Нужно ли менять работу при выгорании

Обновлено: 13.05.2024

Профессиональное выгорание — нередкое явление. Обычно для борьбы с ним рекомендуют длительные выходные, отпуск или даже смену работы.

Случается, что человеку нравится то, чем он занимается, но он все равно выгорает. Уходит в отпуск, избирается на другую должность, уделяет время хобби — ничего не меняется. Разберем, почему так происходит и что с этим делать.

Почему человек может выгорать даже на любимой работе

Главная причина — отсутствие новизны. Со временем даже самая интересная должность будет казаться скучной и незатейливой, а человек, который когда-то горел своим делом, может обесценивать его. Так происходит, потому что сотрудник достиг потолка, и ему не приходится сталкиваться с вызовами, необычными задачами, трудностями. Подобная ситуация может наблюдаться даже в творческих сферах.

Иногда рутина одолевает человека не только на рабочем месте, но и в жизни. Он каждый день выполняет одни и те же задачи в офисе, возвращается по прежнему маршруту домой и знает наперед, что с ним будет завтра, через неделю, две. К рутине порой прибавляется необходимость отдавать работе все время — с этим нередко сталкиваются топ-менеджеры и другие сотрудники, которым трудно делегировать задачи.

Некоторым, напротив, не нравится хаотичный ритм, по которому выстраивается работа. Иногда он объединяется с тотальной нехваткой времени на личные задачи, например у сотрудников скорой помощи.

На самооценку сотрудника и, как следствие, его желание заниматься работой дальше, влияет среда. С выгоранием нередко сталкиваются люди, которым необходимо конкурировать в борьбе за премии, повышение зарплат и другие преимущества.

Наконец, человек может перегорать, когда понимает, что его дело бессмысленно — например, если компания, в которой он работает, терпит не лучшие времена, и ему кажется, что он никак ее не спасет. Или когда он приходит к выводу, что никак не меняет жизни людей своим трудом или ничем не выделяется среди прочих сотрудников.

Как понять, что ты действительно выгорела

Для начала обрати внимание на условия работы. Если у тебя ухудшились условия труда, усложнились задачи, перестала расти или даже уменьшилась зарплата — это признаки того, что твое недовольство оправдано. Возможно, в таком случае тебе действительно пора обратить внимание на другие вакансии.

Если же у тебя объективно неплохие условия работы — ответь на следующие вопросы:

  • Не стала ли ты циничной и саркастичной на работе?
  • Как ты поднимаешься по утрам, зная, что тебе на работу: с удовольствием или раздражением?
  • Терпелива ли ты к ошибкам или замечаниям от своих коллег?
  • Нет ли у тебя желания причинить боль клиентам?
  • Хватает ли тебе энергии на повседневные задачи?
  • Не приходится ли тебе злоупотреблять алкоголем, сигаретами или вредной едой, чтобы отвлечься от мыслей о работе?
  • Все ли в порядке с твоим сном?
  • Не разочаровалась ли ты в своем деле?
  • Беспокоят ли тебя проблемы с желудком, головные боли, беды с кишечником и другими органами?

Если хотя бы один из вопросов заставил тебя задуматься — вероятно, у тебя начинается выгорание.

Как работать в состоянии выгорания

Некоторым людям помогает переход на новую работу, другие же рискуют столкнуться с выгоранием даже на должности мечты. Вот несколько неочевидных способов побороть негативные мысли о работе.

Четко разграничивай рабочее и личное время

Нередко с выгоранием сталкиваются люди, которые недавно перешли на удаленку. Им трудно отдыхать и работать в одном пространстве — особенно если они не озаботились зонированием.

Помни, что работу не стоит тащить в дом, и наоборот. Оставаясь на удаленке, попробуй выделить отдельный рабочий стол или даже кабинет для того, чтобы выполнять повседневные задачи. Работай только за определенным местом: это поможет не превращать уютное место в сплошное напоминание о недоделанных делах.

Отвлекайся на незатейливые, но интересные хобби. Важно, чтобы они вообще не были связаны с работой и не нагружали голову. Одни просматривают по вечерам длинные сериалы с десятками сезонов, другие зачитываются детективами, третьи выходят на пробежку. Словом, тебе стоит придумать занятие, которое позволит освежиться и отвлечься от рабочего стресса.

Придумывай себе челленджи

Некоторым остро необходимо регулярно идти на повышение — используй эту цель как долгосрочную задачу. Если твоя работа не предполагает пути по карьерной лестнице, попробуй придумывать что-то новое в своей работе — особенно если ты достигла в ней совершенства.

Видимо, сама идея цельнокройного платья показалась им оскорбительной. Так что они сами решили усложнить себе задачу и превратить ее в настоящее испытание.

Неизвестно, выгорали ли швеи или их действительно оскорбило такое отношение к ткани, однако случай с ними показательный, и ты можешь взять его на вооружение. Если тебе нужно написать письмо заказчику — попробуй вычитать его, как если бы ты работала корректором. Работаешь бариста — договорись с коллегой, что в течение недели вам нужно будет научиться рисовать самый сложный кофейный узор. Занята в продажах — попроси начальство, чтобы тебе подняли план еще выше, если ты, конечно, в силах достичь первоначальной планки.

Узнай, что можно изменить в работе

Этот пункт в чем-то похож на совет о челленджах, но касается условий труда в целом. Надоел офис — поговори об этом с шефом и попроси о переводе на удаленку. Перестала радовать зарплата — займись поиском аргументов, чтобы убедить руководителя повысить оклад. Понимаешь, что тебе приходится выполнять больше задач, чем прежде, — донеси это руководителю, не держи все в себе.

Делегируй дела

Это касается и рабочей сферы, и личной. Трудно быть безупречной во всем — и в карьере, и в быту.

Если ты живешь одна — попробуй отдать некоторые задачи на аутсорс. Вместо того чтобы ходить за продуктами, заказывай доставку к определенному времени. Не хочешь выгуливать собаку ранним утром — договорись об этом с соседом, который хочет подзаработать. Да, сторонние услуги могут стоить недешево, зато ты сбережешь нервы и сэкономишь силы.

Живешь с партнером, родителями, детьми, соседями — попробуйте составлять общий список задач. Узнайте друг у друга, насколько сильно вы сейчас заняты, какими делами не хотите заниматься ни в коем случае и что вы бы взяли в работу. Это поможет сохранить быт и не сгореть окончательно.

Содержание:

Причины возникновения СЭВ

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это эмоциональное истощение, сопровождающееся потерей мотивации и снижением работоспособности. Так это состояние описал американский психолог Герберт Фреденберг почти 50 лет назад.

Согласно современным исследованиям бельгийской компании Regus, целых 53% офисных работников во всем мире признают, что находятся на грани выгорания.


Читать по теме
Когда менеджера настигает СЭВ, он торопится сменить работу. Если это хороший сотрудник, то его надо удерживать всеми путями. 5 способов это сделать — в нашем блоге.

СЭВ возникает при длительном нахождении в состоянии эмоционального напряжения, которого в работе менеджера по продажам более чем достаточно:

Типичная история неуспеха, основанная на опыте бывших менеджеров по продажам в среднестатистической компании

Такова типичная история неуспеха множества компаний, в структуре которых есть отдел продаж. Но самое поучительное здесь вот что: руководство ежеквартально могло бы экономить на затратах при найме, зарплате и налогах, сменив подход к организации работы и введя профилактику СЭВ. А стоит ли по-другому выстраивать рабочие процессы и как, лучше узнать с помощью аудита организации.

Закажите бесплатный аудит!

Эксперт S2 поможет вам проанализировать вашу систему продаж по 50-ти показателям, чтобы вычислить ее слабые места. Всего 20 минут, и у вас будет готовый перечень шагов по повышению эффективности бизнеса.

Как распознать СЭВ у менеджеров отдела продаж

С этим парнем что-то не так. Может, у него СЭВ?

Hr-portal приводит основные признаки по которым можно распознать эмоциональное выгорание продавцов:

Что дальше? Последствия СЭВ для сотрудника и компании

Самый распространенный сценарий для сотрудника — уход из продаж и поиск более спокойной работы, даже если она хуже оплачивается. Все потому что стресс сильно подрывает здоровье и вызывает нарушение сна, одышку, ожирение и даже болезни сердца.


Алина Бородина, психолог:
— Крайняя степень развития СЭВ — это увольнение сотрудника. Стоит заметить, что выгоранию чаще всего подвержены ответственные сотрудники, которые работают с энтузиазмом и стараются добиться больших результатов. Поэтому вовремя не заметив эти симптомы и не приняв меры, невнимательный руководитель рискует лишиться ценных кадров.

Как не потерять отдел продаж

Эксперты-психологи, с которыми мы общались, советуют в первую очередь не допускать наступление СЭВ. На основе их советов мы составили список действий, которые обеспечат комфортную моральную среду в коллективе.

А что делать, если сотрудник уже выгорел? За ответом мы обратились к эксперту по эмоциональному восстановлению, который разъяснил, что скорая помощь при выявленном СЭВ происходит в три этапа.


1. Начните с восстановления физических сил. Синдром выгорания менеджера начинается при истощении физических ресурсов. Дайте сотруднику несколько дней на отдых – он должен выкинуть накопившиеся проблемы из головы.

2. Восстановите смыслы. Сотрудник должен заново понять, для чего он находится в компании, какова его роль, значение и перспективы. Побеседуйте с ним.

Эмоциональное выгорание у менеджеров по продажам — это системная проблема, которая рушит отдел продаж. Чтобы избежать ее, нужно пересмотреть подход к управлению. Общайтесь с коллективом, создавайте благоприятную атмосферу, автоматизируйте рутинные дела и чередуйте их с творческими задачами. Чтобы понять, что автоматизировать и мено в вашей фирме, чтобы она стала работать эффективнее, закажите аудит у наших специалистов. А советы о том, как это сделать, читайте в нашем блоге. Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на наши группы Вконтакте и Facebook.

Многим людям тяжело дается смена работы и сферы деятельности — в поисках идеального места могут пройти годы, за которые вся мотивация испарится. Как решиться поменять работу, если очень хочется, но никак не выходит? Разбираемся вместе с Нетологией и психотерапевткой Ольгой Размаховой.

Поймите, почему вы хотите сменить работу

Человеку, который рассчитывает поменять работу, нужно сразу определиться: чего именно хочется на новом месте и чем не нравится текущая ситуация. Чтобы осознать свои потребности, нужно задать себе несколько простых вопросов. Мне комфортно в коллективе? Если нет, то в каком коллективе мне будет хорошо? Мне нужна более высокая зарплата или нынешняя устраивает? Хочу ли я общаться с людьми или, наоборот, мне нужны тишина и спокойствие? Что именно я хочу поменять на моем нынешнем месте работы?

После того как вы ответите для себя на эти вопросы, можно составить чек-лист. В него нужно вписать свои потребности относительно идеального места и проверить, отвечает ли им нынешняя работа. Если условия сейчас совсем не совпадают с желаемыми — работу точно стоит менять.


Второй шаг — определить свои личные границы и подумать, не нарушаются ли на работе какие-то из них. Самые распространенные проблемы: неэтичное отношение со стороны руководства и коллег, постоянный дискомфорт на рабочем месте.

Еще очень важно понять, насколько для вас значимо то, что вы делаете. Если от работы вы не получаете ценностной отдачи и не чувствуете себя значимым, это еще один сигнал — пора что-то менять.

Проверьте себя: это точно не выгорание?

Определить выгорание не так просто — тут важно проанализировать свое психологическое состояние в целом. Обратите внимание: вероятно, вы стали быстрее утомляться, вам стало сложно общаться с людьми, у вас появилось ощущение бессмысленности работы. Именно при рациональном осмыслении вы можете понять: ваша работа вам интересна и важна, просто сил на нее почему-то нет.

Если вы не испытываете тотального отвращения к своей работе, а переживаете некий психологический кризис, скорее всего, это выгорание.

Важно: чаще всего выгорание никак не влияет на личные границы и потребности, поскольку это внутренний фактор, а не внешний. Тут правильный подход — обратиться за помощью к психологу, взять отпуск, разобраться с проблемами и снова начать работать с удовольствием.

Костя Колосков, выпускник Нетологии

Сконцентрируйтесь на возможностях

Решение поменять работу часто сопровождается тревогой. Если она вас не покидает, стоит задуматься — где именно ее источник.

Например, вам может казаться, что вы потеряете доход или просто не найдете новую работу. В сознании могут выстраиваться самые катастрофические сценарии, и тут важно рационализировать страх. Вы хороший специалист? Вы умеете делать свою работу? Тогда почему и зачем вы боитесь? Важно не обесценивать себя и концентрироваться на возможностях, а не на вероятных трудностях.


Некоторые могут испытывать тревогу из-за того, что боятся подвести людей, с которыми работали, или боятся, что о них поползут слухи в коллективе. Если вы думаете, что после вашего ухода коллегам станет труднее работать, подойдите к ним и узнайте, так ли это. Понять реальное положение дел — всегда лучше, чем додумывать. И еще: ваши потребности для вас в этой ситуации должны быть важнее потребностей других.

Иногда люди могут бояться самого диалога об увольнении — прокручивают в голове варианты развития событий, пишут речи, тренируются отвечать на вопросы от начальства. Но давайте честно: если у вас босс, с которым страшно обсудить увольнение, вам вряд ли нужно работать с этим человеком.

Если никак не можете решиться на диалог с начальством, возьмите лист бумаги и выпишите вещи, которые вас останавливают. Дальше постарайтесь аргументированно опровергнуть эти опасения — так вы сможете снять лишнее напряжение.

Дайте себе время

Сергей Кундрюков, разработчик в Epam systems, выпускник Нетологии

Не нужно требовать от себя быстрых решений и действий. На прежнем месте могут держать финансовые обязательства, а работа с тревогой может занять не один месяц. Подгонять себя — усугублять стресс.

Весь процесс вполне может занять полгода-год, и это совершенно нормально. Двигайтесь в своем темпе: важно не выбиться из сил, пока ищете новое место.

Попробуйте начать с маленьких шагов. Если сейчас понимаете, куда бы вам хотелось уйти, но осознаете, что навыков не хватает, — попробуйте пройти обучение. Это первый безопасный шаг: уходить с работы не надо, а ощущение, что дело сдвинулось с мертвой точки, вы получите.

Не стесняйтесь просить профессиональной помощи

К специалистам стоит обращаться в двух случаях: если вы совсем не понимаете, чем хотите заниматься и куда можете пойти работать, или не справляетсь со своим эмоциональным фоном. В первом случае может помочь рекрутер: он вместе с вами проанализирует ваши навыки и поможет понять, где и кому они нужны. Во втором — психолог: вместе с ним вы проработаете страхи и снизите уровень тревожности.

Позвольте себе эмоции

Просто вряд ли будет. Но если вы смогли заранее найти для себя ответы на вопросы из предыдущих карточек и четко понимаете, почему хотите найти новую работу, фрустрация должна со временем уйти. Чем лучше вы осознаете причины перемен и перспективы, тем проще вам будет войти в новую жизнь.

Возможно, вы очень сильно привязаны к предыдущему месту работы. Не пытайтесь подавить эмоции, которые у вас возникают из-за ухода. Вы можете продолжать общаться с коллегами и после увольнения, договориться, что будете уходить постепенно — за месяц или два. За это время вы сможете свыкнуться с переменами. А еще можете забрать с собой что-то из старого офиса — фикус без вас точно не проживет.

Важно понимать: смена места работы — это своего рода шанс утвердить контроль над собственной жизнью, почувствовать, что всё зависит от вас. Попробуйте посмотреть на ситуацию именно с этой позиции: вы делаете свободный выбор и принимаете решение, какой будет ваша жизнь. Это волнительно, здорово и совершенно меняет мироощущение.

Определите, что вам интересно

Итак, вы продолжаете работать в привычном офисе. Подумайте, хотите ли вы работать там же еще несколько лет. Определитесь: есть ли у вас перспективы на этом месте и устраивают ли они вас. Если не устраивают, подумайте, чего вообще хотите.

Вероятно, вы поняли, что в своей профессии достигли потолка и вам хочется попробовать силы в новой сфере деятельности: например, перейти из маркетинга в дизайн. Может быть, вам интересно смежное направление: так, программисты часто из frontend переходят в backend или мобильную разработку, а SMM-специалисты учатся настраивать таргетированную рекламу.

Если вы только начинаете изучать рынок, определиться бывает сложно, но вы можете проанализировать тренды. Сейчас есть немало рейтингов профессий, на которые растет спрос.


Выпишите все подходящие вам варианты. Составьте список рабочих задач, которые были бы вам интересны. Изучите, какие навыки вам понадобятся для работы по выбранным направлениям. Посмотрите на описания вакансий, предложения образовательных компаний: чему конкретно они обучают по этим профессиям.

Когда проделаете всё это, перспективы станут более понятными. Вы сможете определиться, нужно ли вам дополнительное обучение. Если да, то какое. С этого вы сможете начать: чтобы учиться, увольняться не надо — есть время подготовиться к переменам.

Нетология предлагает обучение и для тех, кто хочет с нуля освоить новую профессию, и для тех, кто хочет развивать навыки в смежных областях. Все курсы разделены на четыре уровня — для начинающих, уже опытных специалистов, топ-менеджеров и корпоративное обучение для сотрудников компаний.

Всего в Нетологии больше 80 программ по направлениям маркетинга, дизайна, бизнеса и управления, программирования, аналитики, Digital MBA и развития soft skills. Кураторы направлений поддерживают студентов на каждом этапе обучения.

Для тех, кто пока не может решиться на большой курс или не выбрал подходящую для себя профессию, есть бесплатные программы и занятия. Например, профориентационный курс Digital Start, который поможет определиться с направлением для роста.

– Вам, наверное, интересно зачем я вас собрала?

Как трактовать мое поведение?

Я обратилась к специалистам: одно дело ощущать эмоции, другое – определять и отрабатывать. Разобраться в профессиональном выгорании помогли психологи Анастасия Змиевская из Волгограда и Надежда Сова из Йошкар-Олы. Про карьерный тупик для TexTerra рассказала карьерный консультант Галина Бобкова из Москвы.

В статье поведаю о феноменах, алгоритме выхода из состояний, правилах поведения в семье при возникновении проблемы. Продемонстрирую на своем примере, чем выгорание отличается от карьерного тупика и что случается дальше. Статья полезна фрилансерам, наемным работникам и предпринимателям.

Коварный карьерный тупик – устал, но куда идти?

Что такое профессиональное выгорание

Сузили всеобъемлющий термин американские социальные психологи Кристина Маслах и Сьюзен Джексон. Они определили, что профессиональное выгорание включает в себя всего три аспекта:

  • эмоциональное истощение – опустошенность, бессилие, цинизм, потеря надежды и эмпатии, чувство вины, тревога, ощущение беспомощности и пр.;
  • деперсонализация и дегуманизация – день сурка, в котором человек наблюдает себя со стороны, отказ от общих норм поведения в пользу проявления личностных качеств (агрессии, сарказма, цинизма, грубости, ненависти);
  • редукция личных достижений – потеря смысла жизни, синдром самозванца, нежелание вкладываться в работу.

Другими словами, профессиональное выгорание – это призыв от подсознания к сознанию обратить внимание на истинные желания. Подсознание использует тело как индикатор и заставляет его испытывать набор соматических и эмоциональных реакций, описанных Маслах и Джексон.

Всю энергию тело тратит на сопротивление соматическим реакциям, поэтому сил на полезные действия (например, спорт) не остается. Зато появляется усталость и апатия, желание порвать связь с реальностью

Личный опыт профессионального выгорания

Я ненавидела коллег, клиентов и особенно начальницу. Испытывала неприязнь, когда видела ее, не хотела ничего делать. Предпочитала запираться в кабинете, часами заполняла отчеты, на которые обычно тратила 20–30 минут.

Однажды начальница накричала на меня. Ей нужно было выплеснуть гнев – я оказалась рядом. В тот же день я ушла на больничный, а утром приехала и положила заявление на стол. Начальница попросила остаться на разговор: объясняла, что мое состояние закономерно, я устала и надо отдохнуть. Если после выхода с больничного решу уйти, она подпишет заявление. Если нет, мы вместе его порвем.

Спустя неделю я вышла на работу, заявление уничтожили. Я отдохнула, привела мысли в порядок и поняла, что люди вокруг хорошие. Просто ожидания не сошлись с реальностью. Во время отдыха увидела и приняла текущую картину мира. Мысли, которыми я открыла статью, не посещали меня полгода.

Что такое карьерный тупик и каковы причины его возникновения

Иногда профессиональное выгорание принимают за карьерный тупик. Но феномены зарождаются по разным причинам. Выгорание появляется из-за физического и эмоционального бессилия, в тупик же люди входят с желанием изменить жизнь, но не видят возможностей для этого (или возможностей нет). Выгорание может возникнуть из-за карьерного тупика, а карьерный тупик из-за выгорания – нет.

Причины входа в карьерный тупик:

Карьерный тупик – ментальный синдром, он всегда развивается вследствие закономерных событий.

Из любого тупика есть выход: нужно просто найти его

Личный опыт нахождения в карьерном тупике

Через полгода меня снова накрыла невыносимость бытия и ненависть к начальнице, коллегам. Правда, добавилось новое ощущение: страстное желание что-либо изменить в жизни. Но я не видела возможностей. Мои знания ограничены профессиональной деятельностью, я достигла потолка. Учиться? А чему? Перейти на иную должность в компании? На какую?

Я ушла в отпуск, отправилась в путешествие. По возвращении ничего не изменилось: негатив усилился, добавился синдром самозванца и усталость. Спустя две недели я ушла из компании. Полгода искала себя и вошла в несвойственную нишу, где уткнулась в тупик через три месяца. Снова ушла, теперь на фриланс, где счастливо пребываю по сей день. Выгорания случаются, но тупики – нет.

Как преодолеть профессиональное выгорание

Я хотела написать десятки советов, но увы. Преодолевать выгорание придется по избитому сценарию:

  1. Убедитесь, что это выгорание. Возьмите 3–4 выходных и проанализируйте, что вы чувствуете вдали от работы. Если по-прежнему тянет к деятельности, но вы не хотите или не можете к ней вернуться, это выгорание.
  2. Позаботьтесь о теле и сознании. Хочется спать – спите, кушать – кушайте, взойти на Эверест – восходите. Не отказывайте себе в исполнении текущих желаний, особенно, если на них есть деньги и ресурсы.
  3. Поговорите с домочадцами. Объясните, наконец, почему ведете себя как скотина. Они поймут и, возможно, отвлекут от философских мыслей.
  4. Поговорите с коллегами, пережившими профессиональное выгорание – как они справились? Ощущение, что вы не одни, успокоит.
  5. После выхода на работу практикуйте психологическую или физическую дистанцию с теми, кто вызывал раздражение. Когда в трубку кричит клиент, представляйте, что его гнев направлен на компанию – абстрактную единицу, состоящую из массы людей, зданий, оборудования. При живом разговоре отходите от такого человека дальше, реже смотрите в глаза.
  6. Не размывайте границы между работой и домом: приучитесь переключаться. Это возможно, но понадобится контроль родных.

Если вам сложно общаться с собой и понимать себя, обратитесь к психологу. Кстати, они тоже выгорают, даже похлеще других. Комментарий на эту тему дала Надежда Сова, психолог из Йошкар-Олы.

Прежде всего, я человек со своим опытом и особенностями нервной системы, только потом – психолог. В моей концепции мира работа и жизнь неразделимы. В прошлом я приходила домой и понимала: жизнь проходит, а я терплю ненавистную работу. Для меня важно было найти призвание или предназначение, так как я считаю, что человек рождается с миссией. Если он идет против себя, жизнь превращается в страдания.

В мае 2019-го я уволилась. Освободилась. Меня поддержал муж. Четыре месяца посвятила себе и психотерапии. И чудо произошло: я поняла, что хочу заниматься детьми. Теперь я детский психолог, это моя идентификация. Я открыла частную практику, а параллельно меня пригласили в два места работы.

Оказывается, когда занимаешься любимым делом, меньше устаешь, появляется больше идей и желание развиваться, ощущаешь бесконечное счастье. И деньги приходят.

Как выйти из карьерного тупика

Если вы идентифицировали карьерный тупик, обратитесь к карьерному консультанту. Психолог не поможет: бессмысленно копаться в подсознании, нужны конкретные инструменты. Галина Бобкова рекомендует следующее:

И второе, что необходимо – это присвоить себе авторство за все, что было, есть и будет в собственной карьере. Даже если причины тупика – внешние (рынок изменился или на данном месте работы не повышают), всегда в силах самого человека что-то изменить. А если положение кажется безвыходным, это означает, что просто выход ему не нравится. Хотя, как правило, именно там – зона его развития.

Впрочем, выйти из карьерного тупика реально самостоятельно. Использовать советы из интернета стоит по минимуму: они не учитывают контекста ситуации и могут навредить. Примерный алгоритм действий таков:

  1. Брать выходные необязательно – отдых не поможет. Работать над собой можно в рабочем режиме.
  2. Не делайте ничего сгоряча. Не пишите заявление на увольнение и не посылайте начальника в известном направлении. Лучше поинтересуйтесь, есть ли возможность перейти на другую должность или влиться в новый проект – на перспективу.
  3. Узнайте себя: чего вы хотите, о чем мечтали в детстве, что принесет пользу вам и семье. Попробуйте докопаться до причины – почему вы в тупике.
  4. Оцените перспективы профессии и рынок труда. Соотнесите реальность с вашими возможностями. Нельзя стать космонавтом в 50, имея за плечами несколько гипертонических кризов и лишний вес. Таким несоответствием вы только вгоните себя в депрессию.
  5. Примите решение, что делать дальше – оно вытечет из причины: одним нужно менять профессию или нишу, другим – учиться. Если для вас актуально последнее, посмотрите курсы TeachLine. На мой взгляд, для первой работы в интернете шикарно подойдет профессия контент-маркетолога.

Что делать, если в вашей семье кто-то выгорел или зашел в тупик

Правило номер 0: не препятствуй родственникам, вознамерившимся обсудить твою проблему

Ваша задача – донести до всех правила общения в период кризиса. Звучит грубо, но только так вы сохраните мир в семье:

Вот что думает об общении с близкими психолог Анастасия Змиевская:

Человек, находящийся в карьерном тупике, может страдать от депрессии, если долго терпит нелюбимую работу, и не знает, что делать дальше. Соответственно, на близких он влияет так же, как и любой человек в депрессии – может вызывать жалость, раздражение, непонимание и много других чувств.

Здесь две рекомендации: 1) поддерживать человека эмоционально, признавать реальность его переживаний и проблемы; 2) понимать, что ответственность за выход из тупика лежит только на самом человеке, а не на близких.

Читайте также: