Нужно ли согласие родителей на работу с психологом

Обновлено: 16.05.2024

Я работаю социальным педагогом в колледже, в учебном году запланированы диагностики студентов (социально-психологический климат, социометрия и д.р.), а также оказываю консультативную помощь (в.ч. беседы) со студентами по их успеваемости, отношениям в коллективе, с преподавателями и родителями. Функции схожи с функциями психолога.

Студенты от 15 лет и старше.

1.Необходимо ли согласие родителей на проведение диагностики родителей в соответствии с п.6 ст. 44 Закона об образовании в РФ или достаточно согласия только студента?

2. Обязан ли я уведомлять родителей о том, что студент консультируется по различным вопросам (начиная от отношений в группе, половые отношения, конфликты и т.д.)у меня? И если обязан, то обязан раскрыть всё о чем говорили или просто проинформировать родителей о таком факте?

Добрый день, Александр! Вопрос в работе, скоро отвечу.

Эх. коллега меня опередила. Полностью соглашусь с ней и ещё добавлю, что конкретно о психологической помощи законодательных актов у нас в стране пока нет. Слашал, что был проект закона, но что с ним сейчас, не знаю.

Но добавлю вот что: если Вы будете проводить психологическое тестирование, то учтите, что согласно п. 2 Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658, тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее — информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

Правильно ли я понял что, я беру согласие только от студента на тестирование и беседы и т.д. так ему уже 15 лет и он может сам решать такой вопрос? В приказе говорится о тестировании на наркотики, а на другие тестирования тоже с 15?

И если родитель захочет то он может запретить проводить тестирование/беседы?

1.Необходимо ли согласие родителей на проведение диагностики родителей в соответствии с п.6 ст. 44 Закона об образовании в РФ или достаточно согласия только студента?
Александр

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

Согласно трактованию данной нормы, согласие родителей не требуется, поскольку дать подобное согласие или отказаться от него — это право родителей, а не обязанность, установленная законом. В данном случае можно говорить о том, что родители могут получить необходимую информацию по запросу или лично и ее обязаны им предоставить. однако инициативы именно от психолога в этом плане согласно закону быть не должно — такой обязанности ничем не установлено.

2. Обязан ли я уведомлять родителей о том, что студент консультируется по различным вопросам (начиная от отношений в группе, половые отношения, конфликты и т.д.)у меня? И если обязан, то обязан раскрыть всё о чем говорили или просто проинформировать родителей о таком факте?
Александр

нет, не обязаны. Это право студента — сообщить родителям. кроме того, если студенту больше 18 лет, то в этом случае разглашение вообще является нарушением прав человека.

То есть с 15 лет студент (ребенок) способен самостоятельно принять решение о проведении тестирования, например или проведение беседы?

Всё же поменяю свой ответ по поводу обязательности информирования. Информировать родителей вы действительно должны.

Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения, Конвенция о правах ребенка. Данная Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года, а для России вступила в силу с 15 сентября 1990 года. В соответствии со ст. 3 данной Конституции, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Реализуя данную норму международного права, ст. 38 Конституции РФ устанавливает право и обязанность родителей на воспитание и заботу о своих детях.

Исходя из этого, по поводу согласия можно так же сделать вывод о том, что родители имеют право дать несогласие на проведение диагностики. если же подобного несогласия не последовало, значит согласие не требуется, поскольку опять же мы возвращаемся к понятиям прав и обязанности.

Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

Здоровье ребенка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ-психоактивные вещества).

Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотики в школе, во дворе, на дискотеке, в сети Интернет. До 60 % школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать ПАВ.

Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию - болезнь, пока не сформировалась зависимость.

Социально-психологическое тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать молодежь от первых "экспериментов" с наркотиками.

Тестирование не выявляет подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку.

Задача тестирования - выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности , которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ. Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом.

Акцентируем Ваше внимание, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным :

• в тестировании принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей). Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;

• личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении социально-психологического тестирования и хранении информированных согласий обеспечивает директор образовательной организации; соблюдать конфиденциальность при хранении и использовании результатов тестирования обязаны органы исполнительной власти.

Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах тестирования своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети, старше 15 лет, могут обратиться самостоятельно. Свои результаты (конфиденциально) подросток 15 лет и старше или родитель ребенка до 15 лет может обсудить вместе со школьным психологом, чтобы разработать индивидуальный профилактический маршрут.

Примите верное решение!

Участвуйте в социально-психологическом тестировании!

Ответы на часто задаваемые вопросы

Не будет ли социально-психологическое тестирование провоцировать интерес ребенка к наркотическим средствам и психоактивным веществам?

Нет, не будет, так как вопросы методики не содержат информацию о наркотических средствах и психоактивных веществах.

Могут ли быть негативные последствия по результатам социальнопсихологического тестирования?

Единая методика социально-психологического тестирования не может быть использована ни при каких обстоятельствах для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости, не является основанием для постановки любого диагноза (наркомания или алкоголизм), постановки на различные виды учета.

Результаты социально-психологического тестирования рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной профилактической деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь.

Могут ли родители (законные представители) присутствовать во время проведения социально-психологического тестирования?

Возможно ли наказание обучающегося за положительные результаты тестирования?

Основная задача тестирования состоит в превенции асоциальных угроз в образовательном пространстве. Задача состоит в принятии дополнительных мер с целью уточнения профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Поэтому, мероприятия, реализуемые в рамках образовательной организации после получения результатов тестирования, не содержат репрессивно-карательного компонента. Гарантом этого является принцип конфиденциальности проведения социально-психологического тестирования. В случае выявления респондентов с высокой вероятностью вовлечения в зависимое поведение главным принципом является неразглашение и конфиденциальность результатов, закрепленные законодательством.

Не нарушает ли методика законы этики в социально-психологическом тестировании?

Законы этики психологического исследования, принятые Российским психологическим обществом, предписывают соблюдать принципы отсутствия дефицита информированного согласия, отсутствия обмана.

По всем пунктам данное тестирование может быть признано этичным:

в-третьих, образовательная организация обязана обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся; в-четвертых, при проведении тестирования психологи не обманывают респондентов, так как цель данного тестирования не скрывается от аудитории – в данном случае речь идет лишь о выявлении возможного риска, и не более чем.

Какая польза для родителя от участия в тестировании ребенка?

По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы – это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального, зависимого (аддиктивного) поведения, тем самым создается безопасная образовательное пространство для Вашего ребенка.

В случае, если ребенок имеет вероятность вовлечения в зависимое поведение, то по желанию родителей подростку будет оказана психолого-педагогическая коррекционная помощь в образовательной организации, либо на базе специализированного центра.

Помощь эта также будет носить конфиденциальный характер, будет являться эффективной, так как в эту работу будет включен родитель (законный представитель).

Является ли проведение тестирования обязательным для всех образовательных организаций?

Еще раз необходимо подчеркнуть, что тестирование проводится не ради тестирования, результаты социально-психологического тестирования используются для корректировки профилактической работы в образовательной среде. Профилактическая работа в школе, классе будет построена с учетом особенностей и потребностей ваших детей.


Муниципальный район "Абыйский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.

Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.

Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования

Если малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:

  • подобные события вызывают у детей большой стресс;
  • несовершеннолетние легко внушаемы, поэтому к их показаниям относятся с осторожностью;
  • несовершеннолетние, особенно в стрессовой ситуации, быстрее забывают произошедшие события и подробности, связанные с ними;
  • подростки могут давать неправдивые показания из-за страха выглядеть плохо в глазах своих сверстников или из-за того, что стыдятся событий, которые произошли.

Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.

Особенности допроса несовершеннолетних

Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:

  • при допросе ребенка до 16 лет или ребенка старше, но страдающего психическими расстройствами, обязательно присутствие педагога или психолога;
  • в возрасте допрашиваемого от 16 до 18 лет вопрос об участии на допросе педагога решается судом или следственными органами;
  • в качестве педагога приглашают лицо с соответствующим высшим образованием, не заинтересованное в исходе дела;
  • допрос детей до 7 лет нельзя проводить без перерыва больше получаса, в общей сложности допускается допрашивать не дольше часа в день;
  • в возрасте от 7 до 14 лет допрос длится без перерыва не больше часа, а в общей сложности не дольше двух часов в день;
  • допрос детей старше 14 лет проводят не дольше двух часов, в общей сложности не больше четырех часов в день;
  • несовершеннолетних до 16 лет не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний, но разрешено указывать им на необходимость говорить правду.

Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей

Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать. В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью). Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.

В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.

Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.

Может ли участковый допрашивать несовершеннолетнего опекаемого в качестве свидетеля без опекуна


Статьей 191 УПК РФ предусмотрено, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, обязательно участие педагога или психолога. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Т.е участие законного представителя не обязательно, но при желании стоит и необходимо на этом настаивать и отказать Вам не имеют права. Кроме того, без письменного поручения следователя (ст. 38 УПК РФ), участковый не имеет право вообще никого допрашивать, только получить объяснение.


МОСКВА, 28 ноября. /Корр. ТАСС Кристина Сулима/. Родители и представители профессиональной общественности неоднозначно отнеслись к предложению главы Минобрнауки Ольги Васильевой разрешить школьным психологам работать с детьми без согласия родителей. Если источником проблем является не семейная ситуация, родителей исключать из процесса никак нельзя, уверены эксперты, опрошенные ТАСС.

100 дней Ольги Васильевой на посту министра образования

Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева, выступая на Всероссийской научно-практической конференции "Система психологического сопровождения образования", заявила о возможности внесения поправок в законодательство, которые предоставят право школьным психологам работать с детьми без письменного разрешения родителей. "Сейчас психолог не может оказывать помощь без согласия родителей, согласия в письменной форме. Это требует быстрейшего решения, поправок в законодательство", - сказала министр.

По ее словам, в демографической ситуации современная российская школа столкнулась с новыми рисками - "агрессивной средой, угрозами терроризма, мультикультурным разнообразием" и рядом других. "Перед психологами встают новые задачи", - отметила тогда Васильева, добавив, что для их решения необходимы качественные кадры.

Не стоит отгораживаться от родителей

"Нельзя ничего делать без согласия родителей, это однозначно, на все 100%", - сказала ТАСС лидер Родительской лиги Нина Добрынченко-Матусевич.

По ее мнению, в условиях новых проблем и вызовов, психологи, наоборот, должны работать вместе с родителями, помогая детям. "Это должна быть совместная работа. То есть не психологи отгораживаются от родителей и что-то там делают с детьми, а, наоборот, максимально вовлекая родителей и помогая родителям понять, что происходит с их ребенком. А иначе может возникнуть ситуация - психолог работает с ребенком в школе, а дома совершенно другое представление о том, что нужно делать", - сказала лидер Родительской лиги.

Она добавила, что зачастую самим родителям нужна поддержка и помощь. "Именно поэтому сейчас так популярны лекции и встречи с психологами, родительские школы. Психологи и эксперты помогают родителям справляться с ситуациями, которые возникают. Я думаю, что залог успеха в совместной деятельности", - подчеркнула Добрынченко- Матусевич.

Без согласия - лишь в исключительных случаях

Работу школьных психологов переформатируют после случая с подростками в Пскове

"Сказать однозначно о том, стоит ли давать психологам право на работу с ребенком без согласия родителей, нельзя", - в свою очередь сказала ТАСС директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

Она считает, что, с одной стороны, психолог должен знать все тонкости и особенности душевного состояния ребенка, а без предварительного разговора с родителями узнать это невозможно. "С другой стороны, если учителям кажется, что с ребенком явно что-то не так, есть какие-то поводы беспокоиться о его психологическом состоянии и думать, что это напрямую связано с конфликтом в семье, то в данном случае просить разрешения у родителей тоже будет неправильно. Это согласие будет получить сложно", - считает Шевченко.

Она также отметила, что предложение Минобрнауки - очень тонкий вопрос, и если он получит оформление на законодательном уровне, необходимо уточнить многие моменты. "Какие-то моменты надо проговаривать, где однозначно можно и нужно это сделать, и тем самым вовремя спасти ребенка, а когда таким вмешательством мы можем только сделать хуже. Должны быть четко прописаны причины, по которым допускается работа психолога без согласия родителей", - подчеркнула директор по развитию.

По ее мнению, важно популярно объяснить родителям, что в некоторых случаях школой допускается вмешательство психолога без их согласия, но это делается ради самого ребенка и его душевного благополучия.

Сложно найти золотую середину

Психологи рассказали, как помочь ребенку адаптироваться в школе

"Найти золотую середину довольно сложно, может быть, это предложение нуждается в каком-то профессиональном обсуждении", - согласилась руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева.

Она указала, что, с одной стороны, требование получать разрешение у родителей очень серьезно осложняет работу. "Родители детей, которые нуждаются в психологической помощи, не всегда дают свое согласие, и это мешает работать эффективно. С другой стороны, за воспитание и развитие детей отвечают все-таки родители, и, отказываясь от практики получения разрешений, мы нарушаем их права", - сказала Дозорцева.

Предложение нарушает права родителей

"Это право родителя - получить информацию, давать согласие на обследование, присутствовать на нем и, если это требуется, отказываться от участия в нем", - подтвердил старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Евгений Ковалев.

Он указал, что перечисленные права родителей гарантируются не только законом об образовании, но и семейным и гражданским кодексом. "Там целый ряд взаимосвязанных статей, которые обеспечивают неотъемлемое право родителей в этом вопросе, притом приоритетное. И если мы будем каким-то образом его нивелировать, мы нарушим права родителя как законного представителя ребенка", - подчеркнул Ковалев.

По его словам, если сейчас психолог начнет работу с детьми без письменного согласия, это будет считаться грубым вмешательством в частную жизнь ребенка и его семьи, потому что психологические тестирования часто затрагивают достаточно интимные сферы. "Психолог может узнать от ребенка информацию, которую не все родители хотят видеть доступной кому-либо, кроме узкого семейного круга", - заключил сотрудник центра.

Читайте также: