О выплате педагогическим работникам ежемесячной денежной компенсации

Обновлено: 18.04.2024

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (п. 8 ст. 47 Закона об образовании[1]). В статье рассмотрим, как реализуется данное право на практике.

Правовые основы выплаты компенсации

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций в форме компенсации коммунальных расходов, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций упомянутые размер, условия и порядок устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Правила компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 № 963 (далее – Правила № 963).

Данные правила устанавливают ежемесячную компенсацию с фиксированным размером, который в настоящее время составляет 1 200 руб. Компенсация выплачивается на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение, имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. В качестве оснований выступают:

    или трудовая книжка;
  • копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства.

Ежемесячная компенсация должна начисляться и выдаваться образовательной организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца и отражением в отдельной ведомости (п. 3 Правил № 963).

Финансовое обеспечение расходов на компенсацию

Согласно п. 4 Правил № 963 финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной компенсации на оплату коммунальных услуг педагогам, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся образовательные организации. При этом казенным учреждениям доводятся лимиты бюджетных обязательств, а бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии).

Образовательные организации ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, предшествующего началу квартала, должны представлять в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, заявку на финансовое обеспечение указанных расходов, в которой отражаются (п. 5 Правил № 963):

  • сведения о численности работников;
  • размер ежемесячной компенсации расходов на одного работника;
  • объем средств, необходимых на выплату ежемесячной компенсации всем работникам.

По окончании квартала учреждения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, аналитический отчет о расходах, содержащий сведения о численности работников, сумме полученной организацией ежемесячной компенсации, сумме выплаченной работникам ежемесячной компенсации (п. 6 Правил № 963).

Отражение в учете компенсации коммунальных расходов

Типовые операции по отражению в учете компенсации коммунальных расходов педагогам в зависимости от типа учреждения будут выглядеть следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Поступление денежных средств на лицевой счет бюджетных и автономных учреждений для выплаты компенсации

Начисление задолженности перед педагогами по выплате компенсации

Перечисление компенсации на банковские карты сотрудников

Начисление дохода бюджетными и автономными учреждениями в размере полученной субсидии на выплату компенсации на основании утвержденного отчета о ее использовании

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Операции по санкционированию данных расходов у казенных учреждений отражаются следующим образом:

Получены учреждением суммы утвержденных и доведенных бюджетных ассигнований

Получены лимиты бюджетных обязательств по прочим выплатам

Приняты бюджетные обязательства по прочим выплатам (при возникновении кредиторской задолженности в момент начисления компенсации)

Приняты денежные обязательства по прочим выплатам (при выплате компенсации работникам)

Операции по санкционированию данных расходов в бюджетных и автономных учреждениях отражаются следующим образом:

Отражено право на получение дохода в форме целевой субсидии (утвержден объем финансового обеспечения на текущий год)

Отражена сумма доходов, поступивших в учреждение, в виде субсидии на иные цели

Отражены сметные (плановые) назначения по прочим выплатам за счет средств целевой субсидии

Приняты обязательства по выплате компенсации

Приняты денежные обязательства по выплате компенсации

Обратите внимание

Если работник отработал неполный месяц, компенсация должна начисляться пропорционально отработанному времени.

Таким образом, в случае если педагогический работник отработал неполный месяц, ему выплатят только часть компенсации и, как следствие, у учреждения останутся неизрасходованными средства целевой субсидии. Они будут в обязательном порядке показаны в отчете об использовании целевых средств. Возможность их дальнейшего использования или возврат в бюджет необходимо согласовывать с учредителем.

При этом, напомним, остатки средств, перечисленные в бюджет, могут быть возвращены бюджетным (автономным) учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели по решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Может возникнуть и обратная ситуация, когда предусмотренной соглашением и перечнем (ф. 0501015) субсидии, выделенной на указанные цели, не хватает для выплаты компенсации всем имеющим на это право сотрудникам. Тогда в вышеперечисленные документы и план ФХД вносятся изменения и дополнения.

Казенным же учреждениям в этой ситуации требуется дополнительное выделение лимитов бюджетных обязательств.

Рассмотрим практический пример начисления и выплаты компенсации коммунальных расходов педагогам.

Пример

В бюджетном образовательном учреждении работает 18 сотрудников, имеющих право на компенсацию коммунальных расходов. Ежемесячные расходы образовательного учреждения на данные выплаты составляют 21 600 руб. (1 200 руб. х 18 чел.). 11 апреля 2016 года один из сотрудников уволился. Ему была установлена шестидневная рабочая неделя. Денежные средства переводятся на банковские карточки сотрудников.

Расчет компенсации за апрель будет выглядеть следующим образом.

Сумма компенсации педагогам, отработавшим полный месяц, равна 20 400 руб. (1 200 руб. х 17 чел.).

Сумма компенсации работнику, который отработал девять из 26 рабочих дней в апреле 2016 года, – 369,23 руб. (1 200 руб. / 26 дн. х 8 дн.).

Общая сумма компенсации за апрель составит 20 769,23 руб.

Данные операции в учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

сумма

Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения для выплаты компенсации

5 201 11 510

5 205 81 660

21 600

Отражена сумма доходов, поступивших в учреждение, в виде субсидии на иные цели

5 508 10 180

5 507 10 180

21 600

Начислена компенсация по оплате коммунальных услуг за апрель 2016 года

5 401 20 212

5 302 12 730

20 769,23

Приняты обязательства по выплате компенсации

5 506 10 212

5 502 11 212

20 769,23

Приняты денежные обязательства по выплате компенсации

5 502 11 212

5 502 12 212

20 769,23

Перечислена компенсация по оплате коммунальных услуг на банковские карты работников

5 302 12 830

5 201 11 610

20 769,23

Начислен доход от полученной субсидии на основании отчета о ее использовании

5 205 81 560

5 401 10 180

20 769,23

Начислена задолженность по возврату целевой субсидии в бюджет*

5 205 81 560

5 303 05 730

830,77

Возвращены неизрасходованные остатки целевой субсидии в бюджет*

(21 600 - 20 769,23) руб.

5 303 05 830

5 201 11 610

830,77

* Если образовавшийся остаток не будет израсходован до конца года, то учреждение должно будет вернуть его в бюджет. Данный возврат следует отражать указанными проводками, которые приведены в соответствии с рекомендациями из Письма Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

НДФЛ и страховые взносы

Пункт 1 ст. 210 НК РФ гласит о том, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, приведен в ст. 217 НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения. Следовательно, выплата педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не подлежит обложению НДФЛ в пределах норм, установленных в соответствии с законодательными актами субъектов РФ. На это также указано в письмах Минфина РФ от 24.12.2014 № 03-04-06/66959, ФНС РФ от 09.06.2015 № БС-4-11/9995@. В целях освобождения денежной компенсации от налогообложения работник образовательного учреждения должен представить соответствующие документы, подтверждающие расходы на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Страховые взносы.

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников, признаются объектом обложения страховыми взносами и формируют базу для их начисления на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ[4], п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ[5]).

Закон об образовании и Правила № 963 предусматривают для педагогических работников, а также руководителей и их заместителей, осуществляющих педагогическую деятельность в сельской местности, возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данная компенсация выплачивается по месту работы раз в месяц фиксированной суммой 1 200 руб. В казенных учреждениях она выплачивается за счет лимитов бюджетных обязательств, а в бюджетных и автономных учреждениях – за счет целевых субсидий. Указанные выплаты не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

[2] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Педагоги и медицинские работники государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, могут раз в 5 лет получить компенсацию расходов на оздоровление и отдых. Размер компенсации составляет 2,5 базовые единицы.

В 2022 году величина базовой единицы в Санкт-Петербурге — 12 980 руб., то есть текущая сумма компенсации составит 32 450 руб.

Обратите внимание: на портале есть похожие услуги, в рамках которых работники других госучреждений могут обратиться за компенсацией расходов на отдых и оздоровление.


Полное наименование:

Предоставление денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в пять лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, находящихся в ведении Комитета по образованию

Результат предоставления

  1. Предоставление денежной компенсации и перечисление на счет заявителя.
  2. Отказ в ее назначении ежемесячной денежной компенсации.

Срок предоставления

38 рабочих дней.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Педагогические и медицинские работники, работающие на основании трудового договора в государственном образовательном учреждении, основным местом работы которых является государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении Комитета по образованию (Комитет).

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Лица, имеющие право представлять интересы заявителя: доверенные лица, имеющие доверенность, оформленную в соответствии с действующим законодательством, и подтверждающую наличие у представителя прав действовать от лица заявителя, и определяющую условия и границы реализации права представителя на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в Комитет.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Получает расписку в приеме документов.
  4. В случае принятия Комитетом решения о предоставлении государственной услуги:
    • получает письмо о принятом решении Комитета о предоставлении денежной компенсации по форме;
    • получает денежные средства на счет в кредитной организации или в организации федеральной почтовой связи, либо через кассу государственного образовательного учреждения.
  5. В случае принятия Комитетом решения об отказе в предоставлении государственной услуги получает письмо (уведомление) Комитета об отказе в предоставлении денежной компенсации, с указанием причины отказа и порядка его обжалования по форме.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • отсутствие у заявителя права на получение денежной компенсации;
  • отсутствие в представленных заявителем документах полного перечня необходимого и обязательного для предоставления государственной услуги;
  • в связи с неистечением пятилетнего срока с момента последнего получения денежной компенсации.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация в Комитете заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров (ОАиПКПК) Комитета, ответственный за прием и регистрацию заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя (представителя) и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя (представителя) о порядке оформления заявления по форме и проверяет правильность его оформления.
  4. Определяет необходимость и способ информирования заявителя (представителя) о принятом Комитетом решении по предоставлению государственной услуги (в письменной форме, в электронном виде.
  5. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню необходимых документов.
  6. Копирует документы для формирования личного дела, заверяет копии документов, возвращает подлинники документов заявителю.
  7. Уточняет данные, необходимые для осуществления перечисления денежных средств на счет заявителя.
  8. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  9. Выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема.
  10. Формирует комплект документов для принятия решения Комитетом.

II. Подготовка и направление межведомственного запроса в иной орган (организацию) о предоставлении документов (информации), необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги заявителю

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. Представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  4. Направляет межведомственные запросы в государственные образовательные учреждения (ГОУ), находящиеся в ведении Комитета.
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.

III. Рассмотрение заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги и принятие решения Комитета о предоставлении либо об отказе в предоставлении денежной компенсации

Специалист ОАиПКПК, ответственный за подготовку проекта решения Комитета о предоставлении (или об отказе в предоставлении) денежной компенсации:

IV. Перечисление государственным образовательным учреждением денежной компенсации на счет заявителя

Специалисты бухгалтерии ГОУ, ответственные, за перечисление денежных средств заявителям:

  • В течение десяти рабочих дней в соответствии с локальным нормативным актом ГОУ осуществляют перечисление денежных средств на счета заявителей в кредитную организацию, в организацию федеральной почтовой связи либо через кассу государственного образовательного учреждения.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление по форме, содержащее согласие заявителя на обработку персональных данных.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя, — паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены.

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством, и подтверждающая наличие у представителя прав действовать от лица заявителя, и определяющая условия и границы реализации права представителя на получение государственной услуги.
  2. Документ, удостоверяющий личность представителя, — паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены.

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  • Справка с места работы (Государственного образовательного учреждения) с указанием того, что место работы является основным, а также с указанием даты последнего предоставления денежной компенсации.

Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, действующим законодательством не предусмотрено.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Расписка в приеме документов.
  2. Письмо о принятом решении Комитета о предоставлении денежной компенсации по форме.
  3. Письмо (уведомление) Комитета об отказе в предоставлении денежной компенсации, с указанием причины отказа и порядка его обжалования по форме.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Организации, осуществляющие денежные выплаты

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными служащими Комитета, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц).

Жалоба может быть направлена заявителем при личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе, в Комитет, предоставляющий государственную услугу, в место предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче жалобы в электронной форме доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (для физических лиц), может быть представлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба рассматривается Комитетом, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо его должностного лица. Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, предоставляющего государственную услугу, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга, Губернатору Санкт‑Петербурга, вице‑губернатору Санкт‑Петербурга — руководителю администрации Губернатора Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Комитета.

В случае если жалоба подана заявителем в Комитет, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации Комитет направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение государственный орган (организацию) и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение государственном органе (организации).

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) или почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению председателем Комитета либо по поручению председателя Комитета заместителями председателя Комитета, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом, уполномоченным на ее рассмотрение. В случае обжалования отказа Комитета, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет, предоставляющий государственную услугу, принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, предоставляющего государственные услуги. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет вправе отказать в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Государственное казенное учреждение “Краевой центр социальной защиты населения” Забайкальского края

Педагогическим работникам


1. Педагогические работники образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

2. Пенсионеры из числа педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Забайкальского края и имеющие общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

1. Педагогическим работникам и пенсионерам из числа педагогических работников предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (далее также — компенсация):
1) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (далее — оплата жилого помещения);
2) уплаты взноса на капитальный ремонт исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Забайкальского края;
3) платы за централизованное отопление исходя из размера жилых помещений и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством;
4) оплаты стоимости твердого топлива при наличии печного отопления (в том числе приобретения и доставки твердого топлива) для отопления жилых помещений исходя из размера жилых помещений, норматива потребления топлива и стоимости твердого топлива, установленных в соответствии с действующим законодательством;
5) платы за отопление, осуществляемое с использованием электрических котлов, исходя из размера жилых помещений, норматива потребления отопления, установленного в соответствии с действующим законодательством, коэффициента пересчета единиц энергии, тарифа на электрическую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством.
При наличии нескольких видов отопления жилых помещений компенсация производится по одному виду отопления по выбору получателя компенсации;
6) платы за освещение исходя из размера жилых помещений, удельной мощности приборов освещения на 1 квадратный метр в год, количества часов использования приборов освещения в год, коэффициента одновременного включения приборов освещения в год, а также количества членов семьи получателя компенсации, проживающих совместно с ним, поправочного коэффициента, характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от количества членов семьи получателя компенсации, проживающих совместно с ним, и тарифа на электрическую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством.
Расходы по оплате электрической энергии на цели, не связанные с освещением жилых помещений, с отоплением жилых помещений, осуществляемым с использованием электрических котлов, получателям компенсации не компенсируются.

Компенсация предоставляется в размере фактических расходов получателя компенсации на оплату жилых помещений, отопления, освещения и на уплату взноса на капитальный ремонт, но не более 2 176 рублей ежемесячно.

Компенсация предоставляется получателю компенсации при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении получателем компенсации соглашения по ее погашению.

В случае подачи заявления о предоставлении компенсации лицом, действующим от имени получателя компенсации (далее — представитель получателя компенсации), в уполномоченный орган дополнительно к документам, указанным в части 6 настоящей статьи, представляются:
1) документ, удостоверяющий личность представителя получателя компенсации;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя получателя компенсации.

выплаты педагогу

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также в нее входят компенсационные и стимулирующие выплаты.

Зарплата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

Обратите внимание! На коммерческие образовательные учреждения распространяются все нормативно-правовые акты, разработанные для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)) (ч. 3 ст. 12 Закона РФ N 3266-1). Кроме того, действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности (абз. 3 ч. 3 ст. 12 Закона РФ N 3266-1). Соответственно, на коммерческие образовательные учреждения распространяются все нормативно-правовые акты, разработанные для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Напомним, что Постановлением N 583 с 01.12.2008 для работников образовательных учреждений введены новые системы оплаты труда, которые регулируются нормативными правовыми актами государственной власти субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом ограничений, установленных на федеральном уровне. Согласно п. 1 Постановления N 583 система оплаты труда работников образовательных учреждений включает:

1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;

2) компенсационные выплаты;

3) стимулирующие выплаты.

Пунктом 2 Постановления N 583 предусмотрено, что при введении новой системы оплаты труда следует учитывать:

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

— Единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

— государственные гарантии по оплате труда;

— перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

— рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— мнение представительного органа работников.

Итак, основной частью зарплаты работников учреждений образования является оклад (ставка, должностной оклад), размер которого устанавливается руководителем образовательного учреждения по соответствующим профессионально-квалификационным группам с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (п. 12 Положения N 1600 ). Следует помнить, что профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ N 216н.

В соответствии с п. 1 приложения к Постановлению Правительства РФ N 191 оклад выплачивается педагогическим работникам при отработке определенной для них продолжительности рабочего времени.

То есть должностные оклады и ставки заработной платы выплачиваются за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Компенсационные выплаты

Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в определенных размерах, если иное не утверждено федеральными законами или указами Президента РФ. Следует помнить, что они не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления утверждены Приказом N 822 . Итак, компенсационный характер имеют:

А) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). С целью уточнения наличия вредных условий труда руководителям учреждений необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном трудовым законодательством. С 01.09.2011 будет действовать Порядок проведения аттестации рабочих мест, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н;

Нормативными актами исполнительных органов субъектов РФ утверждаются размеры компенсационных выплат в качестве рекомендуемых, которые используются учреждениями образования этих субъектов при разработке положений об оплате труда.

В то же время следует учитывать, что конкретные размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера должны быть прописаны в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, поощрение за выполненную работу. Такие выплаты устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минздравсоцразвития РФ N 818 ). На стимулирующие выплаты образовательными учреждениями направляется не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Размеры и условия осуществления таких выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ N 818 в пределах фонда оплаты труда. Указанный перечень включает следующие виды выплат:

— за интенсивность и высокие результаты работы, то есть поощрение работника за участие в выполнении важных работ, мероприятий, за особый режим работы, за организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение престижа учреждения, и др.;

— за качество выполняемых работ. Данные выплаты предполагают поощрение работника за успешное и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, инициативу, качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, и т. п.;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Такие выплаты стимулируют работников образования к продолжительной работе;

— премиальные по итогам работы.

Перечисленные виды выплат стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим локальные нормативные документы подлежат согласованию с вышестоящим органом.

Конкретные показатели стимулирования работников за количество, интенсивность и качество труда разрабатываются и утверждаются каждым образовательным учреждением самостоятельно. Их размеры рекомендуется устанавливать в процентном отношении к окладам (ставкам) либо в абсолютном размере. В то же время п. 26 Положения N 1600 предусмотрено, что максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.

Стимулирующие выплаты производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Материальная помощь

Из фонда оплаты труда работникам образовательных учреждений может быть оказана материальная помощь. Условия выплаты материальной помощи и ее размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждений. При этом решение об оказании такой помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.

Материальная помощь может выплачиваться к отпуску, на лечение, в связи с чрезвычайными обстоятельствами (смерть сотрудника или его близких родственников, несчастный случай, потребность в дорогостоящем лечении, свадьба, рождение ребенка и иные обстоятельства, вызвавшие серьезные материальные затруднения).

Вынужденный простой

В педагогической практике у преподавателей индивидуальных дисциплин часто встречаются ситуации, когда ученики не приходят на занятия. В этом случае в силу ст. 157 ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Аналогичное мнение представлено в п. 4.15 Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, направленных Письмом Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 N АФ-947/96.

Вознаграждение за классное руководство

Функции классного руководителя могут возлагаться на педагога лишь с его согласия (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196).

Постановлением Правительства РФ N 850 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2006 N 548) педагогическим работникам общеобразовательных учреждений было установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1 000 руб. Дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство финансируется из федерального бюджета. Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ из расчета выплаты педагогу 1 000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для учреждений соответствующими типовыми положениями либо в классе с наполняемостью не менее 14 чел. в сельской местности. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер финансирования (субсидии) уменьшается пропорционально численности обучающихся. Однако субъекты РФ могут устанавливать доплаты относительно размера, определенного на федеральном уровне (1 000 руб.), за счет собственных средств.

Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Компенсации на жилье педагогам

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ (абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1). Однако право на компенсацию смогут получить лишь работающие педагоги, а бывшие педагогические работники, имеющие большой стаж, не имеют право на получение указанной компенсации.

Компенсация на книгоиздательскую продукцию и периодические издания

Некоторые педагоги в образовательных учреждениях выпускают учебно-методические пособия, некоторые пишут учебники и т. д. Данный труд должен оплачиваться.

Ежемесячная денежная компенсация педагогическим работникам образовательных учреждений выплачивается в соответствии с ч. 8 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 в целях содействия обеспечению таких работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере:

— 150 руб. — в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

— 100 руб. — в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений — по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

Читайте также: