Обязанности и ответственность работников за нарушение требований пожарной безопасности рб

Обновлено: 15.04.2024

За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219. В пункте 1 статьи 219 УК РФ рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших. Для виновных предусмотрено:

- Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.

- Ограничение свободы до трех лет.

- Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).

В пункте 2 статьи 219 УК РФ рассматривается то же деяние, но уже если оно повлекло смерть по неосторожности.

Виновные наказываются на срок до пяти лет лишением свободы. Их также могут лишить права заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В пункте 3 статьи 219 УК РФ предусмотрено наказание за деяние, описанное в пункте 1, но имевшее отягчающее последствие, а именно наступила смерть двух или более человек. В таком случае виновный будет наказан лишением свободы на срок до семи лет. Вдобавок виновному могут также запретить заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц. По обыкновению административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий. Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.

В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи): Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.

В шестой части статьи 20.4 рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация следующая: Для граждан от 4 до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.

В части 6.1 статьи 20.4 обозначены нарушения ТПБ, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть людей на пожаре. За эти деяния (бездействия) предусмотрены административные штрафы для юридических лиц от 600 тысяч до 1 млн рублей.

В части 7 статьи 20.4 предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в тех. документации к которой должна содержаться информация о пожарной опасности. Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:

Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках отдельно взятой организации (предприятия) согласно Трудовому кодексу РФ. Если на предприятии работник обязан выполнять соответствующие требования пожарной безопасности, которые возложены на него работодателем, а он их не соблюдает, то его ждет замечание, выговор или увольнение (в зависимости от степени тяжести нарушений). Материальная ответственность также может возлагаться на виновного в пределах его среднего заработка или в полном размере.


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
    • вопросы гражданского процессуального права
    • по уголовным делам
      • Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления
      • Преступления против общественной безопасности и здоровья населения
      • Преступления против экологической безопасности и природной среды
      • Преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности
      • Преступления против человека
      • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
      • Назначение наказания и иные меры уголовной ответственности

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст.ст. 302–306 УК)

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      28 сентября 2005 г. № 8

      Изменения и дополнения:

      Обсудив практику применения судами законодательства по уголовным делам, связанным с нарушением правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

      1. Обратить внимание судов, что общественная опасность преступлений, связанных с нарушениями правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности при производстве определенного вида работ, правил охраны труда и пожарной безопасности, состоит в создании реальной угрозы жизни или здоровью человека, в наступлении существенного материального ущерба или иных тяжких последствий. Поэтому рассмотрение дел о таких преступлениях в строгом соответствии с законом должно способствовать предотвращению аварий и производственного травматизма, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечению порядка и организованности при выполнении работ.

      2. Судам надлежит иметь в виду, что основанием ответственности по ст.ст. 302–306 УК является наступление общественно опасных последствий, указанных в диспозициях этих статей. В то же время условием наступления ответственности по ч. 1 ст. 302 УК по признаку угрозы взрыва является такое нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях, во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ, которое создавало реальную угрозу взрыва, но указанное последствие не наступило лишь благодаря стечению обстоятельств либо в результате своевременно принятых мер по предотвращению взрыва.

      3. С учетом бланкетного характера диспозиций ст.ст. 302–306 УК в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в приговоре должно содержаться указание о том, требования каких норм соответствующих нормативных правовых актов (правил, положений, инструкций, государственных стандартов, строительных норм и правил и т.п.), содержащих правила безопасности или охраны труда, были нарушены виновным и в чем конкретно выразились нарушения.

      По делам данной категории необходимо всесторонне исследовать вопрос о причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями. При неустановлении непосредственной причинной связи уголовная ответственность лица, допустившего нарушения, исключается.

      4. Применительно к ст. 303 УК к строительным работам следует относить все виды таких работ, производимых как на строительной площадке, так и вне ее. К работам, выполняемым на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений, относятся земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, отделочные, погрузочно-разгрузочные и другие. Работы вне строительной площадки связаны с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, канализации, коммуникаций газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и иных инженерных сетей.

      Под горными работами, указанными в ст. 303 УК, следует понимать работы по строительству, реконструкции, эксплуатации и ремонту буровых установок, шахт и иных выработок по добыче полезных ископаемых как подземным, так и открытым способом, а также строительство и ремонт подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитен, тоннели и т.п.). При решении вопроса об отнесении конкретных работ к горным необходимо исходить из смысла ст.ст. 70–74 Кодекса Республики Беларусь о недрах об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

      5. Разъяснить судам, что преступления, предусмотренные ст.ст. 302–306 УК, относятся к преступлениям, совершаемым по неосторожности, поскольку субъективную сторону этих противоправных деяний определяет неосторожное отношение виновного к возможности наступления общественно опасных последствий. Если наступление преступного результата охватывалось умыслом виновного, содеянное подлежит квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за умышленные преступления.

      6. Субъектами преступлений, предусмотренных ст.ст. 302, 303 УК, являются как должностные, так и иные лица, обязанные соблюдать действующие правила производственно-технической дисциплины и безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах, при взрывоопасных, а также горных или строительных работах.

      Лица, ответственные за соблюдение проектов, обязательных требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ (главные инженеры, прорабы, мастера и т.д.), являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 305 УК.

      Потерпевшими от этих преступлений могут быть любые лица.

      7. Ответственность по ст. 306 УК несут только должностные лица, на которых в силу их служебных полномочий или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы.

      Руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты могут быть привлечены к ответственности по данной статье, если они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда, либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

      В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда (например, в непринятии мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, в неосуществлении надлежащего контроля за их соблюдением), могут нести ответственность за преступления против интересов службы.

      Если нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшее наступление последствий, предусмотренных в ст. 306 УК, допущено лицом, не являющимся должностным, его ответственность наступает за преступление против жизни и здоровья человека.

      8. Объектом преступления, предусмотренного ст. 306 УК, является общественная безопасность в сфере труда граждан, которым предоставлена работа в соответствии с трудовым или гражданским законодательством и при выполнении которой они подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

      В случаях, когда в результате нарушения правил охраны труда потерпевшими оказались иные лица, действия виновных в зависимости от их служебных полномочий, характера и тяжести наступивших последствий должны квалифицироваться как соответствующее преступление против интересов службы или преступление против жизни и здоровья человека.

      9. Обратить внимание судов, что ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных, горных или строительных работ (ст.ст. 302, 303 УК) наступает при нарушении специальных правил безопасности для таких предприятий (цехов) или производства таких работ.

      Если на таких предприятиях (в цехах) или при проведении таких работ были нарушены общие правила охраны труда, содеянное в зависимости от должностных полномочий виновного, характера совершенного действия и наступивших последствий квалифицируется по ст. 306 УК либо по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против интересов службы или против жизни и здоровья человека. Однако если общие правила охраны труда, которые были нарушены, в то же время являлись и специальными правилами безопасности на взрывоопасных предприятиях (цехах), при производстве взрывоопасных, горных или строительных работ, содеянное подлежит квалификации по ст.ст. 302, 303 УК.

      В случаях нарушения на объектах горных или строительных работ специальных правил (инструкций), предусматривающих меры безопасности от взрывов, при наличии соответствующих оснований действия виновного подлежат квалификации по ст. 302 УК, а не как за нарушение безопасности горных либо строительных работ.

      10. При отграничении преступления, предусмотренного ст. 306 УК, от преступлений против безопасности движения или эксплуатации транспорта судам следует исходить из того, что в случаях выпуска должностным лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортного средства, в эксплуатацию заведомо технически неисправного автодорожного транспортного средства или незаконного допуска к управлению им либо совершения иного грубого нарушения правил эксплуатации транспорта и наступления уголовно наказуемых последствий в результате таких нарушений при дорожно-транспортных происшествиях действия виновного подлежат квалификации по ст. 318 УК и дополнительной квалификации по ст. 306 УК не требуется.

      11. Обратить внимание судов, что при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 304 УК, содержащей административную преюдицию, судам необходимо проверять законность привлечения лица к административной ответственности. При этом следует учитывать, что ответственность по ч. 1 ст. 304 УК наступает лишь тогда, когда повторное нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара, не повлекло последствий, указанных в ч.ч. 2 и 3 ст. 304 УК, и совершено виновным лицом в течение года после наложения на него административного взыскания за любые нарушения правил пожарной безопасности, которые ранее могли быть и не связаны с возникновением пожара.

      Для привлечения лица к уголовной ответственности по ч.ч. 2 и 3 ст. 304 УК наличия административной преюдиции не требуется.

      12. Судам необходимо отграничивать преступление, предусмотренное ст. 304 УК, от преступлений, связанных с уничтожением либо повреждением имущества, леса или торфяников по неосторожности в результате пожара. В случае несоблюдения общепринятых мер предосторожности, в том числе и при обращении с огнем, не связанного с нарушением правил пожарной безопасности, повлекшего уничтожение либо повреждение имущества, леса или торфяников, ответственность должна наступать соответственно по ст.ст. 219, 276 или ст. 270 УК, а не по ст. 304 УК.

      13. Судам надлежит иметь в виду, что в случае нарушения правил пожарной безопасности при производстве горных или строительных работ ответственность должна наступать по ст. 304 УК.

      Если причиной возникновения пожара, создавшего реальную угрозу взрыва или повлекшего взрыв, явилось нарушение специальных правил безопасности на взрывоопасных предприятиях (в цехах) или правил безопасности взрывоопасных работ, содеянное подлежит квалификации лишь по ст. 302 УК и дополнительной квалификации по ст. 304 УК не требуется.

      14. Обратить внимание судов, что преступление, предусмотренное ст. 305 УК, в отличие от других преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности, характеризуется нарушением проектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ, обеспечивающих качество, прочность, надежность, долговечность и безопасность в эксплуатации объектов, зданий, сооружений, их элементов, конструкций и т.п.

      15. При квалификации действий виновных по ст.ст. 302–305 УК по квалифицирующим признакам причинения ущерба в крупном и особо крупном размерах судам необходимо руководствоваться критериями, указанными в примечании к разделу X УК.

      16. Разъяснить судам, что если в результате допущенных нарушений правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда или пожарной безопасности одновременно наступают последствия, предусмотренные различными частями одной и той же статьи Особенной части УК, все квалифицирующие признаки преступного деяния должны быть отражены в приговоре, а действия виновных квалифицированы лишь по части, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкие из наступивших последствий.

      17. Акты о результатах расследования обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, возникновения профессионального заболевания, а также заключения органов и должностных лиц о причинах наступления строительных аварий, взрывов и возникновения пожара подлежат проверке и оценке судом в совокупности с другими доказательствами.

      В необходимых случаях по делам этой категории могут назначаться судебно-технические и иные экспертизы.

      18. При назначении наказания за указанные преступления судам следует наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 62 УК, принимать во внимание характер допущенного виновным нарушения правил охраны труда или безопасности работ, а также его отношение к соблюдению указанных правил до совершенного преступления, обсуждать вопрос о применении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и мотивировать свое решение в приговоре.

      19. Решая вопрос о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу, по делам данной категории, судам надлежит учитывать право потерпевшего на получение страхового возмещения (страхового обеспечения) по договорам имущественного страхования или страхования ответственности. В уголовном процессе могут быть разрешены требования потерпевшего лишь о взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

      Если действия виновного, повлекшие наступление последствий, предусмотренных ст.ст. 302–306 УК, были связаны с выполнением им трудовых (служебных, должностных) обязанностей, то имущественный и моральный вред подлежит взысканию с лица, которое несет ответственность за вред, причиненный его работником (ст. 937 ГК). В иных случаях обязанность по возмещению вреда возлагается на лицо, совершившее преступление (ч. 3 ст. 44 УК).

      20. При установлении фактов недобросовестного отношения к соблюдению правил безопасности работ, охраны труда и пожарной безопасности, безответственности, пьянства на производстве и других нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, способствовавших совершению преступления, суды должны путем вынесения частных определений (постановлений) обращать внимание соответствующих государственных органов и должностных лиц на эти обстоятельства для принятия надлежащих мер реагирования.

      В этой статье указано, что руководители и другие должностные лица организаций в области обеспечения пожарной безопасности:

      1. обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим в соответствующих организациях;
      2. создают при необходимости организационно-штатную структуру, разрабатывают обязанности и систему контроля, обеспечивающие пожарную безопасность во всех технологических звеньях и на этапах производственной деятельности;
      3. обеспечивают своевременное осуществление противопожарных мероприятий по предписаниям, требованиям органов государственного пожарного надзора;
      4. обеспечивают внедрение научно-технических достижений в противопожарную защиту объектов, организуют работу по изобретательству и рационализации, направленную на обеспечение безопасности людей и снижение пожарной опасности технологических процессов;
      5. обеспечивают выполнение законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
      6. создают в соответствии с законодательством внештатные пожарные формирования и организуют их работу;
      7. обеспечивают содержание в исправном состоянии пожарной техники, оборудования и инвентаря, не допускают их использования не по прямому назначению;
      8. организуют обучение работников мерам пожарной безопасности и обеспечивают их участие в предупреждении и тушении пожаров, не допускают к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж и (или) в случаях, предусмотренных законодательством, подготовку по программе пожарно-технического минимума;
      9. обеспечивают разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и организуют проведение практических тренировок по его отработке;
      10. представляют по требованию органов государственного пожарного надзора сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, сооружений, объектов строительства и выпускаемой продукции, сведения и документы о пожарах и их последствиях;
      11. принимают меры к нарушителям законодательства о пожарной безопасности и международных актов, взыскивают в установленном законодательством порядке материальный ущерб с лиц, виновных в возникновении пожара;
      12. предоставляют в установленном порядке в необходимых случаях органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь технику, горюче-смазочные материалы, продукты питания и места отдыха для личного состава при тушении пожаров;
      13. выполняют иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Законом "О пожарной безопасности" и иными актами законодательства.

      Так, работники в области обеспечения пожарной безопасности обязаны соблюдать законодательство о пожарной безопасности и международные акты в части требований, являющихся составной частью их профессиональной деятельности.

      Так, руководитель организации обязан:

      • соблюдение и контроль выполнения требований пожарной безопасности на объекте;
      • работоспособность и исправность средств противопожарной защиты и пожаротушения, противопожарного водоснабжения, связи, защиты от статического электричества, наружных пожарных лестниц, ограждений крыш зданий, а также постоянную готовность к применению этих средств;
      • разработку инструкций по пожарной безопасности в соответствии с настоящими требованиями;
      • подготовку работников по программам пожарно-технического минимума, определяемым Министерством по чрезвычайным ситуациям, и проведение противопожарных инструктажей, а также обучение работников мерам пожарной безопасности;
      • проведение технологических процессов в соответствии с эксплуатационной и технологической документацией;
      • информирование работников о состоянии пожарной безопасности субъекта хозяйствования;
      • наличие стендов с информацией о пожарной безопасности и их своевременное обновление (за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций);
      • уборку территории от сухой растительности и горючих отходов;

      В случае проведения массового мероприятия руководитель должен организовать до начала его проведения осмотр помещений на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, а также назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность, и обеспечить их дежурство.

      Руководителю дано право (но не обязанность) назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность как в целом по организации, так и в рамках отдельных структурных подразделений, которые в свою очередь обязаны:

      • обеспечить пожарную безопасность и противопожарный режим на закрепленных за ними объектах;
      • содержание в работоспособном и исправном состоянии средств противопожарной защиты и пожаротушения, противопожарного водоснабжения, связи, защиты от статического электричества, наружных пожарных лестниц, ограждений крыш зданий;
      • подготовку работников по программам пожарно-технического минимума, определяемым Министерством по чрезвычайным ситуациям, и проведение противопожарных инструктажей, а также обучение работников мерам пожарной безопасности;
      • информировать руководителя обо всех обнаруженных нарушениях требований пожарной безопасности и противопожарного режима и незамедлительно принимать меры по их устранению.

      В случае возникновения пожара руководитель (должностное лицо) субъекта хозяйствования обязан:

      до прибытия пожарных аварийно-спасательных подразделений:

      по прибытии на пожар пожарных аварийно-спасательных подразделений:

      • предоставить доступ на территорию и в помещения работникам этих подразделений;
      • сообщить сведения:
      1. о месте пожара и наличии (возможности наличия) людей на объекте;
      2. о мерах, предпринятых для ликвидации пожара, и людях, занятых ликвидацией очагов горения;
      3. о наличии взрывопожароопасных материалов, баллонов с газом, легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей;

      при включении в состав штаба на пожаре:

      • обеспечить выполнение задач, поставленных руководителем тушения пожара;
      • предоставить информацию руководителю тушения пожара об особенностях субъекта хозяйствования;
      • координировать действия работающих на объекте при выполнении задач, поставленных руководителем тушения пожара;

      Руководитель организации на основании причин и условий, способствовавших возникновению пожара, организовать разработку и выполнение мероприятий по их исключению в дальнейшем.

      Каждый работник субъекта хозяйствования обязан:

      • знать требования пожарной безопасности, соблюдать противопожарный режим субъекта хозяйствования;
      • не совершать действий, которые могут привести к возникновению пожара;
      • уметь применять первичные средства пожаротушения и средства самоспасения;
      • незамедлительно приступить к эвакуации при срабатывании систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией либо при поступлении иной информации о пожаре;

      при обнаружении пожара:

      1. незамедлительно сообщить по телефонам 101 или 112 либо непосредственно в пожарное аварийно-спасательное подразделение адрес и место пожара;
      2. принять возможные меры по оповещению людей и их эвакуации, а также тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

      В рамках организации обязанности по обеспечению пожарной безопасности уточняются с учетом специфики деятельности и структуры управления в Общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности и должностных инструкциях.

      КоАП РФ Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

      (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20.4 КоАП РФ

      Споры в суде общей юрисдикции:

      1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, -

      влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

      (часть 1 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

      влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

      (часть 2 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, -

      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

      (часть 2.1 введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 36-ФЗ)

      3 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

      (см. текст в предыдущей редакции)

      6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

      (в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 36-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -

      влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      (часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)

      7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

      8. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

      (см. текст в предыдущей редакции)

      9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

      1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      ст. 219, "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

      Административная ответственность

      Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

      1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц - от 6 000 до 15 000 рублей; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.

      2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 15 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 рублей.

      3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц - от 6 000 до 15 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.

      4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.

      5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

      6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 рублей.

      6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. (часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)

      7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 рублей.

      8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 7 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 рублей.

      ст. 20.4, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

      Читайте также: