Общая дееспособность с точки зрения психологии труда может рассматриваться как

Обновлено: 17.05.2024

Предмет психологии труда – это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Субъект труда обычно рассматривается как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа),источник активности, направленный на объект.(Пряжников) Субъект труда - некоторый социум, осуществляющей данную трудовую деятельность в системе. В этом смысле единичный субъект труда может рассматривать в различных субъект-субъектных отношениях как частный случай социума.

I.Развитие человека как субъекта труда

1. Условно выделяют следующие этапы развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):

-усвоение норм, опосредующих физическое развитие;

-формирование "социального слоя личности";

-формирование "духовного центра личности".

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым:

-стадия первая (от рождения до 3 лет): происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

-стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет): происходит овладение смыслом человеческой деятельности, знакомство с конкретными профессиями;

-стадия овладения учебной деятельностью (от 6 — 8 до 11 —12 лет): интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п.;

-стадия "оптации" (от 11 — 12 до 14 — 18 лет): происходит подготовка к жизни, к труду, сознательное и ответственное планирование и выбор профессионального пути; человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом;

-стадия адепта: профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ;

-стадия адаптанта: вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающееся от нескольких месяцев до 2 — 3 лет;

-стадия интернала: вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне;

-стадия мастера: о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне;

-стадия авторитета: работник стал лучшим среди мастеров;

-стадия наставника — высший уровень работы любого специалиста: работник становится Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своего профессионализма.

II. Коллективный субъект трудовой деятельности.

Коллективный субъект и совместная трудовая деятельность — объект и предмет исследования, изучаемый не только психологией труда, но и социальной, организационной, другими разделами психологии. Не всякая группа является субъектом совместной деятельности. Условия:

1)наличие общих целей деятельности

2) процесс достижения этих целей опирается на совместные действия и без них невозможен;

3) полученный результат является базой для оценки действий всей группы.

4)может рассматриваться наличие общих мотивов деятельности.

Е.В. Маркова выделяет следующие основные характеристики коллективного субъекта деятельности: а) целенаправленность (стремление к основной значимой цели); б) мотивированность (действенное отношение к совместной деятельности); в) интегрированность (взаимосвязанность и взаимозависимость членов коллектива); г) структурированность (четкость взаимного распределения функций и ответственности); д) согласованность (взаимная обусловленность действий взаимодействующих субъектов); е) организованность или управляемость (подчиненность определенному порядку деятельности); ж) результативность (способность достигать положительного результата).

Кроме перечисленных содержательных характеристик, есть еще одна, скорее формального характера — это пространственно-временные условия трудовой деятельности.

Характеристика группы как целого не сводится к характеристике ее отдельных членов.

С точки зрения психологии коллективный субъект деятельности имеет структуру, в которой выделяются две подструктуры: формальная (социальная, официальная, ролевая) и неформальная (психологическая, неофициальная, эмоциональная). Обе структуры взаимосвязаны, и степень их совпадения определяет уровень сплоченности коллектива

Психологические признаки сознания субъекта труда.

4 психологических признака сознания труда по Климову:

1. Человек должен точно знать, что он должен сделать, знать какой будет результат деятельности,

2. Ч. должен поставить перед собой цель добиться этого результата:

осознанное стремление для достижения этого результата - ходить на работу и выполнять свои обязанности.

11. Понятие интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД)

Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.

Опирался на идеи Ананьева. Собрал воедино данные об индивидуально-психологических различиях в рамках своей концепции.

Личность – некая неповторимая целостность, выполняющая роль высшего регулятора жизнедеятельности человека. Эта функция доступна благодаря наличию самосознания. (Асмолов).

Человек – целостное единство индивидуальных свойств разных уровней.

Когнитивный стиль – определяется организационными и структурными особенностями процессов переработки информации, формами контроля познавательных процессов, мотивацией и ценностными ориентациями.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) (Мерлин, Климов) – вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленная его индивидуально-личностными особенностями. Проявляется на поведенческом уровне в форме повторяющихся приемов и способов деятельности.

Функция – приспособление человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности.

ИСД и эффективность труда.

Исследования Климова ткачих-многостаночниц, зависимость ИСД от свойств подвижности нервных процессов. Среди успешных ткачих были и инертные, и подвижные. Почему? У них разные стратегии, разный ИСД. Инертные долго готовятся, поэтому у них нет брака, и они не тратят время на его устранение. А подвижные – быстро устраняют возникающие неполадки. За счет разных стратегий достигается сходный результат.

Эффективный ИСД может быть сформирован в ситуации неопределенности, когда есть некоторая свобода выбора стратегий, приемов выполнения задач, нет жестких временных рамок.

Устойчивость ИСД

Устойчивый ИСД формируется у человека с устойчивыми личностными чертами. ИСД как проявление особенностей функционирования человека может быть относительно устойчив на достаточно длительных отрезках онтогенеза в зависимости от сохранения устойчивости свойств индивидуальности, составляющих ядро ИСД.

Изменчивость ИСД

Типичный ИСД конкретного человека существует в виде предпочитаемых форм занятий, активности, инвариантных способов самоорганизации деятельности.

Толочек. ИСД – целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности.

Состав: самые характерные, используемые действия, приемы, а также отвергаемые, неудобные, некомфортные.

Стиль изменчив в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, но существуют и универсальные формы стиля, как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности.

ИСД – гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы (удобных и неудобных способов, режимов работы; эффективных и неэффективных приемов деятельности).

Степень осознанности ИСД

Сознательные механизмы ИСД: рефлексия, саморефлексия, саморегуляция активности, выбор способов деятельности.

Бессознательные механизмы ИСД: формирование навыков, эмоциональное переживание удобства, предпочтения, легкости, сопровождающих процесс деятельности; или наоборот – трудности, дискомфорта.

Методы исследовавния ИСД: наблюдение и фиксация профессионального поведения и его результатов,тесты,анализ продуктов труда,беседа, интервью, экспертные оценки,

Профессиональная успешность как результат формирования ИСД. Пример исследования.

ИСД и эффективность труда.

Исследования Климова ткачих-многостаночниц, зависимость ИСД от свойств подвижности нервных процессов. Среди успешных ткачих были и инертные, и подвижные. Почему? У них разные стратегии, разный ИСД. Инертные долго готовятся, поэтому у них нет брака, и они не тратят время на его устранение. А подвижные – быстро устраняют возникающие неполадки. За счет разных стратегий достигается сходный результат.

ИСД формируется сложно, его надо искать. Хорошо, если у учителя и ученика одинаковые, похожие свойства индивидуальности. Тогда этот процесс будет существенно облегчен.

ИСД не всегда оказывается эффективным. Он может быть неэфективным в силу отсутствия определенный личностных свойств, в силу стихийности и непроработанности его формирования. ИСД надо корректировать при изменении ситуации, условий, иначе его эффективность снизится.

Эффективный ИСД может быть сформирован в ситуации неопределенности, когда есть некоторая свобода выбора стратегий, приемов выполнения задач, нет жестких временных рамок.

13. Понятие профессиональной пригодности. Абсолютная и относительная профпригодность.

Профпригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективного труда.

Г – гражданские качества, готовность к труду, общая работоспособность.

О – отношение к труду, склонности, интересы, мотивация

Д – дееспособность (состояние здоровья)

Е – способности: единичные (глазомер, музыкальный слух) и общие

Н – навыки, умения и знания.

Степени профпригодности: годен, условно годен, непригоден.

В зависимости от профессии значимость компонентов может варьироваться. Гуревич. Типы профессий:

1.первый тип: ® абсолютная профпригодность.

- нет зоны неопределенности (жестко заданы способы выполнения).

- зона неопределенности необъятно широка (проф. задачи очень разнообразны, в проф. обучении нельзя подготовить чел. к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения).

- деятельность выполняется в экстремальных условиях.

- деятельность требует трудно развиваемых свойств личности.

2.второй тип: ® относительная профпригодность.

-Степень разнообразия профессиональных задач невысокая

-Есть известная зона неопределенности

Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем для обеспечения высокопродуктивной деятельности полезен профессиональный отбор. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда.

Несмотря на то что стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, существуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности (В.А. Толочек).

14.Работоспособность и функциональные состояния человека.

Работоспособность – физиологическое состояние организма, его обеспеченность энергией. Может реализовываться в конкретных результатах деятельности.

На работоспособность негативно воздействуют: утомление, пересыщение, монотония.

Стадии работоспособности:

1.врабатывание = от15 мин до 1 часа

-мобилизация – до начала работы

-первичная реакция – снижение всех показателей

-гиперкомпенсация – привыкание к обстановке, условиям деятельности, поиск оптимального уровня напряжения, перестройка психики на рабочий ритм→ постепенный рост продуктивности деятельности. При этом возможны колебания производительности труда.

2.оптимальная работоспособность = в среднем 5 часов

Стабилизация показателей (производительность труда высокая и устойчивая). Отсутствие ошибок. Еще нет признаков утомления. Работа сопровождается положительными эмоциями.

3.снижение работоспособности (они же иногда называются стадиями утомления)

-субкомпенсация (полная компенсация) – появляются первые признаки утомления, которые еще преодолеваются организмом. Используются менее адекватные механизмы, привлекаются дополнительные ресурсы. Продуктивность деятельности все еще высока.

-декомпенсация (неустойчивая компенсация) – появляется мотивация прекращения работы, возникают вегетативные нарушения, снижается качество работы (появляются ошибки). Нужен особый контроль и внимание со стороны начальника.

-стадия срыва – быстро нарастает утомление, резко падает работоспособность и продуктивность деятельности. На этой стадии количество ошибок максимально, появляются отказы от работы. Дальнейшая работа нецелесообразна, нужно прекратить деятельность, пока не наступило полное истощение организма..

-конечный прорыв (за 20-30 минут до окончания деятельности) – мобилизация дополнительных резервов. Кривая работы:

Уровень работоспособности зависит от:

1.индивидуальных особенностей – писх. особенности, состояние здоровья и др.

2.отношений в коллективе, наличия положительного отношения, поддержки со стороны сотрудников и начальства.

4.условий деятельности (оборудование рабочего места)

5.полноценности отдыха, режима питания и др.

Пути оптимизации работоспособности – через воздействие на факторы, от которых зависит уровень работоспособности.

Дееспособность (или трудоспособность)– состояние психики человека, позволяющее ему реализовывать работоспособность.

Разница: человек может быть работоспособен (руки и ноги у него есть, он здоров, выспался → например, может рубить), но при этом не трудоспособен (если ему дать топор, он всех порубает). Или наоборот: человек трудоспособен (у него с головой все в порядке, он понимает, что рубить надо дрова, а не того, кто ближе стоит), но не работоспособен (он, например, калека и не может из-за этого работать или он болеет).

Естественно, лучший вариант – когда есть и то, и другое.

Функциональноесостояние– это тот комплекс свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности. ФС существует только в контексте деятельности, которую реализует человек.

ФС – это относительно устойчивая, актуализированная в данный момент структура ресурсов, необходимых для решения задачи.

Виды ФС (по лекции):

1. По допустимости:

-Разрешенные или допустимые (например, утомление)

-Запрещенные или недопустимые (например, переутомление)

2. по степени развития недопустимости

-нормальные – не то же самое, что допустимые. Например, утомление – это уже не нормально, но еще допустимо (если работа важная, очень срочная и никто другой с ней не справится).

3. по степени мобилизации

4. по степени активности субъекта

-интенсивные (например, реакция тревоги разных степеней)

Грубо 2 вида ФС: оптимальные и нет.

Оптимальное ФС- минимальная степень привлечения ресурсов.

НЕоптимальное ФС (или неблагоприятное)- привлечение компенсаторных механизмов.

Проблема изменчивости, динамичности внутренних ресурсов ра­ботающего человека в течение рабочей смены, недели, месяца, года издавна волновала ученых. В начале XX в. эта проблема исследовалась в большей мере в рамках физиологии и психофизиологии труда.

Прежде чем говорить о терминах профессиональной работоспособности дадим определения таких понятий как:

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ[2]– способность гражданина (или юридического лица) своими действиями приобретать права и обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет. С 14 до 18 лет – дееспособность частичная: сделки можно совершать только с разрешения родителей или лиц их заменяющих[3].

ТРУДОСПОСОБНОСТЬ[4]– способность человека выполнять трудовые операции, участвовать в трудовой деятельности. Определяется возрастом и состоянием здоровья человека.

Различают общую и профессиональную, оптимальную, экст­ремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работос­пособность.

Профессиональная работоспособностьотражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выпол­нения профессиональных задач. Например, в результате заболева­ния или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обя­занностей, связанных с корректировкой текстов в типографии.

Актуальная работоспособностьхарактеризуетсостояние субъек­та деятельности, определяющее уровень его эффективности в дан­ный промежуток времени (например, в начале третьего часа ра­боты). Предполагается, что актуальная работоспособность челове­ка меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.




ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ человека – интегральный комплекс характеристик тех функций и его качеств, которые прямо или косвенно обусловливают успешное выполнение деятельности[5].

Задачи исследования работоспособности и функциональных со­стояний:

1. Обществу, руководителям производственных организаций важно на научной основе определять объем работы для субъекта труда. Это должен быть достаточно большой и вместе с тем реали­зуемый объем заданий / норма выработки (при имеющихся ору­диях труда, технологиях, условиях труда). При выполнении нор­мы выработки в течение многих лет люди не должны перенапря­гаться и терять здоровье из-за развития профессионального исто­щения и связанных с ним заболеваний. Это задачи психофизиоло­гического нормирования и охраны труда.

3. Индивидуальные свойства работоспособности персонала учи­тываются в профессиональном отборе кадров.

4. Исследование работоспособности субъекта труда позволяет выявить негативные факторы и наметить пути оптимизации тру­да, повышения работоспособности.

5. Измерение сдвигов работоспособности субъекта труда исполь­зуется в эргономической и инженерно-психологической экспер­тизе видов труда, орудий, временных режимов работы в целях выбора предпочтительных вариантов. Критерием выбора является высокая эффективность труда при обеспечении состояния функ­ционального комфорта у работника.

1) предстартовое состояние– период, характеризующий со­стояние субъекта деятельности до начала работы. Оно может быть трех видов:

а) состояние боевой готовности (отличается ориента­цией субъекта на высокие показатели, уверенностью в своих си­лах, высокой деловой мотивацией);

б) состояние стартовой лихо­радки (выражена тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения результата, проявляется суетливость, чрезмерное воз­буждение, нетерпение);

в) состояние стартовой апатии (для субъекта деятельность лишена смысла, типичны вялость, сон­ливость);

2) врабатывание начальный период работы, характеризую­щийся обычно постепенным нарастанием продуктивности. Здесь может быть выделена:

фаза первичной (ориентировочной) реакции, когда трудовая активность замедленна в условиях ориентации субъекта в новой обстановке;

3) фаза компенсации, или период оптимальной работоспособно­сти, отличается высокой и устойчивой продуктивностью, стаби­лизацией на минимальном уровне эмоционально-волевого напря­жения. Субъективно в этот период работник чаще всего испыты­вает функциональный комфорт;

4) фаза субкомпенсации (или неполной компенсации)обычно сменяет предшествующий период к началу третьего часа работы, при этом появляются начальные признаки утомления (субъектив­но в форме ощущений дискомфорта, местных болевых ощуще­ний; объективно в учащении пульса сердечных сокращений, частоты дыхания, в снижении показателей психических функций). Но начальные проявления утомления успешно компенсируются эмоционально-волевыми действиями и не сказываются на про­дуктивности и качестве работы;

5) фаза декомпенсацииявляется периодом истощения ресурсов организма, ведущего к такому снижению работоспособности, которое обнаруживается в колебаниях продуктивности, росте ошибок в работе и вероятности травм. В этот период обнаружива­ются резкие колебания эмоциональной напряженности, волевых усилий субъекта труда; субъективные и объективные проявления утомления ярко выражены;

6) фаза срыва, или период прогрессивного снижения продуктивно­сти, отличается тем, что функциональные возможности человека значительно нарушены. Если в таком состоянии трудовая деятель­ность продолжается, она завершается полным отказом, ибо при­ближается к потенциально возможной величине работоспособно­сти. В реальных условиях труда рабочая смена завершается на 4 5-й фазе и в том случае, когда труд оплачивается сдельно, может быть выделена фаза особого состояния – конечный порыв;

7) конечный порывпроявляется на поведенческом уровне в ро­сте продуктивности, но этот рост происходит в условиях волевой мобилизации и продолжающегося нарастания утомления. Рабо­тоспособность в этот период продолжает снижаться. В условиях сдельной оплаты труда к концу смены работник подводит итоги и пытается нагнать упущенное в течение рабочего дня. Конечный порыв в этой связи может и отсутствовать, если труд оплачивает­ся повременно.

Виды функциональных состояний в труде

С точки зрения результативности труда и качества пере­живаний работника Эмиль Крепелин[6] (1902) выделил:

благоприятные функциональные состояния;

утом­ление –объективные, закономерные, типичные для большинства про­фессионалов процессы снижения возможностей организма рабо­тающего человека осуществлять трудовые функции по мере уве­личения длительности работы.

утомительность– характеристика самой трудовой деятельности и ее усло­вий, с точки зрения негативного влияния на работоспособность субъекта труда.

Рис. 1. Виды профессионального утомления

Состояние утомления в труде является разновидностью обра­тимых функциональных нарушений, это состояние характеризует нормальные физиологические процессы. Без утомления нельзя добиться развития функциональных возможностей человека, без этого феномена не бывает тренировки.

Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления ра­ботоспособности.

Нормальное утомлениеразвивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций.

В том случае, если чело­век выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, разви­вается острое утомление, при этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется дли­тельный отдых для восстановления работоспособности (несколь­ко недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечи­вают и человек продолжает интенсивно работать, развивается пе­реутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения.

На поздних этапах выраженное утомление проявляется в об­щих показателях, встречающихся в самых разных видах труда неза­висимо от его функционального содержания:

ü снижается ла­бильность процессов центральной нервной системы (ЦНС);

ü ухуд­шается самочувствие, снижается уровень активности;

ü притупля­ется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда;

ü ухудшается координация движений, увеличивается латен­тный период реакций;

ü снижается чувствительность всех анализа­торов;

ü мышление становится стереотипным;

ü ухудшаются мнемические процессы.

Начинающееся, раннее утомление проявляется особыми симп­томами и их сочетанием в разных видах труда в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомле­ние:

ü утомление когнитивных функ­ций.

Так, у кузнеца, грузчика, слесаря-ремонтника велика физи­ческая нагрузка, утомлению подвергаются в первую очередь систе­мы психомоторики; у врача, лаборанта, патологоанатома, сбор­щицы микросхем или часовых механизмов максимально нагружена зрительная система, глазодвигательный аппарат, обеспечивающий установку глаз в зоне оптимального видения; у телеграфиста, зву­кооператора, телефонистки в первую очередь нагружены слуховой анализатор и оперативная память; труд учителя средней школы ежедневно требует напряженного функционирования голосового аппарата и эмоционально-волевой регуляции своего состояния.

Для диагностики и анализа функциональных состояний целесообразно рассматри­вать работоспособность человека как субъекта труда на трех уров­нях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом.

На морфофизиологическом уровнесубъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процес­сов активации в организме, нейродинамические свойства. В про­цессе работы организм человека может испытывать неблагопри­ятные воздействия со стороны факторов производственной сре­ды, к которым относятся:

- температура, влажность и скорость дви­жения воздуха (микроклимат);

- шум, виб­рация, излучения – электромагнитное, инфракрасное и пр.;

- па­раметры освещения рабочего места;

- временной режим работы;

- контакт с ядами, пыль;

- контакт с микроорганизмами.

Эти воз­действия (если их интенсивность превышает допустимые величи­ны) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания отно­сительного постоянства внутренней среды организма и функций жизнеобеспечения (процессов дыхания, обменных процессов и пр.).

При анализе работоспособности субъекта труда на психологи­ческом уровнеобсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение тру­довых задач:

- временной режим труда и отдыха;

- функциональные особенности трудовой нагрузки.

При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических про­цессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональ­ных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъек­тивной значимости труда и его компонентов.

Рассматривая работоспособность субъекта труда на поведенче­ском уровне, можно исследовать:

- опыт, навыки, стиль деятель­ности;

- приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации;

- типичные для большинства работников данной профессиональной сферы при­чины снижения работоспособности;

- индивидуальные ва­рианты профессионального поведения.

Выделение типичных фак­торов снижения работоспособности, понимание природы разви­тия неблагоприятных функциональных состояний в конкретных видах труда составляют основу для выработки способов оптими­зации труда, повышения работоспособности, рационализации ору­дий труда, пространственной организации рабочих мест и других эргономических мероприятий.

В конкретных видах труда ведущими в динамике работоспособ­ности могут оказаться разные факторы внешней среды или трудо­вого процесса, а также их своеобразные сочетания. Поэтому в ис­следовании причин профессионального утомления и путей повы­шения работоспособности важное значение имеет психологиче­ский анализ профессиональной деятельности и условий ее осу­ществления.

Для оценки функциональных состояний субъекта труда при­меняют диагностические методы разного вида:

а) поведенческие(хронометраж продуктивности работы, ана­лиз брака в разные часы работы; тестовые задания, моделирую­щие работу психики в профессиональных задачах, например кор­ректурная проба Бурдона);

б) психометрические(методы, ориентированные на оценку со­стояния психических функций, например, задания на проверку эффективности оперативной кратковременной памяти или проба измерения критической частоты слияния мельканий — КЧСМ);

в) физиологические(оценивающие состояние физиологических функций, например, замеры частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления);

Выбор диагностических методов определяется задачей иссле­дования функциональных состояний и должен основываться на предварительном психологическом анализе профессиональной деятельности субъекта труда. Психологическое изучение профес­сии необходимо для понимания причин профессионального утом­ления, факторов снижения работоспособности или стресса в кон­кретной ситуации, а также для выделения наиболее подвержен­ных утомлению или стрессу функциональных систем работающе­го человека.

§ метод функциональных проб и другие методы.

Как и вся психология в целом, психология труда принципиально отличается от многих других наук о человеке (анатомии, физиологии, антропологии) нематериальностью своего предмета – психики человека. Труд нельзя свести к биомеханике и физиологии. В частности, трудность и тяжесть работы зависит не от ее физических параметров, а от субъективного психологического отношения к процессу труда. Спичка очень легкая. Но если предложить человеку целый день перекладывать спички слева направо и наоборот, то такой труд будет казаться изнурительным и тяжелым. Если же предложить тому же человеку перекладывать пачки денег, с условием, что каждая тысячная пачка будет его, то он будет делать это с энтузиазмом, не замечая усталости. Работа кажется тяжелой, когда она бессмысленна, делается под принуждением, когда в ней отсутствует творческое начало. Поэтому одной из задач психологии труда является создание условий для повышения притягательности трудовой деятельности для человека, обогащение ее творческим началом и положительными эмоциями.

Однако, в таком случае, определение предмета данной науки дано излишне узко, ибо получается, что психология труда изучает только человека в отрыве от трудового процесса и производственной среды – то есть объекта труда. Под объектом труда чаще всего понимают "конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства, цели и задачи труда, а также правила исполнения работы и условия ее организации "[40; С.6.]. Поэтому более правильным будет расширение первоначального определения до следующего варианта:

Предметом психологии труда является субъект в процессе труда, а также все психологические явления, возникающие у человека в рамках соответствующей производственной среды.

Что же касается психологических явлений, указанных в данном определении, то, как известно, они бывают четырех типов: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности и психические образования [26, 32, 63]. Соответственно, предметом психологии труда могут все эти явления без исключения (Табл. 1.1).

Табл. 1.1 Психические явления, являющиеся предметом психологии труда

Психические явления

Примеры изучения психологией труда

Процесс внимания у оператора атомной электростанции.

Пространственное восприятие у водителя автотранспорта.

Особенности логического и интуитивного мышления у биржевых аналитиков.

Состояние профессионального стресса у работников МЧС при ликвидации последствий техногенных катастроф.

Состояние профессионального выгорания у врачей-онкологов.

Состояние фрустрации у профессиональных спортсменов после череды поражений.

Оценка профессиональных личностных качеств претендента на рабочее место в процессе профотбора.

Учет особенностей личности школьника при подборе возможных процессий во время индивидуальной профессиональной ориентации.

Поиск оптимального способа формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения работников сложными сенсомоторными операциями при конвейерном производстве.

Поэтому можно схематично изобразить понимание предмета труда следующим образом (Рис. 1.1):

Философия (объект и субъект труда, труд как источник возникновения человека, как регулятор общественных связей).

Социология (общественная организация труда, социальные факторы выбора профессии, отношение молодежи к труду, реабилитация инвалидов и т. д.)

Педагогика (трудовое воспитание, производственное обучение, формирование творческого отношения к труду).

Экономика (производительность труда, нормирование труда, оплата труда).

Юриспруденция (трудовой договор, коллективный договор, обязанности работника и администрации, порядок рассмотрения трудовых споров).

Физиология труда (работоспособность, утомление, режим труда и отдыха, рабочие позы, напряженность труда).

Гигиена и санитария (санитарное нормирование факторов производственной среды, запыленность, загазованность).

Врачебно-трудовая экспертиза (потеря трудоспособности, инвалидность, степень утраты трудоспособности).

«Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней силы, и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «н аправленный по своей основной установке на производство, на создание определенного продукта, труд — это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические действенные установки его мировоззренческие принципы.

[1] Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С.696.

По Марксу. Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимы потребительские стоимости

По Генкину. Труд – процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и управляемый человеком, либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому одновременно.

Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда.

Труд и работа не равнозначные понятия, т.к. труд играет созидательную роль в жизни общества и одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения. Работа может выполняться и человеком и машиной и животным. Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем. Работа измеряется в натуральных единицах – килограммах, метрах, штуках и т.д.

1. Осознанность действий – прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, т.е. мысленно представляет результат труда

2. Целесообразность действий – создание модели действий, плана действий, перед осуществлением намерений

3. Результативность действий – нацеленность на общественно полезный результат

4. Общественная полезность действий – производство благ сообща с другими людьми для себя и общества

5. Энергозатратность действий – на осуществление трудовой деятельности затрачивается физическая и умственная энергия

1. Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда.

2. Средства производства:

a. Предметы труда – продукты природы, которые подвергаются изменениям и превращаются в потребительские стоимости

b. Средства труда – орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда

3. Процесс труда – процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительских стоимостей

4. Дееспособность – способность человека к качественно различным видам целесообразной деятельности, способность реализовывать их бесконечное разнообразие, характеризует трудовую деятельность человека с качественной стороны.

5. Работоспособность – способность совершать действие или работу, характеризует количественную сторону трудовой деятельности человека.

Дееспособность, работоспособность, трудоспособность человека.

Трудоспособность – возможность участия человека в процессе труда вообще.

Дееспособность – способность человека к качественно различным видам целесообразной деятельности, способность реализовывать их бесконечное разнообразие, характеризует трудовую деятельность человека с качественной стороны.

Работоспособность – способность совершать действие или работу, характеризует количественную сторону трудовой деятельности человека.

1. Фаза врабатываемости – низкие показатели работоспособности, т.к. организм втягивается в рабочий процесс. От нескольких минут до полутора часов

2. Фаза устойчивой работоспособности – максимальные показатели работоспособности при минимальных затратах времени. 2-3 часа

3. Фаза утомления – фаза снижения уровня работоспособности, из-за нарастания усталости, утомления.

После обеденного перерыва организм вновь проходит эти стадии, но стадия врабатываемости проходит быстрее, фаза устойчивой работоспособности короче по длительности и ниже по уровню, а фаза утомление длиннее и нарастает с большей глубиной, нежели до обеда.

Трудоспособность в России от 16 лет до 55 (женщины) или 60 (мужчины) лет.

Регулирование СТО: уровни, участники, принимаемые документы

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями

Виды по уровням:

1) На федеральном уровне

2) Генеральное соглашение – устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне федерации вообще. Участники: общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, правительство РФ.

3) Отраслевое, межотраслевое тарифное соглашение – устанавливает нормы оплаты труда и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников отрасли или отраслей. Участники: соответствующие общероссийские профсоюзы и объединения, общероссийские объединения работодателей

4) Профессиональные тарифные соглашения – устанавливают нормы оплаты труда и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий. Участники: соответствующие профсоюзы и объединения, объединения работодателей, органы по труду

5) На уровне субъектов РФ

6) Региональные соглашения – устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношения на уровне субъектов РФ. Участники: соответствующие профсоюзы и объединения, объединения работодателей, органы исполнительной власти

7) Отраслевые, межотраслевые тарифные и профессиональные соглашении. Участники: соответствующие профсоюзы, объединения работодателей, органы по труду

8) На уровне административно-территориальных образований - территориальные соглашения устанавливают условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района и других территориальных образований. Участники: соответствующие профсоюзы и объединения, объединения работодателей, органы местного самоуправления

9) На уровне предприятий (организации). Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Участники: работники (в лице одного или нескольких профсоюзов), работодатель (или уполномоченные представители)

Элементы организации труда и их характеристика

Разделение и кооперация труда

Организация мест рабочих

Организация трудовых процессов, установление приемов и методов труда

Установление режимов труда и отдыха

Подготовка и повышение квалификации кадров

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей

По Марксу. Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимы потребительские стоимости

По Генкину. Труд – процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и управляемый человеком, либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому одновременно.

Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда.

Труд и работа не равнозначные понятия, т.к. труд играет созидательную роль в жизни общества и одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения. Работа может выполняться и человеком и машиной и животным. Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем. Работа измеряется в натуральных единицах – килограммах, метрах, штуках и т.д.

1. Осознанность действий – прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, т.е. мысленно представляет результат труда

2. Целесообразность действий – создание модели действий, плана действий, перед осуществлением намерений

3. Результативность действий – нацеленность на общественно полезный результат

4. Общественная полезность действий – производство благ сообща с другими людьми для себя и общества

5. Энергозатратность действий – на осуществление трудовой деятельности затрачивается физическая и умственная энергия

1. Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда.

2. Средства производства:

a. Предметы труда – продукты природы, которые подвергаются изменениям и превращаются в потребительские стоимости

b. Средства труда – орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда

3. Процесс труда – процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительских стоимостей

4. Дееспособность – способность человека к качественно различным видам целесообразной деятельности, способность реализовывать их бесконечное разнообразие, характеризует трудовую деятельность человека с качественной стороны.

5. Работоспособность – способность совершать действие или работу, характеризует количественную сторону трудовой деятельности человека.

Дееспособность, работоспособность, трудоспособность человека.

Трудоспособность – возможность участия человека в процессе труда вообще.

Дееспособность – способность человека к качественно различным видам целесообразной деятельности, способность реализовывать их бесконечное разнообразие, характеризует трудовую деятельность человека с качественной стороны.

Работоспособность – способность совершать действие или работу, характеризует количественную сторону трудовой деятельности человека.

1. Фаза врабатываемости – низкие показатели работоспособности, т.к. организм втягивается в рабочий процесс. От нескольких минут до полутора часов

2. Фаза устойчивой работоспособности – максимальные показатели работоспособности при минимальных затратах времени. 2-3 часа

3. Фаза утомления – фаза снижения уровня работоспособности, из-за нарастания усталости, утомления.

После обеденного перерыва организм вновь проходит эти стадии, но стадия врабатываемости проходит быстрее, фаза устойчивой работоспособности короче по длительности и ниже по уровню, а фаза утомление длиннее и нарастает с большей глубиной, нежели до обеда.

Трудоспособность в России от 16 лет до 55 (женщины) или 60 (мужчины) лет.

1. Понятие психологии труда

Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.

2. Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами

Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. При изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некоторые ее разделы), гигиена и охрана труда.

Во-вторых, это практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее.

В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин и приборов, которые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.

Рассмотрим подробнее дисциплины, которые имеют взаимосвязь с психологией труда:

1) философия и политическая экономия рассматривают в своих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т. п.;

2) социология труда рассматривает труд как процесс формирования человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.;

3) экономика труда рассматривает трудовые ресурсы, производительную ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее;

4) законодательство о труде рассматривает и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т. д.;

5) физиология, гигиена труда, производственная санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность. Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь с другими дисциплинами у психологии труда очень обширна. Почти все существующие науки и дисциплины охватывают в своих учениях или уделяют внимание психологии труда. Ведь почти во всех науках есть упоминание об исследованиях человеческого ресурса, а именно человеческий ресурс и все, что с ним связано, лежит в основе изучения психологии труда.

3. Сфера применения

Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд – это основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий.

На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.

Психология на производстве позволяет не только работать с людьми как работниками компании, но и содержат в контексте решение проблем сотрудников вне стен организации, влияющих на производительность труда, например, семейные проблемы. Кроме того, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда. В настоящее время любая уважающая себя организация должна иметь штатного психолога. Это не только повышает уровень престижности любой организации, но и показывает как сотрудникам, так и клиентам степень развития организации.

4. Цели психологии труда

Основными целями психологии труда являются:

1) оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;

2) прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации. Для достижения этих целей психология труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.

5. Задачи психологии труда

Задачи психологии труда можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.

В первую группу войдут задачи, которые тесным образом связаны с психологическими особенностями человека (субъекта). К теоретическим задачам можно отнести:

1) изучение и исследование психических процессов, основных психологических свойств субъекта (рассматривая их в разрезе эффективности труда и увеличения работоспособности);

2) изучение особенностей трудовой деятельности;

3) исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;

4) изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств, способствующих к регулированию трудовой деятельности;

5) изучение раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с этим;

6) изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы;

7) выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;

8) превентивную психологическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни;

9) улучшение условий жизни работников;

10) улучшение условий рабочей деятельности;

11) разработку основных критериев приема на работу;

12) разработку рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;

13) рациональную перестройку и обновление профессий.

Во вторую группу задач, прикладную, которая в основном направлена на достижение конечного практического результата, будут входить следующие задачи:

1) разработка норм, правил и процедур по технике безопасности;

2) разработка психологических средств мотивации;

3) разработка оптимальных режимов труда и времени отдыха;

4) разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения;

5) разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности;

6) развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;

7) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;

8) минимизация аварийных ситуаций;

9) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т. д.

6. Предмет психологии труда

Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям.

Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.

Также можно сказать, что предметом психологии труда выступают компоненты, которые служат стимулом и побуждают человека к труду, направляют и корректируют его трудовую деятельность, а также личностные качества отдельно взятого человека, через которые и проходит процесс реализации трудовой активности. Сфера применения психологии труда очень широка, и ее границы с другими дисциплинами достаточно условны и незначительны. Можно сказать, что психология труда является ядром, вокруг которого сконцентрированы все психологические учения и исследования в области изучения человеческого ресурса.

7. Объект психологии труда

Объектом психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности.

Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.

Существовало мнение, что процесс трудовой деятельности включает четыре цикла: обмен, потребление, распределение, потребление.

На настоящий момент считается, что все эти процессы неразрывно связаны и нет необходимости выделять несколько циклов, поскольку человек одновременно выступает в нескольких режимах.

8. Субъект труда

Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.

9. Методы психологии труда

В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью этих методов осуществляется отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека. Основные методы психологии труда:

2) включенное и невключенное наблюдение;

4) интервью и опросы;

7) анализ и синтез информации. Эти методы подробнее будут описаны в лекции № 5 п. 7.

10. Влияние психологии труда на производство

Изучение психологии труда, трудовых отношений непосредственным образом влияет на эффективность труда и эмоциональный комфорт человека на трудовом месте.

Важной областью психологии труда является изучение различных аспектов работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, оптимальным режимом труда, адаптационными процессами индивида для формирования таких условий труда, при которых качество и производительность каждого индивида совмещались бы с охраной здоровья работников. Для этого разработаны специальные методы, такие, как тесты, проводится включенное наблюдение, анкетирование работников, изучаются показатели деятельности работника в различных условиях труда, применяется метод упражнений и тренингов на производстве.

На данном этапе постоянно формируются новые профессии, изменяются условия труда, формы трудовой деятельности и возможные стимулы для увеличения эффективности производства, меняются требования к качеству продукции и методам работы. Психология труда призвана изучать изменяющиеся аспекты и рекомендовать наиболее оптимальные варианты изменений с учетом условий труда, производства, этики и возможностей предприятия.

Читайте также: