Нужно ли согласие родителей на работу с психологом
Обновлено: 16.05.2024
Я работаю социальным педагогом в колледже, в учебном году запланированы диагностики студентов (социально-психологический климат, социометрия и д.р.), а также оказываю консультативную помощь (в.ч. беседы) со студентами по их успеваемости, отношениям в коллективе, с преподавателями и родителями. Функции схожи с функциями психолога.
Студенты от 15 лет и старше.
1.Необходимо ли согласие родителей на проведение диагностики родителей в соответствии с п.6 ст. 44 Закона об образовании в РФ или достаточно согласия только студента?
2. Обязан ли я уведомлять родителей о том, что студент консультируется по различным вопросам (начиная от отношений в группе, половые отношения, конфликты и т.д.)у меня? И если обязан, то обязан раскрыть всё о чем говорили или просто проинформировать родителей о таком факте?
Добрый день, Александр! Вопрос в работе, скоро отвечу.
Эх. коллега меня опередила. Полностью соглашусь с ней и ещё добавлю, что конкретно о психологической помощи законодательных актов у нас в стране пока нет. Слашал, что был проект закона, но что с ним сейчас, не знаю.
Но добавлю вот что: если Вы будете проводить психологическое тестирование, то учтите, что согласно п. 2 Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658, тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее — информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.
Правильно ли я понял что, я беру согласие только от студента на тестирование и беседы и т.д. так ему уже 15 лет и он может сам решать такой вопрос? В приказе говорится о тестировании на наркотики, а на другие тестирования тоже с 15?
И если родитель захочет то он может запретить проводить тестирование/беседы?
1.Необходимо ли согласие родителей на проведение диагностики родителей в соответствии с п.6 ст. 44 Закона об образовании в РФ или достаточно согласия только студента?
Александр
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
Согласно трактованию данной нормы, согласие родителей не требуется, поскольку дать подобное согласие или отказаться от него — это право родителей, а не обязанность, установленная законом. В данном случае можно говорить о том, что родители могут получить необходимую информацию по запросу или лично и ее обязаны им предоставить. однако инициативы именно от психолога в этом плане согласно закону быть не должно — такой обязанности ничем не установлено.
2. Обязан ли я уведомлять родителей о том, что студент консультируется по различным вопросам (начиная от отношений в группе, половые отношения, конфликты и т.д.)у меня? И если обязан, то обязан раскрыть всё о чем говорили или просто проинформировать родителей о таком факте?
Александр
нет, не обязаны. Это право студента — сообщить родителям. кроме того, если студенту больше 18 лет, то в этом случае разглашение вообще является нарушением прав человека.
То есть с 15 лет студент (ребенок) способен самостоятельно принять решение о проведении тестирования, например или проведение беседы?
Всё же поменяю свой ответ по поводу обязательности информирования. Информировать родителей вы действительно должны.
Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения, Конвенция о правах ребенка. Данная Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года, а для России вступила в силу с 15 сентября 1990 года. В соответствии со ст. 3 данной Конституции, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Реализуя данную норму международного права, ст. 38 Конституции РФ устанавливает право и обязанность родителей на воспитание и заботу о своих детях.
Исходя из этого, по поводу согласия можно так же сделать вывод о том, что родители имеют право дать несогласие на проведение диагностики. если же подобного несогласия не последовало, значит согласие не требуется, поскольку опять же мы возвращаемся к понятиям прав и обязанности.
Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.
Здоровье ребенка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ-психоактивные вещества).
Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотики в школе, во дворе, на дискотеке, в сети Интернет. До 60 % школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать ПАВ.
Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию - болезнь, пока не сформировалась зависимость.
Социально-психологическое тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать молодежь от первых "экспериментов" с наркотиками.
Тестирование не выявляет подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку.
Задача тестирования - выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности , которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ. Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом.
Акцентируем Ваше внимание, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным :
• в тестировании принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей). Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;
• личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении социально-психологического тестирования и хранении информированных согласий обеспечивает директор образовательной организации; соблюдать конфиденциальность при хранении и использовании результатов тестирования обязаны органы исполнительной власти.
Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах тестирования своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети, старше 15 лет, могут обратиться самостоятельно. Свои результаты (конфиденциально) подросток 15 лет и старше или родитель ребенка до 15 лет может обсудить вместе со школьным психологом, чтобы разработать индивидуальный профилактический маршрут.
Примите верное решение!
Участвуйте в социально-психологическом тестировании!
Ответы на часто задаваемые вопросы
Не будет ли социально-психологическое тестирование провоцировать интерес ребенка к наркотическим средствам и психоактивным веществам?
Нет, не будет, так как вопросы методики не содержат информацию о наркотических средствах и психоактивных веществах.
Могут ли быть негативные последствия по результатам социальнопсихологического тестирования?
Единая методика социально-психологического тестирования не может быть использована ни при каких обстоятельствах для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости, не является основанием для постановки любого диагноза (наркомания или алкоголизм), постановки на различные виды учета.
Результаты социально-психологического тестирования рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной профилактической деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь.
Могут ли родители (законные представители) присутствовать во время проведения социально-психологического тестирования?
Возможно ли наказание обучающегося за положительные результаты тестирования?
Основная задача тестирования состоит в превенции асоциальных угроз в образовательном пространстве. Задача состоит в принятии дополнительных мер с целью уточнения профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Поэтому, мероприятия, реализуемые в рамках образовательной организации после получения результатов тестирования, не содержат репрессивно-карательного компонента. Гарантом этого является принцип конфиденциальности проведения социально-психологического тестирования. В случае выявления респондентов с высокой вероятностью вовлечения в зависимое поведение главным принципом является неразглашение и конфиденциальность результатов, закрепленные законодательством.
Не нарушает ли методика законы этики в социально-психологическом тестировании?
Законы этики психологического исследования, принятые Российским психологическим обществом, предписывают соблюдать принципы отсутствия дефицита информированного согласия, отсутствия обмана.
По всем пунктам данное тестирование может быть признано этичным:
в-третьих, образовательная организация обязана обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся; в-четвертых, при проведении тестирования психологи не обманывают респондентов, так как цель данного тестирования не скрывается от аудитории – в данном случае речь идет лишь о выявлении возможного риска, и не более чем.
Какая польза для родителя от участия в тестировании ребенка?
По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы – это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального, зависимого (аддиктивного) поведения, тем самым создается безопасная образовательное пространство для Вашего ребенка.
В случае, если ребенок имеет вероятность вовлечения в зависимое поведение, то по желанию родителей подростку будет оказана психолого-педагогическая коррекционная помощь в образовательной организации, либо на базе специализированного центра.
Помощь эта также будет носить конфиденциальный характер, будет являться эффективной, так как в эту работу будет включен родитель (законный представитель).
Является ли проведение тестирования обязательным для всех образовательных организаций?
Еще раз необходимо подчеркнуть, что тестирование проводится не ради тестирования, результаты социально-психологического тестирования используются для корректировки профилактической работы в образовательной среде. Профилактическая работа в школе, классе будет построена с учетом особенностей и потребностей ваших детей.
Муниципальный район "Абыйский улус (район)"
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?
Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.
Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.
Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования
Если малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:
- подобные события вызывают у детей большой стресс;
- несовершеннолетние легко внушаемы, поэтому к их показаниям относятся с осторожностью;
- несовершеннолетние, особенно в стрессовой ситуации, быстрее забывают произошедшие события и подробности, связанные с ними;
- подростки могут давать неправдивые показания из-за страха выглядеть плохо в глазах своих сверстников или из-за того, что стыдятся событий, которые произошли.
Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.
Особенности допроса несовершеннолетних
Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:
- при допросе ребенка до 16 лет или ребенка старше, но страдающего психическими расстройствами, обязательно присутствие педагога или психолога;
- в возрасте допрашиваемого от 16 до 18 лет вопрос об участии на допросе педагога решается судом или следственными органами;
- в качестве педагога приглашают лицо с соответствующим высшим образованием, не заинтересованное в исходе дела;
- допрос детей до 7 лет нельзя проводить без перерыва больше получаса, в общей сложности допускается допрашивать не дольше часа в день;
- в возрасте от 7 до 14 лет допрос длится без перерыва не больше часа, а в общей сложности не дольше двух часов в день;
- допрос детей старше 14 лет проводят не дольше двух часов, в общей сложности не больше четырех часов в день;
- несовершеннолетних до 16 лет не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний, но разрешено указывать им на необходимость говорить правду.
Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей
Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать. В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью). Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.
В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.
Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.
Может ли участковый допрашивать несовершеннолетнего опекаемого в качестве свидетеля без опекуна
Статьей 191 УПК РФ предусмотрено, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, обязательно участие педагога или психолога. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Т.е участие законного представителя не обязательно, но при желании стоит и необходимо на этом настаивать и отказать Вам не имеют права. Кроме того, без письменного поручения следователя (ст. 38 УПК РФ), участковый не имеет право вообще никого допрашивать, только получить объяснение.
МОСКВА, 28 ноября. /Корр. ТАСС Кристина Сулима/. Родители и представители профессиональной общественности неоднозначно отнеслись к предложению главы Минобрнауки Ольги Васильевой разрешить школьным психологам работать с детьми без согласия родителей. Если источником проблем является не семейная ситуация, родителей исключать из процесса никак нельзя, уверены эксперты, опрошенные ТАСС.
Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева, выступая на Всероссийской научно-практической конференции "Система психологического сопровождения образования", заявила о возможности внесения поправок в законодательство, которые предоставят право школьным психологам работать с детьми без письменного разрешения родителей. "Сейчас психолог не может оказывать помощь без согласия родителей, согласия в письменной форме. Это требует быстрейшего решения, поправок в законодательство", - сказала министр.
По ее словам, в демографической ситуации современная российская школа столкнулась с новыми рисками - "агрессивной средой, угрозами терроризма, мультикультурным разнообразием" и рядом других. "Перед психологами встают новые задачи", - отметила тогда Васильева, добавив, что для их решения необходимы качественные кадры.
Не стоит отгораживаться от родителей
"Нельзя ничего делать без согласия родителей, это однозначно, на все 100%", - сказала ТАСС лидер Родительской лиги Нина Добрынченко-Матусевич.
По ее мнению, в условиях новых проблем и вызовов, психологи, наоборот, должны работать вместе с родителями, помогая детям. "Это должна быть совместная работа. То есть не психологи отгораживаются от родителей и что-то там делают с детьми, а, наоборот, максимально вовлекая родителей и помогая родителям понять, что происходит с их ребенком. А иначе может возникнуть ситуация - психолог работает с ребенком в школе, а дома совершенно другое представление о том, что нужно делать", - сказала лидер Родительской лиги.
Она добавила, что зачастую самим родителям нужна поддержка и помощь. "Именно поэтому сейчас так популярны лекции и встречи с психологами, родительские школы. Психологи и эксперты помогают родителям справляться с ситуациями, которые возникают. Я думаю, что залог успеха в совместной деятельности", - подчеркнула Добрынченко- Матусевич.
Без согласия - лишь в исключительных случаях
"Сказать однозначно о том, стоит ли давать психологам право на работу с ребенком без согласия родителей, нельзя", - в свою очередь сказала ТАСС директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.
Она считает, что, с одной стороны, психолог должен знать все тонкости и особенности душевного состояния ребенка, а без предварительного разговора с родителями узнать это невозможно. "С другой стороны, если учителям кажется, что с ребенком явно что-то не так, есть какие-то поводы беспокоиться о его психологическом состоянии и думать, что это напрямую связано с конфликтом в семье, то в данном случае просить разрешения у родителей тоже будет неправильно. Это согласие будет получить сложно", - считает Шевченко.
Она также отметила, что предложение Минобрнауки - очень тонкий вопрос, и если он получит оформление на законодательном уровне, необходимо уточнить многие моменты. "Какие-то моменты надо проговаривать, где однозначно можно и нужно это сделать, и тем самым вовремя спасти ребенка, а когда таким вмешательством мы можем только сделать хуже. Должны быть четко прописаны причины, по которым допускается работа психолога без согласия родителей", - подчеркнула директор по развитию.
По ее мнению, важно популярно объяснить родителям, что в некоторых случаях школой допускается вмешательство психолога без их согласия, но это делается ради самого ребенка и его душевного благополучия.
Сложно найти золотую середину
"Найти золотую середину довольно сложно, может быть, это предложение нуждается в каком-то профессиональном обсуждении", - согласилась руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева.
Она указала, что, с одной стороны, требование получать разрешение у родителей очень серьезно осложняет работу. "Родители детей, которые нуждаются в психологической помощи, не всегда дают свое согласие, и это мешает работать эффективно. С другой стороны, за воспитание и развитие детей отвечают все-таки родители, и, отказываясь от практики получения разрешений, мы нарушаем их права", - сказала Дозорцева.
Предложение нарушает права родителей
"Это право родителя - получить информацию, давать согласие на обследование, присутствовать на нем и, если это требуется, отказываться от участия в нем", - подтвердил старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Евгений Ковалев.
Он указал, что перечисленные права родителей гарантируются не только законом об образовании, но и семейным и гражданским кодексом. "Там целый ряд взаимосвязанных статей, которые обеспечивают неотъемлемое право родителей в этом вопросе, притом приоритетное. И если мы будем каким-то образом его нивелировать, мы нарушим права родителя как законного представителя ребенка", - подчеркнул Ковалев.
По его словам, если сейчас психолог начнет работу с детьми без письменного согласия, это будет считаться грубым вмешательством в частную жизнь ребенка и его семьи, потому что психологические тестирования часто затрагивают достаточно интимные сферы. "Психолог может узнать от ребенка информацию, которую не все родители хотят видеть доступной кому-либо, кроме узкого семейного круга", - заключил сотрудник центра.
Читайте также: