Образец уведомления о предоставлении трудовой книжки при приеме на работу

Обновлено: 16.05.2024

Уведомление работнику о необходимости забрать трудовую книжку после увольнения — это документ, составленный в свободной форме, но с учетом определенных правил. Его готовят, если бывший сотрудник в последний рабочий день не получил бумагу о трудовой деятельности. Если работодатель намеренно задерживает книжку, экс-работник вправе через суд потребовать компенсацию.

Что говорит законодательство о задержке выдачи трудовой

По ст. 84.1 ТК РФ, руководитель компании не только не вправе удерживать трудовую книжку работника, но и несет ответственность за это. Задержка выдачи документа при увольнении расценивается как административное правонарушение. В таком случае работодателю придется отвечать с учетом п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и платить штраф до 50 000 рублей. Кроме того, компанию могут обязать возместить сотруднику материальный ущерб на основании статьи 234 ТК РФ. Это не значит, что обязательно уведомление о трудовой книжке отправляем в день увольнения, но затягивать на несколько недель или месяцев решение этого вопроса не рекомендуем.

Алгоритм действий работодателя

Чтобы обезопасить себя, кадровому специалисту необходимо знать, как действовать в разных ситуациях.

Если работник является в последний рабочий день и получает на руки документы, факт их своевременного вручения фиксируют в книге учета трудовых книжек и личной карточке.


Если уведомление о явке за трудовой книжкой уволившийся сотрудник проигнорировал и не отправил в ответ письменное согласие на ее отправку по почте, то документ хранят в отделе кадров предприятия в специально отведенном для этого сейфе до момента выдачи сотруднику. Установленный срок хранения составляет 75 лет.

Если вы не выслали письмо сотруднику о получении трудовой книжки при увольнении или не получили письменное согласие на пересылку по почте, отправка бумаг является нарушением ст. 84.1 ТК РФ.

Судебная практика

Судебная практика в этой сфере противоречивая. По Апелляционному определению Верховного Суда Республики Марий Эл от 24.07.2018 по делу № 33-1207/2018, на компенсацию может претендовать работник, только если докажет, что:

  • пытался трудоустроиться без книжки;
  • потенциальные работодатели ему отказывали по причине отсутствия документа о трудовом стаже.

Аналогичные выводы содержатся еще в Апелляционном определении Воронежского областного суда от 08.02.2018 по делу № 33-988/2018, Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 04.04.2017 № 33-6200/2017 по делу № 2-4428/2016, Апелляционном определении Нижегородского областного суда от 06.02.2018 по делу № 33-771/2018, иных решениях.

Но есть и другая позиция. Например, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 09.11.2017 по делу № 33-19615/2017 заявлено, что невыдача книжки своевременно — обстоятельство, лишающее работника возможности трудоустроиться. И никаких иных доказательств, в том числе уведомление о получении трудовой книжки по почте и ответ на него, для получения компенсации за задержку документа предъявлять не надо. Такой подход в Апелляционном определении Верховного Суда Республики Башкортостан от 27.09.2016 по делу № 33-19280/2016, Апелляционном определении Самарского областного суда от 15.03.2016 по делу № 33-2471/2016, иных решениях.

Документ вернулся работодателю: хранить его или не хранить

Допустим, работник получил уведомление об отправке трудовой книжки по почте и согласен на предложение работодателя, но по каким-то причинам не смог забрать документы из почтового отделения. Они возвращаются назад к работодателю. Если такая ситуация произойдет в вашей организации, станете ли вы хранить бумаги?

А работодатель из Башкирии документы бывшего сотрудника сначала взял, а потом потерял.

Через некоторое время появился экс-работник и начал требовать либо документ, либо дубликат. А еще обратился в суд с иском о выплате морального ущерба и взыскании среднемесячной заработной платы за дни вынужденного прогула.

В судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан заявили: после того как работодатель направил уведомление — письмо работнику о необходимости забрать трудовую книжку — и получил согласие на отправку ее почтой, он не отвечает за документы. Требование выплатить утраченную зарплату из-за того, что экс-подчиненный не взял из отделения документ, судьи не удовлетворили. А компенсацию морального ущерба поддержали, правда, уменьшили в 20 раз сумму, по сравнению с исковой (см. Апелляционное определение от 27.06.2019 по делу № 33-12901/2020).

В итоге работодатель выплатил бывшему работнику моральный ущерб (5000 рублей), оплатил расходы на представителя (7000 рублей) и потратился на уплату госпошлин за рассмотрение исков. А если бы сохранил документы бывшего сотрудника, никаких дополнительных расходов бы не понес.

Трудовая иностранного гражданина: отправлять по почте или нет

Конюхова Е. В.

В октябре 2020 года завершился срок, в который работодатели были обязаны уведомить работников о выборе ведения трудовой книжки и собрать у них заявления. Как теперь принимать на работу?

  • Как проверить, соответствуют ли записи в трудовой реальным событиям у прежнего работодателя?
  • Что делать, если работник не написал заявления о выборе трудовой?
  • Будет ответственность за ошибки прежнего работодателя?

1. Спрашивать ли работников о способе ведения трудовой книжки после 31.10.2020?

С одной стороны, работодатели при приеме на работу после этой даты больше не обязаны уведомлять работников о происходящих изменениях в законодательстве.

С другой стороны, работник обязан до 2021 года сделать выбор и написать заявление:

  • в пользу ведения бумажной трудовой книжки; либо
  • в пользу предоставления сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ (ч. 2 ст. 2 Закона № 439-ФЗ).

Согласитесь, есть некая рассогласованность.

Предлагаем на выбор два варианта:

  1. Формальный подход. Не уведомлять работников, принимаемых после 31.10.2020. Если такие работники предоставят заявления, принимать их и отчитываться в ПФР. Напомним, отчетность СЗВ-ТД в ПФР работодателю нужно предоставить не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором работник подавал соответствующее заявление (п. 2.5
    ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
  2. Неформальный подход. Внести изменения в ПВТР или разработать отдельный локальный нормативный акт, в котором прописать основные положения относительно предоставления заявлений, прав работников в связи с переходом на предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. Здесь же уместно рассказать о том, как работники, которые отказались от бумажной трудовой книжки, смогут получать сведения о трудовой деятельности.
  • Второй подход не является обязательным, но может быть актуален и в связи с тем, что прием заявлений не заканчивается в 2020 году.

В конце статьи есть шпаргалка

2. Останется ли у работников после 2020 года возможность подавать заявления о дальнейшем ведении бумажной трудовой книжки или отказе от нее?

Законодатели не забыли о тех, кто не имел возможности написать заявление в 2020 году:

  • например, если работники находились в отпуске или не были трудоустроены, то они вправе обратиться с заявлением к своему работодателю в любое время после 2020 года (п. 6 ст. 2 Закона 439-ФЗ).

Работники, которые пожелали остаться с бумажными трудовыми книжками и написали заявления об этом, не утратили права изменить свое решение в последующем. А это значит, что даже после 2020 года они смогут обратиться к своему работодателю с заявлением о выборе предоставления им сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

3. Как узнать, предоставлял или нет работник заявление о выборе варианта внесения сведений о трудовой деятельности на предыдущем месте работы?

Кажется, что в теории вопрос очевиден. Если работодатель знает, а главное соблюдает законодательство, то при приеме на работу работник предъявляет трудовую книжку с последней записью о подаче заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ и (или) форму СТД-Р или СТД-ПФР.

Но на практике может возникнуть ситуация, когда работник приносит трудовую книжку, в которой последняя запись о расторжении (прекращении) трудового договора. Возможны как минимум два варианта развития событий:

  • Вариант 1. Работник не писал заявления о выборе трудовой книжки в 2020 году. Это могло произойти в том случае, например, если человек не был трудоустроен в этот период.
  • Ваши действия: принимаем работника на работу и продолжаем вести его бумажную трудовую книжку до тех пор, пока он не напишет заявление о переходе на предоставление ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
  • Важно: такой возможностью он может воспользоваться в любое время.
  • Вариант 2. Работник написал заявление о продолжении ведения трудовой книжки у предыдущего работодателя, но мы пока об этом не знаем.
  • Ваши действия: для нас не актуален вопрос, подавал такой работник заявление о выборе или не подавал у предыдущего работодателя. Такой работник может в дальнейшем написать заявление о переходе на предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
  • Обратите внимание: за работником, воспользовавшимся правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (п. 4 ст. 2 Закона № 439-ФЗ).

4. Как быть, когда у работника две трудовые книжки или прежний работодатель не внес соответствующие записи?

Законодатели это не учли, но. На практике у работника может быть несколько трудовых книжек:

  • например, он может предоставить одну из них, в которой будет запись об увольнении, а при этом дома у него может находиться вторая — с записью о подаче им заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

Также есть работодатели или работники кадровых служб, которые не отследили изменения или не поняли их:

  • как следствие, они не выполнили обязательства по информированию работников или не внесли необходимые записи в трудовые книжки.

В итоге у нас есть работники, которые писали заявления об отказе ведения бумажной трудовой книжки, но в их в трудовой это не отражено. Если работодатель все же сдавал по ним отчетность, то информация будет внесена в информационную систему ПФР. Но работодатель, к которому этот работник устраивается, из документов, предъявляемых при приеме на работу, этого не узнает.

Законодательно вопрос не решен. Но не стоит паниковать. Оснований для привлечения текущего работодателя к ответственности нет. Если вы столкнетесь с такой ситуацией, просто продолжите вести на работника трудовую книжку, предоставите отчет СЗВ-ТД с информацией о приеме на работу в ПФР. Риск здесь лишь в дополнительной ответственности за ведение, учет, хранение, выдачу трудовой книжки, которая на самом деле должна храниться у работника. Ну и, конечно же, это лишняя работа для вас.


Выводы

В статье мы дали практические рекомендации, как поступать работодателям с работниками, которые устраиваются на работу после 31.10.2020, в части изменений, связанных с переходом на предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

В 2021 году нас ждут изменения в форме СЗВ-ТД. Будем держать вас в курсе и давать практические рекомендации по работе.

  • Совет: обращаясь за консультациями в ПФР, помните, что у них нет полномочий давать разъяснения по применению трудового законодательства и по работе с трудовыми книжками в бумажной форме. Получая рекомендации по таким вопросам от ПФР, пропускайте их через призму законодательства, будьте объективными!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Примеры записей в трудовую (оформление титульного листа, внесение исправлений, совместительство становится основным) 632.6 КБ


При увольнении или в любой момент по требованию работника, который выбрал электронный способ ведения трудовой книжки, работодатель обязан выдать сведения о его трудовой деятельности. Форма СТД-Р и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда РФ от 20.01.2020 № 23н. Она обязательна и, по своей сути, является частично заменой бумажной трудовой книжки. Причем по содержанию и правилам заполнения она очень схожа с СЗВ-ТД. Расскажем, как оформить этот документ, если работник подал заявление на увольнение. Какие данные туда включать? С начала работы у данного работодателя или только за 2020 год? Надо ли выдавать сведения по форме СТД-Р сотруднику, если он не написал заявления о выборе электронной трудовой книжки? Какая ответственность грозит работодателю за невыдачу?

Ф орма СТД-Р и правила ее заполнения утверждены приказом Минтруда РФ от 20.01.2020 № 23н 1 . Документ опубликован 25.02.2020, вступил в силу 07.03.2020 и уже накопил немало вопросов по его применению. Рассмотрим главные из них.

В прошлом номере журнала мы подробно рассказали о том, как заполнить новый отчет по форме СЗВ-ТД

Когда и кому выдавать форму СТД-Р

Сведения по форме СТД-Р должны выдавать все работодатели, у которых есть трудящиеся по трудовым договорам 2 , в том числе индивидуальные предприниматели (ИП), адвокаты, нотариусы, которые занимаются частной практикой, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Причем независимо от формы собственности и количества сотрудников (ст. 66.1 ТК РФ, п. 1.1 Порядка заполнения).

Выдавать сведения по форме СТД-Р обязательно только тем работникам, которые выбрали ведение трудовой книжки в электронном виде (ст. 66.1 ТК РФ). Работник (в том числе дистанционный, совместитель или надомник) обязан их получить:

  • при увольнении – в последний рабочий день;
  • по запросу – в течение трех рабочих дней после подачи заявления о выдаче 3 .

Нужно ли выдавать при увольнении СТД-Р сотруднику, который:

  • не писал заявление о ведении электронной трудовой книжки или
  • выбрал продолжение ведения трудовой книжки на бумаге?

Нет, не нужно. При увольнении работодатель в последний день работы сотрудника обязан:

1) выдать ему на руки бумажную трудовую книжку или

2) предоставить сведения о трудовой деятельности, если он отказался от ведения бумажной трудовой.

А значит, если работник не подавал заявления об отказе от ведения трудовой книжки на бумаге или подал с просьбой сохранить ее, выдать ему при увольнении нужно лишь бумажную трудовую книжку (ст. 66.1 и ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).

Кто и как должен оформлять документы по форме СТД-Р

Поскольку недавно утвержденная форма СТД-Р является продолжением серии обязательных форм по ведению электронных трудовых книжек, логично передать полномочия по выдаче сведений по форме СТД-Р работнику, который отвечает в организации за бумажные трудовые книжки и/или заполняет отчет по форме СЗВ-ТД. В этом случае он с большей долей вероятности не допустит ошибок. Для передачи обязанности по выдаче документов по форме СТД-Р составьте приказ, содержащий данные о назначении такого ответственного лица и (при необходимости) внесите изменения в его должностную инструкцию и/или трудовой договор.

Форму СТД-Р работодатель может выдавать как в бумажном, так и электронном виде. Какой вариант выбрать, решаете не вы, а работник, указав в заявлении – лично или электронным способом на электронный адрес работника (ст. 66.1 ТК РФ, п. 1.3 Порядка заполнения).

Напомним, что бумажную форму нужно заверить подписью руководителя организации или иного уполномоченного лица и печатью организации (при ее наличии). Электронную – усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (см. п. 2.7 Порядка заполнения).

Как правильно заполнить форму СТД-Р

Форма СТД-Р состоит из четырех групп сведений:

1) о работнике – вносите сюда все персональные данные о сотруднике из имеющихся в организации кадровых документов. Например, из личной карточки. Остальное заполните из документа, который подтверждает регистрацию работника в системе персонифицированного учета ПФР (постановление Правления ПФР от 13.06.2019 № 335п 4 );

2) касающиеся работодателя – сюда все данные можно перенести из выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

3) про подачу заявления о способе ведения трудовой книжки или выдачи сведений о трудовой деятельности;

4) о трудовой деятельности.



Пример 3. Заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности


  • о продолжении ведения трудовой книжки (в соответствии со ст. 66 ТК РФ);
  • предоставлении сведений о трудовой деятельности 5 (ст. 66.1 ТК РФ).

Мы уже говорили, что выдавать документ по форме СТД-Р нужно только работникам, которые отказались от бумажной трудовой книжки:

  • в день увольнения. В этом случае, повторим: указываете все кадровые мероприятия в отношении этого работника в вашей организации вплоть до увольнения (см. образцы заполнения в Примерах 4–6);
  • продолжающему трудиться у вас работнику и письменно запросившему предоставить сведения о его трудовой деятельности. Например, чтобы получить субсидию или чтобы одобрили кредит. В этом случае так же указываются все кадровые мероприятия по сотруднику у данного работодателя.

Заявление может быть подано работником не только путем личного вручения на бумаге, но и по электронной почте (п. 1.3 Порядка заполнения). Указывать причину такого запроса в заявлении работник не обязан (см. Пример 3). Выдать документ по форме СТД-Р нужно не позже 3 рабочих дней со дня подачи заявления. Значит, если работник пишет заявление в четверг 30.04.2020 с просьбой предоставить сведения о его трудовой деятельности, последний день, когда работодатель должен предоставить сведения – пятница 08.05.2020, потому что с 01.05.2020 по 05.05.2020 длятся первые майские праздники.

В графе 1 данного раздела ставится порядковый номер события в хронологическом порядке. В графе 2 – дата соответствующего мероприятия. А в графе 3 – наименование, взятое из п. 2.4 Порядка заполнения (с 1 по 5 аналогичны тем, что нужно писать в СЗВ-ТД, см. Таблицу 1). Код указывать не нужно.

Таблица 1. Какие кадровые мероприятия указывать в форме СТД-Р

В графу 4 впишите наименование должности (профессии), специальность, квалификацию, конкретный вид поручаемой работы в точном соответствии со штатным расписанием. Если работа дает право на льготы или подразумевает установленные государством ограничения, то наименования должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам и положениям профстандартов (ст. 57, 195.3 ТК РФ).

Структурное подразделение указывайте, только если условие о работе в конкретном подразделении прописано в трудовом договоре. Если нет, то и упоминать его нет нужды.

Пример 1. Фрагмент заполнения формы СТД-Р в случае, если увольняемый работник трудился на условиях совместительства


Если работнику установили вторую (следующую) профессию, специальность или иную квалификацию, то в графу 4 внесите разряды, классы или категории этой профессии, специальности или уровня квалификации. Например, классный чин (п. 2.4 Порядка заполнения) (см. как заполнено в Примере 5).

Пример 5. Фрагмент заполнения формы СТД-Р в случае, если увольняемому работнику была установлена вторая профессия


Если трудовой договор прекращаете из-за того, что сотрудник по приговору суда лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, укажите в графе 4, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься (ст. 47 УК РФ, п. 2.4 Порядка заполнения).

Графу 5 обязательно заполнять нужно будет только со следующего года (01.01.2021) и только если применяете профстандарты. В этом случае следует указать соответствующий код, который состоит из семи цифро-буквенных знаков в формате ХХ.ХХХ-Х-Х, где:

  • первые пять цифровых знаков, разделенные точкой, – код наименования вида профессиональной деятельности (раздел I профессионального стандарта) с обобщенной трудовой функцией, к которой относится выполняемая работником работа по должности (профессии), специальности (раздел III профессионального стандарта);
  • последние два (раздел II профессионального стандарта) – буквенный знак кода обобщенной трудовой функции и цифровой знак – уровень квалификации, к которому относится данная обобщенная трудовая функция.

Графу 6 заполняйте при увольнении работника. Впишите без сокращений причину, по которой трудовой договор прекращен, с указанием статьи-основания, как обычно это делалось в бумажной трудовой книжке в соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона (см. п. 2.4 Порядка заполнения).

Пример 6. Фрагмент заполнения формы СТД-Р в случае исправления неверной записи об увольнении работника


  • подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации (при наличии), если выдаете их работнику на бумаге;
  • усиленной квалифицированной электронной подписью – в электронном виде.

Рассмотрим для примера ситуацию, когда работник написал заявление работодателю с просьбой предоставить сведения о трудовой деятельности в условиях, когда за период его работы наименование работодателя было изменено. А значит, помимо кадровых мероприятий в форме СТД-Р нужно отразить и изменение наименования работодателя (см. Пример 7):

Пример 7. Образец заполнения сведений о трудовой деятельности работника, который не увольняется (в случае переименования организации)


Ответственность за непредоставление сведений о трудовой деятельности

  • для должностных лиц (и ИП) – предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб.;
  • для организаций – предупреждение или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Аналогичная ответственность грозит, если работодатель не выдаст сведения по форме СТД-Р по заявлению работника.

Кроме того, в отношении выдачи сведений по форме СТД-Р при увольнении действуют те же правила, что и для бумажной трудовой книжки. Напомним, если работодатель по своей вине не выдал трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности в день увольнения работника, то у работодателя возникает обязанность возместить сотруднику не полученный им заработок за время такой задержки (абз. 4 ст. 234 ТК РФ, п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Поэтому, если по каким-то причинам невозможно выдать сведения по форме СТД-Р, составьте уведомление в произвольной форме (по аналогии с бумажной книжкой) и направьте его работнику почтой – заказным письмом с уведомлением и описью (или другим способом, который позволит доказать факт его отправки). Укажите в уведомлении, что работник должен явиться за ней или дать согласие на то, чтобы ее отправили по почте (см. образец, который мы привели в Примере 8). После отправки такого уведомления работодатель освобождается от ответственности (ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

Об электронных трудовых книжках

Что представляет собой электронная трудовая книжка?

Электронная трудовая книжка будет представлять собой совокупность сведений о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в числе которых сведения о работнике, месте его работы, трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, об увольнении с указанием основания прекращения трудового договора.

Как будет наполняться база Пенсионного фонда сведениями о трудовой деятельности работников?

Во-вторых, актуальные сведения о трудовой деятельности работников в ПФР обязан будет представлять работодатель.

Что именно будет входить в обязанности работодателя в 2020 г.?

В срок до 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, работодатель должен подать в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности тех работников, которые в течение отчетного месяца были:

а) переведены на другую постоянную работу;

б) приняты на работу;

г) написали заявление о переходе на электронную трудовую книжку или заявление на продолжение ведения бумажной трудовой книжки.

Приведенные обстоятельства называются кадровыми мероприятиями.

В этом же постановлении содержится порядок заполнения формы.

Таким образом, в сведениях нужно будет отразить не только то кадровое мероприятие, которое стало поводом для подачи формы, но и последнее кадровое мероприятие, произведенное в вашей организации в отношении работника до 1 января 2020 г. Отражать мероприятия, которые произошли на предшествующем месте работы сотрудника, не нужно.

(Пенсионный фонд привел примеры заполнения формы СЗВ-ТД для разных ситуаций.)

В каком виде форма СЗВ-ТД должна быть подана в Пенсионный фонд?

Если в штате работодателя числятся менее 25 человек, форму СЗВ-ТД в ПФР можно подать в бумажном виде. Больше 25 человек – только электронно.

В 2021 г. обязанности работодателя по подаче формы СЗВ-ТД изменятся?

Да, в следующем году обязанности работодателя изменятся. Уведомлять ПФР о приеме на работу и увольнении придется не позднее следующего рабочего дня после дня издания приказа.

Уведомлять о переводах и подаче заявления о выборе формата ведения трудовой книжки так же нужно будет до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Как будет осуществлен переход работников на электронные трудовые книжки?

Работодатель в срок до 30 июня 2020 г. обязан письменно уведомить каждого работника о праве сделать выбор, подав одно из двух заявлений – о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или переходе на электронный формат.

Образец уведомления о переходе на электронные трудовые книжки

Настоящим уведомляем Вас о том, что внесены изменения в трудовое законодательство, связанные с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

Для этого Вам необходимо в срок до 31 декабря 2020 г. подать работодателю одно из двух письменных заявлений:

  • о продолжении ведения трудовой книжки в порядке ст. 66 ТК РФ;
  • о согласии на предоставление сведений о трудовой деятельности в порядке ст. 66.1. ТК РФ.

Одно из указанных заявлений должно быть представлено по адресу_____________.

Отметка о получении уведомления работником с датой, подписью, расшифровкой

Одно из указанных заявлений работник должен подать работодателю до 31 декабря 2020 г. В противном случае продолжаем вести бумажную трудовую книжку.

Работник, выбравший ведение бумажной книжки, в любой момент может передумать и написать заявление о переходе на электронный формат. А вот обратный переход невозможен.

Как быть тем, кто в 2020 г. не работал, но сохранял место работы, и тем, кто не был трудоустроен, а потому не подавал заявление?

За пределами 31 декабря 2020 г. подать заявление могут:

  • работники, которые не исполняли трудовые обязанности, но за ними сохранялось место работы (декретницы, сотрудники на больничном и т.д.);
  • лица, имеющие стаж работы, но на 31 декабря 2020 г. не состоявшие с кем-либо в трудовых отношениях.

Таким образом, у каждого работника, имеющего трудовой стаж до 31 декабря 2019 г., будет возможность выразить свое волеизъявление путем подачи заявления.

Что следует сделать при принятии в 2020 г. работника, впервые устраивающегося на работу?

Ему нужно предложить написать одно из двух заявлений. Если он выберет для себя бумажную трудовую книжку, ее нужно будет оформить. Разумеется, при приеме на работу такого работника нужно не забыть сдать в Пенсионный фонд форму СЗВ-ТД.

Иной порядок начнет действовать с 2021 г.: начинающие трудовую деятельность работники смогут рассчитывать только на электронную трудовую книжку.

Если работник выбрал электронный формат, что делать с трудовой книжкой?

Работнику, подавшему заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ (т.е. выбравшему электронный формат), трудовую книжку следует выдать на руки. Работодатель освобождается от ответственности за ее ведение и хранение (п. 3 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ). При выдаче трудовой книжки в нее вносится порядковая запись о подаче работником указанного заявления.

Запись о выдаче на руки книжки следует произвести в журнале ведения и хранения трудовых книжек. Также работник должен будет поставить подпись в личной карточке.

Если трудовая книжка передана работнику, что следует выдать ему при увольнении?

Ждать согласия на отправку Сведений по почте не нужно.

Работник, не получивший Сведения, вправе обратиться за ними к работодателю путем подачи заявления. В этом случае они должны быть ему выданы в течение трех рабочих дней указанным в заявлении способом – в бумажном или электронном виде.

Следует отметить, что Трудовой кодекс разрешает работодателям обмениваться Сведениями с работниками в электронном виде, равно как и работнику – подавать электронные заявления. Но это должно быть отражено в локальных нормативных актах работодателя.

Что именно выдаем работнику на руки? Форма выдачи Сведений разработана Минтрудом (форма СТД-Р), но пока не утверждена приказом (несмотря на то что работодатели уже месяц как должны выдавать такие Сведения работникам на руки).

Можно ли заключить трудовой договор, если вместо трудовой книжки работник принес Сведения о трудовой деятельности, выданные работодателем по последнему месту работы? Как проверить, нужно ли будет вести бумажную трудовую книжку?

С 1 января 2020 г. при заключении трудового договора работник предоставляет трудовую книжку и (или) Сведения о трудовой деятельности за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые.

При приеме работника на работу проверяем, есть ли в Сведениях о трудовой деятельности отметка о том, что работник отказался от бумажной книжки:

Если книжку работник не предоставил, по его письменному заявлению оформляем новую трудовую книжку в привычном порядке.

Как работодателю получить сведения о стаже работы сотрудника, если в момент трудоустройства он предоставил только Сведения о трудовой деятельности, которыми охватывается небольшой временной период?

Работодатель обязан при увольнении работника выдавать Сведения о трудовой деятельности только за тот период, в который работник трудился у него (ст. 84.1 ТК РФ). Поэтому человек может прийти к новому работодателю для трудоустройства, не имея на руках бумажной трудовой книжки (в случае отказа от нее) и со Сведениями, которые охватывают небольшой период работы.

В этом случае у работодателя, заключившего трудовой договор, возникнут проблемы:

  • при расчете больничного;
  • при решении вопросов о том, является ли работник бывшим государственным или муниципальным служащим и нужно ли уведомлять о конфликте интересов;
  • при намерении получить подтверждение опыта работника (как в момент приема, так и в ходе выполнения трудовых обязанностей, например, при проведении процедуры сокращения численности работников).

Региональный Пенсионный фонд в этом случае советует просить предоставить трудовую книжку. Но ведь она выдана работнику на руки и может не сохраниться к моменту трудоустройства. Более удачным видится другой вариант: можно предложить работнику обратиться в Пенсионный фонд через МФЦ или Портал госуслуг с запросом о предоставлении сведений обо всей трудовой деятельности, а затем передать их работодателю.

Читайте также: