Обязанности исполнителя художественно оформительских работ

Обновлено: 01.05.2024

Во все времена люди стремились к красоте. Получив крышу над головой, а точнее пещеру, первобытный человек тут же нарисовал на стенах сцены из его жизни – первые обои. Со временем в человеке пробудилась способность испытывать эстетическое удовольствие от рисунков, и тот, кто мог хорошо рисовать, стал заниматься этим постоянно, что стало профессией.

На Руси художественное образование существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. В XVIII веке в России Петром I была создана Рисовальная школа при Петербургской типографии.

В наши дни художественно-оформительские работы стали неотъемлемой частью дизайна офисов, магазинов, ресторанов, жилых помещений и предметов быта. Использование современных материалов, знания в области современных компьютерных технологий и умение работать с графическими программами открывают неограниченные возможности исполнителю художественно-оформительских работ в сфере дизайна интерьера, промышленной графики, рекламы. Исполнитель художественно-оформительских работ - это высококвалифицированный специалист, как правило, одаренный способностями к рисованию. Он выполняет оформление помещений от простых малярных до сложнейших дизайнерских художественно-оформительских работ, осуществляет их в разной технике и с использованием различных материалов (настенная роспись, роспись по дереву, стеклу, мозаика). По разработанным эскизам, шаблонам, эталонам он создает плакаты, графические схемы, оформляет вывески и наружную рекламу, осуществляет художественную роспись панно, элементов декоративного оформления интерьеров домов, торговых залов, вестибюлей и холлов различных учреждений.

Исполнитель художественно-оформительских работ знает основы живописи и рисунка, правила составления колеров, приемы и технику выполнения рисунка, требования, предъявляемые к окрашиваемым поверхностям, свойства материалов, применяемых в оформительском деле. Профессия исполнителя художественно-оформительских работ схожа с профессией дизайнера.

На сегодняшний день без специалистов этой профессии практически невозможно создать дизайнерское декоративное оформление интерьеров, рекламных вывесок, плакатов, графических схем, и т.д.

Работает специалист в основном в помещении, наружные работы, как правило, выполняются в теплое время года.

Исполнитель художественно-оформительских работ может работать художником-оформителем, художником, дизайнером, специалистом по рекламе, бутафором, витражистом, художником-декоратором.

Хороший исполнитель художественно-оформительских работ может заниматься собственным делом как индивидуальный предприниматель и владелец дизайнерской фирмы, а также работать в рекламных агентствах, школах искусств, детских дошкольных учреждениях, дворцах культуры и творчества.

Описание программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ

ФГОС по профессии Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 668

Нормативные сроки получения СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) по очной форме обучения и соответствующие квалификации:

- на базе среднего общего образования - 10 месяцев – исполнитель художественно-оформительских работ;

- на базе основного общего образования – 2 года 5 месяцев – исполнитель художественно-оформительских работ.

(ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение художественных работ оформительского, рекламного и шрифтового характера.

2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

эскизы, рисунки, изображения, различные шрифты и декоративные элементы;

материалы, используемые для выполнения художественно-оформительских работ;

инструменты и приспособления для выполнения художественно-оформительских работ;

технологические процессы и операции художественно-оформительских работ.

3. Обучающийся по профессии Исполнитель художественно-оформительских работ готовится к следующим видам деятельности:

- Выполнение подготовительных работ.

- Выполнение шрифтовых работ.

- Выполнение оформительских работ.

- Изготовление рекламно-агитационных материалов.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ППКРС

1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Выполнение подготовительных работ.

- Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ.

- Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.

2. Выполнение шрифтовых работ.

- Изготавливать простые шаблоны.

- Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.

- Выполнять художественные надписи.

3. Выполнение оформительских работ.

- Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника.

- Изготавливать объемные элементы художественного оформления из различных материалов.

- Создавать объемно-пространственные композиции.

4. Изготовление рекламно-агитационных материалов.

- Выполнять элементы макетирования.

- Подготавливать к использованию исходные изображения, в том числе фотографические.

Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы 54.02.01 Изобразительные и прикладные виды искусства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): исполнение художественно-оформительских работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Изготавливать простые шаблоны.

ПК 1.2. Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.

ПК 1.3. Выполнять художественные надписи.

ПК 1.4. Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством.

ПК 1.5. Изготавливать объемные элементы художественного оформления из различных материалов.

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_pm5.doc 233 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Исполнитель художественно-оформительских работ

для специальности 54.02.01 Дизайн

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО для специальности 54.02.01 Дизайн

Заместитель директора по УР

Автор: Дугарова Н.Б.

Одобрена Научно-методическим советом колледжа

Председатель научно-методического совета ______________ Иванова И.К.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Исполнитель художественно-оформительских работ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) , входящей в состав укрупненной группы 54.02.01 Изобразительные и прикладные виды искусства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): исполнение художественно-оформительских работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Изготавливать простые шаблоны.

ПК 1.2. Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.

ПК 1.3. Выполнять художественные надписи.

ПК 1.4. Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством.

ПК 1.5. Изготавливать объемные элементы художественного оформления из различных материалов.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- изготовления простых шаблонов;

- вырезания трафаретов оригинальных шрифтов и декоративных элементов;

- выполнения художественных надписей различных видов, в том числе таблиц;

- росписи рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и
под руководством художника;

- изготовления объемных элементов художественного оформления из
различных материалов;

- создания объемно-пространственных композиций.

- выполнять надписи различными шрифтами;

- наносить надписи тушью, гуашью, темперными, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных плоскостях из различных
материалов;
- производить разметку по готовым шаблонам и трафаретам;
- переводить на намеченные места буквы и нумерации шрифта;
- заполнять кистью и маркером оконтуренные буквенные и цифровые
знаки;
- самостоятельно выполнять простые рисунки;

- переносить простые рисунки с эскиза на бумагу, кальку, картон для изготовления трафаретов, припорохов под многоцветную роспись;

- выполнять художественно-оформительские работы в разной технике с использованием различных материалов (настенная роспись, мозаика);

- использовать различные техники обработки материалов: роспись по дереву, аппликацию, папье-маше;

- изготовлять орнаментальные элементы и составлять орнаментальные композиции;

- выполнять объемно-пространственные композиции из картона, плотной бумаги;

- основные виды шрифтов, их назначение;

- ритмы набора шрифтов;

- последовательность выполнения шрифтовых работ;

- методы расчета текста по строкам и высоте;

- методы перевода и увеличения знаков;

- приемы компоновки, отделки, растушевки, исправления;

- приемы заполнения оконтуренных знаков;

- приемы заправки кистью шрифтов;

- приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно-прозрачных трафаретов;

- правила пользования приспособлениями, инструментами для выполнения

- правила техники безопасности при выполнении шрифтовых работ;

- назначение оформительского искусства;

- особенности наружного оформления и оформления в интерьере;

- основы рисунка и живописи;

- принципы построения орнамента;

- приемы стилизации элементов;

- способы изготовления простых трафаретов, шаблонов под многоцветную роспись;

- различные техники обработки материалов: роспись по дереву, аппликация, папье-маше;
- приемы выполнения росписи простого композиционного решения;

- основные приемы выполнения декоративно-художественных элементов
в имитационных техниках;

- правила пользования приспособлениями и инструментами для выполнения оформительских работ;

- правила техники безопасности при выполнении оформительских работ.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 741 час, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 309 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 206 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 103 часа;

производственной практики – 72 часа;

учебной практики – 360 часов

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: исполнение художественно-оформительских работ , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

Изготавливать простые шаблоны.

Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.

Выполнять художественные надписи.

Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника.

Изготавливать объемные элементы художественного оформления из различных материалов.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.1. Рабочая программа профессии 12565 Исполнитель художественно- оформительских работ разработана на основе ФГОС СПО по профессии 54.01.01 Исполнитель художественно- оформительских работ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 668 )

1.2. Цели и задачи рабочей программы – требования к результатам освоения

Цель: формирование первоначальных практических навыков и умений, связанных с определенными видами деятельности исполнителя художественно-оформительских работ.

С целью овладения указанным видом деятельности, обучающийся в ходе освоения профессии должен:

иметь практический опыт:

- подготовки рабочих поверхностей;

- оформления фона различными способами;

- изготовления простых шаблонов;

- вырезания трафаретов оригинальных шрифтов и декоративных элементов;

- выполнения художественных надписей различных видов, в том числе таблиц;

- соблюдать последовательность выполнения подготовительных работ; обрабатывать заготовки для изготовления конструкций основ;

- приготовлять клеевые, масляные и эмульсионные составы; подготавливать рабочие поверхности, загрунтовывать их;

- использовать приемы имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи, металла, пластика);

- выполнять надписи различными шрифтами;

- наносить надписи тушью, гуашью, темперными, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных плоскостях из различных материалов; выполнять основные приемы техники черчения;

- производить разметку по готовым шаблонам и трафаретам;

- переводить на намеченные места буквы и нумерации шрифта;

- выполнять шрифтовые работы простого композиционного решения по готовым трафаретам и шаблонам сухой кистью, трубочками по нормографу, гуашью и тушью по не колерованной бумаге;

- заполнять при помощи кисти цветной гуашью буквенные и цифровые знаки, оконтуренные по номеру;

- наносить надписи, нумерацию и виньетки по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест.

- технологическую последовательность выполнения подготовительных работ; назначение, классификацию, разновидности, устройство инструментов и приспособлений для выполнения художественно-оформительских работ, правила пользования;

- требования, предъявляемые к окрашиваемым поверхностям;

- правила подготовки поверхности под отделку;

- способы приготовления клеевых, масляных 10 и эмульсионных составов;

- состав и свойства применяемых красителей;

- правила составления колеров;

- правила техники безопасности при выполнении подготовительных работ;

- основные понятия черчения;

- правила выполнения чертежей;

- основные сведения о чертежном шрифте;

- основные виды шрифтов, их назначение;

- способы набора шрифтов;

- ритмы набора шрифтов;

- последовательность выполнения шрифтовых работ;

- методы расчета текста по строкам и высоте;

- методы перевода и увеличения знаков;

- приемы компоновки, отделки, растушевки, исправления;

- приемы заправки кистью шрифтов, виньеток;

- приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно- прозрачных трафаретов, нормографов;

- приемы заполнения кистью оконтуренных знаков;

- правила пользования применяемыми приспособлениями и инструментом;

- правила техники безопасности при выполнении шрифтовых работ.

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы 144 часов:

в том числе: квалификационный экзамен – 4 часа.

2. результаты освоения рабочей программы Результатом освоения рабочей программы является сформированность у обучающихся освоение обучающимися профессиональных компетенций (ПК):

Вид деятельности

Наименование результатов практики

Исполнение художественно-оформительских работ

Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.

Изготавливать простые шаблоны.

Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.

Выполнять художественные надписи.

и общих (ОК) компетенций:

К о д

На и ме н о в а ни е ре з у л ьт а т а п р а к т ик и

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных

профессиональных знаний (для юношей). Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

3. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Основы объемно - пространственных композиций с элементами макетирования.

Вводное занятие. Цели и задачи дисциплины. Охрана труда и пожарная безопасность в учебных мастерских.

Тема 1.1. Знакомство с современным дизайном

Содержание учебного материала

Знакомство с историей дизайна.

Выбор объекта проектирования.

Учебная практика

Выполнение эскиза простого объекта.

Выполнение зарисовки/эскиза растения.

Обработка своего эскиза в технике декоративная графика (черный - белый)

Выполнение эскизов из геометрических форм

Обработка эскиза из геометрических форм в технике декоративная графика.

Выполнение эскизов из геометрических форм, симметрия, асимметрия (24/24 см)

Выполнение цветного графического эскиза.

Выполнение эскиза предмета промышленного образца.

Выполнение чертежей по данному эскизу.

Выполнение объемной композиции по данному эскизу.

Раздел 2. Основы выполнения шрифтовых работ. Дизайн проектирование 2-д

Тема 2.1. Основы дизайн-проектирования

Содержание учебного материала

Тема 2.2. Основы графического изображения

Содержание учебного материала

Тема 2.3. Основы объемного изображения на плоскости

Содержание учебного материала

Изучение цвета. Цветовой круг. Свойства цвета. Основные, составные и дополнительные цвета. Насыщенность, светлота цвета. Цветовые иллюзии. Теплые цвета. Холодные цвета . Основные принципы цветовых сочетаний. Способы нанесения. Цветовые сочетания.

Учебная практика

Рисование разнохарактерных линий

Создание простых композиций из линий

Рисование геометрических форм.

Способы выполнения графического рисунки на бумаге.

Рисование простых графических цветных изображений. Цветовая заливка простых графических изображений.

Цветовые иллюзии. Теплые цвета. Холодные цвета.

Выполнение объёмного рисунка на бумаге

Создание колористических коллажей в программе.

Раздел 3. Основы выполнения чертежных работ, оформительских работ.

Тема 3.1. Основы технологии подготовительных работ

Содержание учебного материала

Материаловедение. Основные характеристики декоративно – отделочных материалов и области их применения. Материалы для художественно оформительских работ их классификация и их сочетание в соответствии с художественными замыслами и физико-химическими характеристиками. Характеристика конструкционных материалов. Характеристика декоративно отделочных материалов и область их применения. Сорта и марки лаков, красок, и т.д. Меры безопасности при хранении и работе с горючими веществами и материалами, легковоспламеняющимися жидкостями.

Перенос плоского изображения в объемное. Техника подготовительных работ в художественном оформлении.

Содержание учебного материала

Выполнение эскизов и чертежей бедующего объекта проектирования. Перенос плоского изображения в объемное. Выбор инструментов, предусмотренных для построения данного объекта. Освоение работы с объемными элементами. Натягивание бумаги на планшет. Виды подготовительных работ для художественной оформительской деятельности. Материалы и оборудование для выполнения трафаретов. Изготовление шрифтовых и орнаментальных трафаретов. Нанесение рисунка с помощью трафарета.

Учебная практика

Приклеивание и грунтовка бумаги и картона для работы с гуашью.

Прокрашивание бумаги с помощью поролоновой губки.

Выполнение эскизов и чертежей бедующей объемно-пространственной композиции.

Построение объемно-пространственной композиции по данным чертежам и эскизам .

Выбор инструментов, предусмотренных для построения данного объекта.

Освоение работы с объемными элементами.

Построение объемно-пространственной композиции

Выполнение работ по изготовлению макета объемно-пространственной композиции из бумаги.

Техника вырезания трафаретов.

Нанесение рисунка с помощью трафарета.

Выполнение плаката, объявления, герба или символа с использованием трафарета.

§ 16. Исполнитель художественно-оформительских работ (1-й разряд)

Характеристика работ. Выполнение подготовительных работ. Составление простых колеров. Перевод по трафарету на намеченные места букв и нумерации простого шрифта.

Должен знать: приемы и способы нанесения несложных шрифтов и нумерации по трафарету в один колер с прописью; правила составления колеров и подготовки поверхности под простую отделку.

§ 17. Исполнитель художественно-оформительских работ (2-й разряд)

Характеристика работ. Выполнение шрифтовых работ простого композиционного решения по готовым трафаретам и шаблонам сухой кистью, трубочками по нормографу, гуашью и тушью по неколерованной бумаге под руководством исполнителя художественно-оформительских работ более высокой квалификации. Заполнение при помощи кисти цветной гуашью буквенных и цифровых знаков, оконтуренных по номеру. Нанесение надписей, нумерации и виньеток по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест.

Должен знать: способы набора шрифтов; состав и свойства применяемых красителей; приемы заполнения кистью оконтуренных знаков; правила пользования применяемыми приспособлениями и инструментом.

Примеры работ

1. Таблицы в одну-две строки - исполнение по шаблону и трафарету.

2. Щиты с объявлениями и плакатами - надписи от руки и по трафарету.

§ 18. Исполнитель художественно-оформительских работ (3-й разряд)

Характеристика работ. Выполнение шрифтовых работ простого композиционного решения по готовым пленочно-прозрачным трафаретам и шаблонам сухой кистью, трубочками по нормографу, гуашью и тушью по неколерованной бумаге. Роспись рисунков простого композиционного решения по готовому трафарету масляными красками и гуашью под руководством художника. Подготовка поверхности под роспись.

Должен знать: приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно-прозрачных трафаретов, нормографов; виды брускового шрифта; правила составления простых колеров; приемы выполнения простого рисунка; требования, предъявляемые к окрашиваемым поверхностям; свойства материалов, применяемых при художественно-оформительских работах.

Примеры работ

1. Гербы - прорисовка с растушевкой.

2. Лозунги, призывы, указатели - написание брусковым шрифтом.

3. Щиты рекламные - подготовка поверхности, роспись рисунка в один - три цвета.

§ 19. Исполнитель художественно-оформительских работ (4-й разряд)

Характеристика работ. Выполнение шрифтовых работ композиционного решения средней сложности по готовым трафаретам и нормографам различными шрифтами тушью, гуашью, темперными, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных поверхностях, по эскизам художника. Роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника. Изготовление простых шаблонов и вырезание из бумаги трафаретов оригинальных шрифтов. Выполнение различных видов художественных надписей. Подготовка тонированных поверхностей. Перенесение простого рисунка с эскиза на бумагу, кальку, картон для изготовления трафаретов, припорохов под многоцветную роспись.

Должен знать: основные виды шрифтов: академический, рубленый и приемы их написания, компоновки, отделки, растушевки, исправления; правила расчета текста по строкам и высоте; приемы заправки кистью шрифтов, виньеток; правила тонирования фонов и составления различных колеров; основы живописи и рисунка; элементы линейной перспективы, черчения, пластической анатомии, цветоведения; виды применяемого инструмента и качество кистей; сорта и марки лаков и красок; шпатлевочно-грунтовочные составы; приемы смешивания пигментов; способы изготовления простых трафаретов, шаблонов, припорохов под многоцветную роспись.

Примеры работ

1. Плакаты, таблицы - написание академическим, рубленым шрифтом.

2. Плакаты шрифтовые несложные - написание с тонированием фона.

3. Шаблоны простые - изготовление.

4. Щиты брандмауэрные, элементы декоративного оформления - роспись.

§ 20. Исполнитель художественно-оформительских работ (5-й разряд)

Характеристика работ. Выполнение художественных работ оформительского, рекламного и шрифтового характера сложного композиционного решения по эскизам, шаблонам, разметкам, эталонам под руководством художника. Резка трафаретов по готовым шаблонам. Выполнение объемных росписей. Перенесение сложного рисунка на бумагу, картон для изготовления трафаретов, шаблонов, припорохов под многоцветную роспись. Выполнение графических элементов оформительских работ.

Должен знать: виды шрифтов, используемых на поверхностях из различных материалов, приемы их написания; правила расчета построения текста по строкам и высоте, приемы перевода из одного масштаба в другой; способы применения пантографа; приемы подготовки фотографий и выполнения графических элементов оформительских работ; виды рамок, диаграмм, плашек, орнаментов.

Примеры работ

1. Диаграммы графические, схемы административно-структурные и учебно-наглядные - исполнение.

2. Плакаты с изобразительными элементами - написание.

3. Шаблоны масштабные - изготовление.

§ 21. Исполнитель художественно-оформительских работ (6-й разряд)

Характеристика работ. Выполнение художественных работ оформительского, рекламного и шрифтового характера особо сложного композиционного решения по эскизам, шаблонам, разметкам под руководством художника. Выполнение шрифтовых работ на различных материалах красителями, светотермофолью, сусальным золотом, поталью, светящимися красками на поверхностях, тонированных в несколько цветов, фактурованных и грунтованных кистью, пером вручную и с применением специальных приспособлений. Выбор шрифтов, их компоновка и построение на заданных плоскостях различной конфигурации. Выполнение новой гарнитуры шрифтов для фоторазмножения. Изготовление по согласованию с художником сложных шрифтовых шаблонов. Выполнение объемных росписей, всех видов художественных надписей на различных языках. Компоновка текстов. Перенесение сложных рисунков с соблюдением заданного масштаба с эскиза на бумагу, кальку, картон и другие материалы для изготовления шаблонов, припорохов под многоцветную роспись.

Должен знать: приемы построения, компоновки и написания шрифтов, заставок, новых гарнитур шрифтов различных начертаний, оригинальных, стилизованных, уникальных, а также европейских, восточных, латинского и др.; приемы изготовления сложных шаблонов; свойства эмульсий, порошков, сусального золота, поталей, светотермофоли, светящихся и других красок; правила составления сложных колеров из красок всех видов по образцам; способы перенесения сложного рисунка на бумагу, кальку, картон и другие материалы; правила кадрировки фотографий; способы изготовления фотомонтажей; правила выполнения несложных видов изобразительных элементов.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примеры работ

1. Плакаты многокрасочные с применением надписей на различных языках - выполнение.

2. Шрифты, заставки стилизованные, инициалы на различном материале - выполнение.

3. Щиты рекламные многоцветные - роспись от руки объемная с портретным сходством, по припороху, эскизу художника.

4. Элементы декоративного оформления площадей, улиц, интерьеров, ярмарок, выставок - художественная роспись.

5. Элементы художественно-декоративного оформления: картуши, эмблемы, знаки, маски без иллюстративных элементов - исполнение.

§ 22. Исполнитель художественно-оформительских работ (7-й разряд)

Характеристика работ. Разработка эскизов оформления экстерьеров и интерьеров производственных, служебных, культурно-бытовых предприятий торговли, питания, быта и организаций досуга в соответствии с требованиями современной рекламы и дизайна. Разработка эскизов рекламных щитов, плакатов и печатной продукции, эскизов оформления витрин различных предприятий, ярмарок, выставок и их элементов. Осуществление авторского надзора за реализацией художественно-композиционных решений при выполнении оформительских работ.

Должен знать: приемы декоративного оформления зданий; требования современной рекламы и дизайна; передовой отечественный и зарубежный опыт внедрения производственной эстетики.

Требуется среднее профессиональное образование.

Новые правила применения с 1 июля 2016 года. С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).

Наиболее соответствующие профстандарты (подобраны автоматически):

от 24 июня 2010 года N 702

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 2 августа 2013 года N 668
____________________________________________________________________

в Министерстве юстиции

22 июля 2010 года,

регистрационный N 17955

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 24 июня 2010 года N 702

Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Исполнитель художественно-
оформительских работ

на базе основного общего образования

ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение художественных работ оформительского, рекламного и шрифтового характера.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

эскизы, рисунки, изображения, различные шрифты и декоративные элементы;

материалы, используемые для выполнения художественно-оформительских работ;

инструменты и приспособления для выполнения художественно-оформительских работ;

технологические процессы и операции художественно-оформительских работ.

4.3. Обучающийся по профессии Исполнитель художественно-оформительских работ готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение подготовительных работ.

4.3.2. Выполнение шрифтовых работ.

4.3.3. Выполнение оформительских работ.

4.3.4. Изготовление рекламно-агитационных материалов.

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Выполнение подготовительных работ.

ПК 1.1. Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ.

ПК 1.2. Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.

ПК 1.3. Составлять колера.

ПК 1.4. Оформлять фоны.

5.2.2. Выполнение шрифтовых работ.

ПК 2.1. Изготавливать простые шаблоны.

ПК 2.2. Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.

ПК 2.3. Выполнять художественные надписи.

5.2.3. Выполнение оформительских работ.

ПК 3.1. Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника.

ПК 3.2. Изготавливать объемные элементы художественного оформления из различных материалов.

ПК 3.3. Создавать объемно-пространственные композиции.

5.2.4. Изготовление рекламно-агитационных материалов.

ПК 4.1. Выполнять элементы макетирования.

ПК 4.2. Подготавливать к использованию исходные изображения, в том числе фотографические.

ПК 4.3. Комбинировать элементы оформления и надписи в рекламных материалах.

ПК 4.4. Контролировать качество выполненных работ.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

Читайте также: