Нужно ли проходить предрейсовый осмотр сотруднику на личном автомобиле

Обновлено: 16.05.2024

Отсутствие предрейсового медосмотра — штрафы, судебная практика

Изменились правила оформления путевых листов. Появились новые требования к обязательным атрибутам документа. Проведение предрейсовых осмотров возложили на лиц, имеющих лицензию на данный вид услуг. Суды выносят неоднозначные решения. Автоюристы трактуют нормативы по-разному. Как во всем этом разобраться? На какие нормы закона опираться, чтобы избежать высоких штрафов?
Разберетесь с терминологией — поймете законы

Основная ошибка возникает, когда законы, касающиеся транспортных организаций, занимающихся перевозками грузов и пассажиров, применяют к компаниям, использующим автомобили в служебных целях. Когда считают, что водитель – это лицо, оформленное в этом качестве, а не то, которое управляет ТС, принадлежащим юридическому лицу. Чтобы избавиться от путаницы и сомнений, разберемся с терминологией. Все понятно с грузоперевозчиками, то есть, транспортными компаниями, оказывающими услуги. Водитель оформлен в этом качестве, и обязан иметь путевой лист. Как быть с лицами, использующими ТС организации в служебных (личных) целях? Обратимся к ФЗ №196.


Необходимо разделять эти понятия, и не применять законы, касающиеся перевозчиков, на всех лиц, управляющих ТС, то есть, всех водителей. Это не только тот, кто оформлен по трудовому договору таковым, но и тот, кто на автомобиле принимает участие в дорожном движении. Независимо, кто находится за рулем служебного транспорта, он считается водителем и ему полагается иметь путевой лист, даже если это – генеральный директор.

Дополнение Ф3 от 28.12.2013г №437

Зачем оформлять путевой лист?

Путевка – это первичный отчетный документ организации. Контролирующие органы обращают особое внимание на правильность его оформления. От этого зависит з\п рабочего, размер налоговых вычетов, списание ГСМ, обоснованность нахождения ТС на балансе. Некоторые руководители на этих функциях останавливаются, забывая, что в путевом листе должны отражаться все обязательные атрибуты. Без них документ считается недействительным.

К таким реквизитам относят предрейсовый осмотр медработником. Сотрудник ГИБДД, в первую очередь, обратит внимание на наличие штампика врача и запись о прохождении технического контроля состояния автомобиля. Путевой лист дает право управлять транспортом, принадлежащим юридическому лицу. Если есть необходимость оформлять путевку, значит надо делать это в соответствии с требованиями закона. Для отчета перед налоговыми службами отсутствие в путевом листе отметки о прохождении предрейсового медосмотра, не является критической ошибкой. Хотя, при желании, могут придраться и к этому. Ространснадзор имеет полное основание наложить штраф за отсутствие обязательного реквизита (ст. 19.5 КоАП).

Что говорят эксперты по проведению предрейсовых осмотров?

Обратимся к специалистам. В компании Гарант (Правовой консалтинг) считают: закон, о необходимости иметь путевой лист, касается не только лиц, управляющих транспортом, принадлежащим юрлицу. Эксперты делают вывод: когда используется личный транспорт в служебных целях, нужно оформлять п\л. Такая необходимость возникает независимо от того: указано в трудовом договоре обязанность управления автомобилем или нет; оказывает ли организация услуги по перевозке грузов, пассажиров, багажа или нет; имеется ли в штате должность водителя или нет. Осуществляя служебную поездку, водитель или лицо, исполняющее обязанности такового, подпадает под действие закона 2.1.1 ПДД.

  • перевозят негабаритный или опасный груз (медицинский контроль проходить надо ежедневно);
  • автомобиль принадлежит юридическому лицу или ИП;
  • осуществляется перевозка людей (пассажиров).

Данный закон распространяется на водителей, управляющих ТС, оформленным на юридическое лицо, на перевозчиков опасных, негабаритных грузов, пассажиров или багажа.

Если обвинение строится на ФЗ №196 ст. 2 (от 15.11.95 г.), а к водителям причисляется любой человек за рулем, решение будет однозначным. Как это случилось в Омском облсуде от 9.02.16 дело № 77-80/2016. Чтобы избежать штрафов, а не рассчитывать на везение, необходимо не только оформлять путевые листы, но и организовать (заключить договор с лицензируемым медучреждением) прохождение предрейсового медосмотра для лиц, исполняющих обязанности водителя, независимо от того, на каком автомобиле он совершает поездки по службе, кем числится в компании, каким способом ведется учет ГСМ, как это отражается на налоговых вычетах. Судебная практика В случае, если работник оформлен не в качестве водителя, но вынужден исполнять его обязанности – управлять автомобилем в служебных целях, возникает спорная ситуация. Судебная практика неоднозначна: есть противоположные мнения и у блюстителей закона. В деле № А32-7034/2011 (от 28 декабря) Постановление № 15АП-12568/2011 (15 арбитражный апелляционный суд) принято решение о необходимости организовать проведение предрейсовых медосмотров в отношении лиц, не являющихся водителями по штату, но управляющих ТС компании в служебных целях. О необходимости исполнять требования ФЗ по безопасности дорожного движения заявил и 6 арбитражный суд (дело № А37-2345/2012 от 6 июня 13 года), Постановление № 06АП-5556/2012. В вынесенном решении сказано: имея на балансе ТС, организация обязана обеспечить прохождение предрейсовых медосмотров (техосмотр), как это предусмотрено законом. Отвечает за организацию работодатель, он же несет и финансовые издержки.

7. Проведение предсменных, послерейсовых и послесменных послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя

8. Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющие и (или) средне-профессиональное образование, медицинской организацией или оной организацией осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником состоящим в штате работодателя при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности) предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым, предсменным, послесменным).

9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменых, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.

Руководитель должен обеспечить оформление путевых документов со всеми обязательными реквизитами, к которым относится и медосмотр. Не имеет значения кем числится работник в штате компании. Любое лицо, управляющее транспортным средством, является водителем. На этом основании у юрлица, эксплуатирующего автотранспорт, появляется обязанность по организации предрейсовых осмотров водителей. Легковой автомобиль, управляемый гендиректором, не является исключением.

Согласно этому решению иметь путевки работник обязан (она оформляется на ТС), но директор компании не обязан проходить врача. Так было отказано в ходатайстве Управлению Госавтонадзора, предписавшему ООО организовать для лиц, управляющих ТС, находящимся на балансе общества, прохождение предрейсового медосмотра, и заполнение дорожных документов со всеми обязательными атрибутами.

Несмотря на подобные решения, начальник по трудовым спорам Д.В.Елисеенко рекомендует организациям, имеющим на балансе ТС, которыми управляют сотрудники, не являющиеся водителями, заняться организацией проведения предрейсовых медосмотров. Тенденция судопроизводства такова, что подобные дела рассматриваются больше в пользу контролирующих организаций, а водителем, по Правилам ДД, является любое лицо, управляющее транспортом, и не важно, какую должность занимает сотрудник.

В апреле по делу № 21-736/2016 г. Хабаровска было отказано в апелляции должностному лицу Столярову Е.М. Водитель не имел в путевом листе штампа о предрейсовом медосмотре. Ответственное лицо за организацию прохождения осмотров подвергли административному штрафу в размере 30 тысяч. рублей по ст.12.31.1 ч. 2 КоАП.

Организациям предписано, независимо от рода деятельности, организовать на предприятии (заключить договор с лицензируемым медучреждением) прохождение предрейсового осмотра лиц, исполняющих обязанности водителя. Используя транспорт компании для служебных поездок, необходимо оформлять путевой лист. Документ предусматривает наличие обязательных реквизитов, к которым относится штамп врача.

Вывод: Из вышесказанного приходим к заключению, что несмотря на неоднозначность судебных решений, наблюдается неуклонный рост постановлений, где закон поддерживает требования контролирующих органов. К водителям, обязанным проходить предрейсовый осмотр, причисляют лиц, которым полагается ездить с путевым листом. Правоведы, юристы, эксперты сходятся в одном – там, где эксплуатируется транспорт в коммерческих, служебных целях, необходимо организовать прохождение предрейсового медицинского осмотра.

Судебная практика по проведению предрейсовых осмотров Москве

Судебная практика по предрейсовым осмотрам по Приволжскому ФО

Более жестко отреагировал Краснокамский межрайонный суд Башкортостана, не приняв во внимание обстоятельства, сложившиеся в поселке, то есть, с невозможностью пройти предрейсовый медосмотр водителю школьного автобуса. Несмотря на отсутствие медика с необходимой лицензией, директору школы выписали штраф по ст. 12.31.1 ч. 2 (пока минимальный). Обязав руководство немедленно организовать возможность осмотров.

Не удалось избежать наказания индивидуальному предпринимателю, не оформляющего путевые листы в соответствии с требованием законодательства. Отсутствие предрейсового осмотра и прочие административные нарушения со стороны водителя, ответственного, как юридическое лицо, привело к высокому штрафу по ст. 12.31.1 КоАП РФ ч. 2. Дело № 7-1273/2017 (21-801/2017) г. Пермь.

Заключение: Как показывает судебная практика по регионам решения имеют отличия. В Московской области чаще встречаются дела об отсутствии предрейсового осмотра по нежеланию его организации, хотя есть все возможности следовать требованиям закона. В Башкортостане больше проблем с лицензированием медицинской деятельности. Но в целом по стране видна тенденция: избежать административных наказаний мало кому удается.

Читайте также: