации;

    4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

    Привлечение иностранцев к трудовой деятельности на территории Российской Федерации, несмотря на сложность всей процедуры трудоустройства, зачастую для работодателей является более выгодным и экономически обоснованным выбором, нежели вступление в трудовые отношения с российскими гражданами. Поэтому уполномоченными органами установлен особый пристальный контроль за соблюдением порядка трудовой деятельности иностранцев в России.

    Так в соответствии с положениями КоАП РФ, несоблюдение работодателем порядка получения патента или разрешения на работу для иностранного работника, а равно привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, является правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 и ч.2. ст. 18.15 КоАП РФ.

    Такое незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 тысяч рублей; на должностных лиц - от 25000 тысяч до 50000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 250000 тысяч до 800000 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

    Активность уполномоченных органов по выявлению фактов незаконной трудовой деятельности иностранцев на территории Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой. Однако суды, даже признавая факт выявленных нарушений, часто идут навстречу нерадивым работодателям и взыскивают штрафы значительно ниже предельных размеров, установленных КоАП.

    Постановлением, Туапсинского районного суда Краснодарского края от 29.08.2016 по делу №5-163/16, ИП Берсан А.И. также признан виновным за незаконное привлечение к трудовой деятельности на территории Российской Федерации гражданина Республики М. Письменный договор с иностранным гражданином не заключался, все условия работы, порядок оплаты труда были оговорены в устной форме. Разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности у гражданина Республики М. не проверялись, ИП Берсан А.И. в установленном порядке разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников не оформлял, уполномоченные органы в сфере миграции о привлечении иностранца к труду не уведомлял. ИП Берсану А.И. было назначено наказание в виде административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, в размере 300000 рублей.

    При наличии разрешительных документов заключается сам трудовой договор, который по своей сути ни должен отличаться от трудового договора, заключаемого с российским гражданином, так как правила трудового законодательства РФ распространяются и на трудовые отношения с иностранцами (п. 5 ст. 11 ТК РФ).

    Между работником-иностранным гражданином и работодателем трудовой договор заключается на неопределенный срок, в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 59 ТК РФ) – срочной трудовой договор. Основания для прекращения трудового договора сформулированы в ст. 327.6 ТК РФ.

    Еще один важный момент при трудоустройстве и прекращении трудовых отношений с иностранцем - это исполнение работодателем обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Уведомлять необходимо о заключении и расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

    В противном случае работодатель подлежит привлечению к административной ответственности в порядке ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ.

    При применении ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ суды также зачастую назначают наиболее мягкое наказание.

    В свою очередь Приморский краевой суд в решении от 31.08.2016 г по делу № 12-546/2016, признал обоснованным и не подлежащим отмене постановление суда первой инстанции о привлечении ПАО СКБ Приморья к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, указав на безусловное наличие вины нарушителя ввиду отсутствие доказательств принятия всех необходимых и возможных мер к надлежащему исполнению возложенной на него публично-правовой обязанности. Также суд указал, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ПАО СКБ Приморья к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований миграционного законодательства в отношении привлекаемых к труду иностранных граждан.

    19 сентября 2016

    Если остались вопросы, либо требуется иная юридическая помощь, то специалисты нашей юридической фирмы оперативно смогут помочь. Свяжитесь с нами по следующим контактам:

    Читайте также: