Нужны ли акты выполненных работ по договору аренды помещения

Обновлено: 13.05.2024

Сегодня впервые услышала, что арендуя нежилое помещение под производство, для подтверждения расходов на аренду, нужны акты.

если арендуете у физика, то актов может и не быть. А от ИП и организаций лучше все-таки иметь. Хотя муниципалы тоже никакие акты не дают, только договор

И не только муниципалы,у нас коммерческие организации тоже давно уже не дают ежемесячных актов по аренде,но в наличии всегда имеется Договор и Акт приемки передачи помещения в аренду.

у нас один договор аренды, но собственников у здания)))) тут и физики и ИП, и юрики)))) Кстати, попутный вопрос. А физики, получая ежемесячный доход от сдачи в аренду, не попадают под незаконное предпринимательство? на мой взгляд - попадают

И не только муниципалы,у нас коммерческие организации тоже давно уже не дают ежемесячных актов по аренде,но в наличии всегда имеется Договор и Акт приемки передачи помещения в аренду.

На старой работе арендовали офис у предприятия с частичным гос. владением, там и бухгалтерия и плановый - тетки-зубры, еще с советских времен)))) никаких актов они мне никогда не делали.

А физики, получая ежемесячный доход от сдачи в аренду, не попадают под незаконное предпринимательство

угу, только если физики оформят предпринимательство, кроме НДФЛ они будут платить еще во внебюджетные фонды))))

По аренде, можно без актов, если это прописано в договоре. Но я всегда у арендодателя требовала акты, а однажды нам попалась такая маша, что встала в позу, кучу писем мне прислала, где написано, что актов не нужно. Бумаги ей жалко было.

Вопрос: Какие документы подтверждают правомерность отнесения арендной платы в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль? Обязательно ли ежемесячно заключать акты оказанных услуг по договору аренды (субаренды) в целях документального подтверждения указанных расходов?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 октября 2008 г. N 03-03-06/1/559

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов в виде ежемесячных арендных платежей путем составления актов и, исходя из содержащейся в письме информации, сообщает следующее.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), при условии использования объекта аренды в предпринимательской деятельности.
Для документального подтверждения указанных расходов необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе заключенный договор аренды (субаренды), график арендных платежей, документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества.
При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей для целей налогообложения прибыли не требуется.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.10.2008

Fox120, письмишко-то старое))))) у меня ситуация чем-то похожа на вашу, только наоборот, у меня тоже "маша", размазывает меня перед собственниками, что акты нужны, правда для них это выручка, и им-то эти акты))))))

Fox120, письмишко-то старое))))) у меня ситуация чем-то похожа на вашу, только наоборот, у меня тоже "маша", размазывает меня перед собственниками, что акты нужны, правда для них это выручка, и им-то эти акты))))))

А ни чего не поменялось из этих нормативов. У меня диреХтор позже прийдет, я письмо выложу, которое ему прислала арендодатель, шоб он мне в нос тыкнул. А для нас это затраты..

в конс + новое накопала
Арендные отношения закрепляют письменным договором (гл. 34 ГК РФ). Отметим, что договор аренды недвижимого имущества, составленный сроком на год или более, считается заключенным только с момента государственной регистрации. Для договоров, заключенных на меньший срок, госрегистрации не требуется. После того как договор оформлен, имущество передают в аренду по акту приема-передачи. В том числе этот документ составляют, когда передают помещение во временное пользование. В акте указывают наименование имущества, его технические характеристики и состояние, ставят подписи сторон. Договор и акт передачи имущества по сделке оформляют один раз. Теперь разберемся, какие документы арендодателям, применяющим "упрощенку", нужно выписывать своим арендаторам ежемесячно.
Сразу скажем, что ежемесячные акты об оказании услуг к договору аренды можно не составлять. Ведь аренда, согласно гражданскому законодательству, не является услугой. С этим согласны и сотрудники финансового ведомства, и налоговики (Письма Минфина России от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559 и УФНС России по г. Москве от 26.03.2007 N 20-12/027737). В то же время вы можете составить такой акт, например, по просьбе арендатора. Никаких проблем от этого не будет.
Важное обстоятельство. Аренда не является услугой, поэтому ежемесячные акты об оказании услуг к договору аренды можно не составлять.
Счета-фактуры вам также выставлять не нужно, ведь организации, применяющие упрощенную систему, от этой обязанности освобождены (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Отметим, что счета-фактуры с надписью "без НДС" выдавать не стоит. Такие документы могут составлять плательщики НДС, освобожденные от уплаты налога в отношении данной сделки или на определенный период, а не организации на "упрощенке".
Таким образом, своим арендаторам вам ежемесячно нужно выставлять только счета на оплату с указанием суммы арендной платы за текущий месяц. Счета к договору аренды, договора и акта приема-передачи имущества будет достаточно, чтобы арендатор имел возможность отнести сумму арендной платы на расходы.
А если арендаторы оплачивают еще компенсацию за потребленные ими коммунальные услуги, вам следует выдавать им дополнительные документы, которые подтверждают расчет стоимости коммунальных услуг на основании установленных тарифов и показаний счетчиков. Какой-либо формы для документов, подтверждающих стоимость коммунальных услуг, не установлено, можно разработать собственную. Например, в виде справки-расчета стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг.

П.А.Лисицына
Налоговый консультант
Подписано в печать
21.03.2012


Кстати ссылка идет на письмо которое я выложила в посте ранее.

нууу, налоговый консультант Лисицына- это не фнс и не минфин, так, частное мнение частного лица, но за заботу - спасибо! ))))))

нууу, налоговый консультант Лисицына- это не фнс и не минфин, так, частное мнение частного лица, но за заботу - спасибо! ))))))

Ну понятно.. Если уж Вам не норматив от Разгулина.. то умываю руки.. Тем более нормативы то, в Вашу пользу..

FOX120, я наверно вас обидела, извините, вся на изжоге, вторую неделю меня прессуют контрагенты, налоговики завалили требованиям документов на мою организацию, а мне через неделю в отпуск((((( сами понимаете, не все гладко в моем королевстве, есть до чего докопаться((((

FOX120, я наверно вас обидела, извините, вся на изжоге, вторую неделю меня прессуют контрагенты, налоговики завалили требованиям документов на мою организацию, а мне через неделю в отпуск((((( сами понимаете, не все гладко в моем королевстве, есть до чего докопаться((((

Не не обидели.. Вот просто на Вашем месте, попросила их написать официальное письмо. А потом бы накатала ответ ссылкой на эти нормативы. Просто у нас ситуация была, нам то акты давали, то не давали, короче выдача актов зависела от того с какой ноги утром встанет главбушка.. Я потом накалякала им письмо, что прошу предоставить мне акты за аренду помещения. по договору. за период. В случае непредставления, прошу письменно мотивировать отказ. Ну они мне и ответили..
Но у нас правда договор аренды изначально был с актом приема передачи помещения. И мы с ними договор расторгли, а я хотела чтоб все акты были. Ну нет так нет, короче.. письмо их приложила к договору, чтоб в случае чего достать, да и самой не забыть..

Короче.. подняли свое письмо.. там оказалось вот что..
Это же письмо Разгулина, только датировано 2011 годом.

Вопрос: С точки зрения ГК РФ, аренда не является услугой, а договоры возмездного оказания услуг и аренды - самостоятельные виды документов и регулируются разными главами ГК РФ (гл. 39 и 34).
В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления.
Аренда не является деятельностью, а также не имеет таких результатов, которые реализовывались бы или потреблялись бы в процессе аренды. Таким образом, арендная плата является платой не за услугу, а за пользование арендованным помещением. Поэтому составление ежемесячных актов на "оказание услуг по аренде" является несоответствием ГК РФ и НК РФ.
Является ли обязательным ежемесячное составление акта (выполненных работ, оказанных услуг) для подтверждения расходов и списания арендной платы в целях исчисления налога на прибыль?
Достаточно ли в целях налога на прибыль для подтверждения расходов по аренде следующих документов: договора аренды, акта приема-передачи помещения, счета на оплату, выставленного арендодателем, и документов, доказывающих оплату этого счета?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 октября 2011 г. N 03-03-06/4/118

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения для целей налогообложения прибыли организаций расходов в виде арендных платежей и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки).
Для документального подтверждения указанных расходов необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе заключенный договор аренды (субаренды), документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества.
При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей для целей налогообложения прибыли не требуется.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.10.2011


Бухгалтеры фирм-арендаторов нередко высказывают опасения, имеются ли у них основания относить арендную плату на расходы в целях бухгалтерского и налогового учета при отсутствии ежемесячного акта об оказании услуг? Минфин разъяснил свою позицию на этот счет.

На практике при аренде имущества часто возникает вопрос: какие первичные документы, подтверждающие доходы арендодателя и расходы арендатора, необходимы? Обязан ли арендодатель ежемесячно подписывать с арендатором акт выполненных работ (оказанных услуг)?

В крупных бизнес- и торговых центрах, где количество арендаторов исчисляется сотнями, подписание с каждым из них акта оказания услуг по аренде помещения требует больших трудовых ресурсов и временных затрат. Однако бухгалтеры фирм-арендаторов иногда опасаются, имеются ли у них основания относить арендную плату на расходы в целях бухгалтерского и налогового учета при отсутствии такого акта? Попробуем разобраться.

По статьям ГК РФ

В Гражданском кодексе арендные отношения регулируются главой 34, а положения о возмездном оказании услуг – главой 39. В пункте 2 статьи 779 ГК РФ поясняется, что правила главы 39 распространяются на договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг. В то же время глава 34 не содержит каких-либо ссылок на то, что к договорам аренды могут применяться отдельные положения договора возмездного оказания услуг. Следовательно, аренда является не услугой, а отдельным видом предпринимательской деятельности.

Путаница в показаниях

Такую точку зрения поддержал и Минфин России в своем письме от 26.10.2004 г. № 03-03-01-04/1/86, подписанном тогда еще заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. Иванеевым. По мнению финансового ведомства, арендные платежи, уплачиваемые по договору аренды нежилых помещений, следует включать в состав прочих расходов при условии их обоснованности и подтверждения соответствующими первичными документами (договор аренды, акт приема-передачи, счета на оплату арендных платежей, платежные поручения и др.). Как видно, акт выполненных работ (оказанных услуг) среди необходимых документов не назван.

Кроме того, в письме ФНС России от 05.09.2005 г. № 02-1-07/81 говорится: если договаривающиеся стороны заключили договор аренды и подписали акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора. И, следовательно, у организаций есть основание в составе налоговой базы по налогу на прибыль учитывать и суммы доходов от реализации такой услуги (у арендодателя), и расходов в связи с потреблением услуги (у арендатора).

Данные основания возникают у организаций вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги, тем более что требование о его обязательном составлении ни Налоговым кодексом, ни законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено. Несмотря на то что ФНС назвала аренду услугой, она все-таки признает, что составление двустороннего акта в подобном случае не требуется.

Но в том же 2006 году Минфин, словно опомнившись, издал письмо от 09.11.2006 г. № 03-03-04/1/742, подписанное уже С.В. Разгулиным. Оно гласит, что ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей не требуется. На это письмо финансового ведомства в своих разъяснениях ссылалось УФНС РФ по г. Москве (письма от 26.03.2007 г. № 20-12/027737, от 01.04.2008 г. № 20-12/030773, от 27.06.2008 г. № 20-12/060981 и от 30.06.2008 г. № 20-12/061162).

Осенью прошлого года Минфин подготовил еще одно письмо – от 06.10.2008 г. № 03-03-06/1/559, в котором подтверждается высказанная ранее позиция: составлять акты по аренде для подтверждения расходов не требуется.


Лица, взявшие в аренду коммерческое помещение, в обязательном порядке несут материальную ответственность за арендуемое имущество. Подписав акт выполненных работ по договору аренды, арендодатель тем самым отказывается от всех претензий со своей стороны.

Некоторые правила составления акта выполненных работ по договору аренды:

  • Он составляется в письменном виде;
  • В нем указывается порядковый номер, данные, идентифицирующие имущество, которое было передано в аренду, номер договора, сумма оплаты и другое;
  • Акт должен быть подписан сторонами договора. Желательно (если акт составляется на нескольких страницах) подписывать каждую страницу документа. Это не позволит вашему недобросовестному партнеру, изъяв и заменив отдельные страницы, предъявить к вам какие-либо особые требования;
  • В тексте документа указывается, что объем обязательства был выполнен полностью, оплата произведена без нарушений, к содержанию помещения никаких претензий нет.

Акт выполненных работ необходим для предоставления в различные органы государственной власти, например, в случае налоговой или иной проверки.

Если договор аренды заключен между физическими лицами, то акт выполненных работ обычно не составляется. Указанный документ целесообразно составлять при заключении договора между юридическими лицами или физическим и юридическим лицом.

Такой акт может пригодиться в случае появления разногласий с арендодателем.

Он заявляет, что имущество, сдаваемое в аренду, использовалось вами не по назначению, что привело к ухудшению его состояния. В подобных ситуациях, вам существенно помогут заключенные ранее акт выполненных работ и акт приема-передачи имущества по договору.

В случае отсутствия данных претензий в указанных актах, вы без труда сможете отстоять свои интересы.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Акт выполненных работ по аренде помещения: образец

Образец акта здесь.

выполненных работ по договору аренды

Сидоров Евгений Александрович

Петров Иван Викторович

Наименование работы (услуги) Ед. изм. Количество Цена Сумма
1 Аренда помещения Кв.м 10 11000 110000
Итого: 110000
Без налога (НДС) 110000
Всего (с учетом НДС) 90200

Всего оказано услуг на сумму: 110000 рублей 00 коп., в т.ч. НДС –20 160 рублей 00 копеек.

Вышеперечисленные работы выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам выполнения работ претензий не имеет.

Исполнитель Сидоров Евгений Александрович

Заказчик Петров Иван Викторович

Акт выполненных работ по аренде помещения: бланк

Бланк акта здесь.

выполненных работ по договору аренды

Акт приема-передачи выполненных работ.

Как составить акт приема-передачи помещения после ремонта, читайте тут.

Наименование работы (услуги) Ед. изм. Количество Цена Сумма
Итого:
Без налога (НДС)
Всего (с учетом НДС)

Всего оказано услуг на сумму: _________________________________ рублей ___ коп.,

в т.ч. НДС –_________________________ рублей___ копеек.

Вышеперечисленные работы выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам выполнения работ претензий не имеет.

O-NEDVIZHKE.RU
Акт приемки выполненных работ после ремонта

Бланк акта здесь.

АКТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

При приемке результата работ установлено, что работы выполнены в полном объеме в срок (с нарушением условия договора о сроке выполнения работ, то есть несвоевременно).

Качество работ соответствует (не соответствует) указанным в договоре требованиям. Недостатки в результате работ не выявлены (выявлены). (Если выявлены, нужно указать, какие именно выявлены).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Арендодатель потребовал у съемщика девятьсот тысяч рублей за просрочку аренды. По документам съемщик не съехал, а продолжал снимать помещение и не платил, вот и накопилась просрочка. Причина просрочки — в ремонте: арендодатель не отпускал съемщика, пока тот не сделает ремонт.

Прежде чем съехать из помещения, надо официально передать его арендодателю. Для этого есть акт передачи. А еще есть арендодатели, которые не подписывают акт, а требуют сначала сделать ремонт.

Юрист Павел Мищенко рассказывает, как выиграть борьбу с арендодателем.

Павел Мищенко

Что не так с требованием ремонта

Кажется, что аренда заканчивается, когда заканчивается договор. Например, договор действует до 30 мая, последний день аренды — тридцатого мая. Это не так.

По закону аренда заканчивается, когда арендодатель принимает помещение у арендатора. Для этого надо подписать акт-передачи помещения.




В письме Верховного арбитражного суда есть судебное дело. В нем много подробностей, но вот главное для нашей темы.

Арендодатель подал в суд, чтобы получить оплату с арендатора. Мол, тот поздно вернул помещение и теперь должен доплатить.

Суд первой инстанции удовлетворил иск, потому что просрочка и правда была.

Суд апелляционной инстанции отменил решение. Среди аргументов:

Суд встал на сторону съемщика.

Чтобы выиграть суд, надо доказать: съемщик сделал всё, чтобы съехать. При этом не важно, требует арендодатель ремонт или нет. Сбор доказательств отнимает время, зато работает.

Арендодатель потребовал у съемщика 860 000 рублей за просрочку аренды. Съемщик отказался платить, арендодатель подал в суд, но проиграл.

Суть дела: съемщик решил съехать. Для этого он предупрелил арендодателя о прекращении договора и попросил подписать акт передачи помещения.

Арендодатель отказался подписывать акт. Его аргумент: помещение надо отремонтировать, пока нет ремонта, он не будет его принимать. Цитата из дела:

За время спора арендодатель начислил аренду и подал в суд, чтобы получить деньги. Суд отказал, вот его аргументы:

  • съемщик отправил акт передачи со своей подписью и попросил подписать арендодателя;
  • съемщик передал ключи арендодателю, арендодатель это подтверждает;
  • нет доказательств, что съемщик пользовался помещением после того, как передал ключи и подписал акт.

Суд установил, что договор прекратил действовать, а помещение вернулось арендодателю. Значит нет оснований требовать аренду.

Как съехать из помещения

Назначить день осмотра помещения и пригласить на осмотр. Осмотр — официальный процесс. Он нужен, чтобы зафиксировать, в каком состоянии съемщик передает помещение.

Осмотреть помещение и составить акт осмотра. Здорово, если съемщик приходит с независимым экспертом и фиксирует состояниие: полы в порядке, тут потрескалась краска, окна тоже в порядке.

На время осмотра можно пригласить ремонтную бригаду. Она оценит стоимость ремонта и скажет, что делать и как. Приглашать надо так, чтобы остались доказательства, например, оплаченный счет по оценке или смета с подписью. В общем, подходят любые документы.


Самим подписать акт передачи и осмотра. В любом из актов съемщик пишет о ремонте: что помещение требует такой-то ремонт, съемщик готов его выполнить.

Еще один совет — сохранять все чеки, квитанции, договоры, которые съемщик подписал и получил от транспортной компании и грузчиков при переезде.

Письменно предупредить арендодателя о ремонте. Смысл такой:

Съемщик готов начать ремонт, выполнит его в такие-то сроки, сделает вот то-то, по такой-то смете.

Чтобы отремонтировать, нужно попасть в помещение, а для этого понадобятся ключи. Если арендодатель хочет ремонт, надо дать разрешение на ремонт и передать ключи.

Если арендодатель не согласен с планом ремонта, пусть скажет.

С предупреждением то же самое, что с актами: съемщик отправляет уведомление и оставляет себе доказательства отправки. Например, квитанцию об отправке заказного письма.

Что дальше

Если арендодатель предоставляет ключи, доступ к помещению и подтверждает смету ремонта — отлично, можно начинать делать. Главное, чтобы съемщик фиксировал ремонт: сделал такое, вот фото, всё по плану.

Если арендодатель не дает ключи, можно ничего не делать. У съемщика есть подтверждение, что он пытался выполнить обязательства.

Если арендодатель не согласен с планом ремонта, с ним можно поспорить, но это уже другая история.

Читайте также: