О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами рб 2020

Обновлено: 17.05.2024

Одной из наиболее социально значимых задач в деятельности профсоюза является создание здоровых и безопасных условий труда.

Вы можете задать вопрос общественному инспектору по охране труда: пишите на e-mail prof.sch162@gmail.com c пометкой "вопрос инспектору по охране труда"

Наименование мероприятий по ОТ

Ответственный за выполнение

Ожидаемая социальная эффективность

Общее собрание работников

школы с рассмотрением основных

вопросов по планированию и организации работы по охране труда.

условий труда для работников

Провести приемочные испытания спортивного оборудования и проверку состояния спортивных залов и спортивных площадок к учебному году

Зам. директора по УР

Создание безопасных условий для занятий учащихся

Провести обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда у вновь прибывших работников

Зам. директора по УР

Зам. директора по ХР

Предотвращение нарушений пра-

вил безопасности работниками

Провести первичный и повторный инструктаж на рабочем месте с работниками согласно перечню.

Зам. директора по УР

Зам. директора по ХР

Повышение эффективности труда, предотвращение травматизма среди работников

Обеспечить своевременное комплектование медицинских аптечек медикаментами.

Зам. директора по ХР

меной и эффектив-ной помощи

Обеспечить работающих спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

Зам. директора по ХР

Улучшение условий труда работников

Провести инструктаж по

Зам. директора по УР

Зам. директора по ХР

нарушения правил пожарной безопасности

Анализ причин производственного

травматизма и профессиональных заболеваний (заседание профкома)

Предотвращение травматизма среди работников

Регулярное проведение занятий с учащимися гимназии по правилам безопасного поведения, ПДД

Кл. руководители, учитель ОБЖ

Обучение учащихся мерам безопасного поведения

Провести плановую проверку по ОТ в кабинетах химии, физики, информатики, биологии, труда.

Комиссия по ОТ, ПК

условий труда для работников

Организовать обучение и проверку знаний по ОТ у технического персонала согласно перечню.

Зам. директора по ХР

Предотвращение травматизма среди работников

Провести мониторинг среди работников гимназии с целью определения выполнения п. 16.7 КД

Зам. директора по ХР

Ю.С. Камлевич Инспектор ОК

Улучшение условий труда работников

Проверка исправности и своевременного пополнения первичных средств пожаротушения

Зам. директора по ХР

Обеспечение безопасных условий труда

Зам. директора по УР

Обеспечение безопасных условий труда

Осуществление контроля над соблюдением законодательства об охране труда в школе,

учебных кабинетах и хозяйственных помещениях

Зам. директора по ХР

Выявление нарушений и их устранение

Приобретение нормативно - технической документации, пособий, плакатов и литературы по ОТ

Зам. директора по ХР

Повышение эффективности работы по охране труда

Обеспечение безопасных условий труда

Прохождение сотрудниками медосмотра согласно перечню

согласно плану прохождения

Обеспечение безопасных условий труда

Контроль за ведением документации по ОТ

Повышение эффективности работы по охране труда

Мероприятия по охране труда

Коллективный договор. Раздел Охрана труда

ГЛАВА 5

ОХРАНА ТРУДА

25. Наниматель обязуется:

25.1.Осуществлять управление охраной труда в учреждении, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда работников, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда.

25.2. Предусматривать в необходимых объемах финансовые средства на охрану труда, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников. Обеспечивать выполнение в установленные сроки Плана мероприятий по охране труда ( приложение № 21).

Осуществлять в рамках сметы расходов на мероприятия по охране труда обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителя и специалистов учреждения образования.

25.3. Своевременно и качественно проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.

25.4. Каждому работнику при приеме на работу и в период работы предоставлять полную информацию о состоянии и изменении условий труда на его рабочем месте, о существующих рисках повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной и коллективной защиты, а также о льготах и компенсациях по условиям труда, установленных законодательством и Договором.

25.5. Лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 5 статьи 42 Трудового кодекса, наниматель выплачивает выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.

  1. 6.Обеспечивать прохождение работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с утвержденным Списком с сохранением за ними рабочего места и среднего заработка на время прохождения периодических медосмотров (приложения №12,13).

25.7. Вводить в штатные расписания учреждений образования должность инженера по охране труда в соответствии с нормами законодательства (при численности работающих менее 200 человек) или возлагать соответствующие обязанности на уполномоченное должностное лицо.

  1. 8. Оформить уголок по охране труда. Постоянно обновлять методическое обеспечение уголка по охране труда.
  2. 9. Своевременно проводить пересмотр, корректировку и утверждение нормативных документов по охране труда с учётом изменений и дополнений, внесённых в законодательные акты Республики Беларусь.
  3. 10. Проводить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда работающих согласно требованиям нормативных правовых актов. Оказывать содействие в обучении общественных инспекторов по охране труда.

25.12. К началу учебного года организовывать работу по приведению помещений учреждений образования в соответствие с требованиями санитарных норм и охраны труда для создания здоровых и безопасных условий труда работников и организации образовательного процесса.

25.13. Выполнять в срок до 1 октября запланированные мероприятия по подготовке учреждения образования к работе в осенне- зимних условиях.

25.14. Осуществлять контроль за состоянием охраны труда, принимать меры по совершенствованию этой работы. Не реже одного раза в год подводить итоги работы учреждения образования по улучшению условий и охраны труда, профилактики производственного травматизма.

25.15.Обеспечивать беспрепятственный допуск представителей отраслевого профсоюза в учреждение образования для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с требованиями законодательства.

25.16.Незамедлительно информировать управление образования (комитет по образованию Мингорисполкома) о несчастных случаях на производстве с тяжелым, смертельным исходом, групповых несчастных случаях с целью проведения расследованиянесчастного случая в соответствии с требованиями законодательства.

25.17.Оказывать семье погибшего по вине нанимателя на производстве работника, помимо установленного законодательством возмещения ущерба, единовременную материальную помощь из средств нанимателя в размере не менее десяти годовых заработков погибшего по вине нанимателя, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю, а работнику, утратившему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, по вине нанимателя, - единовременную материальную помощь в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты трудоспособности при наличии средств. Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

25.19. Принимать действенные меры по выполнению целевых показателей по энергосбережению.

25.20. Выполнять запланированные мероприятия по экономии тепла, воды, электроэнергии.

26. Профком обязуется:

26.1. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда, выполнением норм коллективного договора в учреждении образования

Требовать устранения нарушений требований охраны труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для жизни и здоровья - приостановления выполнения работ, эксплуатации помещений, учебных классов, кабинетов, мастерских, оборудования до устранения нарушений. Выдавать обязательные для рассмотрения рекомендации по устранению выявленных нарушений.

26.2. Проводить в установленные сроки выборы общественных инспекторов по охране труда, утверждать составы общественных комиссий по охране труда, координировать их деятельность, проводить обучение профактива по вопросам охраны труда.

26.3. Принимать участие в городских (районных) смотрах-конкурсах:

на лучшую организацию профсоюзом общественного контроля по охране труда;

по экономии энергоресурсов, сырья и материалов.

26.4. Периодически (один раз в квартал) на заседании Профкома с участием представителей Нанимателя рассматривать вопрос о состоянии охраны труда и заболеваемости в организации.

26.5. При групповом несчастном случае, а также с тяжёлым и смертельным исходом, требующих проведения специального расследования, незамедлительно извещать вышестоящий комитет отраслевого профсоюза (райком или горком отраслевого профсоюза) с целью обеспечения участия в расследовании главного технического инспектора труда городского комитета профсоюза.

26.6. В ходе расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отстаивать права и законные интересы застрахованных членов профсоюза, содействовать выявлению причин, приведших к гибели или травмам работников, добиваться применения срочных мер по их устранению.

Оказывать семье погибшего на производстве работника - члена профсоюза - помимо установленного законодательством возмещения ущерба, единовременную материальную помощь в размере до 20 базовых величин из профсоюзного бюджета при наличии средств.

26.7. Осуществлять общественный контроль за своевременной выплатой возмещения вреда работникам, получившим увечье на производстве в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

26.8. Оказывать правовую помощь пострадавшим работникам при возникновении разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, возмещения вреда, дополнительно понесенных расходов в связи с повреждением здоровья.

26.9. Проводить разъяснительную работу в коллективе по экономии всех видов ресурсов.

26.10. Проводить регулярные рейды-проверки за соблюдением требований Директивы №3.

27. Стороны пришли к соглашению:

27.1. Осуществлять общественный и периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда в учреждении образования, за выполнением норм коллективного договора,проводить Дни охраны труда. Требовать от работающих соблюдения трудовой и производственной дисциплины, законодательства об охране труда.

27.2. Добиваться выделения денежных средств на мероприятия, направленные на создание здоровых и безопасных условий и охраны труда. Все локальные нормативные правовые акты по вопросам охраны труда принимать Нанимателю (уполномоченному должностному лицу Нанимателя) по согласованию сПрофкомом.

27.3. Постоянно осуществлять контроль за:

своевременным прохождением работниками обязательных предварительных, периодических, внеочередных и наркологических медицинских осмотров (приложения №12.13);

обеспечением работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и в установленные сроки (приложение №10);

бесплатным обеспечением работников, связанных с загрязнениями кожных покровов, смывающими и обезвреживающими средствами (приложение №11);

обеспечением кабинетов, лабораторий, пищеблока, других производственных помещений медицинскими аптечками (приложение № 14,15).

  1. 4.Оказывать единовременную материальную помощь в случаях и размерах, предусмотренных пунктами 25.17 и 26.6.

27.5Работник обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

  1. 6. Освобождать от работы общественного инспекторапо охране труда на время обучения с сохранением на этот период за ними рабочего места и средней заработной платы.
  2. 7. Поощрять работников, избранных общественными инспекторами по охране труда, за активную работу по итогам года (месяца, квартала) в размере до 10 базовых величин (из средств, предусмотренных Приложение 1).

27.8. Устанавливать надбавку за высокие достижения в труде из средств материального стимулирования работникамза соблюдение требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины в соответствии с их личным вкладом в результаты работы по обеспечению охраны труда.

1. Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (далее - Стандарт) устанавливает правила приобретения, выдачи, применения и организации хранения смывающих и (или) обезвреживающих средств.

2. Стандарт распространяется на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

3. Приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя.

4. Смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия.

5. Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к настоящему приказу (далее - Типовые нормы).

6. Смывающие и (или) обезвреживающие средства, оставшиеся неиспользованными по истечении отчетного периода (один месяц), могут быть использованы в следующем месяце при соблюдении их срока годности.

7. Работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также загрязнений.

8. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, в том числе иностранного производства, допускается только в случае подтверждения их соответствия государственным нормативным требованиям декларацией о соответствии и (или) сертификатом соответствия, оформленными в порядке, установленном действующим законодательством.

Приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускается.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 12 июня 2018 г. - Приказ Минтруда России от 23 ноября 2017 г. N 805н

9. Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника или в локальном нормативном акте работодателя, доводятся до сведения работника в письменной или электронной форме способом, позволяющим подтвердить ознакомление работника с указанными нормами.

10. При выдаче смывающих и (или) обезвреживающих средств работодатель обязан информировать работников о правилах их применения.

11. Работник обязан применять по назначению и в соответствии со Стандартом смывающие и (или) обезвреживающие средства, выданные ему в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н пункт 12 изложен в новой редакции

12. Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н в пункт 13 внесены изменения

13. Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.

14. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно Типовым нормам осуществляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя.

15. Защитные средства гидрофильного, гидрофобного, а также комбинированного действия (кремы, эмульсии, гели, спреи и другие) выдаются работникам при работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми рабочими материалами, их попеременном воздействии.

16. Средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (кремы, гели, эмульсии и другие) выдаются работникам, занятым на наружных и других работах, связанных с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C, повышенных и пониженных температур, ветра и других.

17. Средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом, выдаются работникам, занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук работающих, при работе с бактериально опасными средами, а также при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов.

18. Средства для защиты от биологических вредных факторов (насекомых, паукообразных) выдаются работникам при работе в районах, где сезонно наблюдается массовый лет кровососущих и жалящих насекомых (комары, мошка, слепни, оводы и другие), а также распространение и активность кровососущих паукообразных (иксодовые клещи и другие), с учетом сезонной специфики региона.

19. Применение защитных средств, указанных в пунктах 14-18 Стандарта, осуществляется путем их нанесения на открытые участки тела до начала работы.

20. На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и другие).

На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.

Для очищения от загрязнения кожи лица работникам выдаются только слабощелочные сорта мыла (туалетное).

Не допускается замена мыла или жидких моющих средств агрессивными для кожи средствами (органическими растворителями, абразивными веществами (песок, чистящие порошки и т.п.), каустической содой и другими).

21. На работах, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями (масла, смазки, сажа, нефтепродукты, лаки, краски, в том числе полиграфические, смолы, клеи, битум, силикон, графит, различные виды производственной пыли, в том числе угольная, металлическая и т.п.), в дополнение к твердому туалетному мылу или жидким моющим средствам работникам выдаются очищающие кремы, гели и пасты.

Замена указанных очищающих средств твердым туалетным мылом или жидкими моющими средствами не допускается.

22. При работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми и комбинированными веществами и негативном влиянии окружающей среды (наружные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C, воздействием повышенных или пониженных температур, ветра) работникам выдаются регенерирующие (восстанавливающие) средства (кремы, эмульсии и другие) согласно Типовым нормам. Применение указанных средств осуществляется путем их нанесения на открытые чистые участки тела после работы.

23. Выдача работникам жидких смывающих и (или) обезвреживающих средств, расфасованных в упаковки емкостью более 250 мл, может осуществляться посредством применения дозирующих систем, которые размещаются в санитарно-бытовых помещениях. Пополнение или замена емкостей, содержащих смывающие и (или) обезвреживающие средства, осуществляется по мере расходования указанных средств.

Информация об изменениях:

Пункт 24 изменен с 12 июня 2018 г. - Приказ Минтруда России от 23 ноября 2017 г. N 805н

24. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки.

Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем.

Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств за исключением средств, указанных в пункте 7 Типовых норм, должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

25. Хранение выдаваемых работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств работодатель осуществляет в соответствии с рекомендациями изготовителя.

26. Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с Типовыми нормами, за организацию контроля правильности их применения работниками, а также за хранение смывающих и (или) обезвреживающих средств возлагается на работодателя (его представителя).

27. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем Стандарта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

28. Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) Стандарта в подведомственных организациях осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.


По общему правилу на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатно выдаются специальные одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие или обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами. Сегодня рассмотрим вопросы, касающиеся именно смывающих и обезвреживающих средств, поскольку в последнее время инспекторы ГИТ


все чаще привлекают работодателей к ответственности за невключение в трудовой договор норм выдачи таких средств.


По общему правилу на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатно выдаются специальные одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие или обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами. Сегодня рассмотрим вопросы, касающиеся именно смывающих и обезвреживающих средств, поскольку в последнее время инспекторы ГИТ все чаще привлекают работодателей к ответственности за невключение в трудовой договор норм выдачи таких средств.


В КАКОМ СЛУЧАЕ РАБОТНИКАМ ПОЛАГАЮТСЯ
СМЫВАЮЩИЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА?







На основании п. 13 Стандарта перечень рабочих мест и список работников, которым необходимо выдавать смывающие или обезвреживающие средства, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.


Указанные перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и результатов специальной оценки условий труда с учетом особенностей конкретного технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

Давайте посмотрим на Типовые нормы, например, выдачи очищающих средств.

При беглом взгляде на таблицу встает вопрос: что считать легкосмываемыми загрязнениями? Кстати, этой фразой инспекторы ГИТ часто обосновывают требования о включении в трудовые договоры условий о выдаче мыла офисным работникам ― секретарям, менеджерам, юристам, продавцам и пр. Насколько обоснованны такие требования?

Существует подход, в соответствии с которым к работам, связанным с легкосмываемыми загрязнениями, относятся все работы, которые не отнесены данным нормативным актом к работам, связанным с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями.

Ни в Стандарте, ни в Трудовом кодексе не говорится, какие загрязнения являются легкосмываемыми. По мнению Минтруда, высказанному в Письмах от 06.05.2016 № 15-2/ООГ-1752 и от 23.06.2016 № 15-2/В-2039, к легкосмываемым загрязнениям относятся загрязнения, при которых применения мыла или жидких моющих средств достаточно для очищения от загрязнения в процессе трудовой деятельности (за исключением работ, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, а также работ на угольных шахтах) кожи и волос работника. Исключение могут составлять работы, связанные с эксплуатацией персональных электронно-вычислительных машин (персональных компьютеров) и (или) аппаратов копировально-множительной техники настольного типа ("офисные" работники).




Вместе с тем Минтруд в Письме от 30.08.2016 № 15-2/ООГ-3095 рекомендует все-таки выдавать мыло данным работникам, но в целях соблюдения правил личной гигиены в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Итак, с офисными сотрудниками все понятно. Но как быть, если результатами еще действующей аттестации рабочих мест по условиям труда или же спецоценки не установлена необходимость выдачи смывающих средств?

Помните, что вне зависимости от результатов спецоценки или аттестации рабочих мест сотрудникам, выполняющим работы, названные в Типовых нормах, смывающие и обеззараживающие средства должны предоставляться однозначно.

Если же спецоценка еще не проведена, перечень рабочих мест и список работников, которым необходимы смывающие и (или) обезвреживающие средства, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.



Смывающие и обезвреживающие средства, выдаваемые работникам, должны иметь декларацию или сертификат, подтверждающие их соответствие государственным нормативным требованиям. Приобретение средств, не имеющих такого сертификата или декларации, не допускается.






Смывающие, обезвреживающие средства согласно Типовым нормам выдают сотрудники из уполномоченных структурных подразделений (должностное лицо) работодателя. При этом работников обязательно нужно проинформировать о правилах применения таких средств.


Виды средств
Когда выдаются
Защитные средства гидрофильного, гидрофобного, а также комбинированного действия (кремы, эмульсии, гели, спреи и др.) При работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми рабочими материалами, их попеременном воздействии
Средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (кремы, гели, эмульсии и др.) Лицам, занятым на наружных и других работах, связанных с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C, повышенных и пониженных температур, ветра и др.
Средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом Занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук работающих; работающим с бактериально опасными средами; при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов
Средства для защиты от биологических вредных факторов (насекомых, паукообразных) При работе в районах, где сезонно наблюдается массовый лет кровососущих и жалящих насекомых (комары, мошка, слепни, оводы и др.), а также распространение и активность кровососущих паукообразных (иксодовые клещи и др.), с учетом сезонной специфики региона


На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и др.).





На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель вместо выдачи моющих средств работнику может обеспечить постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом. Таким же образом могут выдаваться смывающие или обезвреживающие средства, расфасованные в упаковки емкостью более 250 мл.


Для очищения от загрязнения кожи лица работникам выдаются только слабощелочные сорта мыла (туалетное). При этом мыло или жидкие моющие средства нельзя заменять агрессивными для кожи средствами ― органическими растворителями, абразивными веществами (песок, чистящие порошки и т.п.), каустической содой и др.


Если работа связана с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями (масла, смазки, сажа, нефтепродукты, лаки, краски, в том числе полиграфические, смолы, клеи, битум, силикон, графит, различные виды производственной пыли, в том числе угольная, металлическая, и т.п.), работодатель в дополнение к твердому туалетному мылу или жидким моющим средствам должен выдавать очищающие кремы, гели и пасты. При этом замена указанных очищающих средств твердым туалетным мылом или жидкими моющими средствами не допускается.

Как и со средствами защиты, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. В частности, выдача работникам названных средств должна фиксироваться под подпись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

Хранение выдаваемых работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств работодатель осуществляет в соответствии с рекомендациями изготовителя.


НУЖНО ЛИ ВНОСИТЬ В ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
СВЕДЕНИЯ О НОРМАХ ВЫДАЧИ СРЕДСТВ?



Пунктом 9 Стандарта определено, что нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте, указываются в трудовом договоре. При этом Стандарт распространяется на работодателей ― юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Кроме того, абз. 11 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязывает включать в трудовой договор иные условия, не оговоренные в данной норме, но предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.





Отметим, что уже наработана судебная практика по данному вопросу. Пока суды не на стороне работодателей. Они признают постановления о привлечении к ответственности за нарушение трудового законодательства правомерным, если работодатели не указывают нормы выдачи средств в трудовых договорах, что является нарушением Стандарта (см., например, Решение Пермского краевого суда от 30.11.2016 по делу № 7-2052-2016(21-1272/2016), Постановление Ивановского областного суда от 21.11.2016 № 4а-342/2016 и пр.).


ВОПРОС:

Нужно ли указывать нормы выдачи жидкого мыла в трудовом договоре, заводить личную карточку учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств, если выдача осуществляется через дозатор в санитарно-бытовой комнате?

ОТВЕТ:


Да, нужно. Соблюдать требования Стандарта необходимо вне зависимости от способа выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств. На это обращал внимание Минтруд в Письме от 30.08.2016 № 15-2/ООГ-3095.


КАКОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?



Чаще всего инспекторы ГИТ при обнаружении невключения в трудовой договор норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств применяют ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ ― уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора.


Данной статьей за нарушение предусмотрены административные штрафы, налагаемые:

― на должностных лиц ― в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
― на индивидуальных предпринимателей ― от 5 000 до 10 000 руб.;
― на юридические лица ― от 50 000 до 100 000 руб.

Если выявлено, что лицо, наказанное по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, совершило аналогичное правонарушение, то штрафы заметно вырастут: предприниматели могут заплатить до 40 000 руб., а организации ― до 200 000 руб. Должностное лицо и вовсе дисквалифицируется (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).

Но иногда инспекторы указывают невключение норм выдачи среди правонарушений, подпадающих под действие ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ― нарушений государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. А в данной норме предусмотрены штрафы чуть меньше: для должностного лица или индивидуального предпринимателя ― до 5 000 руб., для организации ― до 80 000 руб. (Решение Санкт-Петербургского городского суда от 01.12.2016 № 7-2109/2016 по делу № 12-56/2016).


ПОДВЕДЕМ ИТОГ

Итак, необходимо выдавать смывающие и обезвреживающие средства лицам, занятым на работах, связанных с загрязнением. Причем у работодателя должны быть:

― перечень рабочих мест, при работе на которых требуются указанные средства;
― список работников, которым надо выдавать указанные средства;
― личные карточки учета выдачи этих средств.

Кроме того, в трудовых договорах с теми работниками, кому полагаются смывающие и обезвреживающие средства, закрепляются нормы их выдачи. Если потребность в названных средствах возникла после заключения трудового договора, работодателю следует подготовить дополнительное соглашение к нему.

О выдаче работникам смывающих и обезвреживающих средств

10.11.2021 Обычная важность

Изменения в законодательстве, затрагивающие нормы обеспечения сотрудников отдельных категорий мылом и обеззараживающими средствами


Вопросы, связанные с обязательным обеспечением сотрудников отдельных категорий мылом и обеззараживающими средствами, регламентируются Приказом Минздрава РФ от 17.12.2010 № 1122н. Данный документ был изменен в соответствии с, вступившим в законную силу с 12 июня 2021 года.

До вступления данного Приказа в силу, то есть до 11.06.2021 года включительно, в тексте трудового договора с работником, работающем с вредными факторами производства, необходимо было, помимо прочего, прописать также норму выдачи данному работнику смывающих и обезвреживающих средств (или дерматологических средств индивидуальной защиты – ДСИЗ) на основании требований п. 9 Приложения № 2 к Приказу Минтруда РФ № 1122н.

Как и ранее, выдачу дерматологических средств индивидуальной защиты необходимо отражать в личной карточке сотрудника под его роспись. Но после внесения изменений в Приказ Минздрава РФ данное действие в некоторых случаях можно не осуществлять. Так, выдачу мыла и прочих средств в личной карточке можно не фиксировать в случае, если персонал сталкивается с загрязнениями, которые легко устраняются.

Выдачу мыла и обезвреживающих средств предприятие осуществляет после того, как становятся известными итоги проведения специальной оценки условий труда. При этом учитываются Типовые нормы, которые утверждены Приказом № 1122.

Важно! В том случае, если специальная оценка на предприятии еще не проводилась, а персонал выполняет трудовые обязанности, поименованные в тексте Типовых норм Приказа № 1122, сотрудников необходимо обеспечить смывающими и обезвреживающими средствами. В противном случае, положение работников будет ухудшено, если сравнивать с нормами законодательства (письмо Минтруда РФ от 29.04.2016 № 15-2/ООГ-1698).

При учете дерматологических средств индивидуальной защиты необходимо учитывать нормы актуального законодательства и следующие обстоятельства:

  • приказ № 805н отменил обязанность руководителей фиксировать выдачу мыла сотрудникам в личных карточках учета в случаях, если работники заняты на работах с легкосмываемыми загрязнениями. Образец личной карточки учета мыла можно посмотреть в приложении к Приказу № 1122н;
  • в организации должен быть утвержден перечень профессий, сотрудники которых должны получать мыло и обеззараживающие средства. Оформить список можно в качестве приложения к коллективному договору;
  • необходимо разработать норму выдачи ДСИЗ по производственным участкам и утвердить нормы для контроля за расходом в подразделениях фирмы. На обратной стороне документа следует предусмотреть ведомость выдачи мыла на участок – здесь будет проставлена подпись ответственного лица.

Когда в компании будет оформлен локальный нормативный акт, содержащий сведения о норме выдачи смывающих и обезвреживающих средств, с документом необходимо ознакомить сотрудников, которых коснулись нововведения. Если на предприятие устраиваются новые работники, их знакомят с актом во время трудоустройства, до подписания трудового договора. Если сотрудник уже трудоустроен в компании, нужно сообщить ему об изменениях в процессе осуществления трудовых обязанностей (к примеру, при переводе на другую должность, предполагающую получение бесплатного мыла).

Трудовой кодекс РФ содержит требование об ознакомлении сотрудников с актами под роспись (абзац 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). По общему правилу, внутренние акты компании доводят до сведения трудящихся также под роспись (ст. 68 ТК РФ). Работодателю необходимо составить лист ознакомления и прикрепить его к локальному акту – на этом листе сотрудники будут проставлять дату ознакомления с документом и личную подпись.

Когда имеется подпись сотрудника, работодатель в дальнейшем всегда может защитить себя в суде в случае возникновения у работника претензий.

В случае, если работодатель не утверждал норму выдачи мыла и прочих средств работникам или не оповестил сотрудников о принятии такой нормы, к руководству применяются следующие меры наказания:

  • предупреждение;
  • штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, или от 50 до 80 тысяч рублей – для юридических лиц (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).
  1. В компании не проводилась специальная оценка условий труда, а потому норма выдачи мыла работникам не была утверждена руководством. Поэтому сотрудники не получают на предприятии смывающие и обеззараживающие средства, хотя вид деятельности числится в тексте Типовых норм Приказа Минтруда от 17.12.2010 №1122:
  • даже если специальная оценка рабочего места не была проведена, необходимо обеспечить сотрудников мылом и прочими средствами, если они выполняют работу, при которой положено выдавать смывающие и обеззараживающие средства защиты.

2. Бухгалтер и сотрудники кадровой службы не были обеспечены бесплатным мылом на предприятии работодателя:

  • несмотря на то, что бухгалтер и кадровые служащие не сталкиваются с загрязнениями при выполнении своих трудовых обязанностей, в Письме Минтруда РФ от 30.08.2016 № 15-2/ООГ-3095 и в Письме Минтруда РФ от 06.05.2016 № 15-2/ООГ-1752 говорится о необходимости выдачи им мыла в гигиенических целях (твердого мыла или дозатора с жидким мылом в санитарно-гигиенических помещениях будет достаточно).
  1. Может ли норма выдачи мыла работникам утверждаться работодателем по его собственному усмотрению?
  • да, норма выдачи мыла работникам может быть утверждена руководством предприятия. Однако, установленные нормы бесплатной выдачи средств должны повышать защиту персонала, а не ухудшать положение работников в сравнении с Типовыми нормами.

2. Работник, который имеет дело с загрязняющими веществами при выполнении своей работы, трудоустроен не на полную ставку. Как должна рассчитываться норма выдачи мыла работникам в таком случае?

Читайте также: