Обязанности работников речного транспорта согласно уставу о дисциплине

Обновлено: 23.04.2024

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

Комментарии к ст. 31 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Комментируемая статья определяет особенности правового положения капитана судна по поддержанию порядка на судне.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи распоряжения капитана судна в пределах его полномочий, выданные как в письменной, так и устной форме, должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Также в соответствии с п. 44 Устава службы на судах Минречфлота РСФСР капитан судна:

- участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне;

- в случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

Согласно ст. 11.17 КоАП невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. рублей до 5 тыс. рублей.

Более подробно порядок наложения дисциплинарных взысканий на членов экипажа регулируется п. 2 комментируемой статьи.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи капитан судна правомочен:

- применять к членам экипажа судна поощрения;

- налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания;

- отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Реализация указанного правомочия должна в обязательном порядке согласовываться с судовладельцем. Закон не устанавливает форму такого согласования. По нашему мнению, достаточно устного согласования.

Отметим, что до недавнего времени действовал Устав о дисциплине работников речного транспорта, утв. Постановлением Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 . Среди обязанностей работников внутреннего водного транспорта особо выделялись обязанности по обеспечению соблюдения установленных правил и норм по безопасности судоходства, технической эксплуатации флота, оборудования и механизмов, охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охране окружающей среды; сочетанию требовательности работников речного транспорта к подчиненным с заботой о них.

Утратил силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 октября 2018 г. N 1275.

Была попытка разработать Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта в форме федерального закона. Законопроект прошел первое чтение, но в процессе его подготовки к процедуре второго чтения разработчики пришли к выводу о необходимости отзыва законопроекта. К работе был привлечен ряд экспертов, включая представителей профсоюзов работников морского и речного транспорта, а также судовладельцев. В ходе этой работы был выявлен ряд неустранимых противоречий положений законопроектов положениям ТК. К примеру, увольнение за повторное совершение дисциплинарного проступка во всех отраслях народного хозяйства осуществлялось в рамках порядка, установленного ст. 192, 193 ТК, при этом для увольнения работника по общему правилу наступление каких-либо негативных последствий не является обязательным. Положение о том, что работник на год переводится на другую работу без согласия, противоречило ч. 1 и 2 ст. 37, ст. 55 Конституции. В результате проработки всех вопросов Правительство направило в Государственную Думу письмо о том, что законопроект необходимо снять с дальнейшего рассмотрения как утративший актуальность .

Таким образом, в настоящее время вопросы поощрения и дисциплинарного взыскания членов экипажа регламентируются только нормами ТК.

Согласно ст. 191 ТК работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В то же время в соответствии со ст. 192 ТК за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

- увольнение по соответствующим основаниям.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Дисциплинарное взыскание производится капитаном только при издании приказа по судну и согласовании этого с судовладельцем.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет правомочие капитана судна изолировать лицо, которое непосредственно создает угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Аналогичное правило закрепляется и в ст. 67 КТМ РФ, посвященной поддержанию порядка на судне.

Действия такого лица не должны содержать признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Тогда применяется другой порядок. Согласно п. 4 и 5 комментируемой статьи в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Таким образом, комментируемый Кодекс ограничивает права капитана судна только организацией непосредственно задержания и информированием компетентных органов. В то же время ст. 69 КТМ закрепляет, что капитан судна, находящегося в плавании, возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК.

При этом ст. 40 УПК РФ установлено, что возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий возложено на капитанов как морских, так и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.

См.: Александров М.С. Дознание на судах, находящихся в плавании // Российский судья. 2010. N 6. С. 31 - 35.

При совершении каким-либо лицом на судне административного правонарушения капитан имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП капитаны судов внутреннего плавания уполномочены составлять протоколы о следующих административных правонарушениях:

- выбрасывание мусора или иных предметов за борт судна внутреннего водного транспорта;

- невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна.

Задайте вопрос юристу:

· Общие положения. Капитан, экипаж судна, командный состав, судовая команда, (рядовой состав). Общие обязанности членов экипажа судна.

· Основы организации судовой и вахтенной службы. Судовые расписания, время несения вахт рядовым составом.

· Судовое заведование. Что в него входит, каким документом определяется.

· Вахтенная служба. Что такое вахта, основные обязанности вахтенных,

ответственность за несение вахтенной службы. Ходовая, стояночная вахта.

· Вахтенный начальник. Его основные обязанности относительно лиц, несущих вахту, а также других лиц, находящихся на судне.

· Порядок смены вахт, подвахта.

· Обязанности вахтенного рулевого (матроса) на стоянке и на ходу в соответствии с

Уставом службы на судах.

· Порядок подъема флагов и вымпелов на судах.

· Порядок допуска на судно посторонних лиц.

· Организация борьбы за живучесть судна. Основные документы по организации

борьбы за живучесть судна.

· Сигналы общесудовых тревог. Обязанности членов экипажа по тревогам.

· Распорядок жизни и быт экипажа судна: судовые помещения, обеспечение санитарного состояния судна, прием пищи, увольнение на берег, пользование судовыми шлюпками (лодками), судовые правила.

· Меры поощрения и взыскания, порядок их применения в соответствии с Уставом о дисциплине работников речного транспорта и Трудовым кодексом РФ.

Правила плавания по ВВП РФ

· Термины и определения: - судно, самоходное судно, скоростное судно, маломерное судно, парусное судно, паром, буксирный состав, толкаемый состав, судно на ходу, судно на стоянке, судовой ход; движение вверх, вниз, полоса движения, ось судового хода, кромка судового хода, встречное движение, расхождение, обгон, пересекающиеся курсы, про пуск, безопасная скорость, минимальная скорость.

· Общий порядок движения и расхождения судов, обгон судов.

· Огни и знаки судов и плотов.

· Звуковые сигналы, их значение.

Устройство судна

· Термины и понятия: - корпус судна, набор корпуса, обшивка, палуба, днище, борт, штевни (форштевень, ахтерштевень), переборка, отсек, форпик, ахтерпик, бак, полубак, ют, коффердам, люк, комингс, шпангоуты и их виды, бимс, кильсон, карлингс, киль, пиллерс, кница, голубница, портик, шпигат.

· Основные судовые устройства: рулевое, буксирное, якорное, сцепное, швартовное, шлюпочное, грузовое.

· Судовые системы: водоснабжения, отопления, вентиляции, холодильная, сточно­фановая и др.

Должны уметь:

· управлять судном под руководством вахтенного начальника;

· осуществлять переход с одного вида рулевого управления на другой (с основного на резервный или аварийный и наоборот);

· работать с палубными механизмами и судовыми устройствами (якорным, швартовным, буксирным, шлюпочным и др.);

· пользоваться системами внутренней связи и аварийной сигнализации;

Обязан соблюдать требования техники безопасности при выполнении всех судовых работ и в повседневной жизни на судне.

Раздел 7. Рабочие программы квалификационных испытаний при дипломировании моториста, машиниста, лебедчика, электрика судового

Моторист, машинист, лебедчик, электрик судовой должны иметь понятия о внутреннем водном транспорте, устройстве судна, знать Устав службы на судах ВВТ РФ, устав о дисциплине работников речного транспорта в объеме, указанном в разделе 6. Они обязаны знать и выполнять технику безопасности при работе в машинном отделении, на палубе и повседневной жизни на судне.

· 7.1. Кроме того, моторист, машинист должны знать:

· Устройство судовой силовой установки, вспомогательных механизмов и систем, нормативные эксплуатационные показатели их работы.

· Технические параметры и инструкции по обслуживанию судовой техники.

· Судовые системы, их назначение и функционирование, работу контрольно ­измерительных приборов (КИП).

· Требования наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов.

Обязаны уметь:

· Нести вахту под руководством старшего по вахте в машинном отделении (механика, пом. механика).

· Выполнять слесарные, демонтажные и монтажные работы при ремонте ДВС, вспомогательных механизмов и устройств.

· Осуществлять обслуживание ДВС, вспомогательных механизмов и устройств.

· 7. 2. Лебедчик земснаряда должен знать:

· Устройство вспомогательных механизмов и устройств.

· Правила эксплуатации палубных технических средств.

· Швартовные операции и порядок их проведения.

· Судовые палубные и грузовые работы.

Должен уметь:

· Управлять палубными техническими средствами, пользоваться брашпилем при якорных и швартовных операциях, отдавать и поднимать якорь, обслуживать якорное устройство.

· Управлять оперативными лебедками при выполнении земснарядом

· 7.3. Судовой электрик должен знать:

· Устройство судна, машин и механизмов, рулевых устройств, навигационных

· Устройство судовой электростанции, главного и других распределительных щитов.

· Аппаратуру электрооборудования и приборы.

· Правила эксплуатации электрооборудования и электроустановок.

· Технику безопасности при эксплуатации электрооборудования и электроустановок.

Должен уметь:

· Обслуживать и осуществлять ремонт судового электрооборудования.

Раздел 8. Рабочая программа квалификационных испытаний при дипломировании шкипера несамоходного судна

Шкипер несамоходного судна должен знать:

· Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Трудовой кодекс РФ, Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта, Устав службы на судах речного флота, законодательные и нормативные право вые акты по вопросам, касающихся деятельности членов экипажей несамоходных судов в объеме, изложенном в разделе 1. Общие вопросы.

· Правила плавания по ВВП РФ и Особенности движения и стоянки судов по ВВП Восточно-Сибирского бассейна.

· Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей.

· Правила сдачи судов в ремонт и приемки из ремонта.

· Правила противопожарной безопасности на судах ВВП РФ.

· Инструкции по ведению судовой документации и отчетности.

· Правила безопасности труда на судах речного флота.

· Устройство судна, судовых механизмов и устройств.

· Правила и инструкции погрузки, выгрузки судов.

Обязан уметь:

· Руководить деятельностью экипажа несамоходного судна.

· Обеспечивать надлежащее содержание и правильную техническую эксплуатацию несамоходного судна и судовых технических средств.

· Осуществлять прием и сдачу груза в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

· Управлять несамоходным судном по указанию капитана (вахтенного начальника)

· Обеспечивать работу энергетической и котельной установок судна.

· Вести судовую документацию и отчетность.

· Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Список нормативных документов и рекомендованной литературы для подготовки к квалификационным испытаниям при дипломировании членов экипажей

Судов внутреннего плавания.

1.Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года №349.

2. Порядок выдачи справки о стаже плавания членам экипажей судов внутреннего плавания (с приложением образца справки). Утвержден приказом Минтранса России от 12 мая 2006 года №59.

3.Устав о дисциплине работников речного транспорта. М., Транспорт, 1986.

4.Устав службы на судах речного флота. Приказ МРФ РСФСР от 30.03.1982 г. № 30 с дополнениями приказа Минтранса РФ от 03. 06. 1998 г № 64..

5. Наставление по борьбе за живучесть судов Минречфлота РСФСР (НБЖС РФ-86).

Л., Транспорт, 1987.

6. Правила пожарной безопасности на судах ВВТ РФ. Приказ Минтранса России от 24 декабря 2002 года №158 с изменениями и дополнениями в редакции приказа от 22.04.2003 г. № 121..

7. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. М., Былина, 2001.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.,

9. Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов. Приказ Минтранса России от 1 ноября 2002 года № 138.

10. Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации. Приказ Минтранса России от 24 апреля 2002 года № 55

11. Положение о расследовании, классификации и учете транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации. Приказ Минтранса России от 29 декабря 2003 года № 221..

12. Тарифное руководство № 5-р, ч.1; Правила перевозок пассажиров и багажа.

13. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Приказ Минтранса России от 14 октября 2002 года № 129

Изменения и дополнения в Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Приказ Минтранса Российской Федерации от 31 марта 2003 года №114 и приложение к нему.

14. Особенности движения и стоянки судов по ВВП Восточно-Сибирского бассейна (дополнения к Правилам плавания по ВВП РФ). Утверждены приказом начальника ГРСИ по ВСБ от 12 февраля 2003 года № 8.

15. Правила технической эксплуатации речного транспорта. Приказ МРФ от 3 января 1973 года №2. Транспорт, 1974.

16. Правила ремонта судов МРФ РСФСР. М., Транспорт, 1983.

17.Правила технической эксплуатации дизелей судов речного флота. Л., Транспорт, 1989.

18. Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта. М., По Волге.-Росконсульт, 2002.

22. Санитарные правила и нормы. СанПин 2.5.2 - 703-98. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. № 16.

23. Правила экологической эксплуатации судов. Распоряжение Минтранса России от11.11.2002 г .№НС-137-р.

24.Смирнов Н.Г. Теория и устройство судна. М., Транспорт, 1983.

25.Соларев Н.Ф., Белоглазов В.И., Тронин В.А. Управление судами и составами. М., Транспорт, 1983.

26. Земляновский Д.К., Капилин А.И. Безопасность плавания речных судов. М., Транспорт, 1992.

28. Конаков Г.А., Васильев Б.В. Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация флота. М., Транспорт, 1980.

29. Лебедев О.Н. и др. Двигатели внутреннего сгорания речных судов. М., Транспорт, 1992.

30. Иванов Б.Н., Пономаренко В.М. Эксплуатация судовых дизельных установок. М., Транспорт, 1982.

31.Мартынов А.А. Энергетические установки земснарядов. М., Транспорт, 1986.

32.Леонтьевский Е.С Справочник механика и моториста теплохода. М., Транспорт, 1981.

33. Толшин В.И. Автоматизация СЭУ. М., Росконсульт, 2002.

34. Аристов Ю.К. Судовые вспомогательные механизмы и системы. М., Транспорт, 1985.

35.Краковский И.И. Судовые вспомогательные механизмы. М., Транспорт, 1972.

36.Сизов Г.Н., Аристов ю.к, Лукин Н.В. Судовые насосы и вспомогательные механизмы. М., Транспорт, 1982.

37.Чиняев И.А. Судовые вспомогательные механизмы. М., Транспорт, 1989.

38.Сизых В.А. Судовая автоматика и аппаратура контроля. М., Транспорт, 1986.

39.Грузоведение , Чернышков В.А. , Новосибирск 2001.

40. Стариков А.С., Лукин Н.В., Разжив ин СН. Суда технического флота. М., ранспорт, 1982.

41. Краковский И.И. Суда технического флота. М., Судостроение, 1968.

42. Федоров В.Ф., Губанов В.Д.Организация и технология судоремонта. М., Транспорт, 1987.

43.Инструкция по землечерпательным работам. М., Транспорт, 1989.

44.Правила технической эксплуатации судового электрооборудования. Приказ МРФ от 17 января 1980 г. № 10.

45.Бегунков А.И., Иванов В.И. Автоматизация речных судов. М., Транспорт, 1970.

46.Писанников Г.П. Управление рулевыми электроприводами и уход за ними. М., Транспорт, 1963.

48. Прейскурант № 14-01, Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом.

49. Самодолов Т.Т. Электрооборудование и радиосвязь речных судов. М., Транспорт, 1981.

50. Байрашевский А.М. и др. Судовая радиоэлектроника и радионавигационные приборы. М., Транспорт, 1989.

51.Правила радиосвязи на ВВП РФ. Приказ Департамента речного транспорта от 9 ноября 1994 г.№ 59. Москва 1995 г.

52. Указания по организации судовой радиосвязи в Восточно-Сибирском бассейне, Иркутск 1998 г.

53.Наставление по предотвращению загрязнения ВВП при эксплуатации судов (РД 152-­011-00), Москва , 2000

54. Инструкция по загрузке и разгрузке серийных несамоходных сухогрузных судов.

Рабочие программы (вопросы) квалификационных испытаний при дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания подготовлены на основе типовых программ, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации в 2006 году.

При подготовке программы квалификационных испытаний для механиков, электромехаников и их помощников в контексте типовой программы отредактирована и использована часть вопросов из билетов, по которым до настоящего времени проводились квалификационные испытания (проверка знаний) при дипломировании лиц комсостава этих специальностей.

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

Комментарии к ст. 31 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Комментируемая статья определяет особенности правового положения капитана судна по поддержанию порядка на судне.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи распоряжения капитана судна в пределах его полномочий, выданные как в письменной, так и устной форме, должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Также в соответствии с п. 44 Устава службы на судах Минречфлота РСФСР капитан судна:

- участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне;

- в случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

Согласно ст. 11.17 КоАП невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. рублей до 5 тыс. рублей.

Более подробно порядок наложения дисциплинарных взысканий на членов экипажа регулируется п. 2 комментируемой статьи.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи капитан судна правомочен:

- применять к членам экипажа судна поощрения;

- налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания;

- отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Реализация указанного правомочия должна в обязательном порядке согласовываться с судовладельцем. Закон не устанавливает форму такого согласования. По нашему мнению, достаточно устного согласования.

Отметим, что до недавнего времени действовал Устав о дисциплине работников речного транспорта, утв. Постановлением Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 . Среди обязанностей работников внутреннего водного транспорта особо выделялись обязанности по обеспечению соблюдения установленных правил и норм по безопасности судоходства, технической эксплуатации флота, оборудования и механизмов, охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охране окружающей среды; сочетанию требовательности работников речного транспорта к подчиненным с заботой о них.

Утратил силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 октября 2018 г. N 1275.

Была попытка разработать Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта в форме федерального закона. Законопроект прошел первое чтение, но в процессе его подготовки к процедуре второго чтения разработчики пришли к выводу о необходимости отзыва законопроекта. К работе был привлечен ряд экспертов, включая представителей профсоюзов работников морского и речного транспорта, а также судовладельцев. В ходе этой работы был выявлен ряд неустранимых противоречий положений законопроектов положениям ТК. К примеру, увольнение за повторное совершение дисциплинарного проступка во всех отраслях народного хозяйства осуществлялось в рамках порядка, установленного ст. 192, 193 ТК, при этом для увольнения работника по общему правилу наступление каких-либо негативных последствий не является обязательным. Положение о том, что работник на год переводится на другую работу без согласия, противоречило ч. 1 и 2 ст. 37, ст. 55 Конституции. В результате проработки всех вопросов Правительство направило в Государственную Думу письмо о том, что законопроект необходимо снять с дальнейшего рассмотрения как утративший актуальность .

Таким образом, в настоящее время вопросы поощрения и дисциплинарного взыскания членов экипажа регламентируются только нормами ТК.

Согласно ст. 191 ТК работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В то же время в соответствии со ст. 192 ТК за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

- увольнение по соответствующим основаниям.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Дисциплинарное взыскание производится капитаном только при издании приказа по судну и согласовании этого с судовладельцем.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет правомочие капитана судна изолировать лицо, которое непосредственно создает угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Аналогичное правило закрепляется и в ст. 67 КТМ РФ, посвященной поддержанию порядка на судне.

Действия такого лица не должны содержать признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Тогда применяется другой порядок. Согласно п. 4 и 5 комментируемой статьи в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Таким образом, комментируемый Кодекс ограничивает права капитана судна только организацией непосредственно задержания и информированием компетентных органов. В то же время ст. 69 КТМ закрепляет, что капитан судна, находящегося в плавании, возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК.

При этом ст. 40 УПК РФ установлено, что возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий возложено на капитанов как морских, так и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.

См.: Александров М.С. Дознание на судах, находящихся в плавании // Российский судья. 2010. N 6. С. 31 - 35.

При совершении каким-либо лицом на судне административного правонарушения капитан имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП капитаны судов внутреннего плавания уполномочены составлять протоколы о следующих административных правонарушениях:

- выбрасывание мусора или иных предметов за борт судна внутреннего водного транспорта;

- невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна.

Задайте вопрос юристу:


1. Настоящий Устав определяет основные положения организации службы на судах Министерства речного флота РСФСР, а также права и обязанности членов судового экипажа.

2. Требования настоящего Устава основываются на Кодексе законов о труде РСФСР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодексе торгового мореплавания Союза ССР и других актах действующего законодательства и распространяются на всех членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении ими служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, находящихся на судне.

3. Все члены судового экипажа обязаны знать и точно выполнять требования настоящего Устава.

4. Нарушение требований настоящего Устава влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность, установленную законом.

5. Все члены судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

7. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем в установленном порядке, Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота и настоящим Уставом.

8. Обязанности лиц судового экипажа, должности которых не указаны в настоящем Уставе, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми в порядке, установленном Министерством речного флота РСФСР.

9. Все документы, издаваемые Министеством речного флота и судовладельцем в части организации службы, определения обязанностей и прав членов экипажа и лиц, пребывающих на судне, должны быть согласованны с положениями настоящего Устава.

Действие настоящего Устава распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, на техническом обслуживании или в навигационном ремонте (т. е. с момента подписания акта приемки судна в эксплуатацию до подписания акта приемки судна на отстой или ремонт с ответственным хранением).

2.Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта

Дисциплина работников внутреннего водного транспорта и их организованность при выполнении трудовых обязанностей служат гарантией устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования внутреннего водного транспорта, в том числе безопасности судоходства и движения судов, безопасности гидротехнических сооружений, сохранности имущества, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения окружающей среды.

1. Работодатель либо уполномоченные им в установленном порядке лица вправе применить все виды дисциплинарных взысканий, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. Капитан судна вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном служебном соответствии.

2. Наложение капитаном судна на члена экипажа судна дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном служебном соответствии и снятие дисциплинарного взыскания оформляются приказами по судну с последующим уведомлением работодателя.


3. Наложение работодателем на члена экипажа судна дисциплинарного взыскания осуществляется по представлению капитана судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае проведения служебного расследования дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня вынесения заключения по результатам служебного расследования. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

При применении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, работник внутреннего водного транспорта может быть переведен с его согласия на другую работу, не связанную непосредственно с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья. По истечении срока применения дисциплинарного взыскания работник должен сдать квалификационный экзамен в целях оценки профессионального уровня, предъявляемого для замещения должности, непосредственно связанной с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутреннего водного транспорта. В случае, если работник 2 раза подряд не сдал указанный квалификационный экзамен либо отказался от сдачи квалификационного экзамена, он переводится с его согласия на другую работу, не связанную непосредственно с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья. В случае невозможности перевести работника на другую работу или отказа работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним может быть расторгнут на основании пункта 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

1. К работникам внутреннего водного транспорта помимо видов поощрений, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, применяется поощрение в виде награждения ведомственными наградами (медалями, нагрудными знаками, нагрудными знаками отличия) в порядке и на условиях, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутреннего водного транспорта.

2. Работодатель либо уполномоченные им в установленном порядке лица вправе применять все виды поощрений, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.Капитан судна вправе объявлять благодарность членам экипажа судна с оформлением приказа по судну и последующим уведомлением работодателя.


1. Настоящий Устав определяет основные положения организации службы на судах Министерства речного флота РСФСР, а также права и обязанности членов судового экипажа.

2. Требования настоящего Устава основываются на Кодексе законов о труде РСФСР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодексе торгового мореплавания Союза ССР и других актах действующего законодательства и распространяются на всех членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении ими служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, находящихся на судне.

3. Все члены судового экипажа обязаны знать и точно выполнять требования настоящего Устава.

4. Нарушение требований настоящего Устава влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность, установленную законом.

5. Все члены судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

7. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем в установленном порядке, Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота и настоящим Уставом.

8. Обязанности лиц судового экипажа, должности которых не указаны в настоящем Уставе, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми в порядке, установленном Министерством речного флота РСФСР.

9. Все документы, издаваемые Министеством речного флота и судовладельцем в части организации службы, определения обязанностей и прав членов экипажа и лиц, пребывающих на судне, должны быть согласованны с положениями настоящего Устава.

Действие настоящего Устава распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, на техническом обслуживании или в навигационном ремонте (т. е. с момента подписания акта приемки судна в эксплуатацию до подписания акта приемки судна на отстой или ремонт с ответственным хранением).

2.Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта

Дисциплина работников внутреннего водного транспорта и их организованность при выполнении трудовых обязанностей служат гарантией устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования внутреннего водного транспорта, в том числе безопасности судоходства и движения судов, безопасности гидротехнических сооружений, сохранности имущества, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения окружающей среды.

1. Работодатель либо уполномоченные им в установленном порядке лица вправе применить все виды дисциплинарных взысканий, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. Капитан судна вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном служебном соответствии.

2. Наложение капитаном судна на члена экипажа судна дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном служебном соответствии и снятие дисциплинарного взыскания оформляются приказами по судну с последующим уведомлением работодателя.


3. Наложение работодателем на члена экипажа судна дисциплинарного взыскания осуществляется по представлению капитана судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае проведения служебного расследования дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня вынесения заключения по результатам служебного расследования. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

При применении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, работник внутреннего водного транспорта может быть переведен с его согласия на другую работу, не связанную непосредственно с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья. По истечении срока применения дисциплинарного взыскания работник должен сдать квалификационный экзамен в целях оценки профессионального уровня, предъявляемого для замещения должности, непосредственно связанной с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутреннего водного транспорта. В случае, если работник 2 раза подряд не сдал указанный квалификационный экзамен либо отказался от сдачи квалификационного экзамена, он переводится с его согласия на другую работу, не связанную непосредственно с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья. В случае невозможности перевести работника на другую работу или отказа работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним может быть расторгнут на основании пункта 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

1. К работникам внутреннего водного транспорта помимо видов поощрений, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, применяется поощрение в виде награждения ведомственными наградами (медалями, нагрудными знаками, нагрудными знаками отличия) в порядке и на условиях, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутреннего водного транспорта.

2. Работодатель либо уполномоченные им в установленном порядке лица вправе применять все виды поощрений, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.Капитан судна вправе объявлять благодарность членам экипажа судна с оформлением приказа по судну и последующим уведомлением работодателя.

Читайте также: